Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям

Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого в таблице кратко

Кабанова и Дикой – отрицательные персонажи драмы А. Н. Островского «Гроза». Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого позволяет выявить сходства и различия героев-тиранов.

Общие черты

Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой – представители старого уклада жизни.

Характеристика Дикого и Кабанихи часто сливаются воедино, так как главное в их жизни – это власть. Оба персонажа являются настоящими деспотами.

Дикой постоянно гневается на свою семью. В ходе повествования читатель узнает о том, что племянник Дикого Борис обязан прислуживать ему, чтобы получить бабушкино наследство.

Кабаниха держит в постоянном страхе собственных детей: Тихона и Варвару. Жену Тихона Катерину Кабанова сразу же невзлюбила, поэтому она относится к ней с презрением и жестокостью. Кабаниха, как и Дикой, не дает свои родственникам шанса на свободную и счастливую жизнь.

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что они постоянно находятся в центре внимания. Герои чувствуют свою власть не только в собственных семьях, но и во всем городе. Кабаниха и Дикой делают абсолютно все, что им вздумается. Деспотизм персонажей остается безнаказанным, никто не решается пойти против Дикого и Кабановой. Дикой считает всех людей червяками, которых он может с легкостью раздавить.

Еще одна черта, которая свойственна и Дикому, и Кабанихе, – страсть к деньгам. Дикой не любит прощаться с ними, поэтому он не выплачивает честно заработанные крестьянами деньги. Это же касается и любых материальных благ: чтобы получить наследство, которое даже не принадлежит Дикому, Борису приходится идти у Дикого на поводу.

Различия

Несмотря на похожий образ жизни и их самодурство, Кабаниха и Дикой все же имеют различия.

Если Дикой не беспокоится о том, что о нем скажут другие люди, то Кабанова заботится о своем положении в обществе. Дикой не боится даже городничего. Он открыт перед всем обществом, ничего от него не скрывая. Кабаниха же старается показать себя с лучшей стороны, чтобы все вокруг думали о ней только хорошо. Для этого Кабаниха ходит в церковь и помогает нуждающимся. Героиня скрывает все то, что происходит в стенах ее дома.

Также Кабаниха, совершенно ничего из себя не представляя, любит поучать окружающих, давать им советы, которые связаны с традициями старины. Именно они являются первостепенными в жизни Кабановой.

Отличительной особенностью является то, что Дикой признается в том, он во многих ситуациях ведет себя неправильно. Он утверждает, что иной раз извиняется перед своими близкими за совершенные проступки. Дикой рассказывает, что может извиниться и перед обычным мужиком, которого он когда-то обидел. Кабаниха же считает себя правой в любых обстоятельствах. Она не способна просить у кого-то прощение.

Сравнительная таблица

Чтобы понять общие и различные черты, поможет следующая таблица:

Представители старого уклада жизни

Настоящие деспоты, разрушающие жизни членов своей семьи

Любят деньги и другие материальные ценности

Ханжа и лицемерный человек, для которого важно мнение общества

Человек, который никого не боится

Окружающие люди уважают Кабаниху, считают ее милосердной женщиной

Окружающие боятся Дикого и не пытаются идти против него

Скрывает домашнюю обстановку

Не скрывает домашнюю обстановку

Все свои поступки оправдывает соблюдением традиций

Эгоист, думающий только о себе и уверенный в своей вседозволенности

Уверена в своей правоте в любых ситуациях, не способна на извинения

Признает свои негативные черты, может просить прощение за свое поведение

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи», рассмотрит общие и различные черты характеров персонажей.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Источник

Что я думаю о темном царстве Дикого и Кабанихи

(Что бы я добавила к взглядам Кулигина как выразителя общественного мнения калиновцев)

А.Н. Островский родился и жил в Москве, на Малой Ордынке. В этом районе издавна обосновалось купечество. Он с детства примечал картины быта и своеобразные нравы этого купеческого мирка. И понятно, почему писатель в своих произведениях использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. Ему был чужд и противен весь склад этой пустой, темной жизни. Островский написал 48 пьес, и все они имели большой успех, что говорит о небывалом таланте автора.

Одно из наилучших произведений А.Н. Островского – это драма «Гроза», написанная им в 1859 г. Она была написана в то время, когда на смену домостроевских порядков, на смену прогнившей, никому не нужной старины приходит стремление к учебе, к знаниям, стремление по-настоящему жить и свободно любить. В «Грозе» Островский показал типичных представителей «темного царства», «отцов» города Калинова, которые, опираясь на свое богатство, унижают и обкрадывают бедных людей, творят любые бесчинства как у себя дома, так и на улицах города.

Самый богатый калиновский купец – Савёл Прокофьевич Дикой. Это властный и суровый человек, привыкший, чтобы все окружающие подчинялись ему, а те идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневать его. Дикой чувствует свою власть над остальными жителями Калинова, и потому ему ничто не стоит обругать, обокрасть бедного человека и вытолкать его ногой за дверь. Ради денег он готов пойти на любое мошенничество и обман. И он прямо заявляет городничему: «Много у меня в год-то народа перебывает… не доплачу им по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Все члены семьи Дикого находятся в постоянном страхе, боясь хоть чем-нибудь прогневить своего хозяина самодура. Вот что говорит Кулигин: «Уж такого-то ругателя как Савёл Прокофьевич, поискать еще!»

Дикой очень темный и малограмотный человек. Когда механик-самоучка Кулигин объяснил ему, что такое гроза, он с возмущением воскликнул: «Какое еще там елестричество!? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
Кулигин советуется с Диким о постройке солнечных часов, громоотвода – всех тех вещей, которые необходимы в городе. Но этот богач настолько невежественный и темный, что не только не дает денег Кулигину, а угрожает ему тюрьмой за вольнодумие: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»

Дикой – представитель старых порядков, он очень религиозен. Боясь прогневать господа бога, он в то же время бесчинствует над бедняками. У меня к Дикому имеется единственное чувство – это неприязнь, презрение. Как он подло поступил со своим племянником Борисом? Блеск золота довел этого купца до того, что он нарушил завещание своей матери и не отдал ту часть наследства, которая предназначалась его племяннику. Во всем своем облике этот человек ужасно противен. Страшный эгоист.

Вторым представителем калиновского купечества является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Это лицо так же типично для представителей «темного царства», но еще более зловещее и мрачное. Кабаниха сурова и властна. Она ни с кем не считается и заставляет всю семью ползать на коленях перед ней.

Она строго соблюдает порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она не представляет, как будут жить молодые люди после смерти их «премудрых» отцов и матерей: «… Что будет, как старшие перемрут, как свет будет стоять, уж и не знаю!»
Кабаниха, также как и Дикой, темна, невежественна. Страннице Феклуше она так отвечает, когда та рассказывает ей о новых удивительных машинах: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду».

Она зла и деспотична. Требуя повиновения, она не дает жить Тихону и Катерине, не дает им самостоятельно действовать. Невзлюбив Катерину за ее свободолюбие, гордость, за непослушание, она даже рада смерти этой прекрасной девушки, которая хотела жить и любить свободно, чтобы ее не связывали рамки домостроевщины. Властность Кабанихи сказывается и тогда, когда она заставляет Катерину вставать на колени перед Тихоном: «В ноги, в ноги!»
Дикой и Кабаниха сходны между собой, но в то же время у них есть резкие отличия: Кабаниха прежде всего умнее Дикого, она более сдержана, внешне бесстрастна и сурова. Она единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

Кабаниха и Дикой типичные представители «темного царства», которые препятствуют развитию всего нового, передового.

По всему ходу драмы мы видим неизбежную обреченность «темного царства», всех Кабановых и Диких, которые мешают правильной свободной жизни.

Источник

В чём различие и сходство между Диким и Кабанихой? (ЕГЭ по литературе)

Образы Дикого и Кабанихи имеют ряд сходств, основывающихся прежде всего на осознании собственного предназначения и места в обществе.

В данном произведении образ Дикого служит для разоблачения истинного самодурства, заключающегося в никем и ничем не оправданном своеволии, абсолютно неограниченной грубостью и даже жестокостью, проявляющейся не только в отношении малознакомых, но и даже близких ему людей. Еще одна отличительная особенность характера Савла Прокофьевича заключается в его корыстолюбии. Дикой определяет отношение к окружающим его людям по социальному статусу, и потому постоянное унижение нижестоящих в материальном плане людей постепенно превращается у него из желания в ежедневную потребность, средство утоления которой и именуется самодурством. Характер Дикого объясняется в некоторой степени его жизненным ценностями: патологическая любовь к деньгам, основывающаяся на постоянном преумножении собственного капитала, играет в его жизни основную, ведущую роль. При этом в средствах достижения своей цели Савел Прокофьевич не особо избирателен: он отсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Подобные жизненные приоритеты порабощают Дикого: будучи крайне обеспеченным в материальном плане он слаб духовно, поскольку далек от чувства жалости и сострадания чему-либо.

В своих взглядах и убеждениях позиция Дикого сходна с соображениями Марфы Игнатьевны Кабановой, основная идеология которой также состоит в абсолютной непрекословности подчинения нравам этой деспотичной женщины. В данном произведении Кабанихи предстает перед читателем в образе яростной сторонницы консерватизма, лицемерной ханжи, скрывающей под внешней заботливостью и чуткостью глубочайшее безразличие и желание во что бы то ни стало сохранить собственный авторитет в глазах общества. В ее характере, так же как и в характере Дикого, преобладающим качеством является эгоизм, объясняющийся в первую очередь желанием каким-либо образом самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Кабаниха, подобно Савлу Прокофьевич, так же является заложницей собственного своеволия и всевластия, поскольку » еще царица, она этим миром уже не управляет». Деспотизм Марфы Кабановой, подобно самодурству Савла Прокофьевич, имеет всеохватывающий характер, главной причиной которого является отсутствие какого-либо должного сопротивления со стороны общественности. Однако, несмотря на поразительное сходство психотипов данных персонажей, между ними существует одно достаточно существенное различие. Если Савел Прокофьевич оправдывает свои злодеяния наличием высоко социального положения и делаем это открыто, без зазрения совести, то Кабаниха в качестве основы для своих бесчинств использует старые порядки «Домостроя», что характеризует ее как лживую, не способную понести ответственность за совершенные деяния, женщину.

Таким образом, одним из основных мотивов данной пьесы является разоблачение истинных устоев и нравов правящего класса России того времени, осознание надвигающегося религиозного кризиса, отраженного в образах жителей города Калинова и в частности Дикого и Кабанихи.

Источник

Сочинение по литературе. Дикой и кабаниха — «Самодуры русской жизни»

Провинциальные нравы

В русской классической драматургии творчество Островского занимает особое место. Все его произведения повествуют о человеческих взаимоотношениях, о несправедливом укладе жизни, о вседозволенности и бесправии.

«Гроза» была написана в 1859 г. Действие пьесы разворачивается в небольшом городе Калинове на берегу Волги. Это спокойное, живописное место, с красивой природой. Таких городов по всей России бесчисленное множество. Жители Калинова в основном приверженцы старообрядчества, суеверные и забитые. Все новости приносят к ним лишь странники богомолы.

Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям. Смотреть фото Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям. Смотреть картинку Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям. Картинка про Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям. Фото Что общего в отношении дикого и кабанихи к жизни и людям

Потому великий русский критик Добролюбов метко окрестил этот город и все подобные ему «тёмным царством». Но они привыкли жить так, и не задумываются о том, что можно всё изменить и относиться друг к другу иначе. Им чуждо всё, отличающееся от их представлений о том, что правильно, а что нет. В осуждении такого уклада жизни заключается основная мысль произведения.

Как и везде, бедняки здесь вынуждены работать от зари до зари, а богачи и не думают затруднять себя какими-то обязанностями. Материальное положение человека определяет отношение к нему окружающих. Зажиточные люди Калинова:

Они делают всё что хотят, не считаясь ни с кем. Их деспотизм по отношению к беднякам представляется им самим вполне нормальным. Можно кратко охарактеризовать поведение калиновских «денежных мешков»: кто богаче тот и прав. Купцы нередко конфликтуют по вопросам торговли, не стесняясь вставлять друг другу палки в колёса, даже если это требует расходов.

Купеческий дом

Семья Кабановых: вдовствующая мать Марфа Игнатьевна, дочь Варвара, сын Тихон и его жена Катерина живут в большом богатом доме за глухим высоким забором. Уклад жизни в этом семействе вполне типичен для состоятельного купечества того времени. Патриархальные порядки, царящие в нём, как и во всём городе, определяют взаимоотношения его обитателей.

Эти люди ведут размеренную и спокойную жизнь. Им нет нужды заботиться о хлебе насущном, работать, чего-то добиваться. Богатство позволяет бездельничать и ни о чём не беспокоиться. Они не стремятся к образованию, не читают книг, газет, не интересуются ничем новым. Всё это им не нужно. Большую часть времени проводят дома, изредка выходя на прогулки.

Однако жизнь этого семейства нельзя назвать счастливой. Деспотизм, жестокость и самодурство матери, которая держит всех своих домашних в железных рукавицах, не позволяет никому из них и шагу ступить без её воли. Именно такой домостроевский порядок она считает единственно верным, и противится всему, что даже в малейшей степени не согласуется с ним.

Сын и дочь

Воспитанные в богатой купеческой семье Тихон и Варвара с рождения привыкли безропотно подчиняться своей властной матери, и никогда ни в чём даже не пытаются ей возражать. Кабаниха не позволяла им иметь собственного мнения, и требовала полного повиновения во всём. Её муж давно умер, ничто не мешало ей самодурствовать. И дети выросли покорными. Все их поступки должны быть одобрены родительницей. Однако оба они:

Сын Тихон говорит ей, что не хочет, чтобы жена боялась его, цитата: «мне достаточно, что она меня любит». Человек он добрый, но слабохарактерный и безвольный. Полностью подавленный матерью, Тихон Кабанов страдает от своего бесправия. Однако и не пытается изменить положение.

Он готов и дальше нести эти оковы, осознаёт собственную слабость, хотя мечтает вырваться из них. Чтобы отдохнуть от гнёта, иногда во время поездок по делам пьянствует, находя в этом отдушину. Лишь в конце, после гибели жены он обвиняет мать в этой трагедии. И говорит, что и сам не хочет дальше «жить да мучиться».

Варвара, дочь Кабанихи тоже подчиняется матери. Однако эта девица не так слаба и безвольна, как её брат, и характеры у них разные. Выросшая в деспотичной обстановке, она научилась ловко обманывать и хитрить, чтобы добиться того, что ей хочется. Без этого в их доме жить невозможно, что она и объясняет Катерине. Никаких угрызений совести не чувствует. И сама умело лжёт, чтобы встречаться со своим возлюбленным, а затем и вовсе сбегает с ним из дома. Лицемерие и ханжество давно вошли у неё в привычку. Хотя вряд ли можно строго судить её за это.

Глава семейства

Несложно ответить на вопрос, к какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха. Её образ традиционно считается одним из самых отрицательных женских персонажей в классической русской литературе. Эта пожилая купчиха упрямая и вздорная. Отличительные черты её характера — самодурство, суеверие, жестокость.

Представления этой бездушной женщины о жизни определяются приверженностью к старым порядкам, что проявляется в каждом её поступке и суждении. Она совершенно необразованна, но считает себя умным человеком. Ей чужды даже сами понятия о доброте и справедливости. Никто не слышал от неё никогда ласкового слова.

Кабаниха всеми силами старается поддерживать в своём доме домостроевские устои. Главной её заботой является стремление жить по старым правилам, ничего не меняя. Всех своих домочадцев и слуг «поедом ест». И требует полнейшего подчинения.

Сильная, властная и крайне упрямая, она не позволяет им даже задуматься о правильности своего мнения и принятых ею решений, считая, что лишь она может одобрять или не одобрять действия и поступки. И не видит ничего плохого в том, что превратила собственного сына в настоящего труса, мягкотелого, безвольного слабака, полностью лишённого мужского достоинства. Он так боится её, что даже после женитьбы не смеет возразить ей ни в чём.

По приказу матери он бьёт свою жену, ругается с ней, хотя ему вовсе не хочется этого делать. Но Кабаниха считает необходимым такое обращение, ведь страх жены перед мужем — обязательное условие семейной жизни, по её мнению. Она убеждена, что это единственная возможность поддерживать порядок. Её устами в сочинении Островского говорит целая уходящая эпоха: «Что же будет, как старики перемрут? Как будет свет стоять? Уж и не знаю».

В разговоре о паровозе она называет его «огненным змеем» и заявляет, что не станет ездить на нём. В этой реплике выразилось её отношение ко всему новому. Она не желает признавать никаких перемен, убеждённая в том, что ничего хорошего они принести не могут.

Сердечная привязанность

Любит ли она своих детей? Ответить достаточно сложно. В силу ужасного характера эта жестокая мамаша постоянно пилит их, обвиняя в том, что они не желают во всём жить по привычным ей старым правилам. По её словам, строгости она заводит именно от любви к ним, так как желает им добра. Дочери она даже позволяет изредка прогуливаться и видеться с молодёжью.

Но нелегко представить, чтобы в сердце этой злобной ведьмы есть такое светлое чувство, как любовь к своим детям. С трудом можно предположить, что это жестокое существо любит хоть кого-нибудь. Что же касается невестки Катерины, то её она и вовсе готова сжить со свету, и это у неё успешно получается.

Кабаниха считает себя глубоко религиозной. Однако вера её не подлинная, идущая от сердца. Для неё главное — соблюдение всех обрядов, внешней атрибутики. Важно выглядеть таковой в глазах окружающих, а искренние душевные порывы для неё — дело десятое.

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (По драме А. Н. Островского «Гроза»)

Написав «Грозу», А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и гак далее. Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно

смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной. И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»), И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им. Главная

черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. («Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!») Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать. Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. («…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. («Недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются».) Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. («Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?») Дикой — очень расчетливый. Он никогда не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его («…воюешь-то ты всю жизнь с бабами»). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил). Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина «Хороша тоже и Кабаниха» он отвечает: «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…» Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти. В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. («Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку» ) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь. И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным «лучом света в темном царстве»

Отвратительный самодур

Образ Савёла Прокофьевича Дикого в произведении представлен автором как образец богатого купца, признающего лишь собственную власть над людьми, которую дают деньги. Всё остальное не имеет для него никакого значения.

Этот человек полностью лишён чести и совести, чего даже не пытается скрыть. Он считает себя выше всех. Городничего запросто похлопывает по плечу, зная, что тот не пойдёт против него. Речевая характеристика образа Дикого в пьесе представлена репликами персонажей. «Да разве ж он кого боится!» — говорят о нём горожане.

Окружающих этот деспот даже без всякой причины оскорбляет и унижает. Они для него «червяки», которых ему ничего не стоит раздавить, если захочется. Невежество и бескультурие в сочетании с грубостью и полным бесстыдством делают этот персонаж отталкивающим. Дикой постоянно ругается, это давно стало его основной привычкой. Он никогда не выбирает выражений, болтая всё, что ему вздумается, вполне оправдывая свою фамилию.

Тихая и покорная жена с утра просит всех не тревожить его: «Голубчики, не рассердите!». Однако этому самодуру и не нужен повод для бешенства и нападения на кого-нибудь просто так, чтобы выплеснуть свою злобу. Собственное поведение порой не нравится даже ему самому. Иногда он раскаивается и просит прощения, но изменить себя не может. В этом состоит противоречивость его натуры.

Впрочем, набрасывается Дикой только на тех, кто заведомо слабее его и не сможет дать отпор. Свою куму Марфу Кабанову уважает. Она сама богаче его и не слабее характером. Поэтому умеет поставить его на место. А также Кудряш, его конторщик, не становится объектом нападок Дикого, так как сам является знатным грубияном.

Жадный, скупой, эгоистичный, он изводит и мучает своего племянника Бориса, не желая отдавать наследство, оставленное бабушкой. По условиям завещания он должен получить его, если будет почтителен с дядей. Но, несмотря на все свои старания, племянник не может угодить ему. Этот скряга и не собирается ничего отдавать Борису.

Сходства и различия

Приводя цитатную характеристику Дикого и Кабанихи, читатель может наглядно увидеть, что эти персонажи являются представителями «тёмного царства», которое так ненавистно Островскому. Составляя таблицу для сравнения и характеристики этих образов, следует отметить некоторые общие черты.

Чтобы охарактеризовать их взаимоотношения, необходимо упомянуть о том, что оба они обожают производить впечатление на окружающих. Их портретные образы отличаются высокомерием и властностью. Им нравится подчинять себе всех, кого только можно, и безраздельно командовать. А о том, что они отравляют жизнь своим близким, не желают задуматься. Такими представлены в пьесе Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства каждого из них ярко показаны автором.

Однако, проводя сопоставительный анализ, нельзя не отметить также некоторые различия характеров этих персонажей. Описывая их нравственные образы, непременно следует подчеркнуть, что Дикой всё же хоть изредка, но признаёт собственную неправоту. Он и сам, возможно, желал бы обладать другим характером. А Кабаниха даже мысли не допускает, что когда-то в чём-либо ошибается. Нет, права может быть только она, и никто другой. Кроме того, она не любит показывать и рассказывать на людях о том, что происходит в её доме. Дикой же, напротив, говорит о своей семье и близких со всеми.

Именно люди, подобные Кабанихе и Дикому, олицетворяли собой худшие черты русского купечества. Их непросвещённость и необразованность, а также власть над другими людьми, благодаря богатству, позволяли раскрывать худшие черты характеров.

Дикой и Кабаниха — «Самодуры русской жизни»

Дикой и Кабаниха
«Самодуры русской жизни»
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе’е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *