Что обуславливают интеллектуальные способности

Интеллектуальные способности ребенка

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Ирина Зайцева
Интеллектуальные способности ребенка

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет формирование интеллектуальных способностей.

Что же такое «интеллектуальные способности»? Это такие способности, которые предполагают наличие у ребенка определенного кругозора и запаса конкретных знаний. Ребенок овладевает восприятием общего и целого, умением классифицировать изучаемый материал, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника происходит так же, как и способность к обучению. Всем известно, как важно начинать развитие интеллектуальных способностей с младенческого возраста, ведь от этого зависит вся будущая жизнь ребёнка. По данным психологов к 4 годам интеллект формируется на 50 %. Дошкольный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Разновидностью интеллектуальных способностей являются познавательные способности.

Познавательные способности

К познавательным способностям относятся:

Способность восприятия (перцептивные способности) – они помогают формировать образ предмета объективной действительности.

Способность прогнозирования. Неотъемлемым компонентом любой деятельности, в том числе и учебной, является цель, которая выступает в качестве движущей силы развития. Поэтому в теории и практике развивающего обучения особое значение придается постановке целей взрослым, принятию и осознанию их ребенком. Именно цель определяет характер учебной деятельности ученика.

• Мыслительные способности.

Структуру мыслительных способностей составляет:

1. гибкость (подвижность) мыслительных процессов;

2. темп развития мыслительных процессов;

Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относятся не столько к характеристикам продуктивности мышления, сколько к свойствам личности, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности в целом.

Способность памяти (мнемические способности).

Память делят на произвольную и непроизвольную; механическую и смысловую; кратковременную и долговременную; двигательную, эмоциональную, наглядно-образную, словесно-логическую.

А так как все способности человека развиваются в процессе деятельности, то нет другого пути развития познавательных способностей детей кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность ребенка в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – цель деятельности воспитателя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Поэтому, заботясь о развитии ребенка, нужно чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей ребенка. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь детям, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил ребенка, превышающие его возможности, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у детей веру в свои силы и способности.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способностиПрезентация развивающей среды в группе оя задача, развиать у детей творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности. Мы знаем, что у детей после 5 лет резко.

Источник

Интеллект: что это такое, виды, классификация и уровни в психологии человека

Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.

Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.

Определение интеллекта

Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.

Что характеризуют интеллектуальные навыки:

До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:

Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Основная функция

Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:

Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

Интеллектуал, эрудит, всезнайка: от чего зависят наши интеллектуальные способности

Интеллектуальные игры становятся все популярнее, умный человек приравнивается к успешному, все стремятся повысить свой IQ. Что значит понятие интеллекта, как его развивать и зачем нам это нужно?

Интеллект является совокупностью определенных способностей человека, которые он приобретает в процессе обучения, познания мира и осуществления какой-либо деятельности. Это умение получать информацию, обрабатывать ее и применять эти знания на практике, способность анализировать собственные поступки и их последствия. Кроме того, понятие интеллекта включает в себя умение контролировать собственные эмоции, правильно понимать других и корректно на них реагировать — этот вид интеллекта называется эмоциональным или EQ.

Качества

Если подробно разбирать понятие интеллекта, то можно выделить следующие качества: гибкость ума, логичность суждений, глубина познаний. Они базируются на индивидуальных психологических особенностях личности. Советский психолог Лев Семенович Выготский писал, что человек рождается чистым листом — то есть все мы обладаем одинаковым набором задатков, которые развиваются в результате взаимодействия с окружающим миром: благодаря воспитанию, созидательной деятельности, общению. То есть для формирования своего интеллектуального потенциала необходима работа над собой.

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Для выявления таких способностей был разработан IQ-тест, которым мы пользуемся и по сей день. Первоначальная версия была создана для определения уровня умственного развития ребенка согласно его возрасту, но в 1916 году тест был доработан. Методика направлена на определение когнитивных способностей — внимания, памяти, мышления. Получается, чтобы улучшать интеллект, нужно тренировать основные функции мозга. Для этого можно воспользоваться проверенными временем приемами — разгадывание судоку и игра в шахматы, чтение книг и заучивание стихов. Но каждый из данных способов делает упор только на одну функцию, в результате тренировка проходит неравномерно. Для комплексного развития существует удобный формат, к тому же — основанный на научных методиках.

Онлайн

Викиум разработал и запатентовал уникальную программу развития общих познавательных функций мозга. Индивидуальная тренировка выстраивается на основе анализа текущих способностей пользователя. Занятие состоит из комплекса когнитивных тренажеров в игровой форме, основанных на научных методиках. Тренировка строится таким образом, чтобы сильные навыки подтягивали более слабые, а адаптивный алгоритм отслеживает ежедневный прогресс и корректирует программу при необходимости. Регулярные занятия обеспечивают крепкий фундамент для получения новых навыков и дополнительных способностей, т.е. создают базу для повышения интеллекта. Чтобы двигаться дальше, необходимо осваивать дополнительные умения — например, EQ. Для этого на платформе представлен курс, разработанный совместно с мировыми экспертами в этой области. Курс «Эмоциональный интеллект» позволяет научиться понимать эмоции людей, закрепить этот навык на особом тренажере, а базовая теория поможет разобраться не только в проявлении эмоций, но и в природе их происхождения. Повышайте свой интеллект вместе с Викиум!

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Наука

Spektrum (Германия): откуда берется интеллект

Почему некоторые люди умнее других? С незапамятных времен ученые пытаются выяснить, что нужно делать, чтобы голова хорошо соображала. Но теперь хотя бы ясно: список составляющих интеллекта длиннее, чем предполагалось.

В октябре 2018 года Венцель Грюс продемонстрировал нечто невероятное миллионам телезрителей: ученик из маленького немецкого городка Ластрут более пятидесяти раз подряд отбил футбольный мяч головой, ни разу не уронив и не подхватив его руками. Но то, что зрители российского телешоу «Удивительные люди» наградили его восторженными аплодисментами, объяснялось не только спортивной ловкостью юноши. Дело в том, что, играя мячом, он еще между делом возвел в пятую степень число 67, получив десятизначный результат всего за 60 секунд.

Венцель, которому сегодня 17 лет, обладает уникальным математическим даром: он умножает, делит, извлекает корни из двенадцатизначных чисел без ручки, бумаги и прочих вспомогательных средств. На последнем чемпионате мира по устному счету он занял третье место. Как он сам говорит, на решение особо сложных математических задач у него уходит от 50 до 60 минут: например, когда ему требуется разложить двадцатизначное число на простые множители. Как же ему это удается? Вероятно, главную роль здесь играет его кратковременная память.

Ясно, что мозг Венцеля несколько превосходит мыслительный орган его нормально одаренных сверстников. Как минимум в том, что касается чисел. Но почему вообще одни люди обладают большими умственными способностями, чем другие? Этот вопрос еще 150 лет назад занимал британского исследователя природы Фрэнсиса Гальтона (Francis Galton). При этом он обратил внимание, что часто различия в интеллекте связаны с происхождением человека. В своем труде «Наследственный гений» (Hereditary Genius) он делает вывод, что человеческий интеллект может передаваться по наследству.

Коктейль из нескольких ингредиентов

1. Мозг у одних людей работает эффективнее, чем у других. Их владельцы обладают большими интеллектуальными способностями. Но какова общая нейробиологическая основа, пока еще не ясно.

2. Ученые находят все новые и новые гены, способствующие развитию высокого интеллекта. Многие из них располагаются в пирамидных клетках коры головного мозга.

3. Чем длиннее и более разветвлены клеточные волокна в височных долях мозга, тем человек в принципе умнее. В других участках мозга благоприятное влияние на интеллект оказывает малая плотность нейронов.

Как выяснилось позже, этот его тезис был верен — как минимум отчасти. Американские психологи Томас Бушар (Thomas Bouchard) и Мюттью Макги (Matthew McGue) проанализировали более 100 опубликованных исследований схожести интеллектов среди членов одной семьи. В некоторых работах были описаны однояйцовые близнецы, разделенные сразу после рождения. Несмотря на это, при тестах интеллекта они показывали практически аналогичные результаты. Близнецы же, выросшие вместе, в отношении умственных способностей были схожи в еще большей степени. Вероятно, окружающая среда также оказывала на них немаловажное влияние.

Сегодня ученые считают, что интеллект на 50-60% передается по наследству. Иными словами, разница в IQ между двумя людьми на добрую половину объясняется строением их ДНК, полученной от родителей.

В поисках генов интеллекта

Однако поиски конкретно отвечающих за это наследственных материалов до сих пор мало к чему приводили. Правда, иногда находили некоторые элементы, которые на первый взгляд имели отношение к интеллекту. Но при ближайшем рассмотрении эта взаимосвязь оказывалась ложной. Возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны, бесчисленные исследования доказывали высокую наследственную составляющую интеллекта. С другой стороны, никто не мог сказать, какие гены конкретно отвечают за это.

В последнее время картина несколько изменилась, в первую очередь благодаря технологическому прогрессу. План строительства каждого отдельного человека заключен в его ДНК — своеобразной гигантской энциклопедии, состоящей из приблизительно 3 миллиардов букв. К сожалению, она написана на языке, который мы почти не знаем. Хотя мы и можем читать буквы, но смысл текстов этой энциклопедии остается от нас скрыт. Даже если ученым удается секвенировать всю ДНК какого-либо человека, они не знают, какие ее участки отвечают за его умственные способности.

Интеллект и IQ

Слово интеллект происходит от латинского существительного intellectus, которое можно перевести как «восприятие», «разумение», «понимание», «рассудок» или «ум». Психологи понимают под интеллектом общую ментальную способность, охватывающую различные компетенции: например, способность решать проблемы, понимать комплексные идеи, абстрактно мыслить и учиться на опыте.

Интеллект, как правило, не ограничивается одним предметом, например, математикой. Тот, кто хорош в одной области, часто выделяется и в других. Четко ограниченные одним предметом дарования встречаются редко. Поэтому многие ученые исходят из того, что существует общий фактор интеллекта, так называемый фактор G.

Контекст

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

IllVet: восемь признаков, что вы умнее большинства

Важен ли в жизни интеллект?

Нет, мы не становимся умнее

В 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Stern) предложил новый метод, при котором возраст интеллектуального развития делился на хронологический возраст, а получаемая при этом величина называлась коэффициентом интеллекта (IQ). И хотя название сохранилось до сих пор, сегодня IQ больше не описывает возрастные коэффициенты. Вместо этого IQ дает представление о том, как соотносится уровень интеллекта того или иного индивида с уровнем интеллекта среднестатистического человека.

Люди различаются между собой, и соответственно различаются их наборы ДНК. Однако у индивидов с высоким IQ должны совпадать как минимум те части ДНК, которые связаны с интеллектом. Сегодня ученые исходят из этого основополагающего тезиса. Сравнивая ДНК сотен тысяч испытуемых в миллионах ее частей, ученые могут определить наследственные регионы, способствующие формированию более высоких интеллектуальных способностей.

В последние годы был опубликован целый ряд подобных исследований. Благодаря этим анализам картина становится все более ясной: особые умственные способности зависят не только от наследственных данных, но от тысяч различных генов. И каждый из них вносит лишь свой крошечный вклад в феномен интеллекта, иногда всего лишь несколько сотых процента. «Сейчас считается, что две трети всех вариабельных генов человека напрямую или опосредованно связаны с развитием мозга и тем образом потенциально с интеллектом», — подчеркивает Ларс Пенке (Lars Penke), профессор биологической личностной психологии из Университета имени Георга Августа в Гёттингене.

Тайна за семью печатями

Но остается еще одна большая проблема: сегодня известны 2 тысячи мест (локусов) в структуре ДНК, которые ассоциируются с интеллектом. Но во многих случаях еще не понятно, за что конкретно отвечают эти локусы. Чтобы решить эту загадку, исследователи интеллекта наблюдают, какие клетки чаще, чем другие, реагируют на поступающую новую информацию. Это может означать, что именно эти клетки каким-то образом связаны с мыслительными способностями.

При этом ученые постоянно сталкиваются с определенной группой нейронов — так называемыми пирамидными клетками. Они растут в коре головного мозга, то есть в той внешней оболочке головного мозга и мозжечка, которую специалисты называют кортексом. Он содержит преимущественно нервные клетки, придающие ему характерный серый цвет, — поэтому его и зовут «серым веществом».

Возможно, пирамидные клетки играют ключевую роль в формировании интеллекта. На это указывают во всяком случае результаты исследований, проведенных нейробиологом Натальей Горюновой, профессором Свободного университета Амстердама.

Недавно Горюнова опубликовала результаты исследования, привлекшего всеобщее внимание: она сравнила пирамидные клетки у испытуемых с различными интеллектуальными способностями. Образцы тканей были взяты в основном из материала, полученного при операциях у больных эпилепсией. В тяжелых случаях нейрохирурги пытаются удалить очаг возникновения опасных судорожных приступов. При этом они всегда удаляют и части здорового мозгового материала. Именно этот материал и исследовала Горюнова.

Она сначала проверила, как реагируют содержащиеся в нем пирамидные клетки на электрические импульсы. Затем она разрезала каждый образец на тончайшие ломтики, фотографировала их под микроскопом и собирала их вновь на компьютере в трехмерное изображение. Таким образом она, например, установила длину дендритов — разветвленных отростков клеток, с помощью которых те улавливают электрические сигналы. «При этом мы установили связь с IQ пациентов, — поясняет Горюнова. — Чем длиннее и ветвистее были дендриты, тем умнее был соответствующий индивид».

Исследовательница объяснила это очень просто: длинные, разветвленные дендриты могут установить больше контактов с другими клетками, то есть они получают больше информации, которую могут обрабатывать. К этому добавляется еще один фактор: «Благодаря сильной разветвленности они могут в разных ветвях одновременно обрабатывать разную информацию», — подчеркивает Горюнова. Благодаря подобной параллельной обработке клетки обладают большим вычислительным потенциалом. «Они работаю быстрее и продуктивнее», — делает вывод Горюнова.

Только часть правды

Каким бы убедительным ни казался этот тезис, полностью доказанным его считать нельзя, как откровенно признается сама исследовательница. Дело в том, что исследованные ею образцы тканей были взяты в основном из одной очень ограниченной области в височных долях. Там возникает большинство эпилептических припадков, и поэтому, как правило, хирургическое вмешательство по поводу эпилепсии производится именно в этой области. «Как обстоят дела в других участках мозга, мы еще сказать не можем, — признается Горюнова. — Но новые, еще не опубликованные результаты исследований нашей группы показывают, например, что связь между длиной дендритов и интеллектом в левой половине мозга выражена сильнее, чем в правой».

Сделать какие-то общие выводы из результатов исследований амстердамских ученых пока еще нельзя. Тем более что есть данные, говорящие о прямо противоположном. Они получены биопсихологом из Бохума Эрханом Генчем (Erhan Genç). В 2018 году он вместе с коллегами также исследовал, насколько различается строение серого вещества у очень умных и менее умных людей. При этом он пришел к выводу, что сильная разветвленность дендритов скорее вредит, чем способствует мыслительной способности.

Правда, Генч не исследовал отдельные пирамидные клетки, а помещал своих испытуемых в сканер мозга. В принципе, магнитно-резонансные томографы не годятся для исследования тончайших структур волокон — разрешение снимков, как правило, оказывается недостаточным. Но бохумские ученые использовали особый метод, позволяющий увидеть направление диффузии тканевой жидкости.

Дендриты становятся барьерами на пути жидкости. Анализируя диффузию, можно определить, в каком направлении располагаются дендриты, насколько они разветвлены и насколько близко друг от друга расположены. Результат: у более умных людей дендриты отдельных нервных клеток не так густы и не склонны распадаться на тонкие «провода». Это наблюдение диаметрально противоположно выводам, сделанным нейробиологом Натальей Горюновой.

Но разве пирамидные клетки не нуждаются в разнообразной поступающей извне информации, чтобы выполнять свои задачи в мозге? Как это согласуется с выявленной низкой степенью разветвленности? Генч также считает связь между клетками важной, но, по его мнению, эта связь должна иметь цель. «Если вы хотите, чтобы дерево давало больше плодов, срежьте лишние ветки, — поясняет он. — Так же обстоит дело и с синаптическими связями между нейронами: когда мы появляемся на свет, у нас их много. Но в течение жизни мы их прореживаем и оставляем только те, которые для нас важны».

Предположительно, именно благодаря этому мы можем перерабатывать информацию более эффективно.

Так же поступает и «живой калькулятор» Венцель Грюс, который при решении задачи выключает для себя все вокруг. Обрабатывание фоновых раздражителей было бы для него в этот момент контрпродуктивным.

Действительно, люди с богатым интеллектом проявляют более сфокусированную мозговую активность, чем менее одаренные, когда им приходится решать сложную задачу. Кроме того, их мыслительному органу нужно меньше энергии. Эти два наблюдения привели к так называемой нейронной гипотезе эффективности интеллекта, согласно которой решающее значение имеет не напряженность работы мозга, а эффективность.

У семи нянек дитя без глазу

Генч считает, что полученные им результаты подкрепляют эту теорию: «Если вы имеете дело с огромным количеством связей, где каждая может вносить свой вклад в решение какой-то задачи, то это скорее усложняет дело, чем помогает ему» — говорит он. По его словам, это все равно, что перед покупкой телевизора спрашивать совета даже у тех друзей, которые в телевизорах не разбираются. Поэтому имеет смысл подавлять мешающие факторы — так считает нейробиолог из Бохума. Вероятно, умным людям это удается лучше, чем прочим.

Но как это соотносится с результатами амстердамской группы под руководством Натальи Горюновой? Эрхан Генч указывает, что дело может быть в различных методиках измерений. В отличие от нидерландской исследовательницы, он не рассматривал отдельные клетки под микроскопом, а измерял движение водяных молекул в тканях. Он указывает и на то, что степень разветвленности пирамидных клеток в разных секторах мозга может быть разной. «Мы имеем дело с мозаикой, в которой пока еще отсутствуют многие части».

Статьи по теме

Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть фото Что обуславливают интеллектуальные способности. Смотреть картинку Что обуславливают интеллектуальные способности. Картинка про Что обуславливают интеллектуальные способности. Фото Что обуславливают интеллектуальные способности

Tiscali: чем дальше, тем мы глупее

Мужчины и женщины: кто умнее?

Однако и тут есть много загадочного. Это в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам, потому что у обоих полов маленькому мозгу соответствуют и меньшие умственные способности. С другой стороны, мозг у женщин в среднем на 150 г меньше, чем у мужчин, однако в тестах IQ они показывают те же результаты, что и мужчины.

«В то же самое время структуры мозга у мужчин и женщин различаются, — объясняет Ларс Пенке из Университета Гёттингена. — У мужчин больше серого вещества, то есть кора их головного мозга толще, а у женщин больше белого вещества». А ведь и оно исключительно важно для нашей способности решать проблемы. При этом на первый взгляд оно играет не такую заметную роль, как серое вещество. Белое вещество в основном состоит из длинных нервных волокон. Они могут передавать электрические импульсы на большие расстояния, иногда на десять сантиметров и более. Это возможно потому, что они великолепно изолированы от своего окружения слоем насыщенной жиром субстанции — миелина. Миелиновая оболочка и придает волокнам белый цвет. Она предотвращает потерю напряжения в результате коротких замыканий и, кроме того, ускоряет передачу информации.

Разрывы «проводов» в мозге

Если пирамидные клетки можно считать процессорами мозга, то белое вещество представляет собой как бы компьютерную шину: благодаря ему находящиеся на больших расстояниях друг от друга мозговые центры могут общаться между собой и сотрудничать при решении проблем. Несмотря на это, белое вещество долгое время недооценивалось исследователями интеллекта.

То, что сейчас это отношение изменилось — заслуга в том числе и Ларса Пенке. Несколько лет назад он установил, что у людей с пониженным интеллектом белое вещество находится в худшем состоянии. В их мозге отдельные линии связи пролегают подчас хаотично, а не аккуратно и параллельно друг к другу, миелиновая оболочка сформирована не оптимально, и время от времени происходят даже «разрывы проводов». «Если таких аварий становится больше, то это приводит к замедлению обработки информации и в конечном итоге к тому, что индивид при тестах на интеллект показывает худшие результаты, чем другие» — объясняет личностный психолог Пенке. Предположительно, около 10% различий в IQ обусловлено состоянием белого вещества.

Но вернемся к различиям между полами: как говорит Пенке, согласно данным некоторых исследований, женщины справляются с интеллектуальными задачами так же успешно, как и мужчины, но при этом они используют иногда другие области мозга. О причинах можно только догадываться. Частично эти отклонения можно объяснить разницей в структуре белого вещества — канала связи между различными центрами мозга. «Как бы то ни было, на основании этих данных мы прекрасно видим, что существует не одна-единственная возможность пользоваться интеллектом, — подчеркивает исследователь из Бохума. — Различные комбинации факторов могут приводить к одинаковому уровню интеллекта».

Таким образом, «умная голова» складывается из множества составляющих, причем их соотношение может варьироваться. Важны и пирамидные клетки как эффективные процессоры, и белое вещество как система быстрой связи и хорошо функционирующая рабочая память. К этому добавляется оптимальное мозговое кровообращение, крепкий иммунитет, активный энергетический обмен и так далее. Чем больше наука узнает о феномене интеллекта, тем яснее становится, что его нельзя связать только с одним компонентом и даже с одним определенным участком мозга.

Но если все работает как надо, то человеческий мозг способен творить удивительные вещи. Это видно на примере южнокорейского ядерного физика Кима Ун Ёна, который обладая IQ в 210 единиц, считается самым умным человеком на Земле. В семь лет он решал на японском телешоу сложные интегральные уравнения. В восемь лет его пригласили в НАСА в США, где он проработал десять лет.

Правда, сам Ким предостерегает от того, чтобы IQ придавали слишком большое значение. В своей опубликованной в 2010 году статье в газете Korea Herald он написал, что высокоинтеллектуальные люди не всесильны. Как и мировые рекорды у атлетов, высокий IQ — лишь одно из проявлений человеческого таланта. «Если существует широкий спектр дарований, то мое — лишь часть их».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *