Что обязан делать социальный работник по уходу за пенсионером
Социальная помощь: кому положен социальный работник по закону
Содержание
В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Чтобы получить помощь социального работника, нужно направить заявление в Центр социального обслуживания своего района. Это можно сделать лично, попросить помочь кого-то из родственников или вызвать представителя Центра на дом для оформления всех бумаг. Если у вас остаются вопросы, вы можете проконсультироваться с представителем Центра о том, как получить социальную помощь.
Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
В чем заключается обязанность соцработника по уходу за пенсионером: права, количество посещений и бесплатный уход
В обязанности соцработника входит покупка продуктов, лекарств, их доставка, помощь в уборке, сопровождение в различные инстанции и т.д. Услуги могут предоставляться бесплатно или по прейскуранту.
Какие обязанности выполняет соцработник по уходу за пенсионером
Пожилые люди, оставшиеся одни, могут надеяться только на помощь социальных служб.
Соцработники ухаживают за стариками, облегчают им ведение домашнего хозяйства, оказывают другие дополнительные услуги.
Для оформления такого вида поддержки пенсионерам следует обращаться в центры соцзащиты по месту проживания.
В каком случае предоставляется социальный работник от государства для пенсионеров
Получать помощь от соцработников полагается женщинам, достигших 55 лет, и мужчинам старше 60 лет.
Сотрудник соцслужбы закрепляется за гражданином, проживающим в одиночестве. У которого не получается полноценно передвигаться и осуществлять за собой уход. Это люди, лишенные поддержки родственников и близких знакомых.
Формы официальной заботы о престарелых людях работниками соцслужб
В России установлены следующие формы ухода за пожилыми людьми:
Обязанности соцработника пенсионерам: что он должен делать
Одним старикам необходимо, чтобы помощник постоянно находился рядом, другим достаточно 2-разовое посещение в неделю, третьим требуется вызывать работника на дом в определенные моменты. Запросы пожилых людей бывают разными, поэтому социальная поддержка оказывается различная.
Кому положено ухаживать
Всем социальным работникам полагается проходить специальные курсы. Приветствуется наличие медицинского образования. На работу принимают высоко ответственных людей, уважительно относящимся к пенсионерам. Стаж в социальной сфере особо не рассматривается. Одиноким старикам часто помогают простые волонтеры, которые предварительно прошли обучение.
Социальные службы проверяют, как справляются сотрудники в уходе за пожилыми людьми. Если у пенсионера появится желание сменить соцработника, ему пойдут навстречу.
В соответствии со статьей № 35 ГК РФ, помогать и заботиться о гражданах, возможности которых ограничены могут родственники и организации.
Как часто должен приходить соцработник к пожилому человеку
Сотрудники соцслужбы ухаживают за людьми по-разному, поэтому график посещений отличается. Соцработники приходят 2 или 3 раза за неделю либо ежедневно, кроме выходных. Частота визитов зависит от его физического состояния и от того, насколько престарелый подопечный нуждается в них.
Уборка и готовка пищи, иная помощь
Соцработники могут выполнять следующие действия:
Покупка продуктов и лекарств работником соцслужб
При необходимости престарелый гражданин может заранее договориться с соцработником и прописать в договоре, в какое время надо покупать продукты питания, бытовые товары, лекарственные средства. Если нужно, помощник может заказывать и приносить горячие обеды из рядом находящихся организаций.
Иные виды услуг и помощи
Соцработники помогают пенсионерам при:
Как нанять и оформить социального работника для пенсионера
Сначала надо созвониться с организацией, вызвать соцработника домой. Он придет в назначенный день, поможет правильно составить заявление. Для оформления договора требуются следующие справки:
После принятия заявления собирается комиссия, цель которой оценить, в какой помощи может нуждаться пенсионер. Затем составляется акт, где указывается в каких условиях проживает заявитель, для создается индивидуальная программа.
Условия заключения договора
Соглашение между пожилым человеком и соцслужбой действует до истечения года. Затем пролонгируется, если ни от одной из сторон не поступило уведомления об аннулировании договора.
В документе прописывается, что подопечный должен:
Если работник не будет следовать условиям договора, не приходить вовремя к пенсионеру, ему полагается компенсировать причинение ущерба.
Как правильно оформить и описать обязанности соцработника перед пенсионером
При составлении соглашения, важно понимать, что дополнительные услуги обязательно нужно оплачивать.
В договоре лучше сразу указать частоту посещений пожилого человека соцработником. По нормам он должен приходить 2 раза в неделю, если помощь нужна чаще, то прописывается отдельная стоимость каждого лишнего посещения.
Когда престарелому лицу требуется оказание специализированной медицинской помощи, то это следует указать в документе. В таком случае подопечному будет назначен сотрудник с медицинским образованием. Если пенсионер не может самостоятельно проводить гигиенические процедуры, то это также нужно прописать в договоре.
Что такое уход соцслужбами за пенсионером старше 80 лет
Лицам преклонного возраста оказываются следующие услуги:
Меры социальной поддержки оказываются на различном уровне. К соцработникам можно обращаться за непродолжительными по времени услугами или попросить о круглосуточном пребывании рядом с престарелым человеком.
Частный социальный уход за пожилым человеком
При найме частных соцработников престарелые граждане и их родственники могут с уверенностью рассчитывать на максимальное внимание и заботу.
Во время составления договора принимаются во внимание абсолютно все потребности пенсионера. Он сам выбирает, какие услуги будут проводиться и в какое время.
Частный помощник всегда находится на связи и готов незапланированно навестить своего подопечного или просто его выслушать по телефону.
Стоимость услуг
Бесплатная помощь предоставляется людям, не способным себя обслуживать из-за преклонного возраста, болезни, инвалидности, отсутствия родственников, низкого дохода.
За частичную оплату (до 50%) социальная помощь предоставляется одиноко проживающему гражданину, одинокой супружеской паре. Размер пенсии не должен превышать 1,5 регионального прожиточного минимума.
При достаточном доходе за оказание услуг с пожилых людей берется полная стоимость, согласно тарифам, установленным в области проживания. 1 раз в месяц рассчитывается сумма, которую должен внести пенсионер.
Идет ли стаж по уходу соц службами за стариками
Время, затраченное на уход за человеком старше 80 лет, засчитывается в общий страховой стаж. Но для этого требуется наличие рабочей деятельности до этого периода либо после.
Размер пенсионного коэффициента за один год ухода соответствует 1,8 балла.
Рекомендации и советы
Пожилым людям, не являющимся одинокими, соцобслуживание предоставляется при условии невозможности оказания ему помощи родственниками: наличие инвалидности, заболевания, отдаленное проживание и пр.
Престарелые лица вправе выбирать среди социальных организаций ту, которая вызывает большее доверие. Список учреждений выдается пенсионерам на руки.
Следить за добросовестность сотрудника соцслужбы не трудно. Каждому из них полагается вести журнал. В нем отражается все предоставленные услуги, там же расписывается подопечный.
Чтобы заказать соцработника на дом, надо связаться с соцзащитой по месту жительства. Услуги помощи предоставляются безвозмездно или за определенную сумму, в зависимости от размера доходов и льгот пожилого человека. Все социальные работники совершают действия в соответствии с нормами действующего законодательства.
Полезное видео
Права социального работника
Соцработники каждый день взаимодействуют с людьми в трудной жизненной ситуации и оказывают им помощь. Однако, чтобы помогать людям, сам работник должен быть защищен. Чтобы поддержать непростой труд этих специалистов, государство предоставляет им права. В статье обсудим, какие права есть у социального работника и как ими воспользоваться. Права социальных работников закреплены в ст. 36 федерального закона №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( в ред. от 10.01.2003 г.). Рассмотрим их подробнее.
Работа по условиям трудового договора
Вы имеете право не терпеть нарушения условий трудового договора. Например:
Согласно закону, вы вправе прекратить работать до тех пор, пока условия труда не будут соответствовать трудовому договору. Однако, к сожалению, на практике часто встречается противоположная ситуация. Например, количество подопечных на одного соцработника превышает норму, дополнительно к своим обязанностям приходится брать сверхурочные, чтобы выручить начальство или коллег.
Бесплатные медицинские обследования
Устраиваясь на работу, сотрудник социальной организации имеет право на бесплатный медицинский осмотр. Плюс всем действующим сотрудникам организация должна оплачивать регулярные обследования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Во время пандемии здоровье социальных работников уязвимо, поэтому обследования должны проводиться в обязательном порядке и чаще обычного.
Защита деловой репутации
Социальный работник вправе обратиться в суд, если кто-то опорочил его честь, достоинство или деловую репутацию. Он может потребовать, чтобы виновный опровергнул ложные сведения. Опровержение должно быть сделано публично, тем же или подобным способом, каким была распространена ложная информация о работнике. Нарушитель должен нести ответственность согласно решению суда.
Повышение квалификации за счет организации
Социальные работники должны регулярно подтверждать и повышать свою квалификацию. Согласно федеральному закону работодатель обязан оплачивать курсы повышения квалификации, если от этого зависит выполнение непосредственных обязанностей сотрудника. Обучение может проходить в очной или дистанционной форме. Особенности повышения квалификации должны быть прописаны в трудовом договоре или в отдельном ученическом договоре. Следует обратить внимание на этот пункт, устраиваясь на работу. Для вас это шанс в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, получить более выгодное место или избежать сокращения в критический момент, т.к. повышение квалификации учитывается в оценке ценности работника для организации во всех бюджетных учреждениях нашей страны.
Льготы на жилье и ЖКХ
Если социальный работник живет в сельской местности или в поселке городского типа, он имеет право получить компенсацию расходов на жилье и коммунальные услуги. Эта компенсация приходит в виде ежемесячной выплаты, сумма которой рассчитывается по региональным стандартам стоимости ЖКХ. В отдельную категорию выделяют пенсионеров социальной сферы. Им полагаются дополнительные льготы на ЖКХ.
Получение спецодежды
Работодатели должны бесплатно обеспечить сотрудников спецодеждой, спецобувью, инвентарем или компенсировать расходы на их приобретение. В законодательстве описаны нормы выдачи спецодежды. Они регулируют, какой комплект и в каком количестве нужно выдать для представителя конкретной должности. Если один работник совмещает функции нескольких должностей, он получает комплект одежды для каждой должности. Спецодежду можно использовать только в рабочее время.
Работодатель не имеет права выдать одежду в меньшем количестве, чем указано в законодательных нормах. Можно увеличить объем, но нельзя уменьшить. Иначе социальный сотрудник имеет право прекратить работу в любой момент и получить оплату за простой. Если работодатель нарушил нормы выдачи спецодежды, он получает штраф.
Обслуживание вне очереди
Социальные работники, выполняя служебные обязанности, должны обслуживаться вне очереди в государственных и муниципальных организациях. Это касается предприятий торговли, общественного питания, быта, связи, отделений банков и юридических организаций. Сотрудники предприятий могут попросить соцработника предъявить служебное удостоверение.
Бесплатный проезд
Если деятельность социального работника связана с разъездами, он может бесплатно ездить на общественном транспорте. Льгота распространяется на городские и пригородные маршруты и не относится к такси. Работодатель оформляет работникам проездные документы или возвращает деньги, потраченные на проезд.
Компенсация расходов на автомобиль
Если социальный сотрудник ездит на личном автомобиле по служебным вопросам, ему полагается компенсация расходов на ГСМ и его обслуживание. Размер компенсации прописывают в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему. Она может быть в виде фиксированной суммы за месяц или зависеть от периодичности использования автомобиля. Компенсация не положена за время, когда автомобиль не использовался. Например, когда соцработник болел или был в отпуске.
Льготы на покупку машины
Социальным работникам предоставляют льготы на покупку автомобиля, если это необходимо для обслуживания пожилых людей и инвалидов. Также р аботники социальных организаций могут получить дополнительные льготы, не перечисленные в этой статье. Они определяются региональными и федеральными законами. Например, в период пандемии социальные работники могут претендовать на дополнительные государственные выплаты.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Близкие люди: как соцработники помогают пожилым москвичам
У социальных работников горячая пора. К их постоянным обязанностям — ухаживать за пожилыми москвичами, которым сложно обслуживать себя в быту, — прибавились новые. Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки невакцинированным людям старше 60 лет и москвичам с хроническими заболеваниями до 25 февраля 2022 года рекомендуется оставаться дома.
Те, кому нужна помощь, могут обратиться на горячую линию комплекса социального развития по номеру: +7 495 870-45-09 ежедневно с 08:00 до 21:00 и заказать доставку продуктов, лекарств, кормов для животных, товаров первой необходимости, а соцработники придут на помощь. О том, как проходит их служба, что приходится делать сверх прописанного в заявке, из-за чего у них самих часто болит сердце, — в материале mos.ru.
Разгадать кроссворд и закрыть форточку
Татьяна Федяева, сотрудник филиала «Красносельский» территориального центра социального обслуживания (ТЦСО) «Мещанский», по образованию программист. В социальную сферу пришла, когда сидела в декрете с малышом.
«Меня в тот момент особенно стал волновать вопрос: как живут люди, у которых нет рядом родных и близких? И как раз позвонила подруга и предложила попробовать свои силы в социальной работе. Первое время я очень переживала, потом научилась контролировать свои эмоции», — вспоминает Татьяна.
Некоторым подопечным девушка привозит лекарства и за город. Если вдруг бабушка переехала на самоизоляцию на дачу, где нет аптек, приходится доставлять таблетки туда. «Как-то семь часов в один конец ехала», — говорит Татьяна. Другим она помогает убираться в квартире и готовит для них еду. В основном это слабовидящие или полностью незрячие люди, у многих серьезные ограничения по здоровью.
«Одна моя подопечная — совершенно слепая бабулечка. Одинокая. Миниатюрная, хрупкая, до сих пор хорошенькая. Я как-то приготовила ей обед и говорю: “Садитесь кушать, моя красавица”. А она мне: “Да какая ж я теперь красавица… Вот в юности, бывало, за мной все мальчишки бегали…”. А я едва слезы сдерживаю», — рассказывает Татьяна.
По словам собеседницы, сейчас, когда по заявке горячей линии нужно просто привезти продукты или медикаменты, она все равно не может отказать пожилым людям во внеплановых просьбах. Так, однажды Татьяна доставила лекарства бабушке, а та пожаловалась, что никак не может разгадать кроссворд, и ей нужна помощь. В другой раз женщина в возрасте попросила поменять перегоревшую лампочку. «Конечно, это не моя обязанность, но как отказать? Был и такой случай: привезла лекарства бабушке 98 лет. Потом она звонит мне в четыре часа утра и плачет: не может закрыть форточку. Пришлось ехать», — делится Татьяна.
Девушка признается, что самое тяжелое в работе, — расставаться с подопечными, когда они покидают этот мир. В такой ситуации важно не обвинять себя в случившемся. «Летом, пока я была в отпуске, не стало двоих моих подопечных. Возникло ощущение, что не дождались меня…», — рассказывает собеседница mos.ru.
Тем не менее несмотря на то, что работа иногда бывает психологически непростой, Татьяна не планирует менять сферу деятельности.
«Когда только приступила к своим обязанностям, думала, что меня на год максимум хватит. Так прошло 10 лет. И сейчас я уверена, что пройдет еще столько же», — улыбается она.
Купить градусник и найти племянницу
Сотруднице филиала «Люблино» ТЦСО «Марьино» Ирине Якуниной всегда было жалко стариков. Еще в школе она задумывалась о том, как помочь пожилым людям, которые оказались одинокими. Потом ее папа заболел, и она ухаживала за ним. Так она втянулась в социальную работу.
Ирина помогает москвичам старшего поколения с 2004 года. Сейчас у нее 13 подопечных, не считая тех, кто обращается на горячую линию.
«Каждый день составляю себе расписание, хотя все равно возникают внештатные ситуации. На днях, например, я приехала к своей подопечной бабушке, привезла ей молоко и хлеб. Еще должна была перестелить постель и помочь помыться. Но выяснилось, что она разбила градусник. Пришлось ехать за новым», — рассказывает Ирина.
На такой работе довольно сложно придерживаться норм и регламентов. Даже если Ирине предстоит просто доставить лекарства, она переживает: вдруг подопечный перепутает дозировку или забудет принять таблетку? Звонит ему, узнает, все ли он понял, как себя чувствует.
Иногда происходят экстремальные случаи. Однажды Ирина привезла продукты пожилой женщине, позвонила в дверь, но ей никто не открыл. Не ответила женщина и на телефонные звонки. Девушка вызвала полицию и МЧС. Сотрудники служб предупредили: если ломать дверь — под ответственность Ирины.
«Я взяла на себя ответственность. Взломали дверь. Оказалось, бабушка несколько дней не встает, у нее высокая температура. Отвезли в больницу, там поставили диагноз: воспаление почек. Поскольку бабушка жила одна, квартиру могли опечатать, а там кот… Я довольно сложным путем отыскала ее единственную родственницу — внучатую племянницу, она приехала, и квартиру не стали опечатывать. Бабушка жива, вернулась домой», — говорит собеседница mos.ru.
Морально тяжело бывает, когда бабушка или дедушка заявляют, что больше не хотят жить. Тогда задача Ирины — подобрать правильные слова, чтобы успокоить их.
«Зато когда все удается (например, достать редкое лекарство) и мне говорят: “Да, я погорячилась, просто хандра одолела, жизнь прекрасна”, как же я радуюсь! После такого самой хочется жить и дальше помогать людям», — делится Ирина Якунина.
Подарить цветы и помочь с деньгами
Ирина Рябова работает в филиале «Лосиноостровский» ТЦСО «Ярославский»: курирует доставку лекарств пожилым людям и периодически сама развозит медикаменты, в том числе пациентам больниц. Ее с юности тянуло помогать людям.
«Сначала я работала консультантом в банке. В мои обязанности входило общение с населением, прежде всего, с пенсионерами. Рассказывала им, как оплатить коммунальные услуги, перевести пенсию на карту. Потом стала соцработником. Мне нравится доставлять людям радость», — говорит Ирина.
Обычно она оставляет лекарства у двери, особенно если у подопечного коронавирус. «А в ответ из-за двери часто протягивают коробочку конфет. Так трогательно», — улыбается девушка.
Однажды среди тех, кто обратился за помощью, оказалась школьная учительница музыки Ирины. Причем это произошло в день рождения учительницы. Ирина, помимо лекарств, привезла подопечной букет цветов.
Наша собеседница всегда на вахте. Даже когда рабочий день закончился. Недавно из окна своего автомобиля она увидела возле отделения банка растерянную бабушку. Не смогла проехать мимо, остановилась.
«Бабушка сообщила, что это отделение уже который день закрыто, а у нее закончились деньги. И она ежедневно приходит и стоит у запертых дверей. Я тут же посмотрела, где ближайший банкомат, подвезла туда бабушку и подождала, пока она получит деньги. Радости не было предела! В такие минуты самой становится легко, понимаешь, что все не зря», — говорит Ирина Рябова.