Что обязан проверить водитель при принятии груза
Что обязан проверить водитель при принятии груза
Статья 10. Предъявление и прием груза для перевозки
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 10
1. При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист.
2. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
3. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок грузов.
4. Груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправителем в следующих случаях:
1) предъявление груза для перевозки с опозданием;
2) предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
3) предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
4) несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.
5. В случае непредъявления грузоотправителем груза для перевозки перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с грузоотправителя штраф, предусмотренный частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона.
6. Грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность. Прием для перевозки груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов.
Энциклопедия решений. Проверка параметров и состояния груза при его перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении
Проверка параметров и состояния груза при его перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
— точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
— внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (п.п. 1, 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Конвенции).
Конвенция не возлагает на перевозчика обязанность по своей инициативе проверять вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения, а также содержимое грузовых мест. Однако отправитель груза вправе потребовать от перевозчика проверки этих параметров. В этом случае он обязан возместить перевозчику связанные с проверкой расходы. Результаты проверок вносятся в накладную (п. 3 ст. 8 Конвенции).
На практике проверка параметров и состояния груза имеет значение в случаях, когда при пересечении таможенной границы обнаруживается расхождение между параметрами перевозимого груза и сведениями накладной. В такой ситуации таможенный орган может поставить вопрос о привлечении перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров.
При обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности согласно этой норме суды обращают внимание на наличие вины перевозчика в совершенном правонарушении, выполнение им обязанностей, возложенных на перевозчиков положениями Конвенции, и фактическую возможность в конкретной ситуации проверить сведения о грузе.
Так, при наличии в накладной недостоверных сведений о количестве грузовых мест и отсутствии обоснованных перевозчиком оговорок перевозчик может быть привлечен к административной ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 N Ф04-3245/11). Однако, если с учетом обстоятельств перевозки у перевозчика не было разумной возможности проверить параметры груза и правильность записей, сделанных в товаросопроводительных документах, либо, если расхождение касается данных, которые перевозчик не обязан проверять (например, вес груза), основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2011 N Ф02-5028/11, ФАС Московского округа от 23.06.2011 N Ф05-5323/11).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
Перевозка под колпаком: как проверять контрагентов и водителей и что может случиться, если этого не делать 09:10, 4 июня 2019 Версия для печати
Кражи, мошенничество, порча груза, отказ от оплаты… грузовладельцам и перевозчикам часто приходится сталкиваться с неприятными ситуациями. Многих инцидентов можно избежать, если уделять должное внимание тщательной проверке всех участников процесса перевозки.
Рынок автомобильных грузоперевозок всегда привлекал мошенников. У редкого логиста не найдется печальной истории о недобросовестном партнёре, из-за действий которого фирма понесла серьёзные убытки.
Мошенники часто используют недействительные или поддельные документы. Пользуясь доверием партнера, они могут завладеть чужим грузом или деньгами. Существуют и более изощренные способы отъема денег: мошенники могут нанять честного перевозчика, потребовать разгрузиться по адресу, не указанному в документах, или сменить прицеп во время рейса, а после – обвинить в преступных действиях.
Еще одна актуальная для отрасли проблема – дефицит дальнобойщиков. В России не хватает профессиональных водителей, и кадровики зачастую вынуждены нанимать практически всех подряд, в том числе соискателей с криминальным прошлым.
Этим активно пользуются мошенники. Неразборчивость «эйчаров» позволяет преступникам устраиваться на работу в транспортные компании и получать доступ к дорогостоящим грузам.
В мае МВД Тверской области сообщило о задержании организованной преступной группы, грабившей транзитные фуры на трассе Москва – Санкт-Петербург. Один из членов банды, устроившийся водителем, загонял машину с грузом в помещение, находящееся на пути следования, и помогал вскрывать запечатанные контейнеры, не повреждая пломбы.
Доверяй, но проверяй
Для предотвращения таких ситуаций контрагентов и их персонал необходимо тщательно проверять. Кое-какая информация о людях и компаниях содержится в открытых источниках, но для получения специфических данных (например, сведений о судимости) придётся обратиться в компетентные органы. В транспортных компаниях этим обычно занимаются сотрудники службы безопасности. Впрочем, далеко не у всех компаний есть свои СБ: организация эффективной службы влетит в копеечку. Расходы будут ощутимыми не только для малого и среднего бизнеса, но и для крупных компаний, поэтому многие из них отдают предпочтение аутсорсу.
Служба безопасности, работающая «на удалёнке», может эффективно справляться со своими обязанностями, но и её услуги отнюдь не бесплатны, а сроки предоставления результатов проверки могут разниться от случая к случаю.
Проверка с особым пристрастием
Создатели логистической платформы Oboz решили эту проблему радикальным способом: они заключили соглашение с компанией Sum&Substance, наиболее технологичным и быстро развивающимся сервисом проверки сотрудников и контрагентов. Теперь все грузовладельцы и перевозчики, регистрирующиеся на платформе, автоматически проходят тщательную двойную проверку: их безопасность обеспечивают Sum&Substance и служба безопасности Oboz.
У перевозчика появился новый водитель? Система Oboz проверит подлинность его документов алгоритмами Sum&Substance, а заодно узнает, соблюдает ли сотрудник миграционное законодательство и нет ли у него проблем с законом.
Фирма зарегистрировала новый грузовик? Система Oboz узнает, не находится ли он в залоге или угоне и оформлен ли полис ОСАГО, отфильтрует слишком старые машины, с которыми могут возникнуть проблемы в пути.
Новый перевозчик подал заявку на регистрацию? Его прошлое будет изучено с особым пристрастием. Фирмы-однодневки, кандидаты в банкроты, компании с номинальными управляющими отсекаются на начальном этапе. Sum&Substance также проверяет благонадежность компании и выявляет все возможные риски, после чего специалисты Oboz принимают решение о допуске к работе с платформой.
Сколько стоит безопасность
Дополнительное прохождение проверки с помощью сервиса Sum&Substance – процедура, обязательная для всех клиентов платформы. Она происходит автоматически, во время регистрации компаний, водителей и транспортных средств. Тщательная и качественная, проверка проводится оперативно: пользователь даже не заметит её, если результаты не выявят каких-либо проблем.
Для перевозчиков и грузовладельцев проверка абсолютно бесплатна: затраты на её проведение платформа берёт на себя.
Аудит всех участников превращает Oboz в полностью защищенную экосистему. Грузовладельцам, работающим с платформой, не нужно задумываться о вопросах безопасности: любому перевозчику, зарегистрированному в системе, по умолчанию можно доверять.
Исключительный уровень безопасности ломает сложившиеся стереотипы. Для работающих с платформой перевозчиков доступна возможность авансирования: они могут получить деньги за доставку в день погрузки, подтвердив факт приемки груза. Обычно транспортные компании получают деньги за перевозку спустя несколько недель после разгрузки, но на платформе Oboz зарегистрированы только благонадежные перевозчики, поэтому грузовладельцы доверяют им.
О платформе
Oboz – современная цифровая платформа, позволяющая в несколько кликов организовать перевозку любой сложности. Автомобильные, железнодорожные, авиа- и мультимодальные перевозки внутри и за пределами России оформляются здесь с помощью электронных документов. Платформой пользуются крупнейшие продуктовые и DIY-ритейлеры, производители бытовой техники и продуктов питания из России и зарубежья – компании, для которых важна надежность и пунктуальность. Oboz активно внедряет цифровые технологии: использует электронный документооборот, позволяет отслеживать грузы и транспорт в режиме онлайн.
Если вы хотите раз и навсегда забыть о недобросовестных контрагентах и ненужных рисках – узнайте больше о платформе Oboz. Оформлять перевозки с помощью этого сервиса не только удобно, но и безопасно.
Правила приема груза водителем-экспедитором
В законах Российской Федерации указан перечень грузов, которые ни при каких обстоятельствах нельзя транспортировать. Сюда относятся грузы с определенными свойствами, грузы, которые были оформлены не по установленным правилам. Ответственность за перевозку такого груза будет нести фирма, занимающаяся грузоперевозками. Причиной подобных ситуаций может быть обыкновенная халатность либо отсутствие знаний у сотрудников фирмы перевозчика. Независимо от умысла, фирма подлежит наказанию в виде штрафа.
В каких случаях перевозчик может отказаться от перевозки
Вне зависимости от сложившихся обстоятельств водитель-экспедитор обязан находиться на месте погрузки товара, следить за процессом. Предусмотрены случаи, которые дают ему право отказаться от транспортировки конкретного груза. К ним относятся:
В указанных случаях компания, занимающаяся перевозкой грузов, может в соответствии с законодательством взыскать с отправителя груза материальное возмещение за простой.
Оплата простоя транспорта перевозчика
Оплата простоя происходит по следующим правилам. Если он возник по вине отправителя груза, то сумма складывается из потраченного времени и средств на дорогу до места загрузки, а также времени, потраченного на погрузку товара и дорогу до местонахождения грузоперевозчика. Оплата в подобных случаях осуществляется согласно тарифу, который установлен перевозчиком груза. Этот тариф указывается в договоре.
При определенных обстоятельствах, таких как плохая метеорологическая обстановка, сложная ситуация, сложившаяся на дорогах, фирма-грузоперевозчик также имеет возможность отказаться от перевозки груза. Отказаться можно и тогда, когда по выбранному маршруту ведутся строительные работы, а новый путь проложить нельзя. Сильные морозы тоже могут быть поводом для отказа в транспортировке груза.
Действия водителя на погрузке
Во многих ситуациях погрузка товара должна осуществляться только в присутствии водителя-экспедитора или независимого сюрвейера. Если он прибыл на место загрузки товара, опоздав на час и более, это может служить основанием отмены грузоперевозки. При опоздании водителя-экспедитора на время, меньшее одного часа, сторона, отправляющая груз, может потребовать оплаты данного простоя.
Обязательным условием погрузки товара на перевозку является наличие у водителя-экспедитора путевого листа/транспортной накладной. Этот документ играет важную роль. В обязательном порядке в него вносятся печати и подписи должностного лица фирмы, занимающейся перевозкой грузов. Фирма, отправляющая товар, должна предоставить водителю-экспедитору возможность свободного проезда по принадлежащей ей территории до места погрузки товара. Этот вопрос может быть решен путем присутствия на месте должностного лица грузоотправителя либо оформлением соответствующего пропуска. Важным является то обстоятельство, что время, которое водитель-экспедитор потратил на ожидание пропуска для въезда на территорию предприятия, компания-грузоперевозчик может расценить как простой.
Водители автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов должны иметь личные документы, а также документы, относящиеся к автотранспортному средству и перевозимому грузу.
Перечень товаросопроводительных документов на груз:
товарно-транспортная накладная (CMR);
отгрузочную спецификацию;
счет-фактура контрактной стоимости груза;
сертификат качества (если осуществляется перевозка промышленных товаров);
акт загрузки автотранспортного средства (если погрузка производится без присутствия представителя таможни);
книжка МДП (при осуществлении перевозки по системе МДП), или документ «Т» (при перевозке между странами, входящими в ЕС). При принятии груза водитель обязан проверить:
точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и нумерации;
внешнее состояние груза и его упаковки.
В случае если водитель не имеет достаточной возможности проверить правильность указаний, упомянутых выше он должен сделать обоснованные оговорки в накладной. Он должен обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.
Накладная составляется не менее чем в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется перевозчиком.
В накладной должны быть указаны:
место и дата ее составления;
имя и адрес отправителя;
наименование и адрес перевозчика;
место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;
имя и адрес получателя;
принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение;
число грузовых мест, их специальная маркировка и номера;
вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
связанные с перевозкой платежи (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и иные;
указание, что перевозка производится, независимо от всякой оговорки, с соблюдением порядка, установленного Конвенцией КДПГ.
В случае надобности, в накладной должны так же содержаться следующие указания:
— указание, что перегрузка не разрешается;
— расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
— сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
— декларированная стоимость груза и дополнительной ценности его для отправителя;
— инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
— срок выполнения перевозки;
— перечень документов, переданных перевозчику.
Водители автотранспортных средств, осуществляющие международные перевозки грузов в Российскую Федерацию должны помнить, что:
При выполнении международной автомобильной перевозки грузов водитель является представителем перевозчика.
При приёме груза к перевозке следует проверить наличие необходимых сведений во всех документах. Товаросопроводительные документы должны содержать сведения о весе, количестве, наименовании, фактурной стоимости и кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД СНГ, не менее чем на уровне первых четырёх знаков. Так же необходимо, чтобы в накладной CMR было указано конкретное место доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа или его структурного подразделения), а также сведения о месте их временного хранения (название склада временного хранения (СВХ), его полный адрес, № лицензии и дата окончания её действия).
Водитель, не позднее чем через 30 минут после завершения пограничного и транспортного контроля, обязан уведомить пограничный таможенный орган от имени перевозчика о пересечении таможенной границы РФ путём одновременного представления таможенных транспортных и товаросопроводительных документов.
Пограничный таможенный орган устанавливает место доставки, срок и маршрут следования, куда обязан следовать перевозчик.
После оформления документов пограничным таможенным органом, следует проверить наличие в них печатей и штампов, личной номерной печати инспектора таможенного органа (ЛНП), его подписи, даты и места доставки на корешке белого листа и в графе 22, 23 зелёного листа книжки МДП, штампа таможенного органа с указанием места доставки и ЛНП в накладной CMR.
Пограничный таможенный орган не вправе отказать перевозчику в выборе оптимального маршрута, если к перевозчику не применены санкции, определяемые нормативными документами ГТК России.
Водитель обязан соблюдать сроки и маршрут следования, предписанные таможенными органами.
В случае аварии или повреждения пломбы или грузового отсека водитель обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и незамедлительно обратиться в ближайший таможенный орган.
Прибытие перевозчика к грузополучателю либо в иное место до представления товаров, транспортных средств и документов на них таможенному органу в установленном месте доставки не допускается.
По прибытии в установленное место доставки водитель обязан разместить транспортное средство с товарами на территории СВХ и вручить документы таможенному органу.
Таможенный орган в установленном месте доставки не вправе отказать перевозчику в принятии документов. Не позднее чем через 3 часа после принятия документов таможенный орган должен выдать перевозчику письменное подтверждение прибытия, которое остаётся у водителя.
Владелец СВХ в установленном месте доставки не вправе отказывать в размещении товаров и транспортных средств на территории СВХ в любое время суток, независимо от наличия договора с перевозчиком или получателем.
С момента размещения товаров на территории СВХ и до их таможенного оформления либо принятия их на хранение владельцем СВХ, перевозчик несёт солидарную ответственность с владельцем СВХ за сохранность товаров.
Не позднее 2-х суток после помещения товаров на СВХ, таможенный орган выдает водителю оформленные накладную CMR, книжку МДП и первый экземпляр Свидетельства о подтверждении доставки товаров (СПД), заверенный ЛНП и гербовой печатью таможенного органа. Выезд с территории СВХ без указанных в данном пункте документов не допускается.
При выезде с территории РФ водитель обязан предъявить пограничному таможенному органу документы указанный в п. 14. Данные документы не подлежат изъятию. На СПД делается отметка о выезде транспортного средства с территории РФ.
По просьбе водителя сотрудник таможенного органа обязан предъявить своё служебное удостоверение.
При необходимости продления сроков доставки товаров в российские таможни назначения (в случае отсутствия российского разрешения в/из третьих стран) водитель должен разместить транспортное средство с товаром в зоне таможенного контроля ПТО (СВХ) и написать письменное обращение в таможенный орган. Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля ПТО (СВХ) должно быть осуществлено перевозчиком не позднее 2 (двух) суток с даты получения разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем. После такого размещения перевозчик должен не позднее следующего рабочего дня обратиться в таможню за получением разрешения на продление сроков доставки товаров. После устранения причин, препятствующих доставке грузов в Россию, в книжке МДП вносится новая дата доставки, в Уведомлении о размещении товаров и транспортных средств на территории ПТО/СВХ вносится запись о продлении сроков доставки и заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Уведомление о размещении товаров и транспортных средств на территории ПТО/СВХ (экземпляр перевозчика) с записью таможни о продлении срока доставки подлежит хранению в делах перевозчика.
Если случилось ДТП и т.п.
Если перевозчик не может выполнить обязанности при доставке товаров, транспортных средств и документов на них вследствие аварии или действия непреодолимой силы, он обязан принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров и транспортных средств. Нужно незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров и транспортных средств. Таможенный орган определяет, какие меры должны быть приняты в этом случае для обеспечения таможенного контроля.
В случае непосредственно угрожающей опасности, требующей немедленной выгрузки всего груза или его части, перевозчик может по собственному усмотрению принять необходимые меры, не спрашивая и не ожидая вмешательства компетентных органов. В таком случае он должен привести доказательства, что это были вынужденные меры в интересах сохранения транспортного средства или груза и, немедленно, по принятии срочных мер предупредительного характера уведомить таможенный орган или другой компетентный орган страны, в которой он находится для установления фактов проверки груза, наложения пломб и составления протокола.