Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности

Консультация «Организация образовательной деятельности в группах комбинированной направленности»

Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности. Смотреть фото Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности. Смотреть картинку Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности. Картинка про Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности. Фото Что обязательно нужно учитывать в расписании группы комбинированной направленности Наталия Байвалюк
Консультация «Организация образовательной деятельности в группах комбинированной направленности»

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными речевыми нарушениями у детей с нормальным слухом и интеллектом. Без коррекционного воздействия такие отклонения мешают освоению социального опыта, снижают возможность социальной реабилитации и адаптации, что выдвигает диагностико – коррекционные и профилактические направления деятельности ДОУ.

К наиболее актуальной задаче обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями относится формирование речи как средства общения. Для успешного продвижения и овладения языком необходимо специальное преднамеренное обучение.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований.

Предусмотрено проведение логопедом подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда «логопедический час». Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе коррекционно –воспитательной работы учитываются речевые возможности каждого дошкольника

Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития. Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Основными задачами групп комбинированной направленностидля детей с нарушениями речи являются:

1. Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

2. Предупреждение нарушений устной и письменной речи.

3. Развитие высших психических функций воспитанников.

4. Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.

5. Воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

6. Совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии и обеспечения специализированной консультативной, коррекционно- педагогической помощи ребенку с нарушением речи.

Воспитание и образование строится в соответствии с Образовательной программой дошкольного учреждения, а также по специальным (коррекционном) программам предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В группах комбинированной направленности для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация коррекционного процесса.Она обеспечивается:

• своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписания специально-организованной деятельности;

• планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

• оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

• совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями, узкими специалистами. В течение всего времени обучения детей непрерывно осуществляется диагностика и мониторинг который позволяет отследить эффективность проводимой коррекционной работы.

Для работы в группах комбинированной направленности были разработаны программы которые предназначены для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной формой обучения для детей данной категории являются логопедические занятия. Предусмотрены такие формы занятий как индивидуальные основной целью которых является осуществление воспитания правильного произношения и групповые на которых осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте, которые включают в себя работу над формированием лексико – грамматических категорий и развитию связной речи.

Вся коррекционная работа разделена на три периода. В средней группе Коррекционная работа разделена на три периода.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям1. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика2 служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности «В гости к клоунам» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по социально-коммуникативному развитию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней и старшей группах на тему: «А ну-ка мальчики» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней и старшей группах в ДОУ «Золотой ключик» при ГБОУ СОШ №661 г. Санкт-Петербурге.

Конспект занятия по формированию экономических знаний на тему «Товар» для старшей группы комбинированной направленности Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная Возрастная группа: старшая Тема: «Товар».

Консультация для педагогов на тему: «Организация природоохранной работы в различных видах деятельности» Консультация для педагогов на тему: «Организация природоохранной работы в различных видах деятельности» Когда у В. Бианки спрашивали, почему.

Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствие с ФГОС до» Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды в группах» Цель программы – всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Среда организуется так,.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями ФГОС до Современная система логопедической помощи дошкольникам, включающая непрерывный поиск эффективных методов и форм логопедической помощи детям,.

Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности детей» Роль взрослого в ведущей деятельности дошкольника определяется особенностями восприятия ребенком взрослого на разных возрастных ступенях.

Источник

Организация деятельности групп комбинированной направленности

Деятельность группы комбинированной направленности должна со- четать в себе два организационных подхода:

— в расписании группы должны быть учтены занятия (определены помещения, время, специалисты), предусмотренные адаптированной об- разовательной программой ребенка с ОВЗ— как индивидуальные, так и групповые,

— в расписании группы должны быть учтены групповые занятия, реа- лизующие задачи основной образовательной программы.

Режим дня и недели в группе комбинированной направленности для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня, кто-то только 2–3 дня до обеда). Кому-то мо- гут быть противопоказаны определенные формы работы (например, бассейн) — для таких детей должны быть предусмотрены другие виды организации их активности.

Организация деятельности группы может модифицироваться в соот- ветствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением. При реализации программ следует разрабатывать разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, учитывать индивидуальные особенности детей.

Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации обра- зовательных программ, так и в ходе режимных моментов:

• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефекто- логом, педагогом-психологом и другими специалистами Организации;

• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми,

• организации взаимодействия в детско-родительских группах;

• праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.

Индивидуальные занятиянаправлены на развитие и поддержку спо- собностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего разви- тия. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций.

Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимули- рующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей развитие возможностей детей.

Характеристики предметно-развивающей среды:

• соответствие возрастным особенностям развития и интересам детей;

Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимо- действие с другими детьми в микрогруппах, что способствует форми- рованию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мас- терских, программы по организации проектной деятельности, програм- мы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детеймогут решать как познавательные, так и социальные задачи.

Организация взаимодействия в детско-родительских группахпред- ставляет собой комплексные занятия для детей и родителей, включающие в

себя игры, творческие, музыкальные занятия. Эти занятия ведут специалис- ты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель. В ходе взаимодействия специалисты проявляют позитивное отношение ко всем детям, демонстрируют конструктивные способы пове- дения, оказывают информационную поддержку родителям. В ходе занятий родители принимают участие в играх, упражнениях, пении, изобразитель- ной деятельностии этим, с одной стороны помогают детям включиться в занятия, а с другой— сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своими детьми. После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии нормально развивающихся детей дает возможность детям с ОВЗ следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня— важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмо- циональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

Мониторинг инклюзивного образовательного процесса

Процедур оценки результатов образовательной деятельности Орга- низации, реализующих инклюзивную практику, может быть несколько.

Одной из таких процедур является оценка соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

Критерии эффективности образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии

КритерийПоказателиИндикаторы
Реализация индивиду- ального подходаСоставление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностикиНаличие адаптированных об- разовательных программ с оценкой хода их выполнения
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенкаОрганизация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самосто- ятельной активности детейПланирование времени в режиме дня для самостоя- тельной активности детей. Методические рекоменда- ции по психолого-педагоги- ческому сопровождению де- тей с разными образовательными потреб- ностями в процессе само- стоятельной активности

КритерийПоказателиИндикаторы
Активное включение в образовательный процесс всех его участниковНаличие психолого-медико- педагогического консилиумаФункционирование в Орга- низации разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей
Междисциплинарный подходОбсуждение специалистами ПМПк особых образователь- ных потребностей детей с ОВЗ, составление и реализа- ция адаптированной образо- вательной программыЦиклограмма проведения ПМПк, формы фиксации ре- зультатов
Вариативность в организации процессов обучения и воспитанияВариативные образователь- ные программы, приемы, методы образования, организационные формы, вариативная образователь- ная средаИспользование специалис- тами Организации разных методов и технологий обу- чения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образова- тельный процесс
Партнерское взаимодействие с семьейОрганизация партнерских форм взаимодействия с се- мьей, участие родителей в жизни Организации, консуль- тации родителейУчастие родителей в разра- ботке и реализации адапти- рованной образовательной программы и индивидуаль- ного образовательного мар- шрута
Функционирование дошкольной образовательной организацииВыстраивание образователь- ного процесса в соответс- твии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образова- тельных потребностейСоответствие качественно- го состава контингента де- тей, штатного расписания, методической базы и пред- метно-развивающей среды. Применение новых техноло- гий в соответствии с выяв- ленными потребностями детей

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОО

(по образовательным областям)

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспи- тания является ведущим направлением в развитии специального образо- вания в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с огра- ниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соот- ветствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопо- нимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толеран- тность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимо- помощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует фор- мированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспече- ние равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразова- тельном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Ин- дивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрос- лого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодейс- твовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гон- чарова, О. С. Никольская).

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. На- иболее важным аспектом является психологическая готовность воспита- теля группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные

отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсиру- ющего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содер- жание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях. Данный раздел Программы имеет своей целью познакомить педагогов, психологов дошкольных обще- образовательных учреждений с технологиями коррекционно-педагогичес- кой работы, помочь им осуществлять эту работу в условиях детского сада.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *