Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Живопись Древней Греции

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыИскусство Древней Греции привнесло в мировую культуру много интересного и необычного, став своеобразной базой для будущих художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Его развитие протекало долго, совершенствуясь и процветая. Судить о нем можно по документальным источникам древних авторов и по тем шедеврам, которые дошли до наших дней, а это в основном скульптуры, вазы, картины. Принято считать, что живопись Древней Греции выражена в двух периодах: ранней классике и высокой классике, между которыми очень тонкая «граница», едва заметная людям несведущим.

Искусство Ранней классики содержало в себе идеи освободительной борьбы против персов, а также повышенного внимания к человеку, как к личности и гражданину. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен. Оценить живопись IV века можно только по дошедшим до нас сведениям древних авторов, и судя по всему, она достигла высокого уровня. Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона. В дальнейшем он создал школу живописи, базирующейся на научных принципах, что давало возможность сделать точный, завершенный рисунок. Его учеником был Памфил из Амфиполиса, взрадившем таких мастеров того времени, как Павзий и Апеллес. И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины.

Апеллес

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыОстановимся немного на древнегреческом живописце Апеллесе. Предположительно он жил с 370 по 306 гг. до нашей эры. Главная его профессиональная заслуга в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы сразу двух школ: Ионической и Сикионской. Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.

Своими заслугами он снискал уважение самого Александра Великого — выдающегося полководца, царя Македонии, Персии, Азии, фараона Египта. Человечеству он более известен под именем Александр Македонский. Доподлинно известно, что Александр Великий издал указ, запрещающий рисовать кому-либо портреты, кроме Апеллеса, а это свидетельствует о невероятном авторитете художника у царя. Однажды живописец нарисовал для него картину, где Александр-царь изображен подобно Зевсу, мечущим молнии. За нее мастер получил 20 монет золотом (для сравнения: 40 таланов в год стоила конница из 800 всадников). Видимо, картина очень понравилась царю, если он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес; первый — непобедим, второй — неподражаем».

Одна удивительная история свидетельствует об исключительных талантах Апеллеса. Когда он, прибыв на Родос, решил нанести визит художнику Протогенону. Однако того не оказалось дома, и тогда Апеллес велел его служанке показать (в качестве «визитки») всего лишь одну изящную линию, которую он быстро набросал на приготовленном для рисования полотне. Когда Протоген пришел домой, он сразу догадался, кто побывал в его отсутствие. Тогда родосец в сердцах нарисовал поверх совершенной линии Мастера тонкий штрих. Апеллес вернулся. Но, увидев, как соперник умело сделал прорисовку, «ответил» ему, добавив к тандемному «рисунку» линии, исполненные другим цветом. Но не «зачеркнул» то, что нарисовал Протоген, а практически «растворил» это на полотне. Дальнейшее соперничество было бесполезным. А картина эта была впоследствии вывезена в Рим и явилась поводом для удивления и восторга публики. Ее назвали лучшим творением искусства, когда-либо существовавшим в Греции. К сожалению, этот шедевр сгорел во время пожара в царском дворце.

Менее трагическая участь постигла другое совершенное творение художника — «Афродита Анадиомена». По свидетельствам древнегреческого писателя Плиния Старшего, Апеллес писал образ богини с несравненной Кампаспы — любимой содержанки Александра Великого. (По другой версии для художника позировала гетера Фрина, известная красавица, ночь любви с которой стоила целое состояние). Легенда гласит, что мастера сразила удивительная красота девушки, и он влюбился в нее, как малолеток. Александр Великий подарил фаворитку мастеру после завершения полотна — вот как он ценил придворного художника.

Увы, до наших дней не сохранилось ни одной работы Апеллеса. О том, как прекрасна была его «Афродита Анадиомена» мы можем судить (нет, только попытаться судить) по картинам более поздних авторов, пытавшихся «скопировать» сюжет его полотна. Так, в музее Орсе в Париже выставлен холст Адольфа Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (1879 год), в Лувре висит картина Теодора Шессерио «Венера Анадиомена» (1838 год). Но наиболее ранним произведением, приближенным к оригиналу и с таким же названием, считают картину Сандро Боттичелли, написанную художником в 1486 году, а также помпейскую фреску «Афродита Анадиомена» — копию великого Апеллеса.

Живопись V века до.н.э.

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыГоворя о живописи Древней Греции, нельзя не отметить искусство светотени, которое впервые включил в свои работы Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса. Живописец из Гераклеи, благодаря своему таланту, трудолюбию и манерой исполнения, очень быстро прославился и разбогател. Он писал столь реалистично, что его творчество породило много анекдотов, один из которых был связан с его вечным соперником — Парразием из Эфеса. Тот тоже был художником, но писал главным образом богов, героев и персонажей древнегреческой мифологии.

История следующая! Однажды Зевксис и Парразий решили устроить состязание, кто лучше владеет своим мастерством. Зевксис написал кисть винограда, да так натурально, что даже птицы, якобы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.

К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.

Вазопись

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыОтдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:

Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыСо временем античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как историко-документальные объекты. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого? Сюжеты из жизни и мифологии; фрагменты интерьеров, быта; характерные для того времени одежды, прически. Примечательно, что вазописцы по сравнению со скульпторами или архитекторами не были связаны по рукам и ногам религиозными рамками. Они могли отражать в своем искусстве то, что считали нужным, интересным, достойным внимания. Вот почему древнегреческую вазопись считают более динамичным и многообразным искусством, открытым для всевозможных художественных экспериментов. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры.

Источник

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыАнтичное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

Сам дворец обнаружен в ходе раскопок, организованных греческим археологом-любителем Миносом Калокериносом (1843-1907). Впоследствии раскопки были продолжены английским археологом Артуром Эвансом (1851-1941). Узнать больше вы сможете из статьи «Кносский дворец» [П. Фатеев, 2013].

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

В гомеровский период превалирует так называемая «сырцово-деревянная архитектура», 4-скатные кровли, узкие вытянутые здания прямоугольной формы. Описание строений и скульптурных традиций данного периода есть в эпосах «Илиада» и «Одиссея». Многие ученые по сей день используют эти произведения как источник информации (как, например, для статьи «Жилой дом гомеровского периода в «Илиаде» и «Одиссее») [Е. Поляков, 2016].

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

Отдельно стоит сказать о строительстве амфитеатров в Древней Греции, предназначавшихся для массовых мероприятий. Предположительно, самым первым в 5 веке до нашей эры был построен амфитеатр в Афинах, получивший название «Театр Диониса», т.к. был предназначен для проведения торжеств, посвященных этому божеству. Далее традиция распространилась по всей подконтрольной грекам территории, а остатки амфитеатров можно увидеть практически в любой стране Средиземноморья.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Задание «Архитектура Древней Греции»

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Гомеровский и архаический период

В гомеровский период были популярны скульптуры животных, особенно лошадей и людей. По-прежнему сильно влияние египетской культуры. Так, на скульптурах волосы людей имеют стилизованный однотипный вид, который иногда называют «волосы-шлем». Этот тренд сохранился и в скульптуре архаического периода, что мы можем видеть на скульптуре, изображающей древнегреческого юношу-атлета (куроса):

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Куросами назвали статуи юношей-атлетов. Обычно их заказывали богатые люди для установки в гробницах или святилищах. Отметим, что у Гомера курос – это юноша-воин. В отличие от юношей, девушки в этот период всегда изображались в одежде, а женскую скульптуру того времени называли «кора». К слову, именно в период архаики и зародилась традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин – в задрапированных одеждах.

Классический период

В классический период скульптуры становятся более динамичными, мастера стремятся передать красоту движения, что им блестяще удается. Знаменитая статуя «Дискобол», сделанная скульптором Мироном из Елевфер, относится как раз к этому периоду:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Эллинизм

В период эллинизма скульптура становится все более сложной и утонченной. Так, появляются групповые скульптуры. Знаменитый «Лаокоон» является наиболее известным образцом данной эпохи:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

К слову, это коллективный труд скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. Рекомендуем прочитать книгу «Античная скульптура», которая даст расширенное представление о скульптурных традициях Древней Греции и Рима и новых исследованиях в этой области [И. Афанасьева, 2017]. Эта книга пригодится нам еще раз, когда мы будем изучать древнеримскую скульптуру.

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Гомеровский период

Разговор о живописи гомеровского или геометрического периода начнем с того, что сама эпоха получила название именно из традиций росписи. Древнегреческие амфоры (сосуды с ручками) расписывались преимущественно в геометрическом стиле с циклически повторяющимся узором. К слову, его элементы, так называемые «меандры», можно увидеть в современном дизайне предметов и одежды, произведенных в Греции:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Классический период

В классический период в живописи, как и в скульптуре, превалируют изображения людей в динамике. Есть работы, передающие важные для истории Древней Греции события. Особенно поражают масштабом работы художника Полигнота, некоторые из которых удалось воссоздать практически полностью. Например, его работа «Взятия Трои»:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцыЧто обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Узнать больше вы можете из работы «Эллинистическое искусство», где рассказано о множестве памятников культуры и искусства данного периода, [Е. Ротенберг, 1956].

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

Впрочем, письменность в Древней Греции появилась достаточно давно. При раскопках Кносского Дворца были найдены образцы двух систем линейной письменности, использовавшиеся в разное время. «Илиада» и «Одиссея», написанные Гомером, по мнению разных исследователей, появились где-то между 12 и 8 веками до нашей эры. В целом, в древнегреческой литературе выделяют два основных периода:

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Это лишь некоторые литературные творения, которые подарили миру Древняя Греция и ее неутомимые творцы. Больше имен и образцов творений вы найдете в книге «История античной литературы» [И. Тронский, 1988]. Любителям изящных стихотворных форм рекомендуем книгу «Эллинистическая поэзия» [Н. Чистякова, 1988].

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием.

Возможно, это и стало предпосылкой к тому, что первые в мире Олимпийские игры были проведены в Древней Греции в 776 году до нашей эры. Они проводились вплоть до 393 года до нашей эры, т.е. на протяжении порядка четырех веков. Заметим, что современная традиция Олимпийских игр берет начало с 1896 года и насчитывает чуть больше столетия.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Развитие музыки, литературы и традиции проведения зрелищных мероприятий дало предпосылки к возникновению театра. Первые театры в Древней Греции появились в классическую эпоху в 5 веке до нашей эры. Самым первым был, скорее всего, «Театр Диониса», под который было построено невиданное доселе сооружение амфитеатр. Строительство амфитеатров, к слову, способствовало развитию театрального искусства и его проникновению в массы, т.к. некоторые сооружения вмещали до 10 тысяч зрителей, как, к примеру, амфитеатр в Ларисе:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Для всех, кто вошел во вкус и хотел бы познакомиться с искусством Древней Греции ближе, рекомендуем книгу «Художественные проблемы искусства Древней Греции» [М. Алпатов, 1987]. Отдельная рекомендация для тех, кто интересуется художественной росписью: книга «История античной расписной керамики» [В. Блаватский, 1953]. И, конечно, книга «Искусство Древней Греции» [Г. Соколов, 1980].

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Еще одна особенность: римляне в меньшей степени привязывались к рельефу местности, чем представители других культур того времени. Так, если греки для строительства амфитеатра предпочитали задействовать естественные склоны холмов, римляне ставили бетонное кольцо, что называется, «в чистом поле». В качестве примера можно привести римский Колизей:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Вид снаружи позволяет оценить, что Колизей стоит на ровном рельефе. Узнать больше можно из книги «Архитектура Древнего мира», где том 2 посвящен античному периоду [Е. Поляков, 2018].

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

В целом, реализм и натурализм – отличительные черты древнеримского искусства, которое фокусировалось на самых разных бытовых сюжетах. Известная скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» как раз относится к древнеримскому периоду:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Скульптурная композиция демонстрирует вполне заурядную для стран с теплым климатом ситуацию: юноша случайно занозил босую ногу, и теперь борется с этой напастью. Больше можно узнать из ранее упомянутой нами книги «Античная скульптура» [И. Афанасьева, 2017].

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Название четвертого стиля может содержать отсылку как к технической стороне («перспективно-орнаментальный»), так и к тематической («мифологический»). Более того, у разных исследователей можно встретить как разные названия каждого из стилей, так и просто нумерацию от 1 до 4.

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Мифология как первая форма литературного произведения появилась до распространения письменности, и мифы передавались из поколения в поколение в устной форме. Из произведений, дошедших до наших дней в письменной форме, известны «Сентенции» Аппия Клавдия. Так, поговорка «Всяк своего счастья кузнец» пришла как раз из этих «Сентенций».

Формированию художественной литературы в традиционном понимании римляне обязаны попавшему к ним в плен Ливию Андронику, который основал в Риме школу, перевел на латинский язык «Одиссею» и адаптировал, переработал несколько древнегреческих мифов под восприятие римской публики.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Тем не менее знаменитое «Хлеба и зрелищ» пришло к нам как раз из Древнего Рима. Столь меткая формулировка принадлежит римскому сатирику Дециму Ювеналу, причем она относилась в большей степени к любви римлян смотреть гонки на колесницах, запряженных лошадьми. Такие состязания проводились обычно в цирке, под которым подразумевалось специальное сооружение овальной формы с дорожкой для колесниц. У прочих народов такие сооружения назывались «ипподром».

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Конечно, бои «на публику» практиковались у разных народов, однако только в Древнем Риме явление обрело такие масштабы и государственную поддержку. Как и многие другие представления, бои могли сопровождаться соответствующей случаю музыкой.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Смотреть картинку Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Картинка про Что обычно изображали древнегреческие живописцы. Фото Что обычно изображали древнегреческие живописцы

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Вот так вкратце выглядит история развития искусства в Древнем Риме. Желающим узнать о древнеримском периоде в истории искусства советуем прочитать книгу «Искусство Древнего Рима» [Г. Соколов, 1996]. Еще рекомендуем соответствующий раздел в книге «История итальянского искусства» [Д. Арган, 1990].

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *