Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Греческая живопись, архаический период 953 слова читать

6 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

До наших дней сохранилось настолько мало греческой живописи, что трудно поверить, что эллинистические и римские критики относились к ней так же высоко, как и к греческой скульптуре. Начиная с периода архаики (ок. 625-500 гг. до н.э.) классической античности у нас есть некоторые расписные плиты из терракота и камня, части четырех деревянных досок, настенные росписи (особенно в подземных гробницах в Этрурии) и косвенные свидетельства росписи ваз. Последние два источника продолжаются в классической греческой живописи (ок. 500-323 гг. до н.э.), а также появляются более поздние копии классических картин на мраморных панелях и настенных росписей в Италии. В эллинистической греческой живописи (323-1 век до н.э.) роспись на вазах вскоре исчезнет, но картины на стенах гробниц и домов, а также на надгробиях стали более многочисленными и сохранилось какое-то изобразительное искусство мозаики. Далее, есть много упоминаний о художниках и живописи у старшего Плиния (римский автор и натуралист, 23-79 гг. н.э.) и других древних писателей.

Все это очень печально. В греческом искусстве роспись ваз отличалась от живописи в технике, масштабе и назначении; в период архаики она, похоже, выполняла те же роли для композиции в интерьере, а также для представления анатомии и драпировки, но после этого в основном наблюдается влияние живописи. Плиты из терракота, по крайней мере, делят свою технику с вазами, деревянные таблички небольшие и дешевые, а надгробия не намного лучше, а мозаика в любом случае является неприспособленной средой. Настенные рисунки являются более внушительными, но в основном провинциальными и неполноценными, и с копиями трудно определить, насколько верным может быть каждый.

Что касается замечаний древних писателей, то в них есть несколько полезных моментов, но в целом они дают очень мало представления о художественном стиле. Как и в случае с римским искусством, фактом является то, что мы не обладаем какой-либо оригинальной греческой живописью и вряд ли когда-либо будем иметь ее, поэтому мы не можем реконструировать детально его историю или даже сформировать представление о качестве его шедевров.

Примечание: Для получения информации о керамике из древней Греции, включая технику Геометрия, Черная фигура, Красная фигура и Белое основание, см.: Греческая керамика: история и стили.

Материалы и методы

В качестве поверхностей, на которых можно рисовать, греческие художники использовали стены, деревянные или мраморные панели, терракотовые плиты или бляшки, а иногда кусочки слоновой кости, кожи, пергамента или льна. Из этих поверхностей деревянные панели, покрытые белой краской, были, вероятно, наиболее обычными для крупных и мелких работ. Начиная с седьмого века, доступный диапазон цветов для росписей и панно был достаточно широк, за исключением работ по терракоту, где краски должны были подвергаться обжигу в печи.

На стенах главными методами росписи были темпера и фреска ; для дерева и мрамора темпера и энкаустика – техника, в которой цвета смешиваются с воском, наносятся на поверхность, а затем «обжигаются» раскаленным стержнем. Энкаустика была более долговечной, чем темпера, хотя и более трудоемкой, и обладала некоторым богатством тона масляной живописи, среды, неизвестной грекам. Говорят, что энкаустика впервые стала обычным методом живописи на мраморных статуях и архитектурных деталях в шестом веке и была принята для росписи по панелям в пятом, но поскольку греческие художники часто практиковали и скульптуру, и живопись, было бы удивительно, если бы этот интервал длился очень долго.

Древесина не имеет большого шанса на сохранение в Греции, но мы можем сделать вывод из греческих терракотовых панелей, что дожившая до наших дней роспись по дереву датируется как минимум концом восьмого века. Хотя маловероятно, что такая живопись имела успешную собственную технику набросков примерно до 650 г. до н.э., иначе у коринфских художников по вазам было мало оснований для разработки техники черной фигуры, основанной на гравировке металла.

Метопы

В любом случае, ранние значительные примеры сохранившихся более крупных картин – терракотовые метопы (декоративные таблички) из храма Аполлона в Термоне в Аитолии – написаны позже, около 630 г. до н.э. Здесь графическое поле имеет площадь около двух футов, а фигуры занимают его полную высоту, но стиль напоминает коринфскую роспись ваз, которую немного позже использовали для ваз Чиги (ок. 650-40 г. до н.э.) – художник использовал больший масштаб не для того, чтобы увеличивать или улучшать детали анатомии, а только для того, чтобы умножить рисунки драпировки. Его цветовая палитра не шире, чем у художника ваз – черный, белый, фиолетовый и светло-коричневый (для мужской плоти), все используемые в плоских смывках, – но он был ограничен цветами, которые выдерживали бы стрельбу. Техническое отличие состоит в том, что на метопах контуры и линии внутренних деталей нарисованы и не прорезаны, но разрез не был бы эффективен при работе такого масштаба, и в любом случае контурный рисунок был обычным явлением в современной росписи ваз за пределами Коринфа. (См. Также: Греческая архитектура : 900-27 до н.э.)

Эти метопы были, вероятно, не самыми ранними картинами в этой технике и не самыми амбициозными в свое время. Светло-коричневый для мужской плоти использовался в вазописи в течение одного поколения или около того до появления термонов и вполне мог быть заимствован из картин на дереве. Необычно запутанная сцена битвы на вазе Киджи, возможно, дает некоторое представление о более амбициозных картинах того времени. Метопы Тэннона из-за их формы допускают только одиночные фигуры или небольшие компактные группы. Есть несколько похожих метопов, но чуть позже из Калидона, также в Аитолии, но они более повреждены.

Панно

Четыре небольшие деревянные таблички, найденные в Пите, в двадцати пяти милях к западу от Коринфа, одна из которых, согласно ее надписи, нарисована коринфянином – показывает ту же систему цветного рисунка в стиле, который может быть тем же, что и на росписи ваз из Коринфа около 530 г. до н.э. Земля белая, а цвета – черный, красный, светло-коричневый, темно-коричневый и синий. Более поздние фрагменты окрашенной штукатурки, найденной в Гордионе во Фригии и настенные росписи в гробницах в Кизибеле и Карабуруне в Ликии, наряду с мифологической живописью включают в себя темы из повседневной жизни, а стиль достаточно близок к стилю восточно-греческой вазописи.

Этрусские гробницы

Подобное стилистическое решение росписи ваз с красными фигурами появляется в довольно многочисленных настенных росписях в стиле поздней архаики в этрусских гробницах. Этрусское искусство приобрело свой собственный образ, но роспись гробниц (хотя иногда и изображающие этрусские детали одежды и обычаи) в основном греческого стиля – за исключением Этрусской живописи, имеет тенденцию быть более отсталой и провинциальной, чем типичные греческие произведения.

Примечание: Подробнее о цветовых пигментах, используемых древнегреческими художниками в росписи фресками, темперой, энкаустикой и акварелью, см.: Классическая цветовая палитра.

Для других видов древнего искусства одновременно с греческой архаической живописью,
пожалуйста, смотрите искусство античности (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).

Больше статей о изобразительном классическом искусстве древности, см.:

Источник

Каких вы можете назвать живописцов Древней Греции? Что они изображали?

Живописцфы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их творчество отмечено эмоциональностью, реализмом. Однако монументальная живопись не получила такого масштабного развития, как вазопись.

Живопись Древней Греции.

Древнегреческая живопись сохранилась до нашего времени в огромном числе вазовых рисунков. Стенная (монументальная) и станковая живопись не сохранилась. Судить о вершинах мастерства великих мастеров Греции таких, как Аполлодор, Полигнот, Микон, Зевкис, Паррасий и Апеллес мы можем только по литературным источникам, где указано, что древнегреческие живописцы владели техникой светотени и объемного изображения.

Литературные источники подтверждают, что 4 в. до н. э. является ярким расцветом живописи. Художники создают станковые картины разных жанров: натюрморты, баталии, портреты, исторические картины. В 4 же веке в Сикионе появляется академия живописи со своими правилами преподавания, твердой теорией живописи с использованием перспективы. Другая школа возникла в Фивах, где создавались патриотические картины. К сожалению, картины мастеров, творивших в это время не дошли до нас.

В эпоху эллинизма в Александрии и в Пергаме возникает искусство реалистической живописи, которое получило свое развитие в портрете, пейзаже, карикатуре.

Древнегреческая скульптура, воспевающая духовную и физическую красоту человека свободного, стала эталоном для ваятелей и художников эпохи Возрождения и культуры классицизма. Музейные залы с античной скульптурой пользуются неизменным успехом у посетителей, восхищающихся совершенством древнегреческого искусства. Чудесные росписи на керамических сосудах тоже доставляют эстетическое наслаждение зрителям.

Источник

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всегоАнтичное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

Сам дворец обнаружен в ходе раскопок, организованных греческим археологом-любителем Миносом Калокериносом (1843-1907). Впоследствии раскопки были продолжены английским археологом Артуром Эвансом (1851-1941). Узнать больше вы сможете из статьи «Кносский дворец» [П. Фатеев, 2013].

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

В гомеровский период превалирует так называемая «сырцово-деревянная архитектура», 4-скатные кровли, узкие вытянутые здания прямоугольной формы. Описание строений и скульптурных традиций данного периода есть в эпосах «Илиада» и «Одиссея». Многие ученые по сей день используют эти произведения как источник информации (как, например, для статьи «Жилой дом гомеровского периода в «Илиаде» и «Одиссее») [Е. Поляков, 2016].

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

Отдельно стоит сказать о строительстве амфитеатров в Древней Греции, предназначавшихся для массовых мероприятий. Предположительно, самым первым в 5 веке до нашей эры был построен амфитеатр в Афинах, получивший название «Театр Диониса», т.к. был предназначен для проведения торжеств, посвященных этому божеству. Далее традиция распространилась по всей подконтрольной грекам территории, а остатки амфитеатров можно увидеть практически в любой стране Средиземноморья.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Задание «Архитектура Древней Греции»

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Гомеровский и архаический период

В гомеровский период были популярны скульптуры животных, особенно лошадей и людей. По-прежнему сильно влияние египетской культуры. Так, на скульптурах волосы людей имеют стилизованный однотипный вид, который иногда называют «волосы-шлем». Этот тренд сохранился и в скульптуре архаического периода, что мы можем видеть на скульптуре, изображающей древнегреческого юношу-атлета (куроса):

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Куросами назвали статуи юношей-атлетов. Обычно их заказывали богатые люди для установки в гробницах или святилищах. Отметим, что у Гомера курос – это юноша-воин. В отличие от юношей, девушки в этот период всегда изображались в одежде, а женскую скульптуру того времени называли «кора». К слову, именно в период архаики и зародилась традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин – в задрапированных одеждах.

Классический период

В классический период скульптуры становятся более динамичными, мастера стремятся передать красоту движения, что им блестяще удается. Знаменитая статуя «Дискобол», сделанная скульптором Мироном из Елевфер, относится как раз к этому периоду:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Эллинизм

В период эллинизма скульптура становится все более сложной и утонченной. Так, появляются групповые скульптуры. Знаменитый «Лаокоон» является наиболее известным образцом данной эпохи:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

К слову, это коллективный труд скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. Рекомендуем прочитать книгу «Античная скульптура», которая даст расширенное представление о скульптурных традициях Древней Греции и Рима и новых исследованиях в этой области [И. Афанасьева, 2017]. Эта книга пригодится нам еще раз, когда мы будем изучать древнеримскую скульптуру.

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Гомеровский период

Разговор о живописи гомеровского или геометрического периода начнем с того, что сама эпоха получила название именно из традиций росписи. Древнегреческие амфоры (сосуды с ручками) расписывались преимущественно в геометрическом стиле с циклически повторяющимся узором. К слову, его элементы, так называемые «меандры», можно увидеть в современном дизайне предметов и одежды, произведенных в Греции:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Классический период

В классический период в живописи, как и в скульптуре, превалируют изображения людей в динамике. Есть работы, передающие важные для истории Древней Греции события. Особенно поражают масштабом работы художника Полигнота, некоторые из которых удалось воссоздать практически полностью. Например, его работа «Взятия Трои»:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всегоЧто обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Узнать больше вы можете из работы «Эллинистическое искусство», где рассказано о множестве памятников культуры и искусства данного периода, [Е. Ротенберг, 1956].

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

Впрочем, письменность в Древней Греции появилась достаточно давно. При раскопках Кносского Дворца были найдены образцы двух систем линейной письменности, использовавшиеся в разное время. «Илиада» и «Одиссея», написанные Гомером, по мнению разных исследователей, появились где-то между 12 и 8 веками до нашей эры. В целом, в древнегреческой литературе выделяют два основных периода:

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Это лишь некоторые литературные творения, которые подарили миру Древняя Греция и ее неутомимые творцы. Больше имен и образцов творений вы найдете в книге «История античной литературы» [И. Тронский, 1988]. Любителям изящных стихотворных форм рекомендуем книгу «Эллинистическая поэзия» [Н. Чистякова, 1988].

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием.

Возможно, это и стало предпосылкой к тому, что первые в мире Олимпийские игры были проведены в Древней Греции в 776 году до нашей эры. Они проводились вплоть до 393 года до нашей эры, т.е. на протяжении порядка четырех веков. Заметим, что современная традиция Олимпийских игр берет начало с 1896 года и насчитывает чуть больше столетия.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Развитие музыки, литературы и традиции проведения зрелищных мероприятий дало предпосылки к возникновению театра. Первые театры в Древней Греции появились в классическую эпоху в 5 веке до нашей эры. Самым первым был, скорее всего, «Театр Диониса», под который было построено невиданное доселе сооружение амфитеатр. Строительство амфитеатров, к слову, способствовало развитию театрального искусства и его проникновению в массы, т.к. некоторые сооружения вмещали до 10 тысяч зрителей, как, к примеру, амфитеатр в Ларисе:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Для всех, кто вошел во вкус и хотел бы познакомиться с искусством Древней Греции ближе, рекомендуем книгу «Художественные проблемы искусства Древней Греции» [М. Алпатов, 1987]. Отдельная рекомендация для тех, кто интересуется художественной росписью: книга «История античной расписной керамики» [В. Блаватский, 1953]. И, конечно, книга «Искусство Древней Греции» [Г. Соколов, 1980].

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Еще одна особенность: римляне в меньшей степени привязывались к рельефу местности, чем представители других культур того времени. Так, если греки для строительства амфитеатра предпочитали задействовать естественные склоны холмов, римляне ставили бетонное кольцо, что называется, «в чистом поле». В качестве примера можно привести римский Колизей:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Вид снаружи позволяет оценить, что Колизей стоит на ровном рельефе. Узнать больше можно из книги «Архитектура Древнего мира», где том 2 посвящен античному периоду [Е. Поляков, 2018].

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

В целом, реализм и натурализм – отличительные черты древнеримского искусства, которое фокусировалось на самых разных бытовых сюжетах. Известная скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» как раз относится к древнеримскому периоду:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Скульптурная композиция демонстрирует вполне заурядную для стран с теплым климатом ситуацию: юноша случайно занозил босую ногу, и теперь борется с этой напастью. Больше можно узнать из ранее упомянутой нами книги «Античная скульптура» [И. Афанасьева, 2017].

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Название четвертого стиля может содержать отсылку как к технической стороне («перспективно-орнаментальный»), так и к тематической («мифологический»). Более того, у разных исследователей можно встретить как разные названия каждого из стилей, так и просто нумерацию от 1 до 4.

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Мифология как первая форма литературного произведения появилась до распространения письменности, и мифы передавались из поколения в поколение в устной форме. Из произведений, дошедших до наших дней в письменной форме, известны «Сентенции» Аппия Клавдия. Так, поговорка «Всяк своего счастья кузнец» пришла как раз из этих «Сентенций».

Формированию художественной литературы в традиционном понимании римляне обязаны попавшему к ним в плен Ливию Андронику, который основал в Риме школу, перевел на латинский язык «Одиссею» и адаптировал, переработал несколько древнегреческих мифов под восприятие римской публики.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Тем не менее знаменитое «Хлеба и зрелищ» пришло к нам как раз из Древнего Рима. Столь меткая формулировка принадлежит римскому сатирику Дециму Ювеналу, причем она относилась в большей степени к любви римлян смотреть гонки на колесницах, запряженных лошадьми. Такие состязания проводились обычно в цирке, под которым подразумевалось специальное сооружение овальной формы с дорожкой для колесниц. У прочих народов такие сооружения назывались «ипподром».

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Конечно, бои «на публику» практиковались у разных народов, однако только в Древнем Риме явление обрело такие масштабы и государственную поддержку. Как и многие другие представления, бои могли сопровождаться соответствующей случаю музыкой.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Смотреть картинку Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Картинка про Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего. Фото Что обычно изображали греческие живописцы чаще всего

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Вот так вкратце выглядит история развития искусства в Древнем Риме. Желающим узнать о древнеримском периоде в истории искусства советуем прочитать книгу «Искусство Древнего Рима» [Г. Соколов, 1996]. Еще рекомендуем соответствующий раздел в книге «История итальянского искусства» [Д. Арган, 1990].

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *