Что ожидает мусульман в раю
Что ждет мусульманку в Раю?
Что ждет мусульманку в Раю?
Как известно, в Раю мужчинам будут даны гурии. А что будет для женщин?
С окончанием этой тленной и преходящей жизни начинается вечное счастье. Там будет полностью явлена милость и щедрость Аллаха. Центром этого бесконечного и вечного счастья является Рай, предназначенный для верующих мужчин и верующих женщин. То есть женщины будут пользоваться благами Рая наряду с мужчинами. Оба пола будут наделены райскими благами.
Рай и его блага наилучшим образом описаны в Коране. В большинстве этих аятов, вместе с верующими мужчинами упоминаются и верующие женщины. Например, как в следующем аяте: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великий успех» (ат-Тауба 9/72).
Говоря об обитателях Рая, в Коране использовано слово «муттакин» (богобоязненные), это слово использовано как в отношении мужчин, так и в отношении женщин. Между ними не проводится разграничений и разделений.
Точно так же и в хадисах, где говорится об обитателях Рая, подразумеваются и мужчины и женщины. Как, например, в следующем хадисе: «Когда все обитатели Рая окажутся в Раю, глашатай провозгласит: «Поистине, вы будете пребывать в Раю вечно, и никогда не умрете. Вы всегда будете здоровы и никогда не заболеете. Вы удостоитесь бесконечных благ, и вас никогда не постигнет печаль и грусть» (Муслим, Джаннат, 22).
В другом хадисе говорится: «Несомненно, что если кто-то из вас окажет даже на самом нижнем уровне Рая, по повелению Аллаха, ангелы обратятся к нему со словами: «Проси все, чего хочет твое сердце». И этот человек станет перечислять свои желания. Затем ему будет сказано: «Поистине, все, что ты желаешь, будет дано тебе сторицей» (Муслим, Иман, 301).
Наряду с тем, что Рай будет общим местом обитания для верующих мужчин и верующих женщин, каждый из полов будет обладать некоторыми, присущими только им достоинствами. В Коране обитательницы Рая описываются словами «азваджун мутаххаратун» (чистые супруги). Это выражение так же означает, что: Рай является местом постоянного обитания верующих женщин; что эти женщины достойны Рая; в то же время чем выше будет их степень в Раю, тем красивей они будут; и они будут украшением Рая.
То есть женщины, которые будут жить в Раю, добавят ему красоты, будучи важным элементом красоты вечной жизни. Слово «чистые» означает, что эти женщины, оказавшись в Раю, будут очищены от всего плохого и ото всех скверных черт характера, и будут сиять как внешне, так и внутренне.
Исходя из того, что Аллах дарует верующим мужчинам и верующим женщинам все, что пожелают их сердца, то представьте себе степень этой милости и щедрости.
Чем будут заняты обитатели Рая?
Самое большое вознаграждение, которое человек получает за праведную жизнь на этом свете, за искреннее поклонение Аллаху и следование его предписаниям – это Рай. Обитатели Рая получат всё, чего может пожелать человек. И за всю эту благодать они в Раю восхваляют Своего Создателя Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز
В этом аяте Всевышний Аллах оповещает, что все творения без исключения вкусят смерть. Аллах – единственный, кто не умирает, в то время как люди и джинны смертны, также, как и ангелы и даже носители Престола. Он – единственный, Кому принадлежит качество постоянства и вечности.
Как только закончится срок, определённый Аллахом потомству Адамову, и когда придет установленный Аллахом Судный день, Он воскресит нас и воздаст всем людям и джиннам за их деяния – за великие и незначительные, за многократные и малочисленные, за большие и малые. Он не поступит несправедливо ни с кем даже на вес пылинки.
Об этом Аллах сказал: «И вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения»
Далее Всевышний Аллах сказал: «И кто будет удалён от огня и введён в рай, тот добился успеха», здесь имеется в виду человек, который был спасён от Ада и введён в Рай.
Ибн Абу Хатим передаёт от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَوْضِعُ سَوْطٍ فِي الْجَنَّةِ خَيْرٌ مِنَ الدُّنْيَا وَمَا فِيهَا، اقْرَأُوا إِنْ شِئْتُمْ
«Место в Раю, которое заняла бы плеть любого из вас, лучше мира этого со всем тем, что в нём есть». (Бухари, Муслим)
Великие блага, которые будут представлены обитателям Рая, Всевышний Аллах описывает в следующем аяте Корана:
مَّثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِى وُعِدَ الْمُتَّقُونَ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الأَنْهَـرُ أُكُلُهَا دَآئِمٌ وِظِلُّهَا تِلْكَ عُقْبَى الَّذِينَ اتَّقَواْ وَّعُقْبَى الْكَـفِرِينَ النَّارُ
«Рай обещан богобоязненным, там текут под высокими дворцами и тенистыми деревьями реки, угощения в нём постоянны, и тень не исчезает и не уменьшается. Это – награда тем, кто богобоязнен, а наказание неверных – огонь». (сура Ар-Раад, 35)
Всевышний Аллах также сказал:
مَّثَلُ الْجَنَّةِ الَّتِى وُعِدَ الْمُتَّقُونَ فِيهَآ أَنْهَارٌ مِّن مَّآءٍ غَيْرِ ءَاسِنٍ وَأَنْهَارٌ مِّن لَّبَنٍ لَّمْ يَتَغَيَّرْطَعْمُهُ وَأَنْهَـرٌ مِّنْ خَمْرٍ لَّذَّةٍ لِّلشَّـرِبِينَ وَأَنْهَـرٌ مِّنْ عَسَلٍ مُّصَفًّى وَلَهُمْ فِيهَا مِن كُلِّ الثَّمَرَتِ وَمَغْفِرَةٌ
«Рай, который обещан богобоязненным! В нём текут реки из воды, которая не застаивается, реки из молока, вкус которого не изменяется, реки из вина, дарующего наслаждение пьющим, и реки из очищенного мёда. В нём для них уготованы любые фрукты и прощение их Господа». (сура Мухаммад, 15)
Эти реки текут из разных частей и краёв Рая там, где пожелают обитатели Рая. Они заставляют их бить ключом и поворачивать, куда захотят.
Всевышний Аллах сказал в другом аяте:
«И многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны». (сура Аль-Вакиа, 32-33)
Тень в раю также не уходит и не уменьшается, как говорит Всевышний Аллах в Коране:
وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ سَنُدْخِلُهُمْ جَنَّـتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الاٌّنْهَـرُ خَـلِدِينَ فِيهَآ أَبَداً لَّهُمْ فِيهَآ أَزْوَجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَنُدْخِلُهُمْ ظِـلاًّ ظَلِيلاً
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введём в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги. Мы введём их в густую тень». (сура Ан-Ниса, 57)
В обоих Сборниках достоверных хадисов Муслима и Бухари приводится хадис от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), сподвижники спросили Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О, Посланник Аллаха, во время молитвы ты протянул руку и взял что-то, а затем вернул». Он ответил:
«إِنِّي رَأَيْتُ الْجَنَّةَ أَوْ أُرِيتُ الْجَنَّةَ فَتَنَاوَلْتُ مِنْهَا عُنْقُودًا، وَلَوْ أَخَذْتُهُ لَأَكَلْتُمْ مِنْهُ مَا بَقِيَتِ الدُّنْيَا»
«Я видел Рай, или мне был показан Рай. И я дотянулся до грозди винограда из него, и если бы я взял его, то вы бы отведали из него, и тогда этой жизни не стало бы». (Бухари 748, Муслим 907)
Также от Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يَأْكُلُ أَهْلُ الْجَنَّةِ وَيَشْرَبُونَ، وَلَا يَتَمَخَّطُونَ وَلَا يَتَغَوَّطُونَ، وَلَا يَبُولُونَ، طَعَامُهُمْ جُشَاءٌ كَرِيحِ الْمِسْكِ، وَيُلْهَمُونَ التَّسْبِيحَ وَالتَّقْدِيسَ كَمَا يُلْهَمُونَ النَّفَس
«Обитатели Рая едят и пьют, не сморкаются, не справляют естественные нужды, не мочатся. Они выводят остатки пищи отрыжкой с запахом мускуса. Им внушено прославление и восхваление Аллаха также произвольно, как дыхание». (Муслим 2835)
Имам Ахмад и Ан-Насаи передают хадис от Сумамы ибн Укбы, а тот слышал От Зайда ибн Аркама, что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек из обладателей Писания и сказал:
«О, Абу аль-Касим, ты говоришь, что обитатели рая будут есть и пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
نَعَمْ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، إِنَّ الرَّجُلَ مِنْهُمْ لَيُعطَى قُوَّةَ مِائَةِ رَجُلٍ فِي الْأَكْلِ وَالشُّرْبِ وَالْجِمَاعِ وَالشَّهْوَة
«Да, клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, что человеку в Раю будет дана сила ста человек для еды, питья, совокупления и вожделения».
Тот человек сказал: «Поистине у того, кто ест и пьёт, бывают естественные нужды, но в Раю нет нечистот». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
تَكُونُ حَاجَةُ أَحَدِهِمْ رَشْحًا يَفِيضُ مِنْ جُلُودِهِمْ كَرِيحِ الْمِسْكِ فَيَضْمُرُ بَطْنُه
«Естественные нужды будут выходить у человека с потом, выделяемым кожей с запахом мускуса, и тогда живот его снова втянется». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)
Как видно из вышеприведённого, обитатели Рая будут иметь в Раю всё, что они пожелают, и они будут заняты восхвалением Всевышнего Аллаха за все те блага, которыми Он их одарил.
Поминание и восхваление Аллаха не будет в тягость обитателям Рая, ведь они не уставали от этого и в этом мире, за что Всевышний Аллах одарил их Раем. Они помнили об Аллахе, выполняли Его предписания и отдалялись от запретного. Все их старания и деяния были ради довольства Всевышнего Аллаха, обретя которое, они не перестают восхвалять Его. Их искренняя вера не позволяет им перестать восхвалять Всевышнего Аллаха, даже оказавшись в Раю. И они рады, так как могут делать это бесконечно, не будучи обременёнными мирскими заботами.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Все о рае: какая жизнь ждет мусульманина, попавшего в рай?
Какие будни ждут обитателей рая? (Источник фото: unsplash.com)
«Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звёзд]. Если все миры [всё человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею – Трон, с которого берут начало райские реки» (Бухари).
Пожалуй, по праву одна из наиболее волнующих тем среди всех мусульман – Джаннат (Рай): каков он, какова его цена, сколько у него врат и ступеней и, наконец, что нужно сделать, чтобы в него войти.
В тот момент, когда мусульманин войдет в Джаннат, будет сказано следующее:
Болезни никогда не придут к вам; вы останетесь здоровыми навсегда.
Смерть никогда не придёт к вам, вы будете жить вечно.
Вы будете жить в бесконечной щедрости.
В Коране сказано, что Сады бесконечны, дома построены из золота и серебра, одежды всегда новые и нет смерти в этом краю. Все в Раю вечно молоды, в независимости от возраста в котором умерли на земле. Всех, кто попал туда, ждет нескончаемые богатства, яства, которых они не вкушали при жизни, вечная жизненная энергия.
Есть восемь дверей, через которые мусульмане могут войти в Рай. Это и есть восемь уровней Джанната: Фирдаус Мава, Дарул Салам, Джаннат-уль-Адан, Джаннат-уль-Касиф, Дарул Макам, Дарул Кхулд, Джаннат-уль-Наим, Джаннат-уль-Фирдаус. Фирдаус Мава является самым первым уровнем, Джаннат-уль-Адан – в середине, а Джаннат-уль-Фирдаус – самая высшая ступень Рая.
Еда и питьё обитателей Рая
Райские овощи и фрукты отличаются от земных. Каждый плод, который в Раю будет вкушать мусульманин, будет иметь новый вкус, а чаша никогда не будет пустой.
В Благородном Коране рассказывается о том, какая роскошь предстанет перед глазами тех, кто попадет в райские сады. Там праведник найдёт всё, чего бы он ни пожелал, и его жизнь там будет в абсолютном упоении. Там ждут праведника любые яства, каких он ни пожелал бы, и лишь по названию будут схожи они с теми, что ему доводилось вкушать на земле, вкус же их будет превосходить знакомый земной вкус во много раз.
Люди, которые обитают в раю, имеют возможность украсить себя любыми драгоценностями, какими пожелают, и надеть любые роскошные одежды, какие захочется. Люди, которые попадут в Рай, будут иметь возможность сидеть на самой комфортной мебели. В Коране также сказано о том, что на лицах праведников, которые будут сидеть на своих роскошных ложах и смотреть на красоты рая, будет выражение полного довольства и блаженства
В описаниях Рая постоянно упоминается четыре основных источника, питающие жизнь человека – источник воды, источник молока как источник питания человека, источник наслаждения или вино и источник исцеления – мёд. Райская вода не сравнится даже с самой чистейшей водой на земле, и самый чистый и исключительного качества мёд на земле не сравнится по своим вкусовым и целебным свойства с райским мёдом.
Молоко в Раю не имеет ничего общего с молоком, которое приносят земные животные, и даже самое прекрасное вино на земле не сравнится и близко с тем вином, которое будут вкушать праведники в Раю. Райское вино никакого отношения к пьянству не имеет – это вино не будет иметь свойств опьянения человека.
В Коране рай представлен как тенистые бесконечные сады, у которых есть много источников и прудов каналов – это четыре сада Фирдаус, Адн, Наим и Мава, и по ним текут четыре реки – Каусар, Маин, Тасмим и Сальсабиль. Сад Фирдаус находится на верхнем уровне, и выше него только Трон Господа.
Качества людей Джанната
В Джанне каждый мусульманин в высоту будут 90 футов, как и Адам (мир ему), а возраст их будет – 33 года, как у пророка Исы (мир ему). Мусульманин будет наделён той же красотой, какой блистал Юсуф (мир ему), а голос будет таким же сладким, как у Давуда (мир ему), терпение они возьмут от Айюба (мир ему), а уважение – у Якуба (мир ему).
«Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней» (хадис передал ат-Тирмизи).
25 самых часто задаваемых вопросов о Рае
Рай… Какой он? Что нам о нем известно? Существует ли он сейчас, и где находится? Будут ли жениться и размножаться его обитатели? Какова райская еда и напитки? Ответим на топ самых задаваемых вопросов о райской обители.
1. Существует ли Рай сейчас?
Рай, как и Ад, уже создан и существует в настоящее время.
2. Есть ли в Раю сейчас люди, или они войдут туда только после Судного дня?
Умершие люди в данный момент находятся в берзахе (загробный мир). Когда наступит Конец света, все творения Аллаха предстанут перед Всевышним и, исходя из своих деяний, войдут либо в Рай, либо в Ад.
3. Вечен ли Рай?
Рай вечен, как и его блага. И вечно пробудут в Раю его обитатели, то есть тот, кто попал в Рай, уже никогда не будет оттуда изгнан.
4. Узнают ли родственники друг друга в Раю?
Да, семейное счастье будет доступно и в мире вечном. В Коране Аллах обещает воссоединить верующих с их праведными потомками.
5. Будут ли муж и жена вместе в Раю?
Да, если они оба станут обитателями Рая.
6. Чем будут питаться люди в Раю?
В хадисе сказано, что первой едой обитателей Рая станет печень кита или его икра. Также известно, что в Раю будет еда в виде мяса, фруктов (финики, гранат, черешня, банан, виноград), злаки.
7. Какая будет еда в Раю?
Райская еда будет схожа с земной, чтобы она была привычная для обитателей Рая. Но каждый раз у еды будет разный вкус.
8. Какие будут напитки?
Вода, молоко, мед, вино.
9. Будут ли обитатели Рая готовить себе еду?
Нет, еда будет доступна для обитателей Рая в любое время и в любом месте.
10. Будут ли в Раю холостые и незамужние?
Нет. У каждого в Раю будет пара.
11. Будут ли в Раю дети?
Согласно мнению большинства ученых, женщина в Раю беременеть и рожать не будет. Но есть мнение, что если верующий пожелает иметь ребенка, то у него родится ребенок, и достигнет сразу 33-летнего возраста.
12. Будут ли обитатели Рая спать?
В Раю не будет сна, поскольку сон является препятствием для получения райских благ.
13. На каком языке будут говорить обитатели Рая?
14. Будут ли обитатели Рая видеть Аллаха?
Верующие в Раю смогут лицезреть лик Своего Аллаха.
15. Будут ли райские жители испражняться?
Нет, люди Рая будут абсолютно чистыми. Не будет никаких выделений, ни мокроты, ни критических дней у женщин.
16. Будет ли интимная жизнь у обитателей Рая?
Будет, обитатели Рая будут получать наслаждение со своими супругами так же, как в мирской жизни.
17. Будут ли обитатели Рая жить в своих домах?
У обитателей Рая будут дома в виде высоких, прозрачных, золотых, серебряных, жемчужных дворцов.
18. Будут ли в Раю люди завидовать друг другу?
Человек будет чист от всех земных чувств, в его сердце не будет ни злости, ни ревности, ни зависти.
19. Кто первым войдет в Рай?
Первым в Рай войдет любимец Аллаха пророк Мухаммад (с.а.с.).
20. С кем будут женщины, которые не вышли замуж при жизни?
Всевышний Аллах создаст новых мужчин для них.
21. Будут ли обитатели Рая болеть?
Нет, их не будут постигать какие-либо неприятности. Они будут вечно здоровы.
22. Какая будет одежда у верующих в Раю?
Атласные, парчовые и шелковые одежды зеленого цвета.
23. Какого возраста будут обитатели Рая?
Все обитатели Рая будут в возрасте 33 лет вне зависимости от того, в каком возрасте покинули этот мир. Обитатели Рая не будут стареть, они всегда останутся в возрасте 33 лет.
24. Кого в Раю больше: мужчин или женщин?
По соотношению к мужчинам количество женщин будет невелико.
25. Будут ли у обитателей Рая слуги?
В Раю у верующих будут слуги, которые будут преподносить им еду и удовлетворять все их потребности.
Все фото: shutterstock.com.
Сетевое издание: Информационно-аналитический федеральный портал “Ислам Сегодня”.
Учредитель: Хамидуллин Ришат Ахтямович
Главный редактор: Биктимирова Г. И.
Телефон редакции: (843) 598-09-39
Электронная почта редакции: Islam_today@mail.ru
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Эл № ФС77-55671 от 09.10.2013 г.
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат ЧУ «Издательский дом «Хузур-Спокойствие»
Что ожидает мусульман в раю
Более или менее развернутых описаний Рая как вечной обители счастья в русском переводе Библии при всем желании найти так и не удалось. Обусловлено это, наверное, прежде всего проблемами корректности перевода некоторых слов и терминов арамейского и греческого языков, а также сложностью смысловой интерпретации текстов. Есть лишь различные упоминания: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2-е Кор., 5:1), «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог [в Раю] любящим Его» (1-е Кор., 2:9), «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Кор., 12:2–4), «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:1–3).
Описание Рая в Коране и хадисах
Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих)
то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали,
а сознание человеческое себе такого и представить не может[1].
Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.
«Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, где текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]» (см. Св. Коран, 2:25).
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия»[2]. Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.
«[Даже] душа человеческая [с ее метафизическим началом и невероятными возможностями в плане ощущений, впечатлений и фантазий, не говоря уже о разуме и рассудке человека] не знает о том, что скрыто [ожидает праведников] из [неземных] радостей в воздаяние за те благие дела, что совершаются [людьми в мирской обители]» (Св. Коран, 32:17).
Пожелания там ничем не ограничены. В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические и иные потребности обитателей его.
«Поистине, тем, кто уверовал и совершал благие дела, в качестве «парадных» гостевых апартаментов уготованы прекрасные сады Фирдавса[3]. [Представить, вообразить и описать их красоту не способен даже самый безудержный и отчаянный в полете мысли фантазер, искусный оратор, выдающийся художник или музыкант. Это находится далеко за пределами мирской фантазии и воображения.] Навечно они там, и [кстати] у них никогда не появится желания покинуть сию обитель (они никогда и ни на что не захотят этого променять)» (Св. Коран, 18:107, 108).
100 уровней Рая
Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и ее законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Богу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.
Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека, все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки»[4].
Последний Божий посланник также говорил: «Воистину, в Раю есть обители, находясь внутри которых видишь то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Они уготованы тем, кто угощал гостей (был гостеприимен), вежлив в речи своей, постился [временами соблюдал дополнительный пост] и [порой] совершал молитву тогда, когда другие спали (ночью). [Двери их жилищ всегда были открыты, они были радушны, ничего не утаивали; сердца и помыслы их были так же чисты и прозрачны, как то, что ждало их в Раю]»[5].
«Устремляйтесь (спешите, торопитесь) к прощению от вашего Господа и к [неописуемому, невообразимому по своей красоте и великолепию] Раю, широта которого подобна широте неба и земли[6], [Раю], уготованному для уверовавших в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланников. [Возможность оказаться там] — это милость Его, которую Он проявляет к тем, к кому пожелает [а потому вы, люди, не торопитесь записывать одних в списки обитателей Рая, а других — Ада, сколь бы «обоснованными» ни были ваши утверждения]. Аллах (Бог, Господь) является обладателем величайшей милости» (Св. Коран, 57:21).
Райская роскошь
«Войдут они в сады ‘Адна (Эдема) [постоянного, бесконечного], возле которых текут [райские] реки. Там их ждет все то, что они пожелают [дольче вита[7], жизнь в абсолютном упоении[8]: дворец или скромная уютная сторожка; дизайн интерьера на любой вкус; жизнь в мегаполисе или бескрайние цветущие поля; транспорт любой модели и комплектации; теннисные корты и прозрачные бассейны; экзотические фрукты или столь родная картошка «в мундире» с квашеной капустой… Причем с мирским схожи лишь названия, а вкус и все грани чарующего великолепия просто не описать. Это — вечный Рай]. Подобным образом [неимоверно щедро и красиво] воздает Аллах (Бог, Господь) набожным людям [за то лишь, что уверовали в Него при жизни земной, старались следовать тому, что предписано, и сторонились явно запретного]» (Св. Коран, 16:31).
«Украшают они себя там [если пожелают] золотыми драгоценностями и надевают одеяния [к примеру] зеленого цвета, сотканные из тонкой шелковой ткани либо парчи[9]. Они [имеют возможность] восседать на диванах (сидениях) [невообразимой красоты и комфорта]. Лучшего воздаяния [чем то, что ожидает людей в райской обители] не существует [ни в мирском, ни в вечном], чего-то более уютного и роскошного нигде не найти» (см. Св. Коран, 18:31).
«[Возымеют возможность] восседать на [уютнейших, роскошных] ложах [в тени] и смотреть [на бескрайние просторы Рая, любуясь ими, испытывая неописуемые чувства и получая непередаваемые ощущения]. Ты увидишь на их лицах свежесть (румянец, блеск) блаженства [знак абсолютного здоровья и полного счастья]» (Св. Коран, 83:23, 24).
«Там — сиденья поднятые [высоко, а потому, восседая на них, видишь великолепную бескрайнюю ширь райского простора] [Там –] ковры расстеленные [дополняющие красоту и уют]» (Св. Коран, 88:13, 16).
«Они и их жены[10] — в тени на ложах облокотившиеся [никуда не спешат и не суетятся]» (Св. Коран, 36:56).
Райские сады
«Воистину, набожным [сторонившимся в мирской обители явно запретного и выполнявшим в меру своих возможностей обязательное, уготовано] место успеха (победы) [райская обитель]; сады и виноградники [Все это, как и многое другое, что не описать земными словами, –] воздаяние от Господа, являющееся [всесторонне] полным [не приедающимся в своем разнообразии и все удовлетворяющим, щедрым] дарованием» (Св. Коран, 78:31, 32, 36).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Два райских сада — все там из серебра, а другие два райских сада — все из золота [ни серебро, ни упоминаемое здесь золото не имеют ничего общего с двумя ценными металлами земного происхождения]. Между обитателями садов и возможностью взглянуть на лик Господа [что не соизмеримо ни с какой материей, ни с чем не сопоставимо] — пелена [Божьего] величия, в саду ‘Адна (Эдема)»[11].
«Райская обитель, обещанная набожным людям, подобна [великолепному] саду, вдоль которого текут реки. Пища (плоды, урожай) постоянны [нет таких явлений или даже понятий, как «засуха», «наводнение», «не сезон» и подобное]. Тень [также] постоянна [есть где понежиться, укрывшись от прекрасного райского светила. Земного солнца там не будет. Вероятно, что на каждом из уровней окажется что-то свое, освещающее и дарующее благодать]. Это — результат [благодатно и плодотворно прожитой мирской жизни] набожных людей. Итог же неверующих [за всю свою жизнь так и не уверовавших в Бога и не ставших носителями постулатов веры] — Ад» (Св. Коран, 13:35).
«[Обитатели Рая] не увидят там ни солнца [с палящими лучами], ни стужи [таких понятий, как холод или зной там просто не будет]» (см. Св. Коран, 76:13).
«Аллах (Бог, Господь) дал обещание верующим мужчинам и женщинам о том, что их обителью в вечности будут райские сады, под которыми текут реки, и прекрасные дворцы в садах ‘Адна (Эдема), пребудут они там вечно. Но то, что Всевышний будет доволен ими, — много большее для них [в этом сокрыта неописуемая благодать, которую не сравнить ни с райскими садами, ни с дворцами]. Это [такой результат жизни, прожитой созидательно и благонравно] — огромный успех! [Этот триумф не сравнить с каким-либо иным]» (Св. Коран, 9:72).
Благоухание Рая
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Если сравнивать с земными расстояниями и законами физики, то] запах Рая (райское благовоние) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!»[12].
«И если человек [по итогу его земных убеждений, спешности в благом и праведном; в умении наилучшим созидательным образом реализовать и материализовать Богом данные возможности] оказался из числа приближенных [к Богу в Судный День, приближенных к Его милости и щедрости], то [начиная уже с момента покидания душою тела, его ждет] покой (радость, милость) и приятный аромат [прекрасный удел], а также — райские сады [уже после Судного Дня]» (Св. Коран, 56:88, 89).
Райские реки и моря
Пророк Мухаммад сказал: «Реки (ручейки) в Раю берут свое начало из-под холмов и гор, пропитанных прекрасным благовонием [которое не сравнить даже с самыми дорогими земными духами, парфюмом]»[13].
«Там — источник, [постоянно] текущий [много источников, на любой вкус]» (Св. Коран, 88:12).
Пророк Мухаммад сказал: «В райском саду [в каждом из них] есть море воды, море меда, море молока и море вина, оттуда берут свое начало и [многие другие] реки»[14].
«[Если постараться] уподобить чему-то райские сады, уготованные для набожных, то это места, вода рек которых никогда не портится [не застаивается; не изменяется ее прекрасный вкус, запах или цвет]. [Там же] реки молока, которое не закисает; реки вина, вкус которого [невероятно] прекрасен для пьющих [в отличие от мирских алкогольных напитков]; [в райских садах есть и] реки меда, чистого, очищенного меда. Для обитателей Рая — любые плоды [разновидность и обилие сортов нескончаемы]. [С ними же] предоставленное им [ранее, до входа в Рай] Божье прощение… [Всевышний как щедр к ним, так и доволен ими]» (см. Св. Коран, 47:15).
Для мирского человеческого сознания вне зависимости от времени, места, ментальности или традиций эти четыре источника удовлетворяют основные человеческие потребности: необходимость питьевой воды, питание тела (молоко), наслаждение (вино) и исцеление (мед).
Безусловно, вода райская никак не сравнима даже с самой чистой, ключевой водой на земле; наилучшие сорта высокогорного меда — и рядом не стоят с райским; молоко не сравнится с парным коровьим или козьим, не говоря уже о магазинном «3,2%»; вино, даже самое дорогое и продолжительно выдержанное, — не ровня райскому. А о пьяных посиделках в Раю и речи нет. Рай — это место, где бескультурье, а тем более пьянство, просто отсутствует. Не забывайте: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия».
Некоторые подробности о райском вине:
«Вино, бьющее прямо из-под земли и предоставляемое обитателям Рая, невероятно чисто [нет осадка или каких-либо примесей], и оно — само наслаждение для пьющих его. Нет в нем алкоголя [нет того, что вредило бы, губило бы, подобно мирским алкогольным напиткам], и люди от него не истощаются [интеллектуально или физически; не пьянеют, не теряют разумения, рассудка]» (Св. Коран, 37:45–47);
«Обитатели Рая не будут испытывать головной боли от райского вина и не будут пьянеть» (Св. Коран, 56:19).
«Пить им [обитателям Рая] будут подавать [напиток] рахик [чудесный, не пьянящий, в коем нет искусственных примесей], запечатанный [в сосудах]. Послевкусие от него [сравнимо с] миском (мускусом) [наилучшими ароматами земной жизни]. [Но прежде чем там оказаться и во все это бесконечное и ненадоедающее наслаждение окунуться, следует постараться его заслужить, а потому] пусть соревнуются соревнующиеся [в том, кто лучше, искуснее и искреннее в добрых делах и поступках][15]. Темперамент («нрав») этого напитка [дополнен] из таснима — источника, доступного [в чистом виде] лишь приближенным [не всем обитателям Рая]» (Св. Коран, 83:25–28).
Угощения в Раю
«Воистину, набожным [уготовано] место успеха (победы) [райская обитель] чаши, полные [райских напитков, неописуемых по вкусу и аромату]» (см. Св. Коран, 78:31, 34)
«[Там —] кубки поставленные [доступны и на любой вкус, все напитки из живительных источников]» (Св. Коран, 88:14).
«Вокруг них будут ходить с золотыми тарелками, чашами (кубками) [полными райских, ни с чем из земного несравнимых угощений, и предлагать им попробовать]. В ней [райской обители] уготовано все желаемое (все, что душе угодно) и радующее глаз [приятное на вид, восхитительное, будь то интерьеры, прекрасные средства передвижения, природа и все то, что бесконечно по своему разнообразию. Люди будут восхищаться и испытывать неописуемое наслаждение даже при взгляде на все это]. Вы [оказавшиеся в Раю] пребудете в нем вечно [не старея, не унывая, не беспокоясь, не страшась и не боясь кого- или чего-либо]» (Св. Коран, 43:71).
«Для вас [оказавшихся после Судного Дня в райской обители] здесь изобилие фруктов[16] [которыми вы будете наслаждаться], вкушая их. [Все, что пожелаете, — доступно, полезно, прекрасно]» (Св. Коран, 43:73).
«[Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вам и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]» (Св. Коран, 69:24).
Заключительный Божий посланник оповестил: «Поистине, обитатели Рая будут [наслаждаться] трапезой [там присутствует такое понятие, как употребление пищи и питья, но оно не сравнимо с мирским], не имея последствием физиологические выделения [свойственные людям] (даже выделения, связанные с носоглоткой, будут отсутствовать)». У Пророка спросили: «А что же с едой? [Куда девается то, что поглощаемо райским человеком?]» Он ответил: «[Если сравнить с отдельными элементами мирской физиологии человека, то это похоже на] отрыжку и испарину, причем запах [ассоциируется с] прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца [обитателями Рая] будет подобно дыханию [абсолютно естественно и непринужденно, подобно дыханию человека в мирской обители]»[17].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 2. С. 11.
[2] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.
[3] Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 717, хадис № 2532; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2314, «сахих».
[6] Расстояние от Земли до Солнца — почти 150 000 000 км. Так как свет движется со скоростью 300 000 км/сек, ему требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. Самые близкие к нам звезды, помимо Солнца, — Проксима Центавра и Альфа Центавра. Расстояние от них до Земли в 270 000 раз больше, чем расстояние от Солнца до Земли. То есть расстояние от нас до этих звезд в 270 000 раз больше 150 000 000 километров! Их свету нужно 4,5 года, чтобы достичь Земли.
[7] Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.
[8] Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.
[9] Парча — плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.
[10] А в отношении женщин: «они и их мужья».
[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1551, хадис № 4878; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 803, хадис № 4878.
[12] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».
[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Хаббана, Ибн Абу Шейбы и др. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 423, хадис № 7408, «хасан».
[14] Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 729, хадис № 2576, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2316, «сахих».
[16] Изобилие по райским меркам — значит бессчетное по разнообразию, великолепию и количеству.
[17] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1139, хадис № 18–(2835); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 18–(2835).