Что означает аббревиатура lot на танкере химовозе
ENGINEERS
мы поможем в работе и учебе!
Симулятор для механиков. Проверьте свои знания! скачать (106 мб)
Ознакомительный курс для работы на танкерах скачать (1.35 мб)
Фотогалерея
ТАНКЕРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
(приводится в английском алфавитном порядке – для удобства работы с технической информацией на английском языке)
Antistatic additive = антистатическая присадка. Вещество, добавляемое в нефтепродукт, чтобы поднять удельную объемную электропроводимость более 100 рS/m (пикоСименс на метр) для предотвращения накопления статического электричества.
Approved equipment = одобренное оборудование. Оборудование, соз-данное и испытанное под наблюдением государственного департамента или классификационного общества. Такие власти должны выдать серти-фикат на это оборудование как безопасное для использования в указан-ной опасной атмосфере.
Auto-ignition = самовоспламенение. Воспламенение горючего материала без поднесения открытого огня, когда материал нагрет до температуры, при которой происходит самоподдерживающееся горение.
Bonding = электрическое подсоединение. Соединение вместе металличе-ских частей для обеспечения электрической цепи.
Cathodic protection = катодная защита. Предотвращение образования ржавчины электрохимическим способом. На танкерах может применяться либо снаружи корпуса, либо на внутренней поверхности танков. На неф-тепричалах часто применяется для защиты стальных свай и кранцевых панелей.
Clingage = налипание. Нефть, остающаяся на стенках трубопроводов или на внутренних поверхностях конструкций внутри танка, после удаления нефти, перевозимой наливом.
Cold work = холодная работа. Работа, при выполнении которой не может образоваться источник открытого огня.
Combination carrier = комбинированное судно. Судно, предназначенное для перевозки либо нефтепродуктов наливом, либо сыпучих грузов.
Combustible (также см. «Flammable»)=горючий (также употребляется как «воспламеняющийся»). Способное гореть, будучи воспламененным. Для целей данного пособия выражения «combustible» и «flammable» являются синонимами.
Combustible gas indicator = индикатор воспламеняющегося газа. Прибор для замера соотношения смеси углеводородный газ/воздух, результат обычно калибруется в процентах от нижнего предела воспламенения.
Dangerous area = опасная зона. Зона на танкере, которая считается опас-ной для установки и использования электрического оборудования.
Dray chemical powder – сухой химический порошок. Порошок, используе-мый для тушения возгорания при борьбе с пожаром.
Earthing (также см. Grounding)=заземление. Электрическое подключение оборудования к телу земли – на земной потенциал. На борту судна под-ключение производится к металлическим частям корпуса судна, который является земным потенциалом по причине проводимости моря.
Entry permit = разрешение на вход. Документ, выдаваемый ответствен-ным лицом, разрешающим вход в помещение или отсек на определенный период времени.
Explosimeter = эксплозиметр, см “Combustible” gas indicator.
Explosion-proof (“Flame-proof”)= Взрывобезопсаный (пожаробезопасный). Электрооборудование, сертифицированное как «взрывобезопасное (по-жаробезопасное)» для использования в помещениях с опасной смесью углеводородных газов или других газов в воздухе без возникновения вос-пламенения.
Explosive range – cм. ниже = “Flammable range”.
Flame arrester = пламегаситель. Проницаемая решетка из металла, кера-мики или другого жаростойкого материала, способная охлаждать пламя мгновенного сгорания и любые попутные продукты сгорания ниже темпе-ратуры воспламенения не вступившего в реакцию газа, присутствующего по другую сторону пламегасителя.
Flame sreen =Пламезащитный экран. Переносное или стационарное уст-ройство, выполненное из одной или более антикоррозионных проволоч-ных тканей с ячейками малых размеров, которое используется для пре-дотвращения проникновения искр в танк или вентиляционное отверстие, а также для кратковременного предотвращения распространения пламе-ни (не путать с пламегасителем).
Flammable (“Combustible”) = Воспламеняющийся (горючий). Способный воспламеняться и гореть. В данном пособии «воспламеняющийся» и «го-рючий» являются синонимами.
Flammable range (“Explosive range”) = Диапазон воспламенения (взрывае-мости). Диапазон концентраций в воздухе углеводородного газа, ограни-ченный нижним и верхним пределами воспламенения (взрываемости). ВПВ-НПВ=UEL-LEL=UFL-LFL. Смеси в пределах этого диапазона способ-ны воспламеняться и гореть.
Flashlight (“Torch”)= карманный фонарик. Ручной фонарь, работающий от батареек. Разрешается использовать фонарь, одобренный компетентны-ми властями для работы в воспламеняющейся/взрывоопасной атмосфе-ре.
Flashpoint = температура вспышки. Наименьшая температура, при кото-рой над поверхностью жидкости образуются пары в количестве, доста-точным для образования воспламеняющейся газовой смеси. Эта темпе-ратура измеряется в лабораторных условиях с помощью стандартных приборов по заранее разработанной методике.
Foam (“Froth”)= Пена. Газонасыщенный раствор, используемый для пре-дотвращения и тушения пожара.
Intrinsically safe = Конструктивная безопасность. Электрическая цепь или часть цепи являются конструктивно безопасными, если какие-либо искра или термический эффект, возникающие обычным образом (т.е. при замы-кании или размыкании цепи) или случайно (например, при коротком за-мыкании или повреждении заземления), не способны вызвать воспламе-нение обусловленной газовой смеси при проведении обусловленного ис-пытания.
Loading overall = погрузка «через верх». Налив груза или балласта в танк с помощью трубы или гибкого шланга, проложенных к танку сверху через люк или другое палубное отверстие, по которым жидкость падает в танк
Lower flammable limit (LFL) = нижний предел воспламенения (НПВ). Кон-центрация углеводородного газа в воздухе ниже которой невозможно поддержание и распространение процесса горения. Иногда используется термин «нижний предел взрываемости (LEL)» Lower Explosive limit.
Mooring winch design heaving capacity = Расчетная нагрузка швартовной лебедки. Усилие, выраженное в % от минимального разрывного усилия (MBL = minimum Breaking Load) нового швартовного конца, при котором тормоз данной лебедки рассчитан на потравливание швартовного конца – швартовные лебедки обычно проектируются с удерживающим усилием, составляющим 80% от значения MBL швартовных концов, а при эксплуа-тации – 60% от MBL. Предельное удерживающее усилие может быть вы-ражено как в тоннах, так и в процентах от значения MBL.
Mooring winch design heaving capacity = расчетная нагрузка швартовной лебедки. Усилие, развиваемое швартовной лебедкой. При подъеме или опускания груза с помощью ее швартовного конца. Обычно выражается в тоннах.
Naked lights = Источники открытого огня. Открытое пламя или огни, за-жженные сигареты или сигары, трубки или подобные средства, исполь-зуемые при курении, любые другие источники воспламенения, электриче-ское или другое оборудование, в процессе использования которого воз-никает искрение. А также незащищенные лампы освещения.
Non – volatile petroleum = нелетучий нефтепродукт. Нефтепродукт, темпе-ратура вспышки которого, установленная методом испытаний в зарытом тигле, составляет 60°С или более.
ОВО, OIL/ORE = судно типа ОБО. Нефтерудовоз. См. определение тер-мина «Комбинированное судно».
лях повышения давления в танке и предотвращения любого доступа воз-духа в танк.
Torch = карманный фонарь. См. также «Flashlight».
Toxic = Токсичное вещество. Вещество, оказывающее отравляющее дей-ствие на человеческий организм.
True vapour pressure (TVP) = Истинное давление паров (ИДП). ИДП жид-кости – это абсолютное давление газа, образующегося в результате ис-парения жидкости в момент достижения равновесного содержания газа и жидкости при преобладающей температуре и отношении жидкость/газ, фактически равным нулю.
TVP = см. выше True vapour pressure
TWA = см. PEL.
Ullage = Высота незаполненного грузом пространства = Пустота. Высота свободного пространства от уровня жидкости в танке до палубы.
UEL = см. UFL ниже.
Upper flammable limit (UFL) = Верхний предел воспламенения (ВПВ). Кон-центрация углеводородного газа в воздухе, свыше которой содержание воздуха оказывается недостаточным для поддержания и распростране-ния процессов горения. Иногда используется термин «верхний предел взрываемости» = ВПВ =UEL=Upper Explosive limit.
Vapour = Пары. Это газ при температуре ниже критической.
Vapour emission control system = Система регулирования рассеивания па-ров. Система, включающая в себя системы трубопроводов и оборудова-ние, используемое для регулирования рассеивания паров в процессе сбора паров, контрольные и управляющие приборы и устройства для ре-генерации паров.
Vapour lock (seal) system = Система предотвращения выпуска паров. Oборудование, встроенное в танк, в целях обеспечения условий для вы-полнения замеров и отбора проб грузов, в процессе которых отпадает необходимость сбрасывания давления паров/инертного газа.
Volatile petroleum = Летучий нефтепродукт. Нефтепродукт, температура вспышки которого, установленная методом испытаний в закрытом тигле, менее 60°С.
Water fog = Водяной туман. Взвесь мельчайших водяных капель в атмо-сфере, обычно образующаяся при подаче под высоким давлением воды через распылительную насадку, используемую при тушении пожара.
Water spray = Водораспыление. Взвесь из крупных водяных капель в ат-мосфере, образующаяся при распылении воды через специальную на-садку, используемую при тушении пожара.
Work permit = Разрешение на производство работ. Документ, выданный ответственным лицом и разрешающий производство конкретного вида работ в определенный период времени на обозначенной территории (в указанном месте).
Морские танкеры-химовозы имеют дедвейт от 5000 тонн (DWT) до 35000 DWT, что меньше, чем средний размер танкеров других типов из-за специализированного характера их груза и ограничений по размеру портовых терминалов, куда они заходят для погрузки и транспортировки. увольнять.
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация
В целом суда, перевозящие химикаты наливом, подразделяются на три типа:
Тип 1
Танкеры, предназначенные для перевозки продуктов с очень серьезной угрозой для окружающей среды и безопасности, требующей максимальных превентивных мер для предотвращения утечки груза.
Тип 2
Танкеры, предназначенные для перевозки продуктов с существенно серьезными угрозами для окружающей среды и безопасности, требующими принятия серьезных превентивных мер для предотвращения утечки такого груза.
Тип 3
Танкеры, предназначенные для перевозки продуктов с достаточно серьезными угрозами для окружающей среды и безопасности, чтобы требовать умеренной степени локализации для повышения выживаемости в поврежденном состоянии. Большинство танкеров-химовозов имеют рейтинг IMO 2 и 3, поскольку объем грузов IMO 1 очень ограничен.
Основные характеристики танкеров-химовозов
Танкеры-химовозы часто имеют систему подогрева цистерн для поддержания вязкости определенных грузов, как правило, путем пропускания пара под давлением через «нагревательные змеевики» из нержавеющей стали в грузовых танках, передавая тепло в груз, который циркулирует в танке за счет конвекции. Все современные танкеры-химовозы имеют конструкцию с двойным корпусом и большинство из них оснащены одним погружным грузовым насосом с гидравлическим приводом для каждого резервуара с независимыми трубопроводами, что означает, что каждый резервуар может загружать отдельный груз без какого-либо перемешивания. Следовательно, многие океанские танкеры-химовозы могут перевозить грузы различных категорий в одном рейсе, часто загружая и выгружая эти «посылки» в разных портах или на разных терминалах. Это означает, что планирование, планирование размещения и эксплуатация таких судов требует высокого уровня координации и специальных знаний как на море, так и на берегу.
Большинство новых танкеров-химовозов строятся судостроителями из Японии, Кореи или Китая, а также строителями из Турции, Италии, Германии и Польши. На японских судостроителей в настоящее время приходится подавляющее большинство построенных танкеров-химовозов из нержавеющей стали, поскольку сварка нержавеющей стали с точностью, необходимой для строительства грузовых танков, является трудным навыком.
Международная аббревиатура классификации судов и её расшифровка
General Cargo (GCD)
В отечественной терминологии – сухогрузные суда общего назначения, предназначенные для транспортировки разнообразных товаров, материалов, изделий. Просторные грузовые трюмы, занимающие большую часть корпуса судна, и грузовые палубы (от одной на маломерных судах до двух-трех на океанских) обеспечивают достаточное пространство для размещения груза. На борту сухогрузов находятся грузоподъемные устройства (краны и стрелы), способные поднимать небольшие грузы до 10 тонн и (опционально) стрелы для работы с грузами 30-200 тонн. К этой категории можно отнести и многоцелевые суда MLP (Multi-Purpose).
Данные суда наиболее распространены, их универсальность позволяет одновременно транспортировать самые разнообразные грузы, что решает проблему загрузки грузовых отсеков на всем пути следования.
Container Ship (CON)
Контейнеровозы – узкоспециализированные суда, приспособленные для транспортировки груза в контейнерах стандартного веса и габаритов. Особенностью контейнеровозов является максимальная автоматизация, благодаря чему для эксплуатации судна достаточно небольшого экипажа.
Особенностью трюмов контейнеровозов является наличие вертикальных направляющих, на которые устанавливаются и крепятся контейнеры. Коэффициент раскрытия палуб, благодаря наличию парных и тройных люков, составляет до 85%. Понтонная конструкция крышек люков обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе, а отсутствие грузового устройства и сдвинутая надстройка высвобождают максимальное место для размещения контейнеров.
Log Carrier/Timber (LOG)
Лесовозы – сухогрузные суда, предназначенные для транспортировки леса-кругляка и пиломатериалов россыпью, в пакетах, в блок-пакетах. Иногда лесовозы используют в качестве балкеров для перевозки насыпных грузов (зерна, угля).
Главное конструктивное отличие лесовозов в том, что на открытой палубе судна перевозится до трети всего имеющегося груза (караван). Это предполагает особое устройство палубы для повышения прочности, отсутствие загромождающих конструкций и наличие специальных устройств для крепления – стензелей из металла или дерева, установленных вдоль борта, и поперечных найтовов.
Уложенный и закрепленный караван действует как сплошная надстройка, обеспечивающая защиту люков и тамбуров, отверстий для вентиляции, концевых переборок надстройки. Он увеличивает входящий в воду объем при крене корабля и остойчивость при больших углах крена. Поэтому надводный борт лесовозов существенно ниже, чем у других грузовых судов.
RO-RO (R/R)
Ролкеры – суда для перевозки разнообразной колесной техники (автомобилей, прицепов и полуприцепов, вагонов) способной загрузиться на борт и сойти с него самостоятельно. Это отличает RO-RO суда от LO-LO (Lift-on/Lift-off), имеющих краны в погрузке и разгрузке груза.
Встроенные в судно рампы обеспечивают удобный проезд техники на борт судна или с него. В этом RO-RO похожи на небольшие паромы, однако последние могут ходить лишь в прибрежных и речных водах и не предназначены для океанских переходов. Категория RO-RO включает несколько типов кораблей:
Для перевозки нового автотранспорта используется отдельная категория RO-RO – «Чистые автомобилевозы (или перевозчики грузовых авто)..
Объем груза RO-RO измеряется не в тоннах, а в единицах полос в метрах» (длина груза, умноженная на ширину линий груза и количество палуб.
Bulk Carrier (B/C)
Навалочник (балкер) – судно, приспособленное для перевозки сыпучих грузов (зерна, руды, цемента и прочего) насыпью. Используются балкеры разной грузоподъемности: от небольших однотрюмников до гигантских кораблей, способных перевозить более 360 тысяч тонн. Эта разновидность сухогруза составляет 40% торгового флота.
Навалочники бывают двух видов погрузки:
Существуют балкеры с упаковочным конвейером на борту, способные принять груз насыпом, а сгрузить его расфасованным в тару (Bulk In Bags Out – BI-BO).
По перевозимым грузам балкеры делятся на:
Ore/Oil Carrier (O/O)
Нефтерудовозы отличаются специфическим устройством трюмов, являясь развитием конструкции рудовоза.
Большой удельный вес руды заставляет ее рассыпаться по пайопу, занимая минимальное пространство, и смещает центр тяжести вниз. Это вызывает стремительную качку – боковая волна заставляет корпус резко раскачиваться. Такая качка приводит к расшатыванию оборудования и корпуса. Поэтому пайоп рудовоза приподнимают и устанавливают балластные танки в пространстве между переборками и бортом. Такое решение снижает стремительность качки. Данный тип кораблей не имеет собственного грузоподъемного оборудования и зависим от портовых кранов и конвейеров.
Узкая специализация нефтерудовозов обуславливает большие пробеги без груза (балластные пробеги). Поэтому для повышения устойчивости им приходится брать балласт, закачиваемый в донные и бортовые танки.
В нефтерудовозах установлены увеличенные танки, используемые для транспортировки нефти, которую перевозят в балластных для руды направлениях. Также нефтерудовозы легко переориентируются в зависимости от рыночной ситуации.
Oil/Bulk/Ore Carrier (OBO)
Нефтерудобалкеры сконструированы по аналогии с нефтерудовозами. Суда данного типа являются крупнотоннажными гигантами, способными перевозить наливные и сыпучие грузы, в зависимости от потребности и цен на транспортировку конкретного товара.
Из-за жестких природоохранных норм нефтерудобалкеры и нефтерудовозы становятся все менее популярны. Причина в необходимости очистки танков после смены содержимого с нефти на балласт и ужесточенных требованиях к балластным водам.
Tanker Product (TNP)
Данная разновидность танкера отличается меньшим водоизмещением и используется для перевозки нефтепродуктов либо пищевых продуктов (например, масла). Корпус судна разделен на несколько наливных танков и позволяет перевозить жидкие продукты. Для повышения остойчивости на судне предусмотрены продольные перегородки вдоль корпуса. Для предотвращения утечки жидкости и загрязнения окружающей среды корпуса танкеров с начала 21 века изготавливаются с двойной обшивкой.
Tanker Crude (TNC)
Нефтеналивной танкер – разновидность танкеров, отличающаяся специализацией для перевозки сырой нефти и более крупным водоизмещением.
Tanker Storage (TNS)
Танкер, используемый для хранения жидких продуктов, не являющийся отдельным типом наливных судов. Любой танкер, поставленный на якорь для длительного хранения, например, нефти, попадает в категорию TNS.
Tanker VLCC/ULCC (TNV)
В эту категорию судов попадают танкеры особо крупных размеров. Грузоподъемность «очень больших» и «ультрабольших» танкеров достигает 200-550 тысяч тонн.
Chemical Tanker (CHM)
Химовозы предназначены для транспортировки агрессивных опасных химических грузов. Грузовая система и танки таких судов изготавливаются из нержавеющей стали, химически устойчивых к содержимому материалов либо покрыты кислотостойкими материалами.
Размеры химовозов значительно меньше нефтеналивных танкеров, что вызвано спецификой грузов и ограничениями портовых терминалов.
Для повышения безопасности балластные и грузовые танки химовозов имеют водогазонепроницаемые крышки и пассивные системы гашения колебаний.
LPG/LNG Carrier (GAS)
Газовоз – специализированное судно для транспортировки природного или нефтяного газа в сжиженном состоянии в резервуарах.
В зависимости от температуры и давления состояния транспортируемого газа танкеры суда делятся на:
Емкости для транспортировки имеют сферическую или призматическую форму.
Offshore Supply Vessel (OSV)
Категория прибрежных разнотипных вспомогательных судов, обычно задействованных в добывающей отрасли. Сюда входят кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, буровые суда и суда для добычи и хранения нефти, самоподъемные установки, сейсмические и обеспечивающие суда, якорезавозчики. Все корабли объединяет функция обслуживания добывающих и разведочных работ.
Heavy Lift Vessel (HVL)
Сухогруз, предназначенный для транспортировки нестандартных крупногабаритных тяжелых грузов. Крановое бортовое оборудование кораблей данного типа может загружать/выгружать машины и конструкции весом 1000 тонн. На HVL перевозят буровые установки, яхты, самолеты, промышленное и энергетическое оборудование.
Survey Vessel (SRV)
В эту категорию входят исследовательские суда, работающие в сфере георазведки, океанографии, геофизики, сейсмологии.
Passenger Ship (PAS)
Пассажирские суда, служащие для перевозки людей и грузов. По типу сообщения делятся на три типа.
Особенностью пассажирских судов являются развитые надстройки и большое количество палуб, что обеспечивает достаточно площади для обустройства помещений. Все палубы с пассажирскими каютами располагаются над ватерлинией, поэтому данный тип судов имеет избыточный надводный борт.
Особенность судов PAS – повышенная комфортабельность. В них предусмотрено множество общественных помещений (рестораны, бассейны, музыкальные залы). Также они оборудуются эффективной системой кондиционирования и успокоителями качки.
Такие суда имеют довольно высокую скорость – 20-30 узлов.
Для повышения безопасности пассажирские суда имеют множество отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками, позволяющими сохранить плавучесть при получении пробоин.
В специальных грузовых помещениях пассажирских судов перевозится багаж, почта и срочные грузы. В небольших судах местного значения такие помещения могут отсутствовать.
Reefer (RFG)
Рефрижераторы – суда, трюмы которых оборудованы холодильными установками для транспортировки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов и овощей) или веществ с низкой температурой воспламенения. Эти суда также имеют возможность перевозки генеральных (несыпучих) грузов. Обычно эти грузы берутся в качестве попутного, а основным является скоропортящийся груз в холодильных трюмах.
Трюма рефрижераторов имеют несколько палуб, последовательно заполняемых во время погрузки. Суда оборудованы кранами для погрузки/выгрузки товара на причалах или для погрузки рыбы с рыболовецких судов непосредственно в море.
Сейчас специализированные рефрижераторные суда практически не производятся, их заменяют рефрижераторные контейнеры, которые перевозят контейнеровозы и сухогрузы. Контейнеры подключаются к судовой электросети и поддерживают заданную температуру в течение рейса. Их достоинством является возможность поддерживать различную температуру для разных грузов. Они могут как охлаждать, так и подогревать содержимое, не давая продуктам перемерзнуть во время перехода через полярные широты.
Livestock Carrier (LIV)
Скотовозы – корабли, приспособленные для перевозки большого количества домашнего скота. На них имеются хранилища с фуражом, вольеры для животных и эффективная вентиляционная система. Силосные бункеры – элементы сложной системы, транспортирующей корм на каждую из палуб. Для перемещения корма используются конвейерные ленты и желоба. Для облегчения погрузки взрослый скот загоняется на средние палубы (туда животных проще загнать), а молодняк – на верхние и нижние. Для скота требуется огромное количество воды, поэтому крупные скотовозы имеют на борту осмотические аппараты, опресняющие морскую воду.
Крупные скотовозы могут перевозить до 16000 голов скота.
Буксир – самоходное судно, предназначенное для перемещения других судов и плавучих сооружений. Различают несколько типов буксиров, в зависимости от назначения и способа буксировки.
Портовые буксиры отличаются от морских меньшими размерами и используются для швартовки судов, а не для перевозки на значительное расстояние. Буксиры-спасатели используются для помощи судам и буксировки в порт или док.
Буксировщики тянут транспортируемое судно за собой, буксиры-толкачи – толкают.
Важнейшей характеристикой буксира является тяга (упор) – сила, с которой он воздействует на перемещаемое судно или плавучее сооружение. Также буксиры имеют низкую посадку, несмотря на малый размер. Благодаря этому во время буксировки винты остаются под водой, даже во время буксировки высокобортных судов на коротких тросах.
Fishing Trawler (FSH)
Рыболовецкий траулер – промысловое судно, производящее лов рыбы тралом. Трюм судна оснащен морозильной камерой для заморозки и хранения улова.
Для буксировки, спуска и подъема трала используются траловые лебедки, расположенные на корме судна. Также траулеры оборудуются машинами и механизированными линиями для разделки и мойки рыбы, приготовления консервов, выработки из отходов рыбной муки и жира.
Оборудование траулеров позволяет производить лов рыбы на глубинах до 2 км.
Dredger (DRG)
Дноуглубительные суда самоходного типа, производящие выемку и удаление грунта со дна фарватеров, рейдов, каналов и водоемов для обеспечения безопасной навигации.
По способу транспортировки грунта дреджеры делятся на:
Для выемки грунта дреджеры оборудуются одно- или многоковшевыми землечерпательными или землеотсосными снарядами.
Дреджер состоит из металлического поддона с надстройкой, в которой размещены бытовые помещения, силовая установка, рабочий орган, устройство транспортировки грунта.
Дноуглубительные суда могут быть самоходного и несамоходного типа. В последнем случае они перемещаются буксирами. Дреджеры могут работать в составе дноуглубительного каравана, куда помимо буксира и дноуглубительного судна входят промерный кран, плавучий грунтопровод, грузоотвозные шаланды и др.)
Lash (LSH)
Лихтеровозы с грузоподъемным устройством, расположенным в корме (типа lash). Они перевозят грузы в плавучих контейнерах (лихтеров). Погрузка/выгрузка плавучих контейнеров осуществляется собственными грузоподъемными устройствами лихтеровоза, а расстояние между портом и судном они преодолевают при помощи буксира или буксира-толкача.
Такая система грузоперевозок позволяет работать с портами расположенными на мелководье или в устьях рек и не требует оборудования капитального причала.
Лихтеровозы системы Lash наиболее распространены, но имеет определенные недостатки эксплуатации. Транспортно-механическая система данного типа кораблей ненадежна, поэтому погрузка/выгрузка лихтеров может производиться лишь при слабом волнении. Поэтому для стоянки лихтеровоза нужна защищенная акватория.