Что означает без труда мечта мертва
Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии
В пословицах о труде восхваляется трудолюбие человека и высмеивается его лень, они воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость.
Баловством хлеба не добудешь.
В труде рождаются герои.
Землю красит солнце, а человека труд.
Работа с зубами, а лень с языком.
Человек трудом велик.
Славен человек не словами, славен делами.
Птицу узнают в полёте, человека в работе.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда ничего не даётся.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Муравей не велик, а горы копает.
Красна птица оперением, а человек рукоделием.
Рабочие руки не знают скуки.
Работа и мучит, и кормит, и учит.
Ленивому всегда праздник.
Дело мастера боится.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Глаза бояться, руки делают.
Всякая вещь трудом создана.
Кто не работает, тот не есть.
Терпение и труд всё перетрут.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Дело человеком ставится, человеком и славится.
Гляди не на человека, а на его дела.
Без труда мечта мертва.
Не боги горшки обжигают.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся.
Всякая птица своим клювом сыта.
Под лежачий камень вода не течёт.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.
Усердная мышь и доску перегрызёт.
Каков промысел, такова и добыча.
Всякое ремесло честно, кроме воровства.
Человек рождён для труда, как птица для полёта.
Без дела слабеет сила.
Белые руки чужие труды любят.
В болоте тихо, да жить там кончено.
И маленькое дело делай, как большое.
Лень раньше нас родилась.
Лень до добра не доводит.
Ленивого только за смертью посылать.
Ленивому и лениться лень.
Лёжа и кнута не добыть.
Лежит лёжень до вечера, а поесть нечего.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Тот шумит много, кто делает мало.
Дела говорят сами о себе.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Дело не медведь, в лес не уйдёт. Работа не волк, в лес не убежит.
Не место красит человека, а человек место.
Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Какая поговорка вам больше всего понравилась и почему? Объясните её! Добавьте свой вариант!
Классный час на тему: «Пословица-народная мудрость»
Классный час: «Пословица –всем делам помощница»
Цель : Воспитывать нравственные качества посредством пословиц, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, проводить игры- соревнования и занимательные конкурсы с пословицами.
-обогащать словарный запас и речь воспитанников;
-развивать внимание, память, мышление,
-воспитывать навыки взаимодействия во время игры.
Закройте глаза, положите правую руку на сердце.
Почувствуйте, как оно бьется и посылает нам импульсы любви, добра, счастья.
Давайте эти импульсы пошлем друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы.
— Сегодня у нас необычное мероприятие – мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
— Ребята, обратите внимание на экран. Прочитайте что здесь написано.
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.
-А как вы считаете, что вы прочитали. Одним словом как можно объединить эти предложения?(пословицы).
-Тема нашего сегодняшнего мероприятия “Пословица –народная мудрость”.
-Пословица-это жанр фольклора, краткое, мудрое суждение о жизни, где есть порицание или совет. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Пословица советует, наставляет, предупреждает. характеризует поступки человека, их образ жизни. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи.
— Сегодня мы вспомним некоторые знакомые пословицы, а также узнаем новые. Занятие будет проходить в виде конкурсов и игровых заданий.
1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!
Они великие помощницы и в жизни верные друзья!
2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,
3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.
4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!
5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?
6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.
7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.
8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.
9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».
10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.
11й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.
12й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!
13й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!
14й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
15й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.
Без труда не вынешь рыбку из пруда (Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.)
Дело время, а потехе час(Говорится обычно в качестве напоминания человеку, который, развлекаясь, забывает о деле).
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Дело мастера боится(Умелому человеку любое дело по плечу).
— Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию.
-А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.
Готовы? Тогда слушайте.
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Звучат первые аккорды песни «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)
Вы, конечно же, узнали мелодию В. Шаинского и догадались, о каких пословицах мы будем говорить в нашем следующем конкурсе. Итак, пословицы о дружбе. Найдите и прочитайте пословицы о дружбе.
Чему они учат? (дорожить дружбой, стоять горой за своих друзей, плечом к плечу. А также учат каких «друзей» стоит опасаться, учат ценить друзей и дружбу, помогают им познать цену дружбы)
Внимание на экран. Прочитайте что написано. Вам задание : из данных слов составить известную пословицу. Какая команда сделает это быстрее других?(Поднимаем сигнальную карточку)
Корнями, а, дерево, друзьями, человек, держится.
-Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями.
Человек в жизни не может существовать один, ему нужны друзья, семья, коллектив, общение. Ведь не даром существует такая пословица. Вы не подскажите? “ Не имей сто рублей, а имей сто друзей “
Игра «Отгадай пословицу»
— Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Ваша задача изобразить пантомимой пословицу:
ПАНТОМИМА — выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом.
«На чужой каравай рот не разевай»(Говорится кто хочет получить чужое, ему не принадлежащее)
Дареному коню зубы не смотрят» (Говорится тому кто выражает недовольство подаренной вещью)
«Доброе слово и кошке приятно». (Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение).
У поэта С. Михалкова есть строки:
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
-Что значит книга в вашей жизни? (В книге я узнаю много интересного полезного. Она помогает человеку лучше познать себя и жизнь. Книга советует помогает, учит мудрости, дружбе, любви к родине.)
— Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.
Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.
А сейчас мы поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.
(на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких- их авторы, нужно правильно совместить лепестки)
« Волшебник Изумрудного города» А. Волков
« Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой
« Конёк-горбунок» П. Ершов
«Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
«Денискины рассказы» В. Драгунский
-Молодцы вы справились с заданием. Вы знаете произведения и их авторов.
— К нам приехала в гости иностранка.
Звучит музыка. Входит гостья в современной одежде, в чёрных очках «иностранка».
— Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.
«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.
Иностранка: Здравствуйте! Вы речь ведёте о пословицах? Мне тоже нравятся пословицы. Я быстро выучила их.
Например: «Что с возу упало, того не вырубишь топором».
— Пословицы у неё смешались, перепутались. Помогите ей, назовите пословицы правильно.
Что с возу упало, то пропало.(Говорится когда что-то потеряно, утрачено, того не вернешь)
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться ( Говорится как предостережение от необдуманного, недальновидного поступка)
Иностранка: Крепкую дружбу- провожают по уму
Крепкую дружбу и топором не разрубить. (Говорится так когда настоящую, крепкую дружбу не сломать никому и ничем! Даже топором её разрубить не сможешь.)
А ведь всё почему? Настоящие друзья пытаются сохранить свою дружбу всеми возможными способами, забывают все обиды, быстро мирятся после ссор. И это очень важно для сохранения дружбы. Настоящие друзья никогда не выдадут тайны, не расскажут секреты своего друга. И поэтому нет повода рушить дружбу. Если дружба крепкая, то и топором не разрубишь.
Иностранка. Вот спасибо, поправили меня. Постараюсь теперь говорить эти пословицы правильно.
«Иностранка» прощается и уходит.
Обычно художники рисуют то, что видят вокруг. На картинах-пейзажах они изображают природу, на портретах – людей, на натюрмортах –неодушевленные предметы. А вы попробуйте нарисовать пословицы:
Командам дается пословица. Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Например: “Одна голова хорошо, а две лучше”.(Говорят, когда при решение вопроса обращаются за советом кому-то, когда решается вопрос вместе)
“ За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь” (Говорится тому кто делает одновременно два дела, или уделять время двум событиям сразу, то чаще всего не добьешься успеха или результата ни в одном из дел)
“ Не имей сто рублей, а имей сто друзей “(Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают).
Каких пословиц только нет –
И в каждой мудрый дан совет.
-Посмотрите инсценировку басни (Крылов Иван Андреевич) «Зеркало и очки»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
10 Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
— Какие недостатки людей высмеиваются этой басней?
Д. Неумение видеть себя и свои поступки.
— Чему учит эта басня?
Д. Тому, что прежде, чем на других указывать, обсуждать их, лучше с самого себя начать, посмотреть всё ли у тебя в порядке.
— Какой пословицей можно выразить мораль басни?
Д. В своём глазу и бревна не увидишь, а в чужом соломинку заметишь.
— Объясните, пожалуйста, смысл этой пословицы.
Д.У других видим недостатки, а у себя не замечаем и больших.
-Почему так говорят: « Пословица – народная мудрость»
Потому что они помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Все пословицы воспитывают человека. Они учат, каким должен быть человек в труде, дружбе, учении, в отношениях с другими людьми. Они осуждают недостатки в характерах и поведениях людей, как зло, лень, ложь, глупость, жадность, трусость и т.д. Пословицы делают нашу речь живой, яркой, богатой и умной.
Вот теперь узнали мы,
Что вы с пословицей дружны.
И посмотрим мы сейчас,
Кто самый знающий из вас.
-Давайте послушаем девочек, они споют на частушки о пословицах.
Говорят пословица
Всем делам помощница:
Помогает дружно жить,
Добрым быть, друзей ценить.
Говорят, что без друзей
Хуже, чем без ста рублей.
Всем известно, старый друг
Лучше даже новых двух.
Где приветливое слово
Встретят нас с улыбкой снова.
Ну а где дурное слово,
Ждёт нас драка или ссора.
Говорят дурное слово
Будто грязная вода.
И чтобы не вышла ссора,
Будем вежливы всегда.
Всем известно без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
Верим, что терпенье, труд
Трудности все перетрут.
Знаем мы учиться трудно,
Но куда нам без труда.
Всё чему научат в школе
Мы запомним навсегда.
Мы частушки вам пропели
Чтоб вы нам поверили –
Вы пословицы любите,
Учат нас всему они.
(Говорится с удовлетворением от выполненной работы или с похвалой, одобрением человеку, хорошо и вовремя сделавшему своё дело.)