Что означает деятель искусств
Деятель искусств
Деятель искусств — человек занимающийся каким-либо искусством, творческой деятельностью.
Содержание
История понятия
Слово art, соответствующее русскому «искусство», происходит от латинского слова ars. Буквально оно означало «технические приемы», «техника», но при этом имело смысловой оттенок красоты как «качественной сделанности».
В Средние века слово artist уже существовало в некоторых странах, таких как Италия, но его значение было похоже на «ремесленник», тогда как слово artesan еще было неизвестно. Словом Artist называли того, кто может сделать работу лучше, нежели другие, это слово указывало не на поле деятельности человека, а на его выдающиеся умения. Глядя на документы того времени можно легко заметить, насколько некоторые виды товаров (например, текстиль) ценились выше картин или скульптур.
Первое разделение на основные и второстепенные искусства относится к работам Леона Баттиста Альберти (De re aedificatoria, De statua, De pictura), упор в которых делался на важность интеллектуальных умений художника, а не ручного труда.
Микеланджело Буонарроти обычно указывается как первый художник, отделивший свою творческую деятельность от требований среды-обстоятельств.
С развитием академий в Европе (вторая половина XVI в.) окончательно оформилось разделение на изящные и прикладные искусства.
Различные современные определения слов «художник» и «искусство» существенно отличаются друг от друга примерно по той же причине, по которой признаки, составляющие красоту, не могут быть стандартизированы без впадения в кич.
Слово «художник» используются как уничижительное в некоторых кругах (указывая, например, на претенциозность, эгоизм, завышенную самооценку). С другой стороны, выражение «деятель искусств» в русском языке иногда носит отрицательную коннотацию, связанную с его номенклатурным употреблением в СССР.
В различных культурах
Ацтеки
У ацтеков фигура художника (тлакуило) как человека, достигшего желаемой цельности, характеризовалась следующими критериями:
Хороший художник: кто познал бога в своем сердце, кто обожествляет своим сердцем вещи, разговаривает со своим собственным сердцем. Как будто бы он толтек, воспроизводит окраску любого цвета
Деятель искусств
: неверное или отсутствующее изображение
Деятель иску́сств — человек, занимающийся каким-либо искусством, творческой деятельностью.
Содержание
История понятия
Слово art, соответствующее русскому «искусство», происходит от латинского слова ars. Буквально оно означало «технические приемы», «техника», но при этом имело смысловой оттенок красоты как «качественной сделанности».
В Средние века слово artist уже существовало в некоторых странах, таких как Италия, но его значение было похоже на «ремесленник», тогда как слово artesan еще было неизвестно. Словом Artist называли того, кто может сделать работу лучше, нежели другие, это слово указывало не на поле деятельности человека, а на его выдающиеся умения. Глядя на документы того времени можно легко заметить, насколько некоторые виды товаров (например, текстиль) ценились выше картин или скульптур.
Первое разделение на основные и второстепенные искусства относится к работам Леона Баттиста Альберти (De re aedificatoria, De statua, De pictura), упор в которых делался на важность интеллектуальных умений художника, а не ручного труда.
Микеланджело Буонарроти обычно указывается как первый художник, отделивший свою творческую деятельность от требований среды-обстоятельств.
С развитием академий в Европе (вторая половина XVI в.) окончательно оформилось разделение на изящные и прикладные искусства.
Различные современные определения слов «художник» и «искусство» существенно отличаются друг от друга примерно по той же причине, по которой признаки, составляющие красоту, не могут быть стандартизированы без впадения в кич.
Слово «художник» используются как уничижительное в некоторых кругах (указывая, например, на претенциозность, эгоизм, завышенную самооценку). С другой стороны, выражение «деятель искусств» в русском языке иногда носит отрицательную коннотацию, связанную с его номенклатурным употреблением в СССР.
В различных культурах
Ацтеки
У ацтеков фигура художника (тлакуило) как человека, достигшего желаемой цельности, характеризовалась следующими критериями:
бога в своем сердце,
кто обожествляет своим сердцем вещи,
разговаривает со своим собственным сердцем.
воспроизводит окраску любого цвета
Неофициальное искусство СССР — мощный инструмент борьбы прогрессивных художников против тоталитарного советского режима
Неофициальное искусство СССР (нонконформистское, андеграудное, альтернативное или подпольное) — совокупность произведений изобразительного и других видов искусства 50-80-х годов ХХ века, которые не вписывались в систему советских культурных ценностей и были под жестким запретом по политическим и идеологическим причинам. Неофициальное искусство СССР объединяло представителей разных авангардистских течений той поры, а его сторонники постоянно подвергались преследованиям властей и травле в печати. Они были лишены возможности свободного общения с массовым зрителем посредством организации выставок или презентации своих работ в средствах массовой информации.
Неофициальное искусство было результатом нежелания части художников творить в рамках жесткой цензуры под строгим надзором партийных органов. Многие его последователи были тесно связаны с диссидентскими движениями и находились под постоянным присмотром КГБ.
История неофициального искусства СССР
Неофициальное искусство берет свое начало с момента полного взятия под контроль советским государством всех видов искусства в середине 30-х годов прошлого столетия. На I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году было принято постановление о том, что единственным стилем творчества всех деятелей искусства в государстве признается социалистический реализм. А все остальные художественные течения и направления были признаны чуждыми и запрещенными в пролетарской стране.
На этом этапе развития Советского Союза неофициальное искусство находилось в глубоком подполье, а его сторонники считались врагами народа и подвергались жестким гонениям. За малейшие подозрения в отказе от принципов соцреализма художник оказывался вне закона. Деятели искусств, выражавшие несогласие с линией партии, на показательных судебных процессах приговаривались к длительным тюремным срокам и попадали в лагеря системы ГУЛАГ.
Жесткое преследование сторонников неофициального искусства продолжалось вплоть до прихода к власти Никиты Хрущева и разоблачения культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году. Послабление контроля со стороны партии многие деятели искусств восприняли как начало эры свободного творчества. В разных регионах страны стали возникать объединения художников — приверженцев различных направлений авангардизма. Но эти группы были очень малочисленными и разрозненными, у них не было единого руководства.
В новых реалиях представители неофициального искусства намеревались выйти из подполья и стать частью советского художественного сообщества, но их мечтам не суждено было воплотиться в жизнь. В декабре 1962 года Никита Хрущев посетил выставку «30 лет МОСХ», на которой были представлены работы приверженцев авангардизма. Советский лидер резко раскритиковал увиденные работы и заявил, что такое художественное творчество советскому народу не нужно.
Сторонников неофициального искусства после смерти Сталина больше не сажали в лагеря, но их работы находились под жестким запретом для широкого показа. Государство всячески подавляло творческое инакомыслие, принуждало художников к выезду за рубеж и вело постоянное наблюдение за ними.
Наиболее ярким примером отношения Советской власти к неофициальному искусству стала так называемая Бульдозерная выставка в 1974 году. 15 сентября группа художников организовала на пустыре на окраине Москвы самовольный показ работ, которые были безжалостно уничтожены сотрудниками МВД и КГБ при помощи автомобильной спецтехники. Неофициальное искусство СССР просуществовало до середины 1980-х годов. Только после объявления Михаилом Горбачевым в стране курса советского общества на перестройку и гласность авангардизм перестал подвергаться гонениям и был признан властями.
Особенности неофициального искусства СССР
В условиях советской тоталитарной системы любые проявления творческого инакомыслия жестоко подавлялись властями. Так сформировались отличительные особенности неофициального искусства СССР:
Самые известные художники — мастера неофициального искусства СССР
Несмотря на гонения властей, за годы Советской власти сотни мастеров живописи, скульптуры и графики в разных уголках страны сознательно отказывались от идей соцреализма в своем творчестве. И все же к числу самых известных художников неофициального искусства СССР по праву относятся:
Деятель искусств
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Деятель иску́сства — человек, занимающийся творчеством, признанный в своей стране либо мире. Деятеля культуры выделяет, что он оставляет след в развитии творчества или искусств.
Деятель искусства — это человек, плоды творчества которого являются культурным наследием человечества. Основанием данного определения являются достижения человека, занимающегося творчеством, его произведения искусства, которые способны влиять на души и умы людей.
Содержание
История понятия [ править | править код ]
Слово art, соответствующее русскому «искусство», происходит от латинского слова ars. Буквально оно означало «технические приёмы», «техника», но при этом имело смысловой оттенок красоты как «качественной сделанности».
В Средние века слово artist уже существовало в некоторых странах, таких как Италия, но его значение было похоже на «ремесленник», тогда как слово artesan ещё было неизвестно. Словом Artist называли того, кто может сделать работу лучше, нежели другие, это слово указывало не на поле деятельности человека, а на его выдающиеся умения. Глядя на документы того времени можно легко заметить, насколько некоторые виды товаров (например, текстиль) ценились выше картин или скульптур.
Первое разделение на основные и второстепенные искусства относится к работам Леона Баттиста Альберти (De re aedificatoria, De statua, De pictura), упор в которых делался на важность интеллектуальных умений художника, а не ручного труда.
Микеланджело Буонарроти обычно указывается как первый художник, отделивший свою творческую деятельность от требований среды-обстоятельств.
С развитием академий в Европе (вторая половина XVI в.) окончательно оформилось разделение на изящные и прикладные искусства.
Различные современные определения слов «художник» и «искусство» существенно отличаются друг от друга примерно по той же причине, по которой признаки, составляющие красоту, не могут быть стандартизированы без впадения в кич.
Слово «художник» используются как уничижительное в некоторых кругах (указывая, например, на претенциозность, эгоизм, завышенную самооценку). С другой стороны, выражение «деятель искусств» в русском языке иногда носит отрицательную коннотацию, связанную с его номенклатурным употреблением в СССР.
В различных культурах [ править | править код ]
Ацтеки [ править | править код ]
У ацтеков фигура художника (тлакуило) как человека, достигшего желаемой цельности, характеризовалась следующими критериями:
бога в своём сердце,
кто обожествляет своим сердцем вещи,
разговаривает со своим собственным сердцем.
воспроизводит окраску любого цвета
Что такое искусство — его виды и функции
«Да, искусство бесполезно, но его бесполезность необходима».
Эжен Ионеско, французский драматург
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Писать про искусство – это пытаться объять необъятное, ведь оно является предметом изучения многих дисциплин, каждая из которых по-своему трактует это понятие.
Более того, каждый мало-мальски значимый мыслитель, ученый, исследователь, а уж тем более деятель культуры считал своим долгом дать определение этому явлению.
Сегодня мы попробуем привести разные определения искусства, выделим его отличительные черты, узнаем какие полезные функции оно выполняет и каких видов бывает. Также коснемся вопроса отсутствия катарсиса (очищения) от знакомства с современным искусством.
Что такое искусство
Мое самое любимое и, наверное, самое меткое определение принадлежит советскому писателю Юрию Васильевичу Бондареву:
«Искусство – всегда метафора действительности».
Сложив и перемешав все эти определения, мы выведем универсальную формулу, дающую своеобразный ответ на вопрос, что такое искусство.
Искусство – это разные виды культурной деятельности человека, направленные на познание мира с помощью художественных образов, воспроизводящие действительность через творчество и удовлетворяющие эстетические потребности людей.
Довольно рискованно – предлагать такой коктейль в роли академического определения, но мы честно пытались угодить всем.
Предлагаю уйти с зыбкой территории многовековых споров и встать на более твердую почву, где мы перечислим все признанные виды искусства, разберемся в его особенностях и функциях, но сначала немного покопаемся в корнях.
Происхождение слова
Слово имеет два основных значения в русском языке.
Во-первых, это мастерство, умение (например, искусство вести беседу), во-вторых, это творческая художественная деятельность в самом широком смысле.
Редко когда в статьях, посвященных философским понятиям, встретишь слово не из древнегреческого или, на худой конец, из латинского языка.
Искусство – это старославянское слово, и образовано оно от корня искусъ, что значило испытание, опыт, пробу и даже пытку.
Если копать совсем глубоко, то все-таки можно докопаться до латинских корней, но мы не будем.
В английском языке эквивалентом нашему искусству будет слово art, которое уверенно вошло и в наш язык. Арт-коллаборации, арт-пространства и прочие арт-явления также означают нечто, относящееся к творческому процессу. Надо отметить, что семантика слова art в английском шире семантики (что это такое?) искусства в русском языке.
Признаки искусства
«Всякое искусство автобиографично; жемчужина – это автобиография устрицы».
Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер
Искусство обладает рядом важных качеств.
Функции искусства
Функция искусства – это роль, которую оно выполняет в жизни отдельного человека и общества в целом.
Искусство полифункционально, у него множество таких ролей. Остановимся на важнейших.
Познавательная.
Познание принято считать уделом наук, но если задуматься, науки возникли гораздо позже искусств. Душа пещерного человека требовала творчества, и он царапал рисунки на стенах своего жилища.
Сегодня эти первые попытки живописи являются ценнейшими источниками знаний о первобытном обществе. Конечно, это не единственный пример. Любое произведение – отражение своего времени.
Наука познает мир с объективной точки зрения, а искусство опирается на личностный аспект, причем в этом процессе познания важен как создатель, так и созерцатель.
Искусство – это чувственное познание мира.
Часто творческие произведения несут воспитательный, назидательный посыл, особенно это свойственно литературе и зрелищным видам – театру, кино и т.п.
Чрезмерная назидательность способна переродиться в пропаганду. Например, советское искусство сплошь носило пропагандистский характер, каждый, кто не принимал правила игры, становился изгоем.
Упомянем и другие функции:
Не все произведения выполняют сразу все перечисленные функции.
Виды искусства
«Искусство не может отвлечься от стремлений своего времени».
Ромен Роллан, французский писатель
Если однозначного определения искусства не существует, то его виды определены вполне конкретно. Еще в Древней Греции были попытки классификации. Вспомним 9 муз – дочерей Зевса и неустановленной матери – то ли богини памяти Мнемосины, то ли богини согласия Гармонии. Музы жили на Парнасе и покровительствовали наукам и искусствам.
В греческом языке понятие музыка означало не только гармонию звуков, но и объединяло искусство с науками. Позже музой стали называть источник вдохновения.
Покровителем искусств в древнегреческой мифологии считался лучезарный бог Аполлон, музы же отвечали за определенные направления.
Интересно, что из девяти муз пять покровительствовали разным видам поэзии.
Если переводить всю эту красоту в сухие цифры, то древние греки из современных видов искусств различали литературу, театр, музыку и танец.
Удивительно, что у непревзойденных мастеров скульптуры не было ни музы, ни бога, покровительствующего скульпторам.
Виды искусства – это сложившиеся формы творческой деятельности. Одни формы известны с древнейших времен, другие появились в новейшее время благодаря развитию технологий. Каждый вид обладает своим арсеналом художественно-выразительных средств.
Сейчас общепринятой считают классификацию по трем основным признакам.
Катарсис
Искусство – это отражение бытия в тех или иных формах, при этом оно пронизывает нашу жизнь, наполняя ее новыми смыслами.
Произведения искусства описывают действительность через призму авторского взгляда, эмоций, чувств, оценок, а зритель, получая информацию, воспринимает посыл с позиции своего опыта, личных ощущений.
Иногда случается чудо, и посыл автора начинает звучать в унисон с восприятием зрителя. Такое состояние можно назвать катарсисом.
По Аристотелю катарсис — это сострадание и страх, которое испытывает зритель, сопереживающий трагедии, разворачивающейся перед ним. Катарсис возвышает и очищает человеческую душу, в этом основная цель искусства.
Со времен Аристотеля понятие катарсиса трансформировалось, но все же основной посыл сохранился, это эстетическое воздействие искусства на человека.
Хоть мы очень далеко ушли от древних греков, но все же до сих пор плачем над сильным фильмом, ощущаем бегущие по телу мурашки от гениальной музыки, запоминаем с первого прочтения стихи, затронувшие душу, оглушенные выходим из театра после потрясающего спектакля.
Современное искусство
Современное искусство – это поле экспериментов. Мы наблюдаем, как оно становится все более технологичным, появляются новые синтезированные формы. Еще одна тенденция — это уход от понятия прекрасного.
Искусство все чаще стремится не пробудить эстетическое чувство, а шокировать публику. Катарсис заменяется шоковым состоянием. Чтобы расшевелить современного человека, перегруженного информационным потоком, нужно все более сильное воздействие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Интересно, а кому(чему) покровительствовала десятая Муза (на представленной картине их десять). И как её звали?! Буду признателен автору материала за уточнения и разъяснения!
Спасибо за вопрос. Десятую музу традиционно резервируют (уже много столетий) для какой-либо области искусства (или науки), не вошедшей в данный канонический список. Но пока еще не пришли к единодушному решению, кем она будет.
В наше время искусство имеет искаженную форму: чувак к стеке банан прикрепил — искусство! Или бумаги набросали — креативная инсталляция, искусство!
Тезис о том, что искусство бесполезно совершенно неверный. Люди ведь не вычислительные машины. Большинство из нас живет чувствами и эмоциями, самые лучше из которых как раз и подпитываются из искусства.