Что означает дифференциация звуков
Дифференциация звуков
Дифференциация звуков – это процесс, направленный на на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или способу и месту образования.
Логопедическая работа, направленная на постепенную дифференциацию звуков по моторным и акустическим признакам, проводится в следующей последовательности:
1. Дифференциация изолированных звуков.
Работа проводится с использованием картинок-символов.
При дифференциации звуков «з» и «ж» по моторным признакам поочерёдно уточняется, затем сравнивается артикуляция обоих звуков: положение губ, языка, качество воздушной струи.
Виды работ с картинками-символами при дифференциации звуков по моторным признакам:
1. Не называя картинку, ребёнок называет звук «з» или «ж».
2. Не называя звук, ребёнок определяет место положения языка (вверху или внизу).
3. Ребёнку предлагают вперемешку картинки, содержащие звуки «з» и «ж» («жёлуди», «зонт», «коза»); ребёнок выполняет первый или второй вид работы.
При дифференциации звуков по акустическим признакам логопед произносит звуки «з» или «ж», ребёнок показывает соответствующую картинку-символ.
2. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.
Для повторения используют ряды слогов со смешиваемыми звуками. Количество слогов в ряду может быть от двух до пяти. Соотношение дифференцируемых звуков в слоговом ряду может быть разным.
Для дифференциации в произношении звуков «л» и «р» могут быть последовательно использованы следующие слоговые ряды:
1. Ла-ра (ло-ро; лу-ру; лы-ры).
2. Ал-ар (ол-ор; ул-ур; ыл_ыр).
3. Ала-ара (оло-оро и др.).
При устранении фонематических дислалий работе над дифференциацией звуков в слогах следует уделить особое внимание: упражнения по различению в произношении пар и рядов слогов с близкими артикуляционно или акустически звуками эффективный приём профилактики дисграфии.
3. Дифференциация смешиваемых звуков в словах.
При дифференциации звуков в словах по акустическим признакам логопед произносит слово или называет картинку, а ребёнок показывает символ.
При дифференциации звуков в словах по моторным признакам ребёнок раскладывает картинки в две стопки, называя их.
Для дифференциации предлагают пары, ряды слов, содержащие дифференцируемые звуки. В логопедической работе на данном этапе используются слова-паронимы, отличающиеся одним из звуков («мишка»-«миска»); позже – слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука («железо», «зажигалка»); применяют задания по обучению звуковому анализу на материале слов с дифференцируемыми звуками: на поиск слов, содержащих дифференцируемые звуки.
4. Дифференциация звуков в предложениях.
Предложения повторяются ребёнком вслед за логопедом; составляются с опорой на вопрос логопеда, с опорой на сюжетную или предметную картинку. Количество слов в предложении с дифференцируемыми звуками, структура предложения и слов в нём усложняется постепенно.
Значительная роль на этапе дифференциации звуков отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Одновременно дифференцируют не более двух звуков. Если в дифференциации нуждаются все звуки определённой фонетической группы (все свистящие звуки), их объединяют попарно.
Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.
Работать по дифференциации звуковследует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.
Дифференциация смешиваемых звуковвключает в себя два этапа:
1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками
2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Первый этап. Необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний.Проводить работу нужно по следующему плану:
3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр. : Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам.
4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
5). Выделять слова с данным звуком из предложения, текста.
По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.
На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.
Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.
Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования,основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.
III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений
Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.
С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов. Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п]я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.
На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.
Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.
Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.
Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.
Развитие речи детей через приобщение к русскому народному творчеству. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер,потому.
Световая тумба-песочница Световая тумба- песочница используется на логопедических занятиях. Дети прорисовывают на песке дорожки,а затем, путешествуя по ней с.
Что означает дифференциация звуков
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Необходимо придерживаться следующих требований:
— автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
— автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
— автоматизация звука в предложениях;
— автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
— автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
— автоматизация звука в разговорной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия.
Сначала проводится работа над слуховой дифференциацией этих звуков (различением смешиваемых звуков на слух). Затем можно переходить к дифференциации звуков в произношении.
В отличие от этапа автоматизации при подборе речевого материала, во всех словах, фразах и текстах обязательно присутствуют звуки, которые могут смешиваться ребенком. Поэтому для звука [С] на этапе дифференциации звуков даются слова не типа Сумка, Сом, Соль, а типа СуШка, СмеШной, СтраШный и т. п.
Как и на этапе автоматизации, сложность и объем речевого материала тоже нарастают постепенно и сама работа проводится в той же самой последовательности, а именно: звуки дифференцируются в слогах и звукосочетаниях, в отдельно взятых словах, во фразах, в текстах и, наконец, в обычной разговорной речи.
Что означает дифференциация звуков
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.
В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:
‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;
‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;
‒ этап дифференциации звуков.
Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:
По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.
Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.
1. Дифференциация на уровне звуков
В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].
2. Дифференциация на уровне слогов
В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:
Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.
По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).
Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща)— тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.
3. Дифференциация на уровне слов
Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.
Логопед предлагает детям добавить слог:
— ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;
— чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;
— чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…
Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?
Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.
Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).
Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).
‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»
Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.
— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.
Различение звуков ш—ж
• Предложите ребенку повторить слоги: ша—жа, шо—жо, шу—жу, ши—жи, ше—же, аша—ажа, ашо—ажо, ашу—ежу, аши—ажи, аше—аже.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж] в начале и середине слова: шайба—жаба, жук—шуба, ужи—уши, кошка—ежик и др. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов со звуками [ш] и [ж]. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
жа-жа-жа — прилетели два чижа,
жа-жа-жа—у нас нет ножа,
шу-шу-шу—я значок ношу,
шу-шу-шу—свежим воздухом дышу,
жу-жу-жу—я жука в руке держу,
ше-ше-ше—живем мы в шалаше,
же-же-же — света нет на этаже,
ша-ша-ша— поймали мы мыша,
жи-жи-жи—у нас живут чижи.
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, пословицы, поговорки; отгадать загадки, выучите с ним стихотворение.
У кошки лежат ложки в лукошке.
Обожгли мошки об огонь ножки.
Кто ходит больше, тот живет дольше.
Лежа хлеба не добудешь.
Шуба лежит, а шкура дрожит.
Нам нужны иголки для шитья.
Шагаешь — впереди лежит.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Различение звуков ш—с
• Предложите ребенку повторить слоги: ша —са, шо — со, шу — су, ши — си, ше —се, аш —ас, ош —ос, уш —ус, иш — ис, еш —ес, аша —аса, ашо —асо, ашу—асу,аши—аси, аше —асе, оша —оса, ошо —осо, ошу —осу, оши —оси, оше — осе, уша — уса.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [ш] в начале, середине и в конце слова: санки —школа, кукушка —колесо, нос —мышь; солнышко, сушки, старушка, шесть. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [с] и [ш]. Обратите внимание на правильность произношения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ша-ша-ша —купаем голыша,
аш-аш-аш—в лесу стоит шалаш,
ас-ас-ас — мы пьем холодный квас,
шо-шо-шо—поют дети хорошо,
со-со-со—на дороге колесо,
ош-ош-ош —Буратино дали грош,
шу-шу-шу—я письмо пишу,
ос-ос-ос — починили пылесос, с
уш-уш-уш — в саду много груш,
ус-ус-ус — на ленте много бус,
си-си-си—мы ехали в такси,
ыш-ыш-ыш—крепко спит малыш,
ше-ше-ше — собака в шалаше,
се-се-се—машина на шоссе,
ис-ис-ис—хорошо поет Борис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто водит машину? (Шофер.)
Кто шьет сапоги? (Сапожник.)
Кто водит электропоезда? (Машинист.)
Кто прыгает с самолета на парашюте? (Парашютист.)
Кто играет в шахматы (в шашки)? (Шахматист, шашист.)
• Попросите ребенка повторить чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, отгадать загадки, выучите с ним стихи:
Мишки собирают шишки.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Слишком много ножек у сороконожек.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Палкой Саша шишки сшиб.
Шишки на сосне, шашки на столе.
В шалаше шесть шалунов.
Без косы и сена не накосишь.
Маслом кашу не испортишь.
Знай, кошка, свое лукошко.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Как постелешь, так и поспишь.
Суши сено, пока солнце светит.
Скажешь—не воротишь, напишешь—не сотрешь, отрубишь—не приставишь.
Сидит на крыше всех выше.
Не смотрел в окошко —
Посмотрел в окошко —
Там второй Антошка!
Куда смотрел Антошка?
Сидит на ложке, свесивши ножки.
В тесной избушке Ткут холст старушки.
А в угол спать ходит.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
Не куст, а с листочками,
Не человек, а рассказывает.
Шишки-мышки
Жили-были на сосне две серьезных шишки;
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки: «Эй, спускайтесь, шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке!»
Удивлялись шишки: «Глупенькие мышки!
Чем же плохо нам висеть здесь, на нашей вышке?
Лучше мы вас пригласим,
Пудель
Не спеша идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Черепаха
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа
катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолеты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы: как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?
Различение звуков ж—з
• Предложите ребенку повторить слоги: жа —за, жо —зо, жу — зу, жи — зи, же — зе, ажа —аза, ажо —азо, ажу —азу, ажи — ази, аже — азе, ожа — оза, ожо — озо.
• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [ж] и [з] ([з’]) в начале и середине слова: журнал—звездочка, козленок—медвежонок; зеленые желуди. Предложите ребенку назвать предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуком [ж] и звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения звуков.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
жа-жа-жа—иголки у ежа,
жа-жа-жа — на льдине два моржа,
жу-жу-жу—в садик я хожу,
зу-зу-зу—купаемся в тазу,
жу-жу-жу—по лесу брожу,
же-же-же—мы выросли уже,
зу-зу-зу—мы живем внизу,
зе-зе-зе—дай воды козе,
жи-жи-жи — ползают ужи,
зи-зи-зи—на повороте тормози,
зы-зы-зы—спрятались мы от грозы.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
как называют человека, который разводит животных? (Животновод.)
Как называют человека, который работает на железной дороге? (Железнодорожник.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорки, поговорки, отгадайте загадки. Выучите с ним стихотворение:
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Железный замок заржавел, заржавел железный замок.
На живом все заживет.
Конь бежит, земля дрожит.
Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал.
Никто его не видит,
От жалости слезы проливает.
Я с трудом Его поймала.
Быть хозяйкой Нелегко!
• Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Ежик и змея
Жил в лесу ежик с ежихой и ежатами. Летом они ловили мошек, жуков и букашек. На зиму ежик заготовлял еду и прятал ее под старую корягу. Однажды в жилище к ежу заползла ядовитая змея. Ежик решил прогнать змею. Змея попыталась укусить ежика, но ежик ловко схватил ее за горло и загрыз.
Вопросы: с кем жил в лесу ежик? Что делали ежик, ежиха и ежата летом? Что заготовлял ежик на зиму? Куда заползла змея? Что решил сделать ежик? Кого хотела укусить змея? Что сделал ежик со змеей?
Различение звуков ч—щ
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ща, чу—щу, чи—щи, че—ще, ач—ащ, уч—ущ, ич — ищ, еч—ещ, ача—аща, ачу—ащу, ачи—ащи, аче—аще, уча—уща.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [ч’] и [щ’] в начале, середине и в конце слова: Чебурашка — щит, щепка —чемодан, ящик—ключи, меч —плащ; почтовый ящик. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [ч’] и [щ’]. Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча—Кате вызвали врача,
чи-чи-чи—огонь горит в печи,
ща-ща-ща—тащи скорей леща,
чу-чу-чу—я на коне скачу,
ач-ач-ач—девочка, не плачь,
щу-щу-щу—трещоткой я трещу,
ащ-ащ-ащ—у Коли новый плащ,
че-че-че — ворона на плече,
еч-еч-еч—надо сад беречь,
ще-ще-ще — нам тепло в плаще,
ещ-ещ-ещ—укусил нас клещ.
• Предложите ребенку ответить на вопросы: кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто точит ножи и ножницы? (Точильщик.)
Кто чистит обувь? (Чистильщик.)
Различение звуков ч—с (сь)
• Попросите ребенка повторить слоги: ча —са, чо — со, чу—су, чи—си, че—се, ач—ас, оч—ос, уч—ус, ич—ис, еч—ес, ача—аса, ачо—асо, ачу—асу, ачи—оси, аче—асе, оча—оса, очу—осу.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч], и звук [с] ([с’]), например: часы, сачок, ласточка, песочница, косичка, расческа, синичка. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения этих звуков, на чистоту произнесения слов.
• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча —не горит свеча,
че-че-че — грач на каланче,
се-се-се—мы едем по шоссе,
чо-чо-чо — вывихнул плечо,
ач-ач-ач — спит на сосне грач,
со-со-со — сломали колесо,
ас-ас-ас — продается квас,
чу-чу-чу—я по столу стучу,
оч-оч-оч — наступила ночь,
су-су-су—сова кричит в лесу,
ос-ос-ос —на веранде много ос,
чи-чи-чи—на дубу грачи,
ич-ич-ич—разбили мы кирпич,
си-си-си — свет скорей гаси,
ис-ис-ис — купила мама рис.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто носит почту? (Почтальон.)
Кто выращивает цветы? (Садовник.)
Кто чистит трубы? (Трубочист.)
• Попросите ребенка повторить скороговорку, пословицы, поговорки, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Слышу, лиса, про твои чудеса.
Чистые сапоги быстрее ходят.
У врача лечись, у умного учись.
Час от часу не легче.
Хочешь есть калачи —так не сиди на печи.
Нет в ней ни сучочка.
Ключик, ключик, родничок,
Чей-то круглый кулачок Звонко бьет со дна.
Ухнул филин — и молчок.
Только светит светлячок
Интересней нет усов,
Чем у часиков-часов.
Посмотри —один короче,
А другой длинней чуть-чуть,
Друг за другом дни и ночи
Совершают долгий путь.
• Прочтите ребенку рассказ и предложите сначала ответить на вопросы, а затем пересказать его.
Часовщик
К часовщику принесли старые часы. Часовщик осмотрел их, затем смазал механизм часов маслом, почистил циферблат щеточкой. Пинцетом он вынул испорченную пружину и заменил ее новой. После ремонта часы точно показывали время.
Вопросы: к кому принесли часы? Что сделал часовщик с механизмом часов и циферблатом? Что сделал часовщик с испорченной пружиной? Как показывали часы время после ремонта?
Различение звуков ч—ц
• Предложите ребенку повторить слоги: ча—ца, чо—цо, чу—цу, чи —ци, че —це, ач —ац, оч —оц, уч —уц, ич —иц, еч—ец, ача—аца, ачо —ацо, ачу—ацу, ачи—аци, аче —аце, оча — оца, очо — оцо.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть одновременно и звук [ч’], и звук [ц], например, волчица, цепочка, учительница. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произношения звуков и слов.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ча-ча-ча — каша горяча,
цу-цу-цу—зерен дай птенцу,
ца-ца-ца—мы видели скворца,
чи-чи-чи — играют скрипачи,
чо-чо-чо—я ушиб плечо,
цо-цо-цо — новое кольцо,
еч-еч-еч — затопили печь,
ец-ец-ец—Андрей у нас борец.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто учит детей в школе? (Учительница.)
Кто ухаживает за птицей? (Птичница.)
• Предложите ребенку повторить чистоговорку, скороговорку, отгадать загадки. Выучите с ним стихи:
Очень часто бьются у Танечки блюдца.
Ученица-озорница получила единицу.
Два братца через дорожку живут,
А никогда не видятся.
Под одной шляпкой стоят.
Пчела
Свой рабочий день пчела.
Облетела все цветы,
Чтобы мед отведал ты.
Одуванчик
В беленькое платьице —
Различение звуков щ—с (сь)
• Предложите ребенку повторить слоги: ща—са, щу—су, щи—си, ще—се, ща—ся, щу—сю, ащ—ас, ощ—ос, ущ—ус, ищ —ис, ещ—ос, ащ—ась, ощ—ось, ущ—усь, ищ—цсь, ещ—есь, аща—аса, аща—ася, ащу—асю, ащи—аси.
• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [щ’] и [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: щетка—селедка, беседка—прищепка, гусь—лещ. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, то есть чередуя произнесение слов со звуками [щ’] и [с] ([с’]). Обратите внимание на правильность их произношения.
• Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:
ща-ща-ща — не боимся мы клеща,
щи-щи-щи — собери щавель на щи,
си-си-си —вещи выноси,
ся-ся-ся — поймали карася,
ащ-ащ-ащ — носим мы весною плащ,
ас-ас-ас — идем мы в первый класс,
сю-сю-сю — мы съели кашу всю,
ще-ще-ще — сметаны нет в борще,
ещ-ещ-ещ—попался в сети лещ,
се-се-се— прищемили хвост лисе,
есь-есь-есь — обед мы съели весь.
• Предложите ребенку ответить на вопросы:
кто вставляет стекла? (Стекольщик.)
Кто помогает носить вещи на вокзале? (Носильщик.)
• Предложите ребенку повторить пословицы, поговорку. Выучите с ним загадки, стихотворение:
Всякому овощу свое время.
Всякой вещи свое место.
Лес рубят—щепки летят.
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,
А моется всех чище.
Ножки длинные тащит,