Что означает имя иблис

Иблис

История персонажа

Иблис (ударение на второй слог) — верховный демон зла, король джиннов, который обратил на себя гнев Аллаха и был низвергнут на землю до Страшного суда. Исследователи и сегодня спорят об истинной природе этого мифологического героя, строя теории, основанные на священных текстах.

История создания персонажа

В исламе джинны — часть Вселенной, сосуществуют с людьми и ангелами с самого начала истории. Иблиса часто называют шайтаном (злым духом), в христианстве его аналогом выступает сам дьявол, или Сатана.

В мусульманской традиции за ним также закрепилось имя Адувв Аллах, что в переводе звучит как «враг Аллаха». В некоторых преданиях он предстает Азазилом или Харисом. В книге Еноха встречается Азазель — демон пустыни, выступивший против Бога. Очевидно, речь идет об одном персонаже — падшем ангеле, который возгордился и пошел против Творца.

Подобный образ был известен в христианстве, иудаизме и язычестве на Аравийском полуострове еще в VII веке. А его появление в мире стало некой попыткой объяснить причину наличия в людях зла, неверия и прочих греховных тенденций.

Спорным моментом остается вопрос, можно ли отождествлять Иблиса с шайтаном. В переводе с арабского языка название последнего соответствует таким понятиям, как «отдаление» и «непокорность». Значение имени Иблис — «тот, кто причиняет отчаяние». Хотя в некоторых источниках утверждается, что этимология имени связана с древнегреческими эпитетами «клеветник» и «лукавый».

Согласно исламской мифологии, злых духов много. Все они существуют для того, чтобы искушать человека: мешают читать молитвы, побуждают к неблагочестивым деяниям. Однако в священных текстах говорится о том, что верховный демон зла изначально не являлся шайтаном, более того, носил другое имя и был приближен к Богу. И только после изгнания получил такой статус, начав вершить темные дела на земле.

Так или иначе, образ персонажа схож по своим характеристикам с дьяволом — властелином Ада, который выступает в противовес Творцу. В условной иерархии он стоит выше злых духов, считается их господином.

Большинство исследователей сходятся во мнении: королю Ада уготована участь гореть в огне после того, как наступит Судный день. Другие же считают, что Бог простит изгнанника, и трактуют грех падшего ангела с неожиданной стороны.

Образ и биография Иблиса

Согласно тексту имама Али ибн Мусы ар-Риды, джинна изначально звали Харисом, что в переводе означает «труженик». Бог сотворил его из огня, и тот истово служил Создателю. Аллах заметил его старания и решил причислить к небожителям.

Когда же Всевышний создал первого человека, Адама, то повелел ангелам пасть ниц перед ним. Но Харис отказался поклониться, объясняя это тем, что сам он вышел из могущественного огня, в то время как Адам был вылеплен из глины.

Это возмутило Бога, и он низверг джинна обратно на землю, дав преисполненному гордыней новое имя — Иблис (оно упоминается в Коране 11 раз). Тот в свою очередь попросил Творца отсрочить наказание до Судного дня и позволить ему показать истинных праведников, которые не подвергнутся искушению. Всевышний согласился, и с тех пор падший ангел пребывал в мире человеческом, каждый день совращая людей на плохие поступки и проверяя на прочность их веру.

Такая легенда стала предметом изучения исследователей. Существуют теории, что после наступления Страшного суда демон отправится в Ад и будет бесконечно пребывать в муках рядом со своими приспешниками — шайтанами. Другие же гипотезы трактуют биографию мифологического персонажа с иной точки зрения.

Так, согласно мнению исламского богослова Ибн Араби, отказ джинна поклониться человеку связывался с нарушением истинного единобожия. Поэтому искуситель получит прощение от Всевышнего, а сегодня помогает Аллаху в поиске истинных праведников, достойных вечной жизни рядом с ним.

Произошло разделение всего в мире на праведное и нечестивое, доброе и злое. Падший ангел преуспел в ремесле искушения, доказывая Аллаху, насколько несовершенны творения его. Такой успех объяснялся тем, что он обладал мудростью и проницательностью, знал, как сбить с толку благочестивого. Обещая богатство, силу или власть, отворачивал человека от веры.

Между тем, росла и его армия — он создавал шайтанов, суля каждому поощрение, если те совратят как можно больше людей. Вскоре их стало так много, что подле каждого человека был искуситель, подталкивающий на свершение греха. В результате любимые творения Бога научились обманывать, ругаться, убивать; прелюбодействовали и забыли о молитвах. А довольный джинн отправлял грешников прямо в Ад.

Согласно преданиям, демон предпочитает находиться в заброшенных зданиях, нечистых местах и на кладбищах. Его внешность остается тайной, поскольку Всевышний не счел нужным показывать людям истинное лицо падшего ангела. Однако на изображениях в книгах он предстает как человек в темной одежде, с копытами и рогами. Также в легендах указывается, что король Ада волен показаться в любом обличье. Или же оставаться невидимым.

Иблис в культуре

Образ дьявола проник в культуру многих стран мира. На исламских картинах главного шайтана изображали омерзительным человеком с черным лицом и телом. Позже такая особенность стала ассоциироваться с сатанинской фигурой, раскрывающей поврежденную природу. Интересный факт: демон на иллюстрациях носит специальный головной убор, который отличается от традиционного тюрбана. Большое распространение в живописи получила сцена изгнания джинна с райского сада.

Этот мифологический персонаж был упомянут в «Шахнаме» — эпической поэме персидского поэта Фирдоуси, ставшей национальным эпосом.

В 1924 году в Государственном тюркском театре состоялась премьера пьесы «Иблис» Гусейна Джавида, причем роль джинна сыграл сам автор. В некотором смысле это произведение стало революционным. Азербайджанский поэт и драматург опроверг сложившееся мнение, что источником бед на земле остается дьявол. Согласно цитате из интервью, Гусейн заметил, что настоящими врагами человечества стали «безжалостные короли», «эмиры, шахи, цари и беки любой страны».

А в 2007 году Рамиз Гасаноглу снял фильм «Жизнь Давида», где описание трагической судьбы поэта продемонстрировано на фоне его произведений. Образ демона, по задумке режиссера, был представлен в нескольких формах. Так, властитель Ада становился то бандитом, то священником, то следователем НКВД. Сыграл же такого неоднозначного персонажа, символ и воплощение вселенского зла, актер Мамед Сафа.

Интересные факты

Цитаты

«Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть — в ладони моего врага»

Источник

Значение слова «иблис»

Что означает имя иблис. Смотреть фото Что означает имя иблис. Смотреть картинку Что означает имя иблис. Картинка про Что означает имя иблис. Фото Что означает имя иблис

Иблис имеет много других имён. Его также называют аш-Шайтан (الشيطان‎, как главу всех злых духов — шайтанов), Адувв Аллах (عدو الله‎ — «враг Аллаха») или просто аль-Адувв (العدو‎ — «враг)». Для защиты от него, мусульмане часто произносят молитву — истиазу: «А’уззу би-л-Ляхи минаш-Шайтани р-раджим» («Прибегаю к Аллаху [за помощью] против Шайтана, побиваемого камнями») или последние суры Корана (например, Аль-Фалак, Ан-Нас). Постоянный эпитет Иблиса — ар-раджим (الرجيم‎ — «побиваемый камнями (грешник или отступник)»), который восходит к 34 аяту суры Аль-Хиджр.

Иблис

1. (у мусульман) имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом, и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордости был низвергнут с небес ◆ Столкнувшись с финальной проверкой, Иблис вынужден открыть истинную причину пробуждения Муавийи для намаза. Маршалл Ходжсон, «История ислама»

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает имя иблис. Смотреть фото Что означает имя иблис. Смотреть картинку Что означает имя иблис. Картинка про Что означает имя иблис. Фото Что означает имя иблисПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гетеротрофный (прилагательное):

Источник

Иблис

Имя – Иблис
Другие имена – Харис, Азазиль и др.
Прозвище – дьявол.
Кунья – Абу Мурра.
Возраст – старше Его Светлости Адама (а) на тысячи (может и на десятки тысяч) лет.
Отец – нет, создан Аллахом из огня.
Потомки – много. Всех вместе называют дьяволами.
Внешний вид – может принимать любое обличие. Однако ему запрещено принимать обличие пророков, имамов и ангелов.
Цель – обмануть человека и отстранив от пути Аллаха, отправить в Ад.
Жизнь – будет продолжена до Судного дня.
Предыдущее место существования – обитель Аллаха
Нынешнее место существования – души кяфиров и мунафигов
Пристанище в загробной жизни – Ад.
Друзья – мерзкие люди и джинны.
Враги – пророки, имамы, святые личности и истинные рабы Аллаха.
Оружие – жадность людей, наваждения, ложь.
Боится – иман, богобоязненность, богослужение, молитва.

Утверждают, что настоящее имя Иблиса – Азазиль, или же Харис (Поэтому в некоторых хадисах не рекомендуется нарекать ребенка Харисом). С тех пор как отказался поклоняться Адаму, и был проклят Аллахом, его начали называть Иблисом. В переводе с арабского «Иблис» означает «отчаявшийся, лишившийся всякой веры». В Коране однокоренные слова использованы именно в этом смысле (см. «Анам», 44; «Рум», 12).
Существуют две основные теории, относительно значения слова «шайтан» (сатана) на арабском языке. Согласно одной из версий, это слово произошло из корня «ш-т-н» и означает быть в стороне. То есть получил это название по причине нахождения в стороне от добра и изобилия, или же от благости Аллаха. Согласно второй теории, это слово произошло от глагола «шата» и означает погибель. Потому что и самый главный шайтан Иблис, и его приспешники погибнут в адском пламени в Судный день.
Слово «шейтан» обладает более широким спектром смысловой нагрузки, нежели «иблис». Согласно исламскому мышлению, и Иблис, и подчиняющиеся ему гнусные люди и гнусные джинны, а также все отрицательные действия, замыслы, желания, грехи, идущие вразрез с требованиями Аллаха, носят название «шайтан». То есть слово «шайтан» является обобщенным выражением всего плохого, отрицательного. Следующее выражение Его Светлости Мухаммада (с) доказывает вышесказанное: «Зависть – шайтан, гнев – шайтан». Мы также очень часто отрицательные качества и плохие поступки называем «шейтанством», «шейтанатом».

Всевышний Аллах говорит о происхождении Иблиса в Коране так: «Он был из джиннов» (Кахф-50). Так же в Коране от имени самого Иблиса говорится: «Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» («Араф», 12). Известно, что и джинны были созданы из огня: «А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» («Хиджр», 27).
Однако в Коране имя Иблиса называется наряду с ангелами в вопросе поклонения Адаму (Багара-34; Кахф-50). Значит и он был в раю вместе с ангелами и Адамом во время этого случая. Но как тогда творение, сущность которого обозначается в Коране как джинн, смог достичь такой высокой степени.
В некоторых источниках о причине этого пишут, что и до Его Светлости Адама (а) на Земле жили разумные существа. Однако они ослушались Аллаха и были уничтожены, и были заменены другими живыми существами. Когда-то на Земле жили и джинны. Вначале они поклонялись Аллаху и вели праведный образ жизни. Однако затем сбились с верного пути и восстали против Создателя. Тогда Аллах послал на них армию ангелов. Ангелы вступили в бой с джиннами и одержали победу. Большинство джиннов были убиты, небольшое количество же покаялись и были взяты в плен. Иблис тоже покаялся, и был в качестве пленника доставлен на небеса. Однако он показал себя настолько примерным, что ему было разрешено остаться среди ангелов. Его светлость Али (а) в проповеди Гасиа «Нахджуль-балага» сообщает, что Иблис на небесах поклонялся Аллаху в течение 6 тысяч лет, причем неизвестно, были ли эти годы земными, или же небесными (которые во много раз превосходят по продолжительности земные). Согласно преданию, для Иблиса на небесах был сооружен минбар из света; взойдя на него, он преподавал ангелам уроки единобожия. Поэтому в приведенном выше аяте Иблис внешне преподносится как один из ангелов, но на самом деле он не ангел (см. «Аййаши тафсири», I, 33-34, тафсир «Нурус-сагалейн», I, 56).

В Священном Коране отчетливо указывается, что шайтаны могут быть как из рода людей, так и джиннов: «Так Мы определили для каждого пророка врагов — дьяволов из числа людей и джиннов» («Анам», 112).
Если по наущению Иблиса и его подручных человек свернет с пути Аллаха, впадет в богохульство и раздор, то и он станет одним из шайтанов и членом армии шайтанов. Чем больше будет деградировать на неверном пути, чем больше будет скатываться в пропасть богохульства, тем большим почетом и уважением будет пользоваться в ряду шайтанов. В Коране руководители многобожников называются дьяволами: «Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы — с вами. Мы лишь издеваемся» («Багара», 14).

Его Светлость Мухаммад (с) однажды спросил у Абузара: «Разве не прибегаешь к защите Аллаха от шайтанов, которые могут быть, как из рода человеческого, так и из рода джиннов?». Абузар удивленно спросил: «Разве потомки Адама тоже бывают шайтанами?». Пророк ответил: «Да. Шайтаны из рода человеческого хуже, чем из рода джиннов».
В Коране Аллах и Его друзья в обобщенном виде называются «хизбуллах» (партия Аллаха), а Иблис и его подручные – «хизбуш-шайтан» (партия шайтана). «Дьявол одолел их и заставил их забыть о поминании Аллаха. Они являются партией дьявола. Воистину, партия дьявола — это потерпевшие убыток» («Муджадала», 19).

Автор первой гордыни и гияса

Определить, находится ли человек нам верном пути, или заблуждается, можно по трем признакам: убеждения, нравственность (характер) и деяния. Указания исламской религии подразделяются именно на эти три вида. Потому что Ислам ниспослан для спасения человека от заблуждений по этим трем направлениям. Иблис, отказавшись поклоняться Адаму, отказался тем самым исполнять волю Аллаха, и согрешил по всем указанным параметрам. Во-первых, совершив богохульство, лишился убеждений. Затем же, возгордившись, продемонстрировал свою низкую нравственность: «Только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» («Багара», 34). Наконец, уклонившись от указания Аллаха, впал в фисг (увлечение грехом): «Он ослушался воли своего Господа» («Кахф», 50).

Среди созданных Аллахом именно Иблис был первым возгордившимся. Он отказался смириться с преимуществом человека, сотворенным из глины, не поклонился ему, сказав: «Я создан из огня, а он из глины; огонь лучше глины». Хотя, более превосходные создания, то есть созданные из света ангелы, подчинились воле Аллаха, поклонились Адаму. Иблис этим заложил основу и первой козни, сравнил правду и ложь, отдав предпочтение лжи. Его Светлость Мухаммад (с) сказал об этом: «Не прибегайте в религии к гиясу (сравнению). В религии не может быть гияса. Несомненно, первым, прибегшим с гиясу, был Иблис» (Муттаги Хинди. «Канзуль-уммал», I, 209, хадис 1049; Дейлами. «Фирдовсуль-ахбар», V, 204, хадис 7612; Захаби. «Мизануль-этидал», I, 133; Алламе Мелджлиси. «Бихаруль-анвар», II, 286 и 288).

В свете последнего ТМ, от 17.09.2013 «Наше дело и дела не наши…», появилось много вопросов, на которые данная фактология, приоткрывает завесу непонятного.

«Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?» Козьма Прудков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *