Что означает интеграция россии и белоруссии
Интеграция России и Белоруссии (Беларуси): что это значит?
Интеграция России и Белоруссии (Беларуси) многозначна, и вот что это значит: мы развиваем Союзное Государство, экономический союз ЕАЭС, а также военное объединение ОДКБ.
Автор Ольга Усим, к. ф. м. н., эксперт-аналитик в сфере маркетинга, бизнеса и истории России, автор более десяти научных статей (в т. ч. на английском), руководитель общества «Шизофрения – не приговор», главный редактор научно-политической газеты by-by.info.
Интеграция с Россией не несет угрозу суверенитету Беларуси: это значит, что РБ может выйти из союза в любой момент
Разумеется, выход из Европейского Союза чреват экономическими издержками для беглецов. Так, ожидается, что Великобритания потеряет чуть ли не 5% своего ВВП по итогам выхода из ЕС! Тем не менее, выход из ЕС вполне возможен для любого члена.
Но ведь и из СССР в 1991 году Белоруссия и многие другие республики вышли совершенно бескровно и без особенных проблем! Иными словами, даже в прошлом более крепком союзе с Россией, который назывался Советский Союз, Белоруссия в некотором смысле сохранила свой суверенитет и в нужный для себя момент смогла выйти из СССР.
Почему Белоруссии выгодна интеграция с Россией
В одной из наших статей мы уже рассказывали про интеграцию России и Беларуси, что это значит, а также почему республике экономически выгодно дружить с россиянами . Причем не просто дружить, а создавать единое экономическое пространство. Напомним простыми словами положительные стороны объединения с Россией, актуальные в 2021-2022 годах:
Стоит отметить, что Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) не может заменить Белоруссии Союзное Государство. Как мы сказали ранее, ЕАЭС — это больше экономическое объединение, что-то вроде зоны свободной торговли, а вот Союзное Государство России и Белоруссии — это более глубокий вид интеграции. Перечислим основные бонусы, которые Белоруссия получает в рамках Союзного Государства:
Союз с Россией ничем не заменишь
В целом стоит признать, что союз с Россией ничем не заменить. Ведь РФ — ключевой и самый маржинальный рынок для многих белорусских товаров, а также основной поставщик энергоносителей. При этом нас объединяет общее культурное пространство, русский язык, музыка, территориальная близость, победа (читайте «Объединяющая народы ВОВ») в Великой Отечественной войне и многие другие факторы, от которых просто невозможно отмахнуться.
Выше мы уже объяснили, почему республика не утратит свой суверенитет, участвуя в процессе интеграции России и Беларуси, и если вы еще не поняли, что это значит, то повторим: ЕАЭС, ОДКБ (читайте «Россия сильнее НАТО: как американские генералы боятся и уважают нашу страну») и Союзное Государство — это естественный и неизбежный процесс объединения двух братских народов на условии взаимной выгоды и без потери суверенитета.
К тому же в России уже создано прогрессивное законодательство. Достаточно сказать, что россияне могут списать долги от 50 тыс. российских рублей через процедуру банкротства — об этом белорусы могут только мечтать! И так во многих сферах жизни.
Видео: Союз укрепляет суверенитет Беларуси и России
Рекомендую посмотреть короткое видео, где известный белорусский политик развенчивает страхи о Союзе РФ и РБ, и подписаться на наш ютуб-канал:
Россия и Белоруссия готовы начать интеграцию. Что важно о ней знать
28 программ вместо 31 «карты»
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал совместную пресс-конференцию двух глав государств. Сентябрьская встреча станет пятой для них в этом году, но впервые президенты собираются совместно выступить с публичными заявлениями.
Переговоры об интеграции активно шли с конца 2018 года, но из-за серии противоречий (Минск требовал снизить цены на газ и нефть, а также компенсировать потери от российского налогового маневра и снять ограничения для импорта белорусской продукции в Россию) стороны никак не могли достичь соглашения. Первоначально план интеграции содержал 31 «дорожную карту» в различных направлениях сотрудничества, от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики. На самом раннем этапе также допускалось создание двенадцати наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены.
На фоне протестов в Белоруссии и международной изоляции страны 31 «дорожную карту» заменили на 28 «союзных программ». Отчасти это было связано с тем, что термин «дорожные карты» из-за взаимных претензий Москвы и Минска, а также слухов о возможном поглощении Белоруссии приобрел негативный оттенок, объяснил РБК российский дипломатический источник. Об этом заявил на пресс-конференции в августе и Александр Лукашенко: «Мы очень серьезно, чтобы никого не напрягать, замусолили эти названия и прочее, мы их отредактировали». В конце апреля этого года стороны согласовали 26 программ из 28, оставшиеся касались налогово-таможенной и нефтегазовой сфер. В августе нерешенным оставался только один вопрос — цены на природный газ.
Важность интеграции для России среди прочего заключается в том, что она, как считает Москва, позволит надежнее привязать к себе Белоруссию на случай неконтролируемой смены власти в стране, отметил в разговоре с РБК российский дипломатический источник.
Что касается цен на российский газ для Минска, то Владимир Семашко перспективы урегулирования этой проблемы оценил так: «Последнюю [программу], я думаю, мы седьмого числа дожмем. Скорее всего, на следующий год останется та цена [на газ], которая есть [сейчас]».
Сейчас Семашко привел тот же аргумент. «Мы говорим о том, что еще через год цена должна быть близкой к тому, что мы имеем на границе России и Белоруссии, будь то на границе со Смоленской областью, будь то Новгородской, Брянской и так далее», — сказал он. Сейчас на долю транспортировки приходится до 70% стоимости российского газа для Белоруссии, отметил посол, и добавил, что при внутрироссийском ценообразовании доля транспортировки и логистики в цене газа не должна превышать 20–30%.
По словам источника в белорусском правительстве, участвующего в переговорах по интеграции, российский Кабмин в вопросе снижения цены на газ занимает жесткую позицию. «Хотите газ, как в Смоленской области — вступайте в состав России», приводит пример жесткости переговоров собеседник РБК. Он подтвердил, что Белоруссия, скорее всего будет вынуждена пойти на условия Москвы по поставкам газа без существенной скидки.
Другим проблемным сюжетом был налоговый маневр, который Россия начала в 2019 году. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, в отличие от, например, соседних балтийских государств. Но два года назад Россия начала постепенно отменять экспортную пошлину на нефть (30% стоимости) и заменять ее пропорционально увеличенным налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). До 2024 года пошлина на нефть должна снижаться с 30% на 5 п.п. каждый год, из-за этого Белоруссия, которая ежегодно завозила из России 24 млн т нефти, а затем часть ее направляла на внешние рынки, стала лишаться своего преимущества.
Источник РБК в белорусском правительстве сообщил, что Минск в итоге отказался требовать возмещения потерь от налогового маневра за прошлые годы и согласился ввести обратный акциз. «Если «карты» подпишут в сентябре, то в октябре акциз уже заработает», — допустил собеседник РБК.
По словам Владимира Семашко, акциз заработает «в следующем году, даже с конца этого года». Белорусский посол подтвердил, что механизм не предусматривает предоставление белорусской стороне новых кредитов или межбюджетных трансферов. «Вы увидите, это будет открытая тематика. И это будет начало, дальше все будет развиваться», — обещал Владимир Семашко.
Союзный поворот: Что пишут западные СМИ о сближении и интеграции России и Белоруссии
Доцент Финансового университета Геворг Мирзаян — о подписании российско-белорусских интеграционных документов и полупризнании Минском Крыма.
Фото © ТАСС / Наталия Федосенко
Сами западные страны, конечно, подписание интеграционных документов не оценили. Они пишут чуть ли не о том, что Батьку вынудили подписать эти соглашения. «Лукашенко зависит от российской поддержки по причине усиливающейся изоляции Белоруссии. Изоляции, которая наступила из-за жёсткого преследования оппозиции, независимых СМИ и правозащитных групп во время переизбрания Лукашенко и массовых протестов в прошлом году», — пишет Associated Press. «На волне репрессий Лукашенко сближается с Путиным», — вторит Reuters. «Ему нужны кредиты и военная поддержка», — уверяет радио Svoboda*. Эти тезисы выглядят несколько жалковато. Как попытки проигравшей стороны как-то оправдать себя в своих же собственных глазах.
Впрочем, наиболее проигравшая сторона — белорусская оппозиция, драпанувшая из страны на польско-литовские «бочки варенья и корзины печенья» — уверена в том, что Белоруссия ещё не потеряна. «Это позор! Однако подписание не означает имплементацию», — говорит помощник Светланы Тихановской Франтишек Вечёрко.
Эту фразу можно трактовать двояко. Во-первых, как намерение оппозиции после прихода к власти от подписанных соглашений отказаться. Об этом прямо говорит сама Светлана Тихановская. «Белорусы не знают, что содержатся в согласованных между Москвой и Минском дорожных картах. В 2020 году наш народ не дал позволения Лукашенко что-либо подписывать от лица белорусов. В новой Белоруссии все документы и соглашения, подписанные незаконным режимом, будут пересмотрены», — уверяет она. Однако такой сценарий имеет околонулевые шансы на реализацию — что бы дальше ни произошло с Белоруссией, драпанувшие из неё оппозиционеры у власти не станут.
Весьма странное заявление. Путину неинтересно, что происходит на границе между Белоруссией и той же Литвой, если это не угрожает безопасности РФ. Поскольку беженцы из ближневосточных стран бегут в западном направлении, безопасности России это не угрожает. А что касается обиды Лукашенко, то её не было и в помине. Да, Батька попенял Путину: мол, в Крым «уехал и меня не пригласил». Однако это не какие-то претензии, а чётко выверенная формулировка, обозначающая полупризнание Крыма российским.
Дело в том, что у Москвы и Минска есть серьёзные разногласия по статусу полуострова. Россия считает, что Белоруссия должна официально признать Крым российским. Этого требует логика интеграции (нельзя полноценно интегрироваться с государством, если ты не признаёшь один его регион). Этого требует внешнеполитическая логика (признание Крыма лишит Лукашенко возможности заигрывать с Западом, а также с украинским режимом, который угрожает обеим нашим странам, но против которого при этом почему-то бьётся лишь Москва). Этого, наконец, требует внутриполитическая логика — после истории с захватом в заложники тридцати с лишним россиян в прошлом году рейтинг Лукашенко в России рухнул, теперь белорусскому президенту нужно его как-то поднимать, если он вновь хочет заручиться симпатиями граждан РФ. Симпатиями, которые он всегда умело конвертировал в экономические выгоды на переговорах с Москвой.
Да, белорусские чиновники говорят, что проблемы нет. «И де-факто, и де-юре Крым давно был признан российским белорусской стороной, — говорит председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Белоруссии Андрей Савиных. — Единственное, чего не было, — какого-то политического заявления, чтобы формализовать это, скажем так, для российского медийного пространства… Заявление президента было, что это политическая реальность. Сегодня это недвусмысленно было объявлено. И для нас Крым, скажем так, и месяц назад был неотъемлемой частью Российской Федерации». Однако — при всём уважении к господину Савиных — в Минске все решения принимает и озвучивает один человек. «В Беларуси парламент не определяет внешнюю политику. Как и у нас, это прерогатива президента», — заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. И Лукашенко крымское «политическое определение» делать не хочет, поскольку Белоруссия продолжает торговать с Украиной — как своими товарами, так и российскими, которые украинский режим получает через белорусских посредников.
Именно поэтому сейчас нужно сделать всё, чтобы за крымским «а» господина Лукашенко последовало и крымское «б». Дмитрий Песков уже заявил, что Александр Лукашенко приглашение получил давно — теперь должен его принять.
* Издание включено в реестр СМИ-иноагентов.
Беларусь и Россия согласовали и опубликовали интеграционные карты. Что все это значит?
Попросили экономических экспертов объяснить, что означают для нас формулировки опубликованных интеграционных программ и почему их количество постоянно меняется.
В чем заключается интеграция и что написано в союзных программах?
Вопрос интеграции Беларуси и России периодически поднимался с 1999 года. В 2019 году это произошло в очередной раз, и общественности сообщили, что для этого потребуется подписать 31 специальный документ — дорожные карты. Текст никогда официально не публиковался, и оставалось только догадываться, что подразумевает эта интеграция. Потом не раз звучали заявления, что данные карты «практически подписаны», но их итоговое количество менялось, как и название — вместо дорожных карт стали использовать «союзные программы». Мол, все сделано, осталось решить лишь самые проблемные вопросы — цены на нефть и газ.
И вот 10 сентября 2021 года прошло совместное заседание министров Беларуси и России, по итогам которого были одобрены итоговые 28 дорожных карт. По словам российского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, согласование этих программ — не финальная точка российско-белорусской интеграции, и все будет продолжаться. Утвердить программы планируется 4 ноября.
«О сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства речи не идет». Что говорят эксперты?
Опубликованный текст союзных программ конкретикой не отличается. По словам экспертов, 28 дорожных карт оставляют ровно столько же вопросов, сколько и было до их публикации.
— То, что опубликовали хоть что-то, — уже успех. Кажется довольно безумным, что на это согласовывание понадобилось нескольких лет. Даже при вступлении в брак у нас есть более четкие правила насчет прав и обязанностей сторон, а тут речь идет об интеграции двух государств. Пока это только общие формулировки длиной в пару абзацев, — комментирует Лев Львовский*. — Практически все пункты очень размытые — «гармонизация», «синхронизация», достигнута договоренность, что в 2022 году нацбанки стран должны решить что-то… Не понятно, что подразумевается под гармонизацией — это значит делать как в Беларуси или как в России или найти какой-то компромисс? Этого в картах не прописано, и абсолютно не понятно, как это будет решаться на практике. Есть законы, которые выгоднее России, есть — которые выгоднее нам, есть законы и практики Росиии, которые объективно лучше белорусских, а есть и законы и практики Беларуси, которые современнее российских. Есть места, где вообще не может быть никакой гармонизации, ведь наша макроэкономическая политика отличается от российской — нам угрожают совсем другие шоки. Так что ничего судьбоносного в этих картах (как минимум пока) нет, и о сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства даже речи пока не идет.
На данный момент текст соглашений говорит только о том, что Россия и Беларусь «договорились и дальше договариваться».
— Для нас опубликовали не фактическое, а краткое содержимое соглашений, каждый пункт которого начинается со слов о том, что надо что-то унифицировать, сближать или гармонизировать. То есть никаких конкретных договоренностей еще нет, и каким образом наше законодательство будут сближать и гармонизировать — станет ясно после подписания, — объясняет Вадим Иосуб*.
Зачем оглашать дорожные карты, в которых ничего конкретного не написано? Например, чтобы успокоить общество.
— Во-первых, это некий промежуточный итог, а во-вторых — таким образом власти пытаются снять озабоченность части общества и экспертного сообщества, которые из-за секретности вокруг этих карт беспокоились о возможной передаче суверенитета, — считает Вадим Иосуб. — Какие-то карты объединили, какие-то — исключили, но что именно изменилось, никто, кроме участников переговоров, не скажет. Было время, когда говорили о так называемой 31-й карте, в которой видели риск для суверенитета. Но сейчас понятно, что Александр Лукашенко не намерен делиться суверенитетом ни с кем. Что касается унификации, она может коснуться разве что довольно узких вещей — транспорта, логистики, транзита. О полной унификации налогового законодательства или кредитно-денежной политики речи не идет.
*Лев Львовский — старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC. Имеет степень PhD в области экономики, в университете Айовы защитил докторскую по экономической демографии. Гражданин России, шесть лет жил в США, последние три года живет в Беларуси.
*Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005 года — на российском фондовом рынке.