Что означает каменная баба
Каменная баба
Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.
Содержание
Исторические источники о каменных статуях
В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.
Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам. [1] Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу. [2]
В 1594 году немецкий посол Э. Лассота, который прибыл к запорожцам, оставил сообщение о том, что на «татарском берегу Днепра» на курганах или могилах он видел больше двадцати каменных статуй. В изданной в 1627 году российской географической работе «Книга Большому Чертежу» упоминаются каменные фигуры «демны», которые были установлены на курганах или просто в степи и выполняли роль указателей для ориентиров бродов. [3]
Начиная с XVIII века интерес к изучению каменных баб возрос. О статуях писали академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, А. Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.
Общая характеристика каменных статуй
Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах.
Каменные статуи делятся на несколько групп:
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.
В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы:
Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.
Скифские статуи
Следующую по хронологии группу статуй составляют истуканы, оставленные скифами — ираноязычными племенами, которые появились в российско-украинских степях в середине 1 тыс. до н. э.
Скифские скульптуры датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно. Это довольно удивительно для народа, носителя высокохудожественного скифского «звериного стиля», воспитанного на контактах с древнегреческим классическим искусством. Этот парадокс всегда удивлял учёных:
Скифские статуи не сравнить с греческой скульптурой. Интересно только, что скифы, которые так много позаимствовали у греков в монументальном искусстве, оказались мало восприимчивы к импульсам, которые исходили от их более утончённых соседей. А тем временем они посещали греческие полисы, видели скульптуры на площадях, которые передают образ человека с завершенным реализмом. Видели и, вероятно, оставались к ним равнодушными. [4] |
На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.
Половецкие каменные бабы
Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». [5] Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. [6] Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.
В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.
Типы половецких каменных статуй
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.
Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.
Статуи южной Сибири
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Каменная баба» в других словарях:
каменная баба — истукан, баба Словарь русских синонимов. каменная баба сущ., кол во синонимов: 2 • баба (65) • истукан … Словарь синонимов
Каменная баба — Древний каменный истукан (встречается во многих местностях Юго Восточной Европы и часто в Азии). Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда (Чехов. Степь). Добрели мы так до Украины. Земля… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Половецкая каменная баба — Стела эпохи меди бронзы (3 2 тыс. до н. э.) с сакральными изображениями (Сватово Луганской области) Каменные бабы антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними… … Википедия
БАБА — жен. замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова. У бабы волос долог, да ум короток. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Бабьи умы разоряют домы. Пусти бабу в рай, а она … Толковый словарь Даля
БАБА — жен. замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова. У бабы волос долог, да ум короток. Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Бабьи умы разоряют домы. Пусти бабу в рай, а она … Толковый словарь Даля
БАБА — 1. БАБА, бабы, жен. 1. В устах господ (прежде) и в крестьянском быту замужняя крестьянка; ант. девка. «Долго он не мог распознать, какого пола была фигура баба или мужик.» Гоголь. Всех баб и девок согнали на барщину. «Рядом дышит перепуганная… … Толковый словарь Ушакова
баба — БАБА, ы, жен. 1. Замужняя крестьянка, а также вообще женщина из простонародья (прост.). 2. Вообще о женщине (иногда с пренебр. или шутл. оттенком) (прост.). 3. То же, что жена (в 1 знач.) (прост. и обл.). 4. То же, что бабушка (во 2 знач.) (прост … Толковый словарь Ожегова
Баба — В Викисловаре есть статья «баба» … Википедия
Баба село Черниговской губернии — (иначе Бабы) село и станция Черниговской губернии, Сосницкого уезда, в 13 верстах к СЗ от Сосницы, при реке Бабе, жит. 3115 д. об. п., двор. 560. Близ села огромный курган, следы земляной насыпи в виде укрепления и на нем грубо обтесанный камень … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тайны мира и человека
Половецкие каменные «бабы» — наследие предков
Каменные бабы – это такие мегалиты (или большие каменные статуи), которые олицетворяют воинов, в частности женского пола. Некоторые считают, что они символизировали победу кочевников над степью. Однако есть и другие мнения, например, что они были идолами-оберегами для древних людей. В Азербайджане же каменные фигуры, как считается, были своеобразной отметкой площади проживания тех или иных племен. Бытует и другая точка зрения, основывающаяся на том, что статуи играли культовую роль, олицетворяли предков.
Как назывались у славянских народов каменные бабы? На самом деле, названий было очень и очень много. Вот некоторые из них: «девка камена», «человек камен», «мамаям», «болван», «балбалы».
Существует определенная классификация каменных статуй, которые сегодня встречаются в России и за ее рубежом. Если брать за основу время создания мегалитов, то это:
По внешнему виду каменные фигуры могли быть сидящими и стоящими, а также женскими и мужскими. Что касается стел, то они представляли собой нечетко проработанные статуи, однако и в них можно было определить половую принадлежность.
По сей день эти каменные менгиры сохранились в России и не только. Где же их больше всего?
Как уже было сказано, есть мегалиты, изображающие человека, называемые скифскими. Именно эти народы, как гласит история, первыми стали устанавливать их на погребальных памятниках. Вообще скифы являлись ираноязычными племенами, захватившими господство в русско-украинских степях в первом тысячелетии до новой эры.
Скифские каменные бабы на территории России и не только стали привлекать особое внимание ученых с восемнадцатого века. А в середине 19 даже была составлена первая карта с обозначением местонахождения каменных баб. Помимо скифов, возведением этих статуй занимались и половцы и, возможно, другие народы. Подробнее поговорим о статуях, которые ближе к нам по временному отрезку времени, о половецких.
Сразу стоит оговориться, что слово «баба, бабы» тут имеет несколько другое значение, ничего не имеющего общего с женщиной. Дело в том, что тюркское слово «балбал», от которого и происходит термин «баба», означает «пращур», то есть предок. У половцев (тюркоязычный кочевой народ) статуи имели священное значение, то есть были посвящены богам и предкам. Изготавливали их из песчаника серого цвета. Высота их могла быть различна, но в среднем варьировала от одного до четырех метров. Поражает масштаб распространения этих статуй: от юго-запада Азии до юго-востока Европы. По времени возникновения половецкие каменные бабы принадлежат 9-13 векам.
Устанавливали каменных баб на возвышенных участках местности, в том числе в курганных могильниках, в святилищах. Это еще раз подчеркивает важность их предназначения. Обычно в одном святилище было несколько статуй, причем обоих полов. Лица их всегда обращались на восток. В святилищах проводили поминальные обряды в честь предков (отсюда и название статуй). Интересно, что многие из каменных фигур были женскими. Это связано с тем, что образ женщины, как считалось, дает силу воинам, оберегает их, делает бессмертными и непобедимыми. И неудивительно, что этим статуям подносили жертвоприношения, в том числе в виде животных.
Разновидности половецких каменных фигур:
После покорения половцев монголами (в 13 веке) многие каменные статуи были уничтожены. Ведь тогда началась активная борьба с пережитками язычества. Однако еще несколько веков славяне поклонялись данным памятникам, думая, что они смогут повлиять на плодородие земель, на погодные условия и на благополучие человека в целом. До наших дней сохранилось около двух тысяч каменных баб.
Расположение каменных баб по регионам
Особый интерес представляет собой локализация каменных статуй. Местные жители республик и областей, в которых они сохранились, гордятся этими амятниками истории, культурными традициями своих предков. А многие и верят в силу каменных статуй, принося им дары и прося у них что-то для себя.
Каменные бабы в Крыму
Известны таковые в Алупке, на террасах Воронцовского дворца. Сегодня они являются достоянием курорта, к ним организуют экскурсии для туристов. Интересно, что есть каменные бабы Крыма, стоящие на исконном месте, а есть и перевезенные в другие уголки полуострова.
Каменная баба в Курской области
Другое ее название – Половецкий воин. Находится она в Алехинском заповеднике. Лицо у данной статуи не обозначено, а вот руки очень длинные. Вообще камень обработан очень грубо, опознавательных знаков почти нет.
Каменные бабы: Донецкая область
Находятся каменные статуи в музеях и заповедниках, так как являются охраняемыми объектами. Область славится тем, что в ней находится несколько десятков фигур. Самым известным является Донецкий краеведческий музей, в котором расположен целый парк половецких каменных баб.
Каменные бабы: Алтай
Алтай славится историческими памятниками, одни из которых – каменные бабы. Местные жители называют их «казер-таш». В Горном Алтае сохранилось около тридцати скульптур. Причем некоторые были вывезены в музеи разных городов России, часть же осталась на своих исконных местах. Каменные бабы, которыми не зря славится Алтай, оберегаются и охраняются как исторические и культурные памятники.
Каменная баба: Хакасия
Местные жители республики называют ее Улуг Хуртуях Тас, что переводится как большая каменная баба (бабушка). Находится она в музее-заповеднике Аскизского района. Село Аскиз, близ которого и находится каменная баба, стало настоящим туристическим местом. Датируется фигура четвертым-пятым тысячелетиями до новой эры. Хакасы считают статую священной, почитают ее. Высота каменной бабы составляет три метра, однако в настоящее время одна треть находится под землей. Изготовлена она из песчаника. Некоторые жители верят, что статуя помогает излечиться от бесплодия. И по сей день каменная баба в Хакасии имеет статус настоящего божества, которому оставляют дары.
Скифские каменные бабы на территории России
Каменные бабы – это такие мегалиты (или большие каменные статуи), которые олицетворяют воинов, в частности женского пола. Некоторые считают, что они символизировали победу кочевников над степью. Однако есть и другие мнения, например, что они были идолами-оберегами для древних людей. В Азербайджане же каменные фигуры, как считается, были своеобразной отметкой площади проживания тех или иных племен. Бытует и другая точка зрения, основывающаяся на том, что статуи играли культовую роль, олицетворяли предков.
Как назывались у славянских народов каменные бабы? На самом деле, названий было очень и очень много. Вот некоторые из них: «девка камена», «человек камен», «мамаям», «болван», «балбалы».
Существует определенная классификация каменных статуй, которые сегодня встречаются в России и за ее рубежом. Если брать за основу время создания мегалитов, то это:
По внешнему виду каменные фигуры могли быть сидящими и стоящими, а также женскими и мужскими. Что касается стел, то они представляли собой нечетко проработанные статуи, однако и в них можно было определить половую принадлежность.
Немного истории
По сей день эти каменные менгиры сохранились в России и не только. Где же их больше всего?
Как уже было сказано, есть мегалиты, изображающие человека, называемые скифскими. Именно эти народы, как гласит история, первыми стали устанавливать их на погребальных памятниках. Вообще скифы являлись ираноязычными племенами, захватившими господство в русско-украинских степях в первом тысячелетии до новой эры.
Скифские каменные бабы на территории России и не только стали привлекать особое внимание ученых с восемнадцатого века. А в середине 19 даже была составлена первая карта с обозначением местонахождения каменных баб. Помимо скифов, возведением этих статуй занимались и половцы и, возможно, другие народы. Подробнее поговорим о статуях, которые ближе к нам по временному отрезку времени, о половецких.
Половецкие каменные бабы
Сразу стоит оговориться, что слово «баба, бабы» тут имеет несколько другое значение, ничего не имеющего общего с женщиной. Дело в том, что тюркское слово «балбал», от которого и происходит термин «баба», означает «пращур», то есть предок. У половцев (тюркоязычный кочевой народ) статуи имели священное значение, то есть были посвящены богам и предкам. Изготавливали их из песчаника серого цвета. Высота их могла быть различна, но в среднем варьировала от одного до четырех метров. Поражает масштаб распространения этих статуй: от юго-запада Азии до юго-востока Европы. По времени возникновения половецкие каменные бабы принадлежат 9-13 векам.
Устанавливали каменных баб на возвышенных участках местности, в том числе в курганных могильниках, в святилищах. Это еще раз подчеркивает важность их предназначения. Обычно в одном святилище было несколько статуй, причем обоих полов. Лица их всегда обращались на восток. В святилищах проводили поминальные обряды в честь предков (отсюда и название статуй). Интересно, что многие из каменных фигур были женскими. Это связано с тем, что образ женщины, как считалось, дает силу воинам, оберегает их, делает бессмертными и непобедимыми. И неудивительно, что этим статуям подносили жертвоприношения, в том числе в виде животных.
Разновидности половецких каменных фигур:
После покорения половцев монголами (в 13 веке) многие каменные статуи были уничтожены. Ведь тогда началась активная борьба с пережитками язычества. Однако еще несколько веков славяне поклонялись данным памятникам, думая, что они смогут повлиять на плодородие земель, на погодные условия и на благополучие человека в целом. До наших дней сохранилось около двух тысяч каменных баб.
Расположение каменных баб по регионам
Особый интерес представляет собой локализация каменных статуй. Местные жители республик и областей, в которых они сохранились, гордятся этими амятниками истории, культурными традициями своих предков. А многие и верят в силу каменных статуй, принося им дары и прося у них что-то для себя.
Каменные бабы в Крыму
Известны таковые в Алупке, на террасах Воронцовского дворца. Сегодня они являются достоянием курорта, к ним организуют экскурсии для туристов. Интересно, что есть каменные бабы Крыма, стоящие на исконном месте, а есть и перевезенные в другие уголки полуострова.
Каменная баба в Курской области
Другое ее название – Половецкий воин. Находится она в Алехинском заповеднике. Лицо у данной статуи не обозначено, а вот руки очень длинные. Вообще камень обработан очень грубо, опознавательных знаков почти нет.
Каменные бабы: Донецкая область
Находятся каменные статуи в музеях и заповедниках, так как являются охраняемыми объектами. Область славится тем, что в ней находится несколько десятков фигур. Самым известным является Донецкий краеведческий музей, в котором расположен целый парк половецких каменных баб.
Каменные бабы: Алтай
Алтай славится историческими памятниками, одни из которых – каменные бабы. Местные жители называют их «казер-таш». В Горном Алтае сохранилось около тридцати скульптур. Причем некоторые были вывезены в музеи разных городов России, часть же осталась на своих исконных местах. Каменные бабы, которыми не зря славится Алтай, оберегаются и охраняются как исторические и культурные памятники.
Каменная баба: Хакасия
Местные жители республики называют ее Улуг Хуртуях Тас, что переводится как большая каменная баба (бабушка). Находится она в музее-заповеднике Аскизского района. Село Аскиз, близ которого и находится каменная баба, стало настоящим туристическим местом. Датируется фигура четвертым-пятым тысячелетиями до новой эры. Хакасы считают статую священной, почитают ее. Высота каменной бабы составляет три метра, однако в настоящее время одна треть находится под землей. Изготовлена она из песчаника. Некоторые жители верят, что статуя помогает излечиться от бесплодия. И по сей день каменная баба в Хакасии имеет статус настоящего божества, которому оставляют дары.