Что означает камера на разметку
«Камера на полосу» и «камера на разметку»: чем отличаются
Навигатор стал незаменимым спутником многих водителей. Устройство оказалось полезным как в городе, так и на трассе. Навигатор позволяет добраться до точки назначения по самому быстрому маршруту, найти АЗС и пункты общественного питания по пути. Не менее важной функцией стало предупреждение о камерах фиксации нарушений ПДД. Она позволяет автолюбителям соблюдать скоростной режим и избежать штрафов.
Одним из самых популярных приложений в России стал «Яндекс.Навигатор». Многие автомобилисты пользуются им даже при наличии штатной системы навигации в машине. Отечественная IT-компания предоставляет бесплатный продукт, который постоянно обновляется и содержит актуальную информацию. Практика показывает, что навигатор от «Яндекса» хорошо осведомлен о камерах фиксации нарушений ПДД.
Приложение сообщает водителю не только о контроле скорости на участке, но и ином оборудовании. В частности, автолюбители часто могут услышать предупреждения о «камере на полосу» и «камеру на разметку». Разница между ними не столь очевидна, но отличать их между собой важно.
«Камера на полосу» используется для контроля за выделенными полосами движения. Право ехать по ним имеют автомобили такси с действующей лицензией и рейсовый общественный транспорт.
Кроме того, «камера на полосу» используется для фиксации движения транспортных средств по обочине или трамвайным путям, где подобные действия запрещены.
«Камера на разметку» способна фиксировать целый ряд нарушений ПДД, среди которых:
Оборудование может зафиксировать нарушение сплошной линии, связанное с выездом на встречную полосу, штраф за которое составляет 5000 рублей. Эта же камера способна определить пересечение сплошной разметки перед светофорами, запрещающей перестраиваться в другой ряд. Подобное нарушение наказывается штрафом в размере 500 рублей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Камера на полосу и штрафы за пересечение попутной сплошной
Камеры ГИБДД призваны снизить аварийность на дорогах. Первыми были камеры контроля скорости. Усовершенствованные образцы индексируются навигационными программами. Мультифункциональные устройства, или камеры на полосу, указывают на способность фиксации нескольких нарушений. Автомобиль, допустивший нарушение ПДД и попавший в объектив, фотографируется. По номерному знаку устанавливается владелец машины, которому и будет направлена копия протокола с суммой штрафа. Кроме того, устанавливают пиксельные камеры в некоторых светофорах для фиксации нарушений.
Штраф за пересечение попутной сплошной при перестроении
Дорожная разметка служит разграничению потоков транспорта, применяется как самостоятельно, так и в совокупности с дорожными знаками. Название и графическое отображение видов и назначения разметки прописаны в приложении 1 к ПДД России.
Нарушение требований разметки является административным правонарушением и наказывается в соответствии со ст. 12.16 КоАП РФ.
Водитель автомобиля, перестроившийся в попутном направлении через сплошную линию, в случае фиксации такого нарушения на камеру получит наказание в 500 рублей.
Штраф за пересечение сплошной линии в попутном направлении вправе выписать инспектор ГИБДД. Оба варианта предусматривают льготную оплату. Кроме того, предусмотрен штраф за разворот через сплошную.
Роль разметки 1.1, где ее можно встретить
Разметка 1.1 представляет собой одинарную сплошную линию белого цвета и наносится для разделения встречных и попутных потоков транспорта. Разметка 1.1 применяется:
Пересечение линии 1.1 запрещено с любой из сторон. Если на дороге с разметкой 1.1 установлен знак 8.23 или разметка 1.24.4, это означает, что данный участок проезжей части просматривается камерой контроля полосы и нарушение будет зафиксировано.
Что означает предупреждение навигатора о «камере на полосу»
Если водитель не заметил знака фотофиксации, штатные автомобильные навигаторы и приложения для смартфонов предупреждают об установленном на дороге контрольном комплексе. Помимо уведомлений о камерах, фиксирующих скорость, в навигаторе можно услышать фразу: «Впереди камера на полосу». Это предупреждение: водитель должен соблюдать ПДД не только в части ограничения скоростного режима. Современная камера на полосу — это многофункциональный прибор, способный отследить и сделать снимок таких нарушений, как:
Постоянное совершенствование функционала камер и обновление их программного обеспечения позволяет отследить использование телефона и пренебрежение ремнем безопасности. С учетом большого количества отслеживаемых нарушений ПДД навигатор уведомляет о том, что камера установлена на полосу, предупреждая водителя о соблюдении ПДД.
Внешний вид и принцип работы камеры на полосу
По принципу работы существуют следующие виды специальных камер ГИБДД: лазерные, радарные и видеофиксирующие. Стационарные приборы установлены на опорах и специальных конструкциях, тогда как мобильные могут находиться в автомобилях инспекторов. Для считывания госномера в условиях ограниченной видимости фиксирующие комплексы снабжены инфракрасными прожекторами.
Наиболее распространены устройства:
Постоянная модернизация камер снижает процент ошибок, однако, если вы считаете, что оштрафованы незаконно, можете обратиться с жалобой в отдел ГИБДД или суд.
Основные заблуждения водителей при проезде попутной сплошной
Бытует неправильное мнение, что пересечение сплошной разметки является нарушением лишь в случае выезда на встречку или обочину. Водители ошибочно полагают, что могут маневрировать по полосам попутного направления, невзирая на разметку 1.1. ПДД четко регламентирует запрет пересечения линии 1.1 в любом направлении, потому что ее наносят перед участками с повышенной опасностью, такими как:
Нарушение разметки при перестроении влечет за собой штраф в размере 500 рублей. Также чтобы не совершать правонарушений, нужно хорошо знать, что фиксирует камера контроля перекрестка.
Вопросы читателей
Возвращалась с дачи. Знаков камер не видела. Почти пропустила поворот, но заметила его и перестроилась прямо перед светофором. Через несколько дней мне пришел штраф за пересечение сплошной. Знаков камер не было. Могу ли я оспорить штраф?
Ответ: Гражданин вправе подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц. Вы можете оспорить этот штраф. Но наличие или отсутствие знака фотофиксации не отменяет самого факта нарушения вами ПДД. Если камера прошла сертификацию, ее запись будет признана правомерной. Согласно ПДД знак 8.23 применяется совместно с другими дорожными символами, однако в Правилах нет указаний об обязательности установки знака 8.23.
Я перепутала поворот и проехала по односторонней дороге в другом направлении. Встречных машин не было, я быстро свернула во двор, но там висела камера ГИБДД. Я прочитала в административном кодексе, что за мое нарушение могут оштрафовать или лишить прав.
Ответ: Согласно ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ за допущенное вами нарушение предусмотрен штраф 5 тыс. рублей или лишение прав управления ТС от 4 до 6 месяцев. С учетом того что ваше нарушение могло быть зафиксировано камерой, в отношении вас может применяться только штраф. Лишение водительского удостоверения предусмотрено тогда, когда нарушение зафиксировано инспектором.
Власти признались, что отключают дорожные камеры в снегопад. Когда и где
Операторы системы дорожных камер объяснили принцип работы комплексов в условиях, когда разметку не видно под снегом. Как выяснил Autonews.ru, для корректной работы камер погодные условия не важны — разметка контролируемого участка дороги занесена в память устройств. В ГИБДД в свою очередь отметили, что каждый конкретный случае изучают индивидуально, а «инспекторы оформляют постановления лишь после подробного ознакомления с фотоматериалами».
Представитель Центра организации дорожного движения Москвы объяснил, что на этапе первичной обработки материала техник проверяет фактическое состояние дороги.
«Если разметка не видна, то материал не передается в ГИБДД. Если подобные материалы продолжают поступать продолжительное время, то комплекс временно отключается. Однако, если ведется администрирование требований знаков, знак при этом в кадре и хорошо виден водителю, то состояние проезжей части не берется в расчет — такой материал проходит положительную первичную проверку и передается в ГИБДД для принятия окончательного решения инспектором», — уточнили в организации.
Дорожные камеры сейчас фиксируют несколько составов нарушений, связанных с разметкой. Например, движение по выделенной полосе для общественного транспорта, парковку и проезд по островкам безопасности, а также проезд по размеченным под стоянку участкам дороги без фактической парковки.
За проезд по «выделенкам» в Москве и Санкт-Петербурге штрафуют на 3 тыс. руб., в остальных регионах — на 1,5 тыс. руб. Проезд по островку безопасности и парковке обойдется в 500 руб. Также можно не заметить разметку в снегопад при пересечении стоп-линий или разделяющих потоки и отделяющих обочины сплошных линий разметки, что также грозит штрафами.
В ГИБДД считают нужным отключать фиксацию нарушений при плохой погоде
В МВД на вопрос об оформлении штрафов за занесенную снегом разметку напомнили, что еще в 2019 году направляли во все подразделения Госавтоинспекции территориальных органов внутренних дел по субъектам России специальное указание на этот счет. В ведомстве составили перечень случаев, при которых формирование достаточной доказательной базы для оформления постановлений невозможно — в этот перечень в том числе попало и наступление погодных условий, а также времени суток, в которых необходимо отключать камеры. Проще говоря, при плохих погодных условиях камеры не должны фиксировать нарушения ПДД, при этом информацию о проездах транспортных средств устройства собирать все-таки должны.
Такие указания в МВД составили после проведения проверки работы центров автоматической фиксации нарушений с начала 2018 года до лета 2019 года. В результате анализа выяснилось, что для вынесения постановлений нельзя использовать четверть (25%) всех фотоматериалов с камер. В Москве и нескольких других регионах этот процент еще выше.
Тогда же в ведомстве пришли к выводу, что вынесению штрафов препятствуют качество фотографий, отсутствие табличек или разметки, уведомляющих о фотовидеофиксации, многочисленные жалобы на неточность работы камеры или дорожные работы. Некачественные фотографии, по которым нельзя судить о нарушении, в частности, получаются из-за непогоды — например, сильного дождя или тумана.
Дополнительно в МВД объяснили Autonews.ru: решение о том, есть ли в действиях водителя состав административного правонарушения инспекторы ГИБДД принимают только в рамках производства по конкретному делу. То есть, инспекторы оформляют постановления лишь после подробного ознакомления с фотоматериалами.
Точных критериев для отключения фиксации в непогоду нет
Если водители могут не увидеть разметку под снегом, для дорожных камер непогода проблем не составит. Как объяснили Autonews.ru в ассоциации производителей дорожных камер «Око», для корректной работы комплексов погодные условия не столь важны — разметка контролируемого участка дороги занесена в память устройств. То есть, камера и при занесенной разметке будет понимать, что автомобилист ее нарушил. Операторы отметили, что именно на инспекторах ГИБДД лежит ответственность при отсмотре материалов исключить сомнительные фиксации.
В «Око» также обратили внимание на то, что сейчас не существует регламентированных критериев определения плохой видимости при дожде, тумане или снегопаде. А еще на то, что в разных частях крупных субъектов погода может оказаться совершенно разной. «Например, в Московской области в Талдоме может идти снег, а в Серебряных прудах будет ясно. Как в этом случае отключать фотовидеофиксацию и на что ориентироваться — непонятно», — уточнили операторы.
Там также рассказали, что даже при плохой погоде и видимости полностью отключать камеры нецелесообразно, так как они «напрямую влияют на безопасность всех участников движения». [1]
Что касается возможности не полного отключения комплекса, а лишь приостановки отдельных видов фиксации, то не у всех камер конфигурация позволяет отключить фиксацию того или иного нарушения. «Все фото- и видеоматериалы после этапа предобработки нейросетью внимательно рассматривается инспектором ГИБДД, который и принимает окончательное решение о вынесении штрафа. Те материалы, на которых разметка не видна, отправляются в брак. По нашим сведениям, массовых обжалований в период снегопадов на сегодня не наблюдается, а значит этот принцип вполне жизнеспособен», — заверили в «Око».
В свою очередь специалист в области фото-видеофиксации Григрий Шухман также считает слова о непогоде общими. Он уверен: чем больше постановлений приходит с камер, тем больше специалистов должны их внимательно обрабатывать в ручном режиме.
«Кроме общих слов в 2019 году никакой конкретики о критериях отключения названо не было, — сказал Шухман Autonews.ru. — Та же разметка — в одном месте могла пройти уборочная машина и расчистить дорогу до асфальта. А за сто метров до начала уборки мог остаться слой снега. А отключать камеры целыми районами никто не согласится. Тем более пятно слякоти может оказаться в одном районе, а частично — в другом. И операторы не обязаны решать эту проблему — их дело содержать камеры в исправном состоянии и передавать материалы в ГИБДД. Проводить выбраковку материалов — не в компетенции операторов».
При этом эксперт считает, что расположенной наверху камере проще «разглядеть» разметку даже под снегом и на фотографиях может казаться, что дорога хорошо почищена.
«Водитель видит ситуацию в динамике, кроме разметки ему нужно следить за дорожной ситуацией вокруг. Все происходящее он видит под острым углом, в свете фар», — отметил Шухман.
Если разметку не различить, штрафа быть не должно
Если дорога занесена снегом, из-за которого не видно дорожной разметки и границы проезжей части, то нет и повода вменять водителю наказание за несоблюдение этих параметров. Так считает специалист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин.
«В таком случае автомобилисту нельзя вменять правонарушение, к примеру, за езду по обочине, — отметил Безделин. — Но, если это произошло, рекомендую оспорить вынесенное постановление по делу об административном правонарушении»
В жалобе юрист советует указать, что в действиях водителя отсутствует вина из-за невозможности идентифицировать дорожную разметку. При этом по возможности стоит предоставить доказательства: запись с видеорегистратора, показания свидетелей, которыми могут быть и пассажиры.
Чтобы не попасть в ловушку с занесенной снегом двойной сплошной юрист советует перестраховаться.
«К примеру, если разметки не видно и запрещающих разворот знаков нет, однако водитель с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств определил, что количество полос на дороге четыре и более, лучше всего проехать до ближайшего перекрестка и руководствоваться знаками дорожного движения. И только если знаки разрешают маневр, развернуться», — предупредил Безделин.
Если водитель все-таки рискнул развернуться вне перекрестка, не увидел занесенную разметку и попал в поле зрения инспектора ГИБДД, юрист советует обязательно указать на это обстоятельство полицейскому.
«Если сотрудник ГИБДД все-таки начнет составлять материал, рекомендую собрать доказательства в свою пользу, — говорит Безделин. — Собрать объяснения очевидцев, снять на видео место совершения правонарушения, ходатайствовать об истребовании записи со служебного видеорегистратора сотрудников ГИБДД и в дальнейшем оспорить постановление в суде либо в жалобе вышестоящему должностному лицу».
Если же штраф поступил с камер, которые фиксирует правонарушения в автоматическом режиме, алгоритм аналогичен.
Камеры штрафуют за разметку, даже если ее не видно. Водители жалуются
Автомобилисты столкнулись с неожиданной неприятностью, которое принесло развитие функционала дорожных камер. Оказалось, что современные устройства за последнее время научились различать дорожную разметку очень четко даже в плохую погоду. Казалось бы, водителям хорошее качество снимков только на пользу: если нарушение легко различить, с ним проще смириться, а если штраф ошибочный, его можно оспорить, указав на несоответствия.
По словам самих производителей, развитие технологий позволило дорожным комплексам отлично фиксировать пересечение разметки даже в условиях плохой видимости и при занесенных снегом полосах. При этом для автомобилистов белые полосы сливаются со снегом, а отражение снега от света фар только ухудшает видимость. В итоге водители получают штрафы, даже не подозревая, что нарушают.
Одно из таких постановлений Autonews.ru прислала автомобилистка, наказанная за проезд по дублеру Ярославского шоссе в Москве 5 февраля 2021 года. Все произошло как раз во время одного из сильнейших за последнее время снегопадов, когда сугробы на улицах выросли на 35 см. Чтобы съехать с дублера автомобилистка повернула налево. Она уверяет: дорога была полностью занесена снегом и понять, где находится разметка, было просто невозможно — полос видно не было. Кроме того, все произошло вечером, когда уже стемнело и падал сильный снег.
Однако на фотографии к 500-рублевому штрафу автовладелица смогла четко различить разметку на нескольких полосах. Даже там, где, по ее словам, лежал ровный слой снега — получается, что в суде такой штраф оспорить шансов практически нет, ведь на фотографиях все прекрасно видно. Также оштрафованная москвичка рассказала, что многие автомобили в ее поле зрения проехали именно по такой траектории, значит, все они тоже получат «письма счастья». Свое она сразу оплатила со скидкой 50% без надежды на отмену.
Странный штраф Autonews.ru изучил вместе с представителем компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергеем Кусовым. Он объяснил: за последние 5-6 лет качество снимков, которые делают дорожные камеры, значительно улучшилось. И если раньше, комплексы, как и человеческий глаз, точно так же не могли различить белую полосу на дороге, залепленную снегом, то сейчас научились это делать. По этой причине, по словам эксперта, такие фиксации при проезде по невидимой глазу разметке более чем возможны.
«На штрафе по всем техническим характеристикам прекрасно видно полосу, при этом каждый водитель может представить, как выглядит дорога после сильного снегопада, когда в лобовое стекло летит снег и отражается в свете фар, — оценил фотоматериал Кусов. — В этой ситуации получилось так, что разметка слилась со снегом, водитель ее не видит, а камера сверху прекрасно все различает. Связано это с тем, что качество фотофиксации постоянно повышается».
Чтобы избавить автомобилистов от несправедливых штрафов и помочь им лучше ориентироваться на дороге, эксперт предложил два варианта, которые могут друг друга дополнить. Первый — переход на разметку ярких цветов. Например, желтого или оранжевого.
«Так делают в США, хотя снег там есть не везде — рисуют яркую дорожную разметку. Желтые полосы не будут сливаться со снегом и водителям будет проще ориентироваться, — рассуждает Кусов. — Не думаю, что для дорожников это повлечет серьезные расходы: разметку они все равно обновляют каждый год, а в краску они просто могут добавить пигмент нужного цвета».
Второй способ предложенный способ — более технологичный. Участник отрасли объяснил, что комплексы можно настроить таким образом, чтобы они сами понимали, что условия видимости для водителей недостаточные и переставали фиксировать проезд через линии разметки. При этом все остальные функции в таком режиме могут продолжать работу — например, фиксация скорости или отслеживание автомобилей в розыске.
«Можно программно рассчитать параметры, при которых видимость для водителей на дорогах становится недостаточной, — объяснил Кусов. — Например, ранним утром или во время сумерек, когда у людей при слабом освещении и отсутствии контрастности возникает так называемая «куриная слепота». Камеры можно научить определять такие моменты — сейчас этого не делают, но, если поставить такую задачу, это реально. Так, у камеры есть диафрагма. Когда много света — она сжимается, а когда становится темно, она расширяется. Можно выставить уровень освещения, который для камеры будет сигналом о том, что фиксация в таких условиях не нужна. Система продолжит передавать данные, но при этом отключит функцию фиксации проезда через сплошную в журнале регистраций».
По такому же принципу, по оценке Кусова, можно фиксировать низкую видимость из-за снегопадов или ливней.
Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман также согласен, что водители пока не защищены от ошибочных штрафов в условиях плохой видимости. И отключение опции контроля разметки тут бы помогла.
«Камеры могут работать и по виртуальной разметке, которую программируют по реальной при установке комплекса. Соответственно видимость реальной разметки устройствам вообще не важна, — рассказал Шухман в беседе с Autonews.ru. — Однако это вопрос не технический. Видимость разметки — суждение оценочное и субъективное, зависящее от точки зрения, буквально — сверху со столба в статике, или с места водителя в динамике».
Шухман предположил, что проще всего принимать единое директивное решение по отключению контроля разметки на период снегопада во всем городе в целом, чем следить за погодой в каждом его районе.
«Например, сложно точно предугадать, где и как снег пройдет по Москве, и как прометаются дороги в каждом районе, даже если опираться на данные метеослужб, — рассуждает Шухман. — Остается либо отключать функцию секторами, либо есть вариант просто отбраковывать постановления по виду административно-правового нарушения, в нашем случае — разметки. Так можно удалять приходящие материалы автоматически или по команде руководителя».
При этом Шухман указал на еще одну проблему, которую придется решать ЦАФАпам и московскому ЦОДД, в случае перехода на более лояльное отношение к водителям: когда именно включать фиксацию обратно. Ведь на уборку дорог может понадобиться время.
«В любом случае это все требует от властей и сотрудников ГИБДД, ведь такой шаг означает добровольное согласие с уменьшением количества штрафов», — подытожил эксперт.
В начале января 2021 года в ГИБДД сообщали, что штрафы не выписывают, если на снимке, полученном с камер, не видно разметки или знака, действие которого нарушил водитель. В Госавтоинспекции также отмечали, что отсутствие разметки — серьезный повод для обжалования штрафа, для этого необходимо обратиться в подразделение, выписавшее штраф.
Возможности приборов контроля движения на дорогах постоянно растут, сегодня это не только фиксация превышения скорости.
Одновременно с расширением функций дорожных камер растет количество предупреждений, который выдает автомобильный навигатор. К привычному «Впереди – камера на шестьдесят (сорок, девяносто и т.д.)» прибавляются и другие фразы, побуждающие водителя сконцентрироваться, чтобы не нарушить правила ПДД.
Если водитель слышит это предупреждение, ему лучше изменить своей традиции резко прибавить газу, только миновав камеру. Дело в том, что она настроена на контроль скорости удаляющегося авто и в случае ее превышения зафиксирует это.
Еще более внимательно стоит отнестись к предупреждению о камере на полосу. Как правило, подобные приборы расположены повыше, чем обычные скоростные камеры, и настроены на фиксацию гораздо большего количества нарушений, связанных с движением автомобилей по полосам. Нарушив правила в поле зрения этой камеры можно «попасть» на серьезные штрафы. Например, проезд по полосе, выделенной для общественного транспорта, может стоить 3 тыс. рублей. Увидит камера и пересечение сплошной или езду по встречке. Впрочем, все это не стоит делать в принципе, а не только перед дорожной камерой.
Гораздо реже встречается на дороге система камер, которые охватывают контролем чуть ли не весь комплекс нарушений, который может допустить водитель. Это и пересечение перекрестков на красный свет или под запрещающий знак, и неправильное преодоление железнодорожных переездов, и нарушение правил остановки и стоянки. Кстати, подобный комплекс способен обнаружить на дороге автомобиль, который находится в угоне или в розыске по каким-то причинам.
Правила ПДД лучше, конечно, вообще не нарушать – это безопасность и ваша, и других людей, и навигатор в автомобиле напоминает в том числе и об этом, а не только об опасности получить штраф от ГИБДД.
Ранее «Кубанские новости» рассказали о новом исследовании, которое выявило наиболее загрязненные бактериями места в салоне автомобиля.