Что означает картина дали мягкие часы
«Постоянство памяти» – что значат плавящиеся часы Дали?
Когда речь заходит о Сальвадоре Дали, многие люди представляет одну из самых знаменитых его картин – «Постоянство памяти». Именно на ней присутствует поразительный образ плавящихся часов, который к нашему времени уже стал неким символом творчества Дали.
Столь необычная подача, сюрреалистическое воплощение, яркость форм и образов демонстрируют поистине фантастическое зрелище. Художнику удалось создать некий мир, в который зритель погружается при первом же взгляде на «Постоянство памяти». Кроме того, на этой картине присутствует масса скрытых красноречивых элементов. Что же таит творение испанского живописца?
Шедевр за два часа
Я думаю, многие согласятся с утверждением, что многие картины Сальвадора Дали являются поистине неповторимыми творениями. «Постоянство памяти» не является исключением. Эту картину также называют «Мягкими часами» или «Твёрдостью памяти». Создана она была в 1931 году.
Как отмечал сам Дали, идею для создания творения он получил в ходе размышлений о сыре. Да-да, продукт под названием камамбер, представляющий мягкий сыр, вызвал особый интерес живописца. В дальнейшем у него появился замысел написать картину, где нетипичный предмет принял бы структуру и форму этого сыра.
Сальвадор Дали, 1939 год / © Карл Ван Вехтен
Говорят, что истинные шедевры создаются годами, однако у Дали его «Постоянство памяти» заняло всего пару часов. В тот вечер его супруга Гала отправилась в кино, а по возвращении увидела, что Сальвадор написал очередное творение. При этом Гала сразу же была поражена необычной подачей, а главное – образом часов, что занимает центральное место.
Она верно предсказала, что каждый зритель, хотя бы раз увидевший «Постоянство памяти», не сможет забыть об этой картине. И это действительно так. К творчеству и стилю Дали можно относиться по-разному, но те самые плавящиеся мягкие часы известны всем.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Часы на картине
Но что же художник хотел сказать столь странными образами? Конечно, главный акцент картины сделан на растекающиеся часы. Как считают искусствоведы, это необычное воплощение позволяет нам уйти от линейного понимания времени.
Что интересно, три мягких циферблата олицетворяют три времени – прошлое, настоящее и будущее. Часы, висящие на дереве, – это прошлое. Те, что расположены на столе, символизируют настоящее, а вот циферблат на спящем объекте – это будущее время.
Однако не только часы вызывают интерес зрителя. Важную роль на картине играет цвет. Посмотрите, как много здесь оттенков жёлтого, коричневого. Они словно создают ощущение раскалённой пустыни, в которой и происходит действие.
На переднем плане можно увидеть оранжевый овал. Это тоже часы, однако они не имеют растекающейся формы. Они не отождествляются с разными временами, что находятся в одной плоскости. Это – некий статичный элемент. Однако сам художник не признаёт такого времени. Он специально кладёт часы циферблатом вниз, а поверх предмета располагает муравьёв.
Главный акцент картины на растекающиеся часы позволяет нам уйти от линейного понимания времени
Насекомые в «Постоянстве памяти»
Совсем иная ассоциация у Дали с мухами. Их можно увидеть на раскрытых мягких циферблатах. Что интересно, в отличие от муравьёв, мухи в понимании художника были связаны не с падалью и гнилостностью, а с творческими идеями. Сам Сальвадор Дали в “Дневнике одного гения” писал:
“Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами”.
И здесь он снова отмечает связь между мухами, полётом и вдохновением.
Часы, лежащие циферблатом вниз, усеяны муравьями как символом бренности и смерти
Другие образы картины
Не меньше вопросов вызывает нечто, напоминающее спящий объект. На нём явственно проступают закрытые глаза с ресницами и нос с горбинкой. Дали в такой подаче видел свой портрет, причём подобный образ присутствует и на некоторых других его картинах. Кроме того, состояние сна для художника было особенным. Дали писал:
Присутствующее на картине зеркало – символ переменчивости и непостоянства. Неподалёку от него – высохшее дерево. Если присмотреться к нему, можно понять, что это – олива. Для Дали это дерево было олицетворением античной мудрости. Как видите, оно представляет собой лишь мёртвый скелет. Так живописец показывает, что прежней мудрости античных времён уже нет. Кстати, на ветке дерева можно увидеть часы – это прошлое время.
Сам пейзаж «Постоянства памяти» неслучайно выглядит таким пустынным и заброшенным. Так художник видел пространство, в котором живёт. Себя же он и вовсе уподобил рыбе, выброшенной на берег. Море находящееся рядом, – это свобода Дали верил, что в море отсутствует привычное нам понимание времени, а значит, оно подчиняется лишь сознанию путешественника.
Пейзаж на картине неслучайно выглядит таким пустынным и заброшенным. Так художник видел пространство, в котором живёт
«Постоянство памяти» – удивительное творение Сальвадора Дали. Это крайне своеобразная картина, что способна вызывать самые разные чувства у зрителей. Однако равнодушным она не оставляет никого. Живописец “зашифровал” в ней массу образов, которые подчас не так просто выявить. При этом каждый из нас может по-своему взглянуть на знаменитое творение Дали.
Какое значение имеют мягкие часы в искусстве Сальвадора Дали
Одной из самых известных картин испанского художника Сальвадора Дали является «Постоянство памяти». Для многих именно эта картина является визитной карточкой художника. Произведение действительно интересное, но, как и многие другие работы художника, наполненная символами, она может вызвать немало вопросов у зрителя.
Первое, что бросается в газа на данной картине, — это мягкие часы, которые будто плавятся, словно сыр. К слову, именно после наблюдения за плавящимся сыром у Дали и возникла идея изобразить часы в таком виде. На картине можно увидеть трое мягких часов и одни твёрдые, то есть обычные. Возникает вопрос — что они могут означать?
Сальвадор Дали назвал свою картину «Постоянство памяти». Также её называют «Течение времени». Есть суждения, согласно которым, плавящиеся часы могут означать непостоянство времени, его способность быть нелинейным, однако на самом деле, расплавленные часы на картине Сальвадора Дали означают именно течение времени, как неумолимый и неотвратимый процесс. На этой картине знаменитый сюрреалист изобразил время, которое ускользает, исчезает, уходит прочь, оставаясь с нами только в памяти.
Картиной, представленной здесь, Сальвадор Дали указал на постоянство памяти, как тот инструмент или хранилище, что фиксирует время и все события, и записывает их навсегда в нашей голове. На картине под одними из часов изображена бесформенная голова с закрытыми глазами, которая и символизирует память. Простыми словами, чтобы стал понятен смысл картины, её можно назвать таким образом: Постоянство памяти относительно текущего времени.
Как стало понятно, текущее, ускользающее, исчезающее время Сальвадор Дали здесь изобразил в виде часов, которые плавятся. Стоит также обратить внимание на ещё одни часы — твёрдые или обычные, которые находятся в левом нижнем углу. Несмотря на то, что карманные часы являются с виду обычными, они также символизируют исчезающее время, так как покрыты муравьями. В символике искусства Сальвадора Дали муравьи означают разрушение и разложение.
«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины
Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.
Вспоминая Дали, мы волей-неволей думаем именно о картине «Постоянство памяти».
В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?
Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.
«Постоянство памяти» – есть над чем подумать
У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?
«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.
Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.
Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.
Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.
Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.
Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.
Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.
Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.
Интерпретация Дали
Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.
Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.
Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.
Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.
Интересные детали «Постоянства памяти»
В тот день в июле 1931 года у Дали возник в голове интересный образ плавящихся часов. Но все остальные образы им уже были ранее использованы в других работах. Они и перекочевали в «Постоянство памяти».
Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.
Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.
Конечно, на «Геополитеческом ребёнке» оно – крупным планом. Но и там, и там яйцо несёт одинаковую символику – перемены, рождение чего-то нового. Опять же по Гераклиту.
Сальвадор Дали. Геополитический ребенок. 1943 г. Музей Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге, Флорида, США. Artinvestment.ru.
На этом же фрагменте «Постоянства памяти» крупным планом – горы. Это мыс Креус рядом с его родным городом Фигерас.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (фрагмент). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikipedia.org.
Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.
Автопортрет Дали
Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.
Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikipedia.org.
Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.
Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?
Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.
Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.
А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».
Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Muzei-mira.com.
И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.
Пикантные подробности
В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.
А вот «Постоянство памяти» вполне себе невинна. Тиражируй сколько хочешь. И в школах показывай на уроках по искусству. И на кружках с майками печатай.
Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.
Муравьи – тоже частые гости на картинах мастера. Мы видим их на том же «Мастурбаторе». Они копошатся на саранче и в районе рта.
Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.
Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.
Подведем итог
Так в чем же секрет успеха «Постоянства памяти»? Лично я нашла для себя 5 объяснений этому феномену:
– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.
– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.
– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.
– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.
– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931 г. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Ru.wikipedia.org.
Похожее
2 комментария к “«Постоянство памяти» Сальвадора Дали. Секрет успеха картины”
Вячеслав, спасибо за такие подробные дополнения!
Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали как набор символов
«Постоянство памяти» — самая знаменитая и наиболее часто тиражируемая картина великого Сальвадора Дали (исп. Salvador Dalí). На небольшом холсте изображен пустынный пейзаж каталонского побережья — море, пляж и мыс Креус, который часто рисовал мастер. На этом фоне разворачивается сюрреалистическое действо.
Картина глубоко символична, наполнена цепляющими, двойственными образами, и относится к фрейдистскому этапу творчества Дали. Расплавленные часы на переднем плане обозначают утекающее время. Хронометр на столе — это настоящее, свисающий с голой ветки — прошлое, укрывший спящую голову — будущее.
Пустынный пляж, омываемый морем и расположившийся у подножия величественного мыса — символ душевного состояния самого мастера. Некоторые источники упоминают, что в тот период художник испытывал душевный дискомфорт, пустоту. Именно поэтому расплывшееся нечто, прикрытое стекающим циферблатом, немного напоминает выброшенную на берег рыбу.
Море для Дали всегда было желанным объектом. Он не просто обожал морские путешествия и предпочитал пляжный отдых всем прочим. Художник боготворил море и постоянно признавался ему в любви своими работами. Он был уверен, что эта стихия неподвластна времени — она бессмертна и вечна.
Еще один образ — зеркало — тоже часто встречается в творчестве художника. Этот объект означает двойственность, изменчивость. Зеркало с одинаковой легкостью отражает и реальность, и иллюзии, рожденные сновидениями.
Сухая ветвь — символ уже не способной плодоносить мысли, на которой держится ушедшее время. Интересно, что на заднем плане, у скал, Дали изобразил яйцо, означающее возрождение и жизнь. Это один из самых частых образов на произведениях мастера.
Сальвадор Дали — выдающийся каталонский художник XX века, сюрреалист, автор более чем полутора тысяч работ. Картина «Постоянство памяти» типична и даже собирательна для его творчества. В ней наличествуют все символы, столь любимые великим каталонцем. Неудивительно, что именно этот шедевр стал визитной карточкой мастера. Образы «Постоянства» наравне с известнейшими «губами» ассоциируются у широкой публики с сюрреалистическим творчеством Дали.
Очертание плавящихся хронометров на картине Дали «Постоянство памяти» (у холста есть и иные названия — «Мягкие часы», а также «Время») появилось в голове мастера во время наблюдения за куском растекающегося от июльской жары камамбера. Идея произведения родилась во время ожидания возвращения Галы из кино, а работа над ним заняла всего 2 часа.
Картина «Постоянство памяти» стала, без преувеличения самым знаменитым шедевром мастера. Он по-настоящему любил ее и часто говорил об этой работе. А сама Гала, вдохновившая Дали на произведение, сказала, что оно незабываемо.
Символы картины Дали Постоянство памяти
С.Дали.Постоянство памяти,1931 год.
Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников полотно Сальвадора Дали.Картина находится в Музее современного искусства в Нью- Йорке с 1934года.
Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр.
Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.
Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.
Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.
В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.
Мягкие часы на столе
Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.
Расплывшийся объект с ресницами.
Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.
Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.
Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».
Олива.
Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).
Мыс Креус.
Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.). Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.
Яйцо.
Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.
Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.