Что означает коэффициент в яндекс такси
Работа в такси
Вся правда о Московском такси
Коэффициенты в Яндекс.Такси. Сиреневая молния или цифры 1.2, 1.5, 2.0.
Коэффициенты в Яндекс.Такси. Что это такое?
Что такое коэффициенты в Яндекс.Такси знает почти каждый таксист, если он в такси не первый день. А вот пассажиры не знают, потому что у них в приложении — это высокий спрос. Но как бы это не звучало, означает одно…что стоимость поездки будет выше, чем обычно. Но к сожалению для таксиста не всегда.
У меня для нашего времени уже приличный стаж в такси, особенно в яндекс такси, поэтому я смело могу сказать, что яндекс обманывает, что это контора, которая старается при любой возможности кинуть водителя, а иногда и пассажира. И вот коэффициенты не исключение. Это не один способ обмана водителей, поверьте, их на много больше.
Как выглядит высокий спрос в яндекс такси?
У пассажиров высокий спрос в приложении выглядит так:
Здесь все просто. Фиолетовая молния, фиолетовая сумма поездки, короче все фиолетовое. А вот так выглядит заказ с коэффициентом у водителя яндекс.такси:
Есть адрес подачи, есть размер коэффициента, есть фиолетовая шкала принять, где на раздумье дается 10 секунд, ну и конечно же есть конченный комментарий про ветрянку. Ветрянка сейчас к делу не относится, но думаю эти пассажиры уехали исключительно на «англоговорящем» водиле из средней Азии, или на том, кто совсем не читает комментарии. Но нужно им отдать должное и сказать спасибо за то, что предупредили.
Обман с высоким спросом в яндекс.такси.
А в чем же обман, спросите вы? Я сейчас отвечу.
Обман начинается с того, что яндекс позиционирует высокий спрос нехваткой автомобилей в определенном районе. По их словам, если не хватает машин, то автоматически увеличивается стоимость поездки, т.е. возрастает коэффициент. Но я, как опытный водитель могу с уверенностью сказать, что в этой ситуации яндекс думает только о своем кармане. На самом деле нет никакой нехватки машин. В теории, если бы машин не хватало, заказы стреляли бы как из пулемета. А на практике все наоборот. Заказов в зоне высокого спроса становится на много меньше, увеличиваются простои.
Вы можете сказать мне, что спад заказов в зоне высокого спроса объясняется тем, что тарифы стали выше, поэтому люди решили переждать и не заказывать такси. Тогда с какого хрена появился высокий спрос, если нет заказов? Замкнутый круг какой-то.
Так же, у нас в Москве есть определенные районы, где почти круглые сутки есть высокий спрос. Ну как бы там не хватает автомобилей, по мнению яндекса. На самом деле, машин в этих районах предостаточно. Но я знаю точно, что половина таксистов в подмосковье уходит с линии и там они не работают. И почти всегда в таких местах не хватает машин. Но высокого спроса от нехватки автомобилей не возникает. Не беру в пример Люберцы и Красногорск. Там всегда машин предостаточно, но однако же коэффициенты возрастают.
Вот этот пример с высоким спросом — это просто выдумка яндекса. Ведь весь этот лохотрон происходит в одних и тех же районах в одно и тоже время, в одни и те же дни недели. В яндексе все уже давным давно просчитали, где пассажиры смогут заплатить за поездку в два раза дороже обычной, и при этом не будут особо возмущаться.
Как яндекс.такси обманывает водителей на коэффициентах.
Но описанное выше меня как таксиста особо не интересует, потому что, чем дороже поездка, тем лучше для меня. Если пассажир заказывает поездку за двойную цену, значит его это устраивает. А если не устраивает, всегда есть альтернатива, например нищебродский ситимобил, который тоже не против н…бать водителя.
Но то, что я напишу ниже, меня просто раздражает. Но я к этому уже привык, и меня не проведёшь этой темой, иногда я этим пользуюсь в своих целях. А вот зеленым таксистам эта информация будет очень полезна. Ну и пассажирам я думаю тоже будет интересно.
Все мы знаем, как в водительском приложении (он же таксометр) выглядит зона высокого спроса, по нашему — коэффициенты, или просто КЭФЫ. Вот так:
Вот она, любимая картина таксиста, которая даже поначалу во сне снится. А как же яндекс старается в полную силу, что бы заманить в эту зону водителя. Постоянно всплывает окно, приезжайте в зону высокого спроса, коэффициенты до 3,5. Зарабатывайте больше. Какая забота. Даже СМСки присылают. В общем только надоедают, раздражают и отвлекают от работы, когда ты находишься на линии.
Естественно все мы попадали в этот лохотрон. Казалось бы, чем фиолетовее зона, тем дороже заказ. Так и должно быть, но не в яндексе, где весь бизнес построен на обмане. Это я сейчас для новеньких таксистов. Не ведитесь на эту тему, работайте там, где работали. Не тратьте свое время и бензин для поездки в зону высокого спроса, вас один хер кинут. И ни в коем случае не пользуйтесь проводником.
КЭФ 2,5….уже лечу. Блин, поездка 2 км.
КЭФ 2,7…еду, на красный проехал, вот…вот..я уже тут…с….ка, опять поездка 2 км.
КЭФ 3,0…разворот через две сплошных, бабку чуть не сбил…вот я…бл…. опять поездка 2 км.
Ну вот сейчас-то точно поймаю дальняк. Ага…Триппер ты поймаешь. Даже не мечтай. Знаешь почему? Запомни, поездка, которая стоит в обычное время 1000 рублей, никогда не умножится на 3 и не станет 3000 рублей. Дорогие поездки ты поймаешь максимум с коэффициентом 1,3. Исключение — 1,5. Здесь яндекс тоже все давно просчитал за тебя. Пассажир с вероятностью 95% от поездки в 3000 рублей откажется, если она раньше была 1000 рублей, и найдёт альтернативу, скорее всего в этом же ситимобиле. А вот за 1300 поедет, ведь разницы практически нет. Ну поставь себя на место пассажира, сразу поймешь, где подвох. Да и тем более яндекс зарабатывает бабки объемом. Ведь ему выгоднее, если мы сделаем пять поездок за 1300, чем одну за 3000. А водителей на линии для этой работы почти всегда хватает. Это у них идёт еще с яндекс.директ. Лучше 5 кликов по 100, чем один за 300.
Поэтому, сколько бы ты не старался, как бы глубоко в эту фиолетовость не забирался, результат будет один — тебя кинут, как последнего петуха.
Но есть и один плюс. Если по каким-то причинам не хочешь уезжать с этого района далеко, вот тебе лайфхак (терпеть не могу это слово). Принимай заказы с коэффициентом от 2,0 — это 100% короткая поездка, и далеко из зоны тебя не утащит. Почему? Да потому. Что было 100 рублей, легко умножается на 2 и даже на 3 и 3,5. Сумму 200 — 300 рублей потянет почти каждый. Это же не 3000. И поверь, на таких заказах заработаешь на много больше, чем на дальних. Пробеги будут минимальными.
Если хочешь уехать чуть дальше, принимай кэфы 1,5-1,9. Это будут поездки средней дальности. По сумме они хорошие, но из зоны высокого спроса такая поездка тебя утащит по любому. Тебя из зоны и так утащит достаточно быстро, поверь мне на слово. Ведь яндекс не станет подбирать короткие заказы именно тебе. Что появилось рядом, то робот и подкинет. Можно пропускать маленькие кэфы до бесконечности, и ловить только большие. Если конечно не запаришься самолет запускать. Но это отдельная тема, и вроде как на сегодняшний день работает только в Москве.
А ещё очень частый кидок от яндекса с коэффициентами в том, что даёт поездку с кэфом, а стоит она так же, как и обычная. Будь готов и к такому раскладу.
Внимание. Все работает совершенно по другому только в определенные даты. Таких дат не много. Например в новогодние праздники, числа до пятого января. Там есть шанс поймать дальнюю поездку, которая реально будет дороже обычной раза в два-три. Или 7-марта.
Начинающий таксист. Хочешь верь, хочешь не верь. Все, что я рассказал про коэффициенты, это чистая правда. Опытные водилы, если не трудно, подтвердите в комментариях. Спасибо.
Описание действующих тарифов Яндекс Такси
Тарифы Яндекс Такси распределяются для пассажиров и водителей с учетом многих факторов. Зависят они от класса заказываемого автомобиля и дополнительных опций, среди которых наличие детского кресла и многое другое. Также тарифы делятся на «Дневной», «Ночной» и «Выходного дня».
На данный момент существует пять основных тарифов, зависящих от типа авто, и один дополнительный, получивший название Комбо. Он является экспериментальным, но каждый клиент может им воспользоваться. Если вы начинаете работать в данной службе, обратите внимание на тарифы Эконом и Комфорт.
Класс автомобиля (кроме Премиум) не влияет на время бесплатного ожидания, которой всегда составляет 3 минут. За последующий простой пассажир платит по счетчику с учетом действующего тарифа.
Яндекс Такси также предлагает клиентам трансферы по фиксированной стоимости для поездок между заданными точками: аэропортами, вокзалами, популярными станциями метро. Все эти маршруты видны на официальном сайте после выбора города. За дополнительные услуги приходится платить отдельно:
Каждую из таких опций нужно заказывать отдельно, оформляя заказ. Водитель должен оценить возможности своего автомобиля перед поездкой.
Клиенты часто задаются вопросом, в чем разница между тарифами Эконом и Комфорт в Яндекс Такси? Различий между ними значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Основными факторами являются класс авто, как было уже отмечено, и регион. Наиболее востребован Эконом – именно такие автомобили клиенты заказывают чаще всего.
Посмотреть доступные в вашем городе тарифы можно в приложении Яндекс Такси при осуществлении заказа.
Тарифы
Эконом
Вызывая автомобиль класса Эконом, к вам приедет седан, универсал или хэтчбэк. По требованиям сервиса, у водителя должна быть машина рыночной стоимостью более 400 тыс. рублей. К данному классу относятся авто после 2008 года выпуска, такие как:
Минимальная цена заказа по тарифу Эконом Яндекс Такси не может превышать 99 рублей. В эту сумму входит 2 километра пути. Продолжительность поездки 3 минуты для «Ночного» и «Выходного», а для «Дневного» — 4 минуты.
Ценник за поездку определяет партнер сервиса в пределах 9 рублей за километр/минуту, а за городом не более 10 рублей.
Комфорт
В тарифе Яндекс Такси Комфорт минимальная стоимость поездки составляет 199 рублей. В эту сумму включено 3 минуты и 2 километра пути.
За каждый километр/минуту пути в пределах города клиент оплачивает 11 рублей, а за городом – 19 рублей. Ожидание в пути оплачивается по 12 рублей в минуту.
Если вы хотите работать по данному тарифу для водителей Яндекс Такси, обратите внимание на требования к авто. В этот класс попадают седаны, универсалы и хэтчбэки от 2013 года выпуска:
Обязательными требованиями к комплектации автомобиля в тарифе Комфорт являются наличие подушек безопасности и кондиционера.
Комфорт+
Минимальная цена поездки составляет 199 рублей, но в эту сумму не входит километраж. Время поездки для «Ночного» и «Выходного» тарифа – 3 минуты, для «Дневного» — 4 минуты.
За каждый километр или минуту в черте города придется заплатить 13 рублей, а за пределами города 20 рублей.
Какие машины в Яндекс Такси Комфорт Плюс? По требованиям это могут быть машины классов D и E старше 2014 года, среди которых:
К комплектации авто требования более высокие: электрические стеклоподъемники для пассажиров сзади, подушки безопасности, встроенная аудиосистема.
Бизнес
Минимальный заказ машины такого класса составляет 349 рублей. В эту сумму не входят бесплатные километры, а время поездки равно 4 минутам: в Бизнесе нет разницы между дневным и ночным тарифом Яндекс Такси. Цена услуги складывается из следующих цен:
В этом классе работают водители на седанах Е и F после 2014-2015 годов выпуска, в зависимости от модели. Среди допустимых авто выделяют:
К комплектации автомобиля предъявляются высокие требования, а именно:
Детский
В этом классе присутствуют автомобили классов седан, хэтчбэк и универсал стоимостью более 1 млн. рублей. Для работы по тарифу Детский в Яндекс Такси принимаются машины свежее 2011 года выпуска, а самыми популярными моделями являются:
В детском тарифе Яндекс Такси цены на поездки не отличаются от дня недели и времени суток – 99 рублей минимальная стоимость, включающая 2 км пути и 1 минуту. Далее вы платите по 11 рублей за минуту или километр в пределах города, а за городом по 15 рублей. В салоне есть детское кресло, но за него нужно доплатить 100 рублей.
Премиум
В этом классе действует только один «Дневной» тариф, но он круглосуточный. Минимальный заказ – 699 рублей. Сюда входит 1 км пути и 5 минут, а бесплатное ожидание увеличено до 5 минут. Тарификация по городу и за его пределами составляет 45 рублей за километр, а за каждую минуту поездки 35 рублей.
Вызвав такую машину, к вам должен приехать седан F свежее 2015 года. Допускаются следующие транспортные средства:
Что касается комплектации транспортного средства для тарифа Премиум в Яндекс Такси, она должна быть роскошной. Обязательна обивка из натуральной кожи, белый, темный или черный салон, зонт, бутылка с водой, никакого брендирования и зарядные устройства для телефонов.
Минивэн
Минимальная цена поездки при заказе минивэна составляет 499 рублей, но в нее входит сразу 7 км и 7 минут пути. Стоимость последующего километража или времени поездки считается по тарифу 10 рублей за минуту/километр. За пределами города цена повышается до 32 рублей за километр и 12 рублей за минуту.
Что касается автомобилей, по тарифу Минивэн работают Ford Galaxy, Volkswagen Caddy, Citroen C4 Picasso и другие популярные минивэны новее 2012 года и рыночной стоимостью свыше 1 млн. рублей.
Как оплачивается ожидание?
Бывают ситуации, когда клиент такси не успевает вовремя выйти и сесть в салон в установленное тарифами бесплатное время (3-5 минут, в зависимости от класса). Когда пассажир задерживается или просит водителя остановиться в пути, чтобы забежать магазин или забрать ребенка из детского сада, в Таксометре включается режим ожидания.
Отметим, что у водителя нет права включать режим ожидания, если он попадает в пробку из-за аварии на пути или по другой причине. Согласно тарифам Яндекс Такси для водителей оплата минуты ожидания напрямую зависит от класса транспортного средства:
Выплаты водителям
В рекламных роликах потенциальным водителям обещают высокий доход, но так ли высоки реальны выплаты? Сумма заработка партнера-водителя рассчитывается по элементарной формуле: от суммы заказа отнимается комиссия сервиса и таксопарка (если водитель работает на фирме).
Не только тарифы влияют на размер выплат. Они также зависят от класса транспортного средства, дополнительных услуг и увеличенных коэффициентов, о которых мы еще расскажем далее.
Разумеется, заправляет и ремонтирует транспортное средство водитель за собственные деньги. При этом ему разрешено принимать чаевые от пассажиров, на которых можно заработать 20-30% от общего дохода.
Служба взимает 23% с суммы заказа в качестве комиссионных, а еще некоторый процент приходится платить таксопарку – в среднем от 3 до 10%. Если вы ездите на арендованной машине, эту сумму тоже придется вычесть.
Что касается периодичности выплат, они производятся ежедневно, то есть вам не придется ждать месяц до очередной заработной платы. Таким образом, работать довольно выгодно, особенно если учесть возможность самостоятельного регулирования графика: доход напрямую зависит от вашей занятости. Наименьшие суммы получают водители в тарифе Старт в Яндекс.Такси, но зато у них всегда есть заказы.
Важные новости: добавлен новый тариф — Доставка. Перевозка посылок доступна для водителей в Экономе и Комфорте.
Повышающие коэффициенты для таксистов
Принимая заказы с увеличенной ставкой и другими надбавками, можно больше зарабатывать. Повышающие коэффициенты подключаются обычно в следующих случаях:
Надбавка является фиксированной и на нее не влияет длительность поездки. Этот бонус клиент платит оплачивается в любом случае, а в приложении клиент просто видит отметку «+100 рублей к цене». В некоторых классах есть ночной тариф Яндекс Такси с повышенными ценами за километр пути.
Повышающей ставкой является значение, на которое перемножается базовая сумма. Если в приложении размер коэффициента равен х2, цена увеличится вдвое. Отметим, что потенциальные пассажиры видят машины с увеличенной стоимостью с отметками в виде фиолетовых молний на карте в приложении. В данных зонах водители зарабатывают больше. Зоны низкого спроса отмечаются серым цветом.
Заключение
Как показывает практика, тарифы службы Яндекс Такси выгодны и водителям, и пассажирам, которые пользуются услугами этого сервиса. Каждый клиент выбирает оптимальный класс автомобиля. Если нужен высокий уровень комфорта, за него придется заплатить цену выше стандартной. Самым популярным тарифом является Эконом. Именно в нем работает большее число водителей в регионах. В Москве же популярнее всего — Комфорт.
Динамическое ценообразование, или Как Яндекс.Такси прогнозирует высокий спрос
Пользователи Яндекс.Такси часто обзывают «яшу» нехорошими словами за «развод», «грабительские цены» и т.д. в условиях высокого спроса. Думаю им, да и моим бывшим коллегам — таксистам будет интересно прочитать, зачем это сделано и как это работает. Техническую часть можно промотать, там немного )
Статья размещена сегодня на Хабре.
Раньше для вызова такси приходилось звонить на разные номера диспетчерских служб и ждать подачу машины полчаса или даже больше. Теперь сервисы такси хорошо автоматизированы, а среднее время подачи автомобиля Яндекс.Такси в Москве около 3-4 минут. Но стоит пойти дождю или закончиться массовому мероприятию, и мы вновь можем столкнуться с дефицитом свободных машин.
Меня зовут Скогорев Антон, я руковожу группой разработки эффективности платформы в Яндекс.Такси. Сегодня я расскажу читателям Хабра, как мы научились прогнозировать высокий спрос и дополнительно привлекать водителей, чтобы пользователи могли найти свободную машину в любое время. Вы узнаете, как формируется коэффициент, влияющий на стоимость заказа. Там всё далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Задача динамического ценообразования
Самая главная задача динамического ценообразования – предоставлять возможность заказать такси всегда. Достигается она с помощью коэффициента surge pricing coefficient, на который умножается рассчитанная цена. Мы называем его просто «сурдж». Важно сказать, что сурдж не только регулирует спрос на такси, но и помогает привлечь новых водителей, чтобы повысить предложение.
Если выставить сурдж слишком большим – мы снизим спрос слишком сильно, будет избыток свободных машин. Если выставить слишком низким – пользователи будут видеть «нет свободных машин». Нужно уметь выбирать такой коэффициент, при котором мы будем ходить по тонкому льду между отсутствием свободных машин и низким спросом.
От чего этот коэффициент должен зависеть? Сходу на ум приходит зависимость от количества машин и заказов вокруг пользователя. Теперь можно просто поделить количество заказов на количество водителей, получить коэффициент и какой-то формулой (возможно, линейной) превратить его в наш сурдж.
Но в этой задачке есть небольшая проблема – считать заказы вокруг пользователя может быть уже слишком поздно. Ведь заказ – это почти всегда уже занятая машина, а значит, повышение нашего коэффициента всегда будет запаздывать. Поэтому мы считаем не созданные заказы, а намерения заказать машину – пины. Пин – это метка «А» на карте, которую ставит пользователь, запуская наше приложение.Сформулируем задачу: нам нужно считать мгновенные значения машин и пинов в какой-то точке пользователя.
Сформулируем задачу: нам нужно считать мгновенные значения машин и пинов в какой-то точке пользователя.
Считаем количество пинов и машин вокруг
Когда положение пина меняется (пользовать выбирает точку «А»), приложение пользователя присылает в бекенд новые координаты и небольшую простыню дополнительной информации, которая помогает оценивать пин более точно (например, выбранный тариф).
Мы стараемся придерживаться микросервисной архитектуры, где каждый микросервис занимается обособленными задачами. Подсчетом сурджа занимается микросервис Surger. Он регистрирует пины, сохраняет их в базу данных, а также обновляет слепок пинов в оперативной памяти, в которую они достаточно неплохо умещаются. Отставание кэша при такой работе всего несколько секунд, что приемлемо в нашем случае.
Несколько слов про базу данных
При регистрации каждый пин асинхронно складывается в MongoDb с TTL Index, где TTL – «время жизни» пина, при котором мы считаем его активным для подсчета повышающего коэффициента. Пользователь не ждет, пока мы совершаем эти действия. Даже если что-то пойдет не так, потерять пин не такая большая трагедия.
Горячий кэш строится с индексом по геохэшу. Мы группируем все пины по геохэшу, а затем собираем пины для нужного радиуса вокруг точки заказа.
С машинами мы поступаем также, но в другом сервисе под названием Tracker, в который Surger просто ходит с вопросом «а сколько водителей находятся в этом радиусе».
Так мы считаем мгновенные значения коэффициента.
Кейс: вы стоите в Москве на Садовом кольце и хотите заказать машину. При этом цена прыгает достаточно часто и это раздражает.
Уже зная механику, можно понять, что такое может быть из-за того, что на условном светофоре скапливаются водители в момент запроса сурджа и также быстро оттуда уезжают. Из-за этого сурдж и цена могут заметно «прыгать».
Чтобы избежать подобного, мы кэшируем значение сурджа по пользователям. Когда пользователь приходит за сурджом, мы смотрим – есть ли для этого пользователя сохраненное значение сурджа в допустимом радиусе (линейный обход по всем сохраненным сурджам пользователя). Если есть – отдаем его, иначе рассчитываем новый и также сохраняем.
Работало это неплохо, но бывают и другие ситуации.
Кейс: 2 пользователя запрашивают сурдж. Один заказывает на 30 секунд позже другого, когда машины со светофора из прошлого кейса уже уехали. Получаем картину, где 2 пользователя, заказывающие почти одновременно, могут иметь заметно отличающийся сурдж.
И тут мы переходим от кэша по пользователю на кэш по позиции. Теперь, вместо того чтобы кэшировать значение сурджа только по пользователю, мы начинаем кэшировать его по уже знакомому нам геохэшу. Так мы почти чиним проблему. Почему почти? Потому что могут быть отличия на границах геохэшей. Но проблема не такая существенная, потому что у нас есть сглаживание.
Возможно, читая кейс про светофор, вам пришла в голову мысль, что это как-то нечестно – считать мгновенный сурдж, зависящий от светофора. Мы тоже так считаем, поэтому придумали, как исправить ситуацию.
Мы решили позаимствовать у машинного обучения метод ближайших соседей для задачи регрессии для того, чтобы определить, как сильно значение мгновенного сурджа отличается от того, что сейчас происходит вокруг.
Этап обучения, как и в формальном описании метода, состоит в запоминании всех объектов – в нашем случае рассчитанных значений сурджа в пине, мы всё это и так уже делаем на момент загрузки всех пинов в кэш. Дело за малым – посчитать мгновенное значение, сравнить его со значением в зоне и договориться, что мы не можем отклоняться от значения в зоне слишком сильно.
Так мы получаем систему с быстрым откликом на происходящие события и позволяющую быстро считать значение повышающего коэффициента.
Водительская карта сурджа
Для коммуникации с водителем нам нужно уметь отображать карту сурджа в приложении водителя – таксометре. Это дает водителю обратную связь о том, есть ли спрос в зоне, где он находится сейчас, и куда ему стоит двигаться, чтобы получить наиболее дорогие заказы. Для нас же это значит, что больше водителей приедут в зону с повышенным спросом и урегулируют его.
Мы живем с парадигмой, что устройство водителя – это достаточно слабое устройство. Поэтому рендеринг гексагональной сетки сурджа лежит на стороне бекенда. Клиент приходит в бекенд за тайлами. Это порезанные растровые картинки для непосредственного отображения на карте.
У нас есть отдельный сервис, который периодически забирает слепки пинов из микросервиса Surger и рассчитывает всю метаинформацию, необходимую для рендеринга гексагональной сетки: где какой гексагон и какой сурдж в каждом.
Динамическое ценообразование – это постоянный поиск баланса между спросом и предложением, чтобы пользователям всегда были доступны свободные машины, в том числе за счет механизма привлечения дополнительных водителей в районы с высоким спросом. Например, мы сейчас работаем над более глубоким применением машинного обучения для расчета сурджа. В рамках одной из задач этого направления учимся определять вероятность конвертации пина в заказ и учитывать эту информацию. Работы здесь хватает, поэтому мы всегда рады новым специалистам в команде.