Что означает колесо с крыльями
Колесо
Символически колесо очень близко по значению к кругу, являясь олицетворением идеи движения, которая, согласно древним верованиям, связана с вращением бога Солнца вокруг Земли. Изображение колеса часто использовалось как символ Солнца, а его спицы трактовались как лучи небесного светила.
В знак поклонения солярному божеству древние греки вращали в своих храмах колесо, позаимствовав этот обряд у египтян. Во время праздников плодородия и Солнца галлы возжигали священное пламя, для чего вращали специальное колесо. На острове Малу в Шотландии такое колесо крутили с востока на запад, имитируя движение небесного светила по небу.
В Швабии священный огонь получали, подпалив колесо повозки, которое заворачивали в солому и водружали на вершину шеста с двенадцатью перекладинами. Считается, что отсюда берет свои корни обряд празднования весеннего солнцестояния, во время которого огненные колеса пускали вниз с оврага. По прошествии некоторого времени этот языческий обряд превратился в народный праздник. В наши дни в некоторых странах, например в Шотландии,
Считается, что его должно хватить на все восемь дней праздника. У славян существовал обычай в день зимнего солнцестояния спускать с горы подожженное колесо и потом топить его в проруби. Эта традиция сохранялась на белорусском Полесье до 60-х гг ХХ в.
Символом цикла обращения солнца служили также вращающиеся фигурки, от которых затем произошла свастика, или солнечный крест, четыре оконечности которого заканчиваются ногами или лапами, повернутыми в одном направлении. На нем также могли быть изображены руки либо животные, расходящиеся лучами от общей оси, что являлось в Древнем Египте олицетворением вездесущей тройственности миров.
Колесо с шестью спицами галлы носили в качестве амулета; позднее на нем стали писать монограмму с именем Христа, а спицы превратились в латинские буквы I, X, P В искусстве Средневековья часто используется сюжет «колеса Фортуны», которое может поднять человека, а может и опустить его, а также «колеса счастья», отличительной особенностью которого было то, что оно никогда не останавливалось и постоянно подвержено перемене.
В виде крылатых огненных колес представлялись херувимы, из-за чего перед картинами потерянного рая вместо ангела-стража зачастую изображается колесо.
В христианской традиции колесный крест символизировал господство Христа над всей землей. В круглых окнах средневековых католических кафедральных соборов часто Изображался образ Сына Божьего как олицетворение господствующей роли Спасителя, находящегося в центре божественного мирового плана. Подобный символ перекликается с древними ирландскими «высокими крестами», которые в древности устанавливали на своих могилах кельты. Однако на них перекладины креста вырываются из круга, вынося его содержание за пределы земли.
В геральдике колесо служит символом вечного движения, являясь аналогом вращающегося замка из легенд о Святом Граале, который был центром неподвижного мира. Колесо как бы призывает рыцаря отыскать этот необычный замок, который является своеобразным духовным центром, однако не верит в то, что ему когда-нибудь удастся овладеть конечной истиной. В буддизме этот символ олицетворяет космос, симметрию и совершенство. Спицы колеса Дхармы означают духовные возможности, соединенные в центре, а также лучи света, исходящие от Будды.
Колесо сансары
В индуизме и буддизме понятие «сансара» означает череду перерождений, по которой идет живое существо, каждый раз воплощаясь в новом облике. Также сансара, представляемая в виде колеса, трактуется как индивидуальный жизненный цикл, исполненный страданиями, освободиться от которых можно, только достигнув нирваны. Колесо сансары стало символом человеческих страстей и мятущегося духа, мешающих постичь великую истину.
Колесо в геральдике
Колесо смерти
Колесование было одним из самых страшных и позорных способов смертной казни в Средние века и Новое время, которые практиковались в Германии, Франции и Голландии. Так, колесо стало символом смерти и позора. В христианстве колесо для колесования является атрибутом Святой Екатерины Александрийской. Эта Святая, жившая в IV в., обратила в веру Христову множество язычников и прибыла ко двору римского императора, чтобы просить его прекратить гонения на христиан. Император приказал колесовать Екатерину, однако колесо чудесным образом сломалось, и тогда ей отрубили голову. По легенде, ангелы отнесли тело Екатерины на гору Синай, где спустя два века по приказу императора Юстиниана был основан знаменитый монастырь.
Колесо Фортуны
Начиная с античности колесо Фортуны стало символом переменчивости человеческой судьбы. Это колесо первоначально принадлежало богине Фортуне, которая вращала его по своему усмотрению, поднимая одних людей вверх, а других низвергая вниз. В Средние века этот образ был чрезвычайно популярен благодаря трактату позднеримского христианского философа Боеция «Утешение философией», где он описал свою встречу с Фортуной в камере смертников.
Трактуя колесо Фортуны, средневековые писатели уделяли главное внимание аспекту низвержения человека. Они превратили этот образ в символ тщеты всего сущего и наполнили эсхатологическими чертами. Так, античный символ переменчивой удачи превратился в знак неминуемого упадка и конца света. В наше время к символике колеса удачи вернулось первоначальное значение Телешоу и игровые автоматы с аналогичным названием позволяют человеку мгновение ока оседлать удачу и оказаться на самом верху.
Что означает колесо с крыльями
Ирина К., честно говоря, например, лично у меня, ж\д ну уж никак не ассоциируется с Амуром. Хотя и на ж\д романтики находят много для себя приятного, впрочем, ровно как и прогматики.
Депутат с Партизанской писал(а):
> Ирина К., честно говоря, например, лично у меня, ж\д ну уж
> никак не ассоциируется с Амуром.
Эмблема «колесо с крыльями» пришла в Россию из Германии во второй половине XIX века. До 1917 года использовалась довольно-таки мало (например, на тульях фуражек начальников станций), а с 1920-х и до 1956, видимо, не использовалась вообще. Зато потом.
До 1928-1932 гг. в качестве эмблемы железных дорог и Министерства путей сообщения применялись скрещенные топор и якорь (до появления железных дорог МПС занималось и водными сообщениями). Кроме того, каждая (или почти каждая) дорога имела свою эмблему.
После 1932 г. применялась существующая и сегодня эмблема «французский ключ и молоток».
Кое-что по железнодорожной эмблематике можно посмотреть здесь:
> В Америке, слышал,
> есть целое нефолрмальное сообщество людей, которые обожают
> романтическуие встречи в поезде. Они знают толк в этом вопросе.
Да, в Америке много всяких неформальных обществ. Думаю, что и у нас найдётся масса потенциальных членов этого общества, существуй оно у нас.
> Об остальном не пишу. чтобы не смущать умы нецелованных, у
> которых всё впереди.
Одно другому не мешает 🙂
ОФФ: Petr, если не ошибаюсь, это Вы у меня спрашивали весной про частоту Словацкого радио? Я тогда ещё ответил, что не помню. Так вот. Этим летом я разбирал у себя на даче в Москвовской области на шкафу, и случайно наткнулся на бумажку, на которую я тогда записал эту частоту. Это примерно 1200 АМ. Напомню, это по состоянию на двадцатые числа июня 2003 года. Больше я на это радио не натыкался.
bubbakar
Символика в современном мире
Манипуляция сознанием. Программа Монарх
Крылатый диск — древний мифологический символ, широко использовавшийся в Древнем Египте, Месопотамии, в Хеттском царстве, в Урарту, в Персии и у других народов Древнего Востока. По одной из версий, крылатый диск представляет собой солнце в момент затмения, причем крылья и иногда птичий хвост отображают элементы солнечной короны, которая становится видна в момент полного затмения. По другой, диск изображает мифическое небесное тело Нибиру, которое описано в мифологии Древнего Востока. Более правдоподобными и часто встречающимися интерпретациями этого символа, однако, являются его сопоставления с небом, солнцем, солнечным могуществом и возобновлением жизни или божественностью, величием, мощью и вечностью духа.
Под названием Фаравахар выступает в качестве главного символа зороастризма.
Знак бога Ашшур.
Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально — покровитель города Ашшур. Его именуют «владыка стран», «отец богов» и считают отцом Aнy; его жена — Иштар Ашшурская или Энлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости.
Гильгамеш- основной герой шумерской мифологии и легенд
Знак бога Ахурамазда — в мифах древних иранцев верховное божество.
В египетской мифологии солнечный диск — Атон — олицетворял тело Ра, бога солнца.
Довольно часто оно сопровождалось одним или двумяу в виде кобр по бокам, либо одним или двумя анкхами.
Разновидностью солнечного диска с крыльями, по-видимому, являются изображения богини истины, справедливости, вселенской гармонии, божественного порядка и этической нормы Маат, которая часто показана с распростертыми или, реже, полусогнутыми крыльями,а также покровительницы Верхнего Египта небесной богини-матери Нехбет в виде коршуна, стевятника или сокола с распростертыми крыльями и часто солнечным диском на голове
Имеются изображения древнейшего бога восходящего солнца Хепри, связанного с перерождением, воскрешением и новой жизнью, в виде крылатого скарабея
Как видим, символ присутствует во всех основных древних культах. Но самое интересное, что символ не исчез, а активно используется и сегодня.
Особенно полюбился этот символ авто производителям, некоторые из которых то убирали, то стилизировали, то снова вводили символ.
Buick
CADILLAC логотип 1938
CITROEN LOGO 1955
ЭТО ВООБЩЕ ШЕДЕВР
FORD LOGO 1912
Крылья
освобождение, облегчение, обретение духовности, духовность (во всех культурных традициях);
Крылья орла, несущие солнечный диск, во многих культурах (халдеев, Сирии, Египта и Юкатана) символизируют возрождение.
Принадлежность многих сверхестественных существ (ангелов, гениев, демонических существ, фей, воздушных духов) в ранних культурах древнего мира.
Частичное заимствование облика у птиц означает обитание в небесной сфере, возвышение над человеческим миром благодаря легкости перьев.
Не столько полёт как процесс, сколько преодоление телесности, земного тяготения, притяжения обыденного.
Дальневосточные и индийские божества и сверхъестественные существа, за исключением Гаруды, Космического Коня и крылатого дракона, не разделяют символику крыльев.
Атрибут быстро перемещающихся богов-посланников.
Шапочка, сандалии и кадуцей с крылышками указывают на посланца богов.
Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды христианских мистиков, суфистов, шаманов.
Содержание
Черновые материалы
Необходимо также напомнить, что, поскольку ступня рассматривается как символ души (15), крылья на обуви некоторых божеств, в особенности — на сандалиях Меркурия, выступают представителями способности к духовному подъему, сравнимому по своей сущности с космической эволюцией.
В романтизме эльфообразные существа снабжены крыльями стрекоз и бабочек (См.т.ж.: Икар, Амур).
А из всего, что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному» (246d).
Аллегорические животные мифов также часто изображаются с крыльями, чтобы подчеркнуть утонченность и близость их к небесам.
Этим объясняется наличие крыльев у некоторых символических фигур: в отличие от змея-аспида (символа духовного распада), крылатая змея является символом одухотворенности, божественности.
Герой, убивающий кровожадных чудовищ, также изображается крылатым.
Крылья встречаются также на некоторых предметах, таких как шлемы героев, кадуцей и молния в культе Юпитера (8).
Следовательно, форма и природа крыльев символически соответствует духовным качествам.
Так, крылья ночных животных символизируют извращенное воображение, а восковые крылья Икара — функциональную ущербность (15).
Поскольку крылья также означают подвижность, это их значение, комбинируясь со значением просветления, выражает возможность «прогресса в просветлении», или духовной эволюции (46).
В самом общем смысле крылья символизируют духовность, воображение, мысль.
Китай
В китайской иконографии крылья очень редки.
Атрибут даосских бессмертных (см.).
Космический Конь крылат и относится к силе ян.
Ветхий Завет
В Библии, как и во всей христианской культурной традиции, крылья являются символом духовности (крылья есть у ангелов), означают восхождение к божественному, преодоление мирского, суетного, человеческого.
Следует отметить, что авторы Ветхого Завета, и это не раз подтверждается (например, ТОВИЯ), считали ангела неотличимым от человека и, следовательно, по-видимому, бескрылым.)
Онейрокритика
Приснившиеся крылья означают высвобождение творческих сил и способностей.
Буддизм
Два крыла символизируют мудрость и метод.
Жюль Дюэм в своей диссертации по истории полета замечает, что на Тибете «буддийские святые путешествовали по воздуху в особого рода обуви, известной под названием «легкие ноги» (3).
Египет
Нейт изображается иногда крылатой.
Античность
Кроноса имеет четыре крыла, которые олицетворяют полет времени. Изображаются в виде двух распростертых и двух сложенных крыльев, символизирующих вечное движение и бодрствование: «отдых в полете, и полет в отдыхе».
Гермес (Меркурий) как посланец богов имеет украшенные крыльями шапочку, сандалии и кадуцей.
Греки изображали любовь и победу в качестве крылатых фигур, и некоторые божества, такие как Афина, Артемида и Афродита, вначале также изображались с крыльями.
В древнегреческой теогонии крыльями наделялось божество в знак того, что оно является олицетворением добра и способно дать жизнь Космическому Яйцу.
Своей любовью оно (божество) наполняет мир. Второе же его свойство позволяет расколоться Яйцу Мирового Хаоса.
По мнению Платона, крылья — символ разумности, и поэтому некоторые мифические животные наделены крыльями, что отражает сублимацию символических качеств, обычно приписываемых каждому из животных. В диалоге «Федр» Платона (427-347 до н. э.) об оперении крыльев говорится, что оно имеет силу «подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов.
Античные персонификации также весьма часто предстают крылатыми, например Хронос, богиня победы Нике (лат. Виктория), богиня мимолетного счастья Фортуна.
Иудаизм
Крылья имеют архангелы и ангелы, серафимы и херувимы крылаты.
Индуизм
Зороастризм
Ислам
Восемь ангелов поддерживают престол, который включает в себя весь мир.
Митраизм
Четыре ветра и четыре времени года символизируются крыльями.
Шаманизм
Крылья птиц или украшенные перьями одеяния символизируют единение этого мира и мира духов.
Шумер
В шумеро-семитской традиции крылатый диск символизирует солнечных богов Шамаша и Ашшура.
Эмблематика
Среди античных крылатых фигур, изображавшихся в эпоху Ренессанса и позднее, были
Дедал конструирует крылья, с помощью которых он и его сын Икар улетают с Крита.
Алхимия
Знак летучего вещества.
Геральдика
Христианство
Нижние перья крыльев — т. н. папоротки в православии, часто окрашиваются контрастным по сравнению с остальным крылом цветом. Дьявол и иные демонические персонажи изображаются с кожистыми крыльями летучей мыши.
Особенно богато снабженными крыльями представляются херувимы, принадлежащие к самому высокому классу ангельской иерархии. Пророк Иезекииль изображает их с четырьмя лицами и четырьмя крыльями, при этом они стоят на колесах, покрытых глазами-звездами, и как бы представляют собой, таким образом, живую престольную колесницу Бога. В Откровении Иоанна Богослова они изображены существами с шестью крыльями, а в книжном искусстве средневековья число крыльев у херувимов меняется.
В христианском символизме крылья — попросту свет солнца правосудия, всегда освещающего разум правых.
От величественной римской Виктории [Победы] произошел образ ангела — христианского посланца Бога, впервые изображенного в мозаиках VI века.
Архангелы Гавриил, Ммхаил и Рафаил вместе с другими чинами — или хорами — изображались с крыльями.
В иконописи: непременный атрибут в изображении ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и иногда некоторых святых (напр., Иоанна Предтечи в образе Ангела пустыни), а также в изображении змиев, диаволов и т. д. За образец К. небожителей и святых принято крыло птицы, а К. темных сил изображаются по образцу К. летучей мыши. Стилизованные изображения перьев на крыльях первого типа принято называть папоротками. Когда расколеровка К. дается как бы в два слоя (основной верхний и выступающий из под него нижний), слои называют соответственно папоротками и подпапоротками, причем последние имеют более светлую и цветистую расколеровку.
Иллюстрации
Христианская иконография от IV и до XX века, чтобы выразить духовную сущность ангелов, изображала их крылатыми, красивым и в образе младенцев неопределенного пола, одетыми в широкие полотнища, вроде римских тог. Птицы, как и ангелы, символизируют быстроту мысли, мгновенность и яркость воображения, вознесенность духа, схожего с подобных представлениях с элементами воздуха, эфира. Крылья и полет птицы — высшее состояние бытия, сила духа, подлинная воля, данная божеством.
Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения.
Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья Пегаса, Феникса, Сфинкса, сирен, гарпий, драконов, грифонов…
У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось: Eidolon — от этого слова и произошло слово «идол».
Крылатые существа символизировали воздух, изменчивый элемент, в противоположность постоянному.
Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения. Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья Пегаса, Феникса, Сфинкса, сирен, гарпий, драконов, грифонов…
Колесо
Утилитарный предмет, совмещающий в себе символику круга и движения, оси и покоя, теснейшим образом связанный с символикой колесницы. Изображения колеса обнаруживаются издревле (в орнаментальном искусстве и архитектуре) и повсеместно как отражение его важности в культурной истории. Символ широкого охвата, сложный и включающий в себя несколько семантических слоев.
Как модель мироустройства образ колеса находит отражение в градостроительстве и архитектуре. Иран является классической страной колесного города с математически точным круговым контуром… Есть следы «колесной империи» и в древнем Цейлоне (Шри-Ланка), а также в брахманистской, джайнистской и буддийской литературе. С другой стороны, обод колеса, разделенный на секторы, служит иллюстрацией временных фаз, течения времени. В образе подобного «Колеса Года» на первый план выступает уже зодиакальный символизм.
По мере выветривания этих ритуальных функций образы колеса и колесницы стали пониматься как самостоятельные вне их связи с солнцем. К поздним символическим колёсным образам можно отнести. например, «Колесо Фортуны» или колесо как орудие пыток и казней (колесование). Основное значение:
В зависимости от числа спиц:
Крылатое колесо — чрезвычайная быстрота.
Качение колеса — Солнце, катящееся по небу, его поддержка в момент зимнего солнцеворота.
Содержание
В шумеро-семитской традиции колесо жизни и колесо Солнца — атрибуты солнечных богов Ашшура, Шамаша, Ваала и всех богов войны.
«Иран является классической страной колесного города с математически точным круговым контуром… сообразно иранскому представлению о расширенной, круглой, жестко ограниченной земле, которая делится на шесть каршваров (секторов), расположенных вокруг центрального, седьмого каршвара как „лучистого, звучного колеса“. Ступицу, спицы и обод имеет также иранская метрополия…»
В. Мюллер о древнеиранских «городах-кругах» (1961 г.)
Греки в знак поклонения богу Солнца вращали в своих храмах его совершенный символ, светящееся колесо, позаимствовав этот обычай у египтян.
Колесо с шестью спицами — атрибут Зевса/Юпитера как небесного бога.
Солнечное колесо символизирует колесницу Гелиоса (Аполлона) и является эмблемой Диониса.
Колесо жизни, по Проклу — символ цикла созидания, или колесо Иксиона. Оно также символизирует судьбу.
Анакреонт (580—495 до н. э.) говорил о неустойчивости судьбы: «Жизнь человека катится неустойчиво, как спица тележного колеса», но при этом именно посредством колеса достигается уравнивающая справедливость.
Саксонский бог Солнца имеет своим атрибутом огненное колесо.
Культ солнечного колеса, прекрасного и лучистого колеса, как оно называется в Эдде, сохранился и поныне:
Кольца, солнечные гулянья, шествия, танцы и бег по кругу с факелами устраивались с целью добиться благосклонности Солнца. Они дошли до наших дней в виде трёх Rogation days с их торжественными процессиями и молебнами к Господу о защите людей и животных от эпидемий и благословении полевых работ.
Для возжигания священного огня праздников Солнца вращали специальное колесо, и два кусочка дерева терлись друг о друга. Отсюда и ассоциации, связанные с этим двойным солнечным символом: на острове Малл у берегов Шотландии это колесо крутили с востока на запад, то есть в направлении движения Солнца.
В Швабии (Историческая область в Германии) небесный огонь получали, поджигая колесо повозки, завернутое в солому и закрепленное на вершине шеста с двенадцатью перекладинами.
Широко распространён обычай спускать с возвышенностей пылающее колесо в канун летнего солнцестояния (24 июня). В Шотландии известен обычай катания 25 декабря по улицам клави — (рождественское солнечное колесо — бочку, обмазанную горящей смолой), которую потом сбрасывали с холма. Это действо составляло часть празднования штормовой ночи. Подобное происходило и в некоторых других странах, например, в Швеции.
В древних бретонских альманахах день Рождества отмечался грубым изображением колеса, и в традиционных церемониях еще в начале века слышались отголоски культа солнечного колеса.
Наделяется вредоносными признаками (как возможная ипостась ведьмы) и одновременно свойствами оберега.
Солярная символика колеса проявляется в фольклоре, верованиях и народном орнаменте:
В украинских песнях солнце изображалось как колесо, которое «выше тыну стояло, много дива видало».
Другой ряд значений раскрывается в демонологических верованиях о колесе как одной из ипостасей ведьм и колдунов либо как средстве передвижения нечистой силы:
По украинским житомирским поверьям, в купальском костре сжигались старые колёса, метлы и бороны — для того, чтобы ведьма не могла на них ездить. Согласно южнорусским поверьям, ведьма преследует человека в Ивановскую ночь в виде катящегося по дороге колеса, и если его проткнуть палкой, то наутро женщина-ведьма окажется пробитой колом. Чтобы распознать, кто в селе занимается колдовством, жители Орловской губ. в ночь накануне Петрова дня катали по улицам надетое на палку новое колесо: считалось, что оно должно лопнуть возле дома, где живет колдун. Кашубы тоже верили, что если возле чьего-то двора отскочит колесо у едущей телеги, то именно там живет ведьма. Для того, чтобы отогнать ведьму от хлебного поля и не дать ей отобрать урожай, вечером накануне Ивана Купалы парни насаживали на кол старое колесо, поджигали его и обходили вокруг ржаной нивы (Смоленская губ.).
У восточных славян был известен обычай катать колесо по улицам села, приуроченный к Юрьеву дню (укр. карпат.), Иванову дню (бел., укр.), Петрову дню (ю.-рус.): старое тележное колесо (либо колесо, сплетенное из веников, либо большой венок из зелени, резиновые покрышки и т. п.) зажигали и скатывали с горы вниз или катали его по селу; иногда устраивали на колесе сидение и катали на нем девушек. Такое катание колеса приобретало значение оберега от нечистой силы. Например, на Гуцулыцине зажженные колёса пускали с горы в Юрьев день как средство защиты против ведьм; белорусы Витебщины считали, что если на Купалу катать по улице колесо, то это причиняет мучение местным ведьмам. В Полесье (Гомельская обл.) хозяева катали колесо вокруг своего дома, чтобы защитить цыплят от коршуна, домашний скот — от диких зверей, а затем укрепляли это колесо на высоком шесте и оставляли стоять до следующего Иванова дня.
На масленицу, на Ивана Купалу, в Петров день и др. праздники кое-где было принято устанавливать посреди села колесо на высоком шесте; это сооружение соотносилось с универсальным у славян образом мирового дерева (либо выступало в роли обрядового деревца) и в то же время обозначало ритуальный центр празднества. Так, на Украине и в Белоруссии вокруг такого шеста с надетым на него колесом устраивали купальские гулянья, игры и хороводы. В русских масленичных обрядах сверху на колесо сажали ряженых «мужика» или «бабу с прялкой»; прикрепляли к колесу знамя и в таком виде возили повозку по селу.
В хозяйственной и лечебной магии нередко практиковалось протаскивание предметов сквозь ступицу колеса. Например, чтобы обезвредить вырванную со своего поля «завитку», ее сначала протаскивали сквозь ступицу колеса а потом сжигали (полес.). При укусе змеи рану мыли водой, которую затем проливали через колесное отверстие (рус.). Белорусы, чтобы обеспечить всхожесть семян, пересыпали их через ступицу колеса.
В восточнославянских детских закличках, призванных сбить с пути летящих птиц, колесо символизирует замкнутое круговое движение. У белорусов и украинцев такие заклички адресовались аистам, журавлям или гусям: «Дядька бусел (то есть аист), закружись колесом! Твои дети за лесом!» или «Колесом дорога!».
Негативная семантика колеса проявляется в белорусских запретах, относящихся к невесте, наступать ногой на колесо, садясь в телегу или сходя с нее, «иначе у молодой столько лет не будет детей, сколько спиц в колесе». Хозяева не позволяли собаке есть то сало, которым подмазывали тележные колёса, иначе бы она заболела бешенством.
В доколумбовой Америке колесо не употреблялось, хотя его принцип был известен: в центральноамериканских культурах обнаружены обрядовые игрушечные изображения колесниц, сходные с подобными моделями Ближнего Востока и долины Индра.
В митраизме колесо олицетворяет Солнце, вращающееся в Небесах.
Бесконечное, совершенное завершение.
В ведийском мифе солнечный бог Сурья во время состязания теряет колесо своей колесницы, которое похищает громовержец Индра, убивающий этим колесом демона; потерянное колесо с помощью Индры подбирает конь Эташа, укрепляет его на колеснице Сурьи, который за это уступает ему место впереди колесницы.
Колесо, стилизованное под лотос, символизирует чакру.
Чакравартин — «поворачивающий колесо» — образ идеального монарха. Мюллер сравнивает государственное сокровище такого правителя с «колесной брошью ирландских королей (родственной и сходной драгоценностью, тоже передаваемой по наследству от одного венценосца другому)».
Существует также «Колесо Знаков», или Зодиак, символизирующий смену лет, времени и жизни, зависящих от Солнца.
Его спицы олицетворяют:
Центр колеса, ступица, символизирует светящуюся точку сознания, излучающую душевные свойства.
Дхармачакра может служить неиконическим изображением Будды.
Золотое колесо — символ духовной силы, и одно из Семи Сокровищ Правителя Вселенной, изображенных на Отпечатке Ступни Будды.
Колесо сансары (см.) в буддизме и джайнизме символизирует феноменальную сферу непрестанного изменения и становления.
Последователям джайнизма известно вечно вращающееся Колесо Времени.
Символ материального мира и мудреца.
«Мудрец — тот, кто достиг центральной точки Колеса и остается привязанным к „Неизменному Среднему“, пребывая в неразрывном единении с Истоком, участвуя в его неподвижности и подражая его бездействующему действию», «Тот, кто достиг высочайшей степени пустоты, будет пребывать в неизменном покое. Вернуться к корням — значит перейти в состояние покоя [10] ».
В сцене Изгнания из Рая на месте ангела-стража часто изображается огненное колесо.
В Книге Даниила пылающие колеса появляются вокруг головы Бога.
«Колёсный» крест олицетворяет господство Христа над всей землей. Древние ирландские могильные «высокие кресты» связывают элементы креста и круга на подобие «колесного креста», при этом его перекладины вырываются из круга, словно бы выходя за пределы земли и/или материального плана.
Древний символ солнечного Зевса/Юпитера трансформировался в монограмму Христа.
Изображение колеса на знаменах восставших во время крестьянских войнах связано с созвучием с «веретеном» (сборище) и символизирует сплочение в мощное соединение.
Солнечное колесо как символ плодородия и богатства со времён средневековья трансформируется в образ «колеса счастья» или «колеса жизни», которое никогда не останавливается, подвергая постоянным переменам человека то вознося на вершины власти и богатства, то вновь низвергает его в бездну ничтожества и нищеты. В последствие начинает рассматриваться как колесо богини счастья и удачи Фортуна. Это колесо — излюбленный образ итальянских миниатюристов. На их рисунках, Фортуна обычно изображалась как женщина, привязанная к вращающемуся колесу (символ мирской славы), бесконечное движение которого воплощает преходящий характер всех человеческих ценностей.
Мельничное колесо в воде
Мельничное колесо, на которое падает вода из акведука
Символ вечного движения, которое в древних восточных изречениях определялось как самое незыблемое из всего существующего; Аналог вращающегося замка из легенд о Граале, центра неподвижного мира, находящегося в вечном движении. Означает призыв к рыцарю отыскать местонахождение этого замка, духовного центра, но не верить, что когда-то он сможет овладеть конечной истиной.
Символ «колеса счастья» представляет десятая карта Таро, связываемая с символическим смыслом «верх и низ жизни, судьба, неотвратимость».
Колесо, увиденное во сне, служит символом Я и означает восхождение человека на новую стадию психического развития, достижение им нового состояния. Тот, кто видит себя в центре колеса, на его ступице, разрешил свои противоречия и освободился от диктата собственного Я и эгоизма. Возродившись в новом качестве, он познал смысл Вселенной.
С образом колеса судьбы связаны такие поговорки, как:
«колесо будет вращаться» — судьба пойдет своим ходом; «стремиться остановить колесо истории».
В мифологическом мышлении эта тема становится почти навязчивой, а в алхимии принимает форму контраста между летучим (движущимся, а потому преходящим) и фиксированным. На двойственную структуру колеса обычно указывают характерные рисунки, имеющие тенденцию ограничивать орнаментацию — стилизованную или изобразительную — периферией, тогда как круглое пустое пространство в середине либо остается незаполненным, либо в нем помещается какой-нибудь конкретный символ — например, треугольник или сакральная фигура.