Что означает красный гроб
Что можно было узнать по цвету гроба о покойнике
Николай Гоголь в своей повести «Невский проспект» упоминал о том, что бедняков в Петербурге хоронили в красных гробах. Однако известный драматург под словом «красный» понимал вовсе не цвет. Тем не менее по обивке гроба действительно можно было определить достаток семьи усопшего. И не только достаток.
Бедные и богатые
Как утверждает Т.К. Щеглова, автор сборника научных материалов «Этнография Алтая», в стародавние времена на Руси повсеместно хоронили умерших в долбленых деревянных гробах, которые делали из цельного куска дерева. В прошлом, если верить упомянутому изданию, гробы не окрашивали. Поэтому сказать что-либо о покойном на основании внешнего вида гроба было попросту невозможно. Да и по внутреннему «убранству» последней «обители» тоже нельзя было ничего определить. Изнутри гроб ничем не обивали. Дно устилали сухими листьями (часто от березового веника) или стружкой, оставшейся после изготовления гроба.
Позже гробы начали изготавливать из досок. И в этом плане гробы также ничем не отличались друг от друга. Как пишет Николай Костомаров в своей книге «Обычаи и нравы народов государства Российского», даже у представителей различных слоев общества гробы были одинаковыми — деревянными. Однако, по словам Костомарова, определить достаток покойного и его семьи стало возможным благодаря появившейся традиции обивать гроб тканью. Обеспеченные люди могли позволить себе обить разными материями внешнюю и внутреннюю поверхности гроба. Например, внутри гроб мог быть червчатым, а снаружи обтянут вишневым бархатом.
Революционная «мода»
Как правило, бархат был темно-вишневого цвета, поэтому неудивительно, что, когда после революции появилась мода хоронить умерших в гробах ярко-красного цвета, многих она шокировала. Так, Александр Куляпин и Ольга Скубач в своей книге «Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи» отмечают, как возмутили писателя Ивана Бунина красные гробы. «Что нужды, что это было, собственно, издевательство над мертвыми, что они были лишены честного христианского погребения, заколочены в гроба почему-то красные и противоестественно закопаны в самом центре города живых!» — писал Бунин, имея в виду устройство кладбища в центре города.
Не понимал погребение мертвых в гробах красного цвета и другой писатель, Михаил Пришвин. В своей книге «Цвет и крест. О трагической истории революционной эпохи» Пришвин писал: «Я спрашивал, почему хоронят в красных гробах и откуда это взялось, и для чего это нужно. Мне отвечали, что во время Французской революции хоронили убитых, завертывая в красную материю, и, значит, нам непременно нужно хоронить человека в красном гробу». Несмотря на негодование некоторых «приверженцев старого режима», как утверждают Куляпин и Скубач, красные гробы в советском быту прижились. Их используют на похоронах до сих пор.
Красный и другие цвета
Примечательно, что о красных гробах упоминал в своих произведениях и драматург Николай Гоголь, который, как известно, скончался в 1852 году и революцию не застал. Так, в повести Гоголя «Невский проспект» есть такие строки: «… извозчик тащит красный… гроб бедняка». Именно благодаря подобным описаниям некоторые переводчики считали, что в Петербурге действительно существовал некий обычай, согласно которому людей, не имевших достатка, хоронили в гробах красного цвета. По крайней мере этот факт отмечал в издании «Русское еврейство в зарубежье» Михаил Пархомовский. Однако в данном контексте слово «красный» обозначает не цвет. Под «красным» Гоголь понимал неокрашенный сосновый гроб.
Впрочем, Гоголь в каком-то смысле оказался пророком. Красные гробы, как уже было сказано выше, действительно вошли в «моду». Вообще впоследствии в России зародился настоящий траурный этикет, касающийся цвета гробовой обивки. По цвету материи и сегодня можно узнать возраст покойного. Как утверждает Л.И. Брудина, автор издания «Энциклопедия обрядов и обычаев», людей, ушедших из жизни в пожилом возрасте, хоронят в гробах, обитых красной тканью с черной каймой. Для погребения молодых людей используются гробы, которые обивают белой материей, но с такой же черной каймой. Если же по той или иной причине умер ребенок, то для него приобретают гроб, обтянутый розовой тканью.
Цвет гроба: традиции и символика
Цветовое решение похоронных принадлежностей во многом зависит от культурологических особенностей той местности, где происходит погребение. Так исторически сложилось, что на территории нынешней Беларуси наиболее распространёнными окрасами для гробов были красный, белый и чёрный. Каждый из колеров ассоциировался со смертью, но в разной ипостаси и значении.
Древнейшие языческие традиции: белый гроб
Белый цвет принято отождествлять со смертью из-за характерной бледности кожных покровов умершего. Кровь отливает от конечностей, скапливается во внутренних органах, и потому даже темнокожие люди после своей кончины становятся заметно светлее. Примечательно, что аборигены Новой Гвинеи и Австралии, впервые увидевшие белого человека, посчитали его пришедшим с Небес скончавшимся предком.
На Дальнем Востоке и в Индии в белые одежды обряжают не только покойного, но таковые одевают сами скорбящие. Ведь усопший перешёл на новый круг перерождения, а значит он очищен от земной скверны. В знак этого на поминальный стол также ставят еду белого цвета: рис, куриное филе, сметану, сало и т. п.
Европейский траурный этикет: чёрный гроб
В античные времена считалось, что умерший попадает прямиком в Царство Аида и там остаётся навечно. Потому именно с кромешной тьмой в подземелье владыки мёртвых стали ассоциировать любые погребальные атрибуты – носилки и катафалк, одежду почившего и скорбящих, покрывала и траурные повязки. Позднее чёрный цвет стал символом траура во всех европейских странах.
Достаточно примечательно соблюдение этикета среди монарших особ. Глубокая скорбь поселилась в сердце родных убитого герцога бургундского, Иоанна I Бесстрашного. Его сын Филипп, находясь в трауре, встречал королей Англии и Франции в чёрном бархатном плаще, восседая на чёрном коне. Военный эскорт по данному поводу также состоял из лошадей гнедой масти, а сами участники были оснащены двумя тысячами чёрных флажков, чёрными штандартами и знамёнами.
Впрочем, во Франции иногда отступали от привычного регламента. Например, в дни траура королеве и всему двору предписывалось носить чёрное, тогда как сам король облачался в красное. Видимо, правитель более остро чувствовал скорбь по смерти своих родственников. Для парижан также было необычным провожать в мир иной изгнанного из королевства Армения владыку Льва Лузиньяна, чьи одеяния и прочие погребальные атрибуты на похоронах были кипенно-белыми.
Обычаи советского времени: красный гроб
С самого начала революционного движения в России умерших большевиков принято было хоронить в гробах красного цвета. Своего рода примером послужила погребальная церемония Николая Эрнестовича Баумана, революционера-большевика, что скончался от пули черносотенца 18 октября 1905 года. Похоронная процессия из 200 тысяч человек несла множество алых стягов и цветочных венков, перевитых красными лентами. Во главе шествия несли партийное знамя, затем крышку гроба и сам гроб, драпированные карминово-красной материей. Рабочие из числа скорбящих были объединены по цехам, и все они пели в едином порыве: «Вы жертвою пали в борьбе роковой!»
Белый, чёрный или красный?
Примечательно, что триада цветов «белый-красный-чёрный» могла использоваться параллельно. Например, в советское время, всех комсомольцев хоронили в гробах алого цвета, отороченных чёрной канвой. Непартийных укладывали в домовины, обитые белой или чёрной тканью, подчёркивая тем самым их идеологические расхождения с линией партии при жизни. А вот у киргизов вывешенный над юртой флаг обозначал возраст умершего. Если умер молодой человек, то выставляли алый стяг, зрелого возраста – чёрный, а пожилого – белый.
Мусульманские погребальные обряды: зелёный гроб
В исламе траурным цветом считается зелёный. Просто потому, что белые и чёрные одежды более практичны в быту для жителей пустыни. Зелёный же среди мусульман повсеместно воспринимается как цвет скорби. На похоронах правоверного допускается использование деревянного ящика, сбитого из досок или обитого тканью зелёного колера. Саван, при его наличии, также данного окраса или молочно-белого.
Похоронная служба Ритуал.бел имеет в своём ассортименте широкий выбор погребальных принадлежностей различной расцветки. Помимо красных, чёрных, белых и зелёных обитых тканью гробов, вы можете приобрести смертный одр задрапированный жёлтой, голубой, синей и иного колера материей. Узнать о наличии заинтересовавшей вас расцветки и модели ритуального атрибута можно по телефону +375 (29) 114-33-33. Звоните нам круглосуточно.
Цвет гроба: как сделать правильный выбор?
Какой выбрать гроб
Гроб по праву считается главнейшим атрибутом погребения, и его цветовое оформление должно обязательно соответствовать общеизвестным нормам и представлениям, принятым в конкретном обществе в определённое время.
Белый гроб: откуда это пошло?
Белый цвет на похоронах всегда отсылает к бледному облику усопшего. Историческая справка: много веков назад жители Новой Гвинеи сильно испугались и переполошились, когда в первый раз столкнулись с белыми людьми. Они подумали, что к ним вернулись их мёртвые родственники из мира мёртвых. Таких же взглядов в своё время придерживались и аборигены Австралии.
А вообще на Дальнем Востоке традиционным считается белый цвет траура (гроб белого цвета, белые одежды на скорбящих, «угощения» для усопшего тоже белого цвета).
Чёрный гроб: европейские традиции
Чёрный цвет траура отсылает к древнейшим античным временам и связан он с Аидом — Богом подземного царства. Да и в Западной Европе, начиная со средневековых времён, чёрный цвет во время панихиды всегда превалировал. Так хоронили и королей, и простолюдинов.
Красный гроб: революционные перемены
Красный цвет стал особенно востребован после революции 1917 года. Однако отсчёт своей популярности он ведёт ещё с 1905 года, когда хоронили Николая Баумана — известного большевика. И далее в советское время традиционным остался красный гроб и кайма чёрного цвета.
Какие сейчас цветовые варианты?
В настоящее время выбор наиболее оптимального цвета гроба достаточно широк и разнопланов. Многие ритуальные службы рекомендуют для молодых покойников выбирать светлые оттенки, а для тех, кто постарше, — более тёмные.
Да и, исходя из последних пожеланий самого покойного, а также предпочтений его родных, гроб может быть оформлен эксклюзивно, в том числе в той цветовой гамме, которую покойный любил при жизни.
Каких умерших в России хоронили в гробах красного цвета
В повести «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь упоминает факт, что в Санкт-Петербурге некоторых умерших хоронят в красных гробах. Что на самом деле писатель имел ввиду? И как по цвету домовины можно было определить статус покойного?
Бедные и богатые
Как утверждает Т.К. Щеглова, автор сборника научных материалов «Этнография Алтая», в стародавние времена на Руси повсеместно хоронили умерших в долбленых деревянных гробах, которые делали из цельного куска дерева. В прошлом, если верить упомянутому изданию, гробы не окрашивали. Поэтому сказать что-либо о покойном на основании внешнего вида гроба было попросту невозможно. Да и по внутреннему «убранству» последней «обители» тоже нельзя было ничего определить. Изнутри гроб ничем не обивали. Дно устилали сухими листьями (часто от березового веника) или стружкой, оставшейся после изготовления гроба.
Позже гробы начали изготавливать из досок. И в этом плане гробы также ничем не отличались друг от друга. Как пишет Николай Костомаров в своей книге «Обычаи и нравы народов государства Российского», даже у представителей различных слоев общества гробы были одинаковыми — деревянными. Однако, по словам Костомарова, определить достаток покойного и его семьи стало возможным благодаря появившейся традиции обивать гроб тканью. Обеспеченные люди могли позволить себе обить разными материями внешнюю и внутреннюю поверхности гроба. Например, внутри гроб мог быть червчатым, а снаружи обтянут вишневым бархатом.
Революционная «мода»
Как правило, бархат был темно-вишневого цвета, поэтому неудивительно, что, когда после революции появилась мода хоронить умерших в гробах ярко-красного цвета, многих она шокировала. Так, Александр Куляпин и Ольга Скубач в своей книге «Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи» отмечают, как возмутили писателя Ивана Бунина красные гробы. «Что нужды, что это было, собственно, издевательство над мертвыми, что они были лишены честного христианского погребения, заколочены в гроба почему-то красные и противоестественно закопаны в самом центре города живых!» — писал Бунин, имея в виду устройство кладбища в центре города.
Не понимал погребение мертвых в гробах красного цвета и другой писатель, Михаил Пришвин. В своей книге «Цвет и крест. О трагической истории революционной эпохи» Пришвин писал: «Я спрашивал, почему хоронят в красных гробах и откуда это взялось, и для чего это нужно. Мне отвечали, что во время Французской революции хоронили убитых, завертывая в красную материю, и, значит, нам непременно нужно хоронить человека в красном гробу». Несмотря на негодование некоторых «приверженцев старого режима», как утверждают Куляпин и Скубач, красные гробы в советском быту прижились. Их используют на похоронах до сих пор.
Красный и другие цвета
Примечательно, что о красных гробах упоминал в своих произведениях и драматург Николай Гоголь, который, как известно, скончался в 1852 году и революцию не застал. Так, в повести Гоголя «Невский проспект» есть такие строки: «… извозчик тащит красный… гроб бедняка». Именно благодаря подобным описаниям некоторые переводчики считали, что в Петербурге действительно существовал некий обычай, согласно которому людей, не имевших достатка, хоронили в гробах красного цвета. По крайней мере этот факт отмечал в издании «Русское еврейство в зарубежье» Михаил Пархомовский. Однако в данном контексте слово «красный» обозначает не цвет. Под «красным» Гоголь понимал неокрашенный сосновый гроб.
Впрочем, Гоголь в каком-то смысле оказался пророком. Красные гробы, как уже было сказано выше, действительно вошли в «моду». Вообще впоследствии в России зародился настоящий траурный этикет, касающийся цвета гробовой обивки. По цвету материи и сегодня можно узнать возраст покойного. Как утверждает Л.И. Брудина, автор издания «Энциклопедия обрядов и обычаев», людей, ушедших из жизни в пожилом возрасте, хоронят в гробах, обитых красной тканью с черной каймой. Для погребения молодых людей используются гробы, которые обивают белой материей, но с такой же черной каймой. Если же по той или иной причине умер ребенок, то для него приобретают гроб, обтянутый розовой тканью.
Почему гробы обивают именно красным материалом?
У вас либо устаревшие, либо неверные сведения.
Ну почему обивают только красным материалом, есть и черным, я недавно хоронил родственника и покупал гроб в нашей ритуальной конторе, там были гробы обитые и материалом серого цвета-самые дешевые и черного и красного и лакированные коричневатые. Раньше умерших членов КПСС-коммунистов хоронили, как правило, только в гробах обитых красным материалом, а беспартийных как придется, но некоторые беспартийные делали завещание ни в коем случаи не хоронить их в «красных» гробах, видимо до конца жизни не принимали коммунистические идеи. Почему сейчас популярны гробы обитые красной материей? На мой взгляд, это красивей выглядит для родственников умершего, ему то все-равно в каком гробу его похоронят, он уже не увидит. И красное, значит красивое на старом русском языке.
Существует много примет и суеверий по этому поводу. И люди начинают неосознанно думать о том, что в гроб женщине (хотя в принципе не важно кому) нужно положить всякого, якобы очень нужного и необходимого, которое каким-то образом поможет и пригодиться покойной. На самом деле ничего не надо класть в гроб, будет ли покойный женщиной, мужчиной, ребенком, пожилым человеком. Не стоит загружать гроб умершего (как посылку в загробный мир) ненужными предметами, вещами. Пусть душа уйдет налегке, а телу, рядом с которым укладывают что нипоподя это не пригодиться в любом случае. Что происходит с телом в гробу можно почитать здесь, я отвечала на вопрос. А душа наша бессмертна и ей не нужны там мирские (людские) предметы.
Покойную женщину обычно одевают (желательно в легкое ситцевое платье, в виде ночной сорочки) и обязательно покрывают голову платком, тело накрывают погребальным покрывалом. Это все, что необходимо.
Виктор Любовцев умер 1 февраля 2018 года в городе Москва. Журналисту на тот момент было 84 года. Причину смерти родственики предпочитали не называть, только подтвердили уход из жизни Любовцева. Я считаю, что причиной стал почетный возраст журналиста. О дате прощания и месте так же не пожелали сообщить. У семьи горе, их можно понять. Так что к похоронам постороних решили не подпускать, все в кругу семьи, друзей, коллег.
Но, осмелюсь предположить, что родственики просто решили многое утаить от общественности и на то были свои причины о которых можно только гадать.
Мне вообще как то так кажется что Виктор Ампилов родился не в то время. Он был бы более органичен, в октябре 17 го, а не в октябре 93 го.
Для меня самое жуткое, когда на гроб землю начинают кидать. Тяжелее этого нет ничего. В крематории, где довелось побывать мне, гроб уезжает куда-то и закрывается занавес. Настоящий занавес. И вроде все понятно, все закончилось, но ощущения от прощания совсем другие, более светлые что ли.