Что означает красный сарафан в русской культуре

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Обещанное о сарафанах. В прошлый раз я искала для детей богатырей и русских красавиц. Закончилось это публикацией о кокошниках. С кокошников, то есть портретов в них и начнем.

Это портрет крестьянки. Да, крестьянки. Торопецкий уезд, 18 век (художник. неизвестен)

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Это тот самый жемчужный кокош, который одевался на свадьбу и носился до рождения первенца. Эх, какие у нас были крестьянки. А представляете, как выглядели наши дворянки? Дух захватывает.

Тут замечу, что к свадьбе готовились годами, каждый костюм — произведение искусства. Один раз замуж-то шли, ага, дело-то серьезное.

А вот еще портрет неизветного. Горожанка Тверской губернии

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

К кокошнику, естественно, нужен сарафан, к сарафану рубаха. И еще фартук — на каждый день.

Первое упоминание о сарафане было в новгородской летописи 1376 года. Тогда их носили преимущественно мужчины. Да!

То есть давно мы начали у мужчин одежду экспропреировать. задоооолго до брюк, галстуков и рубашек (начали-то с сарафанов, как выяснилось).

Самые яркие и красивые сарафаны — свадебные, красные. Красное и красивое на Руси означало одно и то же. Красный сарафан одевала невеста после венчания. Во время венчания наряд был скромный — черный или серый сарафан. Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян. «

Сарафаны из Сергиево-Посадского музея. Свадебный сарафан.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Вологодская губерния 1870 г. Свадебное платье

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Девичий сарафан, сембирская губерния

Красили сарафаны наших пра-прабабушек.

Даша за рукоделием

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

А это портреты наших современниц, в русских сарафанах.

фотографии Дмитрия Давыдова — инженера-математика, професионального фотожурналиста.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Когда я смотрю на эти фотографии, я и представить себе не могу (честно, честно). Сколько работы вложено мастерицами, в каждый сарафан и рубаху. И почему законодателями моды стали французы? Эх.

Тут я сделаю небольшое отступление.Сверху сарафанов носили. правильно! Передники! Передник — это удобно, практично. Передник не давал пачкать сарафан и не только. Внимание! Слинго-мамы! Смотрите, как носили своих детей наши бабушки. Фото и передник Екатерины Полянской.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Колыбелька за спиной

Это не слинг, не-а, это то, что мы называем: «в подоле принесла». Вот так в пололе принесла, в подоле — унесла, и спать в нем же уложила.

Желаю всем отличного воскресного вечера и легкого понедельника.

Источник

Красный цвет в русской народной одежде

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

«Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!»

Народный костюм — своеобразная форма эстетического самовыражения, где цвет — это язык народа, особый способ выражения чувств. Одним из самых первых цветов в русском народном костюме, который сразу представляется, это красный. Красный цвет символизировал долголетие, плодородие, силу и власть. Это цвет огня и солнца. Он помогал выражать славянам свое настроение и оптимизм.

Преимущественно красного цвета был узор вышивки на рубахах, передниках, навершниках, шушпанах, изготовлявшихся из льняных или шерстяных тканей белого цвета. Красный цвет был у народа самым любимым. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежда из красной ткани (сарафаны, поневы), вышивка красными нитками.

Господство красного цвета в декоративном решении одежды характерно для многих народностей. Можно встретить выполнение декора только красным цветом. Например, в вышивке на предметах одежды северных областей России использованы богатейшие оттенки красного цвета: от нежно-розового до густо-красного. Стежками, выполненными красной ниткой, строятся и контуры рисунков, и их внутренняя часть. Узор то сгущается, то делается редким. В сочетании с яркими кусками кумача на поликах, ластовицах, на концах рукавов и передников образуются удивительные тональные композиции. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию.

Преобладание красного цвета в украшениях характерно и для одежды народностей Волго-Камья. Так, марийская вышивка отличается особой красотой оттенков красного цвета: от яркого до темного красно-коричневого.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. Например, в большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.

Яркий малиновыйнежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.

Декор, построенный на гармонии красного цвета с оранжевым, пурпурным и зеленым был характерен для нарядной одежды населения Тамбовской губернии.

В традиционных русских костюмах XIX-начала XX вв. использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый из них имел свое название.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан. «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Символика цвета в русском костюме.

2) Красный.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5] (конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон ярославской пожнивной рубахи разительно отличается от вологодской.

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально «рожала» рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поскольку красный цвет в народном представлении символизировал кровь и жизненную силу, то подолы жнивных рубах плотно покрывались красными полосами, чтобы сила эта «стекала» в землю. В Ярославской губернии подолы украшались особенно богато, узорная полоса там достигала 60 см.

3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя т.наз. «чернильные орешки».

Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :

Рубаха синяя, что указывает либо на «первый» возраст старости носителя (50-70 лет, «престарелые»), либо на статус старшего мужчины в семье (т.е. носителю могло быть лет 25-30, но если оноставался последним взрослым мужчиной в роду, то мог носить синее). Ворот, рукава и низ рубахи отделывались кумачом и тесьмой («контурный оберег»). Кроме того, все швы закрывались либо тесьмой, либо кумачом. Ластовицы (подмышечные детальки) тоже делались красные.

Верх рубахи делался на подкладке. Для подкладки использовалось что угодно : от домотканой пестрядины до обрезков покупной набивной ткани (в более позднее время).

Рубаха практически не украшена, т.к. это уже не жениховско-молодежная вещь, призваная привлечь внимание, а одежда солидного достойного мужчины (либо по возрасту, либо по статусу).

Источник

А сшей-ка ты мне, матушка, красный сарафан, или Дресс-код по-русски

И я очень рада была, когда уже совсем взрослой дамой вновь надела сарафан для выступления – ощущения себя КРАСАВИЦЕЙ и эмоции остались те же, как в 13 лет.

Что ли вы знаете о русском народном костюме? Для многих русский наряд представляет из себя исключительно кокошник, лапти, сарафан и косоворотку. А между тем, костюм может быть своеобразным учебником по истории культуры страны, который расскажет об эпохе, нравах, суевериях.

В течение последних десятилетий для многих русский национальный костюм был атрибутом выступлений артистов, уместным лишь на сцене. Однако в последнее время многие дизайнеры видят в русском народном промысле неиссякаемый источник вдохновения.
«

Не зря сейчас вновь набрали популярность павлово-посадские платки, потрясающие узоры которых используются при создании новых коллекций. Узоры гжельских и хохломских мастеров также пользуются особым спросом в индустрии моды и дизайна.

Художники, модельеры и дизайнеры перестали действовать с «оглядкой» за рубеж, а обратились к национальной культуре, которая богата своей уникальностью и красотой. Все это не могло стать толчком для того, чтобы национальные наряды вновь стали популярны.

Причем, русский народный костюм проник не только в повседневность, но и в праздничную сферу жизни. Например, с каждым годом все больше людей, которые в качестве свадебного наряда выбирают русские национальные костюмы. Это позволяет сделать свадьбу яркой и оригинальной.

Возрождение традиции русского народного костюма в совокупности с новыми технологиями позволяет сохранять наше уникальное культурное наследие.

1) Самым ярким элементом гардероба русской женщины был летник. Летник — старинная верхняя женская одежда, которая застегивалась до горла и сильно расширялась к подолу. Особенностью были очень широкие и очень длинные колоколообразные рукава. У царицы Евдокии было 56 летников – в общем-то, скромно…

2) На Руси свадебный наряд обязательно имел в себе красный цвет, а состоял он из сарафана, а также ярких лент, которые вплетали в прическу невесты.

3) Кружево в русском национальном костюме имело особое значение. Это было не только украшение, но и талисман от злых духов. Кружева защищали грудь, руки и голову, а когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно.

4) Первый раз кокошник девушка надевала на свадьбу и носила до рождения первенца, а затем голова покрывалась платком.

5) Особое внимание уделялось поясу. Потерять пояс – значило опозориться. Отсюда и пословица: «Без креста и без пояса» (Буквально значило: «Ни стыда у тебя, ни совести!»). Кроме того, пояс тоже был важным оберегом: порой на нем вышивали слова молитв.

Источник

«Сарафан в русском народном костюме»

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Министерство Российской Федерации

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

в русском народном костюме»

Исследовательский проект по технологии.

Выполнила: уч-ся 11 кл. МБОУ СОШ №1, г. Данилова –

Руководитель: учитель технологии высш. категории

Задумавшись в этом учебном году над тематикой проектирования, я решила остановиться на теме русского народного костюма. Так как я занимаюсь в фольклорном ансамбле «Славёна», то решила сшить народный костюм своими руками.

Тематика народного костюма мне всегда была интересна. В народном костюме заложена сама мудрость нашего народа. Костюм может рассказать, чем и как жили наши предки, что ценили, какие тайны, и традиции у них были. Это очень интересно!

Мой проект поможет мне окунуться в мир плечевых изделий в народном костюме. Я узнаю, какие существуют разновидности сарафанов в русском народном костюме, их значение и символику, традиции, связанные с сарафаном.

Помимо изделия, которое мне поможет закрепить мои навыки в обработке швейных изделий, я думаю, у меня получится и очень интересная исследовательская работа.

Цель проекта – исследовать значение сарафана в русском народном костюме и изготовить сарафан для русского народного костюма.

1. Планирование деятельности

2. Дизайн-анализ проекта

3. Анализ моделей для изготовления изделия

4. Выбор материала для изготовления изделия

5. Выбор вида отделки для оформления сарафана

6. Расчет себестоимости изделия

7. Изготовление изделия

9. Оформление документации

10. Разработка презентации

12. Анализ проведенной деятельности

Результат проекта – сарафан для народного костюма.

Звёздочка обдумывания

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Дизайн – анализ проекта

«Бывает красота движения и красота покоя.
Русский народный костюм – это красота покоя.
В его статике отражена яркая приподнятость,
чувство бодрости и здоровья».

1. Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЗначение русского народного костюма.

Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций. С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается из-за необходимости не нарушать условия их хранения.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреОдежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей. Очень долго по одежде можно было определить, где живёт человек. При исследовании подлинников русского народного костюма установлено их характерное отличие для всех географических зон и регионов. Это объясняется свойственным тому времени почти повсеместным оседлым образом жизни, малым уровнем миграции населения.

Русский народный костюм всегда являлся объектом материальной и духовной культуры. Одновременно с этим своим качеством он — знак (символ), кодирующий половые, региональные, функциональные различия людей, т. е. особый способ передачи информации.

2. Русский народный костюм

2.1. Символическое значение одежды русского костюма.

v Слово «КОСТЮМ», пришедшее из французского языка, означает «ОБЫЧАЙ».

v Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создает облик человека определенной эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре2.2. Виды одежды русского костюма.

v Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

v Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреМужчины носили рубаху и порты. Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданное.

· Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре а для девочек – сарафан или понева.

Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, кос­ точек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки.

Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты.

v Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреДевичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался он и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.

2.3. Деление женского русского костюма

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

v Южнорусский комплекс отличался наличием поневы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреГоловные уборы: сорока, кичка.

· Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.

Сарафану в северном русском народном женском костюме уделялось особое внимание. Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.

Он шьется из 4-5 прямоугольных полотнищ, собранных на груди и спине под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками

Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину.
Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

2.4. Вышивка в русском народном костюме

Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

v Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.

v Желтый – кратковременной разлуки.

v Зеленый –растительный мир.

v Синий, черный – тьма, горе.

v Белый – свет, праздник.

v Голубой, серый – надежда.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреОрнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты).

Вышивка на одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки имели символическое значение:

· Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЭто прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца.

· геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.

· волнообразные линии – вода. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. Линии располагали их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

· Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреЧто означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

· В Ярославской губернии часто изображали небольших птичек около несложного куста с тремя ответвлениями.

2.5. ТКАНИ, применявшиеся для покроя и пошива народного костюма.

АРМЯЧИНА — сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX веках армянина вырабатывалась ка­захами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками.

АТЛАС — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII — начале XX века производились на русских мануфактурах и фаб­ риках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX века не получили большого распро­странения.

КАМКА — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одно­ цветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с ма­ товым узором (фоном). В XIX веке термин «кам­ ка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII—XIX веках на русских мануфактурах и фабриках.

КАМЛОТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлени­ ем шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов.

КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне ка­ шемир очень ценился, использовался для изго­ товления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы.

КИСЕЯ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В кресть­ янском костюме использовалась для рубах и покрывал.

КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во вто­ рой половине XIX века китайкой изредка назы­ вали и такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета.

КРАШЕНИНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет.

КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой по­ ловине XIX века изготавливался татарами Казан­ ской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, жен­ ских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов. ластик — полушерстяная подкладочная ткань фабрично­ го производства.

НАБОЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубо­ вая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополни­ тельный узор, обычно мелкие кружки — «де­ нежки». Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах.

ПАРЧА —- ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначен­ ной для праздничных костюмов. В XVI—XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Ита­ лии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма.

ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обычно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко ис­ пользовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки.

САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась так­ же полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления ис­пользовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов.

СЕРМЯГА (СЕРМЯЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды.

СИТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Осо­ бенной популярностью пользовался так называе­ мый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором.

СУКНО — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавлива­ лось в XIX — первой четверти XX века на рус­ ских фабриках и в кустарных мастерских, ис­ пользовалось для шитья верхней одежды.

ТАФТА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколь­ ко жесткой поверхностью. Жесткость появля­ лась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту выраба­ тывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов.

ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства.

ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, изготовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды.

ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (кужельный, новина, усчина), на будничную — бо­ лее грубый (изгребный). Холст широко исполь­ зовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века.

ЮФТЬ — тонкая цветная кожа.

Разработка идеи проекта.

1. Анализ идей и выбор изделия.

1. Глухой косоклинный

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуре

3. Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть фото Что означает красный сарафан в русской культуре. Смотреть картинку Что означает красный сарафан в русской культуре. Картинка про Что означает красный сарафан в русской культуре. Фото Что означает красный сарафан в русской культуреГлухой косоклинный на лямках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *