Что означает круг в китае
Круг и сфера
В глубокой древности круг считался символом годовых сезонных циклов, которые обозначались при помощи звуков, во время произношения которых рот принимал кольцеобразную форму. Геометрическая символика круга имеет тройное значение: это и круговорот жизни, и временной цикл, и божественное начало. В центре круга находится точка, из которой берет начало движение, а сама эта фигура является своеобразным «развитием» этого центра. Таким образом, точка толковалась как начало жизни, тогда как сам круг служил олицетворением цикличного повторения времен года, жизни и смерти, времени суток.
Зодиакальный круг изображает хоровод планет вокруг Солнца, который находит отражение в архитектуре кругоподобных храмов, круговом танце дервишей, движении мусульманских паломников вокруг Каабы в Мекке, а также православного священника с кадилом в руках вокруг алтаря. Все эти обряды символизируют собой участие в великом ритме Вселенной.
Символ Уроборос — круг, представленный в образе змеи, кусающей свой хвост, — олицетворяет вечность и жизнь. В астрологии круг ассоциируют с солярным символом, порождающей силой Солнца, перед которой преклонялись еще древние египтяне, что нашло свое отражение в изображении кнефа — крылатого диска. Древние люди также использовали идею круга в ритуалах поклонения солярному богу. Неотъемлемой частью таких ритуалов стали замкнутые кольцеобразные шествия-хороводы. Считалось, что так можно оказать содействие божеству в трудные периоды его годового цикла: во время солнцестояния, равноденствия, затмения.
Круг использовался как мощное средство защиты от злых духов, которые не могли вступить в пространство, ограниченное этой геометрической фигурой, прочерченной на земле или полу железным стержнем, а позднее просто мелом. Как пример, можно вспомнить произведение Гоголя «Вий», в котором описывается, как нечистая сила не могла заметить и, следовательно, навредить Хоме, очертившему вокруг себя круг. В Китае вокруг костра, на котором сжигают заключенных в сосуд злых духов, мелом рисуют окружность, олицетворяющую крепость, лишенную выхода, из которой невозможно сбежать.
Схожую функцию выполняет земляной вал, который китайцы возводят вокруг могил, чтобы отпугнуть злых духов, крадущих приношения, предназначенные для усопших. Китайцы также используют амулеты в виде золотого обруча, который снабжают широкой защелкой, носящей название застежки долгой жизни. Эта застежка служит олицетворением того, что дух долголетия и счастья находится в безопасности (буквально «закрыт на замочек») и впредь сможет посылать благодеяния владельцу оберега. Обычно такие своеобразные замки родители дарят новорожденному на 19-й день второго лунного месяца, на который выпадает день рождения Будды.
К символике магического круга достаточно близки цепочки защиты, которые маги вычерчивают вокруг людей и растений. Считается, что таким образом последние смогут приобрести сверхъестественные свойства, а человек сможет оградить себя от дурных влияний. В Японии аналогичную функцию выполняет священная веревка из рисовой соломы, называемая шименава. Согласно мифологическим представлениям японцев, она препятствует окончательному исчезновению солнца. Также, в целях защиты от вредоносных духов, ее набрасывают на деревья, священные холмы, участки, на которых планируется вести строительство, различные сооружения и т.д.
Под Новый год шименава укрепляют над входом в частные дома или храмы. Говоря о символизме круга, следует также упомянуть и волшебные кольца, которые носили кудесники, чтобы защитить свои пальцы от опасных влияний (именно от них и произошли различного рода кольца, браслеты и т.д.), а также для обеспечения связи между душой и телом. После смерти человека они снимались, чтобы дух мог вознестись на небо, а не остался прикованным к телу усопшего. Тибетские ламы также имеют магический инструмент кольцеобразной формы. Это киилор — круг, предназначенный для медитации. Буддисты верят, что он очерчивает духовные флюиды и мандалу — цветную диаграмму, которую рисуют на ткани, бумаге, металле или земле.
Что означает символ Даосской монады
Внутри круга симметрично расположены две точки: белая на черном фоне и наоборот, черная на белом. Эти точки повествуют о том, что две великие силы вселенной несут в себе зарождение противоположности. Черное и белое поля означает Инь и Ян, они так же симметричны, но их симметрия не статична. Благодаря такой симметрии, происходит непрерывный круговорот, и когда одно из начал достигло своего апогея, оно уже готово отступить: «Ян, достигая вершины своего развития, отступает перед Инь. Инь, достигая пика развития, отступает перед Ян».
Инь и Ян – это два противоположных и взаимозаменяющих начала, пронизывающие всю китайскую культуру. Древние китайцы считали, что все проявления Дао были порождены при помощи взаимодействия двух разносторонних сил.
Разделу Неба и Земли предшествовала первозданная целостность мира. Началом всего существующего называли Хаос. Для творения мира, хаосу необходимо было распасться. Он диссоциировался на 2 основных элемента: Инь и Ян.
Изначально Инь и Ян означали темный и светлый склоны горы. С одной точки зрения они представляли только разные склоны горы, с другой – они ничем не отличаются друг от друга. Их качественное отличие можно обусловить определенной силой, солнцем, которое освещает оба склона по очереди.
Инь и Ян соотносятся с такими стихиями, как огонь и вода. Цикл данных стихий включает 2 этапа, которые символизируются со стихиями металла и дерева. Таким образом, образуется трансформационных круг Инь и Ян, который имеет свой центр. Эмблема центра круга – это стихия Земли. Таким образом, разворачивается пятеричная структура, объединяющая в себе Инь и Ян с триадой творения, поэтому и является символом мироздания.
Что означает круг в китае
Геометрическая фигура, представляющая собой совокупность точек, ограниченных окружностью — замкнутой правильной кривой линией, равноудалённой от центра фигуры; универсальная проекция на плоскость шара (сферы). Универсальный образ гетерогенного происхождения и значения из числа наиболее значимых и распространённых элементов мифопоэтической символики. Чаще всего выражает идею единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства.
Схема мирового древа и близкие к ней варианты неоднократно подчёркивают идею круга, нередко мультиплицируя её:
Перенесение мифологических пространственно-космических представлений на социальную среду можно усмотреть:
Следует отметить почти универсально распространённую связь круга и других круглых форм с женским началом.
Круг в сочетании с другими фигурами и символами образует широко разветвлённую область символических и эмблематических ассоциаций. Некоторые из них:
«проявленной сущности», гармонии, порядка Космоса — и имеет предметную соотнесённость с колесом. полный цикл и возобновляющееся совершенство, разрешение всех возможностей в существовании точка, откуда берёт начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг — это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времён года, жизни, смерти, дня, ночи и т. д.
— солярный круг, Всеведение, совершенство, Семь Небес.
Символическим контрастом кругу является квадрат, представление об их связи достаточно регулярны в мире универсальных и духовных форм, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Они предполагают друг друга, а их совмещение (соединение) представляет интеграцию, соединение. Вписать квадрат в круг — значит трансформировать сферическую форму Небес в прямоугольную форму Земли (в культовом здании, храме или церкви), опустив Небо до Земли и объединив четыре элемента, и возвратиться к изначальному состоянию простоты в единстве. Промежуточной ступенью такой трансформации является восьмиугольник. Обычные соответствия круга и квадрата в паре:
Область функционирования круга многообразна — от культовых принадлежностей и овеществлённой магии (амулеты и т. п., часто характеризующиеся круглой формой) до концепций искусства и науки;
Символику круга разделяют:
Прежде всего я хочу проследить, откуда исторически появилось понятие традиционной древнекитайской философии о «круглом Дао», почему прежние поколения мастеров тайцзицюань стали добиваться в своих занятиях «округлости».
«Если внезапным прозрением постичь неисчерпаемое и проникновенное, то напрямую достигнешь нирваны». («Сочинение «Прозрение истины»».)
«Мудрый ощущает неисчерпаемое и проникновенное, и не имеет сомнений» («Трактат о грубом и величественном», цзюань 22). А именно, в круге нет изъянов, для проникновенного нет препятствий.
В «Трактате о военном искусстве Сунь Цзы» в главах «Форма» и «Образ действий» говорится о том, как использовать войска; там также используется иероглиф «круг». Ниже мы приведем три примера:
«Многочисленное и запутанное (войско), в сражении беспорядочно, но нельзя (допускать) беспорядочности; первоначальный хаос формируй в круг и не будешь знать поражений».
C точки зрения исследований в области физиологии человека, каждый вид физической культуры неразрывно связан с кругом, все они полностью основаны на вращениях. Это касается не только круговых движений, но и тех видов физической культуры, которые визуально основаны на прямолинейных движениях. Например, бег. Кажется, что движения идут по прямой траектории, однако в процессе бега руки и ноги постоянно совершают поступательные вращательные движения. А именно, на прямой линии при ходьбе или беге, в момент возвратно-поступательных движений непременно присутствует вращение по кругу; невозможно выносить и подтягивать руки или ноги по прямой линии. В каждом движении, в каждом виде физической культуры мышцы подтягивают кости вращательными движениями в суставах. Отталкиваясь от этого, можно сказать, что если нет вращательных движений, то нет движения вообще. Можно даже сказать, что если нет круга, то нет и жизни. В повседневной жизни тоже не обойтись без движений по круговым траекториям. При езде на велосипеде совершаются вращательные движения по ходу движения – шунь и против хода – ни. Устройства, приводящие в движение механизмы, вращаются; даже при мытье посуды не обойтись без дугообразных движений шунь – ни. Когда едят палочками для еды, то вытягивают руку и берут пищу, потом кладут в рот, совершается возвратно-поступательное движение по кругу, здесь также не обойтись без движения по кругу в один ни и один шунь.
С точки зрения художественного искусства, в эстетических движениях люди придают большое значение иероглифу «круг». В мемуарах известного деятеля искусства господина Юй Чжэнфэя есть такие слова:
«Помнится, как один мой товарищ, фотографируя пьесу с участием господина Мэй Ланьфана, играющего в спектакле, делал снимки с разных ракурсов. Все они получились очень удачными. Он спросил меня, почему так вышло? Тогда я не смог ответить. По прошествии долгого времени, когда мы вместе работали с господином Мэй Ланьфаном на сцене, я постепенно понял, что это, видимо, связано с кругом – его мелодии и манеры были округлы. Не важно, был ли он неподвижным, все равно он был округлым, когда двигался, все его движения были округлы. Думаю, в этом причина его энергетики». («Исследования Чжоу И» № 1, вып. 1996 г., Чжао Цзяньюн, «Ицзин и искусство Пекинской оперы»).
В произведении современного философа Ли Чжоу «Существование веществ в нулевом состоянии и движение по кругу» говорится, что весь материальный мир пребывает в нулевом состоянии, форма его движения – это циклические круговые движения. Это соответствует древнекитайским представлениям о «круглом Дао».
Тайцзицюань – это составная часть традиционной китайской культуры. Действительно, форма, теория и методы тайцзицюань неразрывно связаны с «круглым Дао». В произведениях старых известных мастеров тайцзицюань «Суждения о кулачном искусстве» можно видеть, что там очень часто встречается понятие «круга».
«Стоять как весы, двигаться как колесо» (Ван Цзунъюэ).
«Заманивание пустой корзиной – это один поворот» (Чэнь Синь).
«Живая подвижность сознания и ци зависит от наличия подвижного круга» (У Юйсян).
«Едва коснулся – сам вращайся, всегда будет сила» (Ли Ишэ).
«Дойти до быстроты, дойти до ловкости, наматывать нить и вращаться. Как отойти от формы, как не потерять округлость луны? Самому тщательно практиковаться, дойти до мельчайших кругов» (Чэнь Синь).
«Стопы следуют, кисти движутся, вращаться по кругу как небожитель» (Чэнь Синь).
«Четко разделяй пустое и полное, вращайся как мысль» (Неизвестный автор).
«Усилие (цзинь) всегда идет по кругу. В одном круге содержится много уходов и касаний» («Пояснения к тайцзицюань»).
«В движениях всего тела главное – это постоянный круг» (Хао Юэжу).
«(При выбросе силы) сила выходит по кругу через все тело» (Хао Юэжу).
«Мягкость не использует грубой силы, руки с усилием пэн должны поддерживать круг; охватывающая круглая подвижная сила ломает твердое, разрушает атаку противника» («Канон пяти иероглифов»).
«Что касается движений рук и ног, то это только круг, нужно избегать прямизны». «В нарисованном круге есть и ортогональные (направления), есть и диагонали – это ничто иное, как круг тайцзи» (Чэнь Синь).
«Круг – это вращение всего тела, не только рук и ног, (движения) рук и ног очевидны, поэтому говорят про вращения кистей» (Чэнь Синь).
«Инь и ян не имеют ни начала, ни конца, во вращении заключается перемена сгибаний и вытягиваний, в этих переменах (заключается) прямое проникновение (в защиту противника). Вращение круга следует за движением мысли (в состоянии) первородного хаоса». «Движения рук и ног идут по вращающемуся кругу, нельзя тащить и прерываться» (Чэнь Синь).
«Руки в положении пэн должны поддерживать круг, самопроизвольно меняют пустое и полное, движение и покой» (Тайная передача Ян Баньхоу «Девять секретов»).
«Позы должны быть прямыми и круглыми, спокойными, раскрепощенными, одухотворенными; движения должны быть легкими и подвижными, идти по кругу» (Ян Чэнфу). Требование – «Без выпуклостей и вогнутостей, без изъянов, без разрывов».
«Движения (в тайцзицюань) нужно делать по кругу, они не идут по прямым траекториям» (У Тунань, «Краткий очерк боевых искусств»).
В труде Ян Баньхоу «Пять правил тайцзицюань», в разделе «Усилия шести соответствий» в том числе делается акцент на «спиральное усилие».
Современный носитель традиционного Ян тайцзицюань господин Фу Чжунвэнь выпустил книгу «Тайцзицюань стиля Ян». В ней он упоминает об усилии спирального скручивания (чаньсыцзинь) – «внутренней спирали» (скручивание в фазе ни) и «внешней спирали» (скручивание в фазе шунь).
В манускриптах тайцзицюань стиля Хэ из Чжаобао есть «Шесть правил к практике формы тайцзицюань» Чэнь Цинпина, в которых есть требование: «тренироваться нужно с вращением кругов» (периодическое издание «Удан», вып. 22).
В технических действиях туйшоу также не обойтись без круга. Поэтому некоторые люди называют тайцзи туйшоу «интересными круговыми движениями». В человеке присутствуют центробежная и центростремительная силы. В туйшоу они задействуются в виде затягивающей нейтрализации и атакующего действия. Все они неразрывно связаны с движением по кругу и дуге (как части круга). Только движения по дуге являются наиболее оптимальными для нейтрализации поступательной силы (противника) и для атаки. А это означает, что встреча наступательной силы противника не должна осуществляться по прямой линии – это будет жесткое упирание. За счет вращательной силы всех частей тела, за счет скорости отдачи как от надутого мяча (или применения совместного усилия) происходит смещение направления поступательной силы; отсюда сила противника отклоняется от вашей осевой линии и проваливается в пустоту. Следует координировать спиральные усилия всех частей вашего тела, а это неразрывно связано с понятием «круга».
Мой учитель, господин Чэнь Чжаокуй, постоянно заострял внимание на понятии «круга». Он часто повторял: «Не круг так дуга, везде круглое усилие пэн; нельзя двигаться по прямой, все движения идут по кругу».
Разумеется, при достижении границ сути круга нельзя забывать о прямом положении туловища, раскрепощении всего тела, а именно – это раскрепощенные плечи и куа, о движениях в области груди и поясницы и других базовых требованиях. Однако среди них нужно обратить особое внимание на два основных:
Нужно делать внешний вид округлым, не допускать углов, энергетику позиций наполненной;
Пути движений усилий (цзинь) должны идти по кругу, не допускать прямизны, вращаться по спиралям.
Затем нужно привести в порядок каждую позицию в форме, каждое движение, нужно обращать внимание на сглаживание углов, все тело должно стать округлым. Надо использовать мысль, полагаясь на силу сознания, сделать так, чтобы все части тела были округлыми и поддерживать эту округлость. Область паха должна быть округлой, руки должны быть округлыми, ноги должны поддерживать полукруг. Обе куа раскрепощаются, колени стягиваются внутрь, формируя ногами арку. Не важно, какой выполняется шаг: мабу, паньбу, гайбу, бэйбу ; пах должен быть округлым. В кистях точка лаогун должна быть пустой, пальцы аркообразно собраны, граница между малой и большой рыбкой должна быть втянута, большой палец стягивается с мизинцем, центр ладони формируется в круг, «пасть тигра» округляется. В стопе точка юнцюань должна быть пустой, пальцы ног «хватают» землю, таким образом основание (тела) также округло. Когда сознание управляет, то достигается настоящая «поддержка восьми сторон». Когда рука выбрасывается вперед, непременно должна быть поддержка сзади. Когда делается выдох и живот раздувается, позади, в точке минмэнь, есть поддержка. Когда есть выброс влево, нужно, чтобы правая куа погружалась вниз, а плечо со стороны спины тянулось вправо. Таким образом, достигается расширение в четыре стороны: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, наружу-внутрь и общая наполненность во всем теле. Внутри тела три точки: даньтянь, минмэнь и хуэйинь составляют ось круга. Они являются сердцевиной круга, расширяющегося внутренняя ци с вращением по кругу расширяется вовне. Вместе с этим от внутреннего вращения даньтянь имеется ощущение единства внутренней ци с ци Космоса, а внешняя форма (тело) наполняется и расширяется. В «Суждениях о кулачном искусстве» по этому поводу сказано: «Мышцы и кости должны раскрепоститься, кожа и волосы энергетизируются».
Например, в позе «одиночный хлыст» обе руки раскрываются, но в раскрывании должно содержаться сжатие. Учитель часто наставлял: «В широком раскрытии обязательно должна присутствовать концентрация», «руки вытягиваются на 70, 80%». Руки должны образовывать полукруг, а локти должны свешиваться вниз, руки от плеча до кисти должны подпирать наружу, спина подпирает назад. Руки подпирают, кисти стягиваются, «пасти тигра» направлены друг к другу. Пах должен быть округлым, правая нога давит на землю, но не выпрямляется, а колено не должно заваливаться внутрь, правая нога давит, направляя силу вверх, колено закручивается внутрь, бедро и голень скручиваются в фазе ни и поддерживают дугообразное усилие наружу. Эта отраженная от давления на землю сила достигает поясницы и позвоночника. Одновременно делается выдох, поясница и куа по спирали погружаются вниз, макушка должна мысленно подпирать вверх. Так осуществляется поддержка восьми сторон. Другие позы: «белый журавль раскрывает крылья», «пойти по косой» и др. являются выражением этих требований.
Между тем нужно обратить особое внимание на проблему угла сгибания запястья. Например, в конечном положении «одиночного хлыста» правое запястье в положении «крюка» согнуто вниз внутрь, место сгиба должно быть в форме полукруга, укрепляя упругое усилие пэн. Недопустимо положение запястья под углом 90 градусов, как в некоторых стилях тайцзицюань. В конечных положениях других поз, таких как «упасть в шпагат», «раскатать парчу по земле», «кулак, защищающий сердце», «разломить поясницу, надавив кулаком и локтем», «волна со дна моря», руки, согнутые в запястьях, поддерживают усилие пэн наружу и сформированы в полукруг; тыльные стороны кулаков находятся в полукруглом состоянии (это наглядный полноценный пэнцзинь, что тоже наполненная внешняя форма).
Кроме этого, в движениях, где скрещиваются обе руки или оба запястья, также нужно обращать внимание на усилении округлого усилия пэн, на то, чтобы внутренняя сторона рук сохраняла и поддерживала круг, чтобы «в собранной концентрации было усилие раскрывания». Следует избегать скрещивания по прямой линии, не допускать прижимания рук. Добиваться того, чтобы в раскрытии и в сжатии был круг. Раскрытие и сжатие содержат друг друга, содержат внутренний и наружный круг.
«Тайна методов тайцзицюань состоит в движении усилий (цзинь)». В процессе движений, проводке усилий (цзинь) в тайцзицюань также следует непреклонно следовать идее круга. «Движения рук и ног не иначе как движения по кругу». «В возвратно-поступательных сгибаниях-складываниях остерегайся форм вытаскивания и разрывов» (Чэнь Синь). Что означает «формы вытаскивания и разрывов»? Это прямые поступательные и прямые входящие (силы), прямые выходы и прямые входы (силы), жесткие тянущие и жесткие рвущие (движения), тогда верхняя часть тела раскачивается и гнется. Например, если в момент перехода из конечного положения «прикрыться кистью, рука-кистень» в начало «на шесть запереть, на четыре запечатать» подтягивать кулак по прямой линии, то это и будет вытаскивание с разрывом. Если правый кулак полностью выбросил силу и сначала скручивается в запястье в фазе ни, делая пэн наружу, и идет по дуге вверх, затем скручивается в фазе шунь и подтягивается, следуя по дуге вниз, то это будет дугообразное сгибание-складывание, а не форма вытаскивания и разрыва. Если в пятом движении позы «дух хранитель толчет в ступе», когда левая рука с подъемом (восходящий ляо) ударяет вверх, после подтягивается по прямой линии, то – это вытаскивание и разрыв. Если траектория ее движения ни-шунь-ни с оборотом по вертикальному кругу с последующим подтягиванием, то это не вытаскивание и разрыв, а круговое движение.
Независимо от линии движения цзинь, с точки приложения цзинь (точка силы) все идет по круговой траектории. «Не круг, так дуга, не иначе как круг». Например, при переходе из последнего положения позы «лениво подоткнуть одежду» в позу «на шесть запереть, на четыре запечатать», в момент подтягивания правой ладони нужно, чтобы усилие наружного пэн шло по дуге со скручиванием в фазе ни. Потом тянула по дуге влево внутрь, нейтрализуя поступательную силу противника (это также может быть аккумулирующее усилие), скручиваясь в фазе шунь и идя по дуге вниз. Точка силы со стороны правого запястья и лучевой кости вращается на границу малой рыбки (см. сноску 1 – Р.Р.), внутреннюю сторону предплечья, лучевую кость. Потом, когда правая рука снова идет с пэн (цзи) вправо вверх, она меняет фазу скручивания на ни и делает пэн наружу, точка силы переходит изнутри наружу. Таким образом, путь усилия (цзинь) идет по дуге, а точка силы это постоянно меняющаяся сила, которая вращается в теле по фазам шунь-ни. В позе «белая змея высовывает язык», когда правая ладонь выбрасывается вперед, точка силы находится в кончиках пальцев и внутренней стороне предплечья. Когда обе руки скручиваются в фазе ни и раскрываются с усилием ле, точка силы в правой кисти смещается в область малой рыбки (основание ладони) и наружную часть предплечья. Однако не важно как меняется точка силы; во всех случаях она должна меняться пофазно шунь-ни по спирально круговой траектории; следует избегать прямых линий. В других движениях: «перевернуть цветок, танцующие рукава», «молот, бьющий в пах» (движение 2), «выстрел из пушки в голову» (движение 1) обе руки (кулака) обязательно идут по кругу. В передней подножке, задней подножке, подтягивании ноги – во всех случаях нога идет по кругу. В позах «изумрудный дракон выходит из воды», «двойной прорыв», «удар, отбрасывающий тело», «разрубить основу», «скрученная хлопушка» и др. раскрытие (кай) и сжатие (хэ) должны быть круговыми; кай содержит хэ, не утрачивается упругое усилие пэн, не круг, тогда дуга. Вплоть до того, что связь дыхания, выражения лица, духа глаз также нужно воплощать через круговое проявление духа.
Все вышеперечисленное относится к требованию «повсеместного округлого пэн» движений четырех конечностей или локальных частей тела. В целом нужно обращать внимание и на то, что даньтянь – это ось, что движения ведутся сгибанием и складыванием груди и поясницы, что в момент переноса центра тяжести пах движется по нижней дуге. Есть и другие правила, которыми нельзя манкировать.
Символы в китайской живописи
Китайская живопись – это мир духовных странствий, мысль скрытая между символами
Одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм. Все детали картин что-то означают и поэтому работы китайских мастеров надо читать и понимать, а не просто рассматривать как произведения европейских художников. Порой чтобы правильно понять картину требуются серьезные знания языка, истории, традиций. Символизм и делает китайскую живопись китайской.
Прежде чем продолжить стоит заметить, что китайская живопись несет в себе только положительный заряд, несет в себе добрые пожелания счастья и благополучия. Китайские художники считают, что картины должны приносить радость, удачу, успех и никак иначе.
Лотос
Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи. Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение.
Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Кстати, эти удивительные растения занесены в Красную книгу.
Вообще в Китае цветок лотос довольно популярен, а как же ведь сам Великий Будда своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении.
В конце лета в Китае проводится «Праздник лотоса». В центре Пекина множество людей собирается в парке Бэйхай, где находятся буддийские святыни.
Кстати, в Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.
Сосна
Сосна в китайской живописи пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.
Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.
Бамбук
Бамбук — многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный.
Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений.
Бамбук популярен не только у китайских художников, но и у поэтов.
Ба́о Чжа́о (407— 466) — китайский поэт, живший в южной империи Сун.
Лопнули почки,
ветки топорщит бамбук,
Кажется, весь он
зазеленеет вот-вот,
Пышная крона
сверху накроет стволы,
Зелень побегов
снизу к стволам подойдет.
Ветер подует —
скатится с веток роса,
Выглянет месяц —
тень упадет от ростков:
Выбрали место
возле окна твоего,
Не захотели
жить у речных берегов…
Цветущая дикая слива мэйхуа
Дикая слива, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.
По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений, а сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу. Во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе.
Цветущая дикая слива мэйхуа символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.
Журавль
В Китае журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.
Утки — мандаринки
Золотые рыбки
Рыбы часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.
Орхидея
Этот нежный утонченных цветок является одним из благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.
Хризантема
Хризантема, так же, как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа, даря людям радость, красоту и хорошее настроение. Так же хризантема — это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.
Китайские мастера живописи, поэзии и музыки посвящали этому цветку свои лучшие произведения. Из хризантемы приготавливают чай терпкий и ароматный, золотистое вино и даже лекарства.
Во время праздника «Середины осени» есть День хризантем вовремя, которого в Пекине, в парке Юаньминьюань проходит традиционная выставка хризантем, на которую приходят десятки тысяч людей.
Пион
Пион — цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.
Креветка
Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.
Великий китайский художник Ци Байши очень любил рисовать креветок — не экзотических морских, а обычных речных, которых обычно называют «креветками с длинными лапками». Он целыми днями пристально наблюдал жизнь этих ракообразных в речках, озерах и прудах пекинских парков, старался уловить своеобразие их движений, изменение цвета в разной воде, взаимосвязь друг с другом.
Уже в преклонном возрасте Ци Байши сказал: «Я рисую креветок уже несколько десятилетий и только сейчас начинаю немного понимать их характер».
Известный китайский писатель Лао Шэ сказал: «На картинах Ци Байши движения креветок в воде переданы так, что кажется, будто они живые».
Лошадь
Умные, сильные, верные, храбрые животные — лошади всегда были замечательными помощниками человеку и в труде, и в бою. В древнем Китае была почитаема, она символизировала скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь это знак процветания, достижение задуманного.
Карьер, Николай Мишуков
Магнолия
Магнолия очень красивое дерево, это украшение любого сада. Цветы этого дерева расцветают, когда листья еще не появились. Магнолия это символ красоты, женственности, очарования и нежности.
Персик
Персик был окультурен человеком в самые древние времена. Достоверно не известна родина этого растения, но многие ученые полагают, что это Китай. Китайцы верят, что в садах богов растут эти золотые плоды и дают им длинную жизнь. В склепе последней китайской императрицы Цы Си есть даже нефритовые персики.
В живописи персик означает долголетие.
Нарцисс
Нарцисс в доме приносит удачу. В китайской живописи это символ чистоты и женской преданности. Нарцисс часто можно увидеть на шелке и на открытках с теплыми пожеланиями самым близким и любимым
Ива широко распространена в Китае, ее широко используют в медицине, промышленности и сельском хозяйстве. В одной китайской легенде милосердная богиня Гуаньинь держит в руках кувшин с веткой ивы изгоняя демонов.
Дерево издавна служило вдохновением для поэтов, писателей и художников. В китайской живописи ива воспринимается как символ женственности. Так же ива знаменует весну и прохладу в полуденный зной.
Гранат
Воспринимается как многочисленное потомство, «множество сыновей под одной крышей».
Глициния
На работах китайских мастеров можно часто увидеть сюжеты с глицинией. Это древовидное вьющееся растение, со светло-лиловыми или белыми кистями, расцветает весной и украшает сады и улицы в течении всего лета. В китайской живописи символизирует этапы жизни.
Гибискус
Родиной гибискуса принято считать Китай. Цветы этого красивого, неприхотливого цветка похожи на волшебных бабочек. Гибискус удивляет широким диапазоном форм и размеров, а так же большой палитрой красок.
Кроме своих декоративных качеств, гибискус имеет целебные свойства. Из цветков гибискуса приготавливают напиток Каркаде.
В китайской живописи Гибискус символизирует удачу в карьерном росте.
Хурма
Это вечно зеленое дерево или кустарник. Деревья доживают до пятисот лет. Китайцы традиционно рисуют особый сорт,
который состоит как будто из двух половинок. Одним из любимых сюжетов китайских мастеров — хурма припорошенная
снегом. Хурма это символ радости, удачи во всех делах и пожелание успешного завершения задуманного (По китайски
слово «хурма» созвучно слову «дело»).
Тыква горлянка
Молодые плоды этого растения можно употреблять в пищу, старые испокон веков использовали в качестве сосуда для питьевой воды и пищи, а так же для изготовления музыкальных инструментов.
Тыква горлянка используется как талисман, оберегающий и поддерживающий здоровье, накапливающий в себе положительную энергию, обеспечивающий хорошее настроение и привлечения финансового благополучия.
В китайской живописи это символ здоровья, процветания и магической силы.
Капуста
Королева среди овощей символизирует благосостояние.
Воробей
Воробьи умные, бойкие и плодовитые птички. Они благополучно живут рядом с человеком даже шумных мегаполисах. Мы
настолько к ним привыкли, что даже не замечаем их.
Воробей это вестник, несущий благие новости. Это символ согласия, а так же мужского начала.
Карп
Известна легенда, где карп проплыл против течения, достиг врат дракона, чтобы стать драконом. Поэтому карп стал символизировать упорство и настойчивость. Так же изображение карпа символизирует удачу, военную славу, счастье, долголетие и отгоняет злых духов.
Пара карпов это символ гармонии в семейных отношениях, счастливый брак.
Феникс
Феникс широко используется в качестве женского символа и счастливого супружества. Феникс часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы. Это символ совершенства и благодеяния, мира и процветания. Феникс рядом с Драконом это значит в семье мир да любовь.
Павлин
Павлины являются родственниками обычных кур, но при этом они одни из самых уникальных и красивых птиц в природе. На полотнах павлин символизирует изящество, достоинство, бессмертие, величие, неподкупность, гордость, красота и благородство. Пара павлинов — успех в делах.
Тигр
В древнем Китае поголовье тигров было велико, они встречались повсеместно, и считался царем зверей. Огромное количество метафор содержат в себе качества хищника. Тигр это честь, бесстрашие, символ настоящего солдата, защитник от злых духов. Тигр был символом воинской доблести.
Среди военных изображение тигра служило знаком отличия. В древние времена тигров, для устрашения врагов, изображали на щитах, и воины надевали тигриные шкуры с хвостами.
В легендах Бог в виде тигра частенько спускался на землю.
Петух
В Китае петух олицетворяет мужское начало, смелость, благожелательность, достоинство и верность. Петух вестник зари, солнца и духовного возрождения. Своим громким пением эта птица созывает Богов и заявляет о своей силе.
В Китае Петух считается птицей солнца и поэтому изображения красного Петуха является талисманом против огня.
Знаменитый китайский художник Сюй Бэйхун, известный как основатель современной китайской живописи, накануне революции создал свою знаменитую картину: «Петух приветствует утро». Он вложил в нее глубокий смысл. Петух на долгие годы стал в Китае символом революции, символом перемен.
По восточному гороскопу знак Петуха стоит десятым.
Орел
Эта могучая птица символ Солнца, власти, воителя, а так же символ смелости, мощи, скорости и проницательности. Орел, сидящий на сосне символ долголетия, одинокий орел на скале символ борца.
Ци Байши “Орел на сосне». Картина была продана на пекинском аукционе за 425,5 млн. юаней, что в пересчете на доллары составляет 65,4 млн. Картина была закончена в 1946 г., художнику в то время было 86 лет.
Ласточка
Эти маленькие быстрые птички большую часть своей жизни проводят в воздухе. На лету они едят, пьют, спариваются и даже спят. В Китае считается, что если ласточка свила свое гнездо под крышей дома, то ждет обитателей этого дома процветание и удача. В живописи изображение ласточки символизирует приход весны.
Дикий гусь
Так как дикие гуси мигрируют на Юг, то есть летят за солнцем, они ассоциируются со светлым началом Ян. В Гохуа пара гусей это символ брака и не удивительно, ведь гуси формируют пару на всю жизнь. Парящие дикие гуси в небе символизируют тоску по родным местам. А еще гуси это символ долгожданных вестей. И даже на современном почтовом гербе Китая можно увидеть стилизованную фигурку гуся.
Сорока
В Китае считается, что увидеть или даже услышать сороку это хорошее предзнаменование и начатое дело обернется удачей. Гнезда сорок возле дома тоже к удачи. В живописи сорок тоже символ удачи, доброго предзнаменования и хороших, добрых новостей.
Так же пара сорок это весть о скорой свадьбе. И в наши дни на свадебных открытках можно увидеть изображение сорок. Если сорока на ветке сливы — это символ двойной радости.
Пчела
Маленькие неутомимые труженики, приносящие людям пользу, на холсте это символ трудолюбия, усердия, бережливости, тяжелого труда.
Изображение пчелы может быть намеком на повышение по службе, если еще присутствует обезьяна, солидное повышение.
Пион в окружении пчел символизирует влюбленную девушку.
Бабочка
Бабочки на картине это символы лета или осени, изобилия. Так же они символизируют семейное счастье, женскую красоту,
радость, удачу, свет. Две бабочки на картине это намек на счастливую семейную пару, любовь и гармонию.
Цикада
Эти крылатые насекомые, способные издавать громкие, мелодичные звуки, являются символами молодости и счастья. Так же они символизируют бессмертие, из-за своего жизненного цикла, так как они появляются из под земли будто по волшебству из невидимых личинок питающихся корнями.
В древние времена Нефритовую цикаду помещали в уста усопших. Так же они известны как «Девы ци» после легенды о том, что королева Ци превратилась в цикаду.
Сверчок
Мелодичное стрекотание любимца детских сказок — символ домашнего очага, уюта и покоя. Сверчки более голосисты, чем кузнечики, и репертуар у них богаче. Интересно то, что поют только самцы. Самки петь не умеют.
Дракон
Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Ведь китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и может летать без крыльев.
Дракон это глава всех водных существ. Есть даже ежегодный праздник драконьих лодок.
Дракон это символ императора. «Живой дракон» это было одно из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом.
Изображения дракона символизирует выносливость, силу, мужество, великодушие. А так же это символ бдительности и безопасности.
Буйвол
Крупные, сильные, со смелым нравом эти дикие быки являются символом трудолюбия, надежности и храбрости.
Летучая мышь
Единственные млекопитающие, на Земле умеющие летать — летучие мыши имели множество названий: волшебная мышь, летающая мышь, небесная мышь и даже ночная ласточка.
В отличие от большинства стран, где к летучим мышам относятся с отвращением, в Китае летучая мышь это символ долголетия, удачи и счастья. Да и звучание названия этого животного похоже на слово удача.
Голубь
Символ мира и спокойствия.
Груша
Грушевое дерево живет много лет, поэтому груши считаются символом долголетия. Друзьям и родственникам не следует делить или разрезать грушу на части, так как это может привести к разобщению и разлуке. По китайски слово «груша» или «ли», тоже означает «разделение, разобщение».
Выдающийся китайский поэт ХХ века Ай Цин написал такие строки:
Молодая груша вся в цвету,
Я гляжу на эту красоту.
Будто на
печах ее наряд,
Ниспадающий до самых пят.
Знала груша много светлых дней,
Солнце нежно целовалось с
ней,
Ветер ей о чем-то напевал,
Дождь прохладный грушу умывал.
От прохлады, солнца и
воды
Родились чудесные плоды.
Точно молодая мать, стоит она,
До верхушки соками полна.
Азалия
Азалия известна в Китае как «кукушкин цвет», так как красное горло птицы напоминает яркий колорит самого цветка.
Красивых девушек иногда сравнивают с азалией.
Панда
Панда приравнивается к китайским национальным сокровищам. Она занимает столь высокое место в культуре Китая, потому что обладает многими почитаемыми характеристиками, среди которых дружелюбие и высокий интеллект.
В провинции Китая Сычуань, располагается первый в мире музей этих замечательных созданий, а также исследовательский центр и питомник по их разведению.
Панда является популярным персонажем традиционной китайской живописи. Она символизирует доверие, мягкость и гармонию.
В даосизме и в конфуцианстве панда символизировала независимую жизнь незаурядной личности.
Очаровательная подставка под кисть в виде милой панды в нашем магазине