Что означает н на вертолетной площадке
Почему в России вертолетные площадки обозначают буквой «Н», а не «В»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему вертолетные площадки традиционно обозначают латинской буквой «Н»? Ответ на этот вопрос предельно прост. Момент появления вертолетной техники и пик ее развития во всем мире пришелся на середину XX века, когда именно английский язык установился в качестве нового международного. Таким образом буква «Н» — это первый символ английского слова «helicopter», которое и переводится на русский как «вертолет».
При этом с самого момента своего становления авиационное дело точно также, как и морское, закономерным образом стремилось к международной унификации. Причина тому вовсе не чей-то злонамеренный заговор, а объективный процесс, продиктованный необходимостью комфортного общения и взаимодействия представителей разных стран и носителей разных языков. Ни советская, ни нынешняя Россия не являются в этом плане исключением. А потому в местах соприкосновения с иностранцами, всегда использовались международные обозначения.
Справедливости ради стоит добавить, что буква «Н» используется для маркировки вертолетных площадок далеко не всегда, в том числе и на Западе. Как правило ее помещают преимущественно на гражданских площадках. Военные места под вертолеты зачастую имеют обычную линейную разноцветную разметку, максимально простую и не слишком броскую.
Еще раз стоит подчеркнуть, что использование одинаковых кодов, символов, обозначений и тому подобных вещей характерна не только для авиации, но также для флота, железнодорожного и даже автомобильного транспорта. Данный процесс постепенно идет во всем мире начиная с середины XIX столетия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что означает н на вертолетной площадке
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 4 марта 2011 года N 69
Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»
Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам.
Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы согласно приложению N 6 к настоящим Правилам. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.
Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.
Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.
Маркировка вертодрома.
Финалом строительства вертолетной площадки является её маркировка.
Маркировка вертодрома в зависимости от его расположения и применения различается.
Вертодром, расположенный на поверхности земли, не используемый медицинским учреждением маркируется как показано ниже. Следует учесть, что зона FATO имеет размер не менее 1D (полная длина вертолёта с вращающимися винтами) если вес вертолета более 3100 кг.
Опознавательная маркировка для вертодрома ориентируется таким образом, чтобы поперечная линия буквы Н была расположена под прямым углом к направлению, предпочитаемому для конечного этапа захода на посадку.
Размер вертодромного опознавательного маркировочного знака «H» должен быть не менее, чем показано ниже.
При весе максимального принимаемого ВС менее 3100 кг., размер FATO совпадает с размером TLOF (0.83D).
На вертопалубе размер вертодромного опознавательного маркировочного знака «H» должен составлять 4 м по высоте с общей шириной не более 3 м и шириной элемента буквы, не превышающей 0,75 м.
Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.
Опознавательная маркировка для вертодрома при больнице состоит из буквы Н красного цвета на фоне белого креста, образованного из квадратов, прилегающих к каждой из сторон квадрата, заключающего в себе букву Н, как это показано на рисунке выше.
Что означает н на вертолетной площадке
от 4 марта 2011 года N 69
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901)
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 апреля 2011 года,
регистрационный N 20420
Приложение
Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»
2. Требования настоящих Правил не применяются к:
посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли;
посадочным площадкам, используемым менее 30 дней в течение календарного года.
3. В случаях, если эксплуатационной документацией воздушного судна устанавливаются иные требования к посадочным площадкам, чем установленные настоящими Правилами, то применяются требования эксплуатационной документации воздушного судна.
4. Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.
II. Требования к посадочным площадкам для самолетов
Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка.
ВПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для полетов которых она предназначена.
В случае, если посадочная площадка не имеет четко выделенной ВПП, то указанным требованиям должно соответствовать летное поле.
Ширина ВПП должна быть не менее:
18 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;
23 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;
30 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м;
45 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1800 м.
Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, должна быть не менее 30 м.
6. БПБ располагаются симметрично по обе стороны ВПП таким образом, чтобы общая ширина ВПП и ее БПБ составляла не менее:
30 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;
40 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;
75 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м.
7. Ширина ВПП, которая имеет длину менее 400 м и предназначена для сверхлегких воздушных судов, и ее БПБ определяется исходя из летно-технических характеристик воздушных судов, полеты которых планируются с посадочной площадки.
8. Поперечный уклон БПБ не должен превышать 2,5%, ее поверхность, примыкающая к ВПП, должна выдерживать нагрузку, создаваемую при выкатывании воздушного судна за пределы ВПП, не вызывая у него повреждений конструкции.
9. Расположение мест стоянки воздушных судов должно обеспечивать расстояние между концами крыльев самолетов не менее 3 м.
Поверхность мест стоянки должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна при стоянке.
12. Маркеры, размещаемые вблизи ВПП или РД, устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и гондол двигателей воздушных судов.
Маркеры должны закрепляться таким образом, чтобы предотвращать их смещение струей воздуха, создаваемой двигателями и воздушными винтами.
13. Входные маркеры ВПП устанавливаются симметрично оси ВПП по краям торцов ВПП таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии ВПП.
14. На ВПП, не имеющей искусственного покрытия, в качестве входных маркеров, обозначающих начало и конец ВПП, допускается применение трех флажков. Флажки устанавливаются от края ВПП с шагом 2 м на линии, перпендикулярной оси ВПП, их размеры приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.
Поверхность пограничного знака ВПП окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов.
16. Посадочная площадка оборудуется не менее чем одним ветроуказателем. Ветроуказатель располагается таким образом, чтобы он был хорошо виден со всех точек летного поля. Он не должен затеняться зданиями, сооружениями и естественными препятствиями со всех направлений и свободно вращаться вокруг оси мачты.
Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Ветроуказатель при полетах ночью должен быть освещен.
Цвет ветроуказателя выбирается таким образом, чтобы он контрастировал с окружающей местностью.
В тех случаях, когда для обеспечения необходимой контрастности ветроуказателя необходимо использовать сочетание двух цветов, используются сочетания оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым. Цвета располагаются в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет.
Для посадочных площадок, предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, начинающимися на расстоянии 120 м в обе стороны от оси ВПП у ее торца и расходящимися под углом 9° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 3000 м, начинается от торца ТЗБ и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.
Для посадочных площадок, оборудованных системами точного захода на посадку, применяются требования, установленные для аэродромов в зависимости от категории точного захода на посадку.
III. Требования к посадочным площадкам для вертолетов
19. Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.
20. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:
21. Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.
22. Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.
23. На посадочной площадке предусматривается не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее.
Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона.
Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.
Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.
24. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.
В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.
Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 м. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 м над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.
Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.
Вертолетная посадочная площадка: устройство и правила безопасности
Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.
Для вертолета Ми-8
Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.
Для вертолета Ми-26
Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.
Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.
Общие положения
Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).
Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.
Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.
При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.
После посадки:
Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!
Размеры и разметка
Размеры вертолетных посадочных площадок
1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета
Обозначение границ
Обозначение границ вертолетной площадки
1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус