Что означает на гербе рыба

Что означает на гербе рыба

Рыба является одним из самых распространенных на эллинистическом Востоке и символов Христа.

В период позднего средневековья в геральдике изображение рыб применялось не часто, так как оно олицетворяло безгласие, приспособление. Из-за этого изображение рыб на государственных гербах не получило широкого распространения. Исключение составляют Барбадос (см. статью герб Барбадоса), Сейшельские Острова (см. статью герб Сейшельских островов). Обе страны используют в качестве эмблем стилизованные изображения местных видов океанических рыб с гипертрофированными декоративно-экзотическими чертами.

Рыбы получили распространение в территориальной, городской и родовой геральдике.

Форель в геральдике

Часто в качестве эмблемы рыбы использовали форель, которая при блазонировании сохраняла свое название, в то время как остальные породы рыб блазонируются просто как рыбы.

Изображение форели отличается тем, что она всегда дается изогнутой и ее тело покрывается крупными точками (пятнышками).

Форель символизирует живость, живучесть, энергичность, подвижность.

Рыбы в русской геральдической традиции

В русской геральдике рыбы как эмблема особенно распространены в гербах городов, которые расположены на реках, либо служат для обозначения рыболовства или рыбного обилия в тех или иных областях.

Обычно в русской геральдике в виде эмблемы рыбы изображаются чаще всего осетры, наделенные наиболее характерными внешними чертами и означающие истинно русскую рыбу. Наряду с осетрами изображаются также судаки, сазаны, карпы. Наиболее частым видом изображения являются две скрещенные рыбы головами вверх, реже — две или три рыбы, расположенные горизонтально одна под другой.

Рыбы в германской и скандинавской геральдике

В германской геральдике для эмблемы рыбы используются стилизованные изображения таких пород, как барвена (усач) и лещ (чебак), так что по породным признакам всегда можно отличить русский герб с изображением рыб от любого другого.

В скандинавской геральдике (Дания, Швеция, Исландия) в качестве эмблемы рыбы используется в основном изображение трески или особо удлиненной, стилизованной сельди с короной.

Источник

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыбаd_34

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

А рыб каких изображают? Да всех подряд! Обычно в русской геральдике изображаются чаще всего осетры, означающие истинно русскую рыбу. Наряду с осетрами изображаются также судаки, сазаны, карпы. Наиболее частым видом изображения являются две скрещенные рыбы головами вверх ( см. заглавную картинку), реже — две или три рыбы, расположенные горизонтально одна под другой.

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыбаЧто означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Давайте-ка посмотрим, какие города сделали рыбу своим символом! И что они этим хотели сказать)))

Крест, полумесяц и рыбки)))

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

В Азове Ростовской области мне лично доводилось бывать и всегда обращал на себя внимание этот странный их герб. Крест и полумесяц ( Победа христианства над исламом?), и эти рыбы. осетры? селёдки?

Осётр с «накрученным» хвостом)))

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Лежит один город на море Балтийском
Несет его герб серебряного осетра.
И высоко на ратуше вертится осетр
И сверкает над Балтикой.

Четыре рыбы, два медведя, один трон)))

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Точно так же герб был пожалован Саратову Екатериной Второй 23-го сентября 1781-го года. А всё потому, что саратовцы этих стерлядей ловили. Это занятие было необходимо для выживания и пропитания. В дневниках немецкого географа и исследователя Адама Олеария сохранилась небольшая история о Саратове. Проплывая в 1636 году мимо города, он отметил в своих путевых записях, что русские люди в большинстве случаев питаются рыбой, а не мясом. Ну и молодцы. здоровее были!

Червлёная рыба, то бишь красная!

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Источник

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Метки

Рубрики

Фотоальбом

Закат солнца в январе

Что означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыбаЧто означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыбаЧто означает на гербе рыба. Смотреть фото Что означает на гербе рыба. Смотреть картинку Что означает на гербе рыба. Картинка про Что означает на гербе рыба. Фото Что означает на гербе рыба

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Рыба в символике и геральдике

Выдержки из интересной статьи о рыбах

. Рыба обрела за многие века самую широкую и разностороннюю символику.

Основные значения:

Древний Восток

Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-Р. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребёнка (ср. роль изображения и фигурок Р. в целебной реконструкции афро-евразийского мифа об Иштари (Иштар) и её соответствиях; идеографически один из основных центров культа Иштар Ниневия обозначается как «дом рыбы». Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением (ср. трактат Лукиана «О Сирийской богине», где этот мотив относится к прекрасному юноше Комбабосу, а его действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис), причём в ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается Р. (в египетской версии Сет бросает детородный член Осириса в Нил и Р. съедает его; ср. также самооскопление Баты из египетской «Повести о двух братьях»).

Древневавилонский бог плодовитости и урожая Саннес каждую ночь превращался в рыбу и уплывал в море.

Ассирийско-вавилонская богиня любви и плодородия Иштар обозначалась знаком, переводившимся как «дом с рыбой внутри», что было эвфемизмом беременности.

Священное животное культа Эйи, месопотамского бога воды и мудрости.

Рыбья кожа применялась в качестве териоморфного одеяния жрецами ЭаОаннеса, Владыки Пучин, который также изображается в виде рыбы-козла или рыбы-оленя. Головной убор в виде рыбы жрецов Эа впоследствии стал митрой христианских епископов. Рыба — эмблема Таммуза и Эа как фаллических и мужских божеств, но в связи с Иштар, она олицетворяет женский принцип. любовь и плодородие. Адапа Мудрый, сын Эа, изображается как рыбак. В Ассирии рыба появляется с топором, видимо как лунная и солярная сила, а также сила вод и богов Неба.

Египет

В Древнем Египте рыба служила пищей простого народа, а для благородных персон (правителей, жрецов) являлась запретной. Однако отдельные виды рыб почитались как божественные и сакральные, например угорь бога города Гелиополиса и окунь богини Нейт. В этом проявляется противоречивое понимание человеком своих глубинных духовных структур и их содержания, которые, подобно случаю со змеем, могут быть оценены как положительно, так и отрицательно.

В живописи Древнего Египта две рыбы, как бы плывущие навстречу друг другу, или в разные стороны, символизировали две ипостаси семейной жизни.

В Египте рыба представляла бога Озириса, повелевавшего водами Нила, который давал стране жизнь.

В Древнем Египте на рыбу, как пищу для фараонов и касты жрецов, было наложено табу.

В Египте рыба была символом злосчастия и олицетворяла преступление, страх, домогательства.

Египтяне почитали амулет рыбы в форме фаллоса, что связано с мифом о рыбе Аб, проглотившей фаллос Осириса, когда того разрубил на части Сет.

У египтян рыба — фаллос Озириса. Две рыбы являются созидательным принципом, процветание Нила, плодородие; эмблема Изиды и Хатхор. Усач означает нечистоту, ненависть; эмблема Пифона как иррационального и страстного элемента в природе.

Рыбы всегда считались нечистыми существами. Посвященным лицам (царь, жрецы и просветленным умершим) рыбу не должны были давать в пищу. С распространением веры в Озириса рыбы стали соотноситься со злым Сетом. По словам Плутарха, верили, что лепидот (нильский карп), оксиринхос (мормирус) и фрагос (вид леща) сожрали фаллос разорванного Озириса. Поэтому в определенные праздничные дни рыб приносили в жертву богам: этих тифонических животных сжигали или затаптывали.

Но рыбы считались и священными животными. В Мендесе богиню Хатмехит почитали как «первую из рыб»; рыба, которую она носила как символ на голове, не очень точно определена (дельфин или шильба?). Латос (нильский окунь) был посвящен Нейт. Особое поклонение находил оксиринхос, вопреки вышеупомянутому сообщению — рыба Озириса, так как он возник из раны бога. Он был также приписана Хатор из Эсны, и ее иногда изображали на короне Хатор. Рыб связывали даже с солнцем: Хромис со своими розовыми плавниками и лазурно-голубой абду (рыба Абидоса) сопровождали ладью Солнца и сообщали о приближении враждебной змеи.

Античность

У греков — атрибут Афродиты, символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых. Орфей был ловцом людей.

У римлян — похороны, жизнь души в мире следующем; эмблема Венеры, пиршества в предстоящей благословенной жизни.

С топором возникает она и на Крите. В Финикии, Фригии и Сирии рыба была евхаристической пищей жрецов Атаргатис, у которых имелись священные бассейны с рыбой; она была эмблемой божеств любви и означала удачу. Противоположно изображенные рыбы означают тайную субстанцию; козерог изображается в виде рыбы-козла.

В античности они считались, например, Аристотелем, однополыми, и это, безусловно, предопределило понимание их места в соответствующей символике.

В Древней Греции бытовало поверье, что души умерших могут переселяться в рыб, и если такая душа увидит беременную женщину, то способна переселиться в плод, обрести очередную жизнь.

Мифология, представляя процесс развития жизни на Земле — от морских глубин до горных высот, говорит, что рыба, как живое существо, связана с самым началом зарождения жизненных процессов. Именно так утверждали Талес и Анаксимандр из Милета, и современная им наука. В Древних Греции и Риме было принято считать, что море — это часть подземного мира, а рыбы — творения загробных владык-богов. Им-то и стали приносить в жертву рыб. А позже и на могильных плитах — для «подкрепления» душ на том свете.

Северная традиция

У скандинавов рыба — атрибут Фригга как символ любви и плодовитости.

В кельтской мифологии севрюга и форель ассоциировались со священными источниками как символами высшего знания богов. Бог Нодон был рыбаком.

Балтия

В карело-финском эпосе «Калевала» главный герой Вайнемяйнен отыскал «искру жизни» в окуне, которого проглотил лосось, а того, в свою очередь, проглотила огромная щука.

Славяне

Сны о рыбе как обитательнице земных вод часто толкуются в народной традиции как предвестие дождя (влаги небесной) или слез (влаги человеческой). Как водяное существо с холодной кровью рыба способна остудить или загасить жар. Поэтому рыбой лечили горячку: давали больному съесть рыбку, извлеченную из внутренностей щуки, окуривали его рыбьими костями с рождественского стола, прикладывали к ступням ног половинки линя. В народных толкованиях снов рыба как холоднокровное животное могла предвещать стужу.

Хозяином рыб и «рыбным пастухом» считают водяного. Он перегоняет стада рыб из одних озер и рек в другие, охраняет их, заключает с рыбаками договор о рыбе и помогает им в ловле. Но если его рассердить, он не напустит рыбу в сети, спутает и порвет невод, накажет за ловлю рыбы ночью. Водяной и сам появляется в облике рыбы — щуки, сома или осетра.

О ловле рыбы молились св. апостолу Петру. К его дню (29.У1) приурочен праздник рыболовов. В Белоруссии главой над рыбами считали также Алексея — человека Божия, переплывшего море в решете. В его день (30.III) пряли несколько ниток для сети, чтобы рыба ловилась. В Болгарии занятие рыболовством приписывали св. Николаю. В день «Рыбного» Николая (6.XII) готовили рыбу и раздавали ее во здравие моряков и рыболовов. Поедание в этот день рыбы осмыслялось как жертва этому святому.

Имеются поверья о некоторых видах рыб: щука, камбала, треска, стерлядь, карп, угорь и т. д.

В русских сказках участвуют не только безымянная Р. или Р.-чудо (типа чудо-юдо), но и щука, ёрш, карась, язь, лещ, мень, налим, окунь, осётр, плотичка, сёмга, сиг, сом, сорога, калуга и др.

Кавказ

Имеются различные варианты представленного в афро-евразийского мифа об Иштари мотива. Например, в грузинской сказке «О девяти сыновьях царя» младший сын берёт живую воду из источника, принадлежащего женщине-Р.; когда юношу убивают и расчленяют, женщина-Р. собирает тело и с помощью воды из источника воскрешает его.

Сибирь

Согласно бурятским представлениям, резкое движение Р.-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению. У алтайцев землю, созданную Ульгенем, поддерживают три Р.; когда одна Р. опускает голову, начинается наводнение.

По представлениям народов Северной Сибири, у Р. есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Согласно хантыйским преданиям, Р. создал Кул-тэтта-Лунг. Ас-талях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живёт в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской Р. Наконец, бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар-Торум) в детстве был проглочен Р. и принял в её брюхе облик лягушки.

Китай

В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик Р., а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. Р. в Китае была одним из символов богатства.

В Китае рыба символизирует изобилие (рыба и изобилие омофоны в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора. Одна рыба означает одинокого человека, сироту, вдову или холостяка; две рыбы — радости союза, брак, плодородие. Рыба — эмблема Гуань-иня, а также династии Тан.

В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия, а рыба вместе с водой означали метафору сексуального удовольствия.

Во время обрядов дождя и весны восемь сырых рыбин жертвовали богам великих Рек и богу Богатства: головы этих рыб символизировали начало удачи.

Карп являлся символом смелости, настойчивости и воли,— качеств, необходимых для внутреннего совершенства, а также для того, чтобы успешно выдержать экзамены на государственную должность.

Китае рыба (ю) благодаря своей необычайной плодовитости служит символом богатства, жизни и плодородия.

Часто на гравюрах изображают рыбу рядом с ребенком, что означает: «Да будет у тебя много высокопоставленных детей»; с цветками лотоса: «Желаю тебе из года в год жить в изобилии»; пара рыб символизирует гармонию, радости секса и возможности расцвета; красные рыбы (ин ю) в тазу: «Пусть золото и драгоценные камни наполнят твой дом».

Эмблема изобилия и удачи.

Япония

В Японии рыба (сакама) относится к основным продуктам питания населения и потребляется в сыром (сасими), вареном или жареном виде. Карп, способный преодолевать встречные течения и водопады, — как воплощение мужества, выносливости и выдержки. К «празднику мальчиков» 5 мая перед домами укрепляются стяги с шелковыми карпами по одному на каждого мальчика этого дома.

У японцев рыба — любовь (является омофоном карпа); атрибут Гуань-ина.

Мезоамерика

Ацтекский Тескатлипока, пожелавший выделиться среди братьев, превратил себя в солнце, а землю населил людьми, сотворёнными из пепла, остальные боги сделали так, что всё было смыто водой и люди превратились в Р.

Иранским соответствием библейскому Левиафану в известной степени является гигантская первозданная Р. Кара, охраняющая мировое дерево (дерево хом-хаома, чаоке-рена, всеисцеляющее дерево виспобиш), растущее посреди озера Ворукаша (ср. также иранский мотив гигантской Р., плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира).

У иранских народов и их соседей Р. считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека. Когда один кафир выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Р. закрыла его своим телом (жабры — раны Р.).

У мандеев рыбу едят ритуально во время обрядов, связанных с мертвыми.

Индуизм

Рыба считалась вместилищем бога Вишну в древнеиндийской мифологии. Именно в этом образе Вишну был учителем Ману, праотцом всех народов и его избавителем от Всемирного Потопа.

Символ небесного Варуны — золотая рыба, воплощающая силу вод и спасшая Ману от потопа.

У индусов рыба — вахана Вишну как Спасителя во время его первых инкарнаций (спас человечество от потопа и основал, новую расу, начавшую жизнь нынешнего цикла).

Рыбы считаются созданиями, обладающими абсолютной свободой, которым не грозит Потоп, а также предстают как спасатели — инкарнации богов Вишну и Варуны.

в индийской традиции (некоторые исследователи связывают этот мотив с наследием автохтонного австроазийского населения) первочеловек Ману поймал Р., которая попросила вырастить её, обещая спасти в будущем Ману от потопа (в ряде версий Р., спасшая Ману, трактуется как воплощение Вишну).

Джайнизм

В буддизме символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей.

В буддизме матсъя, или золотые рыбы, символизировали свободу от принуждения, которой пользуются те, кто достигает степени будды.

Изображаемые на подошвах Будды — освобождение от бремени мирских желаний. Будду и Орфея называли «ловцами людей».

Библия / Ветхий Завет

Священная книга «Зохар» так говорила о Боге: «Сделал он своим жилищем великий океан, в котором был рыбой». Библейский Ветхий Завет разрешал употреблять рыбу в пищу, но лишь ту, что покрыта чешуей. Приносить же рыбу в жертву богам запрещалось.

Книга Бытия (2: 19—20) рассказывает, что рыбы и другие водяные твари получили свои названия от человека еще до его изгнания из Рая. С теплокровными же существами это получилось гораздо позже.

С рыбами же связаны и судьбы библейских персонажей: Товия и Ионы. Первого гигантская рыба только хотела сожрать, второго же проглотила, тем самым, лишив возможности ускользнуть от выполнения веления самого Бога. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Книга Ионы 2: 1).

Иудаизм

В древнееврейской традиции Р. связана с демоном Асмодеем, особенно в его отношениях с Соломоном и Товией (Товия одолевает Асмодея с помощью Р.). В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Р.;

Таким же олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса является и библейский Левиафан, изображаемый не только в виде дракона, но и в виде Р. Согласно библейской традиции, Р. получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Dag, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Р., образующие треугольник, — распространённый мотив средневековой архитектуры).

Рыба — Избавитель. В иудейской литературе рыба была выражением Мессии, который победит Левиафана и его мясом будет кормить удостоенных Рая. Именно поэтому правоверные евреи, ожидающие прихода Мессии, в субботний день обязательно едят рыбу. Иешу — Иисус на иврите обозначает: «Избавитель», «Спаситель», «Помощник Яхве», и он был сыном Нуна, имя которого на том же древнееврейском обозначает «рыбу», или «потомка рыбы».

Рыбы — это верующие Израиля в их истиной стихии, в водах Торы. Старая еврейская пасха была в месяце Одар, то есть рыбы.

Христианство

Многочисленны изображения Р. на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.

Христианство — означает крещение, бессмертие, воскресение (знак Ионы). Священная рыба с вином и корзина хлеба олицетворяют Евхаристию и Тайную Вечерю в христианском искусстве. Отцы церкви называли верующих («рыбочки»), а апостолы были «ловцами человеков». Христос символизируется аббревиатурой (Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель). Рыба представляла Христа в римско-христианской церкви, но не в греческой ортодоксальной. Эмблема святых Хризогона, Конгалла, Корентина, Бенно, Петра Рыбака, Маврикия, Ульриха. Три рыбы с одной головой означают Троицу, а три сплетенных рыбы — крещение под Троицей.

Чудо «умножения хлебов» (Лк 9:17) затрагивает и рыбу как пищу. «Столкнуться с рыбой в себе, если рассматривать это в целом, означает встретиться с холоднокровными праформами человеческого существования, с очень глубоким слоем души… Поэтому тот, кто совершил глубокое проникновение в свое подсознание, как это произошло с пророком Ионой, бывает на время поглощен им („большой рыбой“, „китом“). И, преобразованный, извергается он на светлый брег некоего нового сознания».

Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, а раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба. «Перстень рыбака» (Annulus piscatopis) восходит к евангельскому рассказу (Лк 5:4-6) о «богатом улове» Петра.

Символы рыбы в раннем христианстве существовали вплоть до 4 в, но упомянутая выше интерпретация не была единственной. Водосвятие, крещение как погружение в воду (см. Омовение) крестной купели (piscina, дословно рыбный садок), сравнение апостолов с «ловцами человеков» следует отнести сюда в первую очередь.

В средиземноморских культурах рыба считается, символом счастья, что видно по обычаям встречи Нового года. Дальнейшее расширение значения символа исходит из астрологических особенностей «эпохи Рыб». Сопряжение, соединение планет Юпитера и Сатурна троекратно произошло в 7 г. до н. э. (предположительно реальный год рождения Христа) под зодиакальным знаком Рыб, точка весны также находится под этим знаком. Иисус означал первое воплощение «эпохи Рыб». Новообращенные именовались Pisciculi (рыбки), примыкая к Ichthys (так у Тертуллиана, 150—230), а рыба, как таковая, вместе с хлебом представляла собой символ божественной трапезы. Согласно христологическим представлениям, в период всемирного потопа рыбы не были подвергнуты Божьему проклятию и христиане в обряде крещения уподобляются рыбам. В средневековом искусстве легендарная рыба, называемая Trinakria и состоящая из трех туловищ и одной общей головы, символизирует Троицу. Нередки рыбы как атрибуты святых, например св. Брандана и Макловия Мореходов, а также Петра, Андрея, Елизаветы Тюрингской. В библейской типологии ситуация с большой рыбой, проглотившей пророка Иону и вновь извергшей его, толкуется как символ погребенного и затем воскресшего Христа.

Все четыре канонических Евангелия представляют Христа и его учеников-апостолов, как «ловцов человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10). «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47).

Рыба для первых христиан стала символом Христа и Церкви. Поэтому ее изображение вычерчивали на стенах римских катакомб, где первым христианам приходилось скрываться от преследований. Ведь греческое название рыбы «Ichthys» переводили, как аббревиатуру греческих же слов: «lesous Christos Tneon [h] Yios Soter», то есть «Сын Божий, Спаситель». Как телесное выражение Христа, рыба являлась также символом пищи духовной, своеобразной аллегорией евхаристии — причащения. Позже рыба была заменена хлебом и вином.

В комментариях к Евангелию святого Иоанна (21: 9) святой Августин выражает символику печенной на огне рыбы в таких словах: «Печеная рыба, это терпящий страдания Христос». От II до IV века изображение рыбы символизировало Христа на одеждах, вазах, могильных плитах, в различных орнаментах, а позднее стало уже непонятным для многих верующих. Да и сама христианская церковь к тому времени завоевала в Европе и в мире прочные позиции, в ряде стран стала доминирующей силой. Рыба стала атрибутом в изображениях Богоматери, апостолов Андрея и Петра, причисленного к лику святых епископа Аугсбурга Ульриха…

Рыба — лекарство. В Книге древнееврейского пророка и лекаря Товия архангел Рафаил напоминает: «Если частицу рыбьего сердца положить на горящие угли, то дым от него отгоняет различные хворости (…), если же замутненные бельмом глаза помазать рыбьей желчью, то выздоровеете… «.

Рыба ассоциируется с религиозным возрождением и символизирует крещение: первые христиане приписывали чудодейственные свойства воды из священной купели незримому присутствию.в ней Христа и превратили рыбу, обитающую в воде, в символ этой святости. На христианских памятниках рыба служит также символом Спасителя, дающего пропитание верующим в Него.

На амулетах, небольших предметах и камнях рыба часто изображается рядом с якорем в форме креста, что символизирует упование на Бога.

Евангелия подчеркивают этот символизм: чудесный лов рыбы с участием Иисус; он сам проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру («кольцо рыбака» Папы Римского); кормление пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке — «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Рыбу изображали в сценах Тайной Вечери в связи со священным католическим обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо. Три сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы. Такому символизму предшествовала многовековая иудейская традиция (рыба — эмблема правоверных иудеев, а также обычная пища во время шаббата и в иудейском раю).

Очень ранний символ, используемый, например, Тертуллианом (ок. 160—230).

Как символ самого Христа, находится на печатях и светильниках в римских катакомбах и на саркофагах.

Как секретный знак Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах в катакомбных церквах Рима.

История Ионы — символ Воскресения, встречается в погребальном искусстве III в.

Ученики в лодке, ловящие рыбу, — Чудесный улов рыбы.

Монета, извлеченная изо рта рыбы Петром, — Сбор подати.

Чаще всего — символ Христа: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (ихтис). акроним слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (lesous Christos Theou Huios Soter).

Символом крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения.

Товия, сопровождаемый ангелом, несет рыбу.

В религиозном искусстве эпохи Возрождения атрибут Товии, поскольку рыбья желчь восстановила зрение его отцу Товиту.

Атрибут Св. Петра, Св. Антония Падуанского, который проповедовал рыбам.

Рыба висящая на епископском посохе — атрибут Зенона, епископа Вероны,

Алхимия

В алхимии рыба — тайная субстанция.

В алхимической картине мира две рыбы в одной реке представляют два элемента — серу и ртуть в растворенной форме.

Ляпис (азотистое серебро); первичная материя философского камня.

Магия

В Индии, Египте, Вавилоне, Этрурии были весьма популярны талисманы, сделанные в виде рыбы — считалось, что они дарят плодовитость, изобилие, счастье в семье, здоровье…

Жир морской рыбы. Он обострит зрение. И предохраняет глаза от катаракты, если ввести в глаза с медом. Геральдика

Христианство, таинственность, молчание, умеренность, здоровье, чуткость.

Эмблематика

Рыбы, попавшие в сеть, и рыбы, на воле пытающиеся ее прокусить.

Символ великодушия, помогающего выпутаться из стеснительных обстоятельств. [EMSI; табл.13-4, с.157]

Мелкие рыбки, оставшиеся на берегу после отлива.

• То, что должно было питать нас, предает и губит нас.

Символ изменчивости фортуны и опасности слепой веры в то, что изменчиво. [EMSI; табл.17-7, с.174]

Мережа с пойманной и еще только устремляющейся в нее рыбой.

Символ разнообразия мнений. [EMSI; табл.17-8, с.174]

Одна щука, пожирающая другую.

• Она не щадит себе подобных.

Символ порочного человека, пожирающего ближнего ради пропитания, как щука. [EMSI; табл.17-9, с.174]

Старый большой сом.

Символ почтенного возраста — эта рыба «ни на что не годна, пока достаточно не вырастет и постареет.» [EMSI; табл.17-11, с.175]

Большая рыба в море.

• Я достаточно сильна, чтобы действовать в одиночку.

Символ некоторых привилегий и доверия некоторых дел молодым людям, достигшим более зрелого возраста. [EMSI; табл.17-14, с.175]

Сеть, в которую попалась рыба.

• Нас вдруг, неожиданно поймали.

Обманчивость жизни, подверженной тысячам случайностей. Подтверждается наблюдение проповедника: «Человек так же точно не знает времени своего, как и рыбы не знают, когда будут пойманы в сеть погибельную. » Также и сыны человеческие будут схвачены во время злое, когда наступит оно для них. [EMSI 37-7,с.262]

Попавшаяся в сеть рыба, держащая во рту кольцо.

Фортуна иногда наносит нам неожиданные визиты, и когда мы ее менее всего ожидаем. [EMSI 42-13,с.287]

Психология

Населяют воды и в глубинной психологии рассматриваются как символы бессознательного, воплощение тех структур личности, которые взаимодействуют с плодородием и животворными силами ее внутренних, «материнских миров». В то же время рыба «холоднокровна», в символическом смысле «не охвачена пылкими страстями» и поэтому является предметом сакральных трапез и жертв.

При истолковании сновидений в психоанализе рыба означает пенис, что, кстати, в бытовом жаргоне тюркского языка находит соответствие в обозначении «одноглазый рыбчик».

Увиденная во сне рыба служит посредницей между глубинными слоями психики и доступной разуму стороной подсознания. Большие рыбы (кит и т. д.) предупреждают о риске поглощения сил сознания энергиями, глубоко скрытыми в подсознании.

Э. Эппли отмечает, что рыба, как существо немое и холоднокровное, вследствие своей способности проворно продвигаться в водной стихии, вызывает восхищение и зависть.

Искусство

«Большая рыба съедает малую» — аллегория о богатых и сильных, которые притесняют бедных и слабых. Эта аллегория широко представлена во множестве художественных произведений дидактического или сатирического характера, например, в баснях, начиная от басен Эзопа. А также в живописи, например, в работах Иеронима Босха и Питера Брейгеля…

В светском искусстве морские божества, особенно Тритоны и Нереиды, обладают рыбьими хвостами, иногда плавниками.

Рыбоподобный морской бог старческого вида, преследующий женщину, — Главк и Скилла.

Рыбаки на берегу реки иногда представляют Воду в аллегориях четырех элементов.

Наряду с названными выше в средневековом христианском искусстве получили распространение изображения Ионы, а также Левиафана, представлявшихся в виде рыбы, дельфина, гиппопотама или фантастического водного животного, а позднее в виде кита. В светской культуре Ренессанса возрождается античный образ Фортуны, выуживающей людей словно рыб из моря житейского.

Рыба — распространенная и красочная деталь религиозной и социальной полемики эпохи Реформации (особенно в Нидерландах); в искусстве этого времени распространены сцены рыбных рынков и лавок, ловли рыбы и т. п., наделённые широким спектром семантических оттенков — от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии. Изображения гигантской рыбы, пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы. Гностико-алхимическая традиция толкования образа рыбы как символа мистического перерождения вновь возникает в XX в. в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К. Г. Юнг посвящает этому символу значительную часть своей работы «Зон») и модернистском искусстве.

Ad vocem

«Чувствовать себя, как рыба в воде» — испытывать полный комфорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *