Что означает ору по физкультуре
Комплексы физических упражнений с 1-9 класс
ОРУ или общеразвивающие упражнения – движения телом и его частями, а также их различные сочетания, выполняемые с разной скоростью, напряжением и гимнастическими снарядами с целью оздоровления. Простота и возможность постепенного усложнения дозировки физических упражнений делают их доступными для людей любого возраста и подготовленности.
Комплексы ОРУ бывают разными, в зависимости от поставленной цели. В школе, как правило, учителя подбирают упражнения, направленные на развитие всех групп мышц с усилением нагрузки с возрастом учащихся. Уроки физкультуры строятся таким образом, чтобы систематическое выполнение общеразвивающих упражнений способствовало повышению уровня здоровья школьников, укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки.
Так же комплекс ОРУ можно составлять самостоятельно индивидуально для себя, а можно найти в сети Интернет.
Сегодня для занятий спортом требуется разрешение от врача о возможной нагрузке организма.
Любой школьный комплекс упражнений по физкультуре заставляет сердце ребенка биться чаще, усиливает нагрузку на весь организм. Чтобы избежать проблем, школьнику необходимо принести справку от врача. В школах работа с учащимися специальной медицинской группы (СМГ) осуществляется разработанным положением учреждения. Для учащихся, отнесенным к специальной медицинской группе, предусмотрено обязательное посещение уроков физической культуры, где они получают индивидуальные задания от преподавателя. Организация и контроль за работой СМГ зависит от профессиональной готовности учителя физкультуры.
Больше всего нагрузка на сердце приходится во время бега, прыжков со скакалкой и прыжков в длину и высоту. Также физрукам приходится обучать детей основам растяжки, повышая пластичность: кувырки, полушпагат, мостик, бабочка, сгибания и др. Труднее всего выполнять силовые упражнения: отжимания от пола, приседания, подъем таза из положения лежа и др.
Любой общеразвивающий комплекс ОРУ по физической культуре необходимо начинать с разминки: повороты и наклоны головы; махи руками и ногами, наклоны туловища вперед и назад, а также ходьба и бег на месте.
Комплексы упражнений по физкультуре 1-9 класс
Каждый комплекс упражнений по физической культуре с 1-9 класс включает в себя повторяющиеся ОРУ с усложнением по мере взросления детей: без предметов, с флажками, с обручем, с кубиками, с мячом, в движении, на гимнастической стенке, с отягощением, со скакалкой, с гимнастической палкой.
Скачать полный сборник физических упражнений с 1-9 класс
Комплексы ОРУ по физкультуре
Описание разработки
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ
Показ упражнений с гимнастической палкой осуществляете боком к занимающимся, или в повороте на 45 градусов, если движение палки выполняется вперед, назад, или за спиной.
Рассказ упражнения осуществляется по положению палки, например:
«Сомкнутая стойка, палку вверх», «Палку вправо», «Палку на плечи». Если палка ставится вперед на пол, как опора, или имитация опоры, говорится: «Палку вперед, свободным концом в пол».
Занимающиеся расставляются на таком расстоянии, чтобы не задеть друг друга при выполнении упражнений.
1.И. п. – основная стойка, палка за головой. 1. – Левую ногу назад, палку вверх, прогнуться.
4. И. п. – ноги врозь, палка вверху. 1 – 3. – Наклониться назад, палку в левую руку, свободным концом коснуться пола. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.
5. И. п. – лежа на животе, палка внизу за спиной хватом за оба конца. 1 – 2. –Медленно прогнуться, отводя палку прямыми руками вверх. 3. – Держать. 4. – И. п.Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. – лежа на спине, руки вперед, палка горизонтально. 1 – 2. – Продеть ноги между руками, палку за спину (стойка на лопатках). 3. – Держать. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.
7. И. п. – основная стойка, палка одним концом в левой руке, второй на полу у левой стопы. 1. – Опираясь на палку, присесть на левой ноге, правая нога прямая вперед («пистолет»). 2. – И. п. То же на другой ноге. Повторить 4 – 6 раз.
9. И. п. – присед, палка под коленями. 1 – 3. – Сгибая руки в локтях, встать. 4. –И. п. Повторить 4 – 6 раз.
10.И. п. – основная стойка, палка спереди. 1. – Подбросить палку вверх. 2 – 3. –Присесть, поймать палку двумя руками. 4. – И. п. Повторить 4 – 6 раз.
Содержимое разработки
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ Показ упражнений с гимнастической палкой осуществляете боком к занимающимся, или в повороте на 45 градусов, если движение палки выполняется вперед, назад, или за спиной. Рассказ упражнения осуществляется по положению палки, например: «Сомкнутая стойка, палку вверх», «Палку вправо», «Палку на плечи». Если палка ставится вперед на пол, как опора, или имитация опоры, говорится: «Палку вперед, свободным концом в пол». Занимающиеся расставляются на таком расстоянии, чтобы не задеть друг друга при выполнении упражнений.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ С МЯЧОМ Упражнения показываются боком, или с поворотом на 45 градусов к занимающимся, если положение мяча – за головой, за спиной, или сзади. Если движение выполняется в сторону, например: махи, наклоны, повороты, выпады – преподаватель стоит лицом к занимающимся. Рассказ упражнения осуществляется по мячу, например «Стойка врозь, мяч вверх», «Руки в стороны, мяч в правой руке»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СКАМЕЙКОЙ В зависимости от длины гимнастической скамейки, с ней выполняют упражнения 4–6 человек. Занимающиеся встают по росту, чтобы вес скамейки был равномерно распределен на всех. Преподаватель имитирует положение скамейки в руках, или использует для показа степ. Рассказ упражнения осуществляется по положению скамейки, например: «Стойка врозь, скамейка на правом плече», «Скамейка вверх»
1.И. п. — стоя лицом к скамейке на расстоянии шага, руки к плечам. 1-2 — поставить левую прямую ногу на скамейку на носок, руки вверх — вдох; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же с правой ноги. 2.И. п. — стоя левым боком к скамейке, руки на пояс. 1 — поставить левую согнутую ногу на скамейку, ближе к дальнему краю; 2 — толчком правой встать на скамейку, руки вверх; 3 — шагом левой в сторону, встать на нее, правая, согнутая, на скамейке; 4 — приставить правую, руки на пояс; 5-8 — то же в другую сторону. 3.И. п. — сед ноги врозь поперек, руки вверх. 1 — наклон к левой ноге; 2 — и. п.; 3-4 — то же к правой ноге. 4.И. п. — сед ноги врозь поперек, зацепиться носками за края, руки на пояс. 1-2 — наклон назад (на соседа, сидящего сзади); 3-4 — сесть в и. п. 5.И. п. — сидя на полу, спиной к скамейке, согнутые руки на переднем крае скамейки. 1-2 — разгибая руки, упор лежа сзади; 3-4 — и. п. 6.И. п. — сидя на скамейке продольно хватом за дальний край. На каждый счет встречные движения прямыми ногами вперед, назад (»ножницы»). 7.И. п. — упор присев, руки на скамейке, ноги на полу. 1 — упор лежа; 2 — и. п. 8.И. п. — сидя продольно, ноги врозь, руки за голову. 1-2 — наклон вперед с поворотом налево, коснуться правым локтем левой ноги; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же с поворотом направо.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ НА ГИМНАСТИЧЕСКОЙ СТЕНКЕ Чтобы преподавателю не стоять спиной к занимающимся, нужно школьников сомкнуть вправо и влево на фланги. Для ног самая нижняя рейка считается первой, для рук самая верхняя рейка считается первой. Если охват руками ниже линии плеч, то это положение называется «упор». Если хват руками выше линии плеч, то это положение называется «вис». Хват руками может быть сверху, снизу, смешанный.
1.И. п. — стоя спиной к стенке, руки хватом за рейку за головой. 1-2 — разгибая руки, прогнуться; 3-4 — и. п. 2.И. п. — стоя на третьей рейке, хват руками на уровне груди. 1-2 — разгибая руки и сгибая левую ногу, коснуться правой ногой пола; 3-4 — отталкиваясь правой ногой и сгибая руки, и. п. 3.И. п. — стоя на полшага от стенки, хват согнутыми руками на высоте плеч. 1-2 — разогнуть руки, спина прямая; 3-4 — и. п.; 5-6 — вис присев; 7—8 — и. п. 4.И. п. — стоя лицом к стенке. 1-2 — наклоняясь вперед, принять вис стоя сзади согнувшись; 3-4 — толчком двумя, сгибая ноги, вис прогнувшись; 5-6 — опуститься в вис стоя сзади согнувшись; 7-8 — и. п. 5.И. п. — лежа на спине ногами к стенке, ноги слегка согнуть, носки под первой рейкой, руки на пояс. 1-2 — наклон вперед до прямого угла; 3-4 — и. п. 6.И.п. — вис стоя спиной к стенке. 1 — вис с согнутыми ногами; 2 — вис углом; 3 — вис с согнутыми ногами; 4 — и. п. 7.И. п. — вис сидя спиной к стенке, ноги немного согнуты в коленях. 1-2 — разгибая ноги и опираясь руками о стенку, вис стоя прогнувшись; 3-4 — и. п. 8. И. п. — о. с, лицом к стенке на расстоянии одного шага. 1-2 — падая вперед, упор стоя на согнутых руках; ^ 3-4 — отталкиваясь, и. п. 9.И. п. — стоя ноги врозь на первой рейке, хват согнутыми руками на высоте плеч. 1-2 — разгибая руки, мах левой рукой в сторону с поворотом туловища налево; 3—4 — и. п.; 5—8 — то же в другую сторону.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ В ПАРАХ В пары ставятся школьники приблизительно одинакового роста. Для показа упражнения преподаватель может пригласить занимающегося и выполнять показ боком к учащимся. При выполнении упражнений не надо крепко браться за руки. Рассказ упражнения осуществляется по ориентирам в зале, например: «Мах в сторону двери», «Выпад в сторону окна».
1.и.п.- стоя спиной к партнёру, взявшись внизу за руки. 1-2- стойка на носках, руки вверх; 3-4- и.п. 2.и.п.- стоя лицом друг к другу, руки на плечах. 1-3- пружинистые наклоны; 4- и.п. 3.и.п.- стоя спиной друг к другу, руки в « замок ». 1-3- наклоны вправо; 4- и.п. 5-8- тоже влево. 4.и.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне плеч. 1-4- не разъединяя рук поворот вправо на 360; 5-8- то же влево. 5.и.п.- ст. лицом друг к другу, руки на плечах. 1- полунаклон, мах левой ногой назад; 2- и.п.3-4- то же правой ногой. 6.и.п.- 1-й в полуприседе, 2-й в ст. за спиной руки на плечах партнёра. 1-2- 1-й разгибая ноги переходит в о.с.2-й слегка отталкиваясь принимает упор о плечи партнёра; 3-4- и.п. 7.и.п.- сед спиной друг к другу взявшись под руки.1- сед согнув ноги; 2- разгибая ноги лечь на спину партнёра, прогнуться ( партнёр выполняет наклон) 3-4- и.п. 5-8- то же выполняет партнёр; 8.и.п.- ст. спиной друг к другу взявшись под руки.1-2- присед; 3-4- и.п.
Комплексы общеразвивающих упражнений предлагаются для расширения профессионального кругозора преподавателей физического воспитания и школьников, заботящихся о своем здоровье и ориентирующихся на здоровый образ жизни
ОРУ на уроке Физическая культура
и.п.- руки перед грудью в замок.
1- руки вперёд;
2- и.п.;
3- ходьба на носках, руки вверх;
4- и.п.
УПР.№2
и.п.- правая вверху.
На каждый счёт смена положений рук.
и.п.- руки перед грудью.
1-2- отведение согнутых рук назад;
3- отведение прямых рук назад;
4- и.п.
и.п.- руки к плечам.
1-4- четыре круговых движения вперёд;
5-8- тоже назад.
и.п.- руки в стороны.
1-4- четыре круговых движения рук вперёд с
подскоками;
5-8- тоже назад.
и.п.- руки перед грудью в замок.
Ходьба выпадами с поворотом
туловища в сторону впереди стоящей ноги.
На каждый шаг наклон к
впереди стоящей ноге.
1-4- руки через стороны вверх-вдох;
5-8- руки через стороны вниз-выдох.
Комплекс V. Упражнения со скакалкой.
1. И. п. – о. с., скакалка сложена вчетверо внизу. 1 – руки вверх, натягивая скакалку; 2 – подняться на носки и потянуться; 3 – 4 – и. п. (повторить 6 – 8 раз).
2. И. п. – широкая стойка, скакалка сложена вдвое за головой, руки согнуты вперед. 1 – левую руку в сторону, натягивая скакалку, правую руку за голову и поворот туловища влево; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же в другую сторону (повторить 6 – 8 раз в каждую сторону).
3. И. п. – стойка ноги врозь, скакалка сложена вчетверо внизу сзади. 1 – 2 – два пружинящих наклона вперед, руки назад, натягивая скакалку; 3 – 4 – и. п. (повторить 10 – 12 раз).
4. И. п. – о. с., скакалка сложен вчетверо. 1 – отставляя левую назад и сгибая правую, принять положение выпад; скакалку положить на бедро и опереться на него; 2 – 3 – два пружинящих покачивания в выпаде; 4 – и. п. То же на другой ноге (повторить 12 – 16 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, скакалка сложена вдвое внизу. 1 – натягивая скакалку, руки вверх – наружу, правую ногу в сторону на носок; 2 – 3 – два пружинящих наклона вправо; 4 – и. п.; 5 – 8 – то же в левую сторону (повторить 6 – 8 раз в каждую сторону).
6. И. п. – о. с., скакалка сложена вдвое за головой на плечах, руки согнуты вперед. Движения согнутыми руками вперед – назад (как при беге), постепенно ускоряя и замедляя темп(2 – 3 серии).
8. И. п. – о. с., скакалка сзади под пяткой левой (правой) ноги, руки в стороны, скакалка натянута. 1 – 2 – полнимая ногу со скакалкой назад и наклоняясь вперед равновесие на правой; 3 – 4 – выпрямиться, приставить ногу. После каждых 2 – 3 повторений менять ногу (8 – 12 раз).
Упражнения с гимнастической палкой.
1. И. п. – о. с., палка внизу. 1 – палка на грудь; 2 – палку вперед, подняться на носки и потянуться; 3 – палку на грудь; 4 – и. п. (повторить 5 – 6 раз).
2. И. п. – то же. 1 – выпад вправо, палку вертикально к правому плечу (левая рука согнута, правая вверх); 2 – 3 – два пружинящих наклоны влево; 4 – и. п.; 5 – 8 – тоже в другую сторону (повторить 6 – 8 раз в каждую сторону).
3. И. п. – широкая стойка, палка за головой (на лопатках). 1 – поворот туловища влево; 2 – поворот туловища вправо (повторить 12 – 16 раз).
4. И. п. – ноги вместе, палка за спиной под локтями. 1 – присесть, колени врозь, спина прямая; 2 – встать, пружинящий наклон вперед; 3 – выпрямляясь, присесть; 4 – встать (повторить 10 – 12 раз).
5. И. п. – стойка на коленях, палка вертикально за спиной прижата к туловищу. 1 – 2 – наклон назад, спина прямая; 3 – 4 – и. п. (повторить 8 – 12 раз).
6. И. п. – палка вверху. 1 – палка вперед, мах правой до касания палки; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же левой ногой (повторить 10 – 12 раз).
7. И. п. – палка вертикально на земле, опираясь обеими руками о верхний конец. 1 – 2 – поднимая правую ногу назад и наклоняясь вперед равновесие на левой; 3 – дополнительный мах правой назад; 4 – выпрямиться в и. п.; 5 – 8 – то же левой ногой (повторить 6 –10 раз).
На уроках легкой атлетики
К бегу.
Комплекс I
1. И. п. – сед, руки касаются опоры. Круговые движения ступнями, поочередно сгибая и разгибая ноги, ускоряя и замедляя движения («велосипед»). Сделать 1 – 2 паузы для отдыха, расслабляя ноги.
2. Разновидности бега: семенящий; с захлестом голени назад; с высоким подниманием бедра и захлестом голени назад (выполнить 3 – 4 серии по 30 – 40 м).
3. Бег (типа многоскоков) по «лестнице» – нанесенной на земле разметке – поперечными полосами (выполнить 4 – 5 раз по 20 – 25 м).
Комплекс II
1. И. п. – вис на гимнастической стенке – «педалирование» – круговые движения ступнями, сгибая ноги вперед и разгибая их вниз (2 – 3 серии, ускоряя и замедляя движение ногами).
2. Разновидности бега (см. упражнение 2 комплекса 1).
3. Стоя в 1 м от стенки, наклонив туловище вперед и опираясь руками о рейку – бег с высоким подниманием бедра, постепенно ускоряя и замедляя движения (после 2 – 3 серий свободное поочередное потряхивание ногами, расслабляя мышцы).
К прыжкам в длину.
Комплекс I
1. И. п. – стойка на коленях, ноги врозь, руки на пояс – прогибание назад (повторить 6 – 8 раз).
2. И. п. – сед (или в стойке) – пружинящие наклоны вперед, стараясь грудью коснуться ног (3 – 4 серии по 4 – 6 наклонов).
3. В выпаде 3 – 4 пружинящих покачивания, прыжком смена положений ног (повторить 6 – 8 раз).
4. Многоскоки с ноги на ногу – «затяжные» прыжки (2 – 3 серии по 15 – 20 м).
Комплекс II
1. И. п. – стоя на краю гимнастической скамейки – поднимание и опускание на носках.
2. В стойке, слегка расставив ступни – глубокое приседание и выпрыгивание из приседа (повторить 6 – 8 раз).
3. Разновидность бега (см. упражнение 2 комплекс 1).
4. В беге выталкивание на толчковой ноге (на каждый третий – пятый шаг) с последующим приземлением на маховую ногу и пробеганием (выполнить 8–12 толчков).
К прыжкам в высоту.
Комплекс I
1. И. п. – стоя на носках на 2–3–й рейке гимнастической стенки, придерживаясь руками на уровне груди – разгибание и сгибание стоп, отпуская и поднимая тело (8–12 раз).
2. В стойке на правой (левой) ноге, лицом к стенке, поставив другую на 5–6–ю рейку, выполнить 2–3 серии по 5–6 пружинящих наклонов к подтянутой ноге. То же самое сменив положение ног.
3. И. п. – стоя опоры прыжки вверх толчком одной ноги и махом согнутой другой (на толчковой ноге). Повторить 8–10 раз.
Комплекс II
1. И. п. – сед ноги врозь, правая согнута в сторону и назад (положение «барьерного бега») – пружинящие наклоны к левой ноге. То же сменив положение ног (2 – 4 серии по 5 – 6 наклонов).
2. И. п. – сед с закрепленными ногами – наклоны назад с возращением в и. п. То же с поворотами туловища влево и вправо поочередно (повторить 10 – 12 раз).
3. И. п. – стоя у опоры энергичные махи ногой вперед, в сторону, назад. Поочередно по несколько махов в каждом направлении, сначала одной, затем другой ногой.
4. В беге выталкивание на толчковой ноге на каждый 3 – 5 шаг, помогая движением маховой ноги и взмахом рук, с приземлением на толчковую ногу и пробеганием, расслабляя мышцы (повторить 8 – 10 раз).
К метаниям.
Комплекс I
1. Согнув руки вперед круговые движения кистями, а затем энергичное сгибание и разгибание пальцев.
2. Энергичные круги руками вперед и назад (поочередно и одновременно) постепенно увеличивая скорость движений (выполнять 12 – 16 кругов).
3. Броски набивного мяча (1 – 2 кг) двумя руками из – за головы. После нескольких повторений – броски одной рукой сбоку и сверху (выполнить 12 – 16 бросков).
4. И. п. – стойка ноги врозь. Повороты туловища влево и вправо со свободными хлестообразными движениями руками (2–3 серии).
Комплекс II
1. Cсложив ладони, пальцы разведены, сгибание и разгибание кистей, оказывая сопротивление. То же соединив пальцы в замок.
2. В парах, стоя лицом друг к другу, положив руки на плечи партнера – пружинящие наклоны вперед прогнувшись, нажимая на плечи друг другу (3 – 4 серии по 5 – 6 наклонов).
3. И. п. – гимнастическая палка внизу, держа ее за концы. Прямыми руками палку вверх и назад, делая выкрут в плечевых суставах; то же в обратном направлении (повторить 8 – 10 раз, постепенно сужая, хват).
4. В парах, стоя спиной друг к другу, руки вверх, держась за одну гимнастическую палку – одновременные выпады, вперед прогибаясь, с пружинящими покачиваниями (поочередно по 3 – 4 раза с каждой ноги).
На уроках гимнастики
К опорным прыжкам.
Комплекс I
1. С шага вперед толчковой ногой прыжок на обе и в темпе толчок двумя ногами–прыжок, вверх прогнувшись,– устойчивое приземление в полу присед, руки вперед – наружу (5 – 6 раз).
2. Стоя на расстоянии одного метра от стены, руки вперед – толчок прямыми руками после паления вперед, завершая его усилием кистей (2 – 3 серии по 4 – 5 раз).
3. И. п. – упор лежа. Толчком ног, сгибаясь и высоко поднимая таз, переход в упор присев (повторить 4 – 5 раз).
Комплекс II
1. Соскок с гимнастической скамейки и в темпе прыжок вверх (повторить 5 – 6 раз).
2. И. п. – упор, лежа, ноги врозь, руки на гимнастической скамейке (на полу). Отпускание и поднимание туловища энергичными движениями в плечевых и грудно-ключичных суставах (2 – 3 серии по 3 – 4 раза).
3. С гимнастической скамейки соскок, прогнувшись, ноги врозь – приземление в полу присед, сохраняя устойчивое равновесии (повторить 3 – 4 раза).
Комплекс Ш
1. Сцепив пальцы в замок напряженное сгибание и разгибание кистей. Вариант: то же в паре с партнером.
2. Прыжки на носках с опорой на гимнастическую стенку (бревно); то же, сгибаясь и поднимая выше таз и спину (2 – 3 серии по 6 – 8 прыжков).
3. И. п. – упор лежа. Толчком ног, сгибаясь и энергично отталкиваясь руками, переход в присед (повторить 3 – 5 раз).
К акробатическим кувыркам.
Комплекс I
1. И. п. – упор сидя. Быстро сгибая ноги и обхватывая руками голени, плотная группировка, убирая лицо между коленей и прижимая ноги к туловищу – держать, – выпрямляясь вернуться в и. п. (повторить 6 – 8 раз).
2. И. п. – группировка сидя. Перекаты назад и вперед («качалочка»), сохраняя плотную группировку (2 – 3 серии по 4 – 5 раз).
Комплекс II
1. И. п. – лежа на полу, руки в стороны (вверх). Быстро сгибая ноги вперед, обхватывая руками голени и наклоняя голову плотная группировка (повторить 6 – 8 раз).
2. И. п. упор сидя. Круговые движения головой поочередно влево и вправо (2 – 3 круга подряд по 4 – 6 серий в каждую сторону).
3. И. п. – упор присев. Принимая плотную группировку, перекат назад и перекатом вперед вернуться а и. п. (повторить 6 – 8 раз).
К акробатическим стойкам, мосту.
Комплекс I
1. Круги руками вперед – по 2 – 3 круга подряд поочередно левой и правой рукой – дугами вперед руки вверх и 2 – 3 рывка прямыми руками назад – и. п. (повторить 3 – 4 раза).
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Пружинящие наклоны назад (2 – 3 серии по 5 – 6 наклонов).
3. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять ноги вперед и, продолжая движения, коснуться ими пола за головой – вернуться в и. п. (повторить 4 – 5 раз).
Комплекс II
1. В парах наклоны вперед, положив руки на плечи друг другу – пружинящие наклоны, нажимая прямыми руками на плечи партнера (2 – 3 серии по 5 – 6 наклонов).
2. И. п. стойка ноги врозь, руки на поясе. Широкие круговые движения туловищем поочередно влево и вправо (повторить 3–4 раза в каждую сторону).
3. И. п. – лежа на спине согнувшись, руки вдоль туловища, ладони на полу. Выпрямить тело вверх и вновь согнуться (повторить 5 – 6 раз).
К упражнениям в равновесии.
Комплекс I
1. Стойка на носках в линию (левая или правая впереди), руки в стороны – поворот на носках на 180 градусов. То же в полуприседе (2 – 3 серии по 4 – 6 поворотов).
2. Вертикальное равновесие на правой и левой поочередно (повторить 5 – 6 раз). Положение рук менять: в стороны, вверх.
3. И. п. – стойка на левой, правая назад, руки в стороны. Прыжком стойка на правой, левая вперед – прыжком сменить положение ног – прыжком стойка на правой, левая назад. Выполнять с небольшими паузами, сохраняя равновесие (повторить 3 – 4 раза).
Комплекс II
1. И. п. – стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки в стороны (вверх). Сохраняя равновесия с закрытыми глазами. То же в стойке на носке (повторить по 2 –3 раза на каждой ноге).
2. И. п. – стойка на носках в линию, правая впереди, руки в стороны. Полуприседая, прыжок вверх, вытягиваясь в «струнку», со сменой положения ног мягкое приземление в устойчивое равновесии (повторить 5 – 6 раз).
3. И. п. – стойка на левой, правая назад на носок, руки в стороны. Махом правой поворот на носке налево в стойку на левой, правая в сторону. То же с поворотом кругом, правая назад. То же в другую сторону, сменив положение ног (выполнить 6 – 8 поворотов с паузами, сохраняя равновесие после поворота).
К упражнениям в висе.
К упражнениям в упоре.
Комплекс I
1. И. п. – упор лежа. Сгибание и разгибание туловища (в тазобедренных суставах). То же в упоре лежа сзади (повторить 4 – 6 раз подряд из каждого и. п.)
2. И. п. – упор лежа, носки оттянуты. Передача тяжести тела с руки на руку; то же с небольшим продвижением вперед, скользя носками по полу (2 – 3 серии по 6 – 8 перемещений). Вариант: то же в положении «тачка» (ноги держит партнер).
3. И. п. – стойка с сомкнутыми носками. Свободные махи руками, расслабляя мышцы рук и плечевого пояса, с пружинящими полуприседаниями в темпе движения рук. Движения рук можно чередовать: встречное или параллельное (2 – 3 серии по 6 – 10 прыжков).
Все предложенные комплексы являются примерными. Поэтому учитель физической культуры имеет право вносить свои в них коррективы с учетом реальных условий занятий. К примеру, в комплексе общеразвивающих упражнений может встретиться упражнение, идентичное тому, которое включено в серию специальных упражнений. Естественно, что одно из них учитель может исключить или предложить учащимся видоизмененный вариант. При острой нехватке времени, отведенного на вводную часть урока, может быть сокращен и комплекс специальных «направленных» упражнений.