Что означает палица в былинах
Словари
Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата.
Часть сохи или плуга, служащая для отвала земли при пахании.
ПА́ЛИЦА, палицы, жен.
2. Деревянный валек для отбивания белья при полоскании (обл.).
3. Часть сохи, служащая для отвала земли при пахании (обл.).
4. Часть церковного облачения в виде парчевого квадрата (церк.).
На согнутой руке богатыря на кожаном ремне висела палица.
2. Церк. Ромбовидный парчовый платок, носимый на груди; часть церковного облачения архимандритов и заслуженных священников.
2) Ромбовидный парчовый платок, носимый на груди, часть одежды архимандритов и заслуженных священников.
2) Ромбовидный парчовый платок, носимый на груди, часть одежды архимандритов (см. АРХИМАНДРИТ) и заслуженных священников.
2) Ромбовидный парчовый платок, носимый на груди, часть одежды архимандритов и заслуженных священников.
видѣниѥ страшьно и велиѥ вс˫ако. имь же и повелѣваше творити скорѣѥ ѥже ѥмѹ годьно. и палицами бити. (ταῖς ῥοβδοις) ЖФСт к. XII, 153 об.; аще тъкмо иметьсѧ за палицю. лишенъ бѹдеть воиньства. УСт к. XII, 217 об.; видѣвъ великаго семеѡна сто˫аща. палицю имѣ˫а златѹ и дьржа и въ рѹкѹ. ЧудН XII, 75в; и аще въставъ чл҃вкъ походить внѣ по(д)пира˫асѧ палицею. КР 1284, 261г; токмо палицами бьѥни бывше. пѹщени бѹдоꙊть. Там же, 324б; и се сниде ан҃глъ г(с)нь ˫ако скора молни˫а. держа в руцѣ палицю мѣдѧну. ПрЮр XIV2, 66а; Старець же вземъ палицю свою. и иде в кѣлью свою. ПНЧ к. XIV, 149в; и вни(д) палицю вьрбову имѣ˫а в руцѣ милотью же препо˫асанъ (ῥοβδον) ЖВИ XIV-XV, 106г; прѣже бо того палицами и камениемъ бь˫ахусѧ. ЛИ ок. 1425, 104 (1114);
палицею ли рече прииду на вы или любовию. (ἐν ῥοβδῳ) КР 1284, 350а;
|| перен. Опора, поддержка:
и твори(т) старости палицю д҃ха. (τὴν βακτηρίαν) ГБ к. XIV, 50а.
1. Тяжелая дубинка с утолщенным концом.
► Недвижим на костре, он в небо взор возводит; под мышцей палица. // Пушкин. Стихотворения //; От гневу вспыхнув, тут Алкид, Тяжелой палицей своей его разит. // Крылов. Басни //; Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет. // Некрасов. Мороз, Красный нос //
2. Часть сохи или плуга, служащая для отвала земли при вспашке.
3. Символ власти кошевого в Запорожской Сечи.
► Все собрались в кружок и после третьего боя показались наконец старшины: кошевой с палицей в руке, знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом. // Гоголь. Тарас Бульба //
4. Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата (церк.-слав.).
Девы-поляницы в русских былинах
Слово “поляница” произошло от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле воевать с воинами. Девы-воительницы умелые наездницы, они отлично стреляют из лука и в бою не уступают воинам-мужчинам. Согласно древнерусским былинам, только победив в честном сражении деву-поляницу, воин-богатырь мог взять её в жёны. Филолог-русист Д.М. Балашов пишет, что “ нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское.» Исследователи спорят об истинном происхождении дев-воительниц, несмотря на то что само слова “поляница” русское и известно в других славянских языках: болг. поляни, польс. polany , серб. пропланци, существуют различные гипотезы, откуда в русских былинах могли появиться девы-воительницы…..
Образ дев-воительниц — популярный сюжет в мировом фольклоре.
Древнегреческую деву – воительницу называли Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ — дева-паляница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны, в шлеме с высоким гребнем, в руках –копьё, Афину часто изображают на колеснице («рата — ratha — быстрая колесница, повозка»).
Согласно мифам дева-Афина, рождённая их головы Зевса, помогала ему в битве с титанами, она не только обрушила на Энкелада целый остров Сицилию, но содрала кожу с ещё живого гиганта Палласа (др.-греч. Πάλλας — «воин», Паллант или Палленей) и сделала из неё панцирь, который защищал её в гигантомахии, поэтому её называют Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ — Афина-Воительница). Гигант Паллас, сын Крия и Еврибии, был отцом Ники богини Победы.
Греко-скифское городище Керкинитида (Евратория) — Амазонка на коне
Амазонки.
О существовании амазонок на Дону, берегах Азовского и Чёрного морей говорят почти все античные писатели. Большинство из них повторяют один другого, но между ними есть и такие, с которыми приходится серьезно считаться. Впервые об амазонках упоминается в Илиаде. Амазонки приходили на выручку Трое. Приам говорит (рапсодия III, ст. 188): «И я считался союзником фригиян в то время, когда пришли равные по силе мужам амазонки«.
На ведическом санскрите: Амога — amogha — сильная, неослабевающая; Азва — azva — кобыла, лошадь. Азу – Azu (от «az») — быстро движущийся, быстрый (конь). Из слов: Амога — «amogha» + Азу – «Azu» + «kа»-как = «неослабевающая, как лошадь»; «быстрая, как кобыла» (Амога-Азу-ка = Амазонка).
Русские девы-«поляницы».
Само слово«поляница» произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле воевать, на ратное дело, искать в поле воинов и вступать с ними в поединки. Об отважных девах-воительницах рассказывают древнерусские былины.
Василиса Микулишна
Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса Микулишна, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира в Киеве боярин Ставр Годинович хвалился перед гостями своей супругой Василисой:
Во третьем терему — молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Чёрные брови чёрна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.
По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в сопровождении 50 всадников в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников князя Владимира и, представившись Василием Васильевичем, грозным послом Василисы Микулишны, развернула столичных гонцов.
Князь Владимир устроил молодому посланнику Василию честной приём, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина:
«Это Василиса ровно дочь Микулишна;
По полу она идёт тихошенько,
На лавку садится — коленцы жмёт».
Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», боролась с другими богатырями, играла в шахматы с князем и проигравший князь должен был освободить из заточения Ставра Годиновича. Вскоре она отправилась домой вместе с мужем.
Настасья Микулишна
Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу, решил проверить удаль молодецкую
«Или нет у Добрыни силы по-старому?
Или нет у него хватки по-прежнему?»:
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
В поединке дева-поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет пограничной службы Добрыни, Алёша Попович привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.
Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.
Настасья Окульевна
«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре красавце Михайло Потыке, змееборце. Михайло был женат на Марье белой-Лебеди, которая была хитрой, неверной и вероломной женой.
Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья Захарьевна стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — поляница Настасья Окульевна:
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым‑скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовыи
А молода Михайлушку Потыка,
Взимала там она с тюрьмы грешника,
На место да прибила на стену городовую,
Где висел Михайлушка Потык тот,
А утащила тут Михайлушку Потыка
В особой‑то покой да в потайныи.
Как взяла она снадобей здравыих,
Скорым‑скоро излечила тут Михайлушку.
Излечила Настасья богатыря от ран, снабдила Михайло латами, кольчугой, саблею и палицей да добрым конём. Прибыл Михайло Потык в царские палаты, а коварная жена снова попыталась его обмануть и опоить отравленным вином. Да только Настасья Окульевна не позволила этого сделать — оттолкнула чарку от руки богатыря. Понял тогда Михайло истинную сущность своей жены и “отсёк‑то Марье буйну голову”, а потом и царя лишил головы. Женился Михайло на Настасье Окульевне и стал править.
Как скоро взял Настасью Окульевну,
А взял он ведь ю за себя замуж;
Пошли оны во церковь во Божию,
Как приняли оны тут златы венцы.
Придался тут Михайлушко на царство‑то,
А стал‑то тут Михайлушко царить‑то‑жить
А лучше‑то он старого да лучше прежнего.
Настасья Королевична
Трагическая история любви Настасьи Королевичны и русского богатыря Дуная Ивановича. Богатырь Дунай по приказу князя Владимира отправился в Литву сватать для него королевну Апраксию. Отец королевны, король Данила Манойлович, не захотел отдавать свою дочь, да только богатыри решили без невесты не возвращаться. Спросил отец Дунай дочь Апраксию, хочет ли замуж она за Владимира — и, о чудо, оказалось, что девица об этом мечтает уже три года. Собрался богатырь, взял с собой королевичну Апраксию и уехал. Да только обо всём этом “ладном сговоре” не знала сестра Апраксьи — гордая дева-поляница королевична Настасья, и поспешила воительница вслед за богатырями «добывшими невесту», спасать сестру от насильственной свадьбы:
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на кони богатырскоём
Да по славну роздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земел юшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Не путём она едет, не дороженкой,
Она ехала роздольицем чистым полем.
Дунай Иванович, желая защитить княжескую “невесту-добычу”, вступил в бой с удалой девой-поляницей Настасьей Даниловной и вскоре — как это случалось и в других былинах, победив в честном сражении деву-поляницу, воин-богатырь решил взять её в жёны. Настасья Королевична приняла его предложение. Сыграли в Киеве две свадьбы сразу:
Во божьей церквы повенчалися,
Принимали-то оны золоты венцы,
Они заповедь великую покладали:
А что жить-то им быть, век коротати.
Однако Дунай Иванович недолго прожили вместе с молодой королевичной Настастьей. После свадьбы стал Дунай похваляться своей силой да ловкостью, мол нет сильнее да лучше его на белом свете. Слушала его жена-поляница, слушала, да и возразила:
«Свет ты здержавушка любимая,
Тихия Дунаюшко Иванович!
А ничем-то ведь я не хуже тебя:
сила моя есть побольше твоей,
а ухваточка моя удалее тебя».
— Ай же тихия Дунаюшко Иванович,
Ты меня прости во женской глупости.
А и по поясу вкопай меня в сыру землю,
А ‘ще бей-ко ты меня да и по нагу телу,
А прости меня во глупости во женскою,
Не стреляй-ко ты из луку из розрывчата,
Не спущай-ко стрелочки каленыя
По тому ты по острёю по ножовому
Да и во то колечко во серебряно.
А и теперь-то ты, Дунаюшко, хмельнёшенек,
А и теперь, Дунаюшко, пьянешенек,
А убьешь меня ту, молоду жену,
А и ты сделать две головки безповинныих.
У меня с тобой во чреве есть чадо посеяно.
Становил-то он свою да саблю вострую,
Говорил Дунай да таковы слова:
— Наперёд-то протекла река Настасьина,
А другая протеки река Дунаева!
И зарубил себя саблей богатырь.
А от крови его протекла река Дунай,
а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
Дочь Ильи Муромца
Загадочная героиня описана в былине «Илья Муромец и дочь его».
Стояли двенадцать святорусских богатырей на московской заставе, хораняли они землю русскую. Никто не смел подъехать к ним, ворон мимо не пролетал, волк мимо не пробегал. Как вдруг появилась неизвестная дева-поляница:
Едет поляничища удалая,
Ай уда́ла поляничища великая,
Конь под нёю как сильня́ гора,
Поляница на кони будто́ сенна́ копна,
У ней шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личка́ румяного
И сзаду́ не видеть шеи белоей.
Ёна ехала собака, насмеялася,
Не сказала божьёй помочи бога́тырям,
Ена едет прямоезжею дорожкой к стольно-Киеву.
Решили богатыри подъехать к полянице да бороться с ней, силушку свою испробовать. Подъехал было к девице Алёша Григорьевич — да испугался и не стал бороться. Подъехал было к воительнице Добрыня Никитич — да тоже испугался и не испробовал силушку богатырскую. Тем временем загадочная поляница ведёт себя очень дерзко:
Ёна едет-то ко городу ко Киеву,
Ёна кличет-выкликает поединщика,
Супротив собя да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
Поляница говорит да таковы слова:
«Как Владымир князь-от стольнё-киевской
Как не дает мне-ка он да супротивника,
Из чиста́ поля да и наездника,
А й приеду я тогда во славной стольний Киев-град,
Розорю-то славный стольний Киев-град,
А я чернедь мужичков-тых всих повырублю
А божьи церквы я все на дым спущу,
Самому князю Владымиру я голову́ срублю
Со Опраксиёй да с королевичной!
Решает тогда старый казак Илья Муромец, что нужно самому отправляться в поединок с девицей. А поляница храбрая да удалая:
И она ездит поляница по чисту́ полю
На добро́м кони на богатырскоём,
Она шуточки-ты шутит не великии,
Ай кидает она палицу булатнюю
Ай под облаку да под ходячую,
На добро́м кони она да ведь подъезживат,
Ай одною ру́кой палицу подхватыват,
Как пером-то лебединыим поигрыват,
Ай так эту палицу булатнюю покидыват.
Стали богатырь да богарша бится во всю свою силу, да только не смогли друг друга ни ранить, ни с коня скинуть. Начали воины тогда в рукопашную биться. И вот Илья Муромец стал побеждать, занёс он руку над поляницей, но случилось с ним что-то: рука его остановилась и глаза помутились, стал он выспрашивать у воительницы, как звать её и из какой она семьи. Трижды задавал свой вопрос богатырь и лишь на третий раз получил он ответ:
— Есть я родом из земли да из Тальянскою,
У меня есть родна матушка честна́ вдова,
Да честна́ вдова она колачница,
Ко́лачи пекла да тым меня воспи́тала
Ай до полнаго да ведь до возрасту;
Тогда стала я иметь в плечах да силушку великую,
Избирала мне-ка матушка добра́ коня,
Ай добра́ коня да богатырскаго,
И отпустила ме́ня ехать на святую Русь
Поискать соби да родна батюшка,
Поотведать мне да роду племени.
Значение слова палица
Словарь Ушакова
п а лица, палицы, жен.
2. Деревянный валек для отбивания белья при полоскании (обл.).
3. Часть сохи, служащая для отвала земли при пахании (обл.).
4. Часть церковного облачения в виде парчевого квадрата (церк.).
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Православие. Словарь-справочник
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Тяжелая дубинка с утолщенным концом.
* ► Недвижим на костре, он в небо взор возводит; под мышцей палица. // Пушкин. Стихотворения //; От гневу вспыхнув, тут Алкид, Тяжелой палицей своей его разит. // Крылов. Басни //; Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет. // Некрасов. Мороз, Красный нос // *
2. Часть сохи или плуга, служащая для отвала земли при вспашке.
3. Символ власти кошевого в Запорожской Сечи.
* ► Все собрались в кружок и после третьего боя показались наконец старшины: кошевой с палицей в руке, знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом. // Гоголь. Тарас Бульба // *
4. Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата (церк.-слав.).
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
одна из принадлежностей богослужебного облачения архиереев, архимандритов и священников. Последним она дается в качестве награды. Палица представляет собой матерчатый ромб, который подвешивают на ленте за один их углов и помещают у правого бедра. Символически палица изображает духовное оружие: Слово Божье.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Значение слова «палица»
Что означает слово «палица»
Словарь Ожегова
Православие. Словарь-справочник
Палица
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Палица
Словарь Ефремовой
Палица
Энциклопедический словарь
Палица
Православная энциклопедия
Палица
одна из принадлежностей богослужебного облачения архиереев, архимандритов и священников. Последним она дается в качестве награды. Палица представляет собой матерчатый ромб, который подвешивают на ленте за один их углов и помещают у правого бедра. Символически палица изображает духовное оружие: Слово Божье.
Словарь церковных терминов
Палица
Словарь Ушакова
Палица
п а лица, палицы, жен.
2. Деревянный валек для отбивания белья при полоскании (обл.).
3. Часть сохи, служащая для отвала земли при пахании (обл.).
4. Часть церковного облачения в виде парчевого квадрата (церк.).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Палица
1. Тяжелая дубинка с утолщенным концом.
* ► Недвижим на костре, он в небо взор возводит; под мышцей палица. // Пушкин. Стихотворения //; От гневу вспыхнув, тут Алкид, Тяжелой палицей своей его разит. // Крылов. Басни //; Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет. // Некрасов. Мороз, Красный нос // *
2. Часть сохи или плуга, служащая для отвала земли при вспашке.
3. Символ власти кошевого в Запорожской Сечи.
* ► Все собрались в кружок и после третьего боя показались наконец старшины: кошевой с палицей в руке, знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом. // Гоголь. Тарас Бульба // *
4. Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата (церк.-слав.).
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «палица»
Фонетический разбор слова «палица»
Значение слова «палица»
Синонимы «палица»
Карточка «палица»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!