Что означает паства в хадисе
Рийад ас-салихин رياض الصالحين
Глава 78. О велении власть имущим проявлять доброту, благожелательность и сострадание по отношению к своим поданным и запрещении обманывать их, быть (чересчур) суровым с ними, пренебрегать их интересами и проявлять безразличие к ним самим и к их нуждам (хадисы 653-658)
٧٨- باب أمر وُلاة الأمور بالرفق برعاياهم ونصيحتهم والشفقة عليهم والنهي عن غشهم والتشديد عليهم وإهمال مصالحهم والغفلة عنهم وعن حوائجهم
653. Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству
653 — Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал:
— Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и мужчина в своей семье является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и женщина является пастырем (, присматривающим) за домом своего мужа и несущим ответственность за свою паству, и слуга является пастырем (, присматривающим) за имуществом своего господина и несущим ответственность за свою паству. (Итак,) каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству. (аль-Бухари 893, Муслим 1829)
٦٥٣- وعن ابن عمر رضي اللَّه عنهما، قَالَ: سَمِعْتُ رسول اللَّه ﷺ يقول: ﴿كُلُّكُمْ رَاعٍ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ: الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ في بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا، وَالخَادِمُ رَاعٍ في مال سيِّدِهِ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ، وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ﴾ متفقٌ عَلَيْهِ.
О том, что входит в обязанности мужа перед женой
Вопрос №168:
Уважаемый учитель! На какие бы исламские информационные порталы я ни была подписана, в каждом из них основное внимание уделяют теме «Обязанности жены перед мужем». В этом хвала Аллаху, много знаний и пользы нам, сестрам. После того, как узнали новые подробности и нюансы по данной теме, многие из нас стали более справедливо относиться к своим мужьям. Но можете ли вы дать наставление для братьев по поводу того, каким должно быть их отношение к женам?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Известно, что существуют обязанности как мужа перед женой, жены — перед мужем, так и их общие обязанности. Прежде чем говорить о них, следует вспомнить, что Всевышний Аллах дал мужчинам более высокое положение, чем женщинам, сказав в Коране:
ۗ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ
«Но мужья выше их по положению».
[Сура «аль-Бакъара», аят 228]
Это абсолютно не означает, что муж имеет право оскорблять жену, избивать, несправедливо забирать имущество или относиться к ней неподобающе. Однако степень, которую даровал Аллах мужчине, — это его ответственность за нее, то, что он обязан совершать по отношению к жене из установлений религии, которые должны быть известны каждому мужчине. Это не вопрос желаний, эмоций или умозаключений, это — религиозная обязанность мужчины.
Сегодня, когда мы читаем жалобы сестер на несправедливость, которую многие терпят в своих семьях, то испытываем глубокое огорчение и негодование от происходящего. Несомненно, для многих этих мужчин не хватает ‘Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. То, что мы сегодня наблюдаем в семьях, иной раз представляет такой уровень невежества и несправедливости, что подобного не услышишь в историях ни сподвижников, ни таби’инов, ни великих имамов прошлого. Такое вообще никогда не имело места!
Порой приходят вопросы, на которые мы не находим ответы в книгах правоведов, потому что в прежние времена подобных плачевных семейных ситуаций не было. И это несмотря на то, что исламские правоведы очень углубленно и щепетильно изучали все аналогичные вопросы и даже придумывали то, чего не было («ифтирадат»), дабы уже иметь на это ответ в будущем. Поэтому, нет сомнения, многие мужчины должны побояться Всевышнего Аллаха в том, что они делают.
Обязанности мужчины по отношению к своей жене можно распределить следующим образом.
Первая обязанность: ее религиозные права. Это первостепенная и самая главная обязанность. Он должен призывать жену к одобряемому и запрещать порицаемое, так как он ответственен за нее перед Аллахом. Передается в достоверном хадисе, который передает ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый ответственный за свою паству»[1]. Мужчина в первую очередь отвечает перед Аллахом за религию своей жены и детей. И тот, кто не разрешал ей изучать религию, запрещал практиковать ее так, как следует перед Аллахом, — несомненно, является несправедливым и понесет за это ответственность. Многие не дают своим женам учиться Корану, надевать хиджаб, получать шариатские знания. К сожалению, дошло даже до этого! Всевышний Аллах говорит в Коране:
وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِالصَّلَاةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا ۖ لَا نَسْأَلُكَ رِزْقًا ۖ نَّحْنُ نَرْزُقُكَ ۗ وَالْعَاقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ
«Приказывай своей семье совершать молитву и проявляй в этом терпение. Мы не просим у тебя пропитание, Мы Сами тебя пропитаем! А добрый исход — за богобоязненностью».
[Сура «Та Ха», аят 132]
Какая здесь связь между пропитанием и тем, что человек обучает свою семью молитве? Как сказали об этом толкователи Корана: «Аллах не оставит без пропитания того, кто в своей семье установил Его законы, Свят Он и Велик. Из них — молитва и набожность».
Многие сегодня громко провозглашают: «Мы хотим жить по Шариату! Хотим шариатские законы!» Однако, когда такой человек возвращается к своей семье, то ведет себя неподобающе верующему. Где его желание Шариата!? А ведь именно с семьи начинается закладывание исламского государства, возрождение исламского общества. Если Ислам не практикуется внутри семьи, то о каком исламском обществе может идти речь? Не будет этого, пока мы не начнем со своих семей. А если ждать, что кто-то принесет нам это на блюдечке, — то этого никогда не случится!
Вторая обязанность: жить с ними достойно, так, как подобает. Говорит Всевышний Аллах об этом в Коране, приказывая:
ۚ وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«И обходитесь с ними (с женами) так, как подобает».
[Сура «ан-Ниса», аят 19]
Что означает формулировка «Так, как подобает»? Имам ибн Кясир, да помилует его Аллах, сказал, что постулат «Жить так, как подобает» включает в себя три вещи:
Таким образом, муж должен говорить своей жене прекрасные слова, подтверждая их достойными великолепными делами, и поддерживать прекрасную внешность. Так же, как он хотел бы, чтобы женщина украшала себя перед ним; ведь жене тоже хочется, чтобы и он хорошо выглядел перед ней. Передается в достоверном хадисе, что сказал Пророк ﷺ: «Лучшие из вас те, кто лучше всего относится к своим семьям. И я — лучший из вас (в своем отношении) к моей семье»[2].
Третья обязанность: предоставить ей кров, питание, одежду, соблюдать равноправие в случае многоженства. Каждая из этих обязанностей имеет свои доводы, содержит много деталей и исследований.
Мужчина, который собирается жениться, обязан знать обо всем вышесказанном, и это является личной обязанностью («фард ‘айн») для него. Так же и женщина должна знать, какие у нее обязанности по отношению к своему мужу.
В заключение хотелось бы сделать небольшое напоминание братьям и сестрам. Эти обязанности и права каждого из супругов, несомненно, установлены Шариатом, однако каждый из вас должен осознавать возможности другого супруга и не требовать свыше его возможностей. Если супружеская жизнь будет основана на выяснении того, кто кому и что обязан, то ни к чему хорошему это не приведет. Напротив, мусульманская семья должна основываться на взаимопонимании, уважении, почитании друг друга, соблюдении прав.
Нужно относиться к своей жене точно так, как ты хотел бы, чтобы относились к твоей матери, сестре или дочери. Необходимо помнить об этом. Возможно, что если ты сегодня нарушаешь права своей жены, то завтра нарушат права твоей дочери, сестры или матери. Все возвращается. Всевышний Аллах несколько раз упоминает в Священном Коране аят, который является правилом:
إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الظَّالِمُونَ
«Поистине, не преуспеют несправедливые».
[Сура «аль-Ан’аам», аят 21]
Несправедливость всегда возвращается к тому, кто ее совершил, и если ты не покаешься, то это вернется к твоим близким женщинам. Помни, ведь твоя жена — тоже чья-то дочь, сестра или мать…
Просим Всевышнего Аллаха сделать нас благими и понимающими Его религию, теми, кто следует этому пути.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Джумада аль-ахира 1440 г. (12.02.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 893, т. 2, с. 5; Сахих Муслима, хадис № 1829, т. 6, с. 7; Сунан Абу Дауда, хадис № 2928, т. 3, с. 231; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1705, т. 3, с. 322; Муснад Ахмада, хадис № 4495, т. 8, с. 83.
[2] Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 3895, т. 6, с. 188; Сунан Ад-Дарими, хадис № 2306.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Что означает паства в хадисе
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Аллах, свят Он и велик, несколько раз повторил в Его священной Книге:
«Ни одна душа не понесёт чужого бремени!» (Коран, 6:164; 17:15; 35:18; 39:7).
В то же время Его благородный Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству (перед Аллахом). Имам (предводитель) — пастырь (для своих подданных), ответственный за свою паству (в другом варианте: «правитель, который поставлен над людьми»), мужчина — пастырь в своей семье и ответственный за свою паству, женщина — пастырь в доме её мужа и ответственная за свою паству, слуга — пастырь для имущества своего хозяина и ответственный за свою паству» (аль-Бухари, Муслим);
«Любой народ, среди которого некто будет совершать греховное, а они могут исправить это, но не исправят, то приблизятся не иначе как к тому, что Аллах распространит наказание на всех них!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа; достоверность подтвердил Ибн Хиббан. См. «Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 13/60).
Поэтому Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, став повелителем мусульман, однажды признался:
«Я боюсь, что Аллах спросит с меня даже за верблюда, который погиб из-за недосмотра на берегу Евфрата» («ат-Табакату-ль-кубра» Ибн Са’да, 3/305; «ат-Тарих» ат-Табари, 2/566).
В другой передаче хадиса он сказал:
«Даже если ягнёнок – детёныш овцы погиб из-за недосмотра на берегу Евфрата, я боюсь, что Аллах спросит с меня за него» («аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, 8/153; «Хильяту-ль-авлия» Абу Ну’айма, 1/53; «Ансабу-ль-ашраф» аль-Балязури, 3/409).
Нет ли тут противоречия со словами Аллаха? Ничуть. В статье Принуждение к грехам мы уже говорили о том, что в обязанности всех мусульман входит исправление и предупреждение чужих ошибок (по мере знаний и возможностей):
«Вы стали лучшей из общин, порождённой на благо человечества, повелевая (людям совершать) одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3:110).
Однако внимут они нашим словам или нет — зависит не от нас, а от Всемогущего Аллаха:
«Воистину, ты, (Пророк,) не сможешь наставить на истинный путь того, кого полюбил. Однако Аллах ведёт верным путём того, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует верным путём» (Коран, 28:56);
«Кого Аллах ведёт истинным путём, тот руководствуется им. А кого Он вводит в заблуждение — тому ты не найдёшь ни покровителя, ни наставника» (Коран, 18:17).
Похожие фразы есть и в Библии:
«Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «За что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?» (Послание к римлянам, 9:15-21).
Поэтому Его слова «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» означают, что Аллах не взыщет с человека за мысли и намерения других людей, как и за их поступки, на которые тот не мог повлиять. Недаром же Он говорил Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха):
«Ты не имеешь никакого отношения к их расчёту, а они не имеют никакого отношения к твоему расчёту. » (Коран, 6:52);
«Если же они отвернутся, то ведь Мы не посылали тебя как хранителя для них. На тебя возложена лишь передача (Откровения)» (Коран, 42:48);
«Напоминай же, ведь ты – только напоминающий, и ты не властен над ними» (Коран, 88:21-22).
А посланник Аллаха Нух (Ной, мир ему) ответил тем его современникам, которые спорили с ним:
«Мои наставления не принесут вам пользы, даже если я хотел бы дать вам добрый совет, если Аллах желает сбить вас с верного пути. Он – ваш Господь, и к Нему вы будете возвращены» (Коран, 11:34).
Далее, когда он захотел обратиться к Господу миров с мольбой за неверующего сына, который утонул в водах потопа, Аллах отказал ему в этом:
«Нух воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Ведь сын мой (, который утонул,) – часть моей семьи. Твое обещание (помиловать мою семью) было правдиво, и Ты – наимудрейший из судей». (Аллах) сказал: «О Нух (Ной)! Он не был из твоей семьи, и такой поступок (мольба за него) не является праведным. Не проси Меня о том, о чём у тебя нет знания. Воистину, Я советую тебе не быть в числе невежд»» (Коран, 11:45-46).
Что же касается слов пророка Ибрахима (Авраама, мир ему), обращённых к его отцу:
«. я обязательно буду просить для тебя прощения, но я не нисколько не распоряжаюсь твоей (судьбой) перед Аллахом» (Коран, 60:4),
то в другой суре Аллах пояснил:
«Ни Пророку, ни тем, которые уверовали, не подобает просить (у Аллаха) прощения для (покойных) многобожников, даже если те были их родственниками, после того, как им (верующим) стало ясно, что те станут обитателями Ада. А мольба Ибрахима о прощении для его отца была ничем иным, как (исполнением) обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что тот (отец) является врагом Аллаха, он отрёкся от него» (Коран, 9:113-114).
Таким образом, вина покойного нечестивца не переходит на его родственников (если они не разделяли его грехов), что подтверждают и библейские тексты:
«Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иезекииль, 18:20). См. также Нужна ли нам история и какая?
Этим Ислам и отличается от многих неисламских религий и идеологий с их догмами коллективной вины и кровной мести.
Каждый из вас — пастырь
Последний из посланников Всевышнего, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].
Это поистине великий хадис, исполненный глубочайшего смысла. И главное, чему он учит нас — нести ответственность. Ответственность перед Всевышним и Его религией, ответственность перед обществом и братьями по вере, ответственность перед семьёй и близкими.
Многие из нас читали и слышали этот хадис много раз. Некоторые слышат его на протяжении уже десяти, двадцати и более лет. Но извлекаем ли мы пользу из того, что слышим? И претворяем ли мы в жизнь — или, по крайней мере, пытаемся ли претворять — то, чему учит нас Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе?
Осознаём ли мы ответственность, возложенную на нас Всевышним? Каждому из нас очень важно время от времени анализировать собственные слова и поступки, чтобы понять, насколько мы справляемся со своим обязанностями пастыря.
Разумеется, мы не обязаны заниматься подобным анализом в одиночку, тем более что выводы в этом случае могут оказаться необъективными. Без помощи окружающих не обойтись, потому что нередко бывает, что со стороны видны ошибки и недостатки, которые сам человек не замечает, и конструктивная критика и искренний совет всегда кстати. Из осознания этой ответственности и упорядоченного, продуманного и спланированного осуществления её, сопровождаемого искренней верой, правильным намерением и упованием на Него, и складывается наше претворение в жизнь этого прекрасного хадиса.
Читая сборники хадисов, жизнеописания наших праведных предшественников и просто книги и статьи на исламскую тематику, мы знакомимся с множеством примеров того, как остро ощущали лучшие представители мусульманской общины эту огромную ответственность и какие усилия прилагали они, чтобы достойно нести её.
Пророки Всевышнего, сподвижники, их последователи, мусульманские учёные и другие выдающиеся представители мусульманской общины — эталон для нас, и нам есть чему поучиться у них. Вместе с тем мы должны учитывать современные реалии и меняющиеся обстоятельства и, не выходя за рамки нашей акыды и Шариата, адекватно реагировать на них, идя в ногу со временем.
Конечно, суть возложенной на нас ответственности не меняется на протяжении веков и останется неизменной до самого Судного дня. Однако способы её осуществления в каждую эпоху свои. Ответственность и перед обществом, и перед семьёй предполагает понимание верующим той реальности, в которой он живёт, и организацию им своей плодотворной и благодатной деятельности в соответствии с этими реалиями.
А это обязывает верующего приобретать полезные знания, как религиозные, так и необходимые мирские, требует от него упорства, трудолюбия, заботы о собственном развитии, умения планировать и просчитывать свои действия, ставить цели и успешно достигать их, и многого другого.
Ответственность, о которой мы говорим, предполагает, что в каком бы качестве мусульманин ни приносил пользу обществу — в качестве учителя, врача, инженера, учёного, религиозного или политического деятеля или в каком-то ином — он должен осознавать свою ответственность перед обществом и делать всё возможное, чтобы деятельность его в этом качестве приносила максимальную пользу.
Ислам — религия, создающая гармонию между телом и духом, между небесным и земным. Поэтому верующий вне зависимости от рода своей деятельности должен нести возложенную на его плечи ответственность самым достойным образом, оставаясь в рамках религии и следуя её мудрому учению.
Ответственность возложена и на мужчину, и на женщину, просто у каждого из них она своя. Среди компаньонов всегда находится тот, чья доля капитала больше, чем у других, и он получает наибольшую прибыль и несёт самые большие убытки в случае неудачи. Так же и мужчина. У него есть неоспоримые права, и он ведёт и направляет женщину. Если он делает это должным образом, он приводит её к счастью в обоих мирах, а если нет, тогда он оказывается в убытке в той степени, которая соответствует его упущениям и нерадивости. В хадисе сказано: «Мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству».
К ответственности, возложенной на состоящих в браке мужчину и женщину, относится и забота о сохранении супружеского союза на протяжении всей жизни. Делая это, они приносят покой, счастье и умиротворение своему маленькому обществу — семье, и обретают возможность воспитывать детей в атмосфере родительской любви и заботы, а это несомненный успех для супругов.
Ислам уделяет огромное внимание воспитанию детей и указывает родителям и опекунам наилучшие пути исправления ребёнка и правильного формирования его личности. В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что ребёнок в большинстве случаев исповедует религию родителей и делает то, к чему они приучили его.
Воспитание детей мусульман было одним из важных занятий нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он обучал их вере, богобоязненности и правильной акыде, укреплял их связь с Всевышним и предостерегал их от легкомыслия и ослушания Аллаха. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) побуждал детей приобретать знания и учил их понимать религию. Он не просто заботился о детях, но и прививал им хорошие манеры и нравственные достоинства.
Воспитание детей не ограничивается повседневным уходом за ними и обеспечением их едой, одеждой и жильём. Воспитание — это нечто большее, чем просто водить ребёнка в близлежащую школу, давать ему карманные деньги и иногда отвозить его куда-нибудь на своей машине — а именно так представляют себе воспитание некоторые родители.
Настоящее воспитание — это обучение ребёнка религии и всему достойному, благородному и прекрасному, чтобы он следовал руководству Пророка (мир ему и благословение Аллаха), брал пример с благородных сподвижников и так же воспитывал своих детей.
Небрежное отношение к воспитанию детей вредит не только ребёнку, но и обществу в целом, потому что эти дети однажды станут учителями, руководителями, чиновниками и главами семей. А как может тот, кого не воспитали в детстве, воспитать кого-то, став взрослым? Вправе ли мы ожидать от такого человека благочестия, добросовестности, честности.
Один из учёных современности, рассуждая на эту тему, сказал: «Метод воспитания в мусульманской семье основывается на программе Корана и Сунны. Детям прививают любовь к Корану, Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и религии и помогают им приобретать достоинства и отдаляться от пороков. Воспитатель-мусульманин старается сформировать у ребёнка правильные убеждения на основе известных столпов ислама и приучить его к поклонению его Господу и его единственному Богу и следованию прямому пути. Он готовит ребёнка к достойной, правильной жизни, которая зиждется на основах, гармонично дополняющих друг друга, и старается сделать его общительным, любящим людей и помогающим им в делах благочестия и богобоязненности. Кроме того, воспитатель старается сделать ребёнка благонравным, чтобы у него был хороший характер, и чтобы он был правдивым, искренним, смелым, вежливым и учтивым по отношению к другим людям. Воспитатель учит ребёнка чувствовать себя личностью, осознавать свою уникальность и индивидуальность, свою ценность и достоинство».
Ответственный родитель, который заботится о воспитании своего ребёнка, не должен упускать возможность обратиться к Всевышнему с мольбой за него, чтобы Аллах наставил его на прямой путь и сделал его праведным и богобоязненным. Может случиться так, что именно эта мольба станет причиной благочестия ребёнка и его следования прямым путём. Пророки Всевышнего — лучший пример для всех нас. Они часто обращались к Аллаху с мольбами за своих детей и других членов своей семьи.
Этот аят предоставляет верующему огромное поле деятельности и возлагает на него ответственность за всё, что он делает. Ведь участие в любых полезных проектах, соответствующих Шариату и приносящих пользу мусульманам, в соответствии со своими способностями и возможностями входит в ответственность, которая возлагается на верующего в земной жизни.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воспитывайте их и обучайте». Ибн ‘Аббас сказал: «Будьте покорны Аллаху, избегайте ослушания Его и велите своим близким поминать Его, и тогда Аллах спасёт вас от Огня». Катада сказал: «Верующий должен побуждать их к покорности Аллаху, запрещать им ослушиваться Его, заботиться о них согласно велению Аллаха, велеть им исполнять Его веления и помогать им в этом… И когда ты видишь ослушание Аллаха с их стороны, ты должен отвращать их от него и предостерегать». В свою очередь ад-Даххак и Мукатиль говорили: «Мусульманин обязан обучать своих близких, будь то его родственники, служанки или слуги, тому, что Аллах вменил им в обязанность, и тому, что Он запретил им» [Ибн Касир. Тафсир].
Ответственность в исламе — это ответственный подход к любому делу. Ответственность мусульманина проявляется в его отношениях с Господом, с людьми и с самим собой. Ислам всеобъемлющ, он регулирует все сферы человеческой жизни, и ответственность мусульманина проявляется в каждой из них, будь то политика, образование, воспитание, производство, торговля или управление.
Одно из проявлений ответственности мусульманина — оберегание им своего тела и органов чувств от запретного. Мусульманин не забывает о том, что всё благо, постигающее его самого, его семью и имущество, исходит от Всевышнего Аллаха, и благодарит Его. Он понимает, что должен выбирать для себя наиболее полезное как в религии, так и в мирской жизни, включая семейную жизнь и воспитание детей.
Ещё одно проявление ответственности — это соблюдение прав друзей и товарищей. Мусульманин не должен разглашать чужие тайны. Сколько горя и бед принесли людям разглашение тайн, злословие, сплетни и слежка друг за другом… Другое очень важное проявление ответственности — сохранение и возвращение доверенного и оставленного на хранение, а также своевременная уплата долгов.
К проявлениям ответственности также относятся соблюдение прав других и исполнение своих обязанностей должным образом. Если мусульманин будет пренебрегать своими обязанностями, нормальная жизнь общины нарушится и распространятся нечестие и пороки.
Ещё одно проявление ответственности — учёные мусульманской общины должны просвещать людей и обучать их религии, ни в коем случае не скрывая знание. Они должны направлять их и наставлять, а также побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, исполняя веление Всевышнего.
Одно из величайших проявлений ответственности — ответственность за свои слова, ведь слово обладает огромной силой и властью. Слова объединяют людей, создают государства, покоряют сердца, сберегают имущество. Как часто бывает, что человек произносит слово, которому сам не придаёт значения, а в итоге из-за этого слова попадает в Ад.
Слово может разрушить до основания то, что кажется незыблемым. Одно слово, которое человек говорит, не подумав, может внести раскол в общину, разрушить семью, разлучить отца с сыном, брата — с братом, мужа — с женой и поссорить соседа с соседом. Слово может превратить любовь в ненависть и стать причиной разрыва отношений между людьми и родственных связей. Когда люди становятся безответственными, они перестают доверять друг другу и жизнь общества приходит в упадок.
Сохранить это доверие — значит уберечь общество от всестороннего разложения, и ответственность за это ложится на каждого его члена. Во времена праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) командующий войсками мусульман в Ираке Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) захватил столицу персидского шаха. Из его дворца мусульмане вынесли огромные богатства. Им достались золото, серебро, прекрасные кони, скот и земельные угодья. Са‘д отправил военную добычу ‘Умару, халифу мусульман, и она была доставлена в целости и сохранности. Никто из мусульман ничего не присвоил, хотя у них и были все возможности для этого. Когда они пришли к ‘Умару, он сказал: «Поистине, люди, которые принесли это, честны и достойны доверия!» ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «О повелитель верующих! Ты воздерживаешься от запретного, и твоя паства воздерживается от запретного, а если бы ты позволял себе брать то, на что у тебя нет права, они поступали бы точно так же!»
Каждый человек, занимающий важный руководящий пост, должен помнить о своей ответственности и о том, что он — пример для своих подчинённых. Глава семьи также является примером для членов своей семьи, поэтому он должен бояться Аллаха и исполнять обязанности, которые возложил на него Всевышний Аллах.
Давайте проникнемся смыслом этого великого хадиса и постараемся претворить его в жизнь. Блажен тот, кто исполнит завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и горе тому, кто был нерадив и небрежен.