Что означает поговорка цветочек пословица ягодка
Как можно объяснить причины появления пословицы:
Что означает это пословица, значение, смысл какой?
Просто поговорка считается недосказанной мыслью, её надо додумать и сделать вывод, поэтому этот цветок, который якобы вы должны вырастить и тогда съедите ягодку. А пословица – это законченная мысль, сформулированная до конца мудрость, которая подается уже в готовом виде, то есть ягодка, бери и ешь, ничего раздумывать не надо.
Появление такой пословицы мы объясним так:
Как сначала появляется на растении цветочек, а потом ягода, или плод, то так и из поговорки впоследствии рождается пословица.
Значение поговорки, ее смысл:
Согласно очередности вопросов учебника, нашелся вот такой симпатичный вариант примерных ответов из интернета, который мы дополним недостающими темами, например иллюстрациями и пересказом от 3-го лица с тем, чтобы иметь полную версию ГДЗ. И начнем, естественно, с вопроса о петушином пении.
Но все же, если данное произведение ориентировано на учащегося 5 класса, тогда очевидными рисунками или иллюстрациями все равно станут петушки всех мастей, или, как вариант, утро и солнышко, которому радуется человек, проснувшийся от его веселых лучиков. Поэтому подборка из предполагаемых картинок выглядит следующим образом.
Источник найденного образца ГДЗ.
И небольшой пересказ произведения Куприна «Золотой петух» от 3-го лица (напоминалка: он, она, они).
Видимо такова была судьба главного героя, потерять галошу и никакие достижения цивилизации не смогли изменить этого предначертания.
В рассказе «Васюткино озеро» мать говорит о старинных таежных законах, когда Васютка за кедровыми шишками в лес засобирался:
Именно эти правила/законы, переданные в рассказе словами матери, не следует нарушать. Васютка убедился в правоте таежных правил, когда заблудился. Он нарушил закон «зарубок», увлекшись погоней за глухарем. Почувствовал вкусноту солёной еды, посетовав, что соли нужно было коробочек насыпать, ценность хлеба, без которого и дичь с шишками становятся пресными (и ведь спорил с мамой, говоря, что всегда хлебушек обратно приносит), ну а спички, чтобы костер разогреть, да обогреться и еды себе приготовить не раз выручили его в этом таёжном приключении.
Возвращение Васютки домой, конечно, обрадовало всех его близких и родных людей. Мама все пыталась побольше чем-то накормить мальчика, относясь к нему, как к больному, наверняка, сердцем прочувствовав, как нелегко пришлось ее сыну в тайге. А Васютка, побывав в такой непростой ситуации, уже начинает проявлять нотки отцовского характера, не показывая слишком открыто, что такая материнская забота ему приятна и очень нужна.
Что означает поговорка цветочек пословица ягодка
«Поговорка – цветок, пословица – ягодка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
В нашей семье очень любят книги. Мама и папа постоянно что-то читают, каждый вечер перед сном родители читают книги и нам с сестренкой. Мы очень любим и ждем, когда нам почитают сказку или рассказ. Теперь я уже умею читать сам. Мои родители всегда говорили мне, что очень важно понимать прочитанное. Когда я начал учиться в школе, то моя учительница Ольга Павловна подтвердила, что очень важно понимать то, что прочитал. В букваре и прописях по письму я часто встречал пословицы и поговорки. Это были короткие высказывания, и читать их было совсем не трудно, но смысл становился понятен часто только после того, как учитель объяснял нам его. Для меня это было удивительно: в короткой фразе скрывался большой смысл. Мне показалось это очень интересным. Я стал спрашивать у родителей и учителя о пословицах и поговорках, и какие-то вещи становились мне понятными, но неясности оставались все равно. Я не понимал, чем отличаются пословицы от поговорок, не знал, есть ли вообще различия между пословицами и поговорками. Если различий нет, зачем нужны два названия?
Цель работы– исследовать значение понятий «пословица» и «поговорка» и выяснить, верны ли представления учеников первого класса о пословицах и поговорках русского народа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
подобрать и изучить литературу по выбранной теме;
составить список вопросов для проведения анкетирования среди одноклассников;
провести исследование среди моих одноклассников с целью выяснить, знают ли они, что такое пословицы и поговорки, могут ли отличить пословицу от поговорки;
проанализировать данные проведенного опроса и сделать выводы.
Объект исследования– понятия пословица и поговорка русского народа.
Предмет исследования – особенности пословицы и поговорки.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к пословицам и поговоркам русского народа, объяснить на примерах в чем сходства и различия рассматриваемых понятий.
Гипотеза исследования – я думаю, пословица и поговорка – различные понятия, и моим сверстникам трудно их различать.
Методы исследования – изучение литературы, анкетирование учащихся и анализ полученных результатов.
Как отличить пословицу от поговорки
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Для того, чтобы разобраться в чем же разница между пословицами и поговорками обратимся к словарям и узнаем значения интересующих нас понятий.
Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова [5] сообщает нам, что пословица – это краткое народное изречение с назидательным смыслом, поговорка – это выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличии от пословиц цельного предложения.
Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [2] дает следующие определения:
ПОСЛОВИЦА – сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, обычно в ритмически организованном формате.
Ю.Г. Круглов [4, стр.101] отмечает, что «пословицы и поговорки обычно изучают вместе. Но важно видеть не только сходства, но и различие между ними. На практике их часто путают. Да и сами два термина большинством воспринимаются как синонимические, обозначающие одно и то же языковое явление».
При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать их общие признаки и различительные признаки.
В истории изучения пословиц и поговорок были попытки выявить какой-либо один, но различающий их признак [4]. Некоторые ученые считали, что пословицы, в отличие от поговорок, имеют всегда переносный смысл, они многозначны. Однако, среди пословиц есть такие, которые мы всегда употребляем в прямом смысле: «Делу время, потехе – час», «Сделал дело – гуляй смело» и т.д. С другой стороны, поговорки могут быть многозначными, иметь
переносный смысл. Мы говорим: «Он воду в ступе толчет», а ведь смысл этой фразы далек от прямого значения составляющих слов.
Другие ученые в качестве основного разграничительного признака между пословицами и поговорками рассматривают то, что пословица – это всегда законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. В большинстве случаев это действительно так. Но среди поговорок есть и такие, которые выражены предложением: «Комар носа не подточит».
Нередко говорят о том, что пословицы, в отличие от поговорки, ритмически организованы. И в самом деле среди пословиц много таких, в которых явно ясно ощущается ритм, но встречается немало и таких, в которых ритма нет. Например, «В чужих руках ломоть велик». А вот пример ритмически организованных поговорок: «И нашим и вашим», «Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса».
Можно увидеть, что целый ряд признаков, на основе которых иногда стремятся разграничить пословицы и поговорки, не является обязательным для всех пословиц и тем более для поговорок.
Большинство ученых соглашаются с тем, что пословица – это народное изречение, что в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей. Все, что не соответствует строю мыслей и чувствам народных масс, отсеивается из пословиц [1, стр. 9]. В пословицах выражается народная мудрость, их заключения и выводы имеют силу неписаного закона [3].
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Снегу много — хлеба много.
При солнышке тепло — при матери добро.
Глаза страшатся, а руки делают.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Терпение и труд – все перетрут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность, образность. Поговорки также способствуют усилению эмоциональной выразительности и наполняют язык живыми и эмоциональными образами, помогающими говорящему ярко оценивать различные явления.
А Васька слушает, да ест.
Комар носа не подточит.
Семь пятниц на неделе.
Положить зубы на полку.
Отличие пословицы от поговорки сам народ видит в том, что поговорка – это украшение речи – цветок, тогда как пословица – суждение полное, завершенное, зрелое – ягодка: Поговорка – цветок, пословица – ягодка. [1, стр.15]
Проанализировав собранную нами информацию, мы решили составить сравнительную таблицу, в которой будут отражены общие и отличительные черты пословиц и поговорок.
Сравнительная таблица
«Общие и отличительные черты пословиц и поговорок»
Являются результатом народного творчества
Логически законченные изречения
Могут быть логически
Всегда несут в себе поучительный
Метко отражают какое-либо
В отличии от пословиц лишены
обобщающего поучительного смысла
Обычно в ритмически
Обычно ритмически не организуются
Этим цветом обозначены общие черты пословиц и поговорок
Этим цветом обозначены отличительные особенности пословиц
Этим цветом обозначены отличительные особенности поговорок
- Исследовательская часть
В ходе исследования проводился опрос учащихся 1а класса (24 человек). Ученикам предлагалось послушать утверждения и определить, верны эти утверждения или нет. Детям предлагалось поставить «+», если утверждение казалось им верным; «-», если утверждение неверно, и «Н», если ребенок не знал, как правильно ответить.
Если вы считаете утверждение верным, поставьте «+», если утверждение ошибочно, поставьте «-», если вы не знаете, верно утверждение или нет, поставьте букву «Н».
Пословицы и поговорки ничем не отличаются друг от друга;
Пословица – это не то же самое, что поговорка;
Пословица – это высказывание с поучительным смыслом;
Пословица – это высказывание, не имеющее поучительного смысла;
Пословица и поговорки – это длинные высказывания (текст);
Пословицы и поговорки выражают мысль всего народа;
Пословицы и поговорки выражают мысль конкретного человека;
10. Поговорка – это оборот речи, ярко передающий какое-либо явление или ситуацию.
Анализируя результаты анкетирования можно проверить, знают ли ребята разницу между пословицами и поговорками, имеют ли представления о том, что такое пословицы и что такое поговорки.
Проведенное исследование показало, что мои одноклассники имеют общее представление о том, что такое пословицы и поговорки, но отличать одно от другого им тяжело. Большинство моих одноклассников знает, что пословицы и поговорки – это короткие высказывания, выражающие мысль всего народа, а не одного конкретного человека. Большинство моих одноклассников не знает, есть ли разница между пословицей и поговоркой, ребята не могут объяснить, в чем различия между этими понятиями (смотри приложение).
Таким образом, мы считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
На этом наша работа завершена. Нам удалось решить те задачи, которые стояли перед нами в начале нашего исследования. В дальнейшем мы планируем продолжить работу с пословицами и поговорками: провести классный час «Поговорка – цветок, пословица – ягодка», на котором мы постараемся объяснить моим одноклассникам, в чем состоит различие между пословицами и поговорками.
Список использованной литературы
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240с.
Бородулин В.И., Горкин А.П. и др. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 912с.
Даль И.В. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Эксмо, 2009. – 640 с.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: АСТ, 2014. – 736с.
Приложение Результаты исследования Процентное соотношение правильных ответов, неправильных ответов и ответов «не знаю»
Содержимое разработки
Игровое занятие для детей обучающихся по адаптированным программам.
Подготовила воспитатель Шукшина С. Т.
Цель: Воспитание познавательного интереса воспитанников к устному народному творчеству.
Образовательная: Способствовать формированию развитию и обогащению речи за счёт употребления пословиц.
Развивающая: Развивать память, образное мышление, творческое воображение, тренировать память, способствовать развитию коммуникативных отношений посредством соревновательной игры.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, аудиозапись русских народных песен.
а) Звучит аудио запись с русскими народными песнями.
б) На экране презентация.
2. Вступительное слово. Сообщение темы.
— Ребята, наше занятие посвящено русским народным пословицам и поговоркам, этому удивительному соцветию ума, таланта, жизненной наблюдательности и духовной силы нашего народа. На уроках чтения, вы уже познакомились с этим жанром устного народного творчества. Я предлагаю принять активное участие в различных конкурсах, которые дадут возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности, познакомиться с новыми пословицами и расширить свой кругозор.
Наше занятие называется «Поговорка-цветочек, пословица-ягодка». А почему так говорят в народе? (ответы детей)
— Конечно, в пословицах и поговорках содержится настоящая кладезь мудрости.
— А что называется пословицей и поговоркой? На этот вопрос мы попросим ответить ребят.
1.Пословица – это жанр устного народного творчества, краткая образная речь, в которой есть какое – то поучение. Пословица советует, наставляет, поучает, предупреждает.
Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе и не является полной пословицей. Например: «легок на помине», « явился не запылился».
— Многие пословицы появились ещё тогда, когда не было письменности. Они сопровождают нас с древних времён. Мудрые пословицы помогают оценить свои поступки и действия других людей. Они выражают беззаветную любовь к родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Люди с уважение относятся к пословицам. Предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм «Пословицы и поговорки», он может вам помочь в соревновании.
— А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки?
Для этого нам нужно создать две команды: «Умники» и «Мудрецы». Команды будут участвовать в состязаниях и за правильные ответы получать жетоны. В конце нашей игры мы подсчитаем количество жетонов и узнаем победителя. Итак, начинаем!
— Одной команде я даю карточки с началом пословицы, а другой с продолжением. Одни начинают, а другие продолжают.
Сам погибай, а … (товарища выручай)
Нет друга – ищи, а нашёл…. (береги)
Старый друг лучше … (новых двух)
Человек без друзей, что … (дерево без корней).
Друзья познаются в … (беде)
Дружба дружбой, а … (служба службой).
С кем поведёшься, от того и …(наберёшься).
Ищи товарища лучше себя, а не … (хуже себя).
Задание 2. « Собери пословицу»
-Ребята, у вас на партах лежат по два конверта. В первом конверте начало пословицы, а во втором конец. Вам надо правильно собрать пословицы. Жетон за правильное составление
1. Волков бояться – (в лес не ходить)
2. Старый друг – (лучше новых двух)
3. Не плюй в колодец – (пить придется)
4. Готовь сани летом – (а телегу зимой)
5. Терпение и труд – (всё перетрут)
6. Поспешишь – (людей насмешишь)
7. По одёжке встречают – (по уму провожают)
8. У кого что болит – (тот про то и говорит)
9. Повторенье – (мать учения)
10. Сделал дело – (гуляй смело)
1. На безрыбье – (и рак рыба)
2. Что посеешь – (то и пожнёшь)
3. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)
4. Маслом каши (не испортишь)
5. Что написано пером – (не вырубишь топором)
6. После драки – (кулаками не машут)
7. Делу время – (потехи час)
8. Ученье – свет – (а неученье – тьма)
9. С кем поведёшься – (от того и наберешься)
10. Не ищи сто рублей – (а ищи сто друзей)
Предлагаю командам отдохнуть и потанцевать. Но, и танцевать вы будете, соревнуясь, проверяя вашу внимательность.
Из каждой команды 3 человека выходят на середину комнаты. Повторяйте движения за мной. (звучит мелодия)
Задание 3. «Ошибка наборщика».
Помогите исправить ошибки, которые допустил наборщик в типографии.( задания для команд одинаковое)
— Не жило бы счастья, да ненастье помогло. (не было бы счастья, да несчастье помогло)
— Слезами морю не поможешь. (слезами горю не поможешь)
— Счастье не в воздухе бьётся, а судом достаётся. (счастье не в воздухе бьётся, а судьбой достаётся)
Задание 4. «Как много вы знаете пословиц?»
Задание : дополнить пословицы недостающими словами
2. Мели, …., твоя неделя (Емеля)
4. Старость не……. (радость)
5. А…..просто открывался (ларчик)
6. Береги…..смолоду (честь)
7. Новый…..чисто метёт (веник)
8. Слышал…. да не знает, где он (звон)
9…….рыбака видит издалека (рыбак)
1……дороже денег (уговор)
2. Под лежачий……вода не течёт (камень)
3. Своя…..не тянет (ноша)
4. Кто старое помянет, тому….вон (глаз)
5. На ловца и …..бежит (ловца)
6. Один в поле не…. (воин)
7. Повторенье-…..ученья (мать)
8. На воре….горит (шапка)
9. …..не без добрых людей (мир)
Задания закончились, наша игра подошла к концу. Сегодня вы не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. Какая русская пословица гласит об этом? Правильно, «Один в поле не воин».
— Давайте посмотрим, какая команда лидирует в соревнованиях Мудрецы или Умники?
— Пословицы – это мудрый совет, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь. Пословицы прекрасны. И мы должны – беречь нашу речь и украшать её пословицами и поговорками. Уважать мудрость наших предков!
Задачи:
Конспект внеклассного мероприятия
Составила: Воспитатель МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска Шапочникова Н.А.
Познакомить детей с русскими пословицами и поговорками.
Дать представление об отличии пословиц от поговорок.
Развивать внимание, мышление, артистические способности.
Расширять лексический запас детей.
Русский язык богат пословицами и поговорками. Меткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Многие пословицы и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно. Я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование
Назовите конец пословицы
Труд кормит, а лень ……портит.
Один в поле не……воин.
У страха глаза…..велики.
Каждый купец свой товар ….хвалит.
2 тур «Газетные заголовки»
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки.
Готовь лыжи летом. Готовь сани летом, а телегу зимой.
А Васька продолжает есть. А Васька слушает да ест.
Проводили по одежке. Встречают по одежке, а провожают по уму.
Посадка в чужие сани уже объявлена. Не садись не в свои сани.
3 тур «Узнай пословицу»
Узнайте пословицу по двум предметам. (Детям предлагаются две картинки)
1. Яблоко и яблоня
Яблоко от яблони недалеко падает.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Не делай из мухи слона.
Кашу маслом не испортишь.
Пословицы похожи на мудрые высказывания знаменитых людей. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате жизненных обстоятельств. Всякая пословица содержит поучение.
Найдите «ключ» и расшифруйте поговорки.
Еледен ан цинтяп ьмес. Семь пятниц на неделе.
ерг. После дождичка в четверг.
5 тур «Будь внимателен!»
Отличите пословицу от поговорки.
Береги платье снову, а честь смолоду. Пословица
Одного поля ягоды. Поговорка
Голодный, как волк. Поговорка
Друг познается в беде. Пословица
Жизнь дана на добрые дела. Пословица
6 тур «Угадай слово»
В этих пословицах не хватает последнего слова. Попробуйте догадаться по смыслу, каким может быть это слово.
Хороша веревка длинная, а речь……короткая.
Где тонко, там и …рвется.
Сам кашу заварил, сам и …расхлёбывай.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Худой мир лучше доброй…. ссоры.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо….говорить.
пословицы или поговорки
необходимых для участия в постановке
Заблудиться в трех соснах.
Семеро одного не ждут.
8 тур «Найдите «лишнюю» пословицу»
Среди групп пословиц найдите «лишнюю».
1.Пчела мала, да и та работает.
От скуки бери дело в руки.
И Москва не сразу строилась.
Утопающий хватается за соломинку.
Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.
Как аукнется, так и откликнется.
За ученого трех неученых дают.
Наше занятие подошло к концу. Молодцы! Желаю дальнейших успехов!
Мищенкова Л.В. «25 развивающих занятий с третьеклассниками»