Что означает понятие совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Полезное
Смотреть что такое «Совершенная конкуренция» в других словарях:
Совершенная конкуренция — идеализированное состояние товарного рынка, характеризующееся: присутствием на рынке большого числа независимых предпринимателей (продавцов и покупателей); возможностью для них свободно выходить на рынок и покидать его; равным доступом к… … Финансовый словарь
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) Идеальное состояние рынка, на котором присутствуют много продавцов и покупателей с равным доступом к информации, так что каждый из них может выступать как лицо, согласное с данной ценой, и готов продавать и получать любое… … Экономический словарь
Совершенная Конкуренция — См. Конкуренция совершенная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (perfect competition) (Политэкономия) понятие свободного рынка идеального типа, на котором (а) существует множество покупателей и множество продавцов, (б) товарные единицы однородны, (в) закупки любого покупателя заметно не влияют на рыночную… … Большой толковый социологический словарь
Совершенная конкуренция — 1) функционирование рыночного механизма при наличии большого количества продавцов, высоком качестве товаров, отсутствии ограничений для нового производства в условиях полной информированности потребителей и производителей о конъюнктуре рынка.… … Словарь по экономической теории
совершенная конкуренция — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая… … Словарь экономических терминов
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (см. ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Совершенная конкуренция — Идеализированная конъюнктура рынка, при которой каждый участник рынка слишком мал для того, чтобы влиять своими действиями на рыночную цену акций … Инвестиционный словарь
Совершенная конкуренция — тип рынка, характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающих однородную продукцию; каждый индивидуальный продавец не может оказать какого либо влияния на рыночную цену продукции; доступ на рынок свободный … Экономика: глоссарий
Совершенная конкуренция — вид соперничества на рынке однородной продукции, где много продавцов и покупателей, причем ни один из них в отдельности не может влиять на рыночные цены и не обладает полным знанием состояния рынка … Словарь экономических терминов и иностранных слов
Совершенная конкуренция
Из этих двух институтов более масштабный характер имеет первый. В связи с этим логичнее начинать анализ именно с него. В приводимой схеме обозначены те условия, которые предопределяют существование каждого института. Совокупность данных условий представляет, по сути, экономическое содержание обоих понятий (вспомним аналогию: сущность денег выражается их функциями).
Обращаясь к понятию «совершенно конкурентная фирма», отметим: данный вопрос рассматривается уже не толь
1 Данное понятие введено в научный оборот во второй половине XX в. Термин «совершенная конкуренция» впервые использовал американский экономист У. Джевонс.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: составные понятия | ||
Рынок совершенной конкуренции | ||
Характерные (функ-циональ-ные) условия | 1. Много производителей продукции. 2. Выпуск стандартизированного (однородного) продукта. 3. Полная информация (в частности, о ценах). 4. Низкие барьеры входа и выхода из отрасли | Примеры отаслей: • рынки с/х продукции; • рынки акций и облигаций |
Совершенно конкурентная фирма | ||
Характерные (функ-циональ-ные) условия | 1. Малая доля на рынке. 2. Не контролирует рыночную цену, не имеет своей ценовой политики. 3. Фирма не насыщает рынок, работает по постоянной цене, установившейся на рынке. 4. В долгосрочном периоде имеет нулевую экономическую прибыль | Примеры фирм: • мелкие фермерские хозяйства; • российские «челноки»; • пенсионеры, торгующие на улицах России |
ко в общетеоретическом, но и в практическом плане. Речь идет об условиях оптимизации получения прибыли.
У владельцев совершенно конкурентных фирм отсутствуют возможность повысить прибыль путем увеличения своей сбытовой цены или изменения объема реализуемой продукции. Они вынуждены ориентироваться на существующий «ценовой стандарт» как заданную величину. Фирму в таких условиях называют «принимающей цену» (a price taker). Для сравнения отметим, что фирмы, не являющиеся совершенно конкурентными, принято называть «объявляющими цену», или «ценопроизводителями» (price makers).
Итак, совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. |
Данная ситуация означает, что совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с таким типом спроса, который графически изображается как горизонтальная линия (т.е. об-ладающий абсолютной эластичностью) (рис. 1). В теории при-нято считать, что наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы является критерием совершенной конкуренции.
Совершенно конкурентная фирма вынуждена считаться с тем, что любое количество производимых благ может быть продано только по одной цене. Это значит, что средний доход будет также неизменен и равен цене продукта. Каждая последующая единица товара будет продана по той же цене, что и предыдущая (Р = AR = MR).
Валовой доход для рассматриваемого типа фирмы имеет вид восходящей прямой линии (рис. 2).
Для определения уровня производства, при котором совершенно конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, можно использовать два подхода:
1) путем сравнения валового дохода (TR) и валовых издер
жек (ТС);
2) путем сравнения предельного дохода (MR) и предельных
издержек (МС).
Пои первом способе определения максимальной прибыли
Рис. 3. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (первый способ)
Сравнивая валовые издержки и валовой доход, можно заметить, что точка максимальной прибыли (Q») находится при таком объеме производства, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину.
При втором способе определения максимальной прибыли через предельные величины сравнению подлежат суммы, которые дает каждая дополнительная единица продукции (рис. 4). Совместим на одном графике линию предельного дохода (MR) и кривую предельных издержек (МС). Точка пересечения MR и МС (точка Е), в которой они равны, указывает на объем производства, при котором фирма получит максимальную прибыль (Q*).
При цене Р: фирма покрывает средние издержки и имеет прибыль на одну единицу, равную расстоянию между точками Е и М. Таковы возможности оптимального варианта.
Рассмотрим теперь иные случаи. Например, если цена не покрывает не только средних общих издержек (АТС), но и средних переменных издержек (AVC), то фирма прекратит выпуск товара и будет нести временно убытки, равные величине постоянных издержек (FC) (рис. 5).
|
|
Qo Q Рис. 5. Ситуация прекращения производства |
Рис. 4. Оптимизация деятельности совершенно конкурентной фирмы (второй способ) |
Возможен вариант, когда цена ниже средних общих издержек, но все же выше средних переменных издержек (рис. 6). Вэтом случае фирме выгодно продолжать производство, поскольку выручка будет покрывать не только переменные издержки, но и часть постоянных издержек, равных
Рис. 6. Ситуация минимизации убытков фирмы
расстоянию между точками Е и К. Если фирма в этом случае прекратит производство, то будет вынуждена восполнять весь объем постоянных издержек, уменьшить которые в краткосрочном периоде невозможно.
В длительном периоде такое положение фирмы нереально, и, скорее всего, это приведет к тому, что фирма покинет отрасль. Возможно, что таких фирм будет много, и тогда после их выхода из отрасли сократится предложение данного товара. В результате цена рыночного равновесия повысится. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока цена не начнет покрывать, по крайней мере, средние общие издержки. Дальнейший рост цены приведет к тому, что фирмы начнут получать экономическую прибыль, что одновременно послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм. Это, в свою очередь, приведет к увеличению предложения и снижению рыночной цены равновесия. Процесс входа новых фирм в отрасль прекратится, когда цена опять сравняется со средними издержками.
Динамика входа фирм в отрасль и выхода из нее в условиях совершенной конкуренции предопределяет гипотезу о нулевой экономической прибыли совершенно конкурентной фирмы в долговременном периоде.
· Рынок совершенной конкуренции
· Совершенно конкурентная фирма
· «Фирма, принимающая цену» (a price taker)
• Фирмы, объявляющие цену» (price makers)
• Общий доход фирмы (TR)
• Средний доход фирмы (AR)
• Предельный доход фирмы (MR)
• Равновесие в условиях минимизации убытков
• Равновесие в долгосрочный период
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется многоаспектность понятия «совершенная кон
куренция»?
2. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою
цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количе
ства клиентов?
3. Назовите примеры совершенно конкурентных рынков (помим^
сельскохозяйственного производства).
4. Чем отличается кривая спроса отрасли и фирмы в условиях сое
шенной конкуренции? i
5. Дайте характеристику основных черт совершенной конкуренции!
В каких сферах экономики она встречается?
6. Почему фирма-конкурент не может проводить самостоятелы
ценовую политику?
7. В чем заключаются преимущества и сложность работы в условия
совершенной конкуренции?
8. Как определить объем производства, который принесет фирме мак
симальную прибыль?
9. Каковы условия приостановки деятельности фирмы в краткосроч
ном и долгосрочном периодах?
10. В чем заключается условие оптимизации деятельности фирмы с
использованием предельных величин?
11. Почему в долгосрочном периоде фирмы не получают экономиче
ской прибыли?
12. Может ли фирма работать в условиях безубыточности в долгосроч
ном периоде?
13 Если меняется рыночная конъюнктура, что должна делать фир-‘ ма-конкурент?
Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции
Понятие «конкуренция» появилось в лексиконе экономистов из обычной речи. Сначала слово использовалось достаточно вольно, не имело устоявшегося четкого смысла. С течением времени определение все больше уточнялось и в итоге вошло в категорию основных экономических понятий.
Теоретические основы
Довольно продолжительное время понятие конкуренции трактовалось нестрого, и до 70-х гг. 19 столетия сколько-нибудь систематического и глубокого его осмысления не было. Только в последующие десятилетия сформировалась теоретическая модель конкуренции. К 20-м годам 20-го века она сложилась окончательно и заняла свое место в науке. А. Смит стал одним из первых, кто определил черты совершенной конкуренции. В его выводах, присутствовавших в труде «Богатства народов», просматривается комплекс факторов, которые необходимы для ее установления. Но увидеть их четко весьма проблематично, поскольку в большей части они только подразумеваются.
Структуризация определения
Дж. Стиглер систематизировал догадки Смита и выделил следующие условия совершенной конкуренции:
Развитие концепции
Приведенная выше модель не была ни оспорена, ни дополнена ни одним экономистом в течение продолжительного периода. Свое развитие концепция получила в рамках неоклассического направления. Это было обусловлено изменением непосредственно самого подхода к рассматриваемому предмету. У Смита рынок совершенной конкуренции представлялся в качестве чувственно воспринимаемой реальности. Неоклассики же рассматривали его как воображаемую, мысленно представляемую действительность. Проще говоря, конкуренция представлялась как нечто совершенное, идеальное, существующее в мыслях исследователя.
Определение Эджуорта
Этот исследователь стал первым, кто представил внутреннюю организацию конкуренции. Его анализ оставил яркий след в развитии теоретических основ. Эджуорт утверждал, что условия совершенной конкуренции будут существовать при наличии 4-х факторов:
Новая систематизация понятия
Принимая во внимание определение Эджуорта, можно установить условия рынка совершенной конкуренции. Такая модель требует, чтобы:
Однако приведенных факторов для полного перехода к современной концепции недостаточно. В данной схеме не хватает еще 2-х элементов: статической модели экономики и подвижности ресурсов. Данная задача была решена Кларком. Центральным понятием его работы стало статическое положение экономики. Кларк представляет это состояние в виде совершенного распределения социальных элементов, с которыми совпадало бы само общество под влиянием на индивидов конкуренции. Она же, в свою очередь, должна действовать «идеально». Это предполагает абсолютную подвижность капитала и труда. Именно это условие добавил в общую концепцию конкуренции Кларк.
Современная трактовка понятия
Заключительное слово в развитии концепции принадлежало Найту. В своей работе о риске, неопределенности и доходе, которая вышла в 1921 году, он сформулировал основные факторы, на основании которых устанавливается рынок совершенной конкуренции. Они выглядят следующим образом:
Эти положения считаются «очищением», или идеализацией тенденций, которые в той или иной степени соответствуют реальной ситуации. Они выступают как основополагающие факторы, на которых базируются совершенный рынок и совершенная конкуренция.
Негативная оценка концепции Найта
Факторы, на которых основываются совершенный рынок и совершенная конкуренция, привлекают своей доступностью и простотой, прозрачностью и отточенностью. В этой связи в свое время эта модель была сразу принята в научном сообществе. Однако была и достаточно жесткая критика этих положений. Найта, в частности, упрекали в нереалистичности концепции. Отрицательная оценка достигла пика к 30-м годам. В это время появились противоречащие теории, в рамках которых противопоставлялась совершенная и несовершенная конкуренция. Незамедлительно образовалась еще одна концепция. Многие считали ее весьма перспективной. В экономических кругах противопоставлялась теперь совершенная и монополистическая конкуренция. Некоторые исследователи говорили даже о тирании концепции Найта. Упрек в нереалистичности весьма серьезен. Однако можно ли считать его обоснованным в данном случае? Следует учесть, что любая теория, которая претендует на высокий уровень обобщения и точности, должна быть представлена именно в форме абстракции. Именно так выглядит комплекс факторов, на котором основывается совершенная конкуренция.
Специфика модели
Количество компаний и их влияние
В качестве одного из важнейших условий действия модели выступает большое число предприятий, которые выпускают однородный товар. Вместе с этим, должна иметь место и «малость» субъектов. Последнее понятие означает, что предложение/спрос совершенной конкуренции представлены в настолько небольших объемах в сравнении с суммарным оборотом продаж, что эти участники не могут оказать влияние на цены. Теоретически такая ситуация невозможна. Сдвиг кривой предложения от любого производителя неизбежно вызовет изменения в суммарном объеме. Это, в свою очередь, повлияет на равновесную цену. В действительности небольшая фирма на рынке совершенной конкуренции не окажет влияния на реализационную стоимость. Для устранения противоречий «малость» субъектов трактуется как ситуация, при которой доля каждого предприятия в общем объеме сбыта незначительна, а количество компаний отрасли огромно. В качестве примера можно назвать фондовую биржу, рынок сельхозпродукции или иностранной валюты.
Однородность товара
При выполнении этого условия исключается вероятность того, что потребители предпочтут продукцию одного предприятия из-за значительного ее превосходства по качеству или свойствам относительно изделий другой компании. К примеру, множество фермеров ежедневно продают картофель. Данный рынок можно считать весьма конкурентным. Ни один фермер при этом не получает больше 1% объема реализации за день. А если доля каждого продавца вырастет до 2%, то вряд ли это каким-то образом повлияет на стоимость продукции.
В рамках теории полезности однородность товара означает, что изделия различных производителей для каждого покупателя взаимозаменяемы. При этом предельная норма при замещении равна 1. К примеру, при замене в наборе яблока одного производителя на яблоко другого полезность набора не изменится. В таком случае кривые безразличия потребителя будут представлены в виде отрезков, наклоненных к осям под 45 градусов. В жизни совершенно однородная продукция встречается крайне редко. Высокой степенью аналогичности обладает сахар, нефть и пр. Однородными нельзя считать такие товары как игрушки, книги и так далее.
Отсутствие барьеров
Для нового производителя при вступлении в отрасль не должно создаваться никаких препятствий. Кроме этого, каждая фирма в условиях совершенной конкуренции должна иметь возможность свободно выйти из сектора. В качестве входных барьеров могут выступать:
Свободный выход из отрасли и вход в нее гарантируют отсутствие соглашения между поставщиками о повышении цен за счет снижения выпуска продукции. Любой рост стоимости может привлечь новые компании, которые смогут увеличить объем предложения.
Информационная прозрачность
Каждая фирма в условиях совершенной конкуренции должна иметь доступ к любому виду сведений, касающихся непосредственно производственных технологий, ценах на факторы. Вместе с этим, покупатели должны иметь возможность получать всю информацию о характеристиках товара и его стоимости. В случае когда продавцы обладают большим объемом данных о потребительских характеристиках товара, то имеет место асимметрия. К примеру, рынок медуслуг. В нем пациенты (покупатели) не в состоянии адекватно оценивать соответствие качества работы ее стоимости.
Мобильность
Совершенная конкуренция предполагает, что продавец/потребитель может мгновенно совершить сделку с другим участником без дополнительных вложений. Сегодня мобильность субъектов достигается с помощью компьютерных технологий. В других случаях процесс «переключения» одного потребителя с конкретного продавца на другого требует обычно временных затрат, а в некоторых ситуациях и транспортных издержек. При наличии совершенной мобильности и информационной прозрачности продажа однородной продукции осуществляется по единой стоимости. При этом имеет место рациональное поведение всех субъектов. То есть исключается любая форма сговора. Прибыль в совершенной конкуренции, таким образом, для каждого конкретного предпринимателя будет зависеть от его поведения.
Затраты
Расходы компаний на производство однородной продукции имеют несущественные различия. Это обусловлено схожестью стоимости ресурсов и аналогичностью технологий. В случае если данные условия не соблюдаются, и у одной из компаний производственные издержки ниже, чем у других, то она вполне может нарушить равновесие. Это достигается поставкой товара по более низкой стоимости, недоступной остальным предприятиям. В результате компания сможет захватить большую часть отрасли, чем соперники. Таким образом, совершенная и несовершенная конкуренция формируются в зависимости от ряда факторов, в числе которых особое место занимают производственные затраты. При этом на образование предложения не будут оказывать существенное влияние транспортные расходы. Это означает, что опасность неконкурентоспособности многих производителей вследствие больших затрат на перевозку, отсутствует.
Заключение
На практике совершенная конкуренция встречается достаточно редко. Однако данный факт не означает, что анализ такой модели нецелесообразен. Существует ряд отраслей, которые наиболее близки к совершенной конкуренции. К примеру, множество особенностей сельского хозяйства Америки понять легче при наличии знаний о том, как функционирует эта рыночная модель. Чистое соперничество представлено в качестве простейшей ситуации, к которой применяются такие категории, как «издержки» и «доход». Совершенная конкуренция выступает как многозначная отправная точка для обсуждения любых вопросов, касающихся определения производственного объема и ценообразования. Функционирование этой модели позволяет иметь образец, стандарт, с которым можно сравнить и оценить эффективность реальной экономической ситуации.