Что означает позывной два нуля
Правила разговора по рации!
1. Сначала Думай, Затем Передавай: Решите, что хотите сказать, до того, как начнете передачу!
2. Стройте фразы просто и коротко!
Сообщения должны быть [ Нажмите, чтобы прочитать ] максимально коротки! информативны и просто для понимания! Также это уменьшит возможность искажения помехами.
3. Завершайте передачу: Фразой вроде «Конец связи» вы даёте собеседнику возможность понять, что передача окончена и можно начинать ответную передачу.
1) Нужно назвать кому предназначена передача и кто передаёт.
Туман 4, я Стрела, Прием.
Этак коротка фраза однозначно определяет:
– кому адресована передача – Туман 4,
– кто передает информацию – Стрела 1,
– чётко показывает момент завершения передачи сообщения – Приём.
– сообщает остальным участникам переговоров, что им не обязательно слушать данную передачу.
2) Когда Туман 4 услышит эту передачу, он должен на неё ответить:
Туман 4 обозначает что он в канале, он понял передачу и готов к получению информации.
Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может.
* Неправильная передача выглядит так:
Туман 4, я Стрела, тут это. тело какое то лежит, повязке не видно, похоже засада, видно только пулеметчика на может есть ещё.
В данном сообщении не сообщено никакой информации кроме обнаружения противника, но зато много пауз и запутывающих утверждений.
В данном случае лучше немного подумать и передать информацию в следющем виде.
Туман 4, я Стрела, Внимание, Гора Контрабасов, ближе 30 метров, пулеметчик в засаде, прием.
Особый термин «Внимание» сообщает Туману 4, что сейчас будет передана важная для него информация!
Назван ориентир с помощью которого можно определить местонахождение засады, (ориентиры даются на карте и нумеруются заранее ) сообщение передано в лаконичной и чёткой манере.
Туман 4, получив важную для него информацию подтверждает приём.
Стрела, я Туман 4, принял, конец связи.
Всем всем всем. Я Туман 4. Проверка связи. Как слышите меня? Прием.
Туман 4, я Сокол 1, Громко,Четко. Прием.
Я Туман 4. Принял. Прием.
Отвечает кто то один, кто слышал фразу.
Кто начал радиобмен, тот его и завершает.
Для передачи команд, сигналов и распоряжений всем корреспондентам радиосети, устанавливают циркулярный позывной, который определяет, что передаваемая информация касается всех.
Например циркулярный позывной «Ветер»:
«Ветер, я Сокол 15, Азимут 150, 300 метров – оранжевый дым, прием.»
При сильных помехах в канале, разрешается дублировать передачу.
Все тактические преимущества, от использования радиосвязи, будут потеряны если хотя бы у одного из бойцов отряда нет навыков радиообмена!
Основные правила радиообмена:
2) Передача не должна занимать более 10 секунд!
— информативно;
— коротко;
— четко;
Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может!!
3) Начинать говорить нужно через мгновение после нажатия тангетки, иначе потеряются первые слоги или слова сообщения.
Тоже самое относится к окончанию передачи.
Любители использовать дешевые радиостанции с VOX (голосовой) активацией рискуют забить канал группы своим тяжёлым дыханием, вы даже не представляете насколько может бесить тот факт, что вместо передачи своевременного сообщения командиру группы в канале приходится слушать прерывистые утробные хрипы и свисты.
***
Передача слов по буквам
Сложнопроизносимые слова передаются по буквам. Каждая буква передается одним словом:
Передача цифер и чисел:
двухзначные группы
-72, 36, 44
-семьдесят два, тридцать шесть, сорок четыре;
трехзначные группы
-245, 429, 501
-двести сорок пять, четыреста двадцать девять, пятьсот один;
четырехзначные группы
-9374, 2658
-девяносто три семьдесят четыре, двадцать шесть пятьдесят восемь;
пятизначные группы
-27341, 82590
-двадцать семь триста сорок один, восемьдесят два пятьсот девяносто.
При передаче между группами делаются короткие паузы.
При плохой слышимости разрешается каждую группу повторять отдельными цифрами:
***
Радиообмен инициируется командиром для:
— отдачи приказа
— запроса доклада у подчинённого
— доклада об обнаруженных целях
— подтверждения принятой информации
Радиообмен инициируется подчинённым в случае
— подтверждения принятой от командира информации
— доклада о противнике
— доклада о потерях
— доклада о выполненном приказе
— доклад о своем состоянии
— внесения незамедлительных предложений командиру в не терпящих отлагательства случаях.
***
Порядок ведения связи.
Не перебивайте своих товарищей!
Если вы слышите, что кто-то раньше вас начал свое сообщение дождитесь его окончания!!
Дождитесь, пока ваш оппонент закончит передачу, и только тогда начинайте свою!!
Если вы попытаетесь вклиниться в разговор, не дождавшись окончания чужой передачи, то вы только создадите сильную помеху и не будете услышаны!!
Запомните: когда кто-то что-то передает — слышно только его, если же 2 человека одновременно попытаются что-то передать, то не будет слышно никого!
! Если вам необходимо передать срочное сообщение, а в эфире ведутся переговоры, дождитесь паузы и передайте троекратную команду » Внимание».
Соответственно, если вы услышали команду » Внимание», перейдите на прием.
Не передавайте более 15-ти секунд непрерывно: помните, что в это время никто другой не может воспользоваться связью!!
Делайте 1-2х секундную паузу между окончанием приема оппонента и началом своей передачи — это нужно для возможности передачи экстренных сообщений или подключению к вашему разговору еще кого-нибудь.
Если корреспондент не отвечает на ваш вызов, можно попросить вызвать его, того, кого он услышит наверняка
В таких случаях — четко и кратко формулируйте свои послания, потому как запомнить и передать без ошибок более чем 10ти секундное запутанное сообщение практически невозможно.
При переходе на передачу слушайте канал хотя бы пару секунд, в этой паузе вас или вашего корреспондента могут вызвать ещё кто-либо, возможно со срочным сообщением.
Если намечается длинный диалог, лучше перейти на запасной канал, возможно ваши коллеги не хотят слушать ваше длительное общение на основном канале.
Можно сделать это следующим образом:
«Первый, переходим на третий канал!» «Принято, (переходим) на третий!»
***
Плохой прием (слабый сигнал)
Если приём корреспондента сопровождается шумами и искажениями, это означает, что вы находитесь либо на максимальном расстоянии или попали в «плохое место» для связи.
В этом случае корреспондент тоже слышит вас плохо.
Постарайтесь во время передачи корреспондента найти «хорошее место», сдвиньтесь в сторону на небольшое расстояние, повернитесь вокруг своей оси, ориентируясь по уровню шума в принимаемом сигнале.
Как только шум уменьшится, разборчивость сигнала возрастёт.
Кстати и ваш корреспондент станет принимать вас лучше.
Если станция оборудована отключаемым шумоподавителем, отключите его, на предельных дальностях связи это поможет не пропустить вызов.
Во всех случаях держите антенну вертикально.
Если есть возможность, выбирайте для связи возвышенные места, в лесу выходите на полянки, но не их середину, а на край максимально удалённый от корреспондента.
Если корреспондент находится в лесу, легче связаться с ним не с опушки леса, а отойдя от него на несколько десятков метров.
При связи из автомобиля, выставите антенну наружу или, по крайней мере, прижмите её к стеклу.
Использование наружной антенны позволяет, кстати, значительно увеличить дальность связи.
При входе в «радиопаузу» (т.е. при выключении рации или невозможности ее слушать) необходимо сообщить об этом на базовую станцию сказав, какие позывные и примерно на какое время вышли из эфира!
Об окончании радиопаузы обязательно сообщать, командиру группы или в эфир.
При переноске антенна рации не должна вплотную прилегать к телу, и быть по возможности вертикально направленной.
Обязательно расположите станцию на снаряжении так, чтобы ничто случайно не могло задеть кнопку передачи.
При переноске рации внутри сумки и т.п. рацию лучше выключать.
При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчётливо, но не кричать, разборчивость это не повысит, а только понизит.
ИЗУЧАЙТЕ И СОБЛЮДАЙТЕ РАДИОДИСЦИПЛИНУ.
ОДНАЖДЫ ЭТО МОЖЕТ СПАСТИ ЖИЗНЬ ВАМ И ВАШИМ ТОВАРИЩАМ.
Радио Ликбез: Что такое нули и пятерки, дырки, сетки в рации?
Что такое сетки, что такое частотные стандарты, и что такое региональные стандарты
Сегодня мы попробуем внести ясность в вопросы, с которыми сталкиваются почти все пользователи раций.
Итак, часто можно услышать: «я работаю в российской сетке», или «я стою в сетке С», или «рация настроена на сетку PL». Во всех этих случаях используется одно и то же слово «сетка», однако при этом имеются в виду абсолютно разные вещи. Попробуем в этом разобраться.
Экскурс в историю развития Си-Би связи
Изначально в радиосвязи никаких каналов не было. Раций было мало, места в эфире много, работай где хочешь. Но уже с 40-50-х годов 20 века начались попытки навести в эфире порядок. Для начала каждой категории пользователей были выделены свои частоты или диапазоны частот, за пределами которых они работать не имели права. Например, частоты 150-400 кГц были отданы под радиовещание, 500 кГц – была международная частота для подачи сигнала SOS, 525-1600 кГц – снова радиовещательный участок, 1830-1950 кГц был отдан радиолюбителям для любительской радиосвязи, дальше шли разные участки для служебных передатчиков, потом радиовещательные диапазоны, потом снова любительские частоты, и так далее. Внутри каждого участка частот существуют свои строгие правила использования, за соблюдением которых следят специальные государственные службы.
Однако в 1957 году в США был принят закон, разрешающий использовать диапазон 27 МГц, грубо говоря, любой домохозяйке, и с 60-х годов 20 века производители начали массово продавать качественные недорогие рации всем желающим. А для того, чтобы максимально упростить использование и не загружать водителям и домохозяйкам головы лишней информацией, производители договорились между собой, и все рации оснастили переключателем каналов, привязав к каждому из каналов свою частоту, на всех рациях одинаковую. Так появилась стандартная американская сетка частот из 40 каналов.
Европейская сетка частот
Например, частота нашего всеми любимого 15 канала – 27135 кГц, 20-го – 27205 кГц, а 40-го – 27405 кГц. В настоящее время эта сетка частот действует в США, а также в большинстве европейских стран, поэтому получила неофициальное название «европейской». Как мы видим, все частоты заканчиваются цифрой 5, поэтому второе название этой сетки – «пятерки». На дисплеях раций эта сетка обозначается или буквой «Е», или совсем никак не обозначается, как принятая по умолчанию.
Сетки частот других стран
По мере того, как гражданский диапазон 27 МГц проникал в европейские страны, он обрастал своими региональными особенностями. Где-то закон ограничивал на отдельных каналах мощность, где-то на определенных каналах можно было работать только в амплитудной модуляции, где-то только в частотной. В Западной Германии законодателям показалось мало 40 каналов, и к ним позже официально добавили еще 40, получив 80-канальную сетку. В Восточной Европе все частоты сместили вниз на величину 5 кГц, но об этом я скажу позже. А круче всего обошлись с каналами в Великобритании – они сделали свою сетку частот, не совместимую ни с кем. Именно эти региональные особенности и выражаются аббревиатурами: EU, EC, I, D2, PL, RU – они высвечиваются на дисплеях раций, сделанных для европейских рынков. Расшифровка этих аббревиатур может быть у каждого производителя своя, процедура переключения стандартов тоже отличается разнообразием, поэтому читайте инструкцию к рации, и, если Вы едете с рацией за границу, лучше заранее узнайте, какой стандарт Вам нужно будет выставить при пересечении границы, тем более что там за этим следят несколько строже, чем на наших бескрайних просторах.
Российская сетка частот
В 1988 году диапазон 27МГц добрался и до России, тогда еще входящей в состав Советского Союза. Сначала у нас попытались пойти своим путем, и ввели нестандартную сетку частот, но очень быстро пришли к 40-канальной сетке, такой же, как в Польше. Наша «Российская» сетка частот отличалась от «европейской» – каждый канал был смещен вниз на 5 кГц, т.е. 15-му каналу соответствует частота 27.130 кГц, 20-му каналу – 27200 кГц, а 40-му – 27400 кГц. Как мы видим, все частоты заканчиваются на «0», и такая сетка частот получила название «нули». А поскольку она используется в Восточной Европе, а именно в странах Балтии, в Белоруссии, Украине, и особенно в Польше, она также называется «Польской» сеткой. На радиостанциях такая сетка частот обозначается буквами P, R, значками «-5», или просто «5», или названием польского регионального стандарта: PL, PX.
Что касается нашей страны, то так исторически сложилось, что радиостанции к нам долгое время поставлялись в основном те, что были предназначены для американского и западноевропейского рынка. Заморачиваться переделкой станций на официальную сетку с «нулями» захотели далеко не все, и основная масса пользователей работала, да и сейчас продолжает работать, «как есть», т.е. в «европейской» сетке частот. Еще раз подчеркну, и это надо запомнить: на территории России в основном все работают в «Европейской» сетке частот, а про «российскую» сетку в России почти все давно забыли, и вспоминают о ней, только подъезжая к Беларуси, Украине или Прибалтике.
Еще немного про сетки частот
Теперь разберем еще одно явление, так же в народе именуемое «сетками».
На пике развития си-би диапазона 40 каналов на всех стало катастрофически не хватать. И тут начали массово появляться станции, где помимо стандартной сетки в 40 каналов можно было включить другие сетки. Так, за 40-м каналом центральной сетки (частота 27405) начиналась следующая сетка, первый канал которой – 27415, и простиралась она до 40-го канала с частотой 27885. А ниже 1 канала (частота 26965) шла другая сетка, 40-й канал которой стоял на частоте 26955, а первый – на частоте 26515).
Первой массовой многосеточной станцией стал YOSAN JC-2204, пришедший к нам в далеком 1993 году. У него было 5 сеток: центральная – стандартная, и по две сетки вверх и вниз. Обозначались они буквами от A до E, основная (центральная) – C. Модель оказалось очень удачной, и выпускалась под разными названиями, включая слегка перелицованную версию под названием ALAN-78.
Каково же было удивление, когда появилась модель ALAN-78 Plus, абсолютно не похожая на простой 78-й, с десятью (!) сетками, при этом центральная обозначалась буквой D. То есть, чтобы работать в 15 канале (который тогда уже активно использовался), на ALAN-78 нужно было выставить канал 15С, а на ALAN-78 Plus – 15d. А потом появились несколько моделей радиостанций DRAGON с десятью сетками, где центральная сетка уже обозначалась буквой E. А еще позже под маркой Maycom были выпущены 15-сеточные модели раций, где, помимо сеток ABCDE, с центральной сеткой C, были еще сетка ABCDE с символом «минус», и ABCDE с символом «+».
Но дальше всех пошел французский PRESIDENT, у которого центральная сетка была «A», сетка выше – «B», сетка ниже – «C», две сетки выше – «D», две сетки ниже – «E», а всего этих сеток – от 5 до 10 штук на разных моделях.
Сейчас почти окончательно утвердился стандарт, по которому центральная сетка обозначается буквой D. Например, на всех станциях OPTIM 15-й канал в европейском стандарте обозначается 15-dE, в польском – 15-dP или 15-dR. А у других производителей даже в пределах одного модельного одной торговой марки встречаются разночтения: например на радиостанциях MegaJet моделей, 600, 800, 450-650-850 центральная сетка называется D, но при этом на MJ-50, 150, 500, 550 и 555 эта же сетка называется C, на MJ-3031M-Turbo – E. А на простых бюджетных MJ-100-200-300 сетки обозначаются буквами L, M и H (Low, Middle, High), центральная получается M, или, на старых модификациях MJ-300, совсем без буквы.
Именно из-за этой путаницы сейчас все чаще наряду с номером канала на дисплее высвечивается частота: 15-dE соответствует частоте 27.135.
Правовые аспекты
Ну и напоследок необходимо упомянуть еще одно важное обстоятельство: работа в любой сетке, кроме центральной, является нарушением закона, и за это предусмотрено наказание в виде штрафа с изъятием аппаратуры, или без оного. Пока что в России за этим никто не следит, но кто его знает, что завтра будет? Поэтому, если рацией будет пользоваться неопытный человек, лучше по возможности сразу отключить
А находясь за границей, даже не пытайтесь проверять – может обойтись совсем не дешево, и уж точно неприятно: в лучшем случае останетесь без аппаратуры и заплатите штраф.
civic
Разочарованный кусок мяса
из России с печалью
Изобретение портативных радиопередатчиков позволило координировать действия армейских подразделений даже на больших расстояниях. Потом рации стали совсем маленькими, простыми и недорогими, что позволило экипировать ими не только командиров подразделений, но и, при необходимости, каждого солдата. И, конечно, потребовались очень четкие правила ведения радиопереговоров, чтобы избежать искажения важной информации, особенно в условиях боя.
Второе: сообщение строится по определенной схеме, а именно:
Пример передачи: «Foxtrot-6, this is Lima-1-actual, come in, over». «Фокстрот-шесть, говорит Лима-один лично, ответьте, прием».
Степень опасности: Condition/code green (безопасно), yellow (опасность не подтверждена), red (опасно)
Четкость сигнала: передается запрос о качестве связи (do you read? do you copy?), на который адресат дает оценку сигнала по двум параметрам: силе и четкости (характеристики силы сигнала: громкий, хороший, слабый, затухающий, прерывистый; характеристики четкости: четкий, разборчивый, неразборчивый, с помехами). Если сигнал громкий и четкий, говорят «Reading you loud and clear» или «5-by-5».
Это некоторые примеры, более подробный перечень служебных слов вы найдете в приложении.
В условиях плохого сигнала и окружающего шума очень легко расслышать что-то неверно. Для этого ключевые слова могут произноситься по буквам, а каждой букве было присвоено особое слово. Это так называемый фонетический алфавит:
А Аlfа
В Вrаvо
С Сharliе
D Dеltа
Е Есhо
F Fохtrоt
G Gоlf
H Ноtеl
I Indiа
J Juliett
K Kilo
L Lima
М Мike N Nоvеmbеr
O Oskar
Р Рара
Q Quebec
R Romео
S Siеrrа
Т Таngо
U Uniform
V Victor
W Whisky
Х Х-rау
У Yаnkее
Z Zulu
Фонетический алфавит используется не только для передачи по буквам каких-то названий, но и для передачи закодированной информации. Так называемый Альфа-код состоит, как правило, из трехбуквенных групп, каждая из которых означает какое-либо конкретное словосочетание или законченное предложение. Перечень трехбуквенных кодов может быть секретным и меняться ежедневно. Существуют и стандартные, несекретные альфа-коды, например:
Что делать, если в тексте встречается подобное сокращение? Конечно, переводить по смыслу. Если персонаж диктует что-то по буквам, в переводе без этого придется обойтись, либо опустив совсем, либо заменив повтором (если по каким-то причинам важно сохранить длину фразы). То есть, если в оригинале «Mike Alpha India November Street», в переводе: «Мэйн-стрит, повторяю: Мэйн-стрит». Конечно, в русском языке тоже есть фонетический алфавит, но там будут «Ульяны», «Зинаиды», «Щуки» и «Ёры», неуместные в переводе.
Некоторые примеры распространенных сокращений вы также найдете в приложении.
Для избегания ошибок и сокращения времени передачи используется сокращённое обозначение сторон света, которому предшествует служебное слово «DIRECTION».
Кроме того, для передачи направлений используется циферблат. Представляем, что объект, которому даются целеуказания, стоит по центру положенного горизонтально циферблата лицом к цифре 12. Если нужно сообщить о том, что противник замечен четко слева в пятидесяти метрах от адресата сообщения, это будет звучать следующим образом: «Контакт на девять часов, пятьдесят метров».
В русских радиопереговорах пятьдесят принято заменять на «полста», не знаю, насколько это оправдано в переводе. В англоязычном радиообмене, конечно, тоже есть некоторые особенности передачи чисел, например километр – это klick (через k), числа 5 и 9 произносятся как «fife» и «niner».
В завершение, пара слов о радиообмене американских полицейских. Его особенность в том, что для передачи сообщений иногда используются числовые коды. Самый старый из них – так называемый ten-code – начал разрабатываться в США в 1937. Основная задача – экономия времени на передачу. Кроме того, первый слог сообщения нередко теряется, следовательно, слово ten в начале сообщения даёт больше шансов услышать важную информацию.
Из всего огромного тен-кода мне встречалось только 10-4 («Принято»), причем часто в составе фразы вроде «That’s a huge 10-4», и 10-20 («сообщи, где ты находишься?»), тоже нередко в составе фразы «What’s your twenty»? Оказалось, что причина такой распространенности именно этих двух кодов кроется в следующем: в 1975-ом вышла развеселая кантри-песенка «Convoy» (C.W. McCall) про дальнобойщиков, которые едут через Америку большой колонной, и никакие копы им не указ. Именно оттуда 10-4 и 10-20 пошли в народ.
Сигнал бедствия по радио в голосовом режиме (Mayday)
Mayday (произносится «мэдэй») — международный сигнал бедствия в голосовой радиотелефонной связи, аналогичный сигналу SOS в радиотелеграфной связи (с использованием азбуки Морзе).
Сигнал Mayday используется в любых ситуациях, которые представляют непосредственную опасность для жизни людей.
Сигнал передаётся три раза подряд: «Mayday, Mayday, Mayday» для исключения возможности перепутать его с какой-нибудь похоже звучащей фразой, а также для того, чтобы легче было отличить сам сигнал бедствия от сообщения о сигнале бедствия.
Примеры приведены для водного транспорта. Для авиационного транспорта и других случаев подачи сигнала mayday сообщения похожи. В авиационном сигнале ещё передается высота полета.
Большая часть примеров приведена на английском, так как это сейчас считается международным языком.
Если же вы хотите более подробно узнать про сигналы бедствия, то читайте действующий Регламент Радиосвязи (на момент написания статьи это ITU 2012, Глава VII Связь в случае бедствия и для обеспечения безопасности)
Mayday может быть передан на любой частоте.
Однако существуют частоты, специально предназначенные для передачи сигналов бедствия.
Морские спасательные службы и службы управления воздушным движением постоянно прослушивают эти частоты, и обычная радиосвязь на них запрещена, поэтому вероятность того, что сигнал будет принят, выше.
Частоты для используются на морских судах 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц. Ниже представлена таблица, где описано какие именно частоты используются судами в различных морских районах плавания.
Немного подробнее об морских районах.
Морской район А1 – район в пределах зоны действия береговой УКВ – радиостанции, обеспечивается наблюдение и радиообмен на 16 и 70 канале (ЦИВ) (20-30 морских миль);
Морской район А2 – район в пределах зоны действия береговой ПВ радиостанции, непрерывное наблюдение на частоте 2187,5 кГц (ЦИВ) и радиообмен на частоте 2182 кГц (около 100-150 морских миль);
Морской район А3 – район в пределах зоны действия геостационарных спутников INMARSAT (примерно между 70° северной широты и 70° южной широты);
Морской район А4 – район находящийся за пределами морских районов А1, А2 и А3.
Если спасательные службы не подтвердили приём сигнала Mayday, любой, кто его слышал, должен повторить его. Таким образом может быть обеспечена помощь тем пострадавшим, которые находятся вне пределов прямой радиосвязи со спасательными службами.
При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоненеобходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первичного вызова рекомендуется использовать частоту 8414,5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких частотах КВ-диапазона увеличивает вероятность успешного приема этого вызова береговой станцией.
Каналы особого статуса (16, 6, 70)
Исключительное или преимущественное использование:
Класс излучения для УКВ:
F3E – телефония с частотной модуляцией голоса
Также кроме частот ГМССБ (GMDSS) можно использовать и другие частоты, как правило радиолюбительской связи. Хоть спасательные службы их и не слушают, но, скорее всего, радиолюбители сообщат об факте такого вызова в службы спасения.
— вызывные частоты, т.к. на них постоянно кто-то есть. К примеру 145,500 / 433,500. Это общепринятые вызывные частоты мГц. Везде в мире
Вызывные частоты могут быть как общемировые, так и в разных местностях различными, характерными только для этой местности (радиолюбители просто договариваются).
— местные аварийные частоты. Например:
— 446.09375 МГц = 8 канал PMR с субтоном CTCSS 88,5 Гц – общеевропейская (горная) аварийная частота
ПРОСЛУШИВАНИЕ ЭФИРА НА АВАРИЙНЫХ ЧАСТОТАХ (ВАХТЫ)
Во многих справочниках и статьях по выживанию указывается что-то типа
Для более действенного приема аварийных радиосигналов в мировой практике предусмотрена так называемая минута молчания или международный период молчания. Это трехминутный промежуток времени от 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин в течение каждого часа, когда радиотелеграфные станции на судах, самолетах и вертолетах спасательных и ледовых служб, буровых платформах в море, а также береговые радиостанции прекращают передачу и работают на прием аварийных сообщений. Соответственно для радиотелефонных станций период молчания установлен с 0 до 3 мин и с 30 до 33 мин каждого часа.
В указанные периоды разрешено передавать только сигналы бедствия и тревоги. Кроме того, существует ряд специальных указаний, регламентирующих работу судовых и береговых радиостанций в данный период времени, обеспечивающих наибольшее благоприятствование приему сигнала бедствия.
Для удобства отслеживания что раньше что сейчас в продаже можно найти часы с выделенными цветом этими периодами.
С 0 до 3 мин и с 30 до 33 для для 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц (радиотелефония, т.е. обычные переговоры по радио), а с 15 до 18 мин и от 45 до 48 мин для 500 кГц (радиотелеграфия, сигнал СОС).
Однако на сайте/форуме радиосканер сказано что 500 кГц уже не мониторится, там никто не работает с аварийными вызовами. Но некоторые радиолюбители ее еще иногда просматривают.
Существует более старый чем сообщения на радиосканере Приказ Минтранса РФ N 137, Минсвязи РФ N 190, Госкомрыболовства РФ N 291 от 04.11.2000 «Об утверждении Правил радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации» где мониторить эту частоту надо. круглосуточно или в хотя бы в указанные периоды времени. Правда в пункте 176 время написано «Все станции МПС, которые ведут наблюдение в частотных полосах от 1605 до 2850 кГц, должны во время дежурства по возможности осуществлять наблюдение на международной частоте бедствия 2182 кГц каждый час от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты.»
Международных документов не нашёл (не считая упоминания Женевской Конференции 1959 г). Даже согласно международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) (глава 4, часть С, Правило 12 «Вахты») вахты должны быть на частотах:
— 8291 кГц. А также в зависимости от времени суток и географического положения судна 2182 кГц, 4125 кГц, 6215 кГц, 8291 кГц, 12290 кГц, 16420 кГц.
Вахты на частоте 500 кГц не упоминается
А в википедии написано «С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал (. — — —. ) заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.»
Также попадалась информация, что слуховая вахта на 2182 кГц с 1. 02. 1999г больше не применяется. Правда документ об том, что такая вахта прекратилась не попадался.
В общем мой вывод такой: передавать сигнал бедствия можно в любое время, т.к. эфир на аварийных частотах прослушивается круглосуточно. Но от 0-й до 3-й минуты и от 30-й до 33-й минуты каждого часа вероятность быть услышанным возрастает. По крайне мере в нашей стране. Если закон, конечно, соблюдается всеми радиолюбителями. Насчёт частоты 500 кГц и передачи сигнала СОС (SOS) на этой частоте ничего внятного написать не могу. Но даже если вы умудритесь его передать, то далеко не факт что вас поймут.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО СЕЛЕКТИВНОГО (ИЗБИРАТЕЛЬНОГО) ВЫЗОВА (ЦИВ) ДЛЯ ПОДАЧИ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ
Данный способ описывается инструкции к трансиверной радиостанции.
Ниже приведен один из вариантов
1. Снять крышку кнопки сигнала бедствия, нажать и удерживайте кнопку [DISTRESS] (в русскоязычных [БЕДСТВИЕ]) в течение 5 секунд
2. Подождите подтверждения от береговой станции.
— При его получении автоматически будет установлен канал 16
3. Нажмите и удерживайте [PTT] и передавайте необходимую информацию.
ПЕРЕДАЧА СИГНАЛА БЕДСТВИЯ MAYDAY ПО РАДИО
Переда сигнала мэйдей делается по следующему алгоритму
Сначала надо убедиться в том, что передатчик включен и работает, при необходимости отрегулируйте мощность сигнала, настроить радиостанцию на одну из частот, приведенные выше. Нажмите кнопку и спустя секунду начинайте медленно и отчетливо произносить аварийное сообщение (алгоритм приведен ниже):
— MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY (если в России то допускается говорить «Терплю бедствие». Но все таки шанс быть понятым если ваш радиосигнал поймает зарубежный радист выше с словом MAYDAY).
— Три раза повторить кто говорит или название судна.
— Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)
Написанное выше называется «Вызов в случае бедствия». Он должен идти перед основным сообщением.
Ниже же написано само сообщение бедствия, которое должно следовать за Вызовом
— Один раз сказать кто говорит или название судна.
— Рекомендуется сказать позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ)
Если вы не знаете своего местоположения обязательно об этом сообщите, не давайте местоположение которое заведомо неверно.
Если вы считываете координаты с плоттера, проверьте, что это координаты именно яхты, а не курсора, это очень частая ошибка.
— Кратко описывается характер бедствия, характер требующейся помощи, называется кол-во людей, которым нужна помощь (количество людей на судне), любая другая полезная информацию, например тот факт, что на борту есть спасательный плот и вы его собираетесь использовать.
— Завершают сеанс слова «конец сообщения»
После передачи сообщения отпустите кнопку передачи и слушайте эфир. Если никто не откликнулся, повторите сообщение.
Пример для морского сигнала бедствия
MAYDAY MAYDAY MAYDAY
(говорит) This is Volga Volga Volga MMSI 234567890 (название судна, терпящего бедствие)
MAYDAY Volga (или This is Volga)
Position: Latitude…………67 34 N Langitude ……025 45 W
Характер бедствия: Сollision with iceberg
Вид требуемой помощи: I require assistance
Количество экипажа на борту: five persons on board
Конец связи: Over
Характер бедствия обычно выражается следующими словами:
— SSISTANCE REQUIRED – требуемая помощь
— OTHER INFORMATION – любая другая информация, которая может помочь проведению поисково-спасательной операции.
Пример для авиационного сигнала бедствия
Как видите авиационный сигнал бедствия построен немного по другому, но в целом согласно приведенному выше алгоритму.
А вот пример с использованием на «Терплю бедствие», для авиации
Это связано с тем, что проговаривать полностью по алгоритму может не быть времени, плюс все самолеты, в отличии от кораблей, постоянно находятся под наблюдением радаров (за исключением полетов над океанами).
ВАЖНЫЕ ФРАЗЫ ПРИ ПОДАЧИ СИГНАЛА MAYDAY, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ ВСЕМ.
Так как трансляция и устранение ситуации Mayday крайне серьезная процедура, есть несколько фраз, которые часто используют и которые вам надо знать.
— SEELONCE MAYDAY (Произносится Силонс Мэдэ) в радиотелеграфии и SEELONCE DISTRESS (Силонс Дистрес) в узкополосной буквопечатающей телеграфии
Эта фраза означает, что станция контролирующая ситуацию требует немедленной тишины в эфире, в связи с сигналом Mayday, от всех станций, кроме контролирующей и станции терпящей бедствие. Это касается всех и если вы слышите это сообщение, вы обязаны прекратить трансляцию. Если от вас что-либо потребуется, вас вызовут.
Прервать радиомолчания можно только при необходимости самому подать сигнал бедствия.
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS TOKYO RADIO TOKYO RADIO TOKYO RADIO
— SEELONCE MAYDAY (силанс мэдэ)
— SEELONCE FEENEE (Силонс Фини)
Эта фраза означает, что все операции касающиеся полученного сигнала Mayday окончены на этом канале, и возвращается обычный рабочий режим.
В радиотелефонии это делает по следующему алгоритму
— ALL STATIONS произносимых 3 раза
— название станции, передающее сообщение произносимое три раза
— позывной или другой опознаватель станции, передающее сообщение
— время поступления сообщения
— MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ), название и позывной станции, которая находилась в бедствии
— слов SEELONCE FEENEE
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS (или CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC CHARLIE QUEBEC)
— THIS IS (или DELTA ECHO) URSD URSD URSD
— TIME
— MAYDAY
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
— SEELONCE FEENEE (силанс фини).
В буквопечатающей телефонии это делает по следующему алгоритму
— DE- позывной или другой опознаватель станции, передающее сообщение
— время поступления сообщения
— название и позывной станции, которая находилась в бедствии
— слов SEELONCE FEENEE
When distress traffic decreases (Ограниченная работа на частоте обмена при бедствии)
Когда обмен в случаях бедствия еще не закончен, но полное молчание на частоте, которая используется для данного обмена, не является больше необходимым, станция, руководящая обменом, должна передать на этой частоте сообщение, адресованное всем станциям о том, что можно возобновить ограниченную работу. В этом случае разрешается передавать сообщения, касающиеся только срочности и безопасности.
— MAYDAY
— ALL STATIONS ALL STATIONS ALL STATIONS
— THIS IS URSD URSD URSD
— TIME
— MAYDAY
— NAME OF SHIP IN DISTRESS
— PRUDONCE (прюданс).
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ
При подтверждении по радиотелефону приема сигнала тревоги в случае бедствия или вызова в случае бедствия должно быть дано подтверждение в формате
— название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии
— название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.
— RECEIVED (это означает, что сигнал бедствия принят).
— сигнал бедствия MAYDAY
При подтверждении с помощью узкополосной буквопечатающей телеграфии подтверждение дается в следующей форме
— название, за которым следует позывной сигнал или MMSI или другой опознаватель станции, передающий сигнал о бедствии
— название и позывной сигнал или другой опознаватель станции, подтверждающий прием.
— RRR(это означает, что сигнал бедствия принят).
— сигнал бедствия MAYDAY
Если судно подтверждает сигнал бедствия судно, то оно также передает после RECEIVED (или RRR)
— «Мое местонахождение: широта … долгота …, скорость …, полагаемое время подхода … Всемирного времени.»
Пример получения сигнала береговой станцией
Пример получения сигнала судном
MAYDAY
Volga Volga Volga
This is Orion Orion Orion
Received Mayday
Position: Latitude………..…67 34 N Langitude ………025 45 W
Speed 13 knots
ETA at your positions: 2100 UTC
Over
После этого, подававший сигнал бедствие, должен подтвердить получивший сигнал от судна, передав
— название судна, передавшее сигнал
— говорит (This is) (название судна, терпящего бедствие)
— повторяет координаты судна, идущего на помощь (со слов Your present position:)
— скорость и предположительное время прибытия.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ MAYDAY ОТ СУДНА, ПОЛУЧИВШЕГО СИГНАЛ БЕДСТВИЯ
Если береговая станция в течение 5-ти минут не дала подтверждения о приеме Mayday, то судно, принявшее передачу, после повторного получения вызова бедствия обязано дать подтверждение бедствующему судну по радиотелефону в следующем формате:
— позывной судна, передававшее сигнал бедствия (девятизначный идентификатор судна), повторенный 3 раза;
— девятизначный идентификатор (MID), позывные судна, принявшего вызов о бедствии, или другой его идентификатор, повторенный 3 раза;
— прослушать сообщение о бедствии по радиотелефону и установить аварийный радиообмен с судном в бедствии;
— немедленно ретранслировать сообщение о бедствии любыми средствами связи с тем, чтобы информировать береговую станцию и рядом находящиеся суда; (как это сделать написано ниже, в Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии (Distress relay alert) )
— приступить к поисково-спасательной операции.
Это относится только к морским районам А1 и А2. При получении сигнала бедствия в морских районах А3 и А4 подтверждение не дается. Подробнее об действие судна, оказавшегося в районе бедствия написано отдельно.
РЕТРАНСЛЯЦИЯ СИГНАЛА БЕДСТВИЯ В РЕЖИМЕ РАДИОТЕЛЕФОНИИ (DISTRESS RELAY ALERT)
Проводится в следующих случаях
— если сигнал бедствия не подтвержден в течении пяти минут
— узнав, что сигнал бедствия иным образом не может или не способен осуществить связь в случае бедствия или иное лицо (ответственное за подвижный объект, это как правило капитан судна) считает что необходима дополнительная помощь.
Ретрансляция сигнала бедствия в режиме радиотелефонии дается по следующей форме :
— сигнал ретрансляции бедствия MAYDAY-RELAY, произносимого 3 раза
— слова «ALL STATIONS» или название береговой станции, в зависимости от случая повторяющаяся 3 раза
— слово «This is (или DE, произносимых с помощью кодовых слов DELTA ECHO в случае языковых затруднений);
— название ретранслирующей станции, повторяемое 3 раза
— позывной или любой другой опознавательный сигнал ретранслирующей станции
— MMSI (если сигнал тревоги был передан с помощью ЦИВ) ретранслирующей станции (не терпящего бедствие)
— Далее передается принятое сообщение о бедствии в котором, насколько это возможно, повторяется информация, содержащаяся в исходном сигнале тревоги или сообщения о бедствии.
(если станция терпящее бедствие не может быть опознана об этом надо сообщить используя такие термины как «неизвестный траулер» и т.п.)
MAYDAY-RELAY MAYDAY- RELAY MAYDAY-RELAY
This is motor vessel MINA MINA MINA, call sign Lima Zulu Hotel Mike
MAYDAY
Motor vessel ROBIN MMSI number 636010935
Following received from motor vessel ROBIN
Time: 1430 UTC
MAYDAY
Motor vessel ROBIN
Position: lat. 140 10′ N, long. 065° 22′ W
Fire on board, Immediate assistance is required
This is motor vessel MINA call sign Lima Zulu Hotel Mike
Over
ОТМЕНА ЛОЖНОГО ВЫЗОВА
— Если вы успели обнаружить ложный вызов до получения подтверждения от береговой станции немедленно нажать кнопку СТОП на модеме и выключить его, чтобы исключить повторные передачи.
— Если получено подтверждение ЦИВ от береговой станции, доложить капитану и с его разрешения дать отмену ложного вызова тем средством, которым он был послан. Во всех случаях об отмене ложного вызова должно быть также сообщено и по радиотелефону
— Отмена ложного вызова должно быть передано по радиотелефону на соответствующей частоте в том же диапазное, в которой был передан сигнал бедствия.
Сообщение передается в следующем формате
— ALL STATIONS, произнесенных три раза
— Говорит (по аглийски This is )
— Название судна, произносимого три раза
— позывной сигнал или другой опознаватель
— MMSI (если исходный сигнал был передан с помощью ЦИВ)
— слова «please cancell my distress alert of» после чего указывается время UTC (прошу аннулировать мой сигнал бедствия от
Дальше надо прослушивать ту же полосу, на которой был передан сигнал бедствия и отвечать соответствующим образом на все сообщения, связанные с этой передачей.
В авиации допускается вообще отменять (аннулировать) вызов. Это связано с тем, что поломку смогли устранить и воздушное судно больше не находится в состоянии бедствия. Допустим, ранее передавали об отказе двигателя (см. выше в Передача сигнала бедствия Mayday по радио пример для авиационного сигнала бедствия), то вот пример передачи в этом случае
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ ПО РАДИОСВЯЗИ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОНЯТНЫ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА СЛУЖБЫ SAR И ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ:
— «АФЕРМАТИВ» (AFFIRMATIVE) означает, что переданная лицом информация верна;
— «БРЭЙК» (BREAK) используется для разделения частей сообщения или отделения одного сообщения от другого;
— «ФИГЭРЗ» (FIGURES) произносится непосредственно перед передачей цифр в сообщении;
— «АЙ СПЭЛ» (I SPELL) используется непосредственно перед фонетическим произнесением по буквам, например, имени собственного;
— «НЕГАТИВ» (NEGATIVE) означает: «нет»;
— «АУТ» (OUT) означает конец передачи, когда ответ не ожидается или не требуется;
— «ОУВЕР» (OVER) означает конец передачи, когда ожидается незамедлительный ответ;
— «РОУДЖЕР» (ROGER) означает: «я принял ваше сообщение удовлетворительно»;
— «САЙЛЭНС» (SILENCE) произносится трижды и означает: «прекратить немедленно все передачи»;
— «СИ ЛОНС ФИ НИ» (SILENCE FINI) означает, что режим молчания аннулируется, и используется для указания конца чрезвычайной ситуации и возобновления нормального режима передач;
— «ЗЫС ИЗ» (THIS IS) произносится перед названием станции или позывного, которые следуют непосредственно за этими словами;
— «УЭЙТ» (WAIT) означает; «я должен выждать несколько секунд; будьте готовы к приему дальнейших сообщений».