Что означает притеснение людей в исламе

Большие грехи: притеснение и нанесение обид

Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть фото Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть картинку Что означает притеснение людей в исламе. Картинка про Что означает притеснение людей в исламе. Фото Что означает притеснение людей в исламе

Если бы одна гора притеснила другую, то Всевышний разрушил бы гору-обидчицу

Всевышний Аллах сказал:

«Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле безо всякого права на то. Им уготовано мучительное наказание» (аш-Шура, 42).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине, Всевышний приказал, чтобы вы были скромны, не притесняли друг друга и не кичились друг перед другом».

«Если бы одна гора притеснила другую, то Всевышний разрушил бы гору-обидчицу».

«Нет грехов, кроме притеснения людей и прерывания отношений с родственниками, наказание за которые последует в Судный день и в этой жизни наступает без промедления».

Передает Ибн Мас’уд (радыйаллаху анху):

«Малик ар-Рахави сказал:

«О Посланник Аллаха! Мне даны такие блага, которые ты и не видел, и мне не нравится, когда чьи-то шнурки на обуви похожи на мои. Является ли это признаком высокомерия?»

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Высокомерие – это возвеличиваться над истиной и презирать людей».

Поистине, Всевышний Аллах заставил землю проглотить Каруна из-за его гордыни. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Одна женщина получила наказание и попала в ад за кошку, которую она держала взаперти, не давала ей есть и пить и довела до смерти».

Передает ибн Умар (радыйаллаху анху):

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял того, кто целится в живых существ».

«Однажды я бил кнутом своего раба. В это время я услышал чей-то голос, но из-за своего гнева не обратил на него внимания. Когда человек подошел ближе, я узнал в нём Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах сильнее тебя так же, как ты сильнее своего раба».

Затем Абу Мас’уд говорит:

«После этого я никогда не бил раба».

В другой передаче Абу Мас’уд говорит:

«От его величия из моих рук выпал кнут».

В другой передаче говорится:

«О Посланник Аллаха! Отныне он свободен ради Аллаха».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на это ответил:

«Если бы ты поступил иначе, тебя коснулся бы огонь».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев осла с клеймом на морде, сказал:

«Пусть Аллах проклянет того, кто поставил клеймо на него».

В другом хадисе говорится:

«Человек, преднамеренно убивший другого, чьё убийство запрещено, кроме того, что по праву, не попадет в рай, хотя его запах будет чувствоваться с расстояния в сто пятьдесят лет».

Источник

Зульм

Зульм (араб. ظُلْمٌ ) — несправедливость, притеснение, угнетение, тирания, беззаконие. Человек, творящий несправедливость — залим. Зульм в исламе является запрещенным деянием и может быть, как прегрешением, так и тяжким грехом в зависимости от степени его совершения.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَمَا رَبُّكَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ

«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (сура Разъяснены:46).

Второй перевод слова «зульм» — «темнота» и также упоминается в Коране в таком значении:

اللَّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَالَّذِينَ كَفَرُوا أَوْلِيَاؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Аллах — покровитель тех, кто уверовал. Он ведёт их от мрака к свету. Покровители же неверующих — идолы, которые ведут их от света к мраку. Они — обитатели адского огня и там пребудут вечно» (Cура аль-Бакара: 257).

Последствия

Зульм может привести к большим негативным последствиям как самого причиняющего зульм, так и общества в целом, если оно не выступает против несправедливости, в Коране Всевышний Аллах предостерегает людей от последствий несправедливости:

وَٱتَّقُواْ فِتْنَةًۭ لَّا تُصِيبَنَّ ٱلَّذِينَ ظَلَمُواْ مِنكُمْ خَآصَّةًۭ‌ۖ وَٱعْلَمُوٓاْ أَنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ

«Бойтесь искушения, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (сура Аль-Анфаль, аят 25).

Виды зульма

Несправедливость бывает трех видов:

Зульм в отношении прав Аллаха

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» (сура Лукман: 13).

Приобщение сотоварищей к Аллаху может быть прощено только после искреннего покаяния.

Несправедливостью по отношению к Господу, является обращение с дуа, не к Аллаху, поэтому мусульманину следует быть очень осторожным и обращаться с мольбой только к Аллаху:

وَلَا تَدْعُ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكَ وَلَا يَضُرُّكَ فَإِن فَعَلْتَ فَإِنَّكَ إِذًا مِّنَ الظَّالِمِينَ

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников» (сура Йунус, 106 аят).

Зульм по отношению к другим

Несправедливость, притеснения и беззаконие по отношению к другим является одним из самых опасных поступков, ведущих к очень серьезным последствиям как для притеснителя, так и для общества в целом.

Несправедливость по отношению к другим людям — зульм, может быть различных видов — это и использование имущества сироты в своих корыстных целях, забирать чужое имущество не по праву, лжесвидетельствовать против кого-либо, унижение других людей, и многое другое, даже помеха людям на дороге или задержка в выплате долга является также зульмом:

Поедание имущества сироты

Относится к большим грехам и приведет очень к плачевным последствиям для залима:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Сура Женщины:10).

Присвоение чужого имущества или земли

Абу Салама бин Абдуррахман сообщает, что среди его племени существовали некоторые разногласия среди людей. Когда он поведал об этом досточтимой Айше, мать всех правоверных сказала:

Зульм человека по отношению к себе

إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ النَّاسَ شَيْئًا وَلَكِنَّ النَّاسَ أَنفُسَهُمْ يَظْلِمُونَ

«Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе». (Сура Юнус: 44).

Воздаяние за несправедливость, проявленную при выполнении человеком своих обязанностей перед Аллахом, зависит от желания и мудрости Всемогущего Господа.

Отсрочка притеснителю

За несправедливость человек или джинн, и даже животное непременно получит справедливое воздаяние.

Абу Муса передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах предоставляет отсрочку притеснителю. Но Он когда схватит его, то не даст возможности убежать». Потом он прочитал такой священный аят:

وَكَذَلِكَ أَخْذُ رَبِّكَ إِذَا أَخَذَ الْقُرَى وَهِيَ ظَالِمَةٌ إِنَّ أَخْذَهُ أَلِيمٌ شَدِيدٌ

Источник

И спросит притесненный притеснителя…

Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть фото Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть картинку Что означает притеснение людей в исламе. Картинка про Что означает притеснение людей в исламе. Фото Что означает притеснение людей в исламе

Все притеснения наказуемы

Сегодня ни для кого не секрет, что всё как в кривом зеркале перевернулось, перемешалось. Нравы настолько исказились, что порицаемое, запретное стало обыденным и привычным делом. Никого сегодня не удивишь вестью о убийстве. Что говорить, когда таких преступников считают авторитетами. Дети уже со школьного возраста знают, кто такой вор в законе, но у них к этому преступнику даже некая симпатия. Некоторые даже возводят таких в кумиры, стараются быть похожими на них, унижая и избивая своих уже со школьной скамьи. А задайтесь себе вопросом, кем станет такой ученик? Ну, уж точно могу сказать, не гордостью Дагестана, который бы пополнил ряды настоящих горцев. Таким образом дети привыкают к насилию и принуждению.

Родители же на это смотрят положительно, даже гордятся своими детьми. Но к чему мы идём, воспитывая такое общество? Мы идём к погибели, мы роем яму, в которую сами и попадём. Ведь Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : إِيَّاكُمْ وَالظُّلْمَ ، فَإِنَّ الظُّلْمَ هُوَ الظُّلُمَاتُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

В другом хадисе говорится:

Уважаемые братья (обращение именно к мужской половине, так как именно с их стороны и проявляется это насилие), посмотрите, что говорит Всевышний в Священном Коране о угнетении и притеснении:

وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا( سورة الكهف49)

Смысл: «Твой Господь никого не притесняет»

وَمَا أَنَا بِظَلَّامٍ لِلْعَبِيدِ(سورة ق29)

Смысл: «Я не делаю притеснения рабам».

وَتِلْكَ الْقُرَى أَهْلَكْنَاهُمْ لَمَّا ظَلَمُوا (سورة الكهف 59)

Смысл: «А те сёла Мы уничтожили, когда они стали притеснять».

В другом аяте Аллах говорит:

فَتِلْكَ بُيُوتُهُمْ خَاوِيَةً بِمَا ظَلَمُوا( سورة النمل 52)

Смысл: «Их дома пустынны за то, что притесняли».

وَلَا تَحْسَبَنَّ اللَّهَ غَافِلًا عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الْأَبْصَارُ ) سورة إبراهيم (42

Смысл: «Не считайте Всевышнего не знающим о том, что творят залимы (притеснители). Он им откладывает наказание до того дня, в который выпучиваются глаза от страха».

Мусульмане, обратите на это угрожающее предостережение! Опомнитесь, ведь это обращение не вышестоящего начальства, это повеление и угроза со стороны нашего Творца. Ну разве можно быть настолько беспечными и беззаботными? До каких пор мы собираемся пользоваться благами, дарованными нам Всевышним и отвечать Ему неблагодарностью, проявляя ослушание? Разве не настало время опомниться, раскаяться в содеянном?

Знайте, что грех притеснения так опасен, что Всевышний не прощает его, пока не простит тот, права которого вы ущемили. Поэтому даже если всё таки вы притеснили кого-нибудь и решили раскаяться и выбрать путь Всевышнего, оставляя послушание дьяволу, то вы должны знать, что за те притеснения нам всё равно придётся отвечать в Судный день, если вас не простил притеснённый.

Подумайте над тем, что сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям): «В Судный день воскресят рогатого и безрогого барана, и тому безрогому Аллах даст рога, чтобы он забадал того, рогатого, за то, что он забадал его, безрогого на этом свете».

Если Всевышний воскресит баранов только лишь для того, чтобы один отомстил другому, а потом обратно умертвить, то как же будет обстоять дела с людьми, созданными для вечности? Поэтому, дорогие братья и сёстры, нам следует бояться этого Дня, Дня, когда не принесут никакой пользы ваши деньги, когда останетесь только вы и притеснённый вами.

А притеснения подразделяются на три категории, как сообщается в благородном хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям):

Третья степень притеснения… как она серьёзна, тяжка и трудна! О ней Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто притеснил своего брата, опорочив его честь или ещё как-то, пусть попросит прощения у него сегодня же, до того, как наступит день, когда не будет ни динара (золотой монеты), ни дирхама (серебряной монеты). По мере его притеснения заберут у него его благие поступки. Если не будет у него хороших деяний, то переведут на него плохие деяния того, кого он притеснил».

В другом хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится, что притеснённые будут стоять у моста Сырат, и ожидать своего притеснителя. И за те притеснения они будут забирать у своего обидчика хорошие деяния (в тот День уже не откупитесь зелёными бумажками, сколько бы их не было). Когда же хорошие деяния заканчиваются, а притеснённые остаются, то на него будут передавать злодеяния притеснённых и таким образом человек может придти в Судный день с горами хороших деяний, а в итоге остаться с горами грехов. И такого человека Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) имел ввиду, когда спросил своих сподвижников: «Вы знаете, кто является банкротом?». На этот вопрос сподвижники ответили, что банкротом является тот, у кого нет денег, дома и т.д. На что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Нет, банкротом является тот человек, который в Судный день придёт с горами хороших деяний, но в итоге останется с горами плохих деяний, которые притесненные перевалят на него. Именно это человек является банкротом».

Так бойтесь же притеснять кого-либо, если не хотите оказаться банкротами в Судный день. Нет ничего тяжелее того, когда в Судный день ты лишаешься того, что является единственным твоим спасением.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) также сказал: «Всевышний говорит: «Клянусь Моим величием, Я непременно накажу притеснителя, как на этом свете, так и на Том».

Имам аль-Газали рассказывает. Некий человек занимался рыболовством. И в один из дней в его сеть попалась большая рыба. Рыболов обрадовался и направился с ней на базар, чтобы продать, для того, чтобы хоть что-нибудь купить своей семье. По пути ему встретился человек, который спросил, не продаёт ли он эту рыбу. На что рыболов ответил отрицательно. Разозлившись, тот человек ударил его и забрал рыбу. Тогда рыболов поднял руки к небу и воззвал к Аллаху: «О Аллах, ты создал меня бедным и слабым, а его ни в чём не нуждающимся и сильным. О Аллах, я прошу у Тебя моё, возьми с него на этом же свете, я не могу терпеть, дожидаясь возмездия на Том свете». Притеснитель с рыбой направился домой, отдал к жене, велев ей быстро её пожарить. Жена всё сделала как нужно и жареную рыбу поставила перед мужем. Когда его пальцы дотронулись до рыбьей пасти, она укусила его. Началась сильная боль в пальце. И от этой боли ему пришлось обратиться к врачу. Врач сказал, что необходимо срочно отрезать палец, а не то боль перейдёт на всё тело. Палец отрезали. Но боль не уходила, она перешла на ладонь. Пошли к врачу, он же сказал, что нужно немедленно отрезать ладонь, а не то боль перейдёт на локоть. Но после этого боль перешла и на локоть. Врач сказал, что нужно отрезать руку, не то боль перейдёт и дальше. Тогда человек, испугавшись, убежал прочь от врача, куда глаза глядят, обращаясь ко Всевышнему и прося у Него помощи. Дойдя до дерева и оперевшись об него, он заснул и во сне увидел человека, который ему сказал: «Эй бедняга, до каких пор ты будешь резать руку? Иди, проси прощения у того рыбака». Проснувшись, он вспомнил рыбака, которого обидел. Направившись обратно в город, он начал искать того рыбака. Найдя его, он упал на колени и стал просить прощения. И после того, как тот рыбак простил его, боль прекратилась.

Поэтому в хадисе Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) говорится: «Остерегайтесь мольбы (дуа) притеснённого, поистине между ним и Всевышним нет преграды (т.е. Всевышний сразу отвечает на мольбу притеснённого)».

Уважаемые братья, разве не настало время для раскаяния? Сколько можно пользоваться благами Всевышнего и в то же время ослушаться его? Неужели вам дороже подчинение шайтану, нежели повиновение Владыке всего сущего? Поэтому, пока не поздно, осознайте греховность насилия и притеснения, вернитесь от дьявола к Всевышнему. Да поможет вам Аллах! Амин.

Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть фото Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть картинку Что означает притеснение людей в исламе. Картинка про Что означает притеснение людей в исламе. Фото Что означает притеснение людей в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

О тех, кто потворствует несправедливости

Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть фото Что означает притеснение людей в исламе. Смотреть картинку Что означает притеснение людей в исламе. Картинка про Что означает притеснение людей в исламе. Фото Что означает притеснение людей в исламе

В «Сахихе» Муслима (1854) приводится рассказ Умм Салямы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

إنَّه يُسْتَعْمَلُ علَيْكُم أُمَراءُ، فَتَعْرِفُونَ وتُنْكِرُونَ، فمَن كَرِهَ فقَدْ بَرِئَ، ومَن أنْكَرَ فقَدْ سَلِمَ، ولَكِنْ مَن رَضِيَ وتابَعَ.

«Вами будут править эмиры, и вы будете одобрять одни их деяния и не одобрять другие, и тот, кому их [злодеяния] будут ненавистны, не будет причастен к ним, и тот, кто будет порицать их, спасётся, а тот, кто одобрит их и последует за ними, [погибнет]».

Коран предостерегает не только тех, кто сам творит несправедливость, но и тех, кто закрывает на неё глаза. Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит его рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, тогда в сердце, и это — самое слабое проявление веры» [Муслим 49]. То есть ощутить неприязнь к злодейству в сердце — это самая слабая степень веры в том случае, если человек может остановить его рукой или словами. Но не каждый верующий имеет такую возможность, и не всегда подобное вмешательство приносит пользу. Хорошо, если у тебя достаточно власти, силы и влияния, чтобы помешать несправедливости, а если нет, то может случиться, что твоё вмешательство только умножит зло и навредит тому, за кого ты заступился, и тебе самому. Но что происходит в твоём сердце, когда ты видишь несправедливость?

Но ещё хуже, если человек попустительствует злодеяниям из-за корысти или близости к тем, кто их совершает. Он пользуется своим положением для того, чтобы приумножать своё богатство, и, возможно, принимает подарки за то, что устраивает дела для других людей. Возможно, он считает, что помогает людям и получает вознаграждение за услугу, о которой его просили. Но ведь Аллах призывает нас самих быть справедливыми и отстаивать и защищать правду ради Него, а не ради тленных мирских благ.

Как-то раз Масрук, один из авторитетнейших табиев и ученик Абдаллаха ибн Масуда, заступился за какого-то человека, и тот подарил ему рабыню. Тогда Масрук сильно рассердился и сказал: «Если бы я знал, что ты поступишь так, то не стал бы помогать тебе, и я больше не буду просить за тебя. Я слышал, как Ибн Масуд сказал: «Кто ходатайствует для того, чтобы вернуть человеку полагающееся ему или защитить его от несправедливости, а потом принимает подарок, который ему преподносят, тот поедает запретное». Ему сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы считали, что это относится к взятке, которую берут за вынесение решения». Он ответил: «Брать взятку за вынесение решения — это неверие, как сказал об этом Всевышний: «Те же, которые не судят по тому, что ниспослал Аллах, суть неверующие» (сура 5 «Трапеза», аят 44) [Табари 8/432-433, Саид ибн Мансур 741]. В таком же духе высказался Умар ибн аль-Хаттаб, когда его спросили, относится ли взятка, полученная судьёй, к пожиранию запретного. Он сказал: «Нет, это — неверие, а пожирание запретного — это когда человек обладает положением и влиянием при правителе и не помогает людям удовлетворять их нужды, пока они не поднесут ему подарок» [Шарх адаб аль-кади 2/35].

Упомянутое здесь неверие не выводит человека из ислама, если только он не отрицает положение Шариата и не считает какое-то другое решение более правильным. Само по себе вынесение решения не по тому, что ниспослал Аллах, не подобно неверию в Аллаха, Его ангелов, Его Писания или Его посланников, о чём есть высказывания Ибн Аббаса, Аты ибн Абу Рабаха, Тавуса и других ранних комментаторов [Табари 8/464-466]. Тем не менее это — большой грех, и верующий должен препятствовать ему по мере своих сил и оставаться совершенно непричастным к нему.

Саид ибн аль-Мусайяб сказал: «При виде тех, кто помогает несправедливым, порицайте их в сердце, чтобы ваши праведные дела не стали тщетными». То есть, если вы опасаетесь их и не можете открыто удержать их от таких деяний, то непременно порицайте их в сердце. Не обольщайтесь их положением и возможностями и ни в коем случае не желайте оказаться на их месте, а не то ваши праведные дела станут тщетными и не принесут вам пользы. Другой выдающийся таби Макхуль сказал: «В день воскрешения будет сказано: «Где совершавшие несправедливости и их помощники? И не оставят даже тех, кто подавал им чернила, наполнял их чернильницы, точил для них перья или выполнял ещё меньшие обязанности — всех их соберут вместе с теми, кто вершил несправедливости, в огненном табуте, а потом бросят в геенну». Также сообщается, что как-то раз к Суфьяну ас-Саури пришёл портной и сказал: «Я шью одежду для [нашего] правителя. Отношусь ли я к тем, кто помогает несправедливым?» Он сказал: «Ты и есть один из несправедливых, а помогает несправедливым тот, кто продаёт тебе иголки и нити» [Кабаир, с. 112].

Праведные предшественники предостерегали от близости к власть имущим, потому что рядом с ними трудно говорить правду, сторониться грехов и воздерживаться от соблазнов. Али ибн Абу Талиб говорил: «Остерегайтесь дверей султана» [Шуаб аль-иман 8962]. А Ибн Масуд сказал: «Поистине, перед дверьми султанов таится опасность, как перед загоном с [паршивыми] верблюдами. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, сколько мирских благ вы приобретаете у них, столько же вашей религии они отнимают у вас» [Абд ар-Раззак 20644, Узля, с. 228].

Передают со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто живёт в пустыне, тот становится грубым и чёрствым, кто увлекается охотой, тот становится небрежным, а кто заходит к власть имущим, тот подвергается искушениям» [Абу Давуд 2859, ат-Тирмизи 2256, ан-Насаи 4309, Ахмад 3362]. А в другой версии хадиса, переданной со слов Абу Хурайры, говорится: «Кто проводит много времени при правителе, тот подвергается искушениям, и чем ближе раб Аллаха к правителю, тем дальше он от Аллаха» [Абу Давуд 2860, Ахмад 9683].

Опасаясь соблазнов и тяжелейшей ответственности, многие имамы отказывались от должности кадия, даже когда их подвергали телесным наказаниям или заточали в тюрьму. Другим приходилось уезжать из страны, чтобы избежать назначения на государственную службу или наказания. Имама Абу Ханифу бичевали розгами в течение нескольких дней за то, что он отказывался занять хоть какую-нибудь должность при дворе Абу Джафара аль-Мансура, и говорят, что он был отравлен после этого [Абу Ханифа, с. 58].

Рассказывают также, что аль-Касим ибн Сабит аль-Ауфи, известный в своё время учёный из Сарагосы, тоже не соглашался занять должность кадия, а когда его отец стал настаивать, он попросил три дня для того, чтобы обдумать своё решение и обратиться с истихарой к Аллаху. Не прошло и трёх дней, как аль-Касим умер, и люди говорили, что Аллах забрал его душу из-за его мольбы [Ибн аль-Фаради 1/606].

Нужно отметить, что Юсуф попросил назначить его управляющим хранилищами или казной уже после того, как царь приблизил его к себе. Ведение общественных или государственных дел — это ответственность перед Аллахом и перед людьми, и справиться с ней удаётся лишь тому, кто обладает необходимыми знаниями и умениями и заслуживает доверия, кому Аллах оказывает милость и поддержку. Как-то раз Абу Зарр попросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, назначить его на какую-нибудь должность. Абу Зарр, один из первых мусульман, прошёл через большие испытания и был человеком набожным, но у него не было качеств, необходимых для управления людьми или распоряжения общественным имуществом. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил ему: «О Абу Зарр, ты слаб, а это — ответственность, и в день воскрешения она обернётся позором и сожалением для всех, кроме тех, кто получил её по праву и справился со своими обязанностями» [Муслим 1825].

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вообще не назначал на должности тех, кто стремился к этому. Однажды Абу Муса аль-Ашари пришёл к нему в сопровождении двух людей, которые попросили назначить их куда-нибудь. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отказал им и сказал: «Поистине, мы не поручаем такие дела ни тем, кто просит об этом, ни тем, кто стремится к этому» [Бухари 7149, Муслим 1733]. А в другом хадисе сообщается, что он сказал Абд ар-Рахману ибн Самуре: «О Абд ар-Рахман, не проси власти, ибо если ты получишь её, попросив о ней, то будешь предоставлен в ней самому себе, а если она будет дана тебе без просьб с твоей стороны, то тебе будет оказана помощь» [Бухари 7146, Муслим 1652].

Для человека верующего управлять делами людей — значит нести за них ответственность, думать и заботиться о них прежде, чем о себе самом и своей семье, поступать справедливо и принимать правильные решения. От этой ответственности сбегали богобоязненные имамы, многие из которых считали, что они не справятся с ней. Но были и другие, которые выполняли свои обязанности верой и правдой. Они были и есть, и их старания приносят огромную пользу тем, кто находится у них в подчинении или зависит от них. И как же велика их награда у Аллаха!

Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, справедливые [будут восседать] перед Аллахом на минбарах из света. Это те, которые были справедливы в своих решениях, по отношению к своим семьям и всему, чем они управляли» [Муслим 1827]. И ближе всех их к Всемогущему Господу, по одесную Его, будут справедливые правители. И те, кто помогал им в благих делах, кто давал им правильные советы и удерживал их от ошибок, и даже те, кто молился за них и отзывался о них почтительно, не окажутся в убытке. Как сказал об этом Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Кто оказывает почтение тому, кого Аллах наделил властью, тому Аллах окажет почести в день воскрешения» [Сильсиля сахиха 2297].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *