Что означает развитой язык

развитый язык

Смотреть что такое «развитый язык» в других словарях:

Язык или диалект? — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Государственный язык — Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Язык государственно административных текстов, законов,… … Словарь социолингвистических терминов

Доминирующий язык — Язык, используемый с максимальной функциональной нагрузкой в большинстве сфер общения по сравнению с другими языками, входящими в данную социально коммуникативную систему в территориальном или государственном образовании. Доминирующим, как… … Словарь социолингвистических терминов

Проблема «язык или диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определённой разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 1.1 Соотношение языка и диалекта … Википедия

Проблема «язык — диалект» — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Проблема язык или диалект — Проблема «язык или диалект» проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии … Википедия

Проблема «язык или диалект» — проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Суть проблемы Вопрос, является некоторая языковая разновидность (идиом) языком или диалектом, относится к одной из … Википедия

Дополнительный язык — Язык, используемый наряду с доминирующим языком в социально коммуникативной системе, являющийся одним из компонентов такой системы. Как правило, Д.я. это язык менее развитый в функциональном отношении по сравнению с доминирующим языком, часто… … Словарь социолингвистических терминов

Источник

Значение слова «развитой»

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. [Ася] была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Тургенев, Ася. [Кондратьев], как всякий с детства приученный к работе, с развитыми мускулами человек, легко и много и ловко мог работать. Л. Толстой, Воскресение.

2. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. Развитой социализм. Развитая промышленность.

3. Духовно зрелый, просвещенный, культурный, обладающий широким кругозором. Агитатор должен быть развитым человеком. Ему надо много читать и много над собой работать. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В связи с культурной реконструкцией всюду чувствовался острый недостаток в развитых и способных работниках, Леонов, Скутаревский.

4. только кратк. ф. Распространенный, часто встречающийся. В училище нюханье табаку было развито в высшей степени. Помяловский, Очерки бурсы. — Не знал я, что в Хакасской области уголь, — удивился кудрявый. — Я думал, там скотоводство развито! Николаева, Жатва.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РАЗВИТО’Й, а́я, о́е; ра́звит, ита́, ра́звито́. 1. Значительных размеров, достигший высокой степени развития, разросшийся. Развитая промышленность. Грудные мускулы ра́звиты до предела. Шолохов. 2. Духовно зрелый, просвещенный и культурный, обладающий развитием (в 4 знач.). Очень р. юноша. Политически р. человек. Их дети очень ра́звиты́. 3. только кратк. формы. Распространенный, часто встречающийся. В капиталистических городах развита проституция.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

развито́й

1. достигший высокой степени физического развития, созревший, окрепший, (реже) значительных размеров

2. духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором

3. достигший высокого уровня в процессе роста и совершенствования, высокой стадии развития

4. только кратк. ф. распространённый, часто встречающийся

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: надзорный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Волжский класс

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Боковая колонка

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 4, с. 5

4. Рáзвитый, развитóй, разви́тый — это три разных слова или варианты произношения одного? Проверьте себя по словарям.

Найдём значение слова развитóй.

Словарь А. П. Евгеньевой: 1. Достигший полного физического развития, созревший, окрепший. 2. Достигший высокого уров­ня, высокой стадии развития. 3. Духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором.

Словарь С. И. Ожегова: 1. Достигший высокой степени разви­тия. 2. Духовно зрелый, просвещённый и культурный.

Слово раз­витóй по отношению к языку употреблено в значении: «Достигший высокого уровня, высокой стадии развития «(по А. П. Евгеньевой); «достигший высокой степени развития» (по С. И. Ожегову).

Найдём значение слова рáзвитый.

Рáзвитый — доведённый до высокого уровня, высокой стадии развития в результате чьего-либо влияния.

Найдём значение слова разви́тый.

Разви́тый — раскрученный, расплетённый (о том, что ранее было свито, закручено).

Источник

Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой языкЧто означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык
Тема: Русский язык один из развитых языков мира

Цели урока: показать роль русского языка в современном мире, его место и значение как государственного и одного из мировых языков; развитие словарного запаса учащихся; воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры.

Оборудование: карточки, ТСО.

Работа по теме урока.

– Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка.

Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка.

1. Игра «Кто быстрее?»

Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение.

– Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?»

– Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке.

– В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Что изучает фонетика?

Задания, представленные для обсуждения находится в каждом столе:

Морфемика и словообразование (работа с карточками)

Что изучают морфемика и словообразование?

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

О т в е т ы : 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар.

Морфология и синтаксис (работа с карточками)

Что изучает морфология? Синтаксис?

I. Найдите «3-е лишнее»:

а) существительное, подлежащее, прилагательное;

б) глагол, обстоятельство, сказуемое;

в) дополнение, определение, существительное.

3. Выполнение упражнения 1 (письменно)

4. Выполнение упражнения 3 (письменно)

– Почему русский язык – один из развитых языков мира?

– Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык?

Домашнее задание: выучить наизусть высказывания о языке.

Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки.

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки

Что означает развитой язык. Смотреть фото Что означает развитой язык. Смотреть картинку Что означает развитой язык. Картинка про Что означает развитой язык. Фото Что означает развитой язык

Тема: Фонетика и графика

Цели урока: систематизировать и совершенствовать знания учащихся по фонетике, графике; формировать умение применять знания о фонетике при написании орфограмм; совершенствовать умения применять полученные знания в практической деятельности; воспитывать личность, способную на самостоятельную деятельность.

А) Проверка домашнего задания

Б) Творческий диктант. Сделать фонетический разбор слова туча.

Туча, очки, телефон, лыжи, парашют, бабочка.

Объяснение нового материала.

– Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль:

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно.

(Выделенные буквы – ударные.)

– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт:

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й]?

Задание 1. Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?

– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).

Задание 2. Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: к од – г од.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка.

Упражнение 5 (письменно).

Упражнение 6 (письменно)

– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика?

Цели урока: повторить части речи; развитие речевой и мыслительной деятельности; воспитывать уважение к родной земле.

1.Проверка домашнего задания.

2.Словарный диктант (указать звуки и буквы)

Звон, писать, ясно, ряска, солнце, рожь, живот, моль, юбка, юла, йод, мол.

1. Работа с предложением.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

– Сделайте разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?

– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи. Для этого к нам пришел гость Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, да забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места.

Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль.

Упражнение 15 (письменно)

1. Работа с сигнальными карточками.

У каждого учащегося две карточки: одна – красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.

1. Прилагательное обозначает предмет.

2. Глагол обозначает действие.

3. Существительные служат для связи слов в предложении.

4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.

5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.

6. Глагол изменяется по падежам.

Домашнее задание: упражнение 13, выучить наизусть стихотворение.

Источник

«Русский язык — один из развитых языков мира»

Русский язык – один из развитых языков мира.

Класс: 6-й (общеобразовательный).

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.

Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина «Русский язык».

Оформление доски:

Русский язык – один из развитых языков мира.

(Эпиграф выведен через кодоскоп)

Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.

(Этот эпиграф закрыт в начале урока)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

I. Слово учителя

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.)

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

(Материал для учителя.)

Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: » Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

II. Беседа по притчи

– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)

– В каком значении употребляется слово «язык» в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

III. Повторение за 5 класс

– Как называются такие слова? (Омонимы)

– А как называются слова дрянное и прекрасное, встречающиеся в тексте? (Антонимы)

– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)

– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)

IV. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.

Русский язык – один из развитых языков мира.

1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)

– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)

– Составьте предложения с этими словосочетаниями.

2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.

V. Закрепление

– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина «Русский язык» и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

– Что значит многолик? (В русском языке одно понятие можно выразить разными словами, которые являются синонимами. Ни в каком другом языке нет омонимов. В русском языке есть слова, чтобы выразить любую мысль, поделиться радостью, рассказать о несчастье. Это говорит о лексическом богатстве. В русском языке есть 10 самостоятельных частей речи, которые различаются грамматическими признаками. Русский язык отличается богатством синтаксических конструкций.)

Задание по рядам:

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой. Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)

– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.

– Что значит выражение язык живуч? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава. Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

VI. Итоги урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.

VII. Домашнее задание

Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *