Что означает рекомендательный характер
Обязательны ли для исполнения рекомендации Роспотребнадзора?
Какой статус имеют рекомендации Роспотребнадзора
Рекомендации Роспотребнадзора — это документы, предписывающие организации или индивидуальному предпринимателю действовать определенным образом.
В письме Роспотребнадзора «О штрафах…» от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 указано, что рекомендации не имеют статуса нормативного правового акта, не содержат норм права и не устанавливают, не отменяют и не изменяют прав и обязанностей предпринимателей и юридических лиц.
Являются ли рекомендации Роспотребнадзора обязательными для исполнения
Рекомендации носят необязательный характер.
Организациям предоставлена полная свобода действий — можно следовать подсказкам ведомства, а можно игнорировать их. Обратите внимание, что рекомендации Роспотребнадзора позволяют разработать собственную стратегию развития в определенных ситуациях. Например, их можно применять при подготовке мероприятий по защите от распространения коронавирусной инфекции. Руководствоваться можно как полным пакетом рекомендаций, так и отдельной его частью — закон этого не запрещает.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19). Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Последствия несоблюдения рекомендаций
Негативных последствий для бизнеса в виде штрафов или санкций отказ от применения рекомендаций не повлечет. Однако рекомендации полезны, следовать им желательно.
ВАЖНО! Рекомендации Роспотребнадзора стоит отличать от санитарно-эпидемиологических правил, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями. За несоблюдение установленных требований ИП или юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Итоги
Рекомендации Роспотребнадзора необязательны, никакой ответственности за их несоблюдение законодатель не предусматривает. Рекомендации созданы, чтобы помочь бизнесу и защитить компании, их работников и клиентов от различных факторов, например распространения коронавирусной инфекции.
Ответы на вопросы, заданные в рамках проведения публичных обсуждений правоприменительной практики
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области публикует ответы на вопросы, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений правоприменительной практики за II квартал 2018 года (19.07.2018 г.).
Вопрос 1: Постановление главного государственного санитарного врача РФ по энтеровирусной инфекции в 2017 году носило рекомендательный характер, Управление вынесло распоряжение запретительного характера. Как вы можете это прокомментировать?
Ответ: В соответствии с положениями ст. 51. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются в том числе следующими полномочиями:
— при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях.
— при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о введении ограничительных мероприятий в организациях и на объектах.
Ответ: Государственные органы, уполномоченные на проведение контроля и надзора в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, которое предусматривает общие правила привлечения к ответственности, таковые правила исключают возможность принятия мер «предупредительного характера» в ряде случаев, а именно: в отношении лиц, которые не являются представителями «малого или среднего бизнеса» и (или) уже привлекались к ответственности, и (или) совершенное правонарушение повлекло или может повлечь вред жизни, здоровью граждан. В своей деятельности Управление в строгом соответствии с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) применяет меры ответственности, с учетом положений ст.ст. 4.1.1, 3.4 КоАП РФ. В частности, около 10% рассмотренных в первом полугодии 2018 года административных дел закончились вынесением меры ответственности в виде предупреждения.
Вопрос 3: Хотела бы обратить внимание на деятельность предпринимателей без лицензии. Мне кажется, активно нужно работать в этом направлении, т.к. здесь и отсутствие нормальной конкуренции, некачественно оказанные услуги, дестабилизация рынка услуг. Может быть с общественностью найти взаимодействие по выявлению? Здесь мера должна быть карательной.
Ответ: Управление не может не согласиться с необходимостью пресечения правонарушений, связанных с нарушением требований законодательства о лицензировании, однако Управление, равно как и иные государственные органы имеет определенные законом ограничения при осуществлении контроля. В частности, в соответствии с Положением, деятельность Управления ограничена правом на проверку осуществления подлежащей лицензированию деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, если указанные источники используются не в рамках медицинской деятельности, а также в отношении лиц, осуществляющих работу с микроорганизмами 3-4 группы патогенности (лаборатории), также вне рамок медицинской деятельности. В указанной сфере ведется плановая работа, кроме того, в случае, если при проведении надзорной деятельности самостоятельно выявляются признаки нарушения лицензионного законодательства, например, оказание медицинских услуг или реализация алкогольной продукции без соответствующей лицензии, материалы, подтверждающие выявленные нарушения, направляются Управлением в соответствующие надзорные органы и (или) прокуратуру.
Вопрос 4: Доктора устраиваются в медицинские центры и параллельно ведут частную практику. Если пациент обращается с жалобой, отвечать приходится юридическому лицу. Может ввести ограничение по получению лицензии? Мелким организациям сложно соблюсти требования. Может ужесточить требования?
Ответ: В случае, когда вред причиняется работником юридического лица (в пределах исполнения трудовых обязанностей) в соответствии с положениями ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Введение и или изменение условий лицензирования выходит за пределы компетенции Управления, которое не обладает правом законодательной инициативы, в связи с чем с вопросом об изменении условий лицензирования определенных видов деятельности Вы вправе обратиться к представителям представительной и (или) законодательной власти (депутатам различных уровней).
Имеют ли юридическую силу письма Минтруда РФ, и являются ли они нормативными актами?
А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон
Вопрос
Какую юридическую силу имеют письма Минтруда РФ, являются ли они нормативными актами?
Ответ
Письма Минтруда РФ носят рекомендательный характер и не являются нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. При рассмотрении того или иного вопроса письма Минтруда РФ можно использовать только как подтверждение правовой позиции.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.
Обоснование
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 24.07.2020) утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также – Положение).
Согласно пункту 1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В пункте 5.2 Положения перечислен перечень нормативных правовых актов, принимаемых Минтрудом РФ в пределах своей компетенции. При этом в указанном перечне не поименованы письма Минтруда РФ.
Тем не менее, в силу пункта 5.16 Минтруд РФ дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для определения являются ли письма Минтруда РФ нормативными актами и какую они имеют юридическую силу, необходимо обратиться к основным признакам нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Следовательно, в отсутствие официального опубликования документ, издаваемый федеральным органом исполнительной власти, не может быть признан нормативным актом.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (далее также – Правила).
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений (пункт 2 Правил).
Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Помимо указанного следует учитывать правовые позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 25.12.2018 N 50 (далее также Постановление № 50).
В пункте 2 Постановления № 50 указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (п. 3 Постановления № 50).
Таким образом, письма Минтруда РФ не отвечают признакам нормативных правовых актов, носят исключительно рекомендательный характер в части обеспечения соблюдения законодательства о труде.
Однако следует принимать во внимание, что на практике должностные лица государственных инспекций труда в своей деятельности руководствуются разъяснениями министерств и ведомств, в том числе и содержащихся в письмах Минтруда РФ.
А. А. Алешин
автор ответа, консультант Аскон
Правительство Амурской области
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендации по определению нормативности правовых актов
Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.
При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).
В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
К нормативным правовым актам могут относиться:
1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)
2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);
3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);
4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);
5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).
Таким образом, для Регистра не представляются:
1) индивидуальные акты;
2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;
4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;
7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;
10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
11) акты рекомендательного характера;
12) акты хозяйственно-распорядительного характера:
13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,
14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,
15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,
16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
К ненормативным правовым актам могут относиться:
1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);
2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);
3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);
4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);
5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);
6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);
7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).
Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.
В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:
о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
о выделении, возврате бюджетных средств;
о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
об установлении лимитов;
о выполнении функции муниципального заказчика;
о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.
В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности:
об условиях приватизации муниципального имущества;
о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
об утверждении реестра муниципального имущества;
о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
о принятии имущества в муниципальную собственность;
об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
о безвозмездной передаче муниципального имущества;
о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
о размещении муниципального заказа;
о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В сфере земельных правоотношений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об утверждении границ земельного участка;
о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
о разделении (объединении) земельного участка;
о расторжении договора аренды земельного участка;
о прекращении права на земельный участок.
В сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В сфере жилищных правоотношений:
о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
о переводе жилых помещений в нежилые.
В сфере социальной политики:
об установлении опеки и попечительства;
о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
о создании приемной семьи;
о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
о награждении поощрительными грантами;
о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.
В сфере трудовых правоотношений:
об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
о предоставлении отпусков конкретным лицам;
о командировании конкретного лица;
о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
об установлении персональной надбавки;
об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
о проведении аттестации;
о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
об утверждении штатного расписания.
В сфере управления:
об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
о плане работы органа местного самоуправления;
о персональном составе рабочих групп и комиссий;
об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
о разовых поручениях;
о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
о созыве совещаний, конференций, съездов.
Также не включаются в Регистр муниципальные акты:
отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание
которых сводится к извещению об актах других органов);
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
иные муниципальные акты ненормативного характера.