Что означает резидент банка
Кто такой резидент и нерезидент: понятия и основные отличия
Кто такой резидент и нерезидент? Чем они отличаются? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Эти понятия весьма актуальны во многих денежных сферах, к примеру, в банковском сервисе, при выплате налогов, оформлении наследства, выводе средств за рубеж и в иных случаях. Поэтому очень важно четко осознать, кто такой резидент и нерезидент, и чем они разнятся.
Типичная ошибка
Обычно рядовой человек, далекий от монетарных вопросов, услышав понятия «нерезиденты» и «резиденты», полагает, что первые – это иностранцы, а вторые являются гражданами страны. Так вот, это серьезная ошибка!
В действительности, понятие резидентства имеет специфичную связь с концепцией гражданства, но при этом есть и значительные отличия. То есть нерезидент – это не обязательно иностранец, а резидент – это не всегда гражданин страны.
Эти определения даются в законотворческих актах каждой державы, и могут иметь установленные отличия для разных стран. В России, к примеру, эти понятия отличаются даже внутри страны. Так, при исполнении валютного надзора действуют одни эпитеты, а при налоговой поверке – иные. Эти определения могут трансформироваться путем внесения надлежащих изменений в законотворческую базу. Поэтому всегда необходимо для верности читать законы с финальными внесенными модификациями.
Главные отличия
Резидент и нерезидент (resident and non-resident) – это юрлица и физлица, разнящиеся между собой в следующем:
Кто такой резидент?
Немногие знают, кто такой резидент и нерезидент. Первое понятие трактуется так:
Значение слова
Слово «резидент» является заимствованным. Первая его часть (приставка re-), в переводе с латыни, означает «снова, вернуться назад, еще раз». Второй сегмент слова sedere трактуется как «рассаживать, усаживать». В итоге слово «резидент» знаменует: «тот, кто находится на месте, беспрестанно сидит».
Так же называют уполномоченного тайной разведки, руководителя всей агентурной сети. Данная ценность слова в сознании людей укоренилось после просмотра кинолент «Судьба резидента» и «Ошибка резидента». Говоря иными словами, это старший шпион.
Кто такой нерезидент?
Так кто такой нерезидент? О резиденте пояснения представлены выше. Итак, нерезидент:
Представители
Изучив все законодательство и литературу, к числу резидентов можно отнести и таких субъектов:
Права представителей
Права резидентов РФ закреплены статьями 14 и 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:
Нерезидент в России
Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:
Права нерезидентов
Эти права закрепляет статья 24 ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании». К ним относятся:
Расчет резидентства
Для этого берется период в 12 месяцев, предшествующий дате получения прибыли. В нашем примере этот период начинается 10 мая 2017 года, а заканчивается 9 мая 2018 года. Далее нужно подсчитать число дней фактического нахождения физлица на землях РФ за это время.
При этом дни отъезда и дни въезда в РФ вводятся в дни фактического нахождения в стране. Между тем, период пребывания физлица в РФ не прекращается на периоды выезда за границы государства для скоротечного (менее 6 месяцев) врачевания или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Если же человек выезжает на каникулы, он не подпадает под эту статью и не включается в период пребывания физлица в РФ. В итоге, если дней пребывания физлица в стране набралось 183 и больше, то лицо именуют налоговым резидентом.
Отличия
Согласно валютному и налоговому законодательству РФ понятия «резидент» и «нерезидент» друг от друга отличаются. Причина в том, что валютное и налоговое законодательство РФ – это две разнородные отрасли права (статьи 72 и 71 Конституции РФ).
В соответствии с налоговыми законами нашей страны, гражданство и налоговое резидентство физлица между собой никак не связаны. Гражданин России может быть нерезидентом налоговым и наоборот – иностранец может быть налоговым представителем РФ.
Валютное право РФ вводит иные понятия «резидент» и «нерезидент». К примеру, согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федеративного закона «О валютном контроле и валютном регулировании» резидентами являются физлица – граждане РФ, за исключением:
А нерезидентами являются физлица, не являющиеся резидентами согласно подпунктов «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального канона «О валютном контроле и валютном регулировании» (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального положения «О валютном контроле и валютном регулировании»).
Такое отличие отражается на обязанностях и правах резидентов и нерезидентов при исполнении валютных операций. Фактически, в соответствии с канонами РФ, физлицо, являющееся гражданином иной страны, одновременно может быть налоговым резидентом РФ (проживает не менее 183 суток в течение 12 месяцев подряд) и валютным нерезидентом (иностранец, не владеющий видом на жительство в РФ). Отсюда и неодинаковые последствия в отношении валютных операций и налогов.
Что означает резидент банка
РКО всего за 1% от поступлений на счет
Все остальное для вас — бесплатно
Онлайн-кредит «Без бумаг | Оборотный»
До 10 млн ₽ на любые бизнес-цели
Программа обслуживания «Бизнес Старт»
Мы поможем вам вести бизнес и не переплачивать за РКО!
Торговый эквайринг за 1%
Фиксированная ставка по эквайрингу для любого бизнеса
Бизнес-карта в смартфоне за минуту. Кешбэк до 10%. Топливо с выгодой до 30%. Моментальный доступ к счету.
Торговый эквайринг за 1%
Фиксированная ставка по эквайрингу для любого бизнеса
РКО всего за 1% от поступлений на счет
Все остальное для вас — бесплатно
Торговый эквайринг за 1%
Фиксированная ставка по эквайрингу для любого бизнеса
Общие вопросы по применению ВЗ
Какие операции являются валютными?
Перечень валютных операций дан в статье 1 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютными операциями для резидента являются:
Приобретение резидентом у резидента иностранной валюты и внешних ценных бумаг, а также использование их в качестве средства платежа;
Приобретение резидентом у нерезидента, а также нерезидентом у резидента валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг, а также использование их в качестве средства платежа;
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валюты РФ, иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг;
Перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ и наоборот.
Кто такие нерезиденты?
Определение нерезидентов дано в статье 1 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Нерезидентами являются юридические лица, зарегистрированные по законодательству иностранных государств (в том числе их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ); физические лица, являющиеся иностранными гражданами и не имеющие вид на жительство в РФ; граждане РФ, постоянно проживающие в иностранных государствах.
В российских банках нерезидентам открываются счета следующие:
У юридических лиц — счет, начинающийся с 40807
У физических лиц — с 40820 или 426
Какие ценные бумаги являются внешними ценными бумагами с точки зрения валютного законодательства?
Определение внешних и внутренних ценных бумаг дано в статье 1 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Внутренними ценными бумагами являются:
Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ; Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним.
К какому виду ценных бумаг (внутренним или внешним) относится выпущенный на территории РФ вексель, номинированный в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации? В какой валюте (рублях или иностранной валюте) должна осуществляться оплата указанного векселя?
Комментарии по этому вопросу даны в Информационном письме Банка России от 31.03.2005 г. № 31 «Вопросы, связанные с применением Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ „О валютном регулировании и валютном контроле“ и нормативных актов Банка России». Согласно пункту 41 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1397 г. № 104/1341 (далее — Положение) и которое в соответствии с ФЗ от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» применяется на территории РФ, если вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа, за исключением случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе, валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).
В соответствии со статьей 77 Положения данное правило применяется и к простому векселю. Таким образом, по мнению Банка России, вексель, выписанный в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты РФ, и в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 1 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ такой вексель относится к внутренним ценным бумагам.
При этом векселедатель в соответствии с Положением может осуществлять оплату предъявленного векселя, номинированного в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте, в валюте, используемой в месте платежа (то есть только в рублях РФ.
Может ли резидент осуществить выдачу займа другому резиденту, в том числе физическому лицу, в иностранной валюте?
Может ли юридическое лицо — резидент получить денежные средства от своего учредителя — нерезидента в наличной форме, например, по договору займа или в качестве взноса в уставной капитал?
Расчеты между резидентами и нерезидентами (кроме предприятий розничной торговли и еще в некоторых случаях, указанных в статье 14 Федерального Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») осуществляются исключительно через счета резидента, открытые в российском банке или в банке — нерезиденте, расположенном за пределами территории РФ. При этом режим использования счета резидента в банке за пределами территории РФ является ограниченным и определен в ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Таким образом, в указанных в данном вопросе случаях расчеты должны быть осуществлены через счета резидента, открытые в российском уполномоченном банке.
Может ли физическое лицо — нерезидент внести наличные денежные средства на расчетный счет юридического лица?
В соответствии с п. 3.1. Положения Банка России от 24.04.2008 г. № 318-П «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» прием наличных денежных средств в кассу банка для зачисления их на расчетный счет организации может быть осуществлен только от организации. Таким образом, вноситель денежных средств должен быть уполномочен руководителем организации на осуществление действий с денежными средствами, принадлежащими организации, по внесению их на расчетный счет. Если нерезидент является полномочным представителем организации, он имеет право внести наличные денежные средства организации в кассу банка для зачисления их на расчетный счет организации.
Расчетные операции с третьими лицами (в том числе физическими лицами — учредителями) юридическое лицо может осуществлять в соответствии с законодательством РФ в наличной или в безналичной форме.
Но, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты между юридическим лицом — резидентом и нерезидентом могут быть осуществлены только в безналичной форме.
Почему банк запрашивает у резидента подтверждение оплаты НДС в качестве налогового агента нерезидента при проверке платежа резидента за услуги в пользу нерезидента?
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 Налогового Кодекса РФ в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации (в определении статьи 148 Налогового Кодекса), налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Таким образом, резидент, осуществляющий перевод денежных средств за услуги, работы, результаты интеллектуальной деятельности в пользу нерезидента, должен предоставить в банк информацию о том, что он не является налоговым агентом нерезидента в рамках 174 статьи НК либо предоставить в банк расчетный документ на перечисление НДС. Примерный образец сообщения для банка об отсутствии обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента размещен на сайте Промсвязьбанка.
Блог
МАТЕРИАЛЫ
Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия
Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»
Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:
— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;
— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.
Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.
В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:
— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.
Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.
Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.
Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.
Такими документами могут являться:
— проездные документы о въезде и выезде из РФ;
— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.
В случаях, когда отметки о пересечении границы в паспортах не проставляются, в качестве таких документов выступают сведения из табеля учета рабочего времени, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Письмо ФНС России от 19.12.2014г. №ОА-4-17/26338).
— справки работодателей, подготовленные на основании сведений табеля учета рабочего времени;
— квитанции о проживании в гостинице;
— другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации, например, справка из учебного заведения, справка, полученная по месту проживания в Российской Федерации. Указанные разъяснения следуют из Писем ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@, Минфина России от 13.01.2015г. №03-04-05/69536, Минфина России от 26.04.2012г. №03-04-05/6-557, ФНС России по г. Москва от 13.05.2011г. №20-14/04697@.
Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.
При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют. Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@, тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше. Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение — лица, отдельно упомянутые в статье 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).
Обратите внимание! П ри определении налогового статуса физического лица гражданство и место прописки значения не имеют. Физическое лицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ, не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физического лица на этот статус не влияет (Письмо ФНС России от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@. Исключение — лица, отдельно упомянутые в ст. 207 НК РФ (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).
Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим при получении дохода от продажи имущества на территории РФ для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, получит доход от продажи имущества в России, то обложение НДФЛ полученного дохода подлежит по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом налоговый нерезидент воспользоваться не может (Письмо ФНС России от 27.09.2017 № ГД-3-11/6410@). В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации более 183 дней в налоговом периоде такое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации и к доходам от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут применяться положения статей 208, 217, 220,224 НК РФ.
Обратите внимание! Согласно п.17.1 ст. 217 НК РФ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения.
В редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2016 года, в соответствии с п.17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Таким образом, если на момент получения дохода от продажи квартиры физическое лицо будет признано налоговым резидентом и период владения реализованным недвижимым имуществом составит три года и более (в случае приобретения до 01.01.2016г.), либо пять и более (в случае приобретения после 01.01.2016г.), то такой доход освобождается от налогообложения, и соответственно отсутствует обязанность его декларировать (п.1 ст.229 НК РФ).
Понятия резидента и нерезидента даны в пунктах 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту Закон №173-ФЗ).
Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная таможенная служба РФ (Указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).
К резидентам относятся физические лица:
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
Соответственно, к нерезидентам относятся физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ст. 1 Закона №173-ФЗ.
Обратите внимание! Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев ). Соответственно, независимо от утраты статуса налогового резидента ФЛ лицо может быть резидентом валютным.
Таким образом, «валютными» резидентами признаются граждане РФ, кроме постоянно проживающих за границей не менее одного года либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей/учебной визы.
Статус нерезидента для граждан РФ начинает действовать после истечения одного года, исчисляемого с момента, с которого у гражданина РФ возникло право долговременного пребывания за рубежом, при условии, что период фактического пребывания таких граждан РФ за пределами территории РФ не прерывался.
Таким образом, наличие права долговременного пребывания за рубежом само по себе не является основанием для признания гражданина РФ валютным нерезидентом.
Такое право должно подтверждаться документами, свидетельствующими о непрерывном пребывании за пределами РФ в течение одного года.
Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.
Валютный резидент обязан уведомлять налоговые органы Российской Федерации:
1) об открытии счетов (вкладов) в иностранных банках;
2) о закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках;
3) об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках;
4) о движении средств по счетам (вкладам) в иностранных банках;
Резидент обязан направить в налоговый орган по месту своего учета уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за границей, не позднее месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов счетов (вкладов)(ч.1, 2 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Обратите внимание! Представление в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за границей, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. Непредставление такого уведомления влечет административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб. (ч.2, 2.1 ст.15.25 КоАП РФ).
Валютный резидент обязан представлять налоговые органы Российской Федерации отчет о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей.
Резидент обязан представлять в налоговые органы по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за границей (ч.7 ст.12 Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).
Отчет представляется ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или на бумажном носителе лично либо направляется по почте (пп.2, 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015г. №1365).
Обратите внимание! За несоблюдение физическими лицами– резидентами порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. Кроме того, предусмотрена ответственность за нарушение срока представления отчетов в виде штрафа в размере от 300 до 3 000 руб. (ч.6, 6.1 – 6.3 ст.15.25 КоАП РФ).
Таким образом, за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность – ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ. Уголовная ответственность за неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей не предусмотрена.
То есть, за неуведомление о наличии счета в иностранном банке или за отсутствие отчета о движении средств по нему необходимо было уплатить штраф и учесть на будущее.
Однако в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@налоговая служба высказала иную позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами – резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (то есть даже если такие операции Законом № 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).
При этом, стоит отметить, что ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Новый подход, изложенный в письме ФНС России от 16.07.2017 №ЗН-3-17/5523@, влечет совершенно иные последствия:
1) штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч.ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ),
2) штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Данная позиция ранее в правоприменительной и праворазъяснительной практике не встречалась.
Кроме того, данная позиция налогового органа при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определение Конституционного суда РФ от 07.12.2010 №1570, от 16.07.2013 №1076-О, от 17.07.2014 №1651-О-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (Постановление от 23.09.2014 №24-П, Определение от 29.01.2015 №185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.
Кроме того, в более позднем Письме от 05.09.2017 № ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, незаконность или запрещенность операции налоговым органам нужно устанавливать и доказывать отдельно.
Валютные резиденты РФ могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.
Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов, а также не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.
То есть валютных резидентов РФ физических лиц (граждан) могут привлечь:
— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) ;
— за представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 3 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, к предупреждению или штрафу от 300 до 500 руб. (часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за аналогичное п.6.1 КоАП нарушение, но более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за аналогичное п.6.1 и п.6.2 КоАП нарушение, более чем на тридцать дней, к штрафу от 2 500 до 3 000 руб. (часть 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ);
— за повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.;
— за повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф 20 000 руб.
Обращаем внимание! Федеральным законом от 14.11.2017 №325-ФЗ внесены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП. Изменения больше коснулись индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и начнут действовать с 14 мая 2018 года. Кроме того, с 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Незаконные валютные операции
В Федеральном законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятия «незаконных» или «запрещенных» валютных операций нет. Эти понятия содержатся в статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), пункт 1 которой гласит, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (часть 1 ст.15.25 КоАП РФ).
С 14.05.2018 г. ч.1 ст.15.25 КоАП РФ будет действовать в следующей редакции:
— влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от 20 000 руб. до 30 000 руб.
1. Незаконные валютные операции:
— валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ
— валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства РФ
2. Осуществление валютных операций в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
При этом за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ, согласно которой:
наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) в особо крупном размере;
За проведение незаконных валютных операций установлена уголовная ответственность на основании ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.
Под уголовную ответственность, согласно ст. 193 УК РФ, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер не зачисленных средств превысил 9 млн. руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:
Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:
Ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:
Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:
Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц: