Что означает рсо в жкх
Непосредственное управление домом, УО и РСО : отвечаем на вопросы
Среди способов управления многоквартирными домами наименее распространённый – непосредственное, когда МКД управляют сами владельцы помещений. Сегодня отвечаем на вопросы, заданные нашими читателями о непосредственной форме управления домом.
Кто вносит в ГИС ЖКХ информацию по лицевым счетам потребителей коммунальной услуги
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники вправе выбрать на общем собрании такой способ как непосредственное управление домом при условии, что количество квартир в нём не превышает тридцати. В таком случае владельцы помещений сами заключают с подрядными компаниями договоры на обслуживание и ремонт общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг.
Поскольку между собственниками и исполнителями нет управляющей организации или ТСЖ/кооператива, у жителей часто возникают вопросы о нюансах исполнения требований законодательства к надлежащему управлению МКД. Например, кто должен вносить обязательную информацию по лицевым счетам потребителей коммунальных услуг в ГИС ЖКХ и нужно ли это делать вообще.
В соответствии с разд. 8 приказа № 74/114/пр, среди информации, подлежащей размещению поставщиками коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг в МКД, есть данные о лицевых счетах и их номерах. Поскольку при непосредственном управлении домом исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация, то именно она должна размещать данные о лицевых счетах потребителей.
Если собственники помещений не видят такой информации в ГИС ЖКХ, им необходимо обратиться к поставщику соответствующих коммунальных ресурсов с претензией. В отсутствие ответа – в орган ГЖН, который проведёт проверку РСО и при наличии нарушений потребует от организации их устранить.
Кто отвечает за качество коммунальных услуг внутри дома
Один из наших читателей спросил, кто несёт ответственность за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, возмещает ущерб (при его наличии), если до границы балансовой принадлежности показатели качества не нарушены.
Согласно ПП РФ № 354, при непосредственном способе управления исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация. Поэтому ответственность за некачественное оказание услуг несёт именно она.
Исключением может стать ситуация, когда собственники заключили договор с какой-либо подрядной организацией, которая занимается содержанием и ремонтом их общего имущества. Если ухудшение качества коммунальной услуги случилось из-за действий/бездействия такой организации, то именно она будет нести ответственность за причинённый ущерб.
Могут ли собственники помещений отказаться от части работ/услуг, прописанных в ПП РФ № 290
Разберём вопрос, вправе ли собственники на ОСС принять решение об отказе от уборки лестничных клеток и придомовой территории, включённых в договор с подрядчиком на содержание и ремонт общего имущества МКД.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются общим собранием собственников и отражаются в его решении. Таким образом, собственники вправе исключить из перечня услуг/работ уборку мест общего пользования и/или придомовой территории.
Проверяет ли орган ГЖН управляющую организацию, если собственники заключили с ней договор на обслуживание дома
И последнее, о чём поговорим сегодня: проверяет ли работу управляющей организации орган ГЖН, если собственники помещений в МКД при непосредственном управлении заключили с ней по договор обслуживания и ремонта общего имущества.
Если собственники на ОСС выбрали непосредственное управление домом и решили заключить договор обслуживания с управляющей организацией, то орган ГЖН не вправе осуществлять лицензионный контроль в отношении такой УО.
В таких отношениях компания выступает подрядчиком. Если УО по такому договору не выполняет какие-то работы, нарушает его условия, то решить этот вопрос собственники могут только через суд. Отношения с УО по договорам подряда регулируются нормами ГК РФ, а не ЖК РФ.
На заметку
При непосредственном управлении домом ответственность за надлежащее содержание общего имущества несут сами собственники. Если исполнителями коммунальных услуг в таких условиях являются поставщики ресурсов, то для ремонта и обслуживания общего имущества, инженерных сетей владельцы квартир должны найти подрядную организацию, отношения с которой будут регулироваться нормами гражданского законодательства.
Собственники на общем собрании сами устанавливают перечень работ и услуг, которые необходимы в доме для надлежащего его содержания, и включают такой перечень в договор с подрядчиком. В качестве обслуживающей дом организации может выступать и компания, получившая лицензию на управление МКД. Но по договору подряда такая УО в отношении дома на непосредственном управлении не подлежит лицензионному контролю со стороны надзорных органов.
Ресурсоснабжающие организации (РСО) в ЖКХ
Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества. Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО. Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.
Что такое РСО в ЖКХ?
РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.
В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:
Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:
Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.
Нормативная база
Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения. Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании. Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.
Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е. дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.
Порядок предоставления услуг
В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость. В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.
Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е. доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг). В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.
Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.
Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.
Может ли РСО быть управляющей компанией?
Управляющая организация (УК) – юридическое лицо, занимающееся эксплуатированием, управлением и содержанием жилищного фонда в связи с договором, заключенным между собственниками недвижимости и УК. Проще говоря, управляющее звено является посредником, занимающимся сбором средств у жильцов в целях оплаты ресурсов, поставляемых со стороны РСО. Т. е. последние выступают в качестве субподрядчиков, а УК – в роли подрядчиков для жильцов многоэтажек.
Вдобавок к этому за управляющей организацией закреплено обязательство, связанное с содержанием жилого фонда в соответствующем состоянии (т. е. оказание жилищных услуг). В итоге она:
Поэтому РСО в ЖКХ никак не могут являться управляющими компаниями, т. к. не осуществляют подобных мероприятий и не решают коммунальные задачи.
Тем не менее, ресурсоснабжающие компании в состоянии принимать платежи от потребителей своих же услуг и заключать договора на данный вид деятельности. Когда собственники квартир многоэтажного дома, управляющие своим зданием в самостоятельном порядке (например, посредством ТСЖ), заключают контракт с РСО, то последняя принимает на себя роль исполнителя и оказывает коммунальные услуги.
Помимо этого, РСО в ЖКХ является непосредственным исполнителем в рамках следующих ситуаций:
Все ситуации, в которых РСО приравнивается к УК, оговариваются в рамках правительственного постановления России №354.
Когда можно заключить договор напрямую с РСО, минуя ЖКХ?
В настоящее время потребители коммунальных услуг вправе заниматься заключением прямых соглашений с РСО, минуя ЖКХ. Сделать это позволено в следующих случаях:
При возникновении подобных ситуаций владельцы недвижимости имеют возможность оформления прямого договора на поставку нужных услуг с РСО. Такой способ сопряжен с рядом положительных моментов:
Если говорить об отрицательных моментах, возникающих в ходе заключения подобных договоров с РСО, можно выделить следующее:
Плюсы и минусы работы напрямую с РСО
Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.
Критерий | Преимущества | Недостатки |
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую | Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами | |
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами | Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения | |
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством | Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям | |
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными | В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения |
Ответственность РСО за расчеты
Согласно действующему законодательству, за все нарушения несет ответственность непосредственно исполнитель коммунальных услуг. Размер взысканий составляет 50% от суммы погрешности. Т. е. когда РСО начинает принимать на себя роль исполнителя, на нее возлагается ответственность и по оплате штрафа. Если расчет неверный, пишется заявление исполнителю. В случае отсутствия ответа необходимо обращаться в РОСПОТРЕБНАДЗОР, суд, прокуратуру. Такие методы способствуют повышению качественных характеристик КУ и повышению прозрачности расчетных операций.
Планируемые нововведения
Жилищное законодательство постоянно совершенствуется и обновляется. Прямое тому доказательство – выход нового закона в 2018 г., позволяющего сторонам (РСО и жильцам) заключать договоры напрямую минуя ЖКХ. В ближайшее время планируется усовершенствовать системы расчетно-оплатных мероприятий и добиться повышения качества оказываемых коммунальных услуг.
Заключение
Организации, снабжающие население ресурсами – важнейшие звенья во всей структуре ЖКХ. Их задача – бесперебойная поставка воды, газа, света и поддержание качества услуг на соответствующем уровне.
РСО в ЖКХ: расшифровка, порядок деятельности
РСО – это ресурсноснабжающая организация в сфере ЖКХ. Данная компания имеет своей целью обеспечение многоквартирных домов (МКД) благами, в том числе, газом, водой и электрической энергией.
Понятие РСО
Расшифровка РСО представлена как ресурсоснабжающая организация. Она может быть юридическим лицом или предпринимателем, которые реализует деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг. В данном процессе осуществляется поставка ресурсов непосредственно к месту потребления.
РСО в сфере ЖКХ в практической деятельности являются поставщиками:
Кроме того, к числу ресурсоснабжающих компаний относятся также транспортные фирмы, которые поставляют конкретные услуги коммунального сектора. Также сюда отнесены организации, реализующие деятельность в сфере проведения дезинфекции в помещениях МКД, утилизации отходов бытового назначения, установки антенн для телевизора, проведения освещения к участку.
Правовая база РСО
Ресурсоснабжающие организации осуществляют деятельность на основании положений ЖК РФ. Важным актом в данном направлении стал Федеральный закон №59 от 2018 года «О внесении изменений…».
На основании этого акта владелец жилого помещения получил возможность заключить договор напрямую с РСО. Соглашение непосредственно с ресурсоснабщающей компанией оформляется в ситуации, когда управляющая организация в течение 2 месяцев не оплачивала предоставляемые МКД услуги.
Тогда жильцы могут отказаться от продолжения отношений с УК и обратиться к представителям РСО. Для этого нужно оформить стандартный договор, который отражает перечень жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), оказываемых гражданину.
Важно! Предусматривается уведомительный порядок, то есть другой документации составлять не потребуется. Величина платы остается в прежнем выражении, так как лицо начинает вносить средства непосредственно на счет РСО.
Процесс оказания услуг организацией
Согласно положениям ЖК РФ, ресурсоснабжающая организация изначально предоставляет гражданину определенный вид услуг, после чего выставляет счет за их использование. Если в данном процессе принимает участие управляющая компания, то на нее ложится ответственность за качество оказываемых услуг, по учету потребленных объемов.
Кроме того, представители УК занимаются производством перерасчетов, ведут работы по претензиям, заявленным собственниками помещений. В указанных направлениях деятельности УК несет финансовые издержки. Применяются аналогичные ставки по тарифам, что и при поставке ресурса напрямую.
Доходы, которые получает РСО в сфере ЖКХ, складываются из стоимости ресурса и не отражают понесенные издержки.
По итогу для ресурсоснабжающей компании складывается удачная схема работы с потребителями услуг. Представителям РСО не требуется налаживать взаимодействие с каждым отдельно взятым гражданином, так как эти функции на себя берет управляющая компания.
Однако не всегда посредническая организация коммунальных услуг может в полной мере оплатить ЖКУ. Причина заключается в том, что владельцы жилых помещений не вовремя вносят средства по квитанции. Поэтому РСО стремятся заключать соглашения с гражданами напрямую, чтобы иметь возможность воздействовать на них разными способами.
Может ли РСО выступать в роли УК
Управляющая организация понимается как юридическое лицо, которое занимается использованием и управлением жилищного хозяйства на основании соглашения, оформленного с владельцами жилья. Что такое РСО в ЖКХ оговаривается в ст. 157.2 ЖК РФ. Можно прийти к выводу о том, что управляющая компания является посредником между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями.
Также УК несет обязанность относительно содержания жилья в надлежащем состоянии, то есть подразумевается оказание услуг жилищного типа.
Поэтому управляющая организация занимается:
По указанным причинам РСО не могут выступать в качестве управляющей компании. Они не занимаются ремонтом и не отвечают за исполнение других задач. У РСО есть возможность принимать платежи от собственников имущества и составлять с ними соглашения.
Оформление соглашения напрямую с РСО
В настоящее время Жилищный кодекс предусматривает возможность для хозяев квартир составлять договор напрямую с организацией, поставляющей ресурсы.
Это относится к таким ситуациям:
Когда происходят перечисленные ситуации, у гражданина появляется право сформировать напрямую соглашение с РСО. Этот метод предусматривает определенные положительные моменты для владельца квартиры.
Плюсы и минусы работы с РСО
Раскрытие информации по РСО предполагает, что перед заключением соглашения с данной организацией гражданину нужно оценить плюсы и минусы.
К числу положительных моментов можно отнести:
Также нужно понимать, что есть и отрицательные моменты, которые происходят в связи с оформлением соответствующих соглашений с ресурсоснабжающими фирмами. В частности, если между жителями МКД есть конфликтная ситуация, то результатом может стать то, что в здании будут производиться качественный ремонт и эффективное управление.
Есть вероятность непостоянной оплаты услуг РСО. Организация не имеет возможности проводить работы по капитальному ремонту дома при использовании средств, поступивших от фонда содействия ЖКХ.
В таблице отражены аспекты взаимодействия с РСО:
Основание | Плюс | Минус |
Факторы риска | Вероятность того, что УК разориться близится к нулю, потому что гражданин вносит оплату напрямую | Уровень управления домом может существенно сократиться в связи с наличием противоречий между жильцами |
Деление средств | Установлена справедливая оплата, потому как каждый платит только за себя | В связи с нестабильностью доходов населения, платить РСО граждане могут не постоянно |
Удобство оплаты | Деньги переводятся на счет компании, который закреплен за конкретным лицом | Все потребители должны вносить оплату каждому поставщику услуги в отдельности |
Сложности | Нет посредника в отношениях | При расчетах могут возникать сложности, для решения которых потребуется найти выход |
Поэтому изначально оцениваются все перечисленные моменты, только после этого составляется соглашение.
Ответственность организации
Положения Жилищного кодекса РФ указывают на то, что ответственность возлагается на исполнителя услуг. Величина взыскания составляет половину стоимости от неправильно начисленной суммы.
Предусматривается, что на РСО возлагается ответственность по оплате штрафной санкции.
Когда расчеты произведены неправильно, потребуется написать заявление в адрес исполнителя услуг. Если он не отвечает, тогда обращение происходит в судебные органы, прокуратуру или Роспотребнадзор. Такие методы позволят со временем добиться прозрачности расчетов.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация выступает непосредственным поставщиком услуг жилищно-коммунального спектра. Возлагать на РСО функции управляющей компании не удастся, так как она не уполномочена на проведение ремонта.
Как заключить договор ресурсоснабжения для жилых помещений
П. 14 ПП РФ № 354 устанавливает, что управляющая организация предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений с даты, указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации, или с заключения договора управления МКД. Но эта дата не может быть раньше начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении такого ресурса.
Отсюда следует, что без заключения договора ресурсоснабжения УО не может быть исполнителем коммунальных услуг. Сегодня мы расскажем, как заключить такой договор с ресурсоснабжающей организацией для жилых помещений и обслуживания общего имущества МКД.
Определите исполнителя КУ
Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 внесло изменения в определение понятия «исполнитель коммунальных услуг» в договоре ресурсоснабжения (п. 2 ПП РФ от 14.02.2012 № 124). Теперь оно отличается от формулировки, данной в ПП РФ № 354.
Исполнитель коммунальных услуг для целей договора ресурсоснабжения – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у которого есть обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и/или которое предоставляет потребителю коммунальные услуги в случаях, когда такая обязанность возложена на него договором управления МКД или уставом ТСЖ/ЖСК.
То есть если в МКД выбран способ управления управляющей организацией или создано ТСЖ/ЖСК, то исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация или ТСЖ/ЖСК соответственно.
В случае, когда ТСЖ заключило договор управления с управляющей организацией, по договору ресурсоснабжения исполнителем коммунальной услуги будет управляющая организация, если в договоре управления между ТСЖ и УО прописана её обязанность обслуживать общее имущество МКД и/или предоставлять коммунальные услуги.
Исполнитель коммунальной услуги обращается в РСО для заключения договора ресурсоснабжения (п. 4 ПП РФ №124).
Сформулируйте предмет договора
В таком случае управляющая организация или ТСЖ всё равно должны заключать договор с РСО. Предметом договора будет закупка коммунальных ресурсов для содержания общего имущества МКД.
Направьте в РСО оферту
Если коммунальные ресурсы поставляются в МКД без письменного договора, владеющая такими ресурсами РСО вправе сама направить исполнителю коммунальных услуг оферту (п. 10 ПП РФ № 124).
К оферте исполнитель КУ прикладывает заверенные руководителем УО/ТСЖ копии:
1. Правоустанавливающих документов.
2. Документов, подтверждающих обязанность по содержанию общего имущества МКД и/или предоставлению коммунальных услуг.
Для управляющей организации это будут протоколы общих собраний собственников, на которых приняли решения о выборе способа управления МКД и управляющей организации, и договор управления. Если УО выбрана органом местного самоуправления по открытому конкурсу, она предоставляет протокол открытого конкурса и договор управления. Когда договор с УО заключило ТСЖ/ЖСК, в РСО предоставляется протокол ОСС по выбору управляющей организации и договор управления.
Если договор управления ещё не заключён, это не является препятствием для подачи заявки. В таком случае УО позже подтверждает факт заключения договора.
ТСЖ прикладывает к оферте копию протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение о выборе способа управления, и копию устава. ЖСК предоставляет копию протокола общего собрания членов кооператива по выбору способа управления и копию устава.
3. Документов об установке и приёме в эксплуатацию общедомовых приборов учёта при наличии.
4. Протокола ОСС с решением о прямых расчётах с РСО – при наличии такого решения.
5. Документов, подтверждающих факт подключения МКД к центральным инженерным сетям. Если дом был подключён до 13 февраля 2006 года, такие документы не обязательны и предоставляются при наличии.
6. Документов, содержащих сведения о площадях каждого жилого и нежилого помещения, общей площади помещений, включая общее имущество.
7. Иных документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Вместо заверенных копий управляющая организация или ТСЖ/ЖСК могут направить в РСО с заявкой одновременно оригиналы и копии документов. Ресурсоснабжающая организация сверит их и вернёт оригиналы.
Обратитесь в суд, если нет ответа
Если в указанный срок ресурсоснабжающая организация не ответила на заявку или отказала по иным основаниям, исполнитель коммунальной услуги вправе обратится в суд с требованием
о понуждении РСО к заключению договора (п. 11 ПП РФ № 124).
В случае, когда ресурсоснабжающая организация проигнорировала заявку на заключение договора о закупке коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в МКД и в течение 30 дней не предоставила ответ, такой договор считается заключённым с даты направления заявки (п. 11 ПП РФ № 124).
Отказ РСО от заключения договора ресурсоснабжения в соответствии с п. 13 ПП РФ № 124 не распространяется на случаи приобретения коммунальных ресурсов для содержания общего имущества МКД.