Что означает taf в контексте авиационной метеорологии
Авиационная метеорология. Что такое METAR, TAF и как правильно их читать?
Добрый день! Пока за окном снег и сильный ветер, мы расскажем вам о системе авиационных метеорологических кодов METAR и TAF.
Для начала мы дадим определения этим загадочным терминам и узнаем различия между ними. Здесь всё просто:
METAR (METeorological Airdrome Report) – фактическая погода на аэродроме
TAF (Terminal Aerodrome Forecast) – прогноз погоды на аэродроме на ближайшее время
Сводки в коде METAR и TAF содержат данные о скорости и направлении ветра, видимости, дальности видимости на ВПП, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, температуре точки росы, атмосферном давлении, прогнозе на посадку. В сводку может включаться и дополнительная информация (явления предшествующей погоды, сдвиг ветра, состояние ВПП и т. д.).
Сводки в коде выпускаются для распространения и использования за пределами аэродрома составления этих сводок для целей:
— предполетной подготовки пилотов на авиационной метеорологической станции аэродрома вылета;
— обеспечения пилотов информацией о погоде на аэродроме назначения и на запасных аэродромах (как во время предполетной подготовки с помощью системы «Брифинг», так и при нахождении на маршруте через диспетчеров службы ОВД);
— обеспечения радиовещательных передач
Теперь разберёмся, как всё выглядит на самом деле, используя сводку по аэропорту Курумоч и приведём различные примеры. На момент написания статьи сводка METAR в аэропорте Курумоч выглядит так:
Первые три цифры – направление ветра в градусах, следующие две – скорость. Направление всегда показывает, ОТКУДА дует. MPS – это метры в секунду (meter per second).
Иногда могут использоваться другие единицы измерения: KMH – километры в час (kilometers per second) или KT – узлы (knot).
27003KMH – западный ветер дует со скоростью 3 км/ч
VRB11KT – неустойчивый ветер (от variable – переменный) со скоростью 11 узлов
VRB11G20KT – переменный ветер со скоростью 11 узлов и порывами (G – gust) до 20 узлов.
Самый сложный вариант:
DAAG 100600Z [23009KT 190V260] 9999 SCT020 FEW026CB SCT200 08/06 Q1007
Здесь написано, что в аэропорту Алжира 10 числа в 06:00 по Гринвичу наблюдается юго-западный ветер со скоростью 9 узлов, меняющий свое направление от южного до западного. На изменчивость в данном случае указывает вторая часть кодировки: 190 градусов варьируется (variable) до 260 градусов.
Если видимость, напротив, очень плохая, к ее значению в метрах часто добавляют конкретное направление:
0150NE – 150 метров на северо-восток
0250SW – 250 метров на юго-запад
Если видимость ниже 1500 м (это один из признаков сложных метеоусловий), вместе с ней дается видимость на взлетно-посадочной полосе с учетом светосигнального оборудования.
UEEE 161500Z 00000MPS [0150NE 0250NW R23L/0450] FG VV003 M57/M60 Q1038 NOSIG RMK QBB090 QFE770 23450245
16-го числа в 15:00 по Гринвичу в аэропорту Якутска видимость составляла 150 метров на северо-восток, 250 метров на северо-запад, а на ВПП 23L (левая) достигала 450 метров.
Иногда бывает так, что одновременно наблюдается сразу несколько явлений, и каждому из них соответствует определенный код. Их много, но это как раз тот случай, который наглядно показывает, почему обучение управлению самолетом настоятельно требует знания английского языка. Даже средненького уровня будет вполне достаточно, чтобы понимать, о чем идет речь:
RA – rain – дождь
SN – snow – снег
TS – thunderstorm – гроза
TSRA – гроза с дождем
FG – fog – туман и т.д.
Иногда некоторые явления погоды снабжаются знаком «+» или «-», которые обозначают интенсивность. Например, «+RASN» – это сильный дождь со снегом, а «–SN» – небольшой снег.
Полный список можно найти в справочниках авиационных кодов (это многостраничные собрания цифр и букв, которые издают АУЦ и авиакомпании) или в инфографике в конце статьи.
Это очень важная информация, которую пилот самолета обязательно должен иметь, принимая решение на взлет и посадку. Поэтому показатели облачности указываются подробно и отдельно для каждого слоя.
Под показателями имеется в виду интенсивность и граница нижней кромки. Выглядит это следующим образом:
SKC – sky is clear – чистое небо
FEW – few – незначительная облачность (редкие отдельные облака)
SCT – scattered – рассеянная, разбросанная облачность
BKN – broken – значительная облачность с отдельными разрывами
OVC –overcast – сплошная облачность
Высота нижнего края указывается в сотнях футов.
LFPG 100700Z 06004KT 7000 [FEW008 OVC028] 04/03 Q1014 NOSIG
10 числа в 07:00 по Гринвичу в аэропорту Шарль-де-Голль (Париж) наблюдалась незначительная облачность на высоте 800 футов и сплошная облачность на высоте 2800 футов.
В сложных метеоусловиях, когда точно определить нижний край облачности невозможно, используются данные вертикальной видимости (vertical visibility) в формате VV0005, где цифры означают сотни футов. 0005 – это 500 (пять сотен) футов.
Если в одном и то же месте в одно и то же время совпадают видимость более 10 км, отсутствие облачности ниже 1500 метров и нет осадков, то вместо трех предыдущих пунктов пишут просто – CAVOK (Ceiling And Visibility OK). Очень часто русский вариант «кавок» используют как сленговый синоним «отличной погоды». Это не совсем правильно, так как здесь учитывается только видимость, но совершенно не учитывается ветер, который даже в условиях прекрасной безоблачной погоды может натворить немало дел при посадке. Особенно, когда речь про обучение на пилота и управление самолетом и пока небогатый опыт.
GABS 090830Z [06010KT 020V080 CAVOK] 30/01 Q1013 NOSIG
В аэропорту Бамако безоблачное небо, видимость четыре девятки, ни намека на туман или осадки, но имеется нестабильный ветер.
Зная эту информацию, пилот самолета может оценить, насколько условия в приземном слое способствуют образованию тумана или обледенения.
8. Q1023 – атмосферное давление в гектопаскалях. Понимать его следует буквально – 1023 гПа. Для наглядности: физическое давление одной атмосферы равно 1013,25 гПа. То есть в нашем случае давление чуть выше атмосферного.
— явления погоды в течение последнего часа. Обозначаются так же, как в пункте 5, но с приставкой RE. Например: RERA – недавно прошел дождь, RETS – недавно была гроза.
— сдвиг ветра. Используется кодировка WS (wind shear) с обязательным указанием полосы. Если сдвиг ветра возможен на всех полосах, так и пишут: WS ALL RWY
— состояние полосы. В нашей сводке из Курумоча зашифровано именно оно. R15 – это номер полосы, а цифры обозначают степень ее загрязнения, толщину отложений и коэффициент сцепления.
10. NOSIG – прогноз на посадку. В данном случае в ближайшие 2 часа серьезных изменений погоды не предвидится (NO SIGnificant change)
BECMG (Becoming ) – ожидаются изменения (в период от 2 до 4 часов)
TEMPO (Temporary) – временные изменения (обычно не более 1 часа)
INTER (Intermittent) – краткосрочные временные изменения (продолжительностью не более 15 минут. Чаще всего используется в странах Юго-Восточной Азии, где ливень стеной, начавшийся буквально на ровном месте, и так же резко закончившийся – обычное дело).
URWW 101800Z 06007MPS 020V080 4600 BR OVC010 01/01 Q1020 R11/010070 [TEMPO 0300 FG OVC002]
В Волгограде в 18:00 по Гринвичу наблюдается восточно-северо-восточный ветер 7 м/с, меняющий свое направление. Видимость 4600 метров, дымка. Сплошная облачность на высоте 305 метров. Температура +1, точка росы +1 (влажность 100%). Неудивительно, что в ближайшее время ожидается туман с падением видимости до 300 метров. Нижняя граница облачности опустится до 60 м.
11. RMK QFE756/1008 – раздел с информацией, включенный в сводку по национальному решению. Иными словами, необязательной в международной практике. Код RMK дословно означает remark – ремарка, примечание. В России сюда обычно пишут уточнение по ветру, облачности, обледенению, турбулентности и др.
QFE756 подразумевает уточнение по давлению. В частности, в сводке сообщается, что давление на уровне рабочего порога полосы соответствует 756 мм ртутного столба (это привычнее, чем малопонятные гектопаскали).
В большинстве случаев зная английский язык коды легко понять интуитивно:
MOD ICE 0100-0500 – умеренное обледенение на высоте 100–500 метров
FBL TURB 1000-2200 – слабая турбулентность на высоте 1000–2200 метров
Лететь или не лететь?
С этой точки зрения все полеты делят на две условные группы: продолжительностью до двух часов и более двух. В первом случае допустимо ориентироваться на сводку METAR на аэродроме назначения. В длинном полете необходимо брать во внимание прогноз погоды TAF.
Читается он точно так же, как и METAR. Разница в том, что METAR означает фактическую погоду – ту, которая уже точно есть, а TAF – пусть и краткосрочный, но все же прогноз. То есть предположение.
Вот так, например, выглядит прогноз TAF для Волгограда, где, вспоминаем, согласно METAR ожидались временные изменения погоды:
TAF: URWW 101700Z 1018/1103 04005G10MPS 2100 BR OVC004 TEMPO 1018/1020 0400 FG OVC002 BECMG 1020/1022 0300 FZFG OVC002 TEMPO 1022/1103 2100 BR OVC004
Здесь написано, что в ближайшие 9 часов (с 18 вечера 10 числа до 3 утра 11-го) ветер стихнет до 5 м/с, но с порывами до 10 м/с. Видимость снизится до 2100 метров. Сохранится сплошная облачность с нижним краем 120 метров. У земли будет дымка. В период с 18 до 20 часов возможен туман, видимость упадет до 400 метров. С 20 до 22 часов вечера с большой долей вероятности возникнет переохлажденный туман (Freezing Fog) с видимостью 300 метров и нижней границей облачности всего 60 метров. Несложно понять, что лететь в Волгоград в это время, если вы, конечно, не пилот коммерческого авиарейса, который невозможно отложить, пока не стоит. А вот уже с 22 часов вечера немного «распогодится» – видимость снова составит 2100 метров, туман сменится дымкой, правда, облачность все еще останется сплошной и низкой.
За день до полётов или прыжков мы обязательно смотрим прогноз погоды таким образом:
— для начала заходим на общеизвестные сайты погоды Яндекс. Погода, Gismeteo или другие;
— сравниваем с данными сайта windity;
— затем просматриваем погоду по специализированным источникам, таким как Meteocenter.asia и allmetsat.com
— анализируя полученные данные планируем дальнейшую деятельность.
Теперь, узнав, что такое метеорологические коды, попробуем на примере аэродрома Бобровка узнать погоду на следующий день.
Перейдя на сайт метеоцентра, вы увидите большую таблицу с подробным описанием прогноза погоды на ближайшие часы. На момент написания статьи прогноз выглядит следующим образом:
Давайте посмотрим, какую погоду нам стоит ждать 26 декабря 2018 года в 7 часов утра по местному времени, для этого посмотрим на строку, выделенную голубой рамкой. Узнать прогноз можно, прочитав значения в разных столбцах либо, расшифровав краткую запись кода TAF.
В нашем случае он выглядит так:
Это означает, что 26 декабря 2018 года в 3 часа по всемирному времени (7 часов утра по местному времени) на аэродроме Бобровка, согласно данным, полученным 25 декабря в 12:45 по всемирному времени, ожидается юго-восточный ветер со скоростью 9 м/с, порывы до 14 м/с, видимость 4000 метров, небольшой снег, метель, дымка, значительная разорванная облачность на высоте 300 футов, сплошная облачность на высоте 1500 футов
Завершая статью, хотелось бы сказать: для того, чтобы чаще летать и совершать прыжки — погоду ждут на аэродроме.
Что означает taf в контексте авиационной метеорологии
2 – Срок наблюдения по всемирному времени
16 – число месяца, 15 – часы, 00 – минуты, Z – буквенный опознаватель группы (Zulu) – время по Гринвичу, «Всемирное координированное».
3 – Ветер
070 – направление ветра в градусах (откуда дует) относительно истинного меридиана, осредненное за 10-минутный период, предшествующий сроку наблюдения. 08 – средняя скорость ветра за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения; G (Gusting) – если в течение десяти минут, предшествующих наблюдению, отклонения от средней скорости ветра (порывы) превысили среднюю скорость на 5 м/с или более, то этот порыв сообщается посредством включения буквы G непосредственно после средней скорости, за которой следует значение порыва ветра. Пример – 31005G10MPS
KMH, KT, MPS – единицы скорости – км/ч, узлы, м/с.
Если в течение десяти минут, предшествующих наблюдению, направление ветра меняется в интервале от 60° до 180°, а скорость ветра составляет 1.5 м/с или более, то в сводку дополнительно включаются две экстремальные величины направления, в пределах которых наблюдалось изменение направления приземного ветра и указываются в порядке очередности по часовой стрелке. Пример – 31005MPS 280V350
Если направление ветра меняется в интервале от 60° до 180°, а скорость ветра составляет менее 1.5 м/с (3 уз), направление ветра сообщается в сводке как переменное, VRB, без указания среднего направления. Пример – VRB01MPS
Если направление ветра меняется на 180° или более, например, во время прохождения грозы над аэродромом, направление ветра сообщается в сводке как переменное без указания среднего направления. Пример – VRB15MPS
Скорость ветра менее 0.5 м/с (1 уз) кодируется как 00000, затем без интервала следует сокращение, используемое для обозначения единиц измерения скорости ветра. Пример – 00000MPS
Если сообщается о скорости ветра 50 м/с (100 уз) или более, в группу включается буквенный указатель Р. Пример – 240Р49MPS (140P99KT)
4 – Горизонтальная видимость
9999 – горизонтальная видимость на аэродроме в метрах. Видимость до 800 м округляется до ближайших 50 м, 800-5000м – до 100 м, 5000-9900 м – до 1000 м. Видимость 10 км и более кодируется как 9999. В некоторых странах используют мили (StatuteMile, SM), иногда обозначают 1/4SM или 1/8SM, а также иногда пишут полную видимость – 40SM; 60SM вместо 9999. Так же используется направление, в котором со станции наблюдается минимальная видимость (N – север, NE – северо-восток, E – восток, SE – юго-восток, SW – юго-запад, W – запад, NW – северо-запад). CAVOK – «кавокэй» (CloudsAndVisibilityOK) – «условия хорошие», включается в сводку вместо групп видимости, явлений и облачности, если наблюдаются одновременно следующие условия:
1) горизонтальная видимость 10 км и более;
2) нет облаков ниже 1500 м или ниже верхнего предела минимальной высоты в секторе, в зависимости от того, какая величина больше, а также кучево-дождевых и мощных кучевых облаков;
3) нет особых явлений погоды (осадков, грозы, пыльной бури, тумана, метели, пыльного, песчаного или снежного поземка).
5 – Дальность видимости на ВПП
R – буквенный указатель группы; 32 – номер ВПП, для которой передается дальность видимости. Для параллельных ВПП включаются буквы L, C, R. Средняя величина дальности дается за 10 мин. период.
i – тенденция изменения дальности видимости, в течение 10 мин. периода: U – увеличение, D – уменьшение, N – нет значительных изменений;
Предельные значения дальности видимости на ВПП:
Верхним пределом оценки дальности видимости на ВПП считается 2 000 м, нижним – 50 м.
Когда дальность видимости на ВПП оценивается значением, превышающим 2 000 м, то она сообщается как Р2000. Пример – R32/P2000
В тех случаях, когда дальность видимости на ВПП ниже минимального значения, которое может быть оценено, то она сообщается как М0050. Пример – R32/M0050
Интервалы сообщений RVR:
– кратные 25 м при RVR менее 400 м;
– кратные 50 м при RVR от 400 м до 800 м;
– кратные 100 м при RVR более 800 м.
6 – Явления погоды
Кодируется по Таблице №1. На месте DRSN в сводке может содержаться от двух до девяти знаков. Если необходимо указать интенсивность, ставится:
«+» (при осадках, грозах, метелях, пыльных бурях с видимостью менее 1000 м);
без обозначения интенсивности – умеренный (при осадках, грозах, метелях, пыльных бурях с видимостью от 1000 до 2000 м);
«–« – слабый (при осадках, грозах, метелях, пыльных бурях с видимостью более 2000 м).
При тумане, дымке, дыме, мгле, взвешенной пыли и песке, шквале, вихре, торнадо интенсивность (+ или–) не указывается.
Сначала в сводке указываются грозы, метели, переохлаждённые осадки, затем обычные осадки, затем туман, дымка, мгла, пыль и т.п.
Таблица № 1. Наиболее часто используемые обозначения явлений погоды:7 – ОблачностьFEW060 – количество облаков по слоям (нижняя, средняя, верхняя), кодируется 3-х буквенными кодами 8 – Температура воздуха, точка росыМ17 – температура воздуха в целых градусах Цельсия (перед значением ниже 0°С передается буква М, что означает минус). 9 – Давление на уровне моряДавление QNH (приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере) в целых гПа с округлением в меньшую сторону. Если QNH передается в дюймах, перед группой ставится буква А вместо Q. 10 – Дополнительная информацияRE – буквенный указатель, означающий, что дальше сообщается о явлениях предшествующей погоды (recent), которые наблюдались на аэродроме в период после последней выпущенной регулярной сводки или в последний истекший час, в зависимости от того, какой из этих периодов короче, но не в срок наблюдения. 11 – Ожидаемое изменение погоды на два часа на посадку (прогноз TREND)Прогноз для посадки TREND состоит из краткого изложения ожидаемых значительных изменений метеорологических условий на данном аэродроме, прилагаемого к сводке METAR. Период действия прогноза TREND составляет 2 часа со времени, на которое составлена сводка, являющаяся частью прогноза для посадки. В прогнозе TREND указываются значительные изменения одного или нескольких следующих элементов: приземного ветра, видимости, явлений погоды и облачности. Включаются только те элементы, которые, как ожидается, будут в значительной степени изменяться. Однако в случае значительных изменений облачности указываются все группы облачности, включая слои или массивы, изменения которых не ожидается. В случае значительного изменения видимости также указывается явление, вызвавшее это изменение. BECMG (be coming) – используется для описания прогнозируемых изменений, когда ожидается, что метеорологические условия достигнут или превысят установленные критерии с постоянной или переменной скоростью: а) когда прогнозируются начало и конец изменения полностью в рамках периода прогноза TREND: за указателем изменения BECMG следуют соответственно буквенные указатели FM и TL со связанными с ними временными группами для указания начала и конца изменения, например, для периода от 10.00 до 12.00 UTC в форме: – BECMG FM1030 TL1130; б) когда прогнозируется изменение от начала периода прогноза TREND, и оно должно завершиться до конца этого периода: посредством указателя изменения BECMG, за которым следует только буквенный указатель TL и соответствующая временная группа для указания конца изменения, например: – BECMG TL1100; в) когда прогнозируется начало изменения в течение периода прогноза TREND, и оно заканчивается в конце этого периода: посредством указателя изменения BECMG, за которым следуют лишь буквенный указатель изменения FM и связанная с ним временная группа для указания начала изменения, например: – BECMG FM1100; г) в случаях, когда можно определить конкретное время изменения, которое должно произойти в течение периода прогноза TREND: посредством указателя изменения BECMG, за которым следуют буквенный указатель AT и связанная с ним временная группа, для обозначения времени изменения, например: – BECMG AT1100; д) когда прогнозируются изменения, которые должны иметь место в полночь UTC, следует указывать время: – посредством 0000, когда это связано с FM и AT; – посредством 2400, когда это связано с TL; е) когда прогнозируется начало изменения в начале периода прогноза TREND и заканчивается в конце этого периода; или, когда прогнозируется начало изменения в рамках периода прогноза тренда, но время изменения неопределенно (возможно, сразу же после начала периода прогноза тренда или посередине, или ближе к концу этого периода), изменение должно быть указано только указателем изменения BECMG (буквенные указатели FM, AT и TL опускаются). а) в случае, когда начало и конец прогнозируемого периода временных изменений находятся в рамках периода прогноза TREND: за указателем TEMPO следуют буквенные указатели FM и TL с соответствующими временными группами для указания начала и конца изменений, например, для периода прогноза TREND от 10.00 до 12.00 UTC в форме: – TEMPO FM1030 TL1130; б) в случае, когда период временных изменений прогнозируется от начала периода прогноза TREND, но прекращается ранее конца этого периода: за указателем изменений TEMPO следует только буквенный TL и связанная с ним временная группа для указания прекращения изменений, например: – ТEMPO TL1130; в) в случае, когда начало периода временных изменений прогнозируется во время периода прогноза TREND и заканчивается к концу этого периода: за указателем изменений TEMPO следует только буквенный указатель FM и связанная с ним временная группа, например: – TEMPO FM1030; г) в случае, когда начало периода временных изменений метеорологических условий прогнозируется от начала периода прогноза TREND и заканчивается в конце этого периода, временные изменения следует указывать только указателем изменения TEMPO (буквенные указатели FM и TL опускаются). NSC используется в тех случаях, когда по прогнозу отсутствуют облака ниже 1 500 метров (5 000 футов) или ниже верхнего предела минимальной высоты в секторе, в зависимости от того, какая величина больше, а также кучеводождевые и мощные кучевые облака и CAVOK не подходит. Код кодируется буквами: FM – для указания начала периода (from); TL – для указания окончания периода (till); AT – для указания конкретного времени, на которое ожидаются прогнозируемые метеоусловия. 12 – RMK (remark) – особое замечаниеЗамечание к метеосводке, которое включает в себя особенности базирования аэродрома, особенности воздушного движения и т.д. RMK добавляется к METAR согласно национального решения. В группу RMK включаются: QBB – инструментальные данные высоты облаков (вертикальной видимости) при ее значении ниже минимума аэродрома ( Пример: высота облаков 80 м кодируется как: QBB080) ; Информация о закрытии гор/препятствий облачностью в форме: – МТ OBSC горы закрыты; – MAST OBSC мачты закрыты; – OBST OBSC препятствия закрыты; QFE – давление на уровне порога ВПП в мм рт. ст. (включается по запросу/ согласованию с органом ОВД). Пример – QFE735 Дорогие друзья! Если у вас имеется желание писать статьи и публиковаться на нашем сайте, вы без труда можете это сделать! Стать автором нашего сайта не так сложно как кажется. Авиаторы (тем более на карантине) желающие поделиться своим опытом и советами с коллегами, имеют возможность публиковаться на страницах нашего сайта. Все просто!
|
---|