Что означает валиде в османской империи

Валиде

Айше Хафса — первая носительница титула

Валиде Султан (Мать Султана, тур. Valide — Мать) — высший титул, который могла получить женщина в период Женского Султаната и вообще на протяжении всего существования Османской Империи. Официальный титул матери правящего султана, употреблявшийся с XVI века.

Также употребляется детьми в значении «Мать», «Матушка» по отношению к их матерям, не обязательно имеющим отношение к Династии Османов или принадлежащим к знатному роду.

Содержание

Получение

Титул Валиде Султан получала женщина, сын которой становился Султаном. После своего восшествия на престол сын Валиде по закону убивал своих братьев, которые тоже претендовали на титул Султана. Валиде Султан имели доход с Султанских земель в различных частях Османской Империи, владели летними и зимними поместьями а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Обладательницы данного титула также могли свободно вкладывать значительные капиталы в вакфы учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме.

В сериале

«Великолепный век»

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Айше Хафса Султан

Законная жена султана Селима Явуза Грозного, мать султана Сулеймана и четырех его сестёр, Валиде Султан Айше Хафса становится матерью падишаха в самой первой серии, и именно под именем Валиде Султан её знает большинство поклонников телесериала.

Нурбану Султан

Нурбану — незаконнорожденная дочь венецианского купца, попавшая в гарем против своей воли. Именно она смогла превзойти Хюррем Султан и получить титул Валиде Султан, помогая при этом взойти на престол будущему Султану Селиму.

«Империя Кёсем»

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Что означает валиде в османской империи

Сафие Султан

Почти единственная наложница султана Мурада, могущественная султанша, Сафие, несмотря на все свои невзгоды, смогла сохранить титул Валиде Султан и свою власть даже после восшествия на престол Ахмеда I.

Хандан Султан

Не ожидавшая исполнения своих самых заветных желаний, Хандан и представить себе не могла, что получит титул Валиде, а ее сын Ахмед станет султаном. Однако женщине предстояло пройти еще много испытаний и преодолеть множество трудностей.

Халиме Султан

Боясь за жизнь своего младшего сына Мустафы, Халиме навеки потеряла покой. Она имела много врагов и всеми силами старалась победить их. И в конце концов ей это удалось — несмотря ни на что, султанша всё-таки получила заветный титул матери падишаха.

Кёсем Султан

Гречанка Анастасия, похищенная прислужниками Сафие Султан, не желала мириться с жизнью во дворце. Однако встретив свою настоящую любовь, султана Ахмеда, будущая самая великая женщина в Османской империи решила бороться за свое счастье. Она смогла достичь невероятных высот, получив титулы не только Хасеки и Валиде, но и регента султаната. Кёсем стала первой женщиной в истории Османской Империи, по-настоящему правящей государством при султанах Османе, Мураде и Ибрагиме, созывающей советы Дивана и как Валиде по своему желанию решающей судьбу государства.

Турхан Султан

Главная Хасеки султана Ибрагима, Турхан всегда знала, что её сила лишь в её сыне и понимала, как шатко её положение во дворце. Заручившись поддержкой Кёпрюлю Мехмеда Паши, Турхан удалось победить величайшую женщину своей эпохи и Старшую Валиде Кёсем Султан и стать регентом при своем сыне, взошедшем на трон под именем Мехмеда IV.

Дилашуб Султан

Когда Салиха стала валиде, она уже пребывала в весьма преклонном возрасте; она не вмешивалась в политику, предпочитая заниматься делами гарема и благотворительностью. В надежде на то, что её сын сможет оставить после себя хотя бы одного наследника, Салиха подобрала ему нескольких наложниц, однако Сулейман II умер бездетным.

На протяжении всего правления своего сына Валиде Султан была самой влиятельной фигурой в гареме. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. 130-летний период в XVI—XVII веках, когда Валиде Султан оказывали особенно существенное влияние на политику империи, даже получил название «Султанат женщин».

Источник

Валиде Айше Хафса Султан — мать Султана Сулеймана Великолепного. Реальная биография. Великолепный век

Что означает валиде в османской империи

Валиде Айше Хафса Султан. Актриса Небахат Чехре

Валиде Айше Хафса Султан родилась 5 декабря 1479г. Самая первая женщина, которая стала носить титул Валиде – мать султана.

Есть две версии происхождения Айше Хафсы султан. Первая из них, что Айше была дочерью крымского хана Менгли Гирея. Вторая, что она была наложницей Селима I европейского происхождения. И на самом деле, у Селима I было две супруги с одинаковыми именами.

Айше Хафса султан родила Селиму сына Сулеймана и ещё несколько детей. Принято считать, что её детьми кроме Сулеймана были ещё три дочери: Хатидже султан, Фатьма султан и Бейхан султан.

Из сыновей у Селима остался только Сулейман, с которым, начиная с 1513 года по 1520 год, Хавса проживала в Манисе. Там её сын и будущий султан Сулейман проходил обучение по управлению государством.

На протяжении 14-ти лет Хафса султан была самой значимой фигурой в гареме. Она пользовалась заслуженным уважением и влиянием во дворце и за его пределами. Иногда она могла вмешаться и в дела государственной важности.

Многие из рода Османов оставили свой след в истории Манисы. Но особым почтением славилась именно Хафса султан. Она занималась благотворительностью. Много сил она отдала тому, чтобы вверенная её сыну провинция процветала. Она приказала построить величественные мечети в Манисе. Появились школы и больницы. В наши дни сохранено здание благотворительного центра, где оказывалась помощь душевнобольным.

Что означает валиде в османской империи

С её именем связан самый любимый и знаковый фестиваль Манисы – «Месир Маджуну». По легенде, когда Валиде Айше Хафса Султан заболела, лекари приготовили для неё чудодейственную мазь, смешав различные приправы. И назвали они эту мазь «Месир». Эта мазь помогла султанше выздороветь. И она велела дать это чудодейственное снадобье всем болеющим в городе. С тех самых дней в память об этом проводится фестиваль. В этот день раздают мазь и устраивают костюмированный парад на улице. Флаконы с этой мазью можно купить в наши дни на каждом углу.

Что означает валиде в османской империи

Валиде Хафса Султан получала свой башмалык (доход) султанских земель. Им она могла распоряжаться, как хотела. Но Хафса эти деньги тратила на благотворительность.

Эта великая и уважаемая турецким народом женщина покинула земной мир в марте 1532 года. Её со всеми почестями похоронили в Фатихе, мавзолее мечети Явуза Селима, рядом с мужем. В Турции, в день её смерти, до сих пор поминают Хафсу султан, как самую любимую и уважаемую народом женщину.

Источник

Османская Империя

История Османской Империи тут

Что означает валиде в османской империи

Королевы Стамбула. Все Валиде Cултанши Женского Султаната и после

Они изменяли лик Империи более 300 лет

Нурбану была первой, кто начал строительство в Стамбуле в статусе Валиде Султан, последней была Пертевнияль Валиде Султан. Только в Стамбуле известны 220 построек, принадлежащих 10 матерям Падишахов, а помимо них десяткам хасеки и дочерей. По их приказу с конца 16 и до конца 19 века от Боснии до Хиджаза были построены фонтаны, школы, месждиты, мечети, водозаборы, виадуки, мосты, больницы, имареты, фонтаны с питьевой водой, шадырваны и многое другое.

Что означает валиде в османской империи

Нурбану Султан

Первая женщина, которая стала играть первую скрипку во дворце и гареме

Настоящее имя: Сесилия Веньер-Баффо или Ракель Мария Насси

Происхождение: итальянка, еврейка или гречанка

Рождение: между 1525 и 1530

Смерть: 7 декабря 1583

Невестка Султана Сулеймана и Хюррем, хасеки Селима II, мать Мурада III.

Незаконная дочь венецианского семейства, которую звали Сесилия Веньер-Баффо. Она попала в плен на острове Корфу. Стефан Герлах в своём дневнике указывает, что она гречанка или с острова Корфу, или с острова Парос, насколько страниц спустя он предполагает, что она может быть венецианкой. Алдерсон указывает на такое же происхождение по Росси. Ахмет Рефик считает, что она была еврейкой, поскольку позволила евреем вмешиваться в государственные дела.

По одной из версий, Баффо была среди пленников, захваченных и закрытых в трюмах Барбароссой у берегов Средиземного моря в 1537 году. Он посчитал Баффо достойной Шехзаде Селима. Бенджамин Арбел в статье «Нур Бану (1530-1583). Венецианская султанша» хоть и говорит, что она с Корфу, была ли она итальянкой, еврейкой или гречанкой – вопрос дискуссионный. Должно быть, Нурбану попала в гарем к Шехзаде Селиму в 1544 году во дворце в Манисе. Там она получила имя Нурбану и стала частью гарема Шехзаде-наместника в провинции. Она родила дочь Эсмихан (1545), а потом 4 июля 1546 на полонине Боздага, скорее всего в шатре, она родила Шехзаде Мурата. Их жизнь во дворце в Манисе с Шехзаде Селимом продлилась 14 лет.

В гареме того времени её называли «Средней Валиде», потому что она была второй из троицы первых королев гарема: Хюррем, Нурбану и Сафие. Она первая, кто возвёл в Стамбуле кюллие в статусе матери Падишаха, поэтому она прославилась как «Атике (старая) Валиде». Современник её сына Мурада III Бостанзаде Яхья Эфенди в своей работе «Тарих-и Саф» говорит об уважении Султана к матери: «До правления этого Падишаха такого понятия, как Валиде Султан, не существовало. Впервые его употребил он».

Когда Хюррем умерла в 1558 году, Султан Сулейман назначил сына Селима наместником сначала в Кютахью, а потом в Конью, а внука – в Аташехир. Неизвестно, Нурбану отправилась в провинцию с сыном Мурадом или с мужем Селимом. Считается, что она приказала выткать рубашку-талисман в Топкапы в 1565 г., чтобы защитить мужа в борьбе за трон с Баезидом.

Во время правления Селима II (1566-1574) Нурбану получила звание хасеки. Считается, что она сформировала коалицию с дочерью Эсмихан и зятем Соколлу Мехмедом Пашой – подобной той, что была у Хюррем, Михримах и Рюстема Паши. В художественных произведениях, где рассказывается о деяниях еврейской Киры, которая сблизилась с Нурбану, проложила себе путь в Стамбульский мир драгоценностей, золота, парчи и взяток и служила кяхьей (!) в гареме, она изображается не в лестном свете, что естественно. Али Кемаль Мерам в «Воспоминаниях Падишаха» унижает её, называя «еврейкой Рашель», и говорит, что она «родила от Селима II 11 детей!»

Нурбану сама в первых рядах тех, чей образ изрядно истрепался в многочисленных художественных интерпретациях. Беспрестанно описывается её сговор, основанный на общих корнях и совместной выгоде, с евреем Ясефом Насси, который убедил Селима-пьяницу завоевать Кипр, нахваливая кипрские вина.

Что означает валиде в османской империи

Достоверные сведения о Нурбану можно почерпнуть из дневника Стефана Герлаха, который прибыл в Стамбул в составе австрийской делегации. Например, 14 октября 1573 он записал следующее:

Жена Падишаха с о. Корфу проехала перед караван-сараем (хан для послов) в составе кортежа из 20 карет. На её карете не было никаких украшений. Она была обшита красным полотном, как и другие кареты, только шляпки гвоздей на её карете были с золотым напылением. Перед её каретой шагали янырачы в жёлтых сарыках (чалмах) с аркебузами. Верхом же сопровождали чёрные евнухи. Женщины Падишаха живут в огороженном стенами дворце, который по размеру равняется практически половине города Тюбинген (Старый дворец).

Эта запись относится к тому времени, когда Нурбану была хасеки.

Вполне естественно, что исторические работы не упоминают о хасеки Нурбану. Обычно слово «гарем» не употреблялось в сведениях относительно кроткого правления Селима II, который оставил власть в руках зятя Соколлу Мехмед Паши, а сам провёл годы во главе Империи, путешествуя между дворцами в Стамбуле и Эдирне. Например, Гелиболулу Али в Künhü’l-Ahbâr описывает не гаремную жизнь Селима II, а пирушки с музыкой, дискуссиями и алкоголем.

Нурбану вышла на историческую сцену 15 декабря 1574 года – в первую неделю после смерти Падишаха. Произошедшее в течение этих 6 дней определило судьбу Османской Империи и заставило её совершить исторический шаг. Здесь сведения из Истории Селяники важны. Когда на рассвете 15 декабря 1574 Селим II умер, «Нурбану приказала уложить его тело на лёд, пока эта тайна не стала никому известной». Великий Визирь Соколлу отправил письмо Мураду, находившемуся в Манисе. Шехзаде сначала переехал в Муданью, а оттуда, сев на гальету (тип судна) 21 декабря 1574 добрался до пристани Топ и встретился там с зятем Соколлу. В полночь провели внутреннюю церемонию присяги. Стефан Герлах пишет:

После восхождения на престол Мурада III, весь отцовский гарем был отослан в Старый дворец, в Топкапы осталась только Нурбану. Падишах приказал казнить у него на глазах всех братьев, старшему было всего 8 лет. Одна из матерей, узнав о казни, зарезалась

Власть Нурбану в гареме началась той ночью – с джюлуса и убийств, в награду она получила титулы «Валиде-и саадет-пенах» (Мать прибежища счастья) и «Мехд-и Улья-и Салтанат» (Колыбель Вкликого Султаната). Отныне во дворце появился особый титул для матерей Падишахов и первая женщина, получившая его, была Нурбану.

Что означает валиде в османской империи1914 год. В мечети Атик Валиде представители Красного полумесяца раздают еду нуждающимся и странникам

Гарем заполнился новыми кадрами – приехавшей из дворца в Манисе хасеки Мурада III Сафие и другими девушками, но бразды правления находились в руках свекрови Валиде Нурбану. Её дочь Эсмихан с мужем Соколлу Мехмедом Пашой, который был на 20 лет старше её отца Селима II, жила во дворце Кадырга. Нурбану привезла из Старого дворца Джанфеду Кадын, которую назначила гаремной кетхюдой. Сафие в ответ заручилась поддержкой векильихарч гарема (завхоз) Разие Кадын. Разные гаремные группы между собой сражались за влияние на стиль управления и политику Мурада III. Гелиболулу Али писал: «Они занялись взяточничеством. Жалованье и должности стали раздаваться за взятки».

Из-за своей привязанности к Джанфеде, которая заработала состояние благодаря Султанше, Нурбану завещала ей заботиться о сыне Мураде после своей смерти. Джанфеду с внешним миром с помощью взяток связывала еврейка, по имени Эстер Кира. Стефан Герлах пишет, что из-за сплетен, заполонивших Стамбул, Нурбану была вынуждена переехать из Топкапы или во дворец, построенный в садах Еникапы, или в Старый дворец. Когда сын Мурад III приехал к ней, Валиде Султан, будучи умной женщиной, попросила его помиловать всех заключённых.

Потратив часть своего громаднейшего состояния, Нурбану возвела в Ускюдаре первый в Стамбуле храмовый комплекс кюллие Валиде в 1580 г. Селяники пишет, что умерла он в Еникапы в «Багчесарае» — дворце, окружённом садами. Локман в «Шехиншахнаме» на одной из миниатюр изобразил, как гроб с телом Валиде Султан выносят из городских ворот. На полях указано, что омовение было совершено в её дворце, потом завёрнуто в саван и положено в гроб, который переносили на плечах. Намаз был совершён в мечети Фатиха, после этого она была погребена в тюрбе Селима II на территории Айя-Софии. В истории Селяники указана дата – 7 декабря 1583 г.

Помимо кюллие Атик Валиде Султан, которую Нурбану построила в Ускюдаре в Топташи за состояние, сколоченное на взятках и личных владениях, есть и другие постройки, возведённые за её счёт: хамамы Ешильдерекли в Ускюдаре, Чемберлиташ в Дивайолу и Ланга хавузлу в Аксарае; месджиты Алемдаг и Мерджан.

Ахмет Рефик, написавший «Женский Султанат» и «Кызлар агасы», и другие писатели в полуисторических-полухудожественных произведениях на тему «Женского Султаната» изображают Нурбану в постоянных сварах с невесткой Сафие, подначивающей сына Мурада III к связи с большим количеством женщин, и дворцовой интриганкой, увязшей в болоте взяток и коррупции. Из-за такого образа её вклад в архитектуру Стамбула и в особенности Ускюдара остался незамеченным. Особо стоит подчеркнуть, что Нурбану оставила будущим Валиде Султан важное сообщение – «возводите постройки с помощью вакфов». Этот чёткий посыл претворялся в жизнь вплоть до последней благотворительной султанши Валиде Пертевнияль Султан (умерла в 1883 г.).

Сафие Султан

Кровь 25 шехзаде пролилась по её приказу

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: албанка и боснийка

Рождение: 1550

Смерть: 1605

Невестка Селима II и Нурбану, хасеки Мурада III, Валиде Мехмеда III.

Погребена в тюрбе Мурада III в Айя-Софие. Возможно, дочь венецианского рода Баффо. Когда её отец служил наместником на о. Корфу, корабль, на который села вся семья, был захвачен пиратами. Пленную Баффо воспитали во дворце Ферхада Паши, нарекли Сафие и отдали в гарем к шехзаде Мураду, наместнику в Манисе. Когда Сафие родила в 16 мая 1566 г. Шехзаде Мехмеда, Султан Сулейман до сих пор был жив и находился на троне. Таким образом она увидела правление Сулеймана, тестя Селима II, мужа Мурада III, сына Мехмеда III и внука Ахмеда I. Хасеки сына Мехмеда III, мать Ахмеда I Махидевран умерда раньше Сафие Султан, в первые годы правления сына (1604).

Историки, послы и путешественники, приезжавшие в Стамбул, писали, что после смерти тёщи Нурбану Сафие Султан сначала прибрала к рукам мужа Мурада III, а потом и сына Мехмеда III «с помощью магии». Считается, что она заполняла гарем девушками со Средиземноморья, Европы, Крыма и Кавказа; и по её приказу гарем из Старого дворца в Беязыте был перевезен в Топкапы. Также считается, что она была свидетельницей или даже именно по её приказу были задушены гаремными безмолвными палачами 5 шехзаде во время джюлуса Мурада III и 19 шехзаде во время джюлуса Мехмеда III. Естественно, не приходится говорить о сострадании или благотворительности. Мечеть, строительство которой она начала на Эминёню, осталась на уровне фундамента; через 50 лет мать её праправнука Мехмеда IV (1648-1687) Турхан Султан возвела на том же месте Новую Мечеть.

Валиде Махпейкер (Кёсем) Султан

Она правила как Падишах, назначала визирей, сменяла Султанов

Настоящее имя: Анастасия

Происхождение: гречанка, боснийка или черкешенка

Рождение: 1589

Смерть: 3 сентября 1651

Хасеки Ахмеда I, мать Мурада IV и Султана Ибрагима, бабушка Мехмеда IV.

Валиде-и муаззама (Великая Валиде) Кёсем Султан, сначала известная как Валиде, потом Великая Валиде (бабушка действующего Султана), в официальной корреспонденции «Власть держащая желающих постичь ислам, Валиде Султан хазретлери», а после смерти «Убиенная Валиде» или «Павшая Валиде». Пребывание Кёсем среди женщин Династии, в гареме и при управлении государством равняется приблизительно полувеку. Она – единственная Валиде Султан, которая могла чертить рамки полномочий сыновей и внуков, назначать Великих Визирей и утверждать смену Султана. В итоге она присоединилась к сомну госслужащих, убитых по политическим причинам.

Жизнь Кёсем Султан ставала основой для романов и пьес. Писать о ней сложно, используя документы и исторические сведения, потому что она была женщиной, проживающей и властвующей в гареме! За всю её 60-летнюю жизнь сложно найти 60 документов, а рассказывающее о ней сведения тенденциозны. Книги о Кёсем Султан полны выдумок. Хотя в Hadikatü’l-Vüzerâ говорится, что во время правления малолетнего Падишаха Мехмеда IV вместо Софу Мехмет Паши Кара Мурат Паша «стал Великим Визирем по велению Великой Валиде Султан». Это надёжное историческое сведение, которое подтверждает влиятельность Великой Валиде Махпейкер. Эти же полномочия потом использовала и её невестка Хатидже Турхан, именно поэтому правление свекрови-невестки назвали в последствии «женским султанатом».

Народ считал её набожной, и занимавшейся благотворительностью султаншей. Это можно объяснить такими благими делами как строительством галер для флота, ежегодным освобождение многих невольниц и выдачей их замуж, оплатой долгов должников и заключённых, раздачей денежных пожертвований, приглашением служителей Султанских мечетей для чтения Корана во дворец, командированием водоносов в составе группы паломников в Мекку для раздачи щербета и питьевой воды.

Помимо разграбленного во время убийства, было найдено 20 сундуков золота, которые были переданы в казну, и таким образом удалось решить финансовые проблемы государства. Главные из построек, созданных Кёсем: мечеть Чинили и хамам с тем же названием, построенные в 1640 г. в Ускюдаре в районе Атик Валиде; мечеть дарюльхадис, школа для детей сыбьян мектеби, библиотека, султанский балкончик в мечети, вторая кюллие Валиде с фонтаном и фонтанчиком с питьевой водой. Фонтан и водозабор Чинилисую в Ускюдаре, медресе Валиде, месджит и фонтан в Султанеселим, фонтан в Еникапы, месджит в Анадолукавагы, мост Ялакдере недалеко от Карамюрселя, хан в Конье, в Ливадье, в Греции, где находились земли, которые принадлежали Кёсем, семипролётный мост Валиде Султан, обеспечила водой оазис Джюдейде на пути в Мекку-Медину и построила вторые по величине после Гранд базара торговые ряды Хан Великой Валиде (Бююк Валиде Хан) в Чакмакчылар на три внутренних дворика и караван-сарай. Когда открыли запертые на ключ покои в этом Хане после смерти Махпейкер Кёсем, были обнаружены сундуки, набитые драгоценностями, ценными вещами, шалями и тканями. Земельные участки и караван-сарай она передала вакфу кюллие Чинили и другим вакфам, известном как вакфы Махпейкер Султан.

Валиде Хатидже Турхан Султан

«Паша! Седая борода ума не прибавляет!»

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: русинка

Рождение: 1627

Смерть: 5 июля 1683

Башхасеки Султана Ибрагима, мать Мурада IV.

Существуют различные версии о её происхождении и пленении. Бертран Тавернье, побывавший в Стамбуле в 1668, говорит, что она была черкесских корней. После попытки захвата дворца 2 сентября 1651 года, которая закончилась убийством самой могущественной женщины за всю историю гарема Кёсем Султан, для Турхан Султан начался период 32-летнего правления. Долгие годы она была регентом своего сына Мехмеда IV, взошедшего на трон в 7-летнем возрасте, а после достижения им совершеннолетия оставалась ему советником. Документы, которые она подписывала печатью «Валиде Султана Мехмеда», имели статус закона. На одной из встреч Великий Визирь Гюрджю Мехмед Паша заявил, что «его борода поседела на алтаре государственной службы» и намекнул, что она «женщина недалёкого ума», на что Турхан Султан сказала фразу, вошедшую в историю: «Паша! Седая борода ума не прибавляет!».

Хатидже Турхан Султан, жена Султана Ибрагима, мать Мехмеда IV Охотника

Эта тюрбе – усыпальница, которая стала последним пристанищем для многих представителей Династии. Здесь похоронен сын Турхан Султан Мехмед IV, внуки Мустафа II, Ахмед III, Махмуд I, Осман III, и последний Мурад IV. Некоторых задушенных шехзаде, многих султанских дочерей и их мужей провожали в последний путь в тюрбе Турхан Валиде.

Первой инициативой за время 32-летнего правления была постройка на средства из собственной казны оборонительных сооружений по оба берега пролива Чанаккале-Гелиболу (Дарданеллы) – крепости Седдюльбахир и Кумкале. Поездка Турхан Султан весной 1661 года вместе с сыном Мехмедом IV и садразамом Кёпрюлю в Чанаккале для осмотра крепостей, внутренних мечетей, школ, хамамов, казарм и лавок, совершение пожертвований строителям и разрабам – удивительные события для гаремной дамы. Ещё она начала строительство мечети в Чанаккале, после чего мать с сыном отправились в Эдирне.

Вернувшись в Стамбул осенью, Турхан Султан привела в божеский вид заброшенные развалины мечети, строительство которой начала, но так и не смогла завершить Сафие Султан. Еврейский квартал, окружавший едва начатую мечеть, она национализировала и 23 июля 1661 года на заложенном фундаменте начала возводить мечеть, равную Султанской, которую в последующие столетия будут связывать с её именем, с «двойной тюрбе, дарюлкурой, школой и Султанским особняком с видом на море и питьевыми фонтанами у обоих входов». Зодчим комплекса стал Касым Ага.

Мечеть Валиде Султан с тремя балкончиками, двумя минаретами, широкими сводами и Султанским особняком, которая в наши дни является на стамбульских берегах самый роскошным архитектурным творением, возведённым по приказу женщины, открыла свои двери правоверным в пятницу 31 октября 1665 года.

На церемонии присутствовали Падишах, Валиде Султан, Хасеки Гюльнуш и государственные служащие. В Истории Силяхдара говорится:

После пятничного намаза, на который с церемониальным шествием пожаловали Падишах хазретлери, Валиде Султан и Хасеки Султан (Гюльнуш), Валиде Султан презентовала венценосному сыну золотой кинжал, инкрустированный цельным изумрудом, пояс, усыпанный чистыми алмазами, гази соргуч с чистым алмазом и десять чистокровных арабских скакунов со сбруей.

Помимо этого, Фазыл Ахмету Паше и Мерзифонлу Кара Мустафе Паше, визирям и богословам, ваизу мечети Вани Эфенди и многим другим раздала меха, награды и деньги. В тот день в дворике мечети было рассыпано несметное количество монет.

Главное наследие, оставленное Турхан Султан, — это мечеть Валиде Султан (Новая мечеть) и её комплекс. Табличка на входе мечети со стороны киблы гласит:

Мечеть Валиде Султан была завершена,
Каждый её уголок стал кровом для лучшего из шейхов
Я пожелал узнатть дату ей строительства.
Кто-то встал и произнёс: «Кааба, достойная защиты Аллаха».
(что скрывает дату 1084 год по Хиджре)

По приказу Турхан Султан были построены: дворец в Эдирне, особняки Гюльхане и Шикяр, мечети в Ресмо и Кандие, колодцы на пути в Хиджаз, по библиотеке в Чанаккале и Стамбуле, фонтан в Бешикташе. Французский путешественник Тавернье описал прибытие Турхан Султан их Эдирне в Стамбул 2 июля 1668:

По обе стороны кареты Валиде Султан, запряжённой белой лошадью, виднелись 6 привратников, у которых в руках были копья с красными лошадиными хвостами. Эти туги символизировали 6 пашей, сопровождавших Валиде Султан. Впереди и позади ехали другие кареты. У каждой кареты в двери были окошки с решёткой, чтобы женщины Султана могли смотреть наружу, но их самих никто разглядеть не мог. У дверей шагало по чёрному евнуху.

Во время приезда Валиде Султан из Эдирне в Стамбул 15 апреля 1677 года, Турхан Султан в Кючюкчекмедже встречали Падишах, садразам и шейхульислам. Мехмед IV иногда брал с собой мать Турхан Султан на Балканы, в Теселью, охоту в Румынии и походы на Австро-Венгрию, в которые выходил с Фазыл Ахметом Пашой. Благодаря этому Турзан Султан и другие женщины гарема, сопровождавшие ей, имели возможность повидать мир.

Валиде Эметуллах Гюльнуш Султан

Была в первых рядах на протяжении 20 лет во время правления двоих сыновей

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: критский ретимнонский род Верцицци

Рождение: 1642

Смерть: 6 ноября 1715

Хасеки Мехмеда IV, мать Мустафы II и Ахмеда III.

Она происходит из критского ретимнонского рода Верцицци. Была одной из пленных во время завоевания Ретимнона. В юном возрасте была передана Турхан Султан. Она была старше Мехмеда IV, чьей хасеки была, но была красавицей. Родила Шехзаде Мустафу (II) в 1664 и Шехзаде Ахмеда (III) в 1673. По мнению некоторых историков, последняя представительница «Женского султаната», начавшегося с Нурбану.

После того, как её старшего сына Мустафу II (1695-1703) свергли, Валиде Гюльнуш Султан имела шанс увидеть первые годы правления младшего сына Ахмеда II (1703-1730). В Стамбуле её знали как «Валиде-и Джедид, Новую Валиде, Уммютулах Валиде Султан». Проживала со свекровью Турхан Султан в гареме не меньше 20 лет, до 1683. С 1687, когда Мехмеда IV свергли, и до 1695, когда её сын Мустафа II взошёл на трон, Гюльнуш Султан держали под надзором в Старом дворце. В общей сложности пробыла Валиде Султан 21 год по время правления обоих сыновей. Как и Султан Турхан, она умерла в Эдирне, тело доставили за 3 дня в Стамбул и похоронили в Ускюдаре в открытой тюрбе, обращённой к дроге перед мечетью Джедид Валиде (Новая Валиде), которую она построила.

Гюльнуш Султан участвовала в дворцовых свадьбах, церемониях обрезаний шехзаде, поездках в Эдирне и городах на Балканах; стала свидетелем восстаний в Стамбуле и Эдирне, свержения и смертей мужа Мехмеда IV и сына Мустафы II. После дочери Сулеймана Великолепного Михримах и Махпейкер Султан построила последний комплекс с мечетью в центре в классическом стиле в Ускюдаре. Гюльнуш Валиде, когда была хасеки Мехмеда IV, построила имарет Хасекие в Мекке и во время правления сына Мустафы II – в 1697 году одноминаретную мечеть Новой Валиде в крепости в Галате у церкви Янык. Также она оставила после себя фонтан Эметуллах Валиде в Ускюдаре в районе Гюльфем Хатун.

Валиде Салиха Султан

Строила фонтаны и источники питьевой воды, была известна своими благими делами

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: гречанка

Рождение: 1680

Смерть: 21 сентября 1739

Известная питьевым фонтаном Валиде Салихи Султан, который она построила в 1732 в Стамбуле, в Галате-Азаркапы – один из неподражаемых примеров фонтанов и источников питьевой воды, строящихся на площадях, культура которых только начала зарождаться в Стамбуле. Также в её время были построены фонтан у мечети Берекетзаде на площади у Галатской башни, фонтан у мечети Явеуд в районе Эюп Дефтердар, трёхсторонний фонтан в Силиврикапы, фонтан в Топхане на спуске Кадирилер и фонтаны Валиде Султан в Ченгелькёе. Она реставрировала мечеть Аладжаминаре и Арабскую мечеть в Каракёе, построила фонтаны в Галате, Таксиме, Топхане и Бешикташе.

Валиде Михришах Султан

Неразлучно бок о бок с сыном Селимом III

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: грузинка

Рождение: 1743

Смерть: 16 октября 1805

Башкадын (=Башхасеки) Мустафы III, мать Селима III, султанш Хибетуллах и Фатьмы.

Селим III взошёл на трон 7 апреля 1789 года после смерти дяди Абдульхамида I, сразу же на следующий день его мать Михришах прибыла в Топкапы с шествием «Валиде Султан». Сын встретил её у Средних ворот и поцеловал руку. Отношения Валиде Султан и Падишаха были уникальны с точки зрения отношений матери и сына. Они виделись ежедневно во время визитов Султана в покои Валиде Султан. Более того, Падишах часто виделся не только с матерью, но и сёстрами, разговаривал с ними и совместно слушал музыку. Особенно знаменательно, что покои Мехд-и Улья-и Салтанат для Михришах были построены через стенку от Султанских покоев Селима III, в которых он также упражнялся в музыке.

Михришах умерла в 1805 г.. По обе стороны своей усыпальницы в Эюпе на Бостан искеле по её приказу были построены два фонтана, кроме того, небольшой благотворительный комплекс, состоящий из имарета, питьевого фонтана, казарм и школы. Имарет Михришах Султан действует по сей день. Два несохранившихся фонтана были построены в 1790 в честь дочерей Хибетуллах и Фатьмы, умерших в детстве. По приказу Михришах Султан были построены фонтан Хибетуллых в Ускюдаре Ихсание, фонтан Фатьмы Султан в Фындыклы Молла Байыры, месджит в казармах гренадёров в Халыджиоглу, фонтан у кладбища мечети Халыджиоглу и фонтан на пути в Хаскёй. Она восстановила разрушенный фонтан Силяхдара Юсуф Паши в Кягытхане, ещё был фонтан в Бешикташе, в Кылыч Али Паша. Михришах Валиде вооружила 500 человек дворцовых бостанджи, отправлявшихся в поход в 1790 году, покрыла все расходы этих военных и обслуживающей их команды.

Накшидиль Валиде Султан

Короткая жизнь, полная недугов

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: грузинка

Рождение: 1766

Смерть: 28 июля 1817

Дата её рождения – предположение, основанное на дате рождения Махмуда II (1785). Восьмая женщина Махмуда I. В гареме была известна как Накши Кадын. Грузинка по происхождению. Слух о том, что она была француженкой знатного рода – выдумка прессы во время путешествия Султана Абдульазиза во Францию в 1867 году. Тогда же пошла гулять утка, что Наполеон III и Абдульазиз – двоюродные братья.

Лесопосадки и места для прогулок в Ускюдаре Кошуйолу, которые любила Накшидиль Валиде, в честь неё стали называть Валиде Багы (Сад Валиде). В недалёком прошлом часть была застроена виллами Валидебаг, относительно оставшейся части в прошлом месяце вышло разрешение на застройку!

Считается, что некоторые нововведения Махмуд II ввёл по наставлениям матери. Накшидиль прожила короткую жизнь, полную недугов. Когда она заболела в особняке Эйван-и Валиде в Валиде Баг, её привезли во дворец. Там во время одной из трапез она подавилась едой и умерла. Похоронена в тюрбе в мечети Фатиха. После неё остались фонтаны Накшидиль Валиде Султан в Сарыкады кёю в Ускюдаре-Алемдаг и питевой источник Накшидиль Валиде, который после её смерти построил сын Махмуд II в Топхане.

Безмиалем Валиде Султан

Была известна своей благотворительностью и опекой над нищими.

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: Кавказ (грузинка или черкешенка)

Рождение: 1807

Смерть: 2 мая 1853

Вторая женщина Махмуда II из семи. Мать Султана Абдульмеджида.

Считается, что она кавказского происхождения, грузинка или черкешенка. Была продана в гарем работорговцем. В 1823 родила Шехзаде Абдульмеджида. Безмиалем Валиде Султан – бабушка четырёх последних султанов. Она вместе с Абдульмеджидом были рядом с Махмудом II в последние минуты его жизни. 1 июля 1839 года Абудльмеджит взошёл на трон, а сама она стала «Мехд-и Улья-и Салтанат», т.е. Валиде Султан. Ветерок свободы, повеявший во время Танзимата, принёс матери и сыну народную любовь. Безмиалем была известна своей благотворительностью и опекой над нищими. Её письма сыну Абдульмеджиду задокументировали любовь между матерью и сыном.

На протяжении 14 лет в статусе Валиде Султан она совершила много благих дел. Умерла молодой, и на её похоронах была настоящая сутолока.

Главные творения, созданные по ей приказу или по приказу Адбульмеджита в честь матери, следующие: Джиср-и Джедид (первый Галатский мост), средняя школа Валиде в Джагаоглу, больница Гуреба-йы Мюслимин (мусульманских сирот) в Аксарае, фонтаны Валиде в Мачке, Берекетзаде в Галате, Учлер в Султанахмете и Кара Имам а Касымпаша, реставрированные фонтаны в Силиврикапы Абдуллаха Аги, Бешикташ, Тарабья, Алибейкёй и Рами Мальтепе. После её смерти – мечеть Долмабахче/Безмиалем. Все эти строения служат и в наши дни.

Пертевнияль Валиде Султан

Качала колыбель Султаната, а была забыта ещё при жизни.

Настоящее имя: неизвестно

Происхождение: абхазка (скорее всего)

Рождение: 1810

Смерть: 8 ноября 1883

Одна из кадынэфенди Махмуда II, мать Султана Абдульазиза.

Данных о её семье нет. Известно, что она попала в гарем невольницей. Родила Абульазиза в 1830. Во время правления сына (1861-176) была Мехд-и Улья-и Салтанат/Валиде Султан (качающая колыбель великого Султаната). Прожила ещё 7 лет после смерти Абдульазиза и умерла в Топкапы всеми забытой Валиде. Погребена в тюрбе на территориб кюллие в Аксарае, построенной по её приказу.

Комплекс Аксарай Валиде Султан, заказанный итальянскому архитектору Монтани и возведенный в 1871 в стиле, объединяющим веяния готической, индийской и турецкой школ, — последний из комплексов, построенных в Стамбуле Валиде Султан. В кюллие входятдвухминаретная мечеть, школа Махмудие (старшая школа Пертевнияль), библиотека, муваккитхане (место, где определяли точное время намазов с помощью различных приборов), фонтан и тюрбе. Пертевнияль Валиде Султтан построила фонтаны в Карагюмрюке, в Бешикташе в Яхья Эфенди, в Эюпе в Дефтердаре и в Чапе; построила больницу в Медине; известна помощью, которую оказывала бедным семьям и учащимся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *