Что означает знак европа азия
Автобродяга
Выбираем, куда поехать в зимние выходные самостоятельно, в зависимости от региона и вида маршрута.
Маршруты, подходящие для зимнего времени года.
Наш сайт поможет подобрать вам самый интересный маршрут в пределах 200 километров от города Екатеринбурга.
Обелиски и знаки Европа – Азия
Обелиски и знаки Европа – Азия уже давно стали самостоятельными объектами туристических поездок и походов.
К одним обелискам вполне можно подъехать на автомобиле, некоторые знаки доступны только для подготовленных пеших туристов, способных пройти не один десяток километров. Наверно, все знаки и обелиски Европа – Азия посетить невозможно, но часть из них, особенно, расположенные в Свердловской и Пермской областях, вполне доступны для посещения.
Для начала, немного истории возникновения самой идеи установления на границе Европы и Азии знаков и обелисков.
История возникновения границы Европы и Азии
Понятие границы Европы и Азии связано с расположением материка, на которым мы с вами живем, включающего в себя две части света: Европу и Азию. И уже с античных времен, и географов и историков интересовал вопрос, где на материке проводить границу, разделяющую части света.
По мере изучения материка и уточнения имеющихся карт, граница, разделяющая части света, несколько раз переносилась. И если Древние греки проводили ее примерно в районе Средиземного моря, то в 524 – 457 годах до нашей эры граница проводилась уже в районе реки Дон.
Гораздо позже, уже в конце 17 начале 18 века, в период интенсивного изучения и освоения Урала и Сибири, разделительную границу проводили реке Обь.
Идея разделения границы по Уральскому хребту, а точнее, по водоразделу, проходящему по Уральским горам, принадлежит В.Н. Татищеву. И начиная с первой половины 18 века, 1720 – 1730 годов, по настоящее время граница между Европой и Азией проводится по Уральскому хребту, протянувшемуся более чем на три тысячи километров с севера на юг.
На всем протяжении Уральского хребта установлены пограничные знаки и обелиски, разделяющие части света. Первые знаки начали устанавливаться в конце 18 века. Установкой знаков, как правило, занимаются группы энтузиастов. Все они уникальны и не похожи друг на друга, общее количество установленных знаков, наверно, не известно никому.
Наибольшее количество обелисков и знаков Европа – Азия, пожалуй, можно встретить на территории Свердловской области, расположенной на северной и средней части Уральского хребта.
Знаки и обелиски Европа – Азия в Свердловской области
В виде Совы на Каменном урочище
Сова символизирует границу Европы и Азии, проходящую по хребту горы Каменная: на крыльях совы высечены слова «Европа» и «Азия».
Недалеко от совы слова «Европа» и «Азия» выложены камнями на земле.
Памятник на горе Каменной создан в 1980-е годы ребятами из ревдинского клуба «Ровесник» под руководством Юрия Копытова.
GPS-координаты совы на Каменном урочище: N 56º 45.100´; E 060º 00.298´.
По дороге на плато Кваркуш, при заезде со стороны Свердловской области
К сожалению, в настоящее время стеллы разрушены, остался только каменный постамент.
Голубки на горе Котел
Знак «Европа-Азия» на горе Котел был установлен нашим соотечественником П. Ушаковым 25 мая 2011 года.
Знаки и обелиски Европа – Азия в Пермском крае
Недалеко от поселка Промысла
Обелиск был установлен в 2003 году по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков, его высота составляет 16 метров.
Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченной прямо на асфальте линией, обозначающей границу частей света.
Что означает знак европа азия
В первом больше лаконичной эстетики, на мой взгляд.
Оригинал взят у v_hotel в «Европа-Азия» 34 обелиска
Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.
Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.
№1 Обелиск на горе Березовой
Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).
Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия
№2 Обелиск возле Первоуральска
Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб «Европа-Азия». Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.
№3 Обелиск на Ново-Московском тракте
Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех — на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш. 60°21′02.6″ в. д./ 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).
Далее пойдут обелиски, которые установлены в других местах Урала.
№4 Оренбургский обелиск
Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.
№5 Стела на Белом мосту
Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая.
№6 Старые обелиски на реке Урал
В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.
Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.
Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты: 54°05’33,9«с. ш. 59°04’11,9»в. д.
№7 Новые обелиски на реке Урал
В 90-е годы по краям нового моста установили две новых стелы. Координаты: 54°05’42,5«с. ш. 59°04’04,8»в. д.
№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».
№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.
№10 Обелиск около станции Уржумка
Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.
№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау
На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены «наоборот» (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись «Азия», а на азиатской — «Европа». Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01’05,3«с. ш. 59°44’05,7»в. д.
№12 Обелиск в районе г.Кыштым
К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: N55 37.376 E60 15.288
№13 Обелиск у села Мраморское
В 2004 году у станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.
№14 Обелиск у деревни Курганово
Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.
№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск
Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.
№16 Обелиск на горе Каменной
«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско — Уфалейского хребта.
№17 Обелиск у станции Вершина
Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.
№18 Обелиск в районе г. Новоуральск
В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра.
№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка
Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись «Медвежка 499м», на левой грани — «сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.», на правой — «Зеленый 2006 мыс»
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».
№20 Столб у деревни Починок
Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05’01,00«с. ш. 59°58’17,20»в. д.
№21 Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль «Восток».
№22 Обелиск на перевале Большой Урал
Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский ( автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.
№23 Обелиск у станции Хребет Уральский
Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24’44,10«с. ш. 59°23’47,40»в. д.
№24 276 км Горнозаводской ж.д.
Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24’06,00«с. ш. 59°19’37,40»в. д.
№25 Обелиск у деревни Кедровка
Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11’21,19«с. ш. 59°26’04,51»в. д.
№26 Обелиск на главном Уральском хребте
В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.
№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой
Обелиск расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области).
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.
№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет
На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.
№29 Обелиск у поселка Кытлым
В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.
№30 Обелиск у подножья Казанского Камня
По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03’56,2«с. ш. 59°03’41,3»в. д.
№31 Знак на горе Неройка
Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника.
№32 Газопровод «Сияние севера» на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселока Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва.
№33 Обелиск у станции Полярный Урал
Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск был реконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.
№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар
Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции «Югорский Шар». Знак был установлен в 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью «Европа-Азия», к столбу прибита цепь с якорем.
Конечно, это еще не все отметки границы Европы и Азии. Один такой знак установлен даже в Стамбуле.
Знаки «Европа-Азия» в Новоуральском городском округе
Например, сайт «УРАЛНАШ» предлагает перечень знаков, в том числе, и наших, новоуральских. Но, во-первых, их там всего четыре, а, во-вторых, представлена абсолютно неверная информация.
Например, о столбе с солнечными часами написано следующее: » Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра«. Семиметровая конструкция с солнечными часами высотой 4 метра. Где ж там такие часы-то поместились? О чем это вообще? Да и авторами были обычные новоуральские туристы.
О Ломовском знаке указано: «сварщик Долгиров Евгений, энергетик Шультяев Г.А». И именно их участники викторины выдают за авторов.
Не ходите на этот сайт!
Я просмотрела множество сайтов, где представлены знаки «Европа-Азия», и везде информация либо не верная, либо не полная.
Именно поэтому мне очень хочется написать о знаках «Европа-Азия» на территории Новоуральского городского округа.
Водораздельная линия в Новоуральском городском округе имеет весьма сложный характер. На широте НГО водораздел переходит с осевого хребта на Бунарский, расположенный восточнее осевого (гора Висячий Камень), на широте Первоуральска линия водораздела смещается в восточные предгорья (горы Медвежья, Барсучья, Березовая).
Вблизи Новоуральска в разное время были установлены пять пограничных знаков «Европа-Азия».
Первый знак «Европа-Азия» появился в конце 50-х годов и расположен он на автодороге между деревней Починок и селом Тарасково, его отлично видно с автотрассы. Столб в народе называют «савчуковским», потому что был он установлен под руководством директора УЭХК Андрея Иосифовича Савчука.
Изготовлен знак из стального металла, представляет собой усеченную пирамиду. Изначально он был украшен гербом СССР на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия», впоследствии гербы сняли. В настоящее время столб разрушается. Данный знак поставлен в не совсем правильно месте, то есть не на водоразделе, но в 1966 году решили, что знак должен стоять там, где его будет лучше видно с дороги.
Нельзя сказать, что он красив или чем-то примечателен, но он первый в Новоуральском городском округе, и в этом его особенность.
Как рассказывал ветеран городского туризма В. Михайлов, идея поставить знак появилась после того, как в конце 70-х годов спортивный клуб «Кедр» начал проводить лыжные марафоны из Европы в Азию. Участники тех первых марафонов стартовали у столба между Тарасково и Починок, а финишировали в городе. Спортсменов и судей привозили на автобусе, что было не совсем удобно и затратно. Поэтому и возникла мысль иметь такой же столб, но поближе.
Основа столба выполнена из обычной трубы диаметром примерно 600-700 мм и длиной четыре с половиной метра. Ее разрезали вдоль на четыре части, развернули их «горбом» внутрь и сварили между собой узкими пластинами. Затем приварили стрелки и другие детали. Солнечные часы Борис Шитиков делал отдельно: сам все рассчитал, изготовил детали, сварил их, готовую конструкцию только приварили к знаку.
Вверху знака на металлических стрелках выбиты слова «Европа» и «Азия». Стрелки указывают направления частей света.
Открытие знака состоялось 9 марта 1985 года. На открытии выступила ветеран туристского движения Новоуральска, один из первых председателей клуба туристов Алина Кузьминична Колова, которая сказала: «Нам не впервые ставить пограничные столбы и восстанавливать границы. Это делали в годы революции и гражданской войны наши деды, а в 1944 году восстанавливали отцы после изгнания с нашей территории фашистов. В настоящее время вы, молодая смена, твердо стоите на страже ее, но уверена, что придет то время, когда можно будет обмениваться визитами с соседними странами, как заходить в гости к соседу».
У лыжного марафона появился новый символ. Спортсмены теперь стартуют и финишируют в городе, при прохождении дистанции пересекают границу Европы и Азии по и по нескольку раз пробегают мимо географического знака.
Открытие знака «Европа-Азия» на Перевале. 9 марта 1985 года
Третий знак был установлен по инициативе руководителя бывшего турклуба Средне-Уральского управления строителей Виктора Михайлова по дороге в сады «Автозаводец». Конечно, замыслы были грандиозными, и знак предполагался красивым. Архитектор Новоуральска Юрий Никешин так обрисовал будущий обелиск: «Главная идея этого комплекса – память о первых строителях нашего города, стоящих у его истоков. Все мы знаем, кто начинал строительство, кто заготавливал лес – это были заключенные и многие из них незаслуженно». Знак должен был быть не только географическим, но и памятным. Около знака «Европа-Азия» будет памятный знак в виде арки с подвешенным рельсом. Являясь атрибутом лагерной жизни, он будет символизировать эту страницу нашей истории. Вокруг знака проектом предусмотрена большая площадка, вымощенная фигурным камнем, по которой можно прогуляться и сфотографироваться. Основными элементами обелиска будут две наклонные бетонные призмы, символизирующие части света.
Бетонные призмы будут иметь форму трапеции, на более широкой грани будут укреплены две памятные доски. Одна будет посвящена первым строителям, а на другой будут перечислены организации, участвовавшие в создании комплекса. Призмы будут соединены между собой кольцом. Она символизирует перевал, который проходит по границе. А вертикальная стрела символизирует водораздел. Комплекс будет оборудован асфальтированной площадкой для стоянки автомобилей».
20 декабря 2005 года в связи с 60-летием строительной организации Новоуральска состоялась закладка мраморной плиты на месте будущего обелиска. На плите надпись: «Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города». Это сделано еще и потому, что на этом месте когда-то проходила дорога, по которой возили лес для строительства города.
В. Михайлов, к сожалению, сделать этого не успел – ушел из жизни, и, по-видимому, как раз к этому знаку применимо известное изречение: «Нет ничего более постоянного, чем временное».
Но даже в своем неприглядном виде знак (а он напоминает плиту над могилой) не перестает быть одним из пограничных столбов между Европой и Азией. Тем более что выставлен он на практически правильном месте.
Идеальное место для знака – через шоссейную дорогу, но там проходит линия электропередач, что стало препятствием для установки знака.
В народе знак называют «михайловским».
Таким должен был быть знак
В сентябре 2006 года на горе Медвежке появился четвертый знак.
Сама гора Медвежка находится на границе Европы и Азии, к северо-востоку от нее протекает река Бунарка, впадающая в Нейву (бассейн Оби), а к юго-западу находятся верховья реки Черный Шишим – притока Чусовой (бассейн Волги).
Автор рядом со своим знаком
На каждой из сторон есть надписи: «Медвежка. 499 м.», «Зеленый мыс. 2006», «Сварщик Долгиров Евгений. Энергетик Шультяев Г.А.», «Задумали Ломов В.А. и сын Сергей». Причем, последняя надпись скромно расположена внутри знака.
Интересно, что на многих сайтах, посвященных границе «Европа-Азия», присутствует информация именно об энергетике Шультяеве, а об авторах пишется следующее: «знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс», а В. А. Ломов и его сын не указываются нигде.
Но справедливость восторжествовала! В сентябре 2018 года краеведы Новоуральска покрасили знак. Ярким цветом была выделена фамилия автора, а поверхность с фамилией энергетика просто закрасили.
В народе знак называют «ломовским».
Олег Михайлович Воронин – житель Новоуральска, всю свою жизнь в свободное время ходил по лесам. Одно из излюбленных мест – гора Висячий Камень, хромитовый Александровский рудник. Как геолог Воронин рудник знал вдоль и поперек, часто собирал здесь минералы.
Неподалеку от дороги к руднику долгое время лежал трехметровый железобетонный поребрик – как будто специально привезли, чтобы натолкнуть Олега Михайловича на мысль об установке знака.
Знак он решил ставить тут же, рядом с поребриком. Правда, его отговаривали, мол, до границы еще метров 200-300 будет. На что Воронин сказал: «Граница проходит там, где люди ходят и ездят». А в этом месте, надо сказать, не только летняя дорога, но и зимняя – именно здесь проходит лыжня.
Знак делался прямо на месте: вязали железную арматуру для каркаса, вручную замешивали бетон. В результате получился квадратный 4-метровый столб. Стела построена целиком из местных материалов: каменный отсев – с Заплотного камня, цемент – из Невьянска, вода – из Александровского рудника. На одной стороне табличка с надписью «Стела установлена в честь уральских рудознатцев и горняков», на второй стороне табличка с надписью «Европа», на третьей – «Азия». Действительно, в этой местности довольно много рудников (Александровский, Алексеевский, Абрамовский, Чувановский и др.), откуда еще в начале ХХ века везли полезные ископаемые на Верх-Нейвинский и другие заводы.
Площадка у подножия стелы выложена минералами и породами, имеющимися в окрестностях: красный мрамор из деревни Пальники, железо из Нейво-Рудянки и Белоречки, тальк с Черного мыса…
Территория вокруг знака оформлена необычно: там находятся несколько указателей со стрелками, на которых обозначены расстояния до различных объектов: близлежащих рудников, гор, а также населенных пунктов (Екатеринбург, Невьянск, Первоуральск, Тарасково, Мурзинка, Пальники и др.)
О. М. Воронин на открытии своего знака
Работы по установлению знака. Фото О. Воронина
Есть еще одна «отметина» границы Европы и Азии в новоуральских лесах. Турист Александр Ненашев уже на протяжении многих лет «прорубает» тропу из Новоуральска в Мурзинку. В народе ее уже давно прозвали «тропой Ненашева» или «Ненашевкой». И в одном месте на дерева Александр Васильевич прибил алюминиевые пластины со словами «Европа» и «Азия». Дерево и правда стоит четко на границе.
Но данное дерево ни в коей мере не является пограничным знаком. Если когда-нибудь какие-нибудь энтузиасты поставят здесь знак, тогда он будет шестым. А пока знаков «Европа-Азия» пять.
В Новоуральске проводится большая работа по популяризации информации о знаках. Туристский клуб «Кедр» на протяжении многих лет организует массовые походы к знакам «Европа-Азия». В каждом походе принимают участие до тысячи человек.
К знаку с солнечными часами каждый год в третье воскресенье марта организуется необычный массовый поход под названием «Поход в сказку». Во время длинного пути в четыре километра (в гору!) сотрудники турклуба проводят для всех участников похода конкурсные задания, а у самого знака на большой поляне устраиваются настоящие гуляния с песнями, танцами, играми, представлениями и чаепитием у большого костра. Тут же можно попробовать себя в преодолении туристских препятствий: веревочная «бабочка», переправа, бревно и др.
В июне 2019 года впервые был организован поход по четырем знакам «Европа-Азия». Желающих было немного, т.к. маршрут был предложен не простой: 19 километров по лесным тропинкам, а иногда и по бездорожью. Но данный маршрут показал, что жителям города эта тема интересна, и теперь поход станет ежегодной традицией для новоуральцев.
Почти у всех знаков как у туристических объектов для отдыха установлены столы, скамейки, мангалы, организовано место для сбора мусора. И за самими знаками следят: красят, выравнивают, чистят.
Ежегодный поход к знаку «Европа-Азия»
Таким образом, в Новоуральском городском округе в разное время установлено пять знаков «Европа-Азия», являющиеся туристическими объектами и часто посещаемые туристами. Почти все знаки находятся за пределами закрытого города, а потому открыты для любого желающего.