Что показывает масштаб карты 4 класс
Урок курса «Окружающий мир» в 4-м классе по теме «Масштаб и его использование»
Оборудование: учебник «Окружающий мир» для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях. Автор О. Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008 г.; рабочая тетрадь (часть 1). Автор О. Т. Поглазова. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006 г; карточки с изображениями лиц.
Организация начала занятия.
Подготовка к усвоению новых знаний.
— У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький. Смогу я это сделать? Как? (уменьшить размеры).
— Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы.
— Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.
Этап усвоения новых знаний.
— Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)
— Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
— Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?
— Зачем происходит уменьшение?
— А может ли происходить увеличение предмета?
— Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
— Ещё раз объясним друг другу, как используем новое для нас понятие. Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: «1. Измерить длину и ширину предмета«).
— Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры). А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз) Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: «2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб«).
— И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: «3. Начертить предмет«).
— У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.
— А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
Первичная поверка понимания.
— Сейчас я хочу предложить вам задание, в котором вы должны определить вид масштаба. Чтобы правильно определить и доказать свою мысль вы прочитаете статью в учебнике на странице 17.
Итак, внимание на доску, здесь представлены различные виды масштабов (Приложение).
— К какому виду мы отнесём первую запись? Вторую? Следующую?
— Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому переверните страничку и выполните самостоятельно задание под номером 1.
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Отлично, молодцы, а теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки. В чём была твоя ошибка? Как её можно исправить? Дома вы ещё раз внимательно прочитаете статью учебника и больше не допустите ошибок.
Этап закрепления знаний.
— Надеюсь, что наша игра поможет вам в выполнении заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.
— Ребята, у которых их имя на табличке написано синим цветом, группа № 1, получают задание на карточке «Прочитайте статью, выделите диаметр Земли. Выберите свой масштаб и уменьшите размеры нашей планеты. Выполните чертёж Земли на листке, соблюдая свой масштаб, подпишите его». Все вычисления выполняем на карточках, можете использовать обратную сторону листа.
— Следующими задание получают ребята, у которых имя написано чёрным цветом, группа № 2. Найдите названия двух городов Называевск и Тюкалинск, измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный на листке, найдите расстояние между городами. Измерения и вычисления выполняем на карточках.
— Чем мы завершим работу? (начертим прямоугольник с вычисленными сторонами). Отлично справились с работой, показали свою внимательность и знания все ребята группы.
— А теперь обратимся к ребятам группы № 1.(К доске вызываются два ученика, которые показывают свои чертежи и объявляют масштабы). У ребят этой группы я соберу карточки и поставлю оценки за работу.
— Посмотрев на работу группы № 1, можно сделать вывод, что, используя масштаб, можно изобразить не только прямоугольные, но и круглые предметы. Какие ещё предметы можно будет начертить, используя масштаб, вы ответите на следующем уроке. Вы выполните задание № 4, прочитайте его. («Изобрази план твоей комнаты, масштаб выбери сам»).
— Что такое план? (вид сверху) Как будет выглядеть ваша комната? Не забудьте, подписать масштаб при выполнении работы. Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 18 № 4.
— А теперь обратимся к группе № 2. (Вызывается один из учеников, который называет расстояние между городами, свой масштаб.) Поверим правильность выполненного задания, у кого из ребят этой группы получился другой ответ?
Этап обобщения и систематизации знаний.
— Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)
Этап подведения итогов.
— Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением
Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.
— Это стихотворение, напечатанное на карточке, лежит у вас на парте. Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения подчеркните слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям. Почему эти слова?
— Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку про масштаб, сделайте это.
— Спасибо за урок. Мне было легко и приятно работать с вами. Я бы хотела узнать, а как вам работалось со мной, с каким настроением вы пойдёте на следующий урок. У вас на партах лежат изображения личиков. На одной карточке человечек улыбается, на другой его настроение не изменилось, осталось прежним. Представьте, что это ваше личико. Поднимите карточку с вашим настроением. Такое же настроение останется и у меня.
Конспект урока математики в 4 классе Тема: план и масштаб.
Конспект урока математики в 4 классе
Тема: план и масштаб.
Цель урока: дать понятие и обобщить знания о масштабе, разобрать с детьми применение масштаба в быту, тем самым показать необходимость математики в повседневной жизни.
образовательные : дать определение масштаба, научить находить масштаб ;
развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке, развивать вычислительные навыки, развивать умение работать в паре, умение применять рациональные приемы устного счета.
знание нравственно-моральных норм поведения.
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
выбор оснований и критериев для сравнения чисел, величин;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений при решении задач.
Постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблемы поискового
характера (при работе в парах, группах).
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
— в дециметрах и сантиметрах:
8 м 40 мм=800 дм 4см;
Подготовка к усвоению новых знаний
— У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить вашу классную доску. Доска большая, а листок маленький.
— Смогу я это сделать? Как? (начертить в уменьшенном размере)
— Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание. Сначала подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы (карандаш, линейка)
— Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.
Усвоение новых знаний
— Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)
— Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
— Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?
— Зачем происходит уменьшение?
— А может ли происходить увеличение предмета?
— Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром.
-Давайте измерим доску.
-Чему равна ширина? (1 метр)
-Чему равна длина? (3 метра)
-Если мы сказали, что метр заменим сантиметром, в ваших тетрадях чему будет равняться длина? (3 см)
-Во сколько раз мы уменьшили размеры? ( в 100 раз)
— Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м или в масштабе в 1см 1 м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
Отрезок, равный ширине доски, мы изобразили на плане отрезком длиной 1 см, то есть уменьшили его в 100 раз
( 1м=100см). Так же в 100 раз мы уменьшили и длину доски.
-Где мы в повседневной жизни встречаемся с масштабом?
-На практике часто приходится изображать план квартиры, земельного участка, улицы. В этих случаях на плане действительные размеры уменьшают в одно и то же число раз.
-Мы выполнили план доски в масштабе один к ста. Записывают это так:
Эта запись означает, что одному сантиметру на плане соответствует 100 см на местности.
-Вспомним, какой первый шаг мы выполняли, чтобы изобразить большую доску на маленьком листке. (Измеряли размеры, на доску помещается табличка с записью: » 1. Измерить длину и ширину предмета «).
— Второй шаг. Измерили, посмотрели на листок, и сделали следующий шаг, какой? (Уменьшили размеры).
А размеры нужно уменьшать, как захочется? (в определённое количество раз).
— Вы мне уже приводили примеры, когда объект необходимо увеличить, тогда правильнее будет записать так (на доску помещается табличка с записью: » 2. Увеличить или уменьшить размеры, используя масштаб «).
— И только в самом конце мы чертим предмет (на доску помещается табличка с записью: » 3. Сделать чертёж «).
— У нас с вами получился алгоритм, который поможет вам в дальнейшей работе на уроке.
— А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным.
-Как думаете, почему именованный?
(потому что в его записи участвуют единицы измерения).
-Именованным числом называется число, которое сопровождается единицами измерения.
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
Что такое масштаб 4 класс
– познакомить с понятием «масштаб» и его видами;
– учить использовать масштаб при выполнении плана предметов;
– рассмотреть старинные меры длины;
– развивать мышление, воображение;
– воспитывать аккуратность в выполнении практической работы.
Оборудование : линейки, рулетки, циркуль; таблицы «Рисунок и план», «Старинные меры длины».
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ учащихся «Чем различаются рисунок и план предмета».
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Вставь пропущенные слова.
Карточка 2. Обозначь основные стороны горизонта.
Карточка 3. Обозначь промежуточные стороны горизонта.
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня узнаем, как построить план предмета, размеры которого не помещаются на тетрадном листе; узнаем, что такое масштаб; как использовать масштаб.
IV. Изучение нового материала.
– Рассмотрите рисунки, изображающие куб и стол. Что вы видите на них?
– На первом вы видите верхнюю и две боковые стороны, то же вы видите на втором. Сможете ли вы определить размеры куба и стола по рисункам? Нет, для этого нужно изобразить их на плане. Поставим на бумагу куб и обведем его карандашом. На бумаге будет изображена одна сторона куба. Она имеет вид квадрата, это и есть план куба.
Сложнее составить план стола. Для этого нужно измерить длину и ширину стола. Например, длина стола 100 см, а ширина 60 см. Но такие размеры мы не можем разместить на листе бумаги. Уменьшим размеры стола в 10 раз. Получим: длина стола 10 см, ширина 6 см. По данным размерам уже можно изобразить план стола в тетради.
В этом случае мы применили масштаб. Записать его можно так: 1 см – 10 см. Это значит, что 1 см на плане соответствует 10 см в действительности.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже, называют масштабом.
Итак, для того чтобы уменьшить (увеличить) предметы при нанесении их на бумагу, применяют масштаб. Масштабом пользуются при построении плана и карты.
– Прочитайте стихотворение в учебнике на с. 37.
– Какую проблему решали ребята, изображая окружающий мир? (Чтобы изобразить большие предметы на листе бумаги, надо уменьшить их действительные размеры.)
– Если это сделать на глазок, будет ли это план? (Нет. Это будет рисунок.) Почему? (Это может исказить вид предметов или расстояние между ними.)
Вывод : необходимо уменьшить все размеры в одно и то же число раз.
V. Практическая работа.
Учитель обсуждает план действий с учениками.
а) Длину и ширину классной комнаты.
б) Длину и ширину ученических парт.
в) Расстояние между окнами.
д) Расстояние между рядами.
е) Расстояние между партами.
ж) Длину школьной доски и т. д.
(Количество операций учитель планирует соответственно количеству пар учащихся так, чтобы все приняли участие в измерениях.)
3) Вычерчиваем план на доске.
VI. Работа с учебником.
Учащиеся читают текст «Что такое масштаб» на с. 38.
– Что необходимо сделать, чтобы начертить план?
– Когда пользуются масштабом?
– Начертите план парты (рабочая тетрадь, с. 15, № 14).
– На планах и картах используются три варианта записи масштаба: именованный, линейный, числовой.
– Определите виды масштабов (рабочая тетрадь, с. 15, № 12).
– Объясните, что обозначает каждый масштаб (рабочая тетрадь, с. 15, № 13).
Далее учащиеся читают дополнительный текст о старинных мерах длины на с. 39 учебника.
– Подпишите название старинных мер длины (рабочая тетрадь, с. 15, № 15). Это двойной шаг, ступня, локоть.
– Составьте пословицы и поговорки о мерах длины (рабочая тетрадь, с. 16, № 16).
– Какие приспособления и инструменты изобрел человек для измерения длин и расстояний? (Линейка, циркуль, рулетка, спидометр.)
– Как работает спидометр? Спидометр считает, сколько оборотов делает колесо, и пересчитывает в километры.
Далее учащиеся выполняют задание № 18 (с. 16, в рабочей тетради). Чтобы выполнить это задание, ученики должны догадаться, что длину окружности колеса можно измерить ниткой и подсчитать, сколько раз она уложится на линии АБ.
– Чем чертеж предмета отличается от рисунка?
– Когда пользуются масштабом?
– Какие единицы измерения вам известны?
– Какими измерительными инструментами вы умеете определять расстояние?
– Какими старинными мерами длины пользовались в России?
1. Чертеж предмета сверху.
2. Свертывающаяся в круг металлическая или матерчатая лента
с делениями для измерения расстояний.
3. Инструмент, состоящий из двух раздвигающихся ножек и служащий для вычерчивания окружностей и измерения длины на чертеже.
4. Прибор, который считает, сколько оборотов делает колесо, и пересчитывает в километры.
5. Отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности.
7. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерений.
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 1 (с. 15, № 15 (план книги), с. 16, № 17); учебник (с. 38–39).
Карта. Масштаб (4 класс)
Тема: «Карта. Масштаб»
Цель: познакомить учащихся с картой и нахождением масштаба по карте;
Образовательные: познакомить с понятием карта, масштаб, формировать умение находить расстояние по масштабу на карте;
Развивающие: развивать логическое мышление, память, глазомер;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и к своему труду;
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Презентация Microsoft Power Point
4. УМК «Начальная школа XXI века» Рудницкая, Юдачева
Здравствуйте, проверим вашу готовность к уроку. Что нам понадобится сегодня на уроке?
Меня зовут Марина Алексеевна, я буду вести у вас урок.
Учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Постановка темы и цели урока
Обратите внимание на слайд (карта Алтайского края и карта мира)
— Сравните изображения: в чём различия карты Алтайского края и карты мира?
-Кто догадался, как звучит тема урока?
Зная масштаб можно определить расстояние
Определите цель урока.
— На слайде представлена карта Алтайского края и карта мира
— на карте Алтайского края все изображено намного ближе, чем на карте мира, разница в масштабе
Используя масштаб определять расстояние на местности.
-Откройте учебник на с.64, прочитаем вслух 2 абзаца.
-Что же называют картой?
-Рассмотрите карту, представленную на доске.
-Что имеется на карте?
-Как карта ориентирована по отношению к сторонам света?
-Что находится сверху и снизу?
-Что находится справа и слева?
-В каком масштабе выполнена карта, представленная в учебнике?
-Что показывает этот масштаб?
-Переведём сантиметры в километры.
-Что нужно сделать, чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры?
— План города, области, государства, континента Земли называют картой
— На карте имеется координатная сетка из параллелей и меридиан.
-Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света.
— сверху – север, снизу – юг
1 см карты – это 140 000 000 см на местности
-чтобы перевести 140 000 000 сантиметров в километры нужно отбросить 5 нулей
Откройте тетради запишите дату, классная работа.
-Учебник с.65, №2 Прочитайте задание
-Какой первый масштаб получится? Запишите в тетрадь.
-Второй масштаб запишите самостоятельно. Кто будет готов, поднимает руку.
-Каков второй масштаб?
-Найдите №3. Прочитайте задание.
-Что означает первый масштаб?
-Второй масштаб что означает?
— Третий масштаб что означает?
-Задание №4. Прочитайте задание.
-В каком масштабе выполнена представленная карта?
-Измерьте с помощью линейки расстояние от Звенигорода до Химок.
-Что у вас получилось?
-Чему равно расстояние между городами?
-Б-В выполняем самостоятельно в тетрадях
Какое действие выполняем, чтобы масштаб переводим в реальную действительность?
У нас осталось время, чему мы можем посвятить его?
Откройте учебник на стр. 66. Оставшиеся время мы посвятим решению задач.
1: 6 000 000 – 1 см на карте означает 6 000 000 см на местности
А) 3 см * 1 000 000 = 3 000 000 = 30 км
Б) 5 см * 1 000 000 = 5 000 000 = 50 км
В) 3 см * 1 000 000 = 3 000 000 = 30 км
Для того, чтобы перевести масштаб в реальную действительность выполняется действие умножение.
Откройте дневники, запишите домашнее задание …
Подведение итогов. Рефлексия
-Чему мы учились на уроке?
-Что же такое масштаб?
-Что показывает масштаб?
Какую цель мы сегодня ставили на уроке?
-учились находить расстояние в действительности по масштабу на карте.
— Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-799407
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.