Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились

Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста

Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились Наталья Овсяникова
Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательнаядеятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин занятие сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация.

Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Так же для формирования конструктивных умений можно использовать проблемные образовательные ситуации.

Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур,включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи; создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель может направлять детей на поиск ее решения, помогать приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность, поддерживать положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно- вербальных ситуаций.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Экскурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок может знакомить детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог может поощрять красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Совместная деятельность педагога и детей может начинаться с элементов игры, сюрпризных моментов (неожиданного появления игрушек, вещей, приход гостей» и пр). Это заинтересовывает и активизирует детей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

Основополагающим моментом в конструировании выступает деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, важным средством развития мышления является детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.

Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей. При этом Подъяков Н. так же видит необходимость в организации «детского экспериментирования», а так же наблюдения различных закономерностей, побуждать у детей интерес к открытию самых закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.

Булычева А. утверждает, что необходимо создавать условия для положительно-эмоционального отношения к познавательной задаче, которую можно задавать символическими средствами (создавать воображаемую ситуацию) и включать проблемные ситуации (задачи-загадки, собственно задачи, и при этом выделять момент нахождения решения, положительно отмечать у детей преодоление трудностей в процессе решения.

Окружающий дошкольника мир наполнен содержанием, к познанию которого, дети проявляют интерес. Этот мир разнообразен, многогранен, иногда даже противоречив и неоднозначен. Его восприятие вызывает у дошкольника определенные эмоции. Информация, поданная в интересной для ребенка форме, вызывает эмоциональное восприятие, заинтересованность, побуждает принять участие в событиях. Это способствует формированию такой внутренней мотивации, которая проявляется в младшем и сохраняется в старшем дошкольном возрасте. Использование оригинальных игрушек и необычного материала, занимательная форма подачи материала вызывают интерес, удивление стимулируют любознательность, способствуют формированию внутренней мотивации. В этом возрасте необходима игровая мотивация. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельности без мотива не бывает. Мотивация призвана возбудить у детей интерес к изучаемому и его мыслительную активность. Еще А. С. Выготский говорил о том, что прежде чем призвать ребенка к какой либо деятельности, нужно заинтересовать его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. На основе игровой мотивации дети начинают создавать из набора строительных элементов целостные постройки, сходные с реальными предметами. Постепенно деятельность детей приобретает целенаправленный продуктивный характер. Сначала такие постройки дети создают для игры, в которой они используют мелкие игрушки. Обыгрывание готовой постройки даёт возможность детям выделить существенное свойство предмета, воспроизведённого в постройке, — его функцию – и обнаружить связь между этой функцией и строением предмета. В дальнейшем интерес к воспроизведению в постройках существенных особенностей предметного мира проявляется независимо от игровой поддержки.

Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.

Консультация «Народная игрушка как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста» «Народная игрушка, как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста» Народная игрушка в дошкольном возрасте –больше.

«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.

Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЭкскурсия как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: сформировать уровни развития.

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной.

Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.

Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения.

Источник

Этап осуществления самостоятельной работы детей

Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьЧто помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее.При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников.Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
Рефлексивный

Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.

В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Для проведения самоанализа результативности осуществления непосредственно образовательной деятельности в приложении 2 представлены «Критерии самооценки педагогом непосредственно образовательной деятельности».

Педагог-новатор Ш. А. Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».

Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!

Приложение 1
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Дата проведения _______________________ФИО педагога_____________________________________________________

Возрастная группа детей__________________________________________________________________________________

Тема непосредственно образовательной деятельности__________________________________________________________

Психолого-педагогические задачи__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Интегрируемые образовательные области____________________________________________________________________

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности ______________________

Форма работы с детьми___________________________________________________________________________________
Предварительная работа: __________________________________________________________________________________

Примечание: при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы.

Источник

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»

Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились Татьяна Алексеева
Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста»

Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую активность.

На чем же основан системно-деятельностный подход? Прежде всего, на видении обучения как движущей силы развития.

Для этого педагог ставит ряд вопросов:

— какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

— какие методы и средства обучения выбрать;

— как организовать собственную деятельность и деятельность детей;

— как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

— педагог создает проблемную ситуацию;

— ребенок принимает проблемную ситуацию;

— вместе выявляют проблему;

— педагог управляет поисковой деятельностью;

— ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

Основная педагогическая задача:

Организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить? Ради чего учить? Как учить?

Деятельностный подход предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение обучающимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

В основе системно-деятельностного подхода лежит идея эффективного использования развивающих методов обучения на каждом этапе образовательной деятельности и гармоничного встраивания их в образовательный процесс.

Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик педагога. Пример поведения воспитателя детского сада является эталоном для поведения самих детей.

Специфика применения методов обучения в ДОУ заключается в том, что дети дошкольного возраста не умеют ни читать, ни писать, поэтому они усваивают всю информацию из объяснений педагога. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумывать логику объяснения материала, излагать его четко, понятно, формулируя простые предложения, сообщая детям лишь самое основное. Объяснение должно быть эмоциональным, интересным, сопровождаться игрой.

Организация обучения детей в процессе совместной партнерской деятельности взрослого и детей заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами откроют его для себя. Таким образом, он перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непрерывная образовательная деятельность (НОД).

Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Непрерывная образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Непрерывная образовательная деятельность организуется в соответствии с ФГОС по пяти направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непрерывной образовательной деятельности, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

При проведении непрерывной образовательной деятельности выделяется три основные части.

Структурные части НОД Этапы НОД Краткое содержание

(вводная) Подготовительный (мотивационно- потребностный) Создание образовательной ситуации для плавного и постепенного ввода детей в совместную деятельность со взрослым. Мотивация детей на предстоящую деятельность

2 часть (основная) Организационный (целеполагание, ознакомление с последовательностью выполнения заданий и т. д.) (ориентировочный) Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Деятельностный Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Этап осуществления самостоятельной работы детьми (операционально- технический) Практическое освоение детьми новых способов деятельности

3 часть (заключительная) Рефлексивный

(контрольный) Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей. Плавный и постепенный вывод детей из непрерывной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Аналитический: диагностика осуществляется педагогом по ходу непосредственно образовательной деятельности направлена на выявление отношения детей к содержанию, особенностей приобретения ими умений в разных видах деятельности и умений учебного характера.

Дадим более полную характеристику содержания деятельности педагога и детей на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности:

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (с помощью мотивации: игровой, проблемно-бытовой, познавательной, сказочной, информационной, семантической (обозначающей, соревновательной, а также мотивации общения, достижения успеха, личной заинтересованности). В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В младших группах эта задача решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

В ходе включения в деятельность, дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемая «детская цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, своей семье и т. п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа служат вопросы: «Хотите?» «Сможете?» Важно понимать, что «детская цель» не имеет ничего общего с образовательной («взрослой»). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своим личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Как подчеркивал Л. С. Выготский, для волевого действия характерен свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, обязательно смогу. «Я верю в свои силы» «Я все сумею, все преодолею, все смогу!» Одновременно у детей формируются такие важные интегративные качества, как любознательность, активность.

На этапе введения в образовательную ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо»-«хочу»-«могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей с формированием важнейших интегративных качеств личности.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также их знания и опыт, необходимые для построения нового знания. У детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

Данный этап ключевой, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать не страшно, страшно – не узнать».

Поскольку затруднение личностно значимо для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской цели», у него возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…» На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок к УУД (успешная учебная деятельность) вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом оно проговаривается ими во внешней речи.

Четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» абсолютно конкретно и понятно детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решение учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитие общих учебно-познавательных умений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, доказывать, привлечением личного опыта детей, использованием обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Этап осуществления самостоятельной работы детей

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.

С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги, воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности, которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее. При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т. е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.

В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т. п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

На этом этапе ребенок начинает радоваться хорошо сделанному делу: у него реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении его взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства и образа «Я» (Я могу! Я умею! Я хороший! Я нужен)

Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. «.

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приёмы в обучении детей» Игра является механизмом развития ребёнка (ФГОС ДО, посредствам которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально.

Консультация для воспитателей «Использование инсценировок в воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста» Склонность к игре, к инсценированию того или иного действия проявляется у детей в раннем возрасте. Играя с машинкой, ребенок фыркает, подражая.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста» 1,2,3 слайды – Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается.

Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Смотреть картинку Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Картинка про Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились. Фото Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научилисьКонсультация «Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Сюжетно ролевая игра «Пожарный». Основные цели и задачи игровой деятельности:.

Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет Анализируя обучение детей на занятиях в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что не всегда воспитатели поддерживали необходимую.

Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста Современные дети родились и живут в активно формирующейся и функционирующей информационно-образовательной среде, начиная с первого звена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *