Что помогает детям осознать что они умели раньше чему научились
Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста
Наталья Овсяникова
Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательнаядеятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС термин занятие сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация.
Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Так же для формирования конструктивных умений можно использовать проблемные образовательные ситуации.
Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур,включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи; создание для обучающихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.
В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель может направлять детей на поиск ее решения, помогать приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность, поддерживать положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.
Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно- вербальных ситуаций.
В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Экскурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей с объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок может знакомить детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог может поощрять красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.
Совместная деятельность педагога и детей может начинаться с элементов игры, сюрпризных моментов (неожиданного появления игрушек, вещей, приход гостей» и пр). Это заинтересовывает и активизирует детей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
Основополагающим моментом в конструировании выступает деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Как отметили Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, важным средством развития мышления является детское экспериментирование в области конструктивной деятельности.
Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей. При этом Подъяков Н. так же видит необходимость в организации «детского экспериментирования», а так же наблюдения различных закономерностей, побуждать у детей интерес к открытию самых закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.
Булычева А. утверждает, что необходимо создавать условия для положительно-эмоционального отношения к познавательной задаче, которую можно задавать символическими средствами (создавать воображаемую ситуацию) и включать проблемные ситуации (задачи-загадки, собственно задачи, и при этом выделять момент нахождения решения, положительно отмечать у детей преодоление трудностей в процессе решения.
Окружающий дошкольника мир наполнен содержанием, к познанию которого, дети проявляют интерес. Этот мир разнообразен, многогранен, иногда даже противоречив и неоднозначен. Его восприятие вызывает у дошкольника определенные эмоции. Информация, поданная в интересной для ребенка форме, вызывает эмоциональное восприятие, заинтересованность, побуждает принять участие в событиях. Это способствует формированию такой внутренней мотивации, которая проявляется в младшем и сохраняется в старшем дошкольном возрасте. Использование оригинальных игрушек и необычного материала, занимательная форма подачи материала вызывают интерес, удивление стимулируют любознательность, способствуют формированию внутренней мотивации. В этом возрасте необходима игровая мотивация. Мотивы – это то, что побуждает человека к деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельности без мотива не бывает. Мотивация призвана возбудить у детей интерес к изучаемому и его мыслительную активность. Еще А. С. Выготский говорил о том, что прежде чем призвать ребенка к какой либо деятельности, нужно заинтересовать его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. На основе игровой мотивации дети начинают создавать из набора строительных элементов целостные постройки, сходные с реальными предметами. Постепенно деятельность детей приобретает целенаправленный продуктивный характер. Сначала такие постройки дети создают для игры, в которой они используют мелкие игрушки. Обыгрывание готовой постройки даёт возможность детям выделить существенное свойство предмета, воспроизведённого в постройке, — его функцию – и обнаружить связь между этой функцией и строением предмета. В дальнейшем интерес к воспроизведению в постройках существенных особенностей предметного мира проявляется независимо от игровой поддержки.
Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.
Консультация «Народная игрушка как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста» «Народная игрушка, как средство формирования гражданственности у детей дошкольного возраста» Народная игрушка в дошкольном возрасте –больше.
«Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.
Экскурсия как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: сформировать уровни развития.
Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной.
Основы формирования графических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования В системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют занятия изобразительным творчеством. В комплексе с другими.
Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.
Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения.
Этап осуществления самостоятельной работы детей
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытий знаний, решения вопросов проблемного характера.
С помощью вопроса: «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основные способы преодоления затруднения – придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий, побуждающий диалоги), воспитатель выстраивает новое знание (способ деятельности), которое фиксируется детьми в речи и знаках.
Таким образом, дети получаю опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
Затем на данном этапе необходимо осуществить включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. С этой целью воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (способ) используется в измененных условиях вместе с освоенным ранее.При этом воспитатель обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы: «Что вы сейчас будете делать?» «Как будете выполнять задание?»). Дети приобретаю опыт самоконтроля за способом выполнения своих действий и контроля за действиями сверстников.Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.
Рефлексивный
Данный этап – необходимый элемент в структуре рефлексивной самоорганизации, позволяющий приобрести опыт выполнения таких важных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий для этого. С помощью системы вопросов: «Где были?» «Чем занимались?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели» А далее, задавая вопрос «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детской цели» они достигли в результате того, что что-то узнали, чему-то научились, т.е. сводит «детскую» и учебную цели («Вам удалось…потому что вы узнали (научились). В младшем дошкольном возрасте воспитатель сам проговаривает условия достижения «детской цели», а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия ее достижения. Таким образом, познавательная деятельность приобретает личностно значимый характер для ребенка.
В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, обусловленного и самим содержанием образовательной ситуации и деятельностью детей. Со средней группы вводится небольшая дифференциация их деятельности, отмечаются успехи детей в освоении учебного материала. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему образовались, удивились, огорчились и т.п.) Рефлексивная оценка своей деятельности и ее результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для проведения самоанализа результативности осуществления непосредственно образовательной деятельности в приложении 2 представлены «Критерии самооценки педагогом непосредственно образовательной деятельности».
Педагог-новатор Ш. А. Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, «чудо» для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им».
Делайте, коллеги, и вы добьетесь успехов в достижении цели!
Приложение 1
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Дата проведения _______________________ФИО педагога_____________________________________________________
Возрастная группа детей__________________________________________________________________________________
Тема непосредственно образовательной деятельности__________________________________________________________
Психолого-педагогические задачи__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Интегрируемые образовательные области____________________________________________________________________
Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности ______________________
Форма работы с детьми___________________________________________________________________________________
Предварительная работа: __________________________________________________________________________________
Примечание: при написании конспекта непосредственно образовательной деятельности на каждом из ее этапов необходимо отразить цели и задачи деятельность педагога и деятельность детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом этапе с учетом реальных особенностей детей данной возрастной группы.