Что помогает рыбам плавать
Как рыба плавает?
За многомиллионный период эволюции рыбы приобрели разнообразные формы тела, соответствующие среде их обитания. По строению туловища рыбы, окраске чешуи, даже цвету мяса можно установить, где она живет, чем питается, как перемещается в водном пространстве.
Хрящевые рыбы, чей скелет состоит из мягких хрящей, не имеют плавательного пузыря. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, чтобы не утонуть, они должны находиться в постоянном движении или вести придонный образ жизни (может быть, от них пошло выражение «уйти на дно»). На определенной глубине хрящевых рыб удерживает подъемная сила плавников.
Костные рыбы обладают жестким скелетом. У них есть плавательный пузырь, который помогает им удерживаться на заданной глубине. Изменяя объем пузыря, рыба меняет плотность своего тела и перемещается вверх или вниз. При движении она использует в качестве тормоза плавники. Движение вперед костным рыбам обеспечивает бегущая вдоль туловища волна — мышечные сокращения. Поэтому они могут плавать с высокой скоростью, практически не затрачивая энергии.
Долгое время считалось, что для того чтобы всплыть из глубины в поверхностные слои воды, рыба раздувает свой плавательный пузырь; тогда объем ее тела увеличивается, вес вытесняемой воды становится больше ее собственного веса — и, по закону плавания, рыба поднимается вверх. Чтобы прекратить подъем или опуститься вниз, она, напротив, сжимает свой плавательный пузырь. Объем тела, а с ним и вес вытесняемой воды уменьшаются, и рыба опускается на дно. Такое упрощенное представление о назначении плавательного пузыря бытовало довольно долго, пока не была обнаружена полная несостоятельность этой теории.
То же самое, только в обратном направлении, происходит тогда, когда рыба, покинув слой, где она находилась в равновесии, перемещается работой плавников в более высокие слои. Тело ее, освободившись от части наружного давления и по-прежнему распираемое изнутри плавательным пузырем (в котором давление газа находилось до этого момента в равновесии с давлением окружающей воды), увеличивается в объеме и вследствие этого всплывает выше.
Чем выше рыба поднимается, тем более раздувается ее тело и тем, следовательно, стремительнее ее подъем.
Помешать этому, «сжимая» пузырь, рыба не в состоянии, так как стенки ее плавательного пузыря лишены мышечных волокон, которые могли бы активно изменять его объем.
Итак, вопреки существовавшему ранее мнению, рыба вовсе не может произвольно раздувать и сжимать свой плавательный пузырь. Изменения его объема происходят пассивно, под действием усиленного или ослабленного наружного давления. Эти изменения объема для рыбы не только не полезны, а, напротив, приносят ей вред, так как обусловливают либо неудержимое, все ускоряющееся падение на дно, либо столь же неудержимый и ускоряющийся подъем на поверхность. Другими словами, пузырь помогает рыбе в неподвижном положении сохранять равновесие, но равновесие это неустойчивое.
Способ передвижения повлиял и на внутреннее строение рыб. У быстро плавающих костных рыб отлично развита мускулатура. Ее интенсивная работа требует большого количества кислорода, который поступает по сосудистой сети. В свою очередь наличие кислорода влияет на цвет мяса: у быстрых пловцов, лосося и тунца, мясо красного цвета, у медленно плавающих рыб вроде карпа — белого.
Из хрящевых хуже всех плавают придонные рыбы. Они даже утратили обтекаемую форму. В частности, камбала плавает лишь за счет колебательных движений спинного и анального плавников, а ее тело остается неподвижным.
Скат передвигается подобно птицам. Он нахватывает воду грудными плавниками и отбрасывает ее вниз и назад, сделав несколько взмахов. Создается впечатление, что рыба как бы парит в воде.
Некоторые рыбы, ведущие малоподвижный образ жизни, постепенно утрачивают чешуйчатый покров, являющийся своего рода смазочным материалом, снижающим силу сопротивления воды. Так, домашний карп, выведенный в прудах, не имеет сплошной чешуи. Но ее отсутствие не мешает ему существовать в пресноводных водоемах, где у него нет врагов.
«Что ещё кроме плавников и хвоста помогает рыбам двигаться в воде»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Юный исследователь: Петренко Максим 5лет. Детский сад «Ивушка» Старшая группа «Радуга». Воспитатель Евдокимова В.В.
Цель: Узнать что кроме плавников и хвоста помогает рыбам двигаться в воде. Задачи: 1.Использовать данные энциклопедии, чтобы расширить представление о рыбах. 2.Спомощью опыта подтвердить гипотезу, что воздух помогает рыбе двигаться в воде. Тема: «Что помогает рыбам подниматься на поверхность и опускаться на дно.»
Однажды, я наблюдал за рыбками в аквариуме.
Иногда рыба «стоит» в воде неподвижно на разной глубине.
Ответ на этот вопрос мы нашли в энциклопедии.
Гипотеза: воздух помогает рыбам опускаться и подниматься на разную глубину.
В группе мы провели опыт.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-037158
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что помогает рыбам плавать
Первые рыбы жили 400 миллионов лет тому назад. В настоящее время в морях н океанах обитает около 20 тысяч различных видов рыб.
Плавание
Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе. Поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы, что облегчает плавание. Большинство рыб плавают, ударяя хвостом из стороны в сторону. Для поворота из стороны в сторону рыбы пользуются плавниками, расположенными на нижней и верхней частях тела.
плавники рыбы
Чтобы подняться в воде вверх или опуститься вниз, они пользуются плавниками, расположенными по обе стороны тела. Некоторые рыбы имеют подвижные боковые плавники, которые используются при торможении.
У многих рыб есть мешок с воздухом, называемый плавательным пузырем, он находится внутри рыбы. Это делает рыб более легкими и маневренными.
У других рыб боковые плавники закреплены в одном положении. Вода, омывая их, не дает рыбам утонуть, подобно тому как воздух обтекая крылья самолета, держит его в воздухе.
Акулы сохраняют свое положение, потому что постоянно движутся и вода омывает их плавники. Остановившись, эти рыбы начинают тонуть.
Форма тела
Разные виды рыб выглядят по-разному. Некоторые из них гладкие, быстро плавающие охотники, перемещающиеся каждый год на большие расстояния. Другие — более плоские и толстые рыбы, проводящие всю свою жизнь в одном небольшом районе под каменистым берегом, на дне океана или кораллового рифа.
Большие белые акулы — это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.
Летучие рыбы — это маленькие, быстро плавающие рыбки. В действительности они не летают, но, чтобы избежать преследователей, выпрыгивают из воды и парят, пользуясь большими боковыми плавниками.
Рыба-парусник — это крупный хищник. Обтекаемое тело помогает ей плавать быстрее других, со скоростью более 100 километров в час.
Скаты — это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников. Скат-манта — самый большой скат в мире, но он потребляет планктон.
Камбала живет на морском дне и представляет собой плоскую рыбу. Она прячется, меняя цвет, и сливается с морским дном. Камбала, только что вылупившаяся из икры, выглядит как обычная рыба. Она плавает на боку. Через несколько дней и другой глаз передвинется на верхнюю часть головы.
Жизнь группами
Много маленьких рыб, таких, как рыба-девица, плавают целыми группами, называемыми косяками.
Они так живут, чтобы защищаться от хищников. Одну рыбу можно легко поймать и съесть, но группа может быть похожа на большое животное и напугать нападающего.
У большинства рыб есть орган чувств, который называется боковой линией. С помощью этого органа улавливаются малейшие движения в воде. Рыбы пользуются боковой линией для опознания других объектов, включая хищников, пищу и других членов косяка. Эти органы служат для ориентирования в пространстве и нахождения пути.
У рыбы есть одна боковая линия на каждой стороне тела. Каждая линия состоит из расположенных под кожей трубочек, которые открываются отверстиями.
Вода, попадая в трубочки, перемещается там, и рыба ощущает движение.
Конспект НОД «Наблюдение за рыбкой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Наблюдение за рыбкой»
Программное содержание: Дать элементарные представления о рыбах, строении рыб и среде их обитания. Учить детей выделять части тела (Рот, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуйки). Закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях (особенности поведения). Вызвать желание заботиться о рыбах и о чистоте аквариума.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Активизация словаря : Аквариум, захватывает ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры.
Оборудование: презентация, аквариум с рыбкой, водорослями, камешками.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ком-то очень интересном. А о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Плаваю под мостиком-
Рот есть, да не говорю.
Воспитатель: Правильно, это рыбка. (показ слайда).
Воспитатель: Давайте ее рассмотрим.
Воспитатель: Посмотрите у рыбки есть туловище. Смотрите, оно покрыто чешуйками. Какой оно формы? А это что? (Голова). А еще у рыбки есть плавники с помощью которых она плавает. Также плавать ей помогает хвост. А это что?
Воспитатель: Посмотрите, какие бывают разные рыбки по размеру, по цвету.
Воспитатель: А как вы думаете где живут рыбки?
Дети: в речке, море, в воде.
Воспитатель: А в доме где живут рыбы, кто знает?
Воспитатель: Скажите, могут ли рыбы жить в луже?
Воспитатель: а как вы думаете, что нужно рыбам кроме воды? ( Кроме воды рыбам нужно многое другое: свет, тепло, растения, корм)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой свеженькой воде. (Руки плавно разводим в стороны.)
То сойдутся (руки плавно смыкаются),
Разойдутся (руки разводим в стороны),
То зароются в песке (маршируют на месте).
Воспитатель: А хотите, чтобы рыбка появилась у нас в группе? Для этого закройте глазки (Звучит всплеск воды)
Давайте подойдем поближе и рассмотрим ее.
Воспитатель: Как называется домик, в котором живут рыбки.
Посмотрите – дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Воспитатель: Что это?
В.: А что еще есть в аквариуме?
В.: Как вы думаете, рыбке хорошо жить в своем домике?
В.: Есть ли у кого дома аквариум с рыбками?
В.: Мы должны соблюдать правила поведения и бережно относиться к рыбкам: нельзя стучать по стеклу аквариума – рыбка напугается, нельзя ловить рыбку, она должна находиться в воде, без воды она может погибнуть; на нее можно смотреть, любоваться ею.
В.: А что делают наши рыбки в аквариуме?
В.: Как вы думаете, что помогает рыбкам плавать? Плавники.(Хвост тоже плавник)
В.: Скажите, где находятся плавники у рыбки?
Д.: На спинке, на брюшке, на хвосте.
В.: Как вы думаете, рыбки видят нас?
Д.: Да, видят: у них есть глаза.
В.: А какие они по форме?
В.: Сколько глаз у каждой рыбки? А у каждого из вас сколько глаз?
Д.: Два глаза у рыбки. И у каждого из нас тоже по два глаза.
В.: А, чтобы рыбкам жилось хорошо, чтобы они не болели, им нужен специальный корм, их надо кормить. (Дети рассматривают корм). Я насыпаю корм в аквариум, а вы понаблюдайте, как будет есть рыбка.
В.: Посмотрите, чем едят рыбки?
В.: Как она захватывает корм? (подплывает к поверхности воды, открывает рот и заглатывает корм).
В.: Еще я хочу вам ребята сказать, что рыбам в воде помогают дышать жабры. Рыбки дышат жабрами. Как вы думаете, можно взять живую рыбку в руки и поиграть с ней? (Рыбка без воды может задохнуться, погибнуть.)
В.: Правильно, ребята, аквариумные рыбки живые. Они, как и люди: смотрят, едят, двигаются, только рыбки плавают, а мы ходим, бегаем, прыгаем.
В.: Ребята, а сейчас давайте сделаем свой аквариум.
Выполняют коллективную работу. В аквариум приклеивают по одной рыбке.
Молодцы! Вот какой красивый аквариум с рыбками у нас получился!
Какое у вас настроение? Почему?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Проектная деятельность. Тема проекта «Экологические сказки»
Презентация к собранию «Первые итоги школьной адаптации» 1 класс
Презентация по русскому языку на тему » Знакомство с понятием «сложные слова»».
Конспект урока по русскому языку на тему «Знакомство с понятием «сложные слова»».(3 класс)
Рабочая программа по музыке 7 класс Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Дидактический материал к теме «Системы органов»
Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе на тему»Рисование на темы, по памяти и представлению. Портрет красавицы Осени.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5373255 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия по познавательному развитию «Рыбка плавает в воде»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План – конспект занятия
по ОО «Познавательное развитие» (5.11.2019 г.)
Тема: «Рыбка плавает в воде»
Обучающие: расширять у детей представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях, формировать знания о воде, как о среде обитания рыб.
Развивающие: развивать интерес к окружающему миру, развивать мелкую моторику, упражнять в умении сличать и объединять предметы по признаку цвета, расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: рыба, чешуя, плавник, мальки, аквариум.
Воспитательные : воспитывать у детей любознательность, содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми.
Предварительная работа : артикуляционная гимнастика «рыбка».
Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, подвижная игра, дидактическая игра.
Материалы и оборудование: компьютер, видеоролик с аквариумными рыбками.
Воспитатель приглашает детей понаблюдать за рыбками на экране компьютера.
Воспитатель: Посмотрите, это аквариум. Ребята, кто плавает в аквариуме?
Ответы детей: Рыбки
Правильно, это рыбы. Рыбы живут в аквариуме и плавают в воде. В аквариуме есть песочек, камни. Трава называется водоросли и растет только в воде, а когда рыбы хотят отдохнуть, то они прячутся среди водорослей и камушков. Показываю указкой на объекты на экране
(Воспитатель предлагает детям тихо, чтобы не напугать рыбок, понаблюдать за ними).
Воспитатель: Дети, а из каких частей состоит рыбка?
Дети: Туловище, голова, хвост и плавники.
Воспитатель: Правильно. Тело рыбок покрыто маленькими блестящими чешуйками. А есть ли у рыбок ноги?
Воспитатель: Правильно, у рыбок нет ног, поэтому они не могут ходить. Вместо ног у них плавники и хвост, с их помощью рыбки могут плавать в воде.
Д/и: «У кого какая песенка?»
Воспитатель: У курочки песня такая:
У собачки песня такая:
У кисоньки песня такая:
Открывает рыбка рот, а не слышно, что поет
Дети молча смыкают и размыкают губы.
Посмотрите, около дна плавают совсем маленькие рыбки. Это мальки, детки рыбки. Сколько мальков?
Ответы детей: Много.
Воспитатель: У мальков можно увидеть только голову и хвостик. Они боятся больших рыбок и прижимаются к песочку на дне.
Давайте рассмотрим картину (Рассматривание картины «Пресноводные рыбы»).
Воспитатель: Что вы видите?
Ответы детей: Это рыбы. Много рыб
Воспитатель: Да, это рыбы, они живут в воде. На картинке мы видим, как рыбы плавают в реке. Рыб много, они разные, большие и маленькие. Посмотрите, это щука, ёрш, окунь, лещ, сом. В реке на дне растут растения, водоросли.
Комментарии, высказывания детей по ходу рассматривания.
Воспитатель: Покажите, как плавают рыбы.
Пальчиковая гимнастика—показ движений рыбки. Ладони рук прижаты друг к другу, выполняются волнообразные движения влево-вправо, вверх-вниз.
Воспитатель: Рыбкам для жизни нужна вода. Рыбы живут в реках, озерах, морях, океанах. А дома могут рыбки жить?
Ответы детей: Да-нет. Рыбам нужна вода.
Воспитатель: Для рыбок делают специальный дом из стекла, называется он аквариум. В аквариуме с водой могут жить рыбки. Поплывем за нашей рыбкой, она хочет нам что-то показать.
III . Заключительная часть:
Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? Где живет рыбка? Понравилось вам наблюдать за рыбкой?
Воспитатель выслушивает ответы детей и по необходимости уточняет.