Что помогало юшке жить и сохранять доброжелательность к людям
Что помогало юшке жить и сохранять доброжелательность к людям
Тема урока: «Внутренняя красота человека. Сострадание и уважение к человеку».
Задачи урока. Мы с вами сегодня ______________________________________________________________
Читая рассказ, вспоминаешь высказывание Ф.М.Достоевского «Человек есть тайна». За видимой «нагой простотой» главного героя Юшки, за такой его понятностью для всех, с кем он рядом живёт, скрывается настоящая его сущность, непохожесть на других, наделённых «слепым сердцем».
Вот мы и попытаемся выяснить, в чём же проявляется его «величие»?
1.Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним? Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают?
(Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.)
2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели?
(В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста.
Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)
Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?
Задание 2. Работаем в группах:
1 группа. Встреча Юшки с детьми.
Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.
2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.
3 группа. Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни? Подберите цитаты для подтверждения своих ответов.
(Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный» на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.).
Используя данную иллюстрацию, ответьте на следующие вопросы:
Когда узнали имя Юшки (Ефим Дмитриевич)? Стало ли лучше жить людям без него?
Какие чувства вызывает у вас рассказ?
Выяснить сходство и различие в значениях.
Составить словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека:
Как вы думаете, в чём смысл жизни Юшки?
Какого человека мы называем нравственным? Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы Юшку назвать нравственным человеком?
«Боль за все живое» А.Платонов «Юшка»
Конспект урока для педагогов, преподающих в 7 классе. Главная цель урока:осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимомти жестокости
Просмотр содержимого документа
«»Боль за все живое» А.Платонов «Юшка»»
Литература, 7 класс. Конспект урока
Тема: Боль за все живое (А. Платонов «Юшка»)
Главная цель: Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
1) обучение составлению портретной характеристики героя с опорой на текст, осознание учащихся необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости
2) развитие мыслительных способностей учащихся (сравнение, обобщение)
3) воспитание любви и уважение к человеку
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Блаженный – осенённый благодатью, счастливый.
Сокровенный – что-то скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким.
Оборудование: доска, слова для словарной работы, творческие задания, портрет писателя, эпиграф.
Эпиграф – «Без меня народ неполный» А. Платонов.
Дискуссионный вопрос – «Как вы думаете: любили ли Юшку?»
1) работа в группах
2) урок с элементами дискуссии
Эпиграфом нашего урока взяты слова самого А. Платонова (Без меня народ неполный). Как вы понимаете эти слова?
(Каждый человек неповторим, а потому бесценен)
Всё творчество А. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви». Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один их самых униженных его героев, говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит нельзя».
Один из своих рассказов А. Платонов назвал «Сокровенный человек».
— Как вы понимаете слово «сокровенный»?
(Нечто скрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким; сокровище – большая ценность)
А. Платонов был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище.
Беседа на восприятие произведения
— Какое впечатление произвел на вас рассказ Платонова?
— Какие мысли и чувства пробудил?
Составление портретной характеристики героя (работа в группах)
1 группа (слабые учащиеся):
Вопрос: Опишите Юшку: его внешность, его манеру говорить, его отношение с окружающими.
2 группа: Отношение окружающих к Юшке.
— Как относились к Юшке окружающие? Взрослые? Дети?
— Почему люди вымещали на нем зло?
(У взрослых людей бывало злое горе и обида, или они были пьяными, тогда сердце наполнялось лютой яростью…В этом зле они на время забывали свое горе)
3 группа: Отношение Юшки к людям.
— Как Юшка относился к людям? Почему безропотно переносил издевательства односельчан?
— Что помогало Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям?
(Понимал, что людям просто некуда приложить свой разум, силу. Они умеют работать, но не умеют радоваться жизни. Юшке помогало жить умение видеть красоту мира, забота о живом существе – девочке-сироте, умение сострадать людям)
— Как вы думаете: любили ли Юшку?
«Они меня без понятия любят – сердце в людях бывает слепое» (Юшка).
«Он верил, что дети его любят, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его» (Автор).
Люди не умели выразить любовь (вывод)
ВЫВОД: Юшку похоронили и забыли про него. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление остались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность.
Урок по русской литературе «Урок- сердце по рассказу А.Платонова «Юшка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Средняя школа № 158
по рассказу Андрея Платонова
Цель: 1.Научить ребят читать платоновские рассказы, видеть в них
красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.
Развитие мыслительной деятельности.
Воспитание высоких нравственных качеств: красоты, человеколюбия, доброго любящего сердца.
Наглядность: портрет писателя, живопись, изображение сердца, выставка книг, высказывания о природе, рисунок «Цветок», костюмы героев к инсценировке.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Эпиграф: Без меня народ неполный. А.Платонов
ТСО: песенное сопровождение «Прекрасное далеко», музыка «Симфония» П.Чайковского.
МПС: казахская литература, русский язык, музыка, рисование, биология, история, география.
Словарная работа: сострадать, блаженный, особенный.
Слово учителя о теме, цели урока
Сегодня у нас, ребята, особая задача на уроке: мы обобщим творчество А.Платонова, научимся видеть внутреннюю красоту рассказа «Юшка», полным сердцем воспримем чувства, которые передает автор. Поймем, с каким сердцем должен жить человек, что нужно делать, чтобы быть высоко нравственным человеком. (Запись числа, темы, эпиграфа урока).
Прочесть эпиграф. Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа?
Вывод: Каждый человек неповторим, а поэтому бесценен.
Привести в пример дружбу одноклассников.
Выступает ученик в роли Платонова.
Ребята, мы с вами прочли по учебнику биографический очерк о А.Платонове. Сегодня я хочу, чтобы вы еще глубже изучили творчество писателя. (12-13 лет).
Слово учителя о творчестве писателя.
Все творчество писателя нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Писатель учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от унижений, посягательств других людей. Примером может служить рассказ «Юшка».
Беседа по вопросам:
Какие мысли и чувства пробудил в вас данный рассказ?
Почему Юшка безропотно переносил унижения односельчан? (терпение, доброта).
Найти портрет Юшки в тексте. О чем говорит описание внешности?
Дети и Юшка. Как относились дети к Юшке?
Что отвечал Юшка детям?
В каких строках мы видим, что он любит детей?
Взрослые и Юшка. Что он ответил дочери кузнеца, которая спросила: «Зачем ты живешь?»
Сердце у взрослых слепое. Юшка понимал, что людям порой просто некуда приложить свой разум и силы. Они не умеют радоваться жизни.
Что помогло Юшке жить и сохранять доброжелательность к людям? Найти ответ в тексте (природа).
Ученик выразительно читает отрывок текста. Анализ текста. Вывод: особая любовь к природе, понимание красоты природы, радость встречи с ней. Вот что помогало выжить герою среди злых людей.
Зачитать стихотворение о природе (на доске). Звучит музыка.
Что еще помогало выжить Юшке? Умение сострадать людям.
Осуждает ли он людей за их поступки?
Словарная работа (орфография слова, лексическое значение слова).
Запись в тетрадях: со (вместе, совместно) + страдать (разделять чужую
боль).
Вернемся к отношениям взрослых и Юшки. Что говорил взрослый
человек Юшке? Что же ты, блаженный, непохожий (сумасбродный,
неуравновешенный) ходишь тут?
Блаженный — осененный благодатью, счастливый, особенный.
Прочесть запись слов:
Какое дело осталось после Юшки?
Как назвали дочь Юшки? Дочерью доброго Юшки.
Какой добрый поступок продолжает дочь Юшки? (Она осталась с
людьми, сведшими в могилу дорогого ей человека, а могла бы уехать.
Стала их лечить, а не мстить им. В ней также, как и в Юшке, жило
сострадание к людям.
Какого человека мы называем нравственным человеком? Можем ли
мы назвать Юшку нравственным человеком?
Д\з: написать письмо на тему: «Прости нас, Юшка». Поднимите вверх
свои письма. Слово Юшке.
Ребята читают свои письма Юшке.
Вывод: слово учителя о сердце человека. Человек должен иметь
любящее сердце.
Каким должно быть человеческое сердце
Какие три сестры, три качества должны жить в сердце? (вера, надежд
Что из них главное? Любовь.
Легко ли быть нравственным человеком?
А у вас получается, а что нужно делать, для того, чтобы быть
Инсценировка «Урок любви и прощения»
Чтение стихотворений Б.Пастернака о добре.
Незадолго до своей смерти Платонов написал сказку-быль
«Неизвестный цветок».
Ученик-художник о своем рисунке.
Платонов в своей жизни перенес много страданий, несправедливости, но он, как и его герои, как этот цветок, сохранил в себе любовь к жизни, к людям, сохранил в себе человеческое любящее сердце.
Творчество какого писателя мы обобщили?
О каком рассказе Платонова мы беседовали?
Каким должно быть человеческое сердце?
Что нужно делать, чтобы быть нравственным человеком?
Каким качеством нужно побеждать зло?
Помогает ли дружба в становлении человека нравственного?
Что значат слова: сострадание, блаженный?
Домашнее задание: книги-письма, ответы на вопросы рассказа «Неизвестный цветок», опережающее задание : биография Твардовского.
13. Оценки учащимся, комментарий.
14. Психологический тренинг (музыка).
Закрыли глаза, расслабились. Думаем только о хорошем. Пожелайте друг другу счастья, добра, всего самого наилучшего. Каждый из вас сегодня совершит хороший поступок. Каждый, кто столкнется с плохим, тот победит это плохое своим добрым словом, добрым поступком, своим любящим сердцем. Живите в радости, в счастье, в дружбе, в любви!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-389410
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок развития речи «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок развития речи в 7-м классе «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?»
Сулаева Е.П., учитель русского языка и литературы
1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева.
2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.
3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение.
4. Развитие устной и письменной речи.
5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.
Оборудование: Портреты А. Платонова, Л. Андреева, иллюстрации к их рассказам, эпиграфы, использованные на уроке, макет ромашки.
“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. Л. Андреев.
Учитель. Сегодня у нас урок развития речи. Мы должны готовиться к домашнему сочинению- рассуждению “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?” (По рассказам А. Платонова и Л. Андреева). Расскажите биографию авторов рассказов “Юшка” и “Кусака”. Биографию будем рассказывать вкратце, так как творчество А.Платонова и Л.Андреева изучим в старших классах.
Автором рассказа “Юшка” является А.П.Платонов (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа (1 сентября по новому стилю) 1899 года в версте от Воронежа, в Ямской слободе. Литературный псевдоним от имени отца – слесаря железнодорожных мастерских Платона Фирсовича Климентова. Около полувека он работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских, потерял зрение и слух. Андрей Платонов тоже был известен в родном городе Воронеже как талантливый инженер, который готов был многое сделать для родного города. Мать – Мария Васильевна – дочь часового мастера. На ней держалось многочисленное семейство.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя от себя до скончания дней. Писатель чувствовал пожизненную ответственность перед замученной лишениями Ямской слободой и постоянное родство с ее людьми. В малолетстве он испытал тяжесть нищенской жизни за плечами. (Семья достигла десяти человек, а работал только один отец.) От голодной смерти умерли меньшие братья и сестры.
А.Платонов учился в церковно-приходской школе, затем поступил в Воронежское городское училище, которое закончить ему не удалось, надо было идти на работу. Подростком он познал непосильный наемный труд, с 15 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. В 1918-1922 годах учился в Воронежском политехникуме.
В литературу Платонов пришел как поэт. В 1922 году вышла его первая книга стихов “Голубая глубина”. А рассказ “Возвращение” (1946) был последним произведением, опубликованным при жизни писателя.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах, киносценариях всегда был верен своему голосу художника и, несмотря на порой сокрушительную критику, описывал жизнь, ее трагические стороны так, как он видел и считал правильным. Он очень много писал для детей: это были рассказы (среди них рассказ “Юшка”), пьесы и киносценарии: “Избушка бабушки”, “Добрый Тит”, “Неродная дочь”. Он также занимался переработкой народных сказок “Финист – Ясный Сокол”, “Волшебное кольцо”.
5 января 1951 года А.П.Платонов скончался. Похоронен на Армянской кладбище в Москве.
Автор рассказа “Кусака” Л.Н.Андреев. Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Леонид учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и раннее честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью. Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом и прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость составляла повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число самых известных писателей России начала ХХ века.
Устная речь
Учитель. На доске цветы, они необычные, они цветы сочувствия и сострадания. Они еще необычные потому, что на лепестках написаны задания по рассказам А. Платонова. Таким образом, проверим ваши знания рассказа. Прежде чем приступить к работе над рассказами, объясним значение ключевых слов нашего урока и сочинения.
1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание.
2. Одобрительное отношение к чьему- либо начинанию, чувству, личности и настроению
Учитель. Что общего и какая разница в значении слов сочувствие и сострадание?
Учитель. А теперь обратимся к нашим цветам, выполним задания.
1.(с) Кто такой главный герой Юшка?
2.(о) Как относились взрослые к Юшке?
3.(ч) Как относились дети?
4.(у) Куда уходил Юшка каждое лето?
6.(с) Гостья Ефима Дмитриевича.
7.(т) Плоды Юшкиной любви.
8.(в) Среди людей бесчувственных как Юшке удалось сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям?
9.(и) Почему умер Юшка?
1. Юшка работал в кузнице подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел, и в руках у него мало было силы. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда влага, как неостывающие слезы. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай и сахар и одежда у Юшки были свои; получил семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но он чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь; зимой же надевал поверх блузы еще полушубок, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
2. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться. Взрослые пожилые люди обижали Юшку. Им не нравилось и то, что Юшка не походил на них, что он всегда молчал, не ругался с ними. Они считали, что Юшка во всем виноват, и тут же били его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, и в этом зле забывал на время свое горе.
3. Дети, увидев тихо бредущего старого Юшку, переставали играть, поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них, не закрывал своего лица. Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали. Юшка шел и молчал. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал их и не отвечал им. Когда дети делали Юшке слишком больно, он говорил им:
— Чего вы, родные мои! Вы должно быть, меня любите. Отчего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он верил, что дети любят его, что он им нужен, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому обижают его. Я бы сказал, зло у детей идет от родителей. Они же видят, как взрослые обижают Юшку. Об этом вот что сказал сам А.Платонов: “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многое лики”
4. Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Куда он уходил, никто не знал. Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз говорил, что едет в деревню, а в иной, что в самую Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец. Через месяц Юшка возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице.
5. Но год от году Юшка все слабел, грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето он не отправлялся в свою дальнюю деревню. Он шел, как обычно вечером, из кузницы к хозяину на ночлег. Прохожий посмеялся над ним:
— Чего ты землю топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее бы стало без тебя.
Юшка первый раз в жизни сердился:
— А чем я вам мешаю? Меня тоже родила мать, как и тебя. Я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя.
Прохожий рассердился на то, что Юшка заговорил и равнял себя с ним. Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь. Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся.
6. Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. В один непогожий день в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не понял, о ком она спрашивает. Спустя некоторое время только он догадался, что девушка пришла к Юшке. Она рассказала свою судьбу. Она сирота. Ефим Дмитриевич поместил ее в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом. Каждый год приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год, чтобы она жила и училась. Теперь она окончила университет и стала врачом, лечащим больных чахоткой.
7. Девушка-врач осталась навсегда в городе, где жил Юшка. Она работала в больнице для больных чахоткой, ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей. Все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки.
8. Среди людей бесчувственных как же удалось Юшке сохранить доброжелательность и доброе отношение к людям? Прежде всего Юшка понимал и любил природу. Именно любовь к природе переросла в любовь к людям. По пути в Москву Юшка не скрывал своей любви к живым существам. Он склонялся к земле, целовал цветы, стараясь не дышать на них, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво. Долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.
9. Юшка умер не только от боли физической. У него болела душа. Он не понимал, почему мир полн людьми бездушными. Почему у людей отсутствует чувства сочувствия и сострадания?
10. Без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба осталось среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, насмешку.
Учитель. Слушали ваш подробный пересказ рассказа Платонова “Юшка”. Сжато перескажите содержание рассказа “Кусака” по плану:
1. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
2. Как Кусака получила свою кличку.
3. В жизни есть счастье.
5. Снова одиночество.
6. Кто виновато в одиночестве Кусаки?
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имен, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Собака не поверила людям, потому что, с кем она не встречалась, все ее обижали. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи. Когда наступила весна, на дачу приехали хозяева. У них была дочка. Она хотела ласкать Кусаку. Кусака боялась людей и яростно вцепилась зубами в подол платья. После этого девочка назвала ее Кусакой. У Кусаки началась счастливая жизнь. Ее здесь каждый день кормили, с ней играли, она перестала бояться людей. Но счастливые дни оказались короткими. Наступила осень, хозяева начали собираться снова в город. С ними должна была уехать Леля. (Так звали девочку). Леля не хотела оставить Кусаку, попросила родителей, чтобы они разрешили ей взять с собой собаку. Но родители были против. Уехали, Леля даже забыла попрощаться с Кусакой. Кусака за машиной бежала по следам уехавших людей. Она не встретила Лелю. Отчаявшись, вернулась на дачу и завыла. Кусака опять одна, она опять бездомная собака, она опять потеряла веру людям. В этом виноваты сами люди.
Учитель. Прочитаем слова автора Л. Андреева и попробуем их объяснить, что хотел сказать автор?
“В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”
Письменная речь
Учитель. Приступаем к работе над сочинением.
1. Какие типы речи мы знаем?(Повествование, описание, рассуждение.)
2. Какой тип речи называется рассуждением?(Рассуждение – тип речи, когда нужно рассмотреть самые важные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи).
3. На какие части делим рассуждение?( Тезис, доказательство, вывод.)
Учитель. Тема нашего сочинения. “Нужно ли сочувствие и сострадание людям”.
На вопрос мы должны отвечать положительно или отрицательно. Исходя из изученных рассказов, как мы ответим?(Сочувствие и сострадание необходимо).
Учитель. Это тезис сочинения. Какая вторая часть рассуждения? (Доказательство.)
Учитель. Будем доказывать, ответив на вопросы.
Что происходит, если эти чувства присутствуют?
2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
Учитель. 1. Кто обладает чувством сочувствия и сострадания?
Чувством сочувствия и сострадания обладает Юшка. Прежде всего у Юшки доброе сердце. Во всем он видит только лучшее. “Дети его обижают. А он думает, что они его любят, что он им нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что сделать для любви, и поэтому терзают его”.
Учитель. А как Юшка объясняет, почему взрослые обижают его?
“У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью”.
Учитель. А сам Юшка умел ли любить? Что он делал для Любви? Составьте развернутый ответ на этот вопрос, цитируя текст рассказа.
В случае необходимости можно предложить ученикам примерный план рассказа.
1. Куда уходил Юшка каждое лето?
3. Гостья Ефима Дмитриевича.
4. Плоды Юшкиной любви.
Учитель. Как Юшке удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
(От слов “В июле или августе …” до слов “об этом никому в городе не было известно”. Ответ после прочтения отрывка: Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира, поэтому ему несложно найти точку приложения своей любви. Юшка помогает девочке-сиротке. Причем, не только материально, но как потом оказалось, что был единственным человеком, который окружал ее заботой и любовью.
Учитель. А как же понимает сочувствие и сострадание со стороны людей Кусака? Как она изменилась?
Кусака в городе совсем потеряла веру в людей. Поэтому когда Леля звала ее к себе, Кусака с каждым днем только на один шаг приблизилась к девочке. Она присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки. Когда Кусака увидела выразительные глаза и молоденькое, наивно-прелестное личико, второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, ударят ее и приласкают. Ее приласкали. Она хотела выразить благодарность тем людям, которые вернули ей веру в жизнь. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать.
Учитель. 2. К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять. А почему они не сочувствуют Юшке? Потому что они в своих бедах винят Юшку. Душевная черствость людей стоило Юшке жизни. Кусака злобилась, не встречая в людях сочувствия. Кусака, оставленная без признания одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.
Учитель. Какой вывод мы сделаем?(Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви и сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным. Л. Андреев писал: “Когда бьют по одному честному лицу, все честные лица должны испытывать боль и муку попранного человеческого достоинства”.
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение “Нужно ли сочувствие и сострадание людям?”.
Вывод словами А.Платонова: Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию”.