Что понимается под функцией спроса
Спрос, функция спроса.
Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.
Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».
Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:
, где
a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,
b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),
Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.
Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса.
Например, спрос на товар можно представить следующим образом:
Цена товара, руб. |
Количество товара, шт. |
Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
· снижение цены увеличивает число покупателей,
· расширяет их покупательную способность,
· делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).
Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f ( Q ) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как
.
Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:
Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.
Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.
Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.
Дата добавления: 2015-12-11 ; просмотров: 1240 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Функции и виды спроса
Эластичность
Спрос является общей характеристикой поведения покупателей. Объемы приобретения товаров и услуг напрямую зависят от их стоимости. А цены реализуемых благ и поведение покупателей от их колебания обуславливают классификацию спроса по его эластичности.
Закон спроса основан на обратном соотношении цены блага к его потребности. То есть при увеличении стоимости, например, проезда в такси, уменьшается количество людей, желающих потратить денежные средства за эту услугу.
В экономической теории выделяют следующие виды эластичности спроса по цене:
Предельные случаи
Виды эластичности спроса по цене могут образовывать крайние случаи, которые характеризуются абсолютно эластичными и неэластичными условиями приобретения товаров. В первой ситуации существует лишь одна цена блага, которой соответствует определенный объем его приобретения. Коэффициент эластичности устремляется к бесконечности, и любое колебание цены (резкое повышение или, наоборот, снижение) влечет отказ от товара либо абсолютное увеличение спроса на него соответственно.
Когда коэффициент ценовой эластичности равен нулю, тогда положение на рынке абсолютно неэластичное: цена варьируется, а поведение покупателей остается неизменным.
Функция спроса имеет вид, представленный на графике ниже.
Функции спроса
Любая функция – это зависимость. Зависимое положение объема спроса от ценовых и неценовых детерминант называется его функцией. Неценовые факторы, влияющие на величину спроса, — это доходы населения, цены на другие блага, предпочтения и вкусы покупателей, инфляция и прочие. Если принять условие, что неценовые факторы будут константами, а цена интересующего блага носить переменный характер, тогда имеет место функция спроса от цены. Она линейная, и любое колебание стоимости блага не влияет на функцию спроса, а изменяет лишь его объем. То есть прямая не меняет своего положения на графике, ее сдвиг (вправо или влево) может быть обусловлен влиянием неценовых детерминант.
Виды функций спроса:
Нефункциональный спрос
Существуют ситуации, когда поведение покупателей не соответствует основному правилу: спрос повышается после того как цена на товар снижается. Виды спроса нефункционального характера:
Предложение
Рыночное явление, которое формируется под влиянием спроса, называется предложением. Совокупность товаров, которые производители могут продать по установленной цене, определяет величину предложения. Пересечение на графике функции спроса и предложения определяет равновесную цену и объем на продукцию.
Виды спроса и предложения по эластичности идентичны, единственное отличие – это возникновение на практике абсолютно эластичного и неэластичного предложения. В то время как предельные случаи эластичности по спросу имеют место только в теории.
Потребность от жизненного цикла товара
Жизненная фаза продукции с момента ее входа на рынок и выхода из него дифференцирует следующие виды спроса на товар: потенциальный, формирующийся, развивающийся и сформировавшийся.
Потенциальная потребность – это максимально возможное поведение покупателей, которое предшествует выходу продукции на рынок. Повышение такого спроса осуществляется через рекламу.
Формирующийся спрос возникает на новые товары/услуги и зависит от потребительских свойств предлагаемого производителями блага.
Развивающееся поведение покупателей на приобретение какого-либо блага ориентирует производителя на утверждение нового товара на рынке.
Сформировавшееся поведение покупателей соответствует стадии зрелости жизненного цикла продукции.
Виды спроса на рынке
Показатель объемов продаж конкретной марки товара на определенном рынке за установленный период называется рыночным спросом.
Виды спроса, которые характеризуют ситуацию на рынке анализируемой продукции:
Знания рыночного спроса необходимы для выбора целевого сегмента и сбыта продукции.
Классификация по степени удовлетворения
Реальный спрос измеряется фактическим объемом реализованной продукции в денежных или количественных показателях. Состоит из удовлетворенного и неудовлетворенного спроса.
Высокая цена, низкое качество или вообще отсутствие товара на рынке формируют неудовлетворенную нужду в благе. Это состояние, когда покупатель выражал заинтересованность к представленному благу, однако по каким-то причинам не был доволен его приобретением или в принципе не смог его найти. В свою очередь, неудовлетворенный спрос бывает:
Виды спроса по периодичности возникновения:
Классификация от намерений покупателей
Повседневное приобретение хлеба, плата за проезд в общественном транспорте формирует устойчивый спрос. То есть такое поведение людей обдуманное, запланированное и не допускает замены блага каким-либо другим.
Неустойчивый или альтернативный спрос возникает в пределах конкретной группы товаров (торты, кондитерские изделия) и формируется после ознакомления покупателей с характеристиками представленных благ.
Спонтанный (импульсный) спрос возникает после необдуманного поведения покупателей в местах продажи под влиянием рекламы или выкладки товаров. В большинстве случаев это относится к малоизвестным или новым продуктам.
Рассмотренные виды, функции спроса на товар являются важным инструментом для постановки задач маркетинга: выявление причин антагонизма продукции, проведение рекламы, установление цены.
Функции потребительского спроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение и специфика потребительского спроса
Потребительский спрос представляет собой платежеспособную потребность общества в предметах потребления. Под последними следует понимать результаты производственной деятельности, предназначенные для личного потребления. В общем виде они представлены товарами и услугами.
Основополагающими характеристиками потребительского спроса выступают его объем и цена. В первом случае имеется в виду максимальное количество экономических благ, которые индивиды и домохозяйства готовы и могут приобрести при заданном уровне цен. Во втором случае речь идет о максимальной цене, которую покупатели готовы заплатить за приобретение определённого количества потребительских товаров и услуг.
Цена и объем спроса имеют обратную зависимость. В общем виде она называется законом потребительского спроса. Согласно данному закону рост цен на предметы потребления неизбежно ведет к сокращению их потребления. В результате спрос на такую продукцию падает, а на рынке возникает переизбыток товаров. Соответственно, если уровень отпускных цен на потребительские товары снижает, объем желающих их приобрести увеличивается, а спрос растет.
Действие данного закона имеет одно важно ограничение. Все прочие условия считаются неизменными. Под прочими условиями в данном случае имеются в виду факторы неценового порядка, оказывающие влияние на потребительское поведение. К таким факторам могут быть отнесены:
Все эти факторы также оказывают влияние на формирование, развитие и функциональную нагрузку потребительского поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Функциональная характеристика потребительского спроса
Потребительский спрос играет важнейшую роль в системе рыночного хозяйства, выступая в качестве связующего звена между потребителями и производителями, а также отражая общие тенденции развития потребностей в современном обществе.
На микроуровне потребительский спрос выступает двигателем торговли. Именно посредством его удовлетворения товаропроизводители извлекают прибыль от своей финансово-хозяйственной деятельности. Чем выше степень удовлетворения потребностей покупателей, тем выше уровень конкурентоспособности бизнеса и его продукции.
На макроуровне, то есть на уровне государства в целом, потребительский спрос играет не менее важную роль. Его активизация и развитие выступают одним из важнейших факторов экономического роста национальной экономики.
Таким образом, потребительский спрос как экономическая категория, выполняет одну из важнейших функций рыночных систем, а именно стимулирует производство и регулирует процесс установления равновесных отпускных цен.
Потребительский спрос в экономике описывается при помощи специальной функции. Рассмотрим ее более подробно.
Характеристика функции потребительского спроса
Основополагающим и наиболее важным фактором потребительского спроса считается его цена. В связи с этим в экономике потребительский спрос зачастую рассматривают в качестве функции цены.
Чаще всего под функцией потребительского спроса следует понимать зависимость между объемом (величиной) спроса и ценой экономического блага.
Объем спроса представляет собой то количество товаров, которое потребитель может и реально готов приобрести при определённом уровне цен.
Функция потребительского спроса, как правило, задается таблицей, формулой или графиком. Наиболее известным ее воплощением считается кривая спроса. В общем виде она представлена на рисунке 1. Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Графическое отображение функции потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В экономике построение функции имеет свои особенности. В отличии от математики, аргумент функции потребительского спроса (то есть цена на товар или услугу) откладывается по вертикальной оси «Р» («Price»), само же значение функции (то есть количество товара, которое потребители готовы приобрести) откладывается по горизонтальной оси «Q» («Quantity»).
Каждая точка, расположенная на кривой потребительского спроса отображает определённое (равновесное) сочетание отпускной цены за товар и величины спроса на него. На практике достижение экономического равновесия весьма затруднено.
Сдвиг точки на кривой спроса означает, что в результате изменения уровня цен на продукцию, объемы спроса не нее также претерпели смещение. Основным фактором изменения спроса в данном случае выступает цена. В том случае, если спрос на предметы потребления изменяется под воздействием факторов неценового порядка, происходит смещение самой кривой (влево, вправо, вверх или вниз).
Вместо цены ($P$) на вертикальной оси ординат могут располагаться иные факторы, такие как уровень доходов ($I$), количество покупателей ($N$), вкусы и предпочтения потребителей ($Z$), их ожидания ($W$) и пр.
Общая функция спроса принимает следующий вид:
Таким образом, общая функция потребительского спроса отражает зависимость его величины, от различных факторов ценового и неценового порядка. Тем не менее, в процессе экономического анализа важная роль традиционно отводится предпосылке «при прочих равных условиях». Это означает, что все переменные, оказывающие влияние на конечную величину потребительского спроса, кроме изучаемых в данный конкретный момент времени, считаются постоянными.
Существует два основных вида линии спроса:
Таким образом, линейная функция потребительского спроса отражает изменение его величин в зависимости от изменения уровня отпускных цен. Она носит название прямой. Обратная функция потребительского спроса, напротив, отражает изменение цен в зависимости от изменения величины спроса. Ее также называют обратной.
Спрос. Функции спроса. Закон спроса
Раздел II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ МИКРОЭКОНОМИКИ
Данный раздел представляет собой вводную часть необходимую для изучения микроэкономики. В разделе даны общие понятия, описывающие поведение в рыночной экономике, без которых невозможно изучение продвинутого курса микроэкономики. Раздел начинается с изучения базовых понятий микроэкономики – спроса, предложения, равновесия. Далее раскрывается понятие эластичности, которое впоследствии будет использоваться не только в курсе микроэкономики, но и макроэкономики и мировой экономики. Завершается раздел изучением основ поведения субъектов современной рыночной экономики.
Глава 5. СПРОС: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Из предыдущих глав известно, что связь между производителями и потребителями в товарном хозяйстве осуществляется опосредованно, косвенным образом – через рынок. Конкретной формой реализации товарных отношений является рыночный механизм, к основным элементам которого относятся спрос, предложение, цена.
Модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, уже более столетия составляет ядро экономической теории. Несмотря на то, что в условиях современных методов регулирования рыночной экономики, равновесие достигается не только вследствие взаимодействия рыночных сил, но и при активной экономической политике государства, указанная модель просто и убедительно приводит к явным и однозначным выводам, которые могут применяться для анализа различных экономических проблем. Она в простой форме описывает некоторые из действующих в хозяйстве сил и тем самым отображает важные аспекты реальной жизни.1
Спрос. Функции спроса. Закон спроса
Потребности в рыночной экономике выступают в форме спроса. Рыночный спрос является косвенным отражением потребности людей в данном товаре или услуге.
Человеческие потребности, как известно не ограниченны. Можно ли говорить о неограниченности спроса? В чём отличие этих понятий? Дело в том, что спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами, т. е. спрос – платёжеспособная потребность. Недостаточно желать приобрести товар, необходимо чтобы потребитель обладал определенной суммой денег, для реализации своего желания. Рынок не реагирует на неплатежеспособные потребности. Более точно категорию спроса можно выразить термином величина или объем спроса.
Величина (объём) спроса – это то количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене из ряда возможных в течение некоторого периода времени.
Важно различать понятия «объём спроса» и «объём фактической покупки». Объем (величина) спроса определяется только покупателем, а объем фактической покупки и покупателем и продавцом. Например, ограничение цен государством может вызвать существенных рост величины спроса. При этом объем продаж («объём фактической покупки») скорее всего будет низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.
Что же определяет величину спроса? На желания и возможности того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара воздействуют различные факторы. К ним относятся:
· цена товара P (price)
· доход потребителя I (income)
· вкусы, мода T (tastes)
· цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые (субституты) P S или взаимодополняющие (комплементы) P C
· число покупателей N
· ожидание будущих цен и доходов W
Итак, в самом общем виде функция спроса записывается следующим образом:
Величина спроса на товар, прежде всего, зависит от цены. Если все факторы, кроме цены, принять за неизменные для данного периода, то функция спроса от цены будет выглядеть:
Обратная зависимость цены от величины спроса называется обратной функцией спроса и имеет вид:
При прочих равных условиях снижение цены ведёт к росту количества товара, приобретаемого покупателями; увеличение цены вызывает обратную реакцию: приобретение товара сокращается. Таким образом, указанное свойство спроса отражает обратную зависимость между изменением цены и величины спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса (прочие параметры неизменны) носит универсальный характер и отражает действие одного из основополагающих экономических законов – закона спроса.
Антуан Огюстен Курно (1801-1877) – создатель математической теории спроса. А. Курно был прежде всего талантливым математиком, но ему было скучно в мире чистой математики, и он пытался с ее помощью по-новому взглянуть на проблемы других наук и найти связи между ними.
В 1838 году Курно опубликовал свою самую знаменитую сегодня книгу «Исследование математических принципов теории богатства». По сути дела, это была первая сознательная и последовательная попытка применить серьезный математический аппарат для исследования экономических процессов. Из этого ростка выросло целое направление науки – математическая экономика.
Именно А.Курно впервые глубоко проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях. Это дало ему возможность сформулировать закон спроса и вплотную подвести экономическую науку к осознанию понятия «эластичность спроса» (А. Маршалл подхватил идеи А. Курно и довел их до логического завершения). Курно сумел математически строго доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая цена.
Почему спрос ведёт себя именно так? Это происходит по целому ряду причин, которые аргументируют закон спроса и учитывают следующие обстоятельства:
Здравый смысл и жизненный опыт непосредственно влияют на объём покупок в зависимости от цены. Чем ниже цена, тем покупок больше – это психологический момент.
Конечно, при низких ценах объём покупок возрастает, но рано или поздно потребитель достигает предела, когда каждая следующая единица товара будет доставлять всё меньше удовольствия, сколько бы ни снижалась цена. После определённого уровня насыщения потребности удовлетворение, получаемое от товара или услуги, начинает уменьшаться. Экономисты называют данный эффект законом убывающей предельной полезности. Убывание предельной полезности позволяет объяснить, почему низкие цены стимулируют спрос. Товары, продаваемые по высокой цене, обычно не покупаются впрок или «на авось». Но если цена низка и доступна, то, скорее всего, покупатель приобретает данный товар даже немного больше, чем ему необходимо.
Действие закона спроса может быть объяснено на основе двух взаимосвязанных эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Очевидно, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от приобретения других товаров. Он чувствует себя богаче, поскольку снижение цены увеличивает его реальную покупательную способность, или реальный доход при неизменной величине его денежного дохода. Это эффект дохода.
Эффект дохода (в результате изменения цены) – изменение величины спроса на товар, из-за того, что изменение его цены приводит к изменению реального дохода потребителя.
Степень действия эффекта дохода зависит главным образом от того, какая часть дохода тратится на покупку данного товара. Чем большая часть дохода тратится на товар, тем больше будет влиять эффект роста цены на реальный доход потребителя и тем больше сокращается потребление.
С другой стороны, потребитель склонен заменять более дорогие товары более дешёвыми аналогами, что ведёт к росту величины спроса на эти товары. Это эффект замещения.
Эффект замещения – стремление потребителей покупать товар в большем количестве, когда его относительная цена понижается (замещая этим товаром другие) и потреблять его в меньшем количестве, когда его относительная цена повышается (замещать этот товар другими). Именно этот эффект определяет отрицательный наклон кривой спроса.
Величина эффекта замещения зависит в основном от количества и доступности товаров-заменителей.
Эффект дохода в сочетании с эффектом замещения образуют общий эффект изменения цены.
Функциональную зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить различными способами:
1. Табличным – в виде таблицы или шкалы спроса (таблица 5.1):
Соотношение цены товара Х и количества Х, на которое предъявлен спрос.
Цена товара Х Px | Величина спроса на товар Х за день Q d |
Рассмотрим гипотетические данные таблицы 5.1. Обратим внимание, что речь идет о величине спроса в определенный период времени (а не в какой-то его момент). Это значит, что величина спроса определяется за день, неделю, месяц, год или в любой другой период.
Шкала спроса отражает связь между величиной спроса на товар X и ценой на него. Она показывает, какое количество товара покупатели хотели бы приобрести по каждой из множества цен. По мере снижения цены спрос на товар X растет. При возросшей цене ряд покупателей откажутся от покупки данного товара.
Графическим
Современная экономическая теория оперирует прямой функцией спроса Q d = f (P), но графическое изображение остаётся прежним (по Маршаллу).
Для раскрытия зависимости количества товара Х, на которое предъявляется спрос от цены товара Х при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 5.1.
Рис. 5.1. Кривая спроса на товар Х
Полученная кривая D (D-demand) называется кривой спроса. Каждая точка на этой кривой показывает значение величины спроса (Q d ) товара Х при различных уровнях цен (Px ) при прочих равных условиях, т.е. кривая является графическим отображением функции спроса.
Как видно из рисунка 5.1, снижение цены товара Х увеличивает количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В связи с этим кривая спроса имеет «падающий» характер, т.е. имеет отрицательный наклон.
При анализе графика спроса возникает вопрос: может ли кривая спроса пересекаться с осями координат (вертикальной и горизонтальной) и что определяют точки этих пересечений?
Пересечение кривой спроса с вертикальной осью цен означает, что цена товара принимает такое значение, при котором величина спроса равна нулю, поскольку спрос потребителя ограничен его доходом, т.е. спрос определяется платежеспособными потребностями. Точка пересечения кривой спроса с горизонтальной осью показывает ограничение потребления товара при нулевой цене в определенном отрезке времени.
Практическое значение кривой спроса состоит в том, что она выражает цену спроса.
Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.
Цена спроса не тождественна рыночной цене (цене покупки) или цене рыночного равновесия.
Цена спроса определяется размером дохода покупателя. Она фиксирована, т.к. потребитель, ограниченный своим доходом, не может заплатить больше. Чем выше цена спроса, тем меньший объём товара будет продан.
Например, потребитель имеет намерения приобрести часы. Интересующая его модель стоит 1500 д.е. (это их рыночная цена). Однако покупатель, исходя из своего дохода и предпочтений, выделил на покупку часов лишь 1000 д.е. и за пределами этой суммы купить их не может, значит, покупка часов не состоится и потребитель не удовлетворит свою потребность.
Таким образом, кривая спроса выражает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель (или группа) за определённое количество товара в течение определённого периода. Очевидно, что чем выше цена спроса, тем больше число покупателей, чьи доходы не позволяют им приобрести данный товар, поэтому они уйдут с рассматриваемого рынка.
3. Ещё одним способом выражения закона спроса является аналитический.
Параметр “a” определяет точку пересечения линии спроса с осью абсцисс (Х). Экономический смысл параметра “а” состоит в том, что он определяет максимальный объём, при котором цена становится равной нулю.
Параметр “b” «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси ординат (Y): чем он выше, тем наклон кривой спроса круче.
Если изменится параметр “а”, то происходит сдвиг кривой спроса. Если изменится параметр “b”, то изменится наклон кривой.
Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса (рисунок 5.2) отражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление товара за ограниченный период времени имеет свои пределы. За точкой A – «антиблаго», потребитель готов платить, чтобы избавиться от него.
С другой стороны, далеко не все товары покупаются даже в небольших количествах. Нулевой объём спроса в точке B означает, что уровень цены настолько высокий, что потребитель откажется от покупок. Отрицательный объём (за точкой B) означает, что имеющееся благо выгоднее продать по «сверхвысокой» цене.
Рис. 5.2 Линейная функция спроса (частный случай закона спроса)
Наклон линии спроса определяется оценкой блага потребителем и его платежеспособностью. Наклон линии спроса – несовершенный показатель (в отличие от эластичности спроса, о которой пойдёт речь в следующей главе), он зависит от абсолютных изменений цены и количества продукта tgα=?P/?Q.
Уравнение нелинейной функции спроса (например, гиперболической) может быть выражено уравнением: Q d =k/p; P d ×Q=k; P d =k/Q, параметр “k” «отвечает» за крутизну кривой, чем он больше, тем кривая более пологая.
Рис. 5.3 График нелинейной функции спроса
Линия спроса (рис. 5.3) выпукла к началу координат, т.е. её наклон уменьшается по мере снижения цен и роста объёмов продаж.
Индивидуальные предпочтения потребителя и специфичность отдельных товаров дают различные формы кривых спроса. Например, прямая линия спроса (линия с постоянным наклоном) означает одинаковую оценку потребителем любой единицы товара независимо от объёма потребления (рис. 5.2). Линия спроса выпуклая от начала координат, означает увеличивающуюся для потребителя ценность каждой дополнительной единицы товара – это «эффект коллекционера» и он встречается довольно часто.
Итак, количество товара, которое покупатели хотят и могут купить при существующей цене характеризует величину спроса. Изменение величины спроса отражает реакцию покупателей на изменение цены при прочих равных условиях и предполагает движение вдоль постоянной кривой спроса (рис. 5.4).