Что понимается под консульским учреждением и каковы их функции

Что понимается под консульским учреждением и каковы их функции

Статья 5. Консульские функции

1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

2. К консульским функциям относятся:

1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

7) совершение нотариальных действий;

8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.

Источник

Статья 5. Консульские функции

Статья 5. Консульские функции

1. Под консульскими функциями понимаются полномочия консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

2. К консульским функциям относятся:

1) рассмотрение вопросов гражданства Российской Федерации и исполнение решений по вопросам гражданства Российской Федерации в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент МИД России по предоставлению государственной услуги по выдаче дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями РФ либо представительствами МИД России, находящимися в пределах приграничной территории, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, временного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ и дающего ему право на въезд (возвращение) в РФ, утвержденный приказом МИД России от 5 июля 2021 г. N 12644

3) осуществление учета граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

4) принятие мер по охране прав и законных интересов граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести на территории консульского округа граждан Российской Федерации;

5) оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;

6) государственная регистрация актов гражданского состояния;

7) совершение нотариальных действий;

8) консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

9) истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц;

10) принятие мер по охране прав и законных интересов находящихся на территории консульского округа граждан Российской Федерации, над которыми требуется установить опеку или попечительство;

11) оказание необходимого содействия судам, плавающим под Государственным флагом Российской Федерации, военным кораблям и военно-вспомогательным судам Российской Федерации, воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, а также членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа;

12) принятие мер в области санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты;

13) принятие мер по учету, обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и других мемориальных сооружений, находящихся в пределах консульского округа.

3. Международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
ПРИКАЗОМ МИД РОССИИ
от «07» октября 2016 года № 19337

ПОЛОЖЕНИЕ О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Консульский департамент (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – Министерство или МИД России). Департамент в пределах своей компетенции участвует в консульском обеспечении отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет меры по защите прав и законных интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом, содействует развитию международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации. Департамент координирует выполнение консульских функций дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – загранучреждения ), почетными консулами Российской Федерации, территориальными органами – представительств ами МИД России на территории Российской Федерации и их филиалами (отделениями) (далее – территориальные органы МИД России), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытых для международного пассажирского сообщения.

1.2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, приказами, распоряжениями и указаниями руководства Министерства, решениями коллегии Министерства, а также настоящим Положением.

1.3. При осуществлении своей деятельности Департамент взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарата МИД России, загранучреждения ми, территориальными органами, а также с подведомственным и Министерству организациями.

1.4. Департамент уполномочен запрашивать и получать от структурных подразделений МИД России, загранучреждений и подведомственных организаций Министерства документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций.

1.5. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Министра.

1.6. Директор Департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом заместителя Министра, курирующего кадровые вопросы.

1.7. Другие сотрудники Департамента назначаются на должности и освобождаются от них в установленном порядке.

1.8. В случае временного отсутствия директора в связи с болезнью, отпуском или командировкой его обязанности исполняет один из его заместителей. Возложение обязанностей оформляется распоряжением по Департаменту по согласованию с курирующим заместителем Министра.

II. Основные задачи Департамента

Основными задачами Департамента являются:

2.1. Обеспечение в пределах своей компетенции своевременного и качественного выполнения решений высших органов государственной власти Российской Федерации по реализации государственной политики в области консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, защиты прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом.

2.2. Участие в консульском обеспечении международных отношений Российской Федерации, содействие в пределах своей компетенции развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, расширению экономических, торговых, научно-техническ их, культурных, спортивных связей и туризма.

2.3. Участие в консульском обеспечении международных и внешнеэкономичес ких связей субъектов Российской Федерации.

2.4. Оказание в пределах своей компетенции содействия органам государственной власти Российской Федерации, организациям и их объединениям в установлении контактов и развитии связей с партнерами за рубежом.

2.5. Участие в формировании договорно-правов ой базы консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

2.6. Анализ и прогнозирование развития консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

2.7. Участие в решении вопросов, связанных с открытием и обеспечением функционирования консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, назначением почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации.

2.8. Подготовка либо участие в подготовке (анализ, правовая экспертиза) проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента

2.9. Участие в разработке и реализации мер, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2.10. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении через загранучреждения контроля за состоянием и обустройством российских воинских захоронений, памятников и мемориалов за рубежом, реализацией существующих двусторонних соглашений.

2.11. Участие в разработке и осуществлении комплекса мер по совершенствовани ю консульской деятельности за счет использования информационных технологий.

2.12. Принятие мер по защите персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых системах.

2.13. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.

2.14. Департамент может выполнять и другие задачи, возложенные на него нормативными правовыми актами, распоряжениями руководства Министерства.

III. Структура Департамента

3.1. Для выполнения основных задач Департамента в его составе созданы:

Территориал ьные отделы:

• Отдел стран Содружества Независимых Государств (СНГ);

• Отдел стран Европы;

• Отдел стран Америки;

• Отдел стран Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Функциональ ные отделы:

• Отдел общих консульских и правовых вопросов;

• Отдел по вопросам гражданства;

• Отдел оформления паспортов;

• Отдел служебного выезда;

• Отдел въезда иностранцев;

• Отдел легализации и истребования документов;

• Информационно-ан алитический отдел.

В целях обеспечения деятельности Департамента в его структуре имеются секретная часть, спецканцелярия, несекретная канцелярия, а также машинописное бюро.

IV. Функции Департамента

В соответствии с возложенными на него задачами Департамент выполняет следующие функции:

4.1. По поручению руководства Министерства проводит переговоры и консультации с представителями иностранных государств и международных организаций.

4.2. Участвует в подготовке предложений о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. Осуществляет мониторинг выполнения международных договоров Российской Федерации. Готовит предложения по их применению, изменению, приостановлению или прекращению.

4.3. Готовит предложения по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с ее международно-пра вовыми обязательствами.

4.4. Готовит по согласованию с соответствующими подразделениями Министерства, а также с заинтересованным и федеральными органами исполнительной власти предложения об открытии, преобразовании и закрытии консульских учреждений Российской Федерации, консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, о назначении почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации и определении границ их консульских округов. Готовит предложения по оптимизации штатной численности консульских учреждений Российской Федерации.

4.5. Поддерживает связи по консульским вопросам с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств, международными организациями в Российской Федерации и их представительств ами.

4.6. Участвует в разработке и согласовании нормативных правовых актов по вопросам гражданства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, а также выполнения консульских функций загранучреждения ми и территориальными органами МИД России. Готовит предложения по совершенствовани ю нормативного правового регулирования порядка предоставления МИД России государственных услуг.

4.7. Обобщает опыт применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам консульской деятельности, изучает и анализирует соответствующую правоприменитель ную практику иностранных государств.

4.8. Осуществляет контроль за выполнением загранучреждения ми и территориальными органами МИД России консульских функций.

4.9. Оказывает загранучреждения м и территориальным органам МИД России необходимое методическое содействие, в том числе направляет разъяснения по применению нормативных правовых актов в консульской сфере.

4.10. Готовит для руководства Министерства информацию о состоянии работы, проводимой по линии Департамента.

4.11. Оказывает содействие загранучреждения м в организации работы по взиманию сборов за совершение консульских действий, а также дает разъяснения по вопросам применения тарифов сборов.

4.13. Принимает меры совместно с Валютно-финансов ым департаментом по устранению выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений и недостатков при взимании сборов за совершение консульских действий в загранучреждения х.

4.14. Осуществляет полномочия МИД России по предоставлению на территории Российской Федерации следующих государственных услуг:

— по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего электронный носитель информации;

— по истребованию личных документов;

— по консульской легализации документов;

— по оказанию информационно-ко нсультационных услуг;

— по регистрации организаций, направляющих граждан Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации.

4.15. Координирует работу загранучреждений и территориальных органов МИД России по мониторингу качества и доступности предоставляемых ими государственных услуг.

4.16. Осуществляет контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой загранучреждения ми.

4.17. Участвует в разработке и согласовании образцов и бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в том числе содержащих электронный носитель информации, свидетельств на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, виз и приглашений, бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, форм различных отметок и записей в паспортах и визах. Обеспечивает рассылку упомянутых бланков в загранучреждения и территориальные органы МИД России.

4.18. Взаимодействует по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с другими департаментами Министерства и его подведомственным и организациями, федеральными органами государственной власти.

4.19. Взаимодействует с органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам консульского обеспечения их внешних связей.

4.20. Участвует в работе межведомственных координационных и совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.21. Оформляет и выдает дипломатические и служебные паспорта, в том числе содержащие электронный носитель информации.

4.22. Оказывает содействие в получении виз иностранных государств для представителей органов государственной власти и организаций, выезжающих за границу со служебными целями.

4.23. Оформляет консульские патенты главам консульских учреждений Российской Федерации и почетным консулам Российской Федерации, а также консульские экзекватуры главам консульских учреждений и почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации.

4.24. Оказывает содействие в создании для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации необходимых условий для эффективного осуществления ими консульских функций.

4.25. Оформляет консульские и служебные карточки работникам консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации и членам их семей, консульские карточки почетным консулам иностранных государств на территории Российской Федерации, а также удостоверения личности для сотрудников Тайбэйско-Москов ской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству и членов их семей.

4.26. В установленном порядке осуществляет учет граждан иностранных государств по месту пребывания и передает фиксируемые при осуществлении учета сведения в территориальный орган ФМС России.

4.27. Осуществляет полномочия МИД России по принятию решений о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих дипломатические или служебные паспорта, либо в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический или официальный статус, и прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

4.29. В установленном порядке выдает, продлевает и аннулирует визы гражданам иностранных государств и лицам без гражданства.

4.30. Участвует в решении вопросов гражданства Российской Федерации, отнесенных к компетенции Министерства.

4.31. Оказывает содействие в предоставлении сведений из федерального казенного учреждения «Главный информационно-ан алитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся за пределами Российской Федерации, о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

4.32. Передает в Федеральную налоговую службу сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, произведенной загранучреждения ми, в порядке, установленном действующим законодательство м.

4.33. Осуществляет постановку на учет детей – граждан Российской Федерации, усыновленных иностранными гражданами, до их выезда из Российской Федерации.

4.34. Передает в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию о личной явке российских граждан в загранучреждения с целью продолжения выплаты пенсии, а также информацию, отраженную в выданных им пенсионных справках.

4.36. Ведет работу по подготовке проектов соглашений об обеспечении сохранности и благоустройстве российских (советских) воинских захоронений за границей между Российской Федерацией и иностранными государствами.

4.37. На основе информации из загранучреждений готовит предложения по планированию бюджетных средств на финансирование ремонта и восстановления российских (советских) воинских захоронений, а также по распределению лимитов бюджетных обязательств на эти цели.

4.38. Разрабатывает и реализует программы деятельности Департамента в соответствии с принципами формирования бюджета Министерства.

4.39. Определяет приоритетные направления информатизации консульской службы, разрабатывает и вносит предложения по внедрению на базе информационных технологий современных технических средств в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.

4.40. Участвует в разработке и обеспечении функционирования межведомственных систем автоматизированн ого учета и контроля въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, приобретения, выхода и наличия российского гражданства, выдачи паспортов и паспортов нового поколения, других информационных проектов.

4.41. Участвует во внедрении и модернизации консульских автоматизированн ых информационных систем (АИС), контролирует и обеспечивает их сопровождение в Департаменте, загранучреждения х и территориальных органах МИД России.

4.42. Участвует в работе контрактной системы Министерства по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России, руководствуясь Регламентом организации и выполнения работ в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд МИД России. Разрабатывает проекты государственных контрактов по выполнению работ и услуг, а также аукционной и конкурсной документации на приобретение средств вычислительной техники, оргтехники и другого оборудования.

4.43. Ведет работу по созданию системы защиты персональных данных при их обработке в консульских автоматизированн ых информационных системах.

4.45. Организует в Департаменте по направлению Департамента кадров преддипломную и ознакомительную практику студентов Московского государственного института международных отношений (Университета), Дипломатической академии и Колледжа МИД России, а также других российских учебных заведений.

4.46. Информирует средства массовой информации и общественность по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в соответствии с установленным в МИД России порядком и в координации с Департаментом информации и печати.

4.47. Обеспечивает актуализацию сведений на официальном сайте МИД России по вопросам, относящимся к его компетенции. Организует работу консульского информационного портала и контролирует наполняемость сайтов загранучреждений по консульским вопросам.

4.48. Обеспечивает рассмотрение обращений граждан Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

4.49. Готовит в пределах своей компетенции материалы, согласовывает аргументированну ю позицию МИД России по судебным делам и обеспечивает участие ответственного сотрудника Департамента совместно с Юридической службой Министерства в рассмотрении дел в судебных инстанциях Российской Федерации.

4.50. Принимает участие в мобилизационной работе и представляет в Отдел мобилизационной работы Министерства необходимые материалы и информацию по вопросам организации мобилизационной подготовки и поддержания мобилизационной готовности Департамента.

4.51. Осуществляет мероприятия, направленные на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.

V. Права и обязанности Директора Департамента

5.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Департамент.

5.2. Несет персональную ответственность за подбор, расстановку и использование кадров в Департаменте. Распределяет служебные обязанности среди своих заместителей, начальников отделов и других сотрудников Департамента, которые несут персональную ответственность за их выполнение. Определяет целесообразность участия сотрудников Департамента в протокольных и иных мероприятиях. Утверждает положения об отделах, должностные регламенты, табели учета рабочего времени, а также графики отпусков сотрудников Департамента. В пределах своей компетенции дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения сотрудниками Департамента.

5.4. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении сотрудников Департамента, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий.

5.5. Принимает меры к соблюдению сотрудниками Департамента служебной дисциплины, должностных регламентов, контролирует своевременное и качественное исполнение ими своих должностных обязанностей.

5.6. Обеспечивает создание надлежащих условий труда сотрудников Департамента, повышения уровня их профессиональной квалификации. Вносит предложения об улучшении материально-быто вых условий сотрудников.

5.7. Принимает участие в заседаниях коллегии МИД России и совещаниях, созываемых руководством Министерства при обсуждении на них вопросов, относящихся к деятельности Департамента.

5.8. Докладывает руководству Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.9. Обеспечивает контроль за соответствием действующему законодательству разрабатываемых в Департаменте проектов административных регламентов, инструкций, постановлений, распоряжений и других документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

5.10. По поручению руководства МИД России представляет Министерство в контактах с дипломатическими представительств ами и консульскими учреждениями иностранных государств на территории Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.11. По поручению руководства Министерства участвует в мероприятиях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти, а также в международных мероприятиях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

5.12. Несет ответственность за соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им приказов, распоряжений, инструкций, положений и других документов.

5.14. Осуществляет руководство работами по созданию, внедрению и эксплуатации консульских автоматизированн ых информационных систем.

5.15. Обеспечивает проведение в Департаменте в установленном порядке аттестации выделенных помещений, автоматизированн ых систем. Назначает лиц, ответственных за защиту государственной тайны и за защиту информации в подразделении.

5.16. Осуществляет в пределах своей компетенции приемку и эксплуатацию объектов, систем и средств информатизации и связи, устанавливаемых в служебных помещениях Департамента с целью обеспечения защиты циркулирующей в них секретной и служебной информации.

5.17. Несет ответственность за обеспечение в Департаменте сохранности государственной и служебной тайны, соблюдение сотрудниками установленного режима работы и Служебного распорядка Министерства.

5.18. Несет ответственность за полноту и своевременность выполнения Департаментом мероприятий, предусмотренных при непосредственной подготовке к переводу и переводе Министерства на работу в условиях военного времени.

5.19. Выполняет иные функции, возложенные на него руководством Министерства.

С правилами оформления общегражданского паспорта можно ознакомится на портале Госуслуги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *