Что понимается под термином этап проекта
Составы ключевых этапов проекта
Проникая в тонкости сокровенного знания о проектной практике, начинающий профессионал-PM или человек, готовящий себя стать проект-менеджером, должен свободно ориентироваться в основном терминологическом аппарате этого рода деятельности. Часто приходится слышать вопрос о том, как грамотно сформулировать этапы выполнения проекта. Действительно, это задача сложная. Но давайте сначала задумаемся, а принято ли в профессиональной среде оперировать понятием этапов? И в каких случаях это не только возможно, но и необходимо делать?
Определение понятий
Те из нас, кто имеет определенный опыт управления проектами или хотя-бы небольшой теоретический задел, знакомы с рядом явлений, которые менеджер использует, чтобы представить жизненный цикл инвестиционной задачи и спланировать ее решение. Список этих категорий на первый взгляд прост, в его составе:
Предложенные понятия в практике часто используют как синонимы. И если поискать в источниках, то есть вероятность обнаружить, что и словари «грешат» круговыми определениями данных философско-прикладных категорий. Можно заметить и в научной литературе, что «фаза – это стадия», «стадия – это этап» и даже веха определяется как некий этап пути. Как же быть, ведь нам нужно оперировать точным восприятием явлений?
Я предлагаю выполнить процедуру, которую мы уже однажды делали с категориями проектных задач, целей и проблем. Усилим здравое разумение и посмотрим на представленные выше понятия с позиции обычного эмпирического опыта. Ниже показана таблица, в столбиках которой проставлены исследуемые категории, а в табличной части мы будем помещать определения, образы, примеры, которые соответствуют им. Начнем с понятия «фаза». В чем состоит суть данного понятия? Чем его можно охарактеризовать, какими отличительными качествами?
Фазам проектной реализации посвящена статья на тему жизненного цикла проектной задачи. Эмпирически больше всего я воспринимаю фазу как длящееся и выраженное состояние выполнения проекта, например, фаза разработки или фаза завершения. Этих положений у проектной задачи несколько, и они всегда повторяются, хотим мы этого или нет. Принципов разбиения проекта на фазы может быть несколько, но подход к их формулированию един – с позиции длящегося состояния.
Выше в качестве иллюстрации приведен пример двух схем фазовой разбивки проекта. С точки зрения ЖЦ фазы проекта венчают вехи – важные, значимые события его реализации. По временной шкале они представляют собой событийные точки. Фазы проекта делятся на стадии – восходящие периоды развития, отделяющие собой качественные состояния фазы. Например, стадия принятия решения о старте проекта или стадия формирования проектной команды. Более динамической категорией, чем фазы и стадии, являются процессы управления, имеющие следующие черты:
Этапы же являются частями процессов управления, включающих в себя однородные по сути составы работ. Таким образом, этап – это динамическая категория, которая может повторяться на каждой фазе проекта. Например, этап анализа. В небольших проектах этапы, фазы и стадии действительно сливаются в синонимы. В крупных мероприятиях этапы наиболее выражены в процессах инициации, завершения, планирования и организации исполнения.
Этапы процессов инициации и завершения
Мы с вами исследуем процедуры регулярного управления проектами, принимая за основу достаточно высокую планку их развития в компании. Это вполне оправдано. Какой смысл детально описывать этапы каждого из процессов для небольшого по масштабам проекта? Как говорится, «бери и делай!». Другой вопрос, когда проекты включают сложные по реализации элементы, а масштаб решаемых задач значительный. Любой проект начинается с процедур инициации, этапы данной группы процессов следующие.
В настоящем разделе мы исследуем процессы инициации и завершения, которые имеют несколько схожих черт. Основными задачами инициации являются однозначное определение проекта и формулирование его целей, результатов, установление заинтересованных сторон и их ожиданий. Инициация выполняется на старте проекта и в начале каждой из его фаз.
Проект рано или поздно завершается, и очень важно грамотно его «припарковать». Помимо закрытия проекта по факту его успешной реализации данные процедуры могут быть выполнены на каждой фазе мероприятия, когда принимается решение о досрочном прекращении работ. Помимо процесса закрытия проекта или его фазы к данной группе относится также и процесс, связанный с процедурой извлечения уроков и приращения опыта. Процедуры закрытия включают следующие основные этапы.
Работа по извлечению уроков – весьма интересный и полезный процесс. Сюда включаются: презентации для проектного комитета и для других менеджеров компании, анализ и документирование выводов по успехам, проблемам и ошибкам проекта. На итоговом совещании выводы озвучиваются и принимаются рекомендации, подлежащие последующему исполнению.
Этапы процессов планирования
Процессы планирования проекта начинаются от момента запуска проекта и реализуются вплоть до завершающих стадий. Это многократные процедуры, реализуемые на каждой фазе решения проектной задачи. Целями этих процессов являются: детальная разработка содержания, выработка плана действий по управлению проектом и составление календарного расписания работ. Визуальная поэтапная модель процессов планирования предлагается вашему вниманию далее.
Рассмотрим основные этапы создания планов проекта.
Этапы процессов организации исполнения
Процессы организации исполнения проекта находятся исключительно в зоне управленческих компетенций PM. Постановка задач, координация и оперативное реагирование, проявление качеств лидера и командного вдохновителя – все это должно выполняться на этапах данной группы процессов. Представим себе пример инвестиционного проекта по разработке и выводу на рынок новой услуги в компании, действующей на рынке B2С. Типовой состав этапов процессов организации будет включать следующее.
В настоящей статье мы разобрали понятие и содержание ключевых этапов основных процессов управления проектом. Сама природа и сущность этапа как объекта управления входит в противоречие с проектной действительностью. На мой взгляд, более верно говорить не об этапах, а о подпроцессах процессов управления. Причина этого состоит том, что процедуры управления носят растянутый, порой не диагностируемый по последовательности характер. В этих условиях выделить этап как отдельную часть проектного пути сложно. Во всяком случае, логика института PMI при разработке стандарта, сделавшего ставку на процессы, стала более очевидна.
19. Управление программными проектами. Этапы проекта. Роли проекта. Временные сущности проекта. Диаграмма Гантта.
Проект и управление проектом
В различных источниках можно найти различные определения понятия «управление»:
· элемент, функция организованных систем различной природы (биологических,социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определеннойструктуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ ицелей. (СЭС);
· руководство, направление чей-либо деятельности. (www.mega.km.ru);
· изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижениюпоставленной цели (словарь по кибернетике).С точки зрения последнего (наиболее приемлемого для нас) определения,существенным является:
· наличие измеряемой цели управления (функции цели);
· наличие (возможность) управления (управляющего воздействия, влияющего наизменение функции цели);
· наличие измерений состояния объекта или процесса;
Слово «проект» происходит от латинского projectus, что означает «брошенный вперед».В последнее время слово «проект» употребляется достаточно часто (и часто всуе): проектозеленения улиц города, проект повышения квалификации сотрудников, проектреорганизации деятельности фирмы и т.д. Известны несколько определений проекта [2]:
Проект – это произвольный ряд действий или задач, имеющий определенную цель,которая будет достигнута в рамках выполнения некоторых заданий, характеризующимисяопределенными датами начала и окончания, пределами финансирования и ресурсами (Г.Керцнер).
Проект – одноразовая работа, которая имеет определенные даты начала и окончания,ясно определенные цели, возможности и, как правило, бюджет (Д. Льюис).
Проект – временное усилие, применяемое для того, чтобы создать уникальный продуктили услугу с определенной датой начала и окончания действия, отличающегося отпродолжающихся, повторных действий и требующего прогрессивного совершенствованияхарактеристик (PMI).
Управление проектами
Известны несколько определений управления проектами:
Набор проверенных принципов, методов и методик, применяемых для эффективного планирования, составления графика, управления и отслеживания результатов работы (PMIÒ)
Планирование, организация, контроль и управление ресурсами компании, выделенными в рамках определенного проекта. (Керцнер – Kerzner)
Специализация общего менеджмента, определяющего применение стандартных руководящих навыков планирования, организации, комплектования персоналом, продвижения, а также управления и контроля для достижения определенных целей проекта (Фатрелл).
Управление проектом основано на двух китах (принципах):
Умение – знание принципов и методов управления проектом (планирования, организация, составление графиков, контроль, управление и отслеживание).
Навыки – опыт в области управления – применение умения для достижения целей в конкретных условиях
Функции управления являются центральным понятием: они выполняются на всех уровнях управления проектами, в каждой его реализации проекта, для всех процессов и управляемых объектов (элементов) проекта. Последовательность управленческих действий образует цикл управления:
Анализ (оценка состояния проекта)
планирование ( постановка целей и определение конкретных задач по их достижению)
организация (инициализация выполнения работ)
контроль (сравнение плановых заданий с фактическим состоянием дел)
регулирование (определение необходимости перепланирования выполнения оставшихся работ).
Анализ состояния, в котором находится проект, производится всегда, когда изменяются условия осуществления проекта или появляется необходимость вмешаться в ход выполнения работ. Деятельность по анализу в процессе управления проектами обособлена от функции планирования в силу ее важности, обязательности, специфики применяемых методов и средств.
Планирование включает разработку и сбалансированную оценку комплексов работ и ресурсов, направляемых на достижение целей проекта. В том числе функция планирования охватывает и само определение (уточнение) целей проекта в процессе его разработки. Базой для планирования является разделение всего комплекса работ по осуществлению проекта на фазы, стадии и этапы работ, выполняемые в процессе его жизненного цикла. Конкретизация отдельных работ при этом проводится с учетом специфики конкретного проекта (вида, типа и его целей). Инженерное проектирование в концепции управления проектами рассматривается как продолжение детального планирования деятельности по осуществлению проекта. Для каждой фазы, этапа и вида работ по проекту определяются стоимость, рассчитываются календарные планы (графики) выполнения работ, которыми регламентируются сроки их проведения и затраты ресурсов.
Функция организации предусматривает выбор формы организации работ по осуществлению проекта, в способствующей обеспечению реализации целей проекта, и создание организационной структуры управления всем комплексом работ по проекту. Основными задачами организационной деятельности при управлении проектом является создание коллективов для работ по реализации проекта, четкая координация работы всех участников, выбор рациональной организационной структуры управления проектом и обеспечение эффективного труда исполнителей.
Функция контроля является важным элементом обеспечения выполнения проекта и достижения желаемого результата. Объектами контроля служат: получение, распределение и утверждение документации проекта, сроки, затраты, качество и изменения, вносимые по мере продвижения работ, или проекта в целом. Результаты выполнения функции контроля используются для оценки (анализа) отклонений фактического хода процессов выполнения проекта по всем планируемым показателям. В свою очередь, данные этого анализа становятся исходными для начала работ по регулированию процесса реализации проекта, с которого начинается новый управленческий цикл.
Этапы управления проектом – группы процессов управления проектом, соответствующие основным элементам стандартного управленческого цикла (инициация, планирование, организация выполнения, контроль и регулирования, закрытие)
1) Функции управления проектом(области знаний).(см выше)
Функциональная модель управления проектом включает в себя следующие процессы:
— Управление предметной областью проекта (содержанием и границами) – определение целей, результатов и критериев оценки успешности проекта (в ИТ, особенно в проектах разработки программных продуктов, наз.управление конфигурацией)
— Управление проектами по временным параметрам – разбиение проекта на группы работ и отдельные работы; определение последовательности выполнения, продолжительности и расписания работ – календарного плана проекта; контроль и изменений и выполнения календарного плана проекта.
— Управление проектом по стоимостным параметрам – определение видов и количества ресурсов (люди, оборудования, материалы); определение стоимости ресурсов и работ; учет и контроль расходов и доходов, а также изменения бюджета.
— Управление отклонениями в проекте – включает управление рисками, проблемами и изменениями. Эти три взаимосвязанных процесса представляют собой механизмы мониторинга и противодействия событиям, которые могут нанести ущерб и препятствовать достижению целей и результатов проекта.
— Управление качеством – определение стандартов качества, относящихся к проекту, способов достижения требуемого уровня качества и мероприятия по обеспечению качества процессов управления проектом и качество продуктов проекта; контроль качества.
— Управление персоналом — распределение ролей, и отношений координации и субординации персонала проекта; построение организационных и ресурсных диаграмм; подбор человеческих ресурсов; создание и совершенствование команды проекта.
— Управление коммуникациями в проекте – обеспечение своевременного и корректного формирования, сбора, распределения, хранения и окончательного архивирования информации по проекту.
2)Этапы процесса управления проектами: Для каждой фазы ЖЦ проекта и для каждой функции процесса управления в общем случае содержаться стандартные стадии управленческого цикла. Под стадией управления проектом понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение одного из след. результатов:
1. Инициация – санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла. • Анализ проблемы и определение стратегии ее решения
• Определение содержания и границ проекта как основы для принятия решений
• Анализ состояния и возможностей эксплуатирующей организации
• Декомпозиция проблемы на взаимосвязанные задачи, отражающие структуру самого проекта
• Определение заинтересованных лиц проекта
• Определение внешних и внутренних ограничений и требований
• Формирование критериев оценки успешности завершения проекта
• Выбор основных исполнителей и поставщиков
• Заключение основных контрактов.
2. Планирование – определение наилучшего способа действий для достижения целей фазы жизненного цикла проекта с учетом складывающейся обстановки:
• Определение объема и основных этапов работы
• Разработка графика работ
• Формирование организационной структуры проекта, распределение функциональных обязанностей и ответственности
• Выбор исполнителей отдельных работ и поставщиков, услуг, материалов и оборудования
• Определение исходных рисков
• Адаптация проектных процедур операционного стандарта или разработка дополнительных проектных процедур
• Планирование структуры и формы отчетности.
3. Организация выполнения – реализация плана фазы жизненного цикла проекта (от выдачи задания до получения результата).
• Заключение контрактов с исполнителями и поставщиками
• Организация выполнения запланированных работ
• Распределение информации (информирование заинтересованных сторон, ведение архивов)
• Мониторинг текущих рисков проекта, решение возникающих проблем, реализация необходимых изменений в планах, бюджете и/или содержании проекта.
4. Контроль и регулирование – выявление фактов отклонения фактического выполнения фазы жизненного цикла проекта от запланированного и принятие корректирующих.
• Регулярная отчетность о ходе выполнения проекта
• Контроль сроков и объемов выполнения работ
• Контроль затрат, сметы и бюджета проекта
• Контроль мероприятий по снижению рисков
5. Закрытие – завершение и закрытие проекта или фазы жизненного цикла проекта. Предусматривает закрытие контрактов, административное завершение проекта, рассмотрение и анализ результатов.
• Заключительный анализ результатов проекта и формирование сводного отчета о его реализации.
Участники проектов
Участники проекта – физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.
По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:
Как правило, основными участниками проекта являются:
В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.
Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.
Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.
Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.
Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).
Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:
Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.
Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.
Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.
Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.
Команда проекта и команда управления проектом
Для достижения целей проекта менеджер создает специальные организационные структуры: команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.
Команда проекта – временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение.
Команда проекта создается целевым образом на период осуществления проекта. Она может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Существуют разные подходы к формированию команды проекта (например, матричные структуры), отличающиеся по формам привлечения исполнителей и реализации власти менеджера проекта.
Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие управленческих решений. От умения менеджера проекта определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.
Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельного выделенного результата (документа, решения) до завершенного подпроекта). Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах, менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду (структурированную по пакетам работ или по подпроектам).
Необходимо, чтобы каждый сотрудник, работающий на проекте, имел четко определенные:
Проектный офис
В крупных проектах могут выделяться администратор и офис проекта, оказывающие поддержку менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.
«Проектный офис может оперировать в широком диапазоне задач, начиная от поддержки менеджеров проектов в форме тренингов, программного обеспечения, шаблонов, и вплоть до несения ответственности за результаты проекта» (PMBoK).
В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельных крупных подразделений.
Офисы поддержки отдельных проектов или программ довольно часто создаются для масштабных, сложных проектов и программ с целью централизации и оптимизации процессов управления проектом и подпроектами. Подобные проектные офисы (штабы проектов) являются частью систем управления конкретными проектами и их необходимость, как правило, не вызывает сомнений. Функции офиса могут включать интеграцию календарных и финансовых планов подпроектов, обеспечение контроля и координации деятельности менеджеров подпроектов, поддержку коммуникаций, документооборота, управление изменениями и контроль качества.
Проектные офисы на уровне отдельных подразделений организации также встречаются довольно часто. Проектные офисы такого типа распространены в крупных корпорациях и государственных организациях на уровне подразделений, выполняющих значительное количество собственных проектов или значительные объемы работ в корпоративных проектах (например, Департамент информационных технологий, Департамент капитального строительства) с целью обеспечения многопроектного планирования, оптимизации распределения и координации собственных ресурсов, участвующих в различных проектах.
Опыт показывает, что наиболее сложным, с точки зрения создания и внедрения, является корпоративный проектный офис (КПО). В то же время, именно создание корпоративного проектного офиса позволяет в полной мере реализовать преимущества применения проектных подходов управления на корпоративном уровне.
Корпоративный проектный офис может обеспечивать реализацию как функций поддержки и развития корпоративной системы управления проектами:
так и непосредственно реализовывать управленческие функции, включая:
Этапы проекта
Смотреть что такое «Этапы проекта» в других словарях:
ГОСТ Р 53622-2009: Информационные технологии. Информационно-вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов — Терминология ГОСТ Р 53622 2009: Информационные технологии. Информационно вычислительные системы. Стадии и этапы жизненного цикла, виды и комплектность документов оригинал документа: 3.1 аппаратно программная платформа: Единый комплекс средств… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Крейсера проекта 1134 — Ракетные крейсера (большие противолодочные корабли) проекта 1134 (тип «Адмирал Зозуля») … Википедия
Лидеры эскадренных миноносцев проекта 48 — (тип «Киев») Проект Страна … Википедия
Эскадренные миноносцы проекта 30-К — типа «Осмотрительный» … Википедия
Крейсера проекта 68-К — Крейсера проекта 68 К … Википедия
Эскадренные миноносцы проекта 956Э — Основная информация Тип эскадренный миноносец … Википедия
Эскадренные миноносцы проекта 956-Э — Проект Страна … Википедия
Северный поток — (Nord Stream) Определение Северного потока, значение Северного потока Определение Северного потока, значение Северного потока, маршрут Северного потока Содержание Содержание Определение Реализация проекта Значение проекта Статус TEN… … Энциклопедия инвестора