Что потребляется как потребляется кем потребляется
Тест по теме «Типы экономических систем»
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
I. Какие из утверждений верны, а какие – ошибочны?
1. Рыночная экономика более эффективна, чем централизованная, т.к. члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику. НЕТ
2. Производители в рыночной экономике выпускают именно те товары, в которых нуждаются люди, потому что их взаимодействие координируется правительством. НЕТ
3. В централизованной экономике ответ на вопрос «КТО?» определяется производителями товаров и услуг. НЕТ
4. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо. НЕТ
5. Три фундаментальных экономических вопроса, которое должно решать любое общество,- это: Что производить? Сколько производить? Кто производит? НЕТ
6. Одной из основ свободы принятия индивидуальных решений является частная собственность. ДА
7. На вопрос «ЧТО?» во всех типах экономических систем отвечают производители. НЕТ
8. Основным субъектом рыночной экономики смешанного типа является президент страны. НЕТ
9. Во всех современных странах можно выделить элементы трех типов экономических систем: традиционной, рыночной и централизованной. ДА
10. Примерами традиционных признаков в экономике могут являться: сохранение привычных методов земледелия и набора выращиваемых культур, религиозные запреты на производство или потребление каких-либо товаров, традиционные предпочтения в форме одежды, жилищ. ДА
II. Определите тип экономической системы.
1. Предприятие выпустило 2000 станков, но оказалось в сложной ситуации- оно не может их продать. Рыночная
2. В магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок. Централизованная
3. Распоряжение Главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты.Централизованная
4. Страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет. Смешанная
5. Коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции. Централизованная
6. Выпускники медицинского института были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области. Централизованная
7. Засуха этого года привела к росту цен на пшеницу. Рыночная
8. Члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем могут увеличить свою прибыль.Смешанная
III. Выберите верный ответ.
1) Что потребляется, как производится, кто производит?
2) Что производится, как производится, кем потребляется?
3) Что производится, как потребляется, кто производит?
4) Что потребляется, как производится, кто потребляет?
2. Для традиционной экономики наиболее характерны следующие признаки:
1) быстрое внедрение в производство достижений научно-технического прогресса
2) свобода в выборе профессий
3) ограничение индивидуальной свободы в принятии экономических решений
4) система распределения свободна от регулирования.
3. Смешанная экономика содержит в себе элементы…
1) только централизованной и рыночной экономик;
2) только централизованной и традиционной экономик;
3) только традиционной и рыночной экономик;
4) традиционной, централизованной и рыночной экономик.
4. Признаки какой экономической системы НЕЛЬЗЯ было найти в экономике СССР в 1980-х годах?
1) Традиционной 3) Централизованной
2) Рыночной 4) Можно было найти признаки всех перечисленных
выше типов экономических систем.
5.В централизованной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны быть произведены, как правило, решают.
1) производители, желающие получить прибыль;
2) потребители, определяющие спрос на товары и услуги;
3) государственные органы;
4) директора крупных заводов и фабрик.
6.При рыночной экономической системе средний уровень зарплаты программистов определяется:
1) количеством программистов готовых работать по специальности при существующем уровне оплаты труда;
2) спросом на работников, имеющих профессию программиста;
3) взаимодействием предложения и спроса на работников, имеющих профессию программиста;
4) трудовым законодательством.
7.Конкуренция в экономике существует…
1) только среди продавцов
2) только в обществе, использующем деньги
3) вследствие ограниченности ресурсов
4) только среди покупателей
8. Природа рынка проявляется в том случае, когда:
1) вы обращаетесь в брокерскую контору, желая продать свои акции
2) пенсионеры получают пенсию
3) происходит раздача продуктовых талонов остронуждающимся
4) государство установило низкие цены на сельскохозяйственную продукцию.
Ответы по разделу Основы экономики
1. Выбрать правильный ответ
Основные вопросы экономики формулируются как:
2. Выбрать правильный ответ
3. Выбрать 7 правильных ответов
Юридическими лицами являются
4. Выбрать правильные ответы
Финансовое мошенничество – это:
— Умышленное общественно-активное поведение, заключающееся в грубом нарушении общественного порядка, способное причинить вред неприкосновенности, здоровью и собственности граждан
— Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием
— Насильственное хищение чужого имущества, представляющее собой угрозу для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия
— Обещание возможности получения сверхвысокого гарантированного дохода или процентов по вкладам, выше установленных на рынке
7. Выбрать правильный ответ
Обращаясь в суд по поводу заключенного Вами договора займа с микрофинансовой организацией, Вы можете ожидать от суда:
8.Выбрать правильный ответ
Излишне уплаченные суммы налога подлежат
— Возврату налогоплательщику безоговорочно
— Зачету в счет предстоящих платежей безоговорочно
— Возврату или зачету и выбор делает сам налогоплательщик
— Возврату или зачету и решает это налоговый орган
9.Выбрать правильный ответ
Василий Смирнов (40 лет на текущий момент) является инвалидом детства. Из-за болезни не может работать и не имеет из-за этого трудового (страхового) стажа. Является ли он получателем пенсии?
— Да. Ему назначена социальная пенсия
— Нет. Ему платится пособие по безработице
— Нет. Получателем пенсии являются его родители или законные представители (опекуны)
— Нет. Государство оплачивает ему коммунальные услуги и оказывает различную социальную помощь
10.Выбрать правильный ответ
Иванов Иван Иванович застраховал свою машину по ОСАГО, а на КАСКО решил съэкономить. Попал в аварию, столкнувшись с автомобилем Андреева Андрея Андреевича. Представители ГИБДД признали обоюдную вину. Страховая компания Андреева выплатила Иванову 400000 рублей по договору ОСАГО с Андреевым. Иванову не хватило этих денег для ремонта своего автомобиля. Вправе ли он требовать доплаты от собственной страховой компании или от компании Андреева?
— Вправе, поскольку застраховался, и по полису ОСАГО страховая компания должна возместить ущерб в полном объеме
— Не вправе, поскольку имеет только полис ОСАГО
— Вправе, если полис ОСАГО есть у Андреева и его страховая компания должна в полном объеме возместить ущерб Иванову
— Все документы будут переданы в суд, который и примет правильное решение
Экономическая система и ее типы
Разделы: Экономика
Цель урока: рассмотреть конкретные методы, посредством которых различные в институциональном и идеологическом плане экономические системы разрешают основные вопросы экономики.
Образовательные задачи: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, должны уметь различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой системы.
Развивающие задачи: развивать долгосрочную память, диалогическую речь, аналитическое мышление, межличностное общение, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, практиковать навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес, умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организационно познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Понятия, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения материала: экономическая система, традиционная экономическая система, командная (плановая) экономическая система, смешанная экономическая система, рыночная экономическая система, конкуренция, механизм цен.
1. Организациооный этап
1.1. Приветствие учителя.
1.2. Проверка отсутствующих.
1.3. Сообщение темы и цели урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Задание 1. Обозначьте соответствующим термином следующие выражения:
1) продукция, произведенная для обмена или продажи (товар);
2) обмен товара на товар (бартер).
Задание 2.
На парте лежит тест:
“При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда обеспечивает лишь минимальные условия для выживания. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли – бартер.”
Закрепляем понятия “разделение труда”, “товарное хозяйство”.
Физкультурная пауза – гимнастика для глаз.
3. Этап усвоения новых знаний.
Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Каждая экономическая система отвечает своим способом на три главных экономических вопроса:
Что следует производить (какие товары и услуги)?
Переходим на работу в малых группах.
Формируем малые группы по 4 человека. Эти группы у нас называются “Основные”. Объединяем в четверки две ближайшие парты. Каждый из четверки будет экспертом по определенной теме.
Раздаем каждому в группе табличку определенного цвета:
-красный цвет – тема- традиционная экономическая система;
-желтый цвет – тема – командная экономическая система;
-зеленый цвет – тема – рыночная экономическая система;
-синий цвет – тема – смешанная экономическая система.
Члены основных групп знакомятся с заданием.
Задание.
Ответить на вопросы:
1. В чем состоит принципиальное отличие рыночной системы от традиционной и централизованной экономических систем?
3. Почему, на ваш взгляд, бывшие социалистические страны отказались от жестокого регулирования экономики?
4. Существуют ли сегодня в развитых странах элементы традиционного принятия экономических решений? Являются ли они эффективными в современных условиях?
5. Почему характерной чертой социализма являются очереди в магазинах?
6. Можно ли наблюдать очереди за какими-либо товарами или услугами в рыночной экономике?
Познакомившись с заданием и обсудив организационные вопросы, члены “основных” групп расходятся по экспертным группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме ( с табличками одного цвета).
Работа в экспертных группах.
Начало работы. Время работы 15 минут.
Изучив и обсудив теоретический материал, эксперты возвращаются в свои “основные” группы, обмениваются информацией, выполняют задание и докладывают результаты классу.
4. Этап закрепления новых знаний.
1. Три типа экономических систем – это….
А) феодальная, капиталистическая, коммунистическая;
Б) развивающаяся, рыночная, централизованная;
В) рыночная, смешанная, коммунистическая;
Г) традиционная, рыночная, централизованная.
А) традиционной,
Б) рыночной,
В) централизованной,
Г) в экономике СССР в 1980-х можно было найти признаки всех перечисленных выше типов экономических систем.
3. В какой из вариантов ответы включены основные вопросы экономики?
А) Что потребляется, как производится, кто производит?
Б) Что производится, как производится, кем потребляется?
В) Что производится, как потребляется, кто производит?
Г )Что потребляется, как производится, кто потребляет?
Ответы представляем в таблице:
Подводим итоги, выставляем оценки.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать в рабочих тетрадях о роли человека и фирм в экономической системе: продавец, производитель, покупатель, потребитель, налогоплательщик.
Экономическая система и ее типы
Цель урока: рассмотреть конкретные методы, посредством которых различные в институциональном и идеологическом плане экономические системы разрешают основные вопросы экономики.
Образовательные задачи: учащиеся должны понять, что такое экономическая система и какие проблемы она должна решать, должны уметь различать типы экономических систем, доказать преимущества и недостатки каждой системы.
Развивающие задачи: развивать долгосрочную память, диалогическую речь, аналитическое мышление, межличностное общение, устойчивость внимания, формировать умение принятия нестандартных решений, практиковать навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес, умение сотрудничать, развивать чувство коллективизма, трудолюбие.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организационно познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Понятия, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения материала: экономическая система, традиционная экономическая система, командная (плановая) экономическая система, смешанная экономическая система, рыночная экономическая система, конкуренция, механизм цен.
1. Организациооный этап
1.1. Приветствие учителя.
1.2. Проверка отсутствующих.
1.3. Сообщение темы и цели урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Задание 1. Обозначьте соответствующим термином следующие выражения:
1) продукция, произведенная для обмена или продажи (товар);
2) обмен товара на товар (бартер).
Задание 2.
На парте лежит тест:
“При натуральном хозяйстве семья производит все, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда обеспечивает лишь минимальные условия для выживания. Разделение труда дает возможность механизировать производственный процесс. Самый древний вид торговли – бартер.”
Закрепляем понятия “разделение труда”, “товарное хозяйство”.
Физкультурная пауза – гимнастика для глаз.
3. Этап усвоения новых знаний.
Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Каждая экономическая система отвечает своим способом на три главных экономических вопроса:
Что следует производить (какие товары и услуги)?
Исторически сложились три способа решения этих вопросов обществом:
Переходим на работу в малых группах.
Формируем малые группы по 4 человека. Эти группы у нас называются “Основные”. Объединяем в четверки две ближайшие парты. Каждый из четверки будет экспертом по определенной теме.
Раздаем каждому в группе табличку определенного цвета:
-красный цвет – тема- традиционная экономическая система;
-желтый цвет – тема – командная экономическая система;
-зеленый цвет – тема – рыночная экономическая система;
-синий цвет – тема – смешанная экономическая система.
Члены основных групп знакомятся с заданием.
Задание.
Ответить на вопросы:
1. В чем состоит принципиальное отличие рыночной системы от традиционной и централизованной экономических систем?
3. Почему, на ваш взгляд, бывшие социалистические страны отказались от жестокого регулирования экономики?
4. Существуют ли сегодня в развитых странах элементы традиционного принятия экономических решений? Являются ли они эффективными в современных условиях?
5. Почему характерной чертой социализма являются очереди в магазинах?
6. Можно ли наблюдать очереди за какими-либо товарами или услугами в рыночной экономике?
Познакомившись с заданием и обсудив организационные вопросы, члены “основных” групп расходятся по экспертным группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме ( с табличками одного цвета).
Работа в экспертных группах.
Начало работы. Время работы 15 минут.
Изучив и обсудив теоретический материал, эксперты возвращаются в свои “основные” группы, обмениваются информацией, выполняют задание и докладывают результаты классу.
4. Этап закрепления новых знаний.
1. Три типа экономических систем – это….
А) феодальная, капиталистическая, коммунистическая;
Б) развивающаяся, рыночная, централизованная;
В) рыночная, смешанная, коммунистическая;
Г) традиционная, рыночная, централизованная.
А) традиционной,
Б) рыночной,
В) централизованной,
Г) в экономике СССР в 1980-х можно было найти признаки всех перечисленных выше типов экономических систем.
3. В какой из вариантов ответы включены основные вопросы экономики?
А) Что потребляется, как производится, кто производит?
Б) Что производится, как производится, кем потребляется?
В) Что производится, как потребляется, кто производит?
Г )Что потребляется, как производится, кто потребляет?
Ответы представляем в таблице:
Подводим итоги, выставляем оценки.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Написать в рабочих тетрадях о роли человека и фирм в экономической системе: продавец, производитель, покупатель, потребитель, налогоплательщик.
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Тест с ответами: “Основы экономики”
1. Цены в рыночной экономике:
а) меняются в результате взаимодействия спроса и предложения +
б) стабильно низки
в) выше, чем при государственном регулировании
2. Основные вопросы экономики формулируются как:
а) Что потребляется? Как производится? Кто производит?
б) Что производится? Как производится? Кем потребляется? +
в) Что потребляется? Как производится? Кто потребляет?
3. В экономике спрос – это:
а) количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам
б) количество товара, на приобретение которого у покупателей есть средства
в) связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара +
4. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»:
а) Совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления +
б) Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны
в) Совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны
5. Эффект дохода проявляется в:
а) увеличении потребления низших товаров при росте реальных доходов
б) увеличении потребления любых товаров при росте реальных доходов
в) увеличении потребления нормальных товаров при росте реальных доходов +
6. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности связана с тем, что:
а) большинство природных ресурсов человечества исчерпаемо
б) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов +
в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги
7. Если страна использует все человеческие, капитальные и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта может быть произведено только:
а) при общем снижении цен
б) частными предпринимателями, но не государством
в) при сокращении производства каких-либо иных товаров +
8. Эффект замещения проявляется в:
а) увеличении потребления низшего товара при снижении цены этого товара относительно цен на другие товары +
б) увеличении потребления нормального товара при снижении цены этого товара относительно цен на другие товары
в) увеличении потребления любого товара, если этот товар дешевеет относительно других товаров
9. Из-за нехватки денег Вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы столкнулись с:
а) проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью компромиссного выбора
б) проблемой ограниченности ресурсов и оценкой альтернативной стоимости
в) проблемой ограниченности ресурсов, необходимостью компромиссного выбора и оценкой альтернативной стоимости +
10. Деньги в экономической системе государства служат в качестве:
а) средства платежа
б) единицы счета
в) оба варианта верны +
11. Такие ресурсы – это денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства:
а) финансовые +
б) материальные
в) дополнительные
12. Основными критериями, по которым современные западные экономисты классифицируют разные экономические системы, являются(ется):
а) производительность труда
б) форма собственности на ресурсы и способ координации действий хозяйствующих субъектов +
в) уровень развития производительных сил и их соответствие производственным отношениям
13. Экономическое учение XV-XVIII вв., согласно которому источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения:
а) меркантилизм +
б) марксизм
в) кейнсианство
14. Рынок труда представляет систему конкурентных связей между:
а) людьми
б) динамикой рынка
в) субъектами рынка +
15. К вторичным потребностям относятся потребности в:
а) образовании +
б) безопасном существовании
в) жилище
16. Такой доход – это важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год); вновь созданная стоимость:
а) валовый
б) национальный +
в) сверхдоход
17. Естественные силы и вещества, которые пригодны для применения в производстве – это такие ресурсы:
а) финансовые
б) материальные
в) природные +
18. Экономический рост отражает возросшую способность удовлетворять растущие потребности:
а) иногда
б) да +
в) нет
19. К прямым налогам относится:
а) таможенная пошлина
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на прибыль предприятия +
20. Наибольший удельный вес в денежном обороте СНГ составляют:
а) банкноты США (доллары США)
б) безналичные счета +
в) банкноты Евросоюза (евро)
21. Располагаемый доход – это:
а) личный доход минус индивидуальные налоги +
б) национальный доход минус все налоги
в) потребительские расходы минус сбережения
22. Такой доход – это дополнительный доход, получаемый фирмой от производства каждой добавочной единицы продукта:
а) расписанный
б) предельный +
в) удельный
23. Из перечисленного признаком только монопольного рынка является:
а) дифференциация продуктов
б) большой размер фирмы
в) один продавец +
24. Фирма достигает минимального уровня издержек, когда:
а) предельная доходность каждого фактора производства равна его цене
б) отношение предельного продукта к цене одного фактора равно отношению предельного продукта к цене другого фактора +
в) цены всех факторов производства одинаковы
25. К ценовым факторам совокупного спроса относят изменение:
а) размера субсидий
б) благосостояния потребителей
в) цен на ресурсы +
26. Увеличение совокупного спроса связано с ростом:
а) налога на добавленную стоимость
б) денежной массы, находящейся в обращении +
в) совокупного предложения
27. В период депрессии государство осуществляет:
а) досрочное погашение государственных ценных бумаг +
б) повышение налоговых ставок
в) повышение учетной ставки
28. К основному инструменту денежно-кредитной политики относится:
а) постоянство нормы обязательных резервов
б) операции на закрытом рынке, или рынке государственных облигаций
в) изменение учетной ставки +
29. К основному инструменту денежно-кредитной политики относится:
а) изменение нормы обязательных резервов +
б) постоянство нормы обязательных резервов
в) государственные закупки товаров и услуг
30. К основному инструменту денежно-кредитной политики относится:
а) операции на закрытом рынке, или рынке государственных облигаций
б) операции на открытом рынке, или рынке государственных облигаций +
в) государственные закупки товаров и услуг