Что предписывают сотруднику правила служебного поведения при выполнении оперативно служебных задач
Что предписывают сотруднику правила служебного поведения при выполнении оперативно служебных задач
Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности
1. Правила служебного поведения при выполнении оперативно-служебных задач требуют от сотрудника:
работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях;
стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);
проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным;
при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.
2. При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен:
объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему;
отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;
сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;
проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;
принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;
давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;
воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.
3. При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:
разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления;
найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;
обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашивающего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.
4. Сотруднику органов внутренних дел, выполняющему оперативно-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстремального характера, следует:
проявлять высокую морально-психологическую устойчивость, бдительность, активность, настойчивость, упорство в оперативно-служебной деятельности, сохранять готовность к эффективным действиям в любой обстановке;
соблюдать самому и требовать от других поддержания законности и правопорядка, пресекать попытки грабежей, мародерства, хищения государственной собственности и личного имущества граждан;
действовать уверенно и хладнокровно в условиях паники, группового неповиновения представителям власти, массовых беспорядков;
быть максимально предупредительным, чутким и эмоционально сдержанным в общении с людьми, особенно пострадавшими в результате чрезвычайных обстоятельств.
5. При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы, подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику предписано:
достойно представлять аппарат вышестоящего органа внутренних дел, проявляя требовательность, твердость, принципиальность в сочетании с корректностью, скромностью, уважением достоинства коллег;
справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений;
воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки.
6. Для сотрудника недопустимы:
поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений;
разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий;
избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;
равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений.
7. Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В ситуациях, связанных с ограничением прав и свобод гражданина, за исключением действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.
8. Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности
Правила служебного поведения при выполнении оперативно-служебных задач требуют от сотрудника:
— работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях;
— стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жёсткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);
— проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным;
— при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.
2. При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен:
— объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему;
— отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;
— сохранять выдержку и достоинство, контролировать своё эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;
— проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;
— принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;
— давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;
— воздерживаться от жёстких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.
3. При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:
— разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твёрдо, не оказывая психологического давления;
— найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;
— обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашивающего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.
4. Сотруднику органов внутренних дел, выполняющему оперативно-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстремального характера, следует:
— проявлять высокую морально-психологическую устойчивость, бдительность, активность, настойчивость, упорство в оперативно-служебной деятельности, сохранять готовность к эффективным действиям в любой обстановке;
— соблюдать самому и требовать от других поддержания законности и правопорядка, пресекать попытки грабежей, мародёрства, хищения государственной собственности и личного имущества граждан;
— действовать уверенно и хладнокровно в условиях паники, группового неповиновения представителям власти, массовых беспорядков;
— быть максимально предупредительным, чутким и эмоционально сдержанным в общении с людьми, особенно пострадавшими в результате чрезвычайных обстоятельств.
5. При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы, подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику предписано:
— достойно представлять аппарат вышестоящего органа внутренних дел, проявляя требовательность, твёрдость, принципиальность в сочетании с корректностью, скромностью, уважением достоинства коллег;
— справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений;
— воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки.
6. Для сотрудника недопустимы:
— поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
— провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений;
— разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий;
— избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;
— равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений.
7. Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В ситуациях, связанных с ограничением прав и свобод гражданина, за исключением действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.
8. Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 июня 2020 г. N 460
Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2019, N 31, ст. 4477.
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации:
2.1. Обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации требований Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного настоящим приказом.
2.2. Учитывать знание и соблюдение требований к служебному поведению, содержащихся в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном настоящим приказом, при оценке личностных и деловых качеств, переводе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на иные должности, применении к ним мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
генерал полиции Российской Федерации
к приказу МВД России
КОДЕКС
этики и служебного поведения сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
Статьи 13 и 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Кодекс подлежит изучению гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел. Каждый сотрудник независимо от замещаемой должности и специального звания принимает на себя обязательства к выполнению изложенных в нем этических требований.
5. Невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан.
II. Основные этические требования
6. Основные этические требования предписывают сотруднику:
6.1. Рассматривать защиту жизни, здоровья, прав, свобод, чести, личного достоинства и законных интересов граждан как высшую нравственную цель его служебной деятельности.
6.2. Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными, быть готовым к выполнению служебных обязанностей в особых условиях, перемещению в интересах службы, в том числе в другую местность.
6.3. Служить примером исполнения законов, неукоснительного соблюдения требований служебной дисциплины.
6.4. Быть мужественным и решительным перед лицом опасности при пресечении правонарушений, защите граждан от преступных посягательств, проявлять готовность к оказанию помощи пострадавшим.
6.5. Учитывать национальные обычаи и традиции, религиозные чувства граждан, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, конфессий, способствовать согласию между ними.
6.6. Вести себя достойно и вежливо, вызывая доверие и уважение граждан к органам внутренних дел, готовность оказывать им содействие.
6.7. Быть нетерпимым к проявлениям коррупции.
7. Сотруднику при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время предписывается:
7.1. Придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в обязательности, аккуратности, точности и внимательности.
7.2. Воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики.
7.3. Строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить и не допускать необоснованной критики их служебной деятельности.
7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.
7.5. Быть справедливым в оценке своей служебной деятельности, работе коллег и подчиненных, в том числе временно. Непредвзято и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел (подразделения, организации), его сотрудников.
7.6. Быть примером соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости при управлении автомобилем или иным транспортным средством.
7.7. Соблюдать функциональность, скромность и чувство меры при оформлении (оборудовании) рабочего места (служебного кабинета).
8. Для сотрудника неприемлемы:
8.1. Использование служебного положения для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в личных целях и вопреки интересам службы.
8.2. Стремление к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера.
8.3. Предвзятый или необъективный подход при рассмотрении вопроса о применении к правонарушителям мер государственного принуждения и привлечении их к ответственности.
8.4. Любые действия, связанные с провоцированием граждан в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений.
8.5. Жестокое либо унижающее человеческое достоинство отношение к людям.
8.6. Участие в конфликтах между гражданами в качестве одной из сторон, утрата контроля над своим эмоциональным состоянием.
8.7. Употребление алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей, курение табака в запрещенных местах.
III. Дополнительные этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников)
9. Сотруднику, замещающему должность руководителя (начальника), помимо выполнения иных этических требований, содержащихся в настоящем Кодексе, следует:
9.1. Быть примером профессионализма, образцового выполнения служебных обязанностей, этических требований, соблюдения служебной дисциплины и законности.
9.2. Проявлять высокую требовательность и принципиальность по отношению к подчиненным в сочетании с уважением их личного достоинства, права на личное мнение.
9.3. Объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы.
9.4. Непредвзято и справедливо распределять между подчиненными служебную нагрузку, учитывая их квалификацию и опыт, проявлять заботу о надлежащих организационно-технических и санитарно-гигиенических условиях службы сотрудников с учетом ее особенностей, а также об их отдыхе и досуге.
9.5. Побуждать подчиненных к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности.
9.6. Способствовать формированию в служебном коллективе благоприятного социально-психологического климата, предотвращать межличностные служебные конфликты, пресекать сплетни и злословие.
9.7. Вникать в нужды и проблемы подчиненных, в пределах своих полномочий обеспечивать им оказание необходимой социальной и правовой помощи, содействовать защите их чести и достоинства.
IV. Отдельные этические требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды
10. Сотруднику полагается не только своим поведением, но и сдержанным и официальным внешним видом подчеркивать принадлежность к службе в органах внутренних дел, формировать уважительное отношение к ней граждан и коллег.
11. Сотруднику важно бережливо относиться к своей форменной одежде и обуви, носить ее в соответствии с установленными нормами чистой и аккуратной, хорошо подогнанной, соблюдать правила личной гигиены.
Приказ МВД России от 26 июня 2013 г. N 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2013 года, регистрационный N 29930), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 20 июля 2015 г. N 771 (зарегистрирован Минюстом России 18 августа 2015 года, регистрационный N 38570), от 24 ноября 2015 г. N 1121 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2015 года, регистрационный N 40332) и от 18 сентября 2017 г. N 722 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 года, регистрационный N 48524).
12. Гражданская одежда, которая носится сотрудником при выполнении служебных обязанностей, должна соответствовать строгому деловому стилю одежды государственного служащего, если иное не определено характером выполняемых служебных обязанностей.
13. При выполнении служебных обязанностей:
13.1. Сотруднику мужского пола рекомендуется быть всегда коротко подстриженным, тщательно выбритым, в случае ношения усов и бороды следить за их аккуратным видом. Не рекомендуется носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.
13.2. Сотруднику женского пола следует соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении ювелирных украшений.
V. Отдельные этические требования при обращении со служебной и личной информацией
14. Сотруднику следует проявлять соразмерность, разумность, корректность и сдержанность при реализации полномочия по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, в том числе о частной жизни граждан, ставшей известной ему в связи с выполнением служебных обязанностей по обработке указанной информации.
15. При обращении со служебной информацией для сотрудника неприемлемо ее предоставление иным лицам и организациям, если это не входит в его должностные обязанности.
16. Сотруднику необходимо воздерживаться от публичного размещения, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:
16.1. Информации, содержащей негативные высказывания, суждения и оценки в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, за исключением случаев, когда это входит в должностные обязанности сотрудника.
16.2. Фотографий и видеозаписей, позволяющих определить его персональные данные и персональные данные других сотрудников, включая их принадлежность к органам внутренних дел, сведений о служебной деятельности, если это не входит в должностные обязанности сотрудника или не обусловлено служебной необходимостью.
16.3. Материалов, дискредитирующих образ сотрудника либо наносящих ущерб авторитету и деловой репутации органов внутренних дел.
Памятка для сотрудников ОВД по охране правопорядка
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Обязанности полиции закреплены в статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»[1].
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права в соответствии со ст.13 Закона о полиции.
В ходе несения службы, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
Порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (далее – ППСП) по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах определен приказом МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции»).
Сотрудники подразделений ППСП, заступающие на службу, должны знать:
1. Оперативную обстановку и особенности маршрута (поста).
2. Дислокацию ближайших нарядов ППСП, местонахождение представителей общественных формирований правоохранительной направленности, ЧОО по охране общественного порядка и систему связи с ними.
3. Приметы лиц, транспортных средств и иного имущества, объявленных в розыск.
4. Места наиболее вероятного совершения преступлений.
5. Лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условно-досрочно, проживающих в районе патрулирования.
6. Месторасположение в районе поста (маршрута) особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения, органов государственной власти, правоохранительных органов, подразделений пожарной охраны, общежитий, предприятий, организаций и учреждений, спортивных и культурно-зрелищных объектов, предприятий общественного питания, торговли, здравоохранения и режим их работы, остановок общественного транспорта.
7. Расположение прилегающих к маршруту (посту) улиц, переулков, площадей, проходных дворов.
Во время службы наряды должны обращать особое внимание на:
1. Лиц, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз и проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режима работы и организации охраны.
2. Лиц, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы.
3. Группы лиц, в том числе молодежи, собирающиеся в скверах, парках, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций.
4. Лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
5. Безнадзорных детей и детей, играющих в опасных местах.
6. Места возможного появления правонарушителей.
7. Целостность дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности.
8. Подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах.
9. Подозрительные предметы, могущие представлять опасность.
10. Несовершеннолетних, находящихся в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Во время несения службы наряды ППСП обязаны проявлять бдительность и принимать меры предосторожности, исключающие возможность внезапного нападения.
В ночное время наряд должен передвигаться по территории на некотором расстоянии от домов и других сооружений, выдерживать, по возможности, необходимую дистанцию по отношению к гражданам и никого не оставлять позади себя, приближаться к человеку, как правило, со стороны источника освещения.
При приближении человека к наряду сзади, в условиях темноты, в малолюдных местах необходимо отойти в сторону, остановиться, пропустить его или изменить направление движения и пойти навстречу.
Во время несения службы наряду ППСП запрещается:
2. Спать, отвлекаться от службы.
3. Нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону.
4. Заходить без служебной необходимости в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения.
5. Оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в пункте 78 Устава.