Что предполагает вариационное исследование в психологии дифференциальной психологии
Направления дифференциально-психологических исследований
В настоящее время объектом внимания дифференциальной психологии иногда оказывается отдельный признак – например, тревожность, острота восприятия, профессиональная ориентация, а иногда – индивидуальность в целом. В. Штерн выделил четыре направления функционирования психологии индивидуальных различий, которые продолжают развиваться и обогащаться. Так, если изучать, насколько вариативным оказывается рассматриваемое качество, насколько велик размах его значений в данной выборке, мы проводим исследование первого направления. Если интересно выявить, с какими еще качествами одновременно проявляется интересующий нас признак, мы проводим другое исследование. При этом мы ни в первом, ни во втором случаях не задаемся вопросами генезиса и прогноза данного качества, мы ограничиваемся одномоментным срезом. Если же мы подходим к индивидуальности как к целостному явлению, нам необходимо соблюдать исторический подход, открывать причины и основные моменты развития интересующего нас качества. Историчными мы должны быть и в том случае, если пытаемся раскрыть многоуровневость и многофакторность индивидуальности – мы не знаем, что и с чем может проявляться одновременно, и должны обеспечить себе возможность применения типологического подхода. Поэтому в исследованиях второго и третьего типа мы проводим не поперечные, а продольные (лонгитюдные) срезы.
Итак, к настоящему времени психология индивидуальных различий сохранила свою неоднородность, что, среди прочего, проявляется в преобладании частнопсихологических теорий. Так, например, теория интеллектуальных способностей практически ничем не связана с эволюционной теорией пола, а теории темперамента никак не соотносятся с теориями черт личности. Поэтому основная тенденция современной дифференциальной психологии – это интеграция частных, разнородных знаний в единую теорию индивидуальности.
К сожалению, и сегодня остаются верными слова В.Штерна о том, что дифференциальная психология отдельных функций, а также «психология женщины, художника, преступника и т.д. должны оставаться пока предметом обсуждения в монографиях.
Основные направления дифференциальной психологии
Классификация методов дифференциальной психологии
Метод в переводе с греческого означает путь, путь познания. Для того чтобы получить представление об индивидуальных различиях психики, используют различные способы получения данных. В мире животных это сделать проще – там в качестве основного применяется метод искусственной селекции. У человека же, к счастью, это пока не практикуется, но зато можно использовать статистическое исследование сходств и различий, особенно при варьировании условий воспитания. Для разных уровней индивидуальности могут быть использованы разные методы, которые можно классифицировать по разным дихотомиям.
По виду используемого опыта выделяют методы интроспективные (основанные на данных субъективного опыта) и экстраспективные (опирающиеся на объективный результат, доступный измерению).
По активности воздействия выделяют наблюдение и эксперимент.
По уровню обобщенности полученных закономерностей номотетические (ориентированные на общее, психологию объяснения) и идиографические (ориентированные на единичное, психографию, психологию понимания).
По стабильности – изменению изучаемого явления различают констатирующие и формирующие методы (в которых конечное состояние изучаемого качества отличается от начального).
Методы дифференциальной психологии развивались под влиянием оппозиции понимания и объяснения. Понимание привело к появлению идиографического подхода, объяснение – к экспериментальным методам. Противопоставление гуманитарной и естественнонаучной парадигм отразилось и в предпочтениях методического аппарата, которым пользуется исследователь. В настоящее время это противостояние смягчается.
Однако остаются открытыми два наиболее серьезных методологических вопроса дифференциальной психологии, затрагивающие все экстраспективные методы. Первый звучит так: поскольку психические признаки даны непосредственно только самому субъекту, как, исходя из самого себя, исследователь может проникнуть в психический мир другого человека? Вопрос этот поднимает проблему аналогии, или интерпретации, в психологическом исследовании. Второй же вопрос касается соответствия между физическими признаками, которые только и даны исследователю непосредственно, и их внутренним психическим содержанием. Эта проблема касается симптоматологии (по симптому судят о психической причине). Итак, поиск максимально валидных методов психологического исследования – это постоянно решаемая и попрежнему насущная задача.
Методы, используемые дифференциальной психологией, можно условно разделить на несколько групп: общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические.
Общенаучные методы
Общенаучные методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и во многих других науках.
Наблюдение – целенаправленное систематическое изучение человека, по результатам которого дается экспертная оценка.
Существует несколько видов наблюдения.
Преимущества метода заключаются в том, что 1) собираются факты естественного поведения человека, 2) человек воспринимается как целостная личность, 3) отражается контекст жизни субъекта.
Таблица 1 Виды наблюдения
1. | опосредствованное – непосредственное (косвенное – контактное) | по форме контакта |
2. | полевое – лабораторное (естественное – экспериментальное) | по условиям деятельности |
3. | открытое – скрытое (инкогнито) | по характеру взаимодействия с объектом |
4. | включенное – невключенное | |
5. | случайное – целенаправленное | по цели |
6. | сплошное – выборочное | по упорядоченности |
7. | произвольное – структурированное | |
8. | констатирующее – оценивающее | по фиксации результатов |
Недостатками являются: 1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями, 2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию, 3) отсутствие возможности повторного наблюдения, 4) фиксация результатов в описательной форме.
Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить: объективность посредством нескольких одновременных фиксаций, систематичность, стараясь избегать больших перерывов, маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, используя технику фиксации наблюдаемых явлений.
В психологии вариантом наблюдения является самонаблюдение (см. ниже Интроспективные методы).
Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Особенность экспериментального метода в психологии состоит в невозможности прямого изучения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. То есть, что бы мы ни пытались измерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъективных реальностей по крайней мере трех человек: испытуемого, экспериментатора-интерпретатора и создателя используемой методики (теста).
Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психический процесс, 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.
К недостаткам относятся: 1) исчезновение естественности процесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естественного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор больше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).
Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятельности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М.Истомина, изучая объем кратковременной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы) и в условиях игровой деятельности («купить в магазине» различные овощи). Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным (например, для изучения альтруистического поведения ребенка приглашают в кабинет методиста в детском садике, предлагая поиграть со взрослым).
Формирующий эксперимент подразумевает не только констатацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой успеваемостью школьников, для них проводят тренинг уверенности в себе, который может быть отнесен к формирующим экспериментам). Вариантом формирующего является психологопедагогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (который после этой апробации начинает называться программой).
Эксперимент может проводиться индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно.
Эксперимент должен соответствовать требованиям валидности (пригодности, понимаемой как соответствие целей, методов и результатов), репрезентативности (представительности выборки и соответствия ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента), надежности (устойчивости результатов во времени).
Моделирование – воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть индуцирование настроения (изменение фона настроения испытуемого посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.).
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.
Генеалогический метод – метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.
Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. Der Proband – испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети также располагаются внутри одной строки по порядку рождения.
Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные – отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки. Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).
Метод приемных детей состоит в том, чтобы в исследование включить детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.
Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.
Близнецовый метод использовался Э.Торндайком, Р.Заззо. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).
Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы посвящены изучению выдающихся личностей, особенностям среды и наследственности, которые послужили импульсами для их духовного становления. Как правило, эти методы выбирают своим объектом исторического индивида – человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.
Биографический метод – использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П.Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П.Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности.
Дневниковый метод – вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).
Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.
Собственно психологические методы
Эта группа составляет основное содержание дифференциальнопсихологических приемов исследования.
Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.
1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака – феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например, аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемым данных. Поэтому, как отмечал В.Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.
2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).
Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.
Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.
Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.
Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов.
Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование.
Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты – графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.
Тестирование – краткое стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Использование тестов должно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.
В зависимости от изучаемой реальности тесты можно объединить в следующие группы (классификация имеет эмпирический характер, классы пересекаются).
Тесты очень экономичны, однако обладают малой надежностью и легко поддаются фальсификации (особенно в компьютеризованной форме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).
Дифференциальная психология. Дифференциальная психология
Дифференциальная психология
Какая научная дисциплина стремилась свести различия между людьми к простым типам, занимаясь составлением классификаций по таким основаниям, как анатомофизиологические и психологические?
Выберите один ответ:
a. дримология
b. графология
c. хиромантия
d. характерология
Какая работа была опубликована В.Штерном в 1900 году?
Выберите один ответ:
a. «Психология когнитивных различий»
b. «Дифференциальная психология»
c. «Психогенентика»
d. «Психология индивидуальных различий»
Кто считается родоначальником исследований индивидуальных различий?
Выберите один ответ:
a. Дж. Кеттелл
b. А.Бине
c. А.Ф. Лазурский
d. Ф.Гальтон
Представители какой науки стремились определять особенности человека по форме строения черепа?
Выберите один ответ:
a. дримология
b. характерология
c. френология
d. хиромантия
Укажите ученых, которые вели исследования в рамках дифференциальной психологии в России
Выберите один или несколько ответов:
a. В. Д. Небылицын
b. А. Бине
c. В. С. Мерлин
d. Б. М. Теплов
Что из перечисленного является предметом дифференциальной психологии?
Выберите один ответ:
a. природа и источники индивидуально-психологических различий
b. когнитивные и другие способности
c. психика
d. субъективное отражение объективной реальности
Что предполагает вариационное исследование?
Выберите один ответ:
a. изучаются два и более признаков у нескольких индивидов
b. изучается только один признак у нескольких индивидов
c. изучается один признак у одного индивида
d. изучается один индивид в отношении многих признаков
Как назыавается метод, состоящий в сравнении внутрипарно монозиготных и дизиготных близнецов?
Выберите один ответ:
a. наблюдение
b. метод контрольных близнецов
c. метод близнецовой пары
d. метод контрольного близнеца
Как называется метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений»?
Выберите один ответ:
a. генеалогический
b. социологический
c. исторический
d. биологический
Какой метод является вариантом биографического метода?
Выберите один ответ:
a. патографический
b. психодиагностический
c. патологический
d. психогенетический
Кем были созданы методы, позволяющие оценить соотношения между различными характеристиками?
Выберите один или несколько ответов:
a. К.Пирсон
b. Ф.Гальтон
c. Р. Фишер
d. А.Бине
Кого в исследовании называют пробандом?
Выберите один ответ:
a. проводящий генетические эксперименты
b. человек, на котором проводят эксперимент
c. составляющий генеалогическое древо
d. человек, ради которого составляется генеалогическое древо
О какой категории методов идет речь в следующей фразе: «они представляют собой модификацию применительно к психологической науки методов, которые используются и во многих других науках»?
Выберите один ответ:
a. психологические
b. общенаучные
c. специальные
d. исследовательские
Укажите, что из перечисленных методов относится к психогенетическим методам исследования.
Выберите один ответ:
a. анкетирование
b. эксперимент
c. близнецовый метод
d. наблюдение
«Системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности» – это …
Выберите один ответ:
a. субъектность
b. индивидуальность
c. индивид
d. личность
Индивидный уровень свойств – это…
Выберите один ответ:
a. социальные предпосылки развития субъекта
b. объективные предпосылки развития субъекта
c. идеальные предпосылки развития субъекта
d. безличные предпосылки развития субъекта
Как называется система исследова¬тельских техник, созданных для выделения психологических характе¬ристик, имеющих широкие индивидуальные различия?
Выберите один ответ:
a. теория черт
b. теория систем
c. теория различий
d. теория техник
Какие качества относят к третьему (высшему) уровню индивидуальности?
Выберите один или несколько ответов:
a. убеждения
b. стилевые характеристики поведения
c. ценности
d. направленность личности
Кто из ученых ввел понятие интегральной индивидуальности?
Выберите один ответ:
a. А. Бине
b. А.Н. Леонтьев
c. В.С. Мерлин
d. Ф.Гальтон
На какие классы подразделяются индивидные свойства?
Выберите один или несколько ответов:
a. индивидуально-личностных свойств
b. индивидуально-типических свойств
c. индивидно-субъективных свойств
d. возрастно-половых свойств
Укажите критерии личности
Выберите один или несколько ответов:
a. иерархия мотивов
b. соподчинение мотивов
c. способность к руководству своим поведением
d. эгоизм
Какие два основных ком¬понента выделил В.Д. Небылицын в структуре темперамента?
Выберите один или несколько ответов:
a. эмоциональность
b. коммуникабельность
c. активность
d. интеллектуальность
Какие теории объяснения природы темперамента существуют?
Выберите один или несколько ответов:
a. психологические теории
b. социологизаторские
c. гуморальные
d. конституциональные
Какие типы темперамента И.Кант отнёс к темпераментам действия?
Выберите один или несколько ответов:
a. меланхолический
b. холерический
c. сангвинический
d. флегматический
Кто из ученых предпринял попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психоло¬гических различий между ними?
Выберите один ответ:
a. О.Гросс
b. К.Юнг
c. И.Кант
d. А.Бине
Кто из ученых пришел к выводу, что каждому из этих видов заболеваний соответствует определенный тип телосложения?
Выберите один ответ:
a. К.Юнг
b. И.Кант
c. О.Гросс
d. Э.Кречмер
Кто является автором «специальной теории индивидуальности»?
Выберите один ответ:
a. О.Гросс
b. М.В. Русалов
c. И.Кант
d. В.Д. Небылицын
Что относят к характерным особенностям темперамента?
Выберите один или несколько ответов:
a. свойства темперамента адекватны основным типам высшей нервной деятельности
b. сравнительное постоянство индивидуально-психологических свойств личности
c. темпераментные особенности могут корректироваться
d. темперамента изменяется с течением жизни
Какому типу по К.Юнгу соответствует следующее описание: «они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны»?
Выберите один ответ:
a. субъективисты
b. интроверты
c. экстраверты
d. биверты
Какому типу по Э.Фромму соответствует следующее описание: «Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека»?
Выберите один ответ:
a. конформист
b. мазохист-садист
c. разрушитель
d. конформист-автомат
Кем из ученых был введен термин «акцентуация»?
Выберите один ответ:
a. Э.Фромм
b. А.Е.Личко
c. К. Юнг
d. К.Леонгард
О какой особенности характера идет речь: «нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим»?
Выберите один ответ:
a. акцентуация
b. иннервация
c. избирательность
d. патологичность
О каком типе акцентуации идет речь: «Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели»?
Выберите один ответ:
a. гипертимный
b. лабильный
c. циклоидный
d. сензитивный
С какими сторонами личности связан характер?
Выберите один или несколько ответов:
a. способностями
b. нравственностью
c. темпераментом
d. общительностью
Укажите особенность характера
Выберите один ответ:
a. не наследуется
b. не зависит от воспитания
c. передается по наследству
d. не развивается
Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению – это…
Выберите один ответ:
a. темперамент
b. характер
c. задатки
d. способности
К какой категории теорий интеллекта относят теорию Ч. Спирмена?
Выберите один ответ:
a. иерархии
b. когнитивные
c. множественных интеллектов
d. психометрические
Какие способности в наибольшей степени социально обусловлены?
Выберите один или несколько ответов:
a. взаимодействию с людьми
b. предметно-деятельностные
c. способности к общению
d. специальные
Какое количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов, выявлено в работах последователей Терстона?
Выберите один ответ:
a. 19
b. 8
c. 20
d. 12
Общие способности непосредственно связаны (базируются) с …
Выберите один ответ:
a. типом темперамента
b. врожденными задатками
c. типом ВНД
d. особенностями характера
Продолжите фразу: «Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как …»
Выберите один ответ:
a. в стабильной среде
b. в постоянном процессе развития
c. генетически фиксированное образование
d. стабильное образование
Что такое фактор g?
Выберите один ответ:
a. это выученные интеллектуальные способности
b. это специальные способности
c. это врожденные интеллектуальные характеристики
d. это интеллектуальные характеристики, которые определяются преимущественно общими способностями
Вставьте пропущенное слово «Генотип-средовое …. всегда увеличивает популяционную дисперсию»
Выберите один ответ:
a. сочетание
b. ковариация
c. взаимодействие
d. корреляция
Какая из трех видов генотип-средовой корреляции в процессе взросления становится все менее и менее важной в детерминации поведения человека?
Выберите один ответ:
a. реактивная
b. активная
c. пассивная
Какие типы изменений, происходящих в процессе развития сопровождаются стабильностью и преемственностью? (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. производность
b. исчезновение характеристики
c. новое образование
d. рост
Методы, позволяющие оценить изменение абсолютных величин психологических показателей, проследить динамику процесса развития и сравнить динамику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида называются
Выберите один ответ:
a. описательные методы индивидуального анализа
b. генотипические методы
c. лабораторные методы
d. методы статистического анализа индивидуального развития
Продолжите фразу: «Возраст достижения оптимума и возраст, при котором начинается снижение функционального уровня той или иной психологической характеристики…
Выберите один ответ:
a. определены генотипически
b. зависят от средовых воздействий
c. имеют большие индивидуальные вариации
d. стабильны и определены
Укажите в каких случаях прослеживается роль генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий фенотипически похожих психологических характеристик (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. при анализе когнитивных стилей
b. при анализе результатов обучения
c. при исследовании качественных изменений, происходящих в процессе развития
d. при учете функциональных систем, в которые включены изучаемые психологические характеристики
Укажите два основных варианта взаимодействия генотипа и среды.
Выберите один или несколько ответов:
a. между генотипическими и средовыми факторами есть корреляция.
b. средовые условия не оказывают влияния на проявление генотипа
c. средовые условия оказывают раз¬ное влияние на человека в зависимости от его генотипа.
d. корреляции между средовыми и генотипическими факторами нет
Как называется стиль общения, задаваемый культурой, в которой живет человек?
Выберите один ответ:
a. императивный
b. манипулятивный
c. гуманистический
d. ритуальный
Какая особенность когнитивного стиля свидетельствует о способности сконцентрировать внимание на наиболее важных деталях информации, не отвлекаясь на помехи?
Выберите один ответ:
a. гибкость
b. фокусирование
c. широта
d. выравнивание
Какая характеристика когнитивного стиля свидетельствует об индивидуальных различиях, проявляющихся при свободной классификации объектов
Выберите один ответ:
a. фокусирование-сканирование
b. уравнивание-заострение
c. высокая-низкая толерантность к нереалистическому опыту
d. узкий-широкий диапазон эквивалентности
Система отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности – это …
Выберите один ответ:
a. психофизический стиль деятельности
b. биопсихический стиль деятельности
c. когнитивный стиль
d. индивидуальный стиль деятельности
Укажите исследователя, который исследовал особенности способов когнитивной деятельности у детей и выявил три уровня когнитивных стилей
Выберите один ответ:
a. Н. С. Лейтес
b. Г. Клейн
c. Н.Коган
d. Г. Уиткин
Укажите те три теста, Индивидуальные различия в выполнении которых демонстрируют степень зависимости-независимости от зрительного поля (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. тест вращающейся комнаты
b. тест парной фигуры
c. тест стержня и рамки
d. тест корректирования положения тела
Ядро индивидуального стиля составляют две категории: …
Выберите один ответ:
a. физиологические особенности индивида и психические особенности
b. психофизические особенности и индивидуально-личностные особенности
c. особенности, благоприятствующие успеху и особенности, противодействующие успеху
d. скорость мышечных реакций и скорость протекания когнитивных процессов
Какую особенность эмоциональной сферы девочек по сравнению с мальчиками отмечают исследователи, рассматривая эти особенности?
Выберите один ответ:
a. большую сензитивность
b. меньшую устойчивость
c. стабильность
d. интеллектуальность
Кто из исследователей обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая?
Выберите один ответ:
a. А.Гезелл
b. А. Адлер
c. Л. Эллис
d. З.Фрейд
Наука об инстинктивных основах поведения – это …
Выберите один ответ:
a. биология
b. физиология
c. зоопсихология
d. этология
По каким из приведенных шкал опросника В.М. Русалова показатели у женщин выше? (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. пластичность
b. эмоциональность
c. социальная пластичность
d. энергичность
Сколько было выделено устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем)?
Выберите один ответ:
a. 18
b. 6
c. 9
d. 12
Укажите автора нейроандрогенетической теории
Выберите один ответ:
a. К. Хорни
b. А. Адлер
c. А.Фрейд
d. Л. Эллис
Укажите в чем чаще проявляются невротические отклонения девочек (множественный выбор)
Выберите один или несколько ответов:
a. агрессивности
b. в появлении страхов
c. вредных привычках аутоагрессивной этиологии