Что привело в ночлежку клеща
Клещ в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание
Клещ является одним из второстепенных героев знаменитой пьесы Горького «На дне».
В этой статье представлена цитатная характеристика Клеща в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
Клещ в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
«Я здесь полгода прожил… а всё равно как шесть лет…» (Клещ)
«. перед наковальней – сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки.»
«Ты бы, чай, теперь поласковее с ней обращался… ведь уж недолго…» (Наташа)
«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!»
«Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает…» (Костылев)
«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… «
«Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!»
«Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
В конце концов Анна умирает от своей болезни. У Клеща в это время оказывается только 40 копеек на похороны. Чтобы похоронить жену, он продает свои слесарные инструменты, благодаря которым он зарабатывал на жизнь:
«Нет… Хоронить надо… а у меня сорок копеек всего…» (Клещ)
«Сатин. Эй, вдовец! Чего нюхалку повесил? Что хочешь выдумать?
Клещ. Думаю… чего делать буду? Инструмента – нет… всё – похороны съели?»
«Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит). Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда. «
«Как же. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…»
Клещ (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!»
Таков цитатный образ Клеща в пьесе «На дне» Горького: характеристика, описание персонажа.
Как Клещ попал на дно?
Максим Горький в своей пьесе «На дне» предпринял попытку описать бедный слой населения. Герои произведения претерпевают не лучшие времена в своей жизни и обитают в ночлежке.
Клещ – один из второстепенных героев произведения. В ночлежке он обитает с женой около шести месяцев. Работает персонаж слесарем, женат на Анне, которой исполнилось тридцать лет. Несмотря на то, что Андрей Дмитриевич Клещ человек трудолюбивый, его не уважают и презирают. Но в силу потери своей работы, персонаж и стал постоянным жильцом ночлежки.
Клещ не хочет сдаваться, он ожидает смерти жены, чтобы выбраться из этого места. На дне оказались супруги из-за него, но постоянно истязает жену именно он. Анна терпит характер мужа, побои, это привело к развитию у нее чахотки. Она с каждым днем все ближе к смерти. Другие жители побуждают Клеща быть с ней помягче, но он непоколебим.
Когда Анна умирает, на руках у Клеща лишь 40 копеек на оплату похорон. Человек, всю жизнь истязавший свою жену продает инструменты, чтобы хватило средств на человеческие похороны. Это становится причиной его обиды на весь мир. Средств на существование нет, инструментов для поиска работы нет. Так Клещ и продолжает жить в ночлежке, не в силах изменить ход своей судьбы.
В конце Андрей Дмитриевич Клещ привыкает к той жизни. Он уже не сопротивляется. Люди в ночлежке вдруг становятся для него не менее человечными, чем все остальные. Так и живет он до конца своей жизни.
Что привело главных героев в ночлежку? по пьесе На дне (Горький Максим)
У каждого из постояльцев ночлежки своя история, но настоящее для каждого одинаково ужасно, также у каждого из них нет будущего. Для большинства из героев пьесы всё осталось в прошлом.
Барон из-за неудачной женитьбы растратил всё состояние, доставшееся от богатых предков. Когда Барон служил чиновником его поймали на растрате казённых денег и отправили в тюрьму. После выход из тюрьмы Барон так же, как и Сатин попал в ночлежку.
Клещ потерял работу, хотя честно работал с малых лет. Андрей Дмитриевич — трудолюбивый человек и как Настя хочет выбраться со дна, хочет всё исправить и начать жить заново.
Для этого он хладнокровно ждёт смерти жены, но после смерти Анны Клещ остаётся без денег и без инструментов. Ничего не меняется.
Актёр когда-то имел звучную фамилию, играл в спектаклях. Однако не попадал на первые роли, жил в нужде и не найдя выхода спился. В ночлежке он пьянствует вместе с Сатином, преимущественно на чужие деньги.
Пепел говорит, что для него не было другой дороги: «Я — сызмальства: вор», «Воров сын». С детства все называли его вором, потому что его отец всю жизнь воровал и сидел в тюрьмах.
Настя, продавая себя, оказалась на дне жизни. Как у немногих обитателей ночлежки, у ней есть желание всё изменить, она мечтает о настоящей любви, но бессильна против настоящего.
Несмотря на то, что постояльцы ночлежки попали на «дно» разными путями, теперь у них одна судьба, страшная и неотвратимая.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как Клещ попал на дно?
Как Клещ попал на дно?
Максим Горький в своей пьесе «На дне» предпринял попытку описать бедный слой населения. Герои произведения претерпевают не лучшие времена в своей жизни и обитают в ночлежке.
Клещ – один из второстепенных героев произведения. В ночлежке он обитает с женой около шести месяцев. Работает персонаж слесарем, женат на Анне, которой исполнилось тридцать лет. Несмотря на то, что Андрей Дмитриевич Клещ человек трудолюбивый, его не уважают и презирают. Но в силу потери своей работы, персонаж и стал постоянным жильцом ночлежки.
Клещ не хочет сдаваться, он ожидает смерти жены, чтобы выбраться из этого места. На дне оказались супруги из-за него, но постоянно истязает жену именно он. Анна терпит характер мужа, побои, это привело к развитию у нее чахотки. Она с каждым днем все ближе к смерти. Другие жители побуждают Клеща быть с ней помягче, но он непоколебим.
Когда Анна умирает, на руках у Клеща лишь 40 копеек на оплату похорон. Человек, всю жизнь истязавший свою жену продает инструменты, чтобы хватило средств на человеческие похороны. Это становится причиной его обиды на весь мир. Средств на существование нет, инструментов для поиска работы нет. Так Клещ и продолжает жить в ночлежке, не в силах изменить ход своей судьбы.
В конце Андрей Дмитриевич Клещ привыкает к той жизни. Он уже не сопротивляется. Люди в ночлежке вдруг становятся для него не менее человечными, чем все остальные. Так и живет он до конца своей жизни.
II. Беседа по содержанию пьесы «На дне»
— Как изображается место действия в пьесе?
(Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей — людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам — нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.
Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена сарая или конюшни «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.
В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал — сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний «акт» драмы совершается все же на пустыре — там удавился Актер.)
— Какие люди являются обитателями ночлежки?
У многих ночлежников даже нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось — «все забыл».)
— Что является предметом изображения в пьесе?
(Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни).
— Каков конфликт драмы?
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)
Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
— Что привело в ночлежку ее обитателей — Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?
— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)
— Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?
(В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта — разговор ночлеж ников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта — появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Она заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»)
— В чем своеобразие любовного конфликта?
(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)