Что проверяет хирург на влэк
Медицинская комиссия для пилота или прохождение ВЛЭК пошагово
ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.
Требования к здоровью: справки, врачи и анализы
Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.
ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.
Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.
Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3
Список ограничений:
Распространенные вопросы по ВЛЭК
Стоимость
Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.
Список основных центров прохождения ВЛЭК
Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации».
Срок, на который выдается заключение ВЛЭК
Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.
Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово
Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать
У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.
Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.
Заключение
Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.
Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.
Но есть нюансы, как обычно.
У нас одним врачом не обходится. ВЛЭК заключается в прохождении следующих этапов:
И далее, начинается бег по врачам:
И после этого ты получаешь заветную бумажку с печатью, «хлебую карточку», как называют ее пилоты постарше.
В чем же страхи прохождения российского ВЛЭК, кроме того, что оно состоит из множества этапов?
Предвзятость
Личностный фактор конкретного врача.
Очень много врачей. Каждый врач со своими тараканами в голове. Очень много «бабулек» в том самом возрасте, когда реальностью начинают управлять гормоны. Да и иные мужики-врачи не отстают.
Не так поглядишь, не так улыбнешься, не так постучишься. И при этом все ведь считают себя единственными экспертами, ревностно относясь к заключению своих коллег по специальности.
В Академии ГА (С.Петербург) очень много крови ребятам попортила врач-офтальмолог (окулист). Вреднейшая тетка! Надеюсь, что она уже с почетом ушла на пенсию. Она понаставила диагнозов не одну сотню. которые были сняты врачами других ВЛЭК сразу после окончания Академии, т.к. другие врачи проблем в глазах не заметили.
Нагнетание страхов из-за проблем, которых видит конкретный врач
Мой отец заключительные лет 15 своей летной карьеры каждый год переживал из-за кардиограммы, т.к. в один «прекрасный» день одна врач наговорила кучу страхов в связи с какими-то загогулинами на ней. Каждое прохождение ВЛЭКа (15 лет!) было сродни победе.
Понимаете? 15 лет врачи цокали языком, нервируя отца. Приходилось придумывать способы, чтобы проходить ВЛЭК, какие-то пути обходные искать. А выяснилось, что проблема не стоила выеденного яйца!
Но ВЛЭК он теперь проходит в другом месте.
В-общем, тут проблема имеет те же корни, как и проблемы с разными инструкторами.
Если попробуешь возмутиться. пиши пропало.
Таких врачей пилоты любят, ценят, уважают.
И, как я уже неоднократно мрачно шутил, это приводит к тому, что «российский пилот должен умереть в полете, будучи абсолютно здоровым, т.к. он вот только что прошел ВЛЭК».
А я прошел ВЛЭК за два дня!
И то ли народу меньше стало, то ли чай закончился.. Но в очередях я практически не сидел. Я бы и за день прошел, но в первый день сдавал анализы, а есть врачи, которые принимают только после получения результатов анализов. Их я прошел во второй день.
К слову, во внуковском ВЛЭК меня по тому же диагнозу к эндокринологу не отправляли. а заставляли крутить велосипед, как будто бы у меня ожирение :))) Когда перешел в домодедовский ВЛЭК, то сильно удивились, зачем мне этот велосипед нужен. И отправили к эндокринологу 🙂
Еще одна проблема связана с индикацией на современных самолетах. Дисплеи. Зрение от них, особенно от устаревших ЭЛТ-дисплеев, садиться только в путь!
Однако, это тоже не считается профзаболеванием.
Надеюсь, за эти дни в моем блоге появятся рассказы, которые вас, друзья, заинтересуют.
Привет ВЛЭК по первой графе!
В помощь вновь поступающим на учёбу и тем кто просто интересуется… 🙂 Статья поможет вам сэкономить время при подготовке и прохождении комиссии.
(Update: 2018)
1 Апреля — для кого-то день смеха, а для кого-то первый день работы врачебно-летной экспертной комиссии для абитуриентов (ВЛЭК)
Я хочу рассказать о собственном опыте прохождения летной медкомиссии по первой графе.
Все начинается со сбора нужных справочек, бумажечек, подписей и печатей. У нас без этого конечно же никак!
Точный список всех необходимых документов вам сможет сообщить только сам секретарь ВЛЭК. В разных медицинских центрах могут быть разные требования. Например, могут требовать приносить свой снимок пазух носа, а могут и сделать на месте сами. Помнится мне, как-то в Домодедово не работал ренген и кто это знал приносили свой снимок, а кто узнал об этом на месте вынужден был искать ренген поблизости, а это опять потеря времени и нервных клеток. Так что обязательно надо звонить и узнавать. Причем, надо учитывать и человеческий фактор. Обычно секретари сидят в жутких «запарах» и могут забыть вам сообщить по телефону о какой-то справке или важном моменте, так что в идеале звоните несколько раз и уточняйте или переспрашивайте у тех кто звонил:))
С 2015 года ВЛЭК платный! Ниже я сделаю описание с ценами.
Я проходил ВЛЭК во Внуково. Первое где я узнал перечень необходимых документов для медицинской комиссии был сайт Сасово. Но возникает логический вопрос, а если я поступаю например еще в Крусный Кут? Или Ульяновск? Тогда какие мне документы нести? А если во Внуково свои требования? По этому, на основе списка взятому в Сасово я задавал вопрос секретарю ВЛЭК по телефону.
Перечень документов, представляемых в приемную комиссию:
(Обратите внимание что указанно не во ВЛЭК, а в приемную комиссию учебного заведения)
*Жирным курсивом я пометил уточняющие моменты для самого ВЛЭК.
Срок годности медицинских справок:
По сравнению с прошлым годом изменения коснулись и некоторых сроков!!
— форма № 086/у — 1 месяц;
— медицинские заключения психиатра, психиатра-нарколога и дерматовенеролога — 1 месяц;
— флюорография органов грудной клетки — 1 год; (я бы уточнил что должна быть текущего календарного года)
— рентгенография придаточных полостей носа — 1 месяц;
— анализы на RW и Вич-инфекцию — 1 месяц;
— анализы на маркеры вирусных гепатитов — 1 месяц;
— анализы кала на яйца гельминтов и простейшие — 1 месяц;
— заключение гинеколога (для девушек) — 1 месяц.
Готовится к ВЛЭК я бы советовал начинать за две недели.
Для получения справки 086/у необходимо обратится к своему терапевту по месту жительства. Он вас направит для прохождения врачей(как диспансеризация).
Надо понимать, что какие-то врачи могут оказаться в отпуске, где-то очереди на несколько дней и т.п. По этому заранее планируйте и рассчитывайте своё время! Обратите внимание на то что справка 086/у должна быть полностью заполнена!
Справки из диспансеров иногда оказывается получить сложнее чем кажется. Как-то я попал в ситуацию, когда пришлось записываться на примем, а ближайшее свободное время было только через 4 дня. В диспансерах требуется получить справку, в которой будет обязательно написано «произведен осмотр«! Справка может быть для вас платной (каждая по 500 руб)
Флюрография делается либо в поликлинике по месту жительства, либо в частном мед.центре.
Анализы я делал в Инвитро. Один день и 2300руб.
После того как готовы все справки вы готовы к ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ВЛЭК. Можно выезжать!
Врачи ВЛЭК работают 5/2 с 8-00 до 14-00. В августе влэк уходит в отпуск!
Адрес: 119027, г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 25, корп. 1. Добраться можно на аэроэкспрессе или от метро Юго-Западная на маршрутке/автобусе. Второе дешевле в разы.
Для начала прохождения вы подъезжаете к 8 часам натощак в кабинет ТЕРАПЕВТА! Для Внучки это кабинет на втором этаже №17.
Терапевт вам заведет карту и выдаст много талончиков на оплату предстоящих врачей. И конечно-же объяснят куда и как идти:)) Раз уж вы голодный и злой, в первую очередь надо сдать кровь и мочу в лабораторию, а дальше заниматься остальными врачами. Бежим и сдаем! Ах нет! Стоп! Сначала конечно оплачиваем…)))
На первом этаже есть касса. Касса принимает только наличные и желательно без сдачи! (В ваших же интересах)
Оплатить лучше всех и сразу, врачи очень не любят тех кто не делает этого вовремя.
С другой стороны, если вдруг вы не пройдете комиссию, придется делать возврат. В таком случае платите вперед за 2-3 врачей.
Вот так выглядит подготовка к ВЛЭК:
Терапевт — первый прием
Анализ крови методом забора из пальца
Анализ мочи
Стоматолог — смотрит прикус, все ли зубы на месте и т.п.
ЭЭГ — обычно по записи, изучают голову.
ЭКГ — смотрят сердце.
Ренгенография придаточных пазух носа — отдаете потом ЛОРу
Аудиометрия — ЛОР проверяет остроту слуха на специальном аппарате.
На этом этапе у меня вышло 3800руб.
Анализы делаются два-три дня, ЭЭГ очередь(по этому еще дней пять)
У меня ушла неделя на предварительный.
Дальше, если предварительно эти врачи ничего не нашли подозрительного и пропускают вас начинается уже основной ВЛЭК.
Основной ВЛЭК начинается с секретаря(кабинет на втором этаже, рядом с ЭЭГ), где ещё раз посмотрят военный билет и заведут на вас «дело».
Дальше идёте снова к Терапевту.
На карте есть порядок прохождения, но как правило врачи сами будут решать когда и кого вам проходить.
Выглядит основной ВЛЭК вкратце так:
Терапевт — слушает лёгкие, делает внешний осмотр, измеряет давление.
Отоларинголог — крутит на стуле, проверяет обоняние, дикцию и слух.
Хирург — внешний осмотр всего что возможно осмотреть(например наличие сколиоза и плоскостопия), еще измерит силу мышц, вес, рост.
Невролог — стучит молоточком, просит дотягиваться разными частями тела до себя и т.п.
Офтальмолог — проверяет ваше зрение. Здесь внимание! Вам закапают Атропин или его аналог. Капают много, так что будьте готовы к тому что в течении 5 дней вы будете что-либо видеть ближе 500 метров. За руль не сесть, книжки не почитать, в телефоне не посидеть, короче беда!)
Здесь итого 1800руб с психологом(о котором ниже)
Можно пройти за 2 дня.
Если вы оказались годны у всех выше пройденных врачей-экспертов, я вас поздравляю, но не спешите радоваться, ведь впереди ещё предстоит пройти психолога 🙂
Это заключительный этап прохождения летной медицинской комиссии, на котором будут определять ваши способности к будущей профессии. В секретариате вас запишут на определенную дату, к которой надо принести себя выспавшимся и бодрым, не забыть оставшиеся фотографии 3*4, их количество должно соответствовать учебным заведениям в которые вы планируете поступать.
Психолог это тот же профотбор для пилотов или абитуриентов.(ПО)
Заключается он в прохождении психологических тестов. На разных комиссиях тесты могут быть разными, но примерно все стандартно:
Кольца Ландольта
Установление закономерностей
Компасы
Диктанты
Шкалы приборов
Черно-красная таблица
Тест-опросник СМИЛ на 566 вопросов.
В общей сложности на это уходит около 4 часов.
Все тесты (кроме опросника) на время. Время на задание дается аккурат что бы успеть в очень быстром темпе, так что будьте готовы напрягаться на все 100%
Как выглядят тесты: нажми на меня.
Одни классные ребята сделали сайт с онлайн подготовкой к ПО: http://www.aviaknow.ru/proftest
Подготовиться к тесту лучше за ранее. По результату ПО у вас три варианта: рекомендован в первую очередь, во вторую очередь, не рекомендован(не прошёл).
На что это влияет? В училище вы поступаете по среднему баллу аттестата, если по результатам конкурса будут абитуриенты с одинаковым количеством баллов, то выберут в первую очередь того кто был рекомендован… в первую очередь! 😉
В результате, с начала подготовки и до окончания комиссии было затрачено 8200 руб и один месяц.
Можно быстрее, можно медленнее, зависит от очередей, вашей удачи и наличии проблем со здоровьем. Главное — не вести себя нагло, побольше уверенности и доброжелательности.
Если возникает вопрос годны ли вы, то вам нужен ФАП 50 МО ГА (список болезней для влэк) http://base.garant.ru/12126732/
Он подскажет годны ли вы с вашей проблемой, точнее узнать можно у врачей ВЛЭК или ЦВЛЭК. Но на случай спорных вопросов на ВЛЭКе эта центральная комиссия будет решать летать вам всё же или нет. Туда лучше не попадать, а если попали, то пан или пропал. Её решение оспорить можно только через суды.
Если вы не годны, то расстраиваться рано, подумайте о том что бы летать пилотом-любителем. Ну, а если всё же без коммерческой авиации никак — ищите варианты учёбы и работы за границей, но об этом я расскажу позже.
Где пройти ВЛЭК по первой графе:
ВЛЭК Домодедово
пн-пт 8:00–14:00
Россия, Московская область, Домодедово, микрорайон Авиационный, улица Ильюшина, 11, корп. 1
+7-495-792-72-07
Посмотреть на Яндекс карте
ВЛЭК Внуково
пн-пт 8:30–16:30
Москва, ул. Большая Внуковская, 25, стр. 1
+7-495-436‑21-04
Посмотреть на Яндекс карте
ВЛЭК Воронеж (с 2018 года по первой графе нельзя)
пн-пт 8:00–16:00
Россия, Воронежская область, Рамонский район, аэропорт Воронеж (Чертовицкое)
+7 473 206‑93-45, +7 473 206‑93-46
Посмотреть на Яндекс карте
ВЛЭК ЦКБ ГА (в том же здании где ЦВЛЭК, но это обычный ВЛЭК)
пн-пт 8:00–16:00
Россия, Москва, Иваньковское шоссе, 7
(495)-490-03-35 / (495)-490-02-11
Посмотреть на Яндекс карте
ЦВЛЭК
Россия, Москва, Иваньковское шоссе, 7
8 (495) 490-03-69
Посмотреть на Яндекс карте
Вопросы и уточнения всегда приветствую в комментариях.
Мой instagramm: pilot.dima
Мой facebook: pilot.dima.life
Всем удачи и самого чистого неба! 😉
Что проверяет хирург на влэк
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 26 июня 2017 г. № 241 “Об утверждении Порядка образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов и Требований к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий и медицинским экспертам” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 7 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 32, ст. 4322; 2017, № 27, ст. 1095) приказываю:
Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов (Приложение 1);
Требования к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий и медицинским экспертам (Приложение 2).
2. В Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50 (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный № 3417), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 28 апреля 2003 г. № 125 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный № 4879), от 1 ноября 2004 г. № 27 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный № 6129), от 19 сентября 2012 г. № 350 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный № 27043), от 28 ноября 2014 г. № 325 (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2014 г., регистрационный № 35128), внести изменения, изложив пункт 9 в следующей редакции:
«9. Проверку соответствия состояния здоровья кандидатов на получение свидетельств авиационного персонала гражданской авиации и их обладателей требованиям настоящих Правил (медицинское освидетельствование) осуществляют ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или медицинские эксперты, образованные (назначенные) приказом органа по выдаче свидетельств».
3. Считать утратившими силу:
приказ Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 115 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала» (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2000 г., регистрационный № 2191);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 189 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. № 115» (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2009 г., регистрационный № 15344).
Министр | М.Ю. Соколов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 июля 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу Минтранса России
от 26 июня 2017 г. № 241
Порядок
образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов
I. Общие положения
II. Порядок образования центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации
В состав ВЛЭК ГА входят председатель, врачи-специалисты (врач-терапевт, врач-невролог, врач-хирург, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог), медицинский психолог и секретарь (из числа специалистов среднего медицинского персонала).
4. Составы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА утверждаются, медицинские эксперты назначаются приказом органа по выдаче свидетельств сроком на три года.
5. На период отсутствия председателя ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА лицо, его замещающее, назначается органом по выдаче свидетельств по представлению председателя ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА. На период отсутствия врача-специалиста ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА для работы в составе комиссии допускается привлечение врачей-специалистов, требования к которым определены пунктом 3 Требований к членам ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинскому эксперту.
Изменения в составы предоставляются ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА в орган по выдаче свидетельств не позднее, чем за три дня до начала исполнения должностных обязанностей включаемых в состав членов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА.
6. Для утверждения состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА и назначения медицинского эксперта руководитель организации, планирующей осуществлять проверку соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала требованиям ФАП-50, направляет в орган по выдаче свидетельств следующие документы:
заявление об утверждении состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или назначении медицинского эксперта, подписанное руководителем организации;
копии учредительных документов;
копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе выполнение (оказание) работ (услуг) по врачебно-летной экспертизе;
предлагаемый состав ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА (фамилия, имя отчество (при наличии), дата рождения медицинского эксперта);
должностные инструкции членов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА и медицинских экспертов;
сведения о профессиональной подготовке председателя, членов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта (копия диплома, документы о дополнительной профессиональной подготовке, повышении квалификации, сертификаты специалиста);
сведения об оснащении кабинетов врачей-специалистов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта.
Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей заявление.
7. Органом по выдаче свидетельств в течение 30 календарных дней с даты поступления документов проводится их оценка и осуществляется выездная проверка организации на соответствие требованиям ФАП-50 и настоящему Порядку.
При несоответствии требованиям ФАП-50 организация в течение 10 дней после окончания проверки уведомляется органом по выдаче свидетельств об отказе в утверждении состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или назначении медицинского эксперта с указанием причин отказа.
8. Кабинеты врачей-специалистов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА оснащаются в соответствии с требованиями ФАП-50.
9. Полномочия ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта прекращаются или ограничиваются приказом органа по выдаче свидетельств по результатам проверок органом по выдаче свидетельств ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта.
10. Информация об адресах и телефонах ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинских экспертов, графике их работы, а также информация об их полномочиях публикуется на официальном сайте органа по выдаче свидетельств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
III. Порядок работы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта
11. ЦВЛЭК ГА осуществляет:
а) анализ и оценку медицинских заключений, выданных ВЛЭК ГА или медицинским экспертом;
б) проверку соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала требованиям ФАП-50:
по направлению ВЛЭК ГА или медицинского эксперта в случаях, когда для выдачи медицинского заключения требуется проведение обследования, которое не может быть выполнено ВЛЭК ГА или медицинским экспертом;
после обязательного медицинского обследования в условиях стационара медицинской организации, подведомственной органу по выдаче свидетельств, согласно ФАП-50;
при обжаловании заключений ВЛЭК ГА, медицинского эксперта;
в) утверждение заключений ВЛЭК ГА или медицинского эксперта согласно требованиям ФАП-50;
г) принятие решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала;
д) рассмотрение апелляций кандидатов на получение и обладателей свидетельств специалистов авиационного персонала гражданской авиации на решение ВЛЭК ГА или медицинского эксперта;
е) вынесение медицинских заключений первого, второго, третьего классов и официальных медицинских заключений;
ж) внесение ограничений в медицинское заключение или приостановление его действия;
з) сбор и анализ информации о случаях невозможности выполнения профессиональной деятельности в полете, медицинских данных в процессе выдачи медицинских заключений с целью выявления факторов риска для безопасности полетов;
и) проведение контроля качества и безопасности деятельности ВЛЭК ГА, медицинских экспертов;
к) формирование ежегодного отчета о результатах проведения ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА и медицинскими экспертами проверки соответствия состояния здоровья и предоставление его в орган по выдаче свидетельств.
12. ВЛЭК ГА осуществляет:
а) проверку соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала требованиям ФАП-50;
б) вынесение медицинских заключений первого, второго, третьего классов;
в) направление в случаях, установленных настоящим Порядком, специалистов авиационного персонала в ЦВЛЭК ГА;
г) принятие решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования;
д) определение рекомендаций по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья, лечебно-оздоровительным мероприятиям, реабилитационному и санаторно-курортному лечению авиационного персонала гражданской авиации;
е) внесение ограничений в медицинское заключение или приостановление его действия;
ж) подготовку ежегодного отчета о результатах проведения проверки соответствия специалистов авиационного персонала гражданской авиации требованиям ФАП-50 и направление его в ЦВЛЭК ГА.
13. Медицинский эксперт осуществляет:
а) очередную проверку соответствия состояния здоровья требованиям ФАП-50 частных пилотов (самолет, дирижабль, вертолет), пилотов свободного аэростата, пилотов-планеристов, пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов, летчиков-наблюдателей, бортоператоров, бортпроводников, внешних пилотов гражданских беспилотных воздушных судов после их первичной проверки на соответствие, в целях получения свидетельства, требованиям ФАП-50 во ВЛЭК ГА или ЦВЛЭК ГА;
б) вынесение медицинских заключений второго класса;
в) подготовку ежегодного отчета о результатах проведения проверки соответствия специалистов авиационного персонала гражданской авиации требованиям ФАП-50 и направление его в ЦВЛЭК ГА.
14. Перед проверкой специалистов авиационного персонала на соответствие требованиям ФАП-50 председатель ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинский эксперт проверяет документ, удостоверяющий личность лица из числа авиационного персонала, претендующего на получение заключения, и заявление о получении медицинского заключения.
15. Данные, указанные в выданном медицинском заключении, направляются в орган по выдаче свидетельств в течение двух дней с даты выдачи по электронным каналам связи.
16. ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинскими экспертами ведется электронная база результатов проверки соответствия состояния здоровья специалистов авиационного персонала требованиям ФАП-50 и выданных медицинских заключений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу Минтранса России
от 26 июня 2017 г. № 241
Требования
к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинским экспертам
Члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА должны иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», сертификат по основной врачебной специальности, документ о прохождении подготовки по авиационной медицине.
Медицинский эксперт должен иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», высшую квалификационную категорию, пройти подготовку и иметь практические навыки в области авиационной медицины не менее пяти лет.
2. Председатель, члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинские эксперты должны повышать квалификацию по основной специальности и авиационной медицине один раз в пять лет.*
3. Председатель и члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинский эксперт должны:
а) знать требования к состоянию здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации, содержащиеся в ФАП-50;
б) учитывать риски изменения (ухудшения) состояния здоровья для обеспечения безопасности полетов при вынесении экспертного решения о годности специалистов авиационного персонала гражданской авиации к профессиональной деятельности;
в) давать рекомендации по динамическому наблюдению за состоянием здоровья авиационного персонала гражданской авиации;
г) соблюдать медицинскую этику, деонтологию, врачебную тайну.
* Подпункт «г» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1965; 2013, № 3, ст. 207; 2016, № 51, ст. 7379).
Обзор документа
Утверждены Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов и Требования к членам таких комиссий и экспертам.
Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации (ЦВЛЭК ГА) образуется приказом Росавиации на базе подведомственной медицинской организации в составе председателя, врачей-специалистов (терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, кардиолог, психиатр, психиатр-нарколог), медицинского психолога, врача-методиста, секретаря (из числа специалистов среднего медицинского персонала).
Врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации (ВЛЭК ГА), а также эксперты осуществляют деятельность в медицинских организация, имеющих лицензию на выполнение (оказание) работ (услуг) по врачебно-летной экспертизе, и соответствующих требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП-50) и Порядком.
В состав ВЛЭК ГА входят председатель, врачи-специалисты (терапевт, невролог, хирург, оториноларинголог, офтальмолог), медицинский психолог и секретарь (из числа специалистов среднего медицинского персонала).
Составы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА утверждаются, эксперты назначаются приказом Росавиации сроком на 3 года.
Члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА должны иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», сертификат по основной врачебной специальности, документ о прохождении подготовки по авиационной медицине.
Эксперт должен иметь аналогичное образование, а также высшую квалификационную категорию, пройти подготовку и иметь практические навыки в области авиационной медицины не менее 5 лет.
Федеральные авиационные правила «Сертификация юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала» 1999 г. решено считать утратившими силу.